Критерии оценки налоговых систем, их взаимосвязь и противоречия. Оценка налоговой системы россии в соответствии с критериями оптимизации


Критерии налоговой оптимизации - Дипломная работа

Введение

налоговый система экономика

Актуальность темы исследования. Любому государству для реализации своих функций необходимы фонды денежных средств, основным источником формирования которых могут быть только средства, которые государство собирает со своих подданных посредством установления и взимания обязательных платежей в казну с граждан и организаций. Указанные платежи выражают обязанность частных лиц участвовать в формировании государственных централизованных финансовых ресурсов и в совокупности выступают важнейшим звеном финансовой политики государства.

Государство заинтересовано в том, чтобы денежные средства, получаемые путем взимания налогов с имущества граждан и организаций, поступали в казну постоянно и равномерно в соответствии с планами наполнения доходной части бюджета. Такое равномерное поступление денежных средств в бюджетные и внебюджетные фонды обеспечивает бесперебойное расходование денежных средств на запланированные цели, предупреждает ситуации несовпадения фактических сроков поступления платежей и выдачи бюджетных ассигнований, способствует выплате в установленные сроки заработной платы работникам.

Развитие экономики страны во многом зависит от качества налоговой системы. В России за последние годы для ее совершенствования сделано немало - сформирована налоговая система, заметно снижена налоговая нагрузка, введена плоская шкала налога на доходы физических лиц, эффективнее стало налоговое администрирование. Уменьшено количество малоэффективных налогов. Однако, принимая во внимание тот факт, что в настоящее время в РФ совершается множество налоговых правонарушений, необходимым является дальнейшее реформирование налоговой системы России. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о соответствии налоговой системы критериям оптимизации.

Проблема оптимизации налоговой системы в настоящее время является крайне актуальной для Российской Федерации. Проводимые в настоящее время изменения в налогообложении, нацеленные на снижение налогового бремени и обеспечение экономического роста, нуждаются в глубоком теоретическом осмыслении и анализе, целью которых является недопущение повторения ошибок прошлого, точный прогноз налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и оптимизация социально-экономических процессов.

Степень разработанности проблемы. Вопросам налоговой системы РФ и критериям ее оптимизации посвящены работы очень многих авторов: Брызгалина А.В., Берника В.Н., Винницкого Д.В., Головкина А.Н., Горского К.В., Гудимова В.И., Дадашева А.З., Карасевой М.В., Кузнеченковой В.Е., Лобанова А.В., Мамыкиной Н.Н., Ногиной О.А., Староверовой О.В. и др. Однако многие проблемы так и остались нерешенными. Так, дискуссионным является само понятие "критерии оптимизации налоговой системы".

Целью настоящей работы является оценка налоговой системы России в соответствии с критериями оптимизации.

Данная цель определила необходимость решения следующих задач работы:

выявить содержание понятия налоговой системы и критериев её оптимизации;

проанализировать структуру и элементы налоговой системы России в соответствии с критериями оптимизации;

наметить направления совершенствования налоговой системы России.

Объектом исследования являются элементы налоговой системы России.

Предмет исследования - соответствие налоговой системы России критериям оптимизации.

Теоретической и методологической основой исследования стали труды российских специалистов, раскрывающие закономерности налоговой системы России. Работа основывается на методах диалектической логики, системного анализа и синтеза. В качестве инструментария применялись также методы научной абстракции, группировок, сравнений и экспертных оценок, индукции и дедукции.

Структура работы состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения и списка литературы.

 

 

1. Характеристика налоговой системы России

 

.1 Понятие налоговой системы

 

При анализе дефиниций понятия "налоговая система", предлагаемых paзными исследователями, очевидно отсутствие единства в их мнениях. Paзные авторы вкладывают paзличное содержание в указанный термин, кроме того, они применяют этот термин для обозначения paзличных общественных отношений.

Законодатель же отказался от закрепления в законе понятия "нaлоговая система", что и пpивело к отсутствию единого нaучно обоснованного понимания, что онa представляет собой. А закрепление в ст. 2 Законa РСФСР от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федеpaции" (уже утpaтившего силу) понятия "налоговая система" как совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, породило практику установления налогов, котоpaя противоречила ст. 57 Конституции РФ и привела к тому, что уже к 1994 г. в России было дополнительно введено более 70 видов регионaльных и местных налогов сверх предусмотренных в нaзванном Законе. Это свидетельствует о том, что без выpaботки единой теоретической точки зрения на понятие "нaлоговая система" нет смысла его легитимизировать, закрепляя это понятие в законодательном акте. Об этом свидетельствует и нaша законодательная пpактика.

И.И. Кучеров о пpеделяет налоговую систему как основанную нa о пpеделенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установл

www.studsell.com

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов. Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности. Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе понимании справедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

studfiles.net

Критерии оптимальности налоговой политики

Еще в эпоху Адама Смита, и даже раньше, экономисты размышляли и писали об эффектах налогообложения. При этом они чаще всего опи­сывали те характеристики налоговых систем, которые им представля­лись желательными. Смит насчитывал «четыре мак­симы, действующие применительно к налогам в целом»:

1) равенство: чтобы люди платили налоги пропорционально своимдоходам;

2) определенность: чтобы налоговые обязательства были ясными иопределенными, а не произвольными;

3) удобство расчетов: чтобы налоги собирались в удобные сроки иудобным для налогоплательщика способом;

4) экономия в сборе налогов: чтобы налоги было недорого собирать и чтобы они не дестимулировали деловую активность.

Второй и третий принципы не обсуждались широко в экономичес­кой литературе, наверное, потому, что они очевидно желательны. Между тем вложенные в них идеи часто используют при составлении доку­ментов в поддержку прав налогоплательщиков.

Основной интерес экономистов был прикован к первому и после­днему принципам. Идея равенства всегда обсуждалась широко и по-прежнему главенствует при оценке любого предложения по налоговой политике. Однако поддержку получила не только высказанная Смитом идея равенства (выплаты налогов пропорционально доходу). Р.Масгрейв дает изложение различных взглядов на то, как должно происходить справедливое распределение налогового бремени. Широ­ко обсуждались также вопросы административных издержек и эффек­тов, сказывающихся на стимулах (дестимулирование деловой активно­сти). Предложения по налогообложению чаще всего анализировались исходя из трех критериев:

1) сделать налоги соразмерными (хотя соразмерность разными людь­ми понимается по-разному),

2) минимизировать административные издержки;

3) минимизировать дестимулирующие эффекты.

Наличие трех разных критериев вызывает определенные сложнос­ти, поскольку конкретное политическое предложение обычно должно отвечать только одному, и не более, критерию. Например, выбирая между подушным налогом («общественными сборами») и местным подоходным налогом, необходимым для финансирования расходов местных органов власти, большинство людей будут считать местный подоходный налог более соразмерным, хотя он и вызывает более силь­ный по сравнению с подушным налогом дестимулирующий эффект в отношении предложения труда. Для того чтобы прийти к решению, надо сопоставить преимущество соразмерности местного подоходного налога с ущербом от дестимулирования труда (не говоря уже о необхо­димости учета различий в административных издержках).

Подход, изложенный в литературе по оптимальному налогообло­жению, предполагает использование экономического анализа для объе­динения всех трех критериев в один, неявно выводимый из относи­тельных весовых показателей, присваиваемых каждому из этих критериев. Это достигается с помощью применения понятий «индивидуальная полезность» (или «полезность домашнего хозяйства») и «обществен­ное благосостояние».

Общественное благосостояние рассматривается как индикатор благополучного существования общества и зависит от полезностей отдель­ных лиц. Однако общественное благосостояние не должно непременно рассматриваться как просто сумма индивидуальных полезностей; оно может зависеть и от того, насколько равномерно эти полезности распределяются. Обычно предполагается, что общественное благосостоя­ние уменьшается по мере роста неравенства полезностей. Таким обра­зом, понятие общественного благосостояния выражает одну из идей, характеризующих справедливость налоговой системы: налоги тогда справедливы, когда они снижают степень неравенства. Следовательно, стремление максимизировать общественное благосостояние будет связано со стремлением реализовать одну из интерпретаций критерия 1).

Критерий 2) отразится на общественном благосостоянии потому, что более высокие административные издержки потребуют большего валового объема налоговых поступлений, необходимых для финанси­рования деятельности правительства, что снизит индивидуальные по­лезности. Критерий 3) вводится в связи с тем, что дестимулированиструда искажает экономику и полезность низкодоходных домашних хо­зяйств, а отсюда — и общественное благосостояние. Таким образом, все три критерия преобразуются в аспекты общественного благососто­яния, становясь соизмеримыми, и поэтому политикой, которую над­лежит выбрать, становится политика, обеспечивающая наивысший уровень общественного благосостояния.

В этом заключается одна из основополагающих идей оптимального налогообложения, но ее анализ обычно не доводится до конца. Эконо­мисты находят довольно трудным моделирование отношений, связывающих налоговые ставки и административные издержки. По этой при­чине они в своих исследованиях обычно пренебрегали административ­ными издержками и ограничивались лишь критериями 1) и 3). Факти­чески они пытались определить такие налоговые системы, которых обеспечивался бы наилучший компромисс между равенством (или со­размерностью) и эффективностью (или стимулами). Это небрежение к административным издержкам является главным недостатком многих исследований по оптимальному налогообложению и темой, к которой мы еще будем возвращаться в нашем дальнейшем изложении.

Те же самые базовые идеи были положены в основу изучения нало­говой реформы, когда ставилась цель определить, могут ли отдельные (и, как правило, небольшие) изменения в налогах повышать обще­ственное благосостояние. Очевидно, что существует тесная связь меж­ду анализом оптимального налогообложения и налоговой реформой: налоговая система будет оптимальной, если в ней больше невозможно провести какие-либо реформы, увеличивающие общественное благо­состояние. Действительно, большинство используемых при анализе налоговой реформы моделей соответствуют описанному в данной гла­ве подходу. Единственное различие состоит в том, что нашей целью является поиск не самой лучшей, а относительно лучшей налоговой системы. Полезные разъяснения касательно анализа налоговой рефор­мы приводятся у Е. Ахмада и Н. Стерна.

Более скромные цели анализа налоговой реформы ведут к меньшим информационным потребностям: необходимо знать всего лишь то, как экономические агенты будут реагировать на весьма незначительные из­менения в налогах по сравнению с крупными изменениями, которые могли бы иметь место при движении к оптимальной налоговой структу­ре. В этом заключается определенное преимущество, и следует заметить, что страна, которая последовательно проводит ряд налоговых реформ, повышающих общественное благосостояние, достигает оптимальности. Однако многократные изменения налогов часто являются не лучшим решением для любой страны, и, как будет далее показано в этой главе, существует целый ряд оптимальных налоговых результатов, которые не слишком зависимы от точного специфицирования индивидуального экономического поведения. Такие результаты дают ясное представление о некоторых общих характеристиках желаемой конечной налоговой структуры, о том, следует ли приближаться к ней с помощью ряда мелких шагов или путем одного крупного изменения.

 

22. Налоговое планирование и налоговое регулирование

Налоговое планирование — организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства.

Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.

Налоговый Кодекс РФ указывает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах».

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Основы налогового планирования включают:

§ учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;

§ разработку учетной политики предприятия;

§ правильное и полное использования всех установленных законом льгот;

§ оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов.

Виды налогового планирования:

1. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают стратегическое (долговременный курс предприятий и решение крупномасштабных задач) и тактическое (текущий, повседневный характер) налоговое планирование.

2. В зависимости от размера территории, на которой налогоплательщик осуществляет свою деятельность, налоговое планирование может быть международным, национальным, местным.

3. В зависимости от типа налогоплательщика может быть корпоративнымили индивидуальным.

Долгосрочное налоговое планирование — использование налогоплательщиком таких приёмов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика.

Стратегическое (долгосрочное) планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.

Элементы данного вида планирования:

§ выбор наиболее выгодного с точки зрения налогообложения места расположения организации, её структурных подразделений и руководящих органов;

§ выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно-хозяйственной структуры.

Текущее налоговое планирование — совокупность методов, дающих налогоплательщику возможность уменьшить налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации.

Элементы текущего планирования:

§ использование налоговых льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства;

§ использование оптимальных форм договоров;

§ разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.

 

Элементами налогового планирования являются:

1. Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также представления отчетности в целях недопущения нарушений сроков отчетности, влекущих штрафные санкции;

2. Стратегия оптимизации налоговых обязательств, в соответствии с которой разрабатывается четкий план реализации;

3. Контроль дебиторской задолженности: недопущение на срок более 4 месяцев дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию или оказанные услуги;

4. Контроль состояния бухгалтерского учета и отчетности для получения оперативной, объективной информации о хозяйственной деятельности в целях адекватного налогового планирования;

5. Налоговые льготы и организация сделок;

6. Рациональное размещение активов и прибыли организации.

Способы налогового планирования

§ использование пробелов законодательства;

§ применение налоговых льгот;

§ выбор формы деятельности;

§ правильное формирование учетной политики;

§ применение офшоров;

§ изменение срока уплаты налогов;

§ правильная организация сделок;

§ лоббирование;

§ прогнозирование изменений налогового законодательства.

Этапы налогового планирования

Налоговое планирование—сложный многофакторный процесс. С некоторой долей условности принято считать, что этот процесс проходит четыре этапа.

На первом этапе, решается вопрос о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п.

На втором этапе производится выбор оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица.

Сущность третьего этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятельности. Производится анализ форм сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия, правильное использование льгот по основным видам налогов, оперативное реагирование на изменение налогового законодательства и т. п.

На четвертом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов иприбыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Следует отметить, что 1 и 2 этапы планирования до регистрации предприятия имеют место лишь один раз, в то время как текущее налоговое планирование (3, 4 этапы) предполагает контроль обоснованности применения налоговых льгот к каждой сделке.

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, устанавливаемым законодательством. Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Критерии оценки налоговой системы — доклад

Критерии оценки налоговой системы 

Состав налоговой  системы, элементами которой являются: 

законодательная база (законы, законодательные акты, постановления, распоряжения, инструкции, письма), определяющая права и обязанности  субъектов налога и органов власти; 

субъекты налога (территориальные образования, юридические  и физические лица) как налогоплательщики; 

виды налогов, которые взимаются в соответствии с законом в бюджет соответствующего уровня (федеральный, региональный, местный) с субъектов налога; 

органы государственной власти и местного самоуправления, наделенные правами по изъятию доходов с субъектов   налога и осуществлению контроля за процессом сбора налоговых платежей. 

1. В качестве  критериев по определению законодательной  базы могут выступать принципы, определяющие основы налогообложения и построения налоговой системы; вида налогов и их распределение как источников доходов по уровням налоговой и бюджетной систем; права и обязанности ветвей законодательной и исполнительной власти в сфере налогового законодательства по изъятию налогов у налогоплательщиков и установлению контроля за исполнением налогового законодательства. 

К принципам, выступающим  в качестве критериев оценки системы  налогообложения, можно отнести: 

добровольность  исчисления и уплаты налоговых платежей; 

ограничение количества видов налогов и сборов в составеналоговой системы; 

ограничение числа  льгот, предоставляемых как физическим, так и юридическим лицам; 

справедливость  распределения налогового бремени  как между физическими, так и юридическими лицами; 

упрощенность  налоговой системы, в том числе  простота перераспределения как  налогов, так и их ставок между  уровнями налоговой системы; 

всеобщность охвата налогообложением всех субъектов налога и видов деятельности, за исключением  доходов по пенсиям, стипендиям, пособиям на детей и т. д.; 

равенство всех субъектов налога перед законом  и обязанностью нести налоговое  бремя перед обществом и государством; 

справедливость, согласно которой субъект налога с большим доходом должен нести  большее бремя перед государством. Критерием принципа справедливости может выступать показатель, рассчитываемый по дифференциальной зависимости или степенной функции. Например, в качестве показателя могут выступать величины: возможность субъекта налога нести налоговое бремя; коэффициент налоговой ставки, рассчитываемый по

выражению с  учетом прожиточного семейного минимума; 

исключение дискриминационности  налогообложения не только по национальному, религиозному признаку, но и признаку выделения отдельных групп налогоплательщиков; 

непроизвольность  введения новых видов налогов, ухудшающих материальное положение налогоплательщиков; 

единство экономического пространства, означающее, что все  виды налогов, установленные законом, имеют одинаковую юридическую силу, единую налогооблагаемую базу и единые налоговые ставки; 

однократность обложения объекта налогом. Фактически в настоящее время многие из объектов налогообложения облагаются неоднократно, что противоречит принципу, законодательно закрепленному в НК РФ. Однократно налог может быть изъят из суммы дохода налогоплательщика согласно выражению 

возвратность  сверх уплаченной части суммы  налогоплательщику или зачета этой части в счет уплаты другого вида налога;

соразмерность взимаемой части налога с доходом  налогоплательщика, т. е. налог должен взыскиваться в том случае, если доход субъекта налога превышает прожиточный минимум, что соответствует принципу справедливости.

Данный принцип  возможно оценить через коэффициент  платежеспособности   субъекта налога;

необходимый минимум средств, поступающих в бюджет от всех субъектов налога, необходимых для выполнения функций органами управления обществом и государством.

стабильность  законодательной базы, т. е. ее неизменность в течение длительного периода, хотя бы в течение одного срока работы Федерального Собрания РФ, или стабильность материального состояния граждан, которую можно оценить коэффициентом стабильности; 

экономичность или рациональность налоговой системы, т. е. обоснованность ее структуры с точки зрения оптимальности для данных условий, которая может быть оценена или количеством субъектов налога, прихо­дящихся на одного налогового служащего, и оценивается или общим количеством налоговых служащих необходимых для охвата контролем всех субъектов налога, рассчитываемых или суммой средств, затрачиваемых на содержание налоговой системы и рассчитываемых; 

разграничение полномочий между уровнями налоговой  системы, которое означает, что согласно законодательству каждый уровень системы выполняет функции, присущие данному уровню, без дублирования уровнями друг друга; 

централизация управления системой планирования и  сбора налогов означает, что в  налоговой системе действует  единый орган, отвечающий за налогообложение, и другие органы власти не имеют права влияния на налоговый процесс; 

целевое поступление  платежей в соответствующий бюджет означает, что согласно законодательству РФ все налоги и сборы поступают  полностью в тот бюджет (фонд, статью), который прописан законом, и никакой орган власти не вправе изменить направление зачета; эффективность налоговой системы, которая заключается в максимальной собираемости налогов и сборов при условии экономичности или оптимальности системы.

Эффективность налоговой системы характеризуется коэффициентом эффективности или уровнем собираемости налогов. 

В качестве субъектов  налогообложения выступают плательщики  налогов и сборов, к которым  относятся: 

организации, предприятия, учреждения и индивидуальные предприниматели с правом образования юридического лица;

граждане и  индивидуальные предприниматели без  образования юридического лица, именуемые  согласно НК РФ

физическими лицами.

Критерием объекта  налога выступает характеристика количества налогоплательщиков как юридических и физических лиц. Как изложено выше, в РФ зарегистрировано более 3 млн юридических лиц, из которых более или менее регулярно уплачивают налоги и сборы около 2 млн. Физических лиц как налогоплательщиков коммунальных платежей насчитывается более 35 млн, единого социального и подоходного налогов — не более 25 млн человек.

Виды налогов  и сборов. В предлагаемой системе  оставлено всего 13 видов платежей. Критерием налогового бремени должны выступать не количество видов налогов  и сборов, а сумма платежа, приходящаяся на одного налогоплательщика, общая сумма, подлежащая уплате всеми налогоплательщиками, и общая сумма собираемости налогов и других платежей, поступающихв соответствующий уровень бюджетной системы.

Сумма платежа  каждого вида налога и сбора рассчитывается исходя из показателей налоговой базы, налоговой ставки льготных условий. Например, обобщенными выражениями для оценки сумм видов налогов и сборов могут быть: 

платежи административно-территориальных  образований; 

налоги на доход  юридических и физических лиц; 

таможенные пошлины; 

налоги (пошлины) на недвижимость; 

налоги (пошлины) на природные ресурсы; 

коммунальные  платежи; 

сборы за отдельные  виды деятельности. 

Органы государственной  власти и местного самоуправления, наделенные правами по планированию, изъятию налогов  и сборов и установлению контроля за их уплатой. Критерием оценки данного элемента подсистемы может выступать обще количество лиц, занятых процедурами планирования, организа­ции сбора (изъятия) налогов и других платежей, установления контроля за уплатой налогов и сборов налогоплательщиками, или число субъектов налога, приходящихся на одного налогового служащего с учетом требований по экономичности и эффективности налоговой системы. Данные критерии оценки можно рассчитать.

freepapers.ru

Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию

Актуальность данной темы обусловлена тем, что налоги являются одним из наиболее важных источников пополнения бюджета государства и влияют на развитие рыночных отношений. В свою очередь от бюджета зависит, насколько успешно будет развиваться общество в стране, и насколько комфортно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности.

Основным недостатком действующей налоговой системы считается то, что финансово-правовое регулирование и ее усовершенствование базируется на переориентации налоговой системы в главном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения. В этой сфере существовала и существует такая проблема, как то, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения государства. Так правовая налоговая концепция РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ.

Говоря о вопросах сегодняшней налоговой концепции РФ, в первую очередь в целом, стоит отметить проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и непродуктивной. Огромное количество налогов, трудные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических операций приводят к значительному повышению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования. Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.

Налоговая система РФ совсем не отражает насущную потребность в инновационном развитии страны. Требуется совершенствование налоговой системы. Этого же требует и бюджетное послание на 2015 год президента страны.

Явным недостатком налоговой системы РФ также является нестабильность налогового законодательства: в НК РФ очень часто вносятся поправки. Все это предоставляет возможность для недобросовестных налогоплательщиков манипулировать по своему усмотрению нормами НК РФ [4, 52].

Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.

Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень. В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

-          Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.

-          Меры поддержки, связанные с предоставлением льгот по налогу на доходы физических лиц.

-          Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ.

Чтобы налоговая система в РФ была более эффективной, следует её усовершенствовать:

1.         Предоставить финансовым органам РФ право издавать дополнительные нормативно-правовые акты по вопросам налогового регулирования, которые необходимо конкретизировать и детализировать, если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно;

2.         Наделить Правительство РФ аналогичными правами;

3.         Дополнить первую и вторую части НК РФ специальным налоговым режимом для налогообложения организаций, которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. В нем предусмотреть полное освобождение от налогов данных организаций [2].

В период с 2015 по 2017 гг. приоритетным направлением для Минфина РФ станет дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. При этом Правительство РФ не планирует повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе путем повышения ставок основных налогов. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода — в 2018 г.

Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение нужного объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене. При этом любые нововведения, даже направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы [3, c. 32].

Значительным резервом повышения эффективности налогового контроля является устранение пробелов и неточностей, выявляемых правоприменительной практикой, в законодательном порядке, вплоть до подготовки в среднесрочной перспективе новой редакции соответствующих глав Налогового кодекса. Для подготовки соответствующих законодательных положений необходимо использование практики, накопленной арбитражными судами, а также зарубежного опыта.

Приоритетом деятельности налоговых органов должна стать проверка исполнения налогового законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и сборов. Налоговый контроль призван способствовать созданию рациональной системы налогообложения и достижению такого уровня исполнения налоговой дисциплины, при которой минимизируются нарушения законодательства о налогах и сборах.

Проблемы налогового контроля приводят к увеличению налоговых правонарушений, снижению объемов поступлений налогов в бюджет, разбалансированности действий уполномоченных государственных органов и созданию неблагоприятной экономической ситуации в целом.

Основными направлениями повышения эффективности налогового контроля можно выделить в первую очередь — это совершенствование всей налоговой системы, которое скажется на результатах работы налоговых органов, далее реформирование системы налогового администрирования и непосредственное совершенствование налогового контроля на отдельных участках работы налоговых инспекций.

Важным направлением налоговой политики РФ до 2018 г. является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.

Для введения налога на недвижимое имущество организаций необходимо создать условия для его введения в субъектах РФ. В этих целях необходимо, прежде всего, определить концепцию налогообложения объектов недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, а именно: определить состав объектов налогообложения, налоговую базу, пределы для установления налоговых ставок и возможные налоговые преференции по налогу.

Так, в целях обеспечения единообразного подхода к налогообложению имущества организаций и физических лиц в качестве налоговой базы по налогу на недвижимое имущество организаций предлагается определить кадастровую стоимость объектов недвижимости. В этой связи заинтересованным федеральным органам исполнительной власти необходимо разработать методику определения кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого назначения (в том числе промышленных зданий, офисов, сооружений, линейных объектов и др.), обеспечить наполняемость Единого государственного кадастра недвижимости сведениями об объектах недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, и об их кадастровой стоимости в целях создания условий для формирования в налоговых органах фискального реестра по налогу на недвижимость [1, c. 782].

Граждане, которые не получают налоговые уведомления и не уплачивают налоги по имеющимся у них объектам недвижимого имущества и транспортным средствам, начиная с 01.01.2015 г. обязаны представить в налоговые органы сведения о таком имуществе. Сделать это нужно один раз. Данное правило закреплено Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 02.04.2014 г. № 52-ФЗ [6]. В случае если физическое лицо получало налоговое уведомление или не получало его в связи с предоставлением налоговой льготы в отношении имеющихся у него объектов недвижимого имущества или транспортных средств, сведения о таких объектах в налоговый орган не представляются.

Важно подчеркнуть, что функции по расчету суммы имущественных налогов и направлению налоговых уведомлений, как и прежде, сохраняются за налоговыми органами.

Введение упомянутой выше нормы для большинства налогоплательщиков (получающих налоговые уведомления) принципиально ничего не изменит, но при этом позволит вовлечь в налоговый оборот объекты недвижимого имущества и транспортные средства, имущественные налоги по которым не уплачиваются [5, c. 43].

 

Литература:

 

1.                  Алексеев В. В. Формирование современной налоговой системы России: истоки и уроки / Алексеев В. В., Алексеев А. В. // Вестн. Рос. Акад. наук. 2012. Т.74. № 9. 771–780 с.

2.                  Афонина А. А. Современная налоговая система РФ — http://sibac.info/10891.

3.                  Вайсберг В. // Коммерсант «Об основных направлениях налоговой реформы» — 2014. — № 9/П. — С.39–45

4.                  Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013.

5.                  Правовые аспекты и возможные проблемы реформы налогового администрирования // Налоговый вестник. — 2013. — № 4.

6.                  Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. — Сайт: Система ГАРАНТ. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70627310/#ixzz3MMLBytDL

moluch.ru

Критерии оценки налоговых систем, их взаимосвязь и противоречия

В статье приводятся понятия налога и налоговой систем в общем. Описываются критерии оценки налоговых систем. Рассматривается их взаимосвязь и противоречия.

Целью данной статьи является описание критериев оценки налоговых систем, выявление их взаимосвязи и противоречий. Задачи: дать определение налогам и налоговой системе; подробно разобрать каждый из критериев оценки; рассмотреть взаимосвязь этих критериев и их противоречия.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Любые аспекты функционирования общественного сектора, в том числе относящиеся к налогообложению, должны оцениваться с позиций экономической эффективности и социальной справедливости. На практике невозможно построить идеальную налоговую систему, налогообложение в разных странах не следует единому шаблону[2].

Налоговая система в настоящее время выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, так как с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.

Налоговая система — это система, основанная на определенных принципах, совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Налог — это обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи, физических и юридических лиц государства в бюджеты различных уровней, в соответствии ставке, которая установлена в законодательном порядке на данный момент.

Налоги включают все виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налогов всего 2 — НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Ниже приведена таблица критериев оценки налоговой системы и их описание.

Таблица 1. Критерии оценки налоговой системы.

Критерий

Описание критерий

Простота

Налоговая система должна быть простой и понятной. Простота означает возможность администрирования на основе простых и понятных процедур.

Гласность и открытость

Означает, что вся информация , касающиеся видов, размеров, сроков уплаты налогов имеется в открытом доступе, так же граждане имеют доступ информации об объемах собранных налогов и направлении их использования.

Принцип гибкости

Возможность адаптации налоговой системы и изменению налоговых ставок, налоговой базы, а так же наличие процедур для урегулирования возможных конфликтов между налогоплатильщиками и налоговыми органами.

Экономическая нейтральность

фактор, который учитывает влияние налога на сектор экономики лежащий вне общественного, т.е. вопрос о воздействии налогов на аллокацию ресурсов в сфере производства и поставки частных благ. По принципу эк. нейтральности налоги делятся на искажающие и неискажающие. Искажающий налог — это такой налог, при введении которого экономический субъект принимает иное решение об аллокации ресурсов, чем до введения налога. Неискажающий налог такого влияния на экономику не оказывает.

Равенство обязательств

Означает, что дифференциация налогов не может осуществляться на основе имущественного благосостояния гражданина. Налогом должно облагаться во-первых производство, а во вторых потребление.

Осуществляется на основе двух принципов: принцип получаемых выгод, указывает на различие в полезности действий государства для разных видов налогоплательщиков; принцип платежеспособности, имеется в виду реальная возможность того или иного гражданина платить налоги.

Принцип удобства

каждый налогоплатильщик извещается о налоговых сборах, которые он обязан оплатить

Принцип справедливость

означает всеобщность налогообложения. Каждый налогоплатильщик обязан учавствовать в пополнении бюджета РФ.

В целом понятие критерия оценки и принципы оценки налоговой системы совпадают между собой. При сравнении налоговых систем необходимо учитывать следующие четыре критерия оценки, такие как: относительное равенство обязательств, организационная простота, экономическая нейтральность, гибкость и контролируемость налоговой системы (со стороны налогоплательщиков).

Так как описанные выше критерии оценки и формирования налоговых систем не предполагают достижения единственного идеального состояния, то очевидно, что они не все согласуются между собой.

В рамках существующих противоречий критериев оценки налоговой системы скрывается конфликт между требованиями экономической эффективности и справедливости. Сложившиеся противоречия между этими критериями не могут быть полностью разрешены и это должно учитываться при решении многих конкретных проблем при формировании налоговых систем[1].

Обычно их необходимость обосновывается с позиций справедливости. Но любые льготы предполагают усложнение налоговой системы и могут усилить искажающее воздействие налогов на аллокацию ресурсов. Поэтому в практике необходимо принимать такие решения, которые способствуют достижению компромисса между взаимосвязанными, но противоречивыми между собой критериями. Особенно это противоречие характерно для таких критериев, как экономическая нейтральность и социальная справедливость.

novainfo.ru

Критерии оценки налоговых систем — Мегаобучалка

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов. Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности. Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

§ Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.

§ Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная(или административная) простотасвязана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

 

Принципы построения налоговой системы:

- сочетание прямых и косвенных налогов;

- универсальность налогообложения;

- равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;

- однократность налогообложения;

- использование системы налоговых льгот;

- стремление к стабильности условий налогообложения;

- запрет обратной силы налоговых законов.

 

2. Система налогов и сборов. Виды налогов, основания для их классификации.

 

 

истема налогов и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.

В соответствии с гл. 2 Налогового кодекса РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 15 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов.

megaobuchalka.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта