Макроэкономические методы оптимизации дефицита бюджета. Оптимизация бюджета это


Оптимизация бюджета и расходов

Оптимизация бюджета и расходов.

Оптимизация бюджета - Что это такое?Очень схожее понятие у оптимизации бюджета - это экономия. Давайте разберем разницу между этими двумя понятиями.

Экономия - это когда мы начинаем ухудшать качество жизни за счет того что начинаем меньше употреблять (меньше тратить), либо ухудшаем качество услуг. Например, вместо творога покупаем творожные продукты, использование в минимальных количествах электроэнергии или газа.

Оптимизация бюджета - это когда вы продолжаете поддерживать ваш уровень жизни, но при этом тратите меньше чем привычно, за счет того что используете инструменты для оптимизации трат.

Давайте рассмотрим каким образом можно оптимизировать бюджет обычной семьи:

Так каким же образом можно оптимизировать например, основную статью расходов как питание. Здесь существует несколько подходов, один из них это, вы заранее составляете меню на неделю, а лучше на месяц и покупаете продукты в соответствии со списком по тому меню. Что позволит избежать не нужных вам продуктов если считаете что статья продуктов достаточно приличная.Еще пример оптимизации крупной статьи расходов такой как топливо. Если вы очень много перемещаетесь на автомобиле, то имеет смысл перевести автомобиль на газовую установку, тем самым экономия топлива будет почти в два раза.Еще один пример оптимизации бюджета это покупка товаров или услуг в интернете, где вы можете найти точно такие же новые товары, но с дисконтом в 20% и более. Например, ваш ребенок захотел велосипед, для того чтобы оптимизировать этот расход, зайдите на сайт Авито и поищите подобный велосипед среди предложений. Возможно что у других родителей ребенок попросту отказался ездить на велосипеде (точно такой же как хотите вы) и они вынуждены его продать его и уже с дисконтом от 20 до 50%.Тем кому оптимизация бюджета интересна я могу сказать следующее, даже казалось бы не значительная сумма 100-200 рублей в день, выливается в месяц примерно 3-5 тысяч рублей, а в год соответственно 50-80 тысяч, которых вам постоянно не хватает. Эти оптимизированные деньги вы можете пустить на то чтобы быстрее реализовать свои какие-то финансовые цели, например досрочно закрыть кредит, либо поехать в отпуск.

Скачайте чек-лист: 20 способов как оптимизировать ваши траты и сохранить семейные деньги от Investmani.pdf

investmani.ru

Оптимизация бюджетных учреждений: Лучше меньше, да лучше?

В основу новых предложений Министерство финансов положило сравнение численности работников бюджетной сферы в России и странах ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития составляют, в основном, страны Евросоюза). Утверждается, что работников бюджетной отрасли в России почти в два раза больше, чем в экономически развитых странах.

При этом качество оказываемых услуг оставляет желать лучшего. Бюджетников слишком много, а трудятся они мало, заключают в Минфине. Конкретные меры по дальнейшему реформированию бюджетной отрасли в своей статье приводит издание «Коммерсант». Оно ссылается на подготовленный Минфином план «Оптимизация сети и численности работников государственных и муниципальных учреждений». В свободном доступе документ найти не удалось.

Кроме того, никаких новостей в продолжение темы не появилось, хотя, по данным «Коммерсанта», ещё 23 апреля Министерство финансов должно было презентовать свои предложения правительству. Возможно, учтя недавнюю критику Счётной палаты в отношении оптимизационного плана в здравоохранении, чиновники решили «семь раз отмерить». Мы попытались разобраться, какие изменения всё же могут ожидать бюджетную сферу, если правительство таки решится «отрезать»?

Оптимизацию бюджетной сферы правительство начинало в 2010 году «законом № 83» (противники нововведений назвали его законом «о коммерциализации бюджетных учреждений»). Учреждения тогда разделили на две части. Первые от работы по смете перешли на оказание услуг по госзаданию и получили возможность оказывать платные услуги, оставляя доходы себе. Вторые, неспособные выйти на рынок (армия, тюрьмы и так далее), преобразовались в казённые учреждения и остались на смете. Сейчас ту реформу многие эксперты оценивают как формальную, поскольку показатели качества услуг в ней прописаны не были. В 2012 году реформирование было приостановлено.

Больной вопрос

В здравоохранении новая оптимизация коснётся, во-первых, имущественного комплекса. Небольшие, недозагруженные учреждения планируется сливать с более крупными, а образовавшиеся «излишки» — продавать.

Во-вторых, заявляя о переизбытке врачей (в России на 10 тыс. населения приходится в среднем 43 врача, а в странах ОЭСР — 26,4), медиков планируют сокращать, параллельно внедряя «новые стандарты диагностики и лечения пациентов» и повышая зарплату оставшимся (про майские указы президента мы помним). В Москве под этим соусом уже сократили более восьми тысяч медработников, спровоцировав ряд акций протеста, гасить которые пришлось с помощью компенсационных выплат, превысивших 2,5 млрд рублей.

Евгений Козьминых, директор Пермского медицинского правозащитного центра, с утверждением о переизбытке врачей на душу населения согласен: «Если сравнивать с развитой Европой, он действительно есть». Однако, по его мнению, попытка сбалансировать ситуацию простым сокращением с параллельным повышением зарплаты приведёт к снижению качества медицины. «Врачей сокращать уже некуда, они загружены с утра до вечера», — говорит Козьминых.

По его словам, незагруженным сейчас может быть разве что вспомогательный персонал, но как раз его надо не сокращать, а увеличивать — для того чтобы повысить эффективность труда врачей. «Она очень низкая, — поясняет Козьминых. — Врач занимается писаниной, звонками. 60 % времени на приёме он тратит на заполнение документов. Это нерациональная трата времени квалифицированного специалиста! Всем этим должен заниматься вспомогательный персонал. Но на увеличение его численности никто сейчас не пойдёт».

С этой точкой зрения согласен и другой наш эксперт, главный врач одной из частных клиник Перми Ольга Пастухова. «Любое действие сопровождается заполнением кучи бумаг», — говорит она. Сравнивания бумажную нагрузку врача-муниципала и врача-частника, Ольга утверждает: «Отчётов у наших медиков несопоставимо меньше».

Сомнения у эксперта вызывают и планы внедрения неких «новых стандартов диагностики и лечения» — ведь даже существующие стандарты госучреждения выполняют далеко не всегда. Например, до федерального стандарта не дотягивают стационары — львиную долю тарифа на услуги по ОМС «съедают» лекарства и обследование. «Их уже штрафуют за то, что они оказывают услуги в неполном объёме», — говорит Пастухова.

Впрочем, как раз работу стационаров в рамках новой волны оптимизации власти намерены пересматривать. Предлагается ещё больше «снизить уровень госпитализации, переложив нагрузку на поликлиники». Мнение экспертов насчёт оправданности таких действий расходятся, однако согласны они в одном: сокращать койки нужно лишь тогда, когда к новым нагрузкам будут готовы поликлиники. Планы по сокращению персонала входят в прямое противоречие с этой позицией.

Школа выживания

Меры, планируемые в образовательной отрасли, — аналогичные. Во-первых, чиновники намерены продолжить курс на сокращение числа вузов, признанных неэффективными. Во-вторых, Минфин предлагает распространить на всю страну практику слияния школ, детсадов и других образовательных учреждений. Здесь полагают, что таким образом удастся сэкономить на бухгалтерии, юридическом сопровождении и кадровой работе. В-третьих, озвучиваются планы сокращать непосредственно педагогов. Учителей, по мнению Минфина, в России тоже многовато: на тысячу школьников приходится в среднем 111 преподавателей, тогда как в странах ОЭСР — 68.

Слияние, к слову, уже началось. По словам нашего эксперта, директора одного из краевых учреждений дополнительного образования Елены Сергеевой (свою настоящую фамилию она просила не называть, объяснив просто: «Сожрут»), причина всё та же — надо как-то выполнять майские указы президента. «Территориально детские сады остались, где были, для детей ничего не изменилось. Сократили лишь администрацию, — поясняет Елена. — Теперь бухгалтер и, например, заведующий должны разрываться между двумя отдельными детсадами. Ответственности море, сложностей море, а зарплата если и увеличилась, то незначительно».

Оптимизация отрасли за счёт повышения «производительности труда» педагогов может выразиться, по замыслу Минфина, в увеличении нагрузки у учителей-предметников. В Министерстве считают слишком расточительным содержать полный штат преподавателей в каждой школе. По мнению чиновников, «предметники» могут преподавать сразу в нескольких учебных заведениях по графику. «Высвободившихся» преподавателей в этом случае, очевидно, ждёт сокращение.

«Это бред, — комментирует Елена Сергеева. — Не будет никаких приходящих педагогов, потому что их просто нет. У меня, например, есть свободные ставки, но я не могу найти людей. В школах не хватает физиков, математиков, филологов. Выпускники педагогических вузов в школы не идут. Многим работающим учителям давно пора на пенсию».

Утверждение о переизбытке педагогов вызывает недоумение и у другого нашего эксперта, сопредседателя краевого общественного совета «За права детей на образование» Владимира Морозенко. «Учителя у нас в основном работают на 1,5 — 2 ставки, — говорит он. — Это значит, что либо не хватает кадров, либо очень маленькие зарплаты. А в образовании, вероятно, и то, и другое сразу». По поводу планов чиновников распараллелить «предметников» на несколько школ эксперт заявляет, что это, скорее всего, будет обманом: «Если заставить учителя бегать между школами, а ФОТ при этом оставить неизменным, упадёт стоимость часа. Зарплату педагогу, например, поднимут на 20 %, а нагрузка возрастёт на 30 %».

В том, что с зарплатами придётся как-то выкручиваться, эксперты не сомневаются — сегодняшняя ситуация в этом смысле более чем показательная. По словам Елены Сергеевой, все руководители бюджетных организаций образования были обязаны поднять зарплату педагогов до уровня, прописанного в соглашении о выполнении майских указов президента. «Если зарплата будет меньше, мы несём ответственность, вплоть до увольнения», — говорит Елена. В своём учреждении она обязана поднять среднюю зарплату с 20900 рублей до 23500. При этом фонд оплаты труда в этом году... сократили на 400 тыс. рублей. «Район недополучил от края 15 млн, — поясняет директор. — Вот их от каждого муниципального учреждения и отщипывают. Педагогам я меньше платить не могу, значит, должна кого-то сократить, а у административно-управленческого аппарата и вспомогательного персонала отнять часть денег».

Плевок в завтра

Меньше всего ясности — с возможной оптимизацией в сфере культуры. «Коммерсант» на эту тему никаких выдержек из плана Минфина не приводит, однако деятели культуры в любом случае не ждут ничего хорошего.

«Мы всё это уже проходили, — вздыхает директор „Театра-Театра“ Владимир Гурфинкель. — Помним, как создавались единые конструкции из филармоний и театров. Изначально всё это делается не для развития сферы культуры. Чаще всего, это какие-то несоотносимые с искусством глупости. Искусству же приходится работать по принципу „Несмотря ни на что и вопреки всему“. Потому к инициативе Минфина я отношусь как к очередной преграде, которую нужно будет преодолеть. К сожалению, в первую очередь она ударит по слабым, маленьким, нарождающимся коллективам. То есть — по завтрашнему дню».

zvzda.ru

Макроэкономические методы оптимизации дефицита бюджета — КиберПедия

Важным элементом стратегии макроэкономического управления является уменьшение размера бюджетного дефицита. Современна

Современная экономическая мысль предлагает много концепций бюджетного дефицита, с помощью которых определяется эффективность фискальной политики и ее влияние на экономическую систему. Важнейшими из них являются:

общий дефицит бюджета, который называют также "фактическим" или "кассовому", образуется государственными расходами, которые превышают государственные доходы и субсидии внешний дефицит равен внешним расходам государства за исключением государственных поступлений от внешних источников внутренний дефицит - это общий дефицит "минус" внешний дефицит операционный дефицит определяется как общий дефицит за вычетом инфляционной части процентных платежей первичный дефицит представляет собой разницу между величиной общего дефицита и суммой всех процентных платежей текущий бюджетный дефицит (излишек) образуется текущим государственными доходами за исключением текущих расходов. Для финансирования дефицита бюджета используются как инфляционные, так и не инфляционные источника [13, 310].

-не инфляционной источники содержат в себе:

-внутренние и внешние займы на финансовых рынках: кредиты коммерческих банков, иностранных правительств и международных организаций; продажа государственных ценных бумаг коммерческим банкам, фирмам и домохозяйствам трансферты - финансирование в виде безвозмездной помощи [13, 311].

Уменьшить дефицит бюджета правительство может и путем накопления задолженности - просрочки платежей по долгам или купленные товары, а также за счет повышения налогов. Эти меры имеют не инфляционный характер.

Инфляционным источником финансирования бюджетного дефицита является монетизация дефицита, которая происходит в результате

Таким образом, поскольку бюджет является важным инструментом регулирования социально-экономических процессов в государстве, то его состояние определяет финансовое состояние государства и в значительной мере уровень общего благосостояния в целом. Состояние бюджета может характеризоваться тремя показателями: балансом доходов и расходов, превышением доходов над расходами (профицитом) или, Наоборот, расходов над его доходами, то есть бюджетным дефицитом.

 

Нормальным явлением является сбалансированность доходов и расходов. Превышение доходов над расходами означает экономическую и финансовых стабильность в государстве. Сложным явлением является бюджетными дефицит, который присущ бюджетам большинства стран мира, в том числе и высокоразвитых.

 

в большинстве стран мира дефицит бюджета составляет от 2 до 15 процентов валового национального продукта при среднемировой его величине 4,5 процента. Наблюдается тен-денция к стабилизации бюджетного дефицита в среднемирового измерении в размере 3-5 процентов. Следует заметить, что размер бюджетными дефицита, превышающего 3 процента валового на-ционального продукта, приводит к снижению инвестиционной активности, развития инфляции [6, 89].

 

Существуют глубинные, общие, причины бюджетного дефицита, то присущие любой стране, в которой расходы бюджета пре-вышают доходы, и конкретные, особые причины, которые имеют место в отдельной стране. Глубинными причинами бюджетного дефицы-ю в Украине спад производства, снижение эффективности функционирования отраслей экономики и предприятий, невзвешенная социально-экономическая политика в государстве.

 

Конкретными особенностями развития экономики Украины, обусловливающие дефицит бюджета, являются:

 

-структурная разбалансированность экономики и несвоевременное й неэффективное проведение структурных преобразований сохранения значительного количества нерентабельных государственных предприятий, получающих дотации неэффективный механизм налогообложения субъектов хозяйствования значительный объем теневой экономической деятельности неподходящая имеющимся финансовым возможностям государства структура бюджетных расходов нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств потери, разбазаривание продукции, кражи, приписки и т.д.., не стало объектом эффективного государственно-го финансового контроля [6, 90].

Бюджетный дефицит отрицательно влияет на экономику, в частности стимулируя инфляционные процессы. Он является тормозом экономического роста государства, не говоря уже о его отрицательных ни социальные последствия. Однако в научной литературе встречаются утверждения, что дефицит бюджета может иметь положительное влияние на оживление экономической жизни. С этим можно согласиться только частично, так как не сам дефицит может способствовать экономической активности, а источники его финансирования. В тех странах, где хорошо развит рынок госу-дарственных ценных бумаг, величина бюджетного дефицита имеет менее ощутимое влияние на состояние экономики в данном периоде,

но его наличие обязательно будет влиять на хо-ке жизни в будущем. Поэтому бездефицитный бюджет - объективное требование экономического развития государства.

Если фактический дефицит является внешним проявлением разбалансированности доходной и расходной частей бюджета, то структурные и циклический дефициты являются его внутренними составляющими, Фактический дефицит отражает доходы, расходы бюджет и дефицит за определенный период. Структурный дефицит - это дефицит в условиях полной или высокой занятости потенциальных производственных ресурсов. Циклический дефицит - это следствие не поступления бюджетных доходов вследствие циклических ко-колебаний в экономике. В общем выражении циклический дефицит представляет собой разницу между фактическим и структурным дефицитом.

По критерию влияния на экономику бюджетный дефицит подводится на активный и пассивный. Активный бюджетный дефицит являются следствием сознательного увеличения государственных расходов ,вызывает невозможность сбалансировать бюджет.

Различие между структурным и активным дефицитом заключается в том, что последний возникает в результате проведения политики дефицитного финансирования с целью стимулирования достижения максимальной занятости имеющихся производственных ресурсов, побуждает экономику развиваться относительно независимо от циклично колебаний Итак, активный дефицит своим импульсивным содержанием отличается от структурного дефицита.

Пассивный дефицит бюджета обусловлено экономической ко-ньюнктурою как первопричиной накопления запланированного объема бюджетных ресурсов. Таким образом, пассивный дефицит можно отождествить с циклическим бюджетным дефицитом. Существование бюджетного дефицита требует постоянного пои-ку путей его преодоления и в идеале сбалансирования доходов и расходов бюджета. Конкретные меры государства в этом направлении могут быть различными, но в результате сводятся к созданию возможностей роста доходов и сокращения расходов бюджета. С этой целью необходимо [6, 91]:

1) усовершенствовать налоговую систему, обеспечить оптимальный уровень налоговых изъятий для формирования бюджетов всех уровней и создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

2) усилить ответственность субъектов хозяйствования и их руководителей, в частности личную имущественную и уголовную, за соблюдение требований налогового законодательства, своевременность и полноту расчетов с бюджетом и государственными бюджет-фондами

3) усовершенствовать инструменты привлечения к инвестиционной сфере личных сбережений населения

4) обеспечить финансовую поддержку малого и среднего бизнеса путем разработки и выполнения целевых программ развития малого и среднего предпринимательства

5) ввести жесткий режим экономии бюджетных средств

6) перейти от бюджетного финансирования к системе предоставления субсидий, субвенций, инвестиционных займов субъектам хозяйствования

7) ввести научно обоснованную систему предсказания показателей, которые берутся за основу формирования доходов и вьющих бюджета, использовать при бюджетном планировании нормативы бюджетной обеспеченности.

 

Заключение

 

Итак, дефицит бюджета - это сумма, на которую уровень расходов бюджета превышает уровень поступлений. Его покрывают путем образования государственного долга, а также в определенной степени с помощью других средств. Государственный долг состоит из средств, одолженных правительством для покрытия бюджетного дефицита, за исключением тех, что используются на возвращение долга. Если сумма поступлений больше избытком бюджета. Средства, образующие положительное сальдо, используют для уменьшения долга или для удовлетворения других потребностей. Итак, бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. Это показатель негативных явлений в экономике, обусловливающие инфляцию денежной единицы. Причинами возникновения дефицита являются: спад производства, снижение эффективности функционирования отдельных отраслей; несвоевременное проведение структурных изменений в экономике или ее технического переоснащения, большие военные расходы, другие объективные и субъективные факторы, влияющие на экономическую и социальную политику государства.

Значительный уровень дефицита государственного бюджета и невзвешенная политика предоставления государственных гарантий субъектам хозяйствования по внешним заимствованиям стали основными факторами накопления и роста долговых обязательств государства и расходов на обслуживание долга. Эти факторы привели к возникновению долговой проблемы в бюджетно-финансовой системе Украины, а отсюда обязательства государства по погашению основной суммы государственного долга и его обслуживания и оставаться ключевой проблемой бюджетной политики на следующие несколько лет. В частности, наибольшие выплаты по погашению заимствований государства приходятся на 2003-2006 годы.

Существует положительная взаимосвязь между размерами бюджетного дефицита и государственного долга. Бюджетный дефицит увеличивает государственный долг, а рост долга в свою очередь требует дополнительных расходов бюджета на его обслуживание и тем самым увеличивает бюджетный дефицит.

На объем бюджетного дефицита отражаются все изменения в величине государственного долга, в том числе обусловленные влиянием инфляции. Поэтому важно, чтобы государственная задолженность измерялась в реальных, а не только в номинальных величинах.

Использование государственного кредита способствует решению текущих финансовых проблем государства, но значительные объемы его приводят к значительным размерам государственного долга, поэтому в последние годы в зарубежных государствах и в Украине наблюдается тенденция к уменьшению государственных заимствований.

Значительные объемы государственного долга, особенно внешнего, вызывают экономическую и политическую зависимость государства от своих кредиторов.

 

cyberpedia.su


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта