Немного про open source для профилирования дисплея. Argyll cms инструкция
Argyll CMS + dispcalGUI + калибровка монитора = фиаско
В качестве алаверды к предыдущему посту имею сообщить, что хвалимый многими модуль дисплейной калибровки Argyll CMS мне не понравился:
- Задача-максимум: добиться одинакового визуального воспроизведения нейтральных плашек на двух мониторах не достигнута. Формально dE меньше единицы, но реально глаз видит разницу (которую можно устранить кривой в зеленом, но удобных средств редактирования LUT монитора у меня под рукой не было).
- Задача-минимум, собственно калибровка и профилирование, выполняются относительно неплохо, но калибровка идет средствами LUT видеокарты (т.е. 8-битной таблицы на DVI), точность работы средств, пищущих в LUT монитора - сильно выше (это видно при рассмотрении серого ступенчатого клина). Матричные профили имени Argyll мне при этом вполне нравятся, табличные - не нравятся.
- Использовать сам Argyll (коммандлайновые утилиты) необычайно мучительно, GUI сильно упрощает процесс. dispcalGUI задачу управления вполне решает.
С учетом вышесказанного, остался жить с basICColor.
В процессе этих упражнений, пронаблюдал эффект с потерей точности уже в CMM-engine (в фотошопе), который легко воспроизводится (и как только я его объяснил в уме, он перестал быть неожиданным):
- Калибровка и рабочий профиль у меня совпадают по точке белого (D50) и тоновой кривой (L*).
- Берем ступенчатый серый клин (я использую мишень от Norman Koren) в пространстве sRGB (D65 и степенная гамма-кривая), выводим фотошопом на экран, получаем (видимую) разноцветность по патчам.
- Image->Convert to RGB -> Beta-Lstar (рабочий профиль) - разноцветность патчей пропадает.
Эффект проявляется только для табличных (LUT) профилей и связан, естественно, с ошибками интерполяции содержащихся там таблиц (при построении условного device-link профиля пространство файла-пространство монитора). Для матричных профилей такой пересчет интерполяции не требует и, соответственно, ошибок не создает.
blog.lexa.ru
В ноябре 2008 года я писал о программах, связанных с цифровой фотографией, которые я использую в своей работе. Прошло чуть больше года, и я с читаю необходимым прокомментировать некоторые изменения, прошедшие за этот период. Данная статья представляет интерес, в первую очередь, как список ссылок на сайты разработчиков программ, которые мне кажутся важными, которыми я пользуюсь и за развитием которых я слежу. Описания, данные в этой статье, очень краткие, неполные и субъективные. Попытка классификации, сделанная в предыдущей статье, остается в силе, однако программы становятся все более комплексными и их классификация стала еще более условной. Ниже приведена сводная таблица программ. Версия и дата выхода последней версии приведены на 26 марта 2010 года. Мой краткий список программ для работы с фотографиями
Прошло чуть больше года, и я с читаю необходимым прокомментировать некоторые изменения, прошедшие за этот период. Список основных программ, от кода которых в значительной степени зависит работоспособность всех остальных, остался практически без изменения. dcraw и ExifTool по-прежнему остаются наиболее востребованными программами и постоянно обновляются, что позволяет остальным программам без проблем работать с новыми камерами. Можно отметить, что PANORAMA TOOLS становится в значительной степени исторической программой и в чистом первоначальном виде уже не используется. В программе сшивки панорам hugin nona практически полностью вытеснила PTSticher. Учитывая, что обработка фотографий становится бессмысленной, если неизвестно, насколько корректно отображает их монитор, я считаю необходимым добавить в основные программы Argyll CMS Грэма Джилла (Graeme Gill). 10 марта 2010 года вышла версия программы 1.1.1. Принципиальным в версии 1.1. является поддержка спектрофотометров серии ColorMunki. Эта программа, распространяемая под лицензией GPL, дает нам не зависящее от производителей аппаратуры средство для калибровки мониторов, принтеров и проекторов. Программа позволяет также использовать ColorMunki как классический спектрофотометр для регистрации спектров произвольных источников. Все познается в сравнении, однако ColorMunki с его ценой около 500 у.е. является самым дешевым доступным спектрофотометром и в совокупности с программным обеспечением Argyll знаменует, на мой взгляд, эпоху, когда относительно точная калибровка становится доступной широкому кругу пользователей вне зависимости от операционной системы, которую они используют. Argyll - это консольное приложение, поэтому, переходя ко второму разделу таблицы в вышеупомянутой статье "Графический интерфейс к основным программам", сразу добавим с него программу DispcalGUI. Это графический интерфейс над программами Argyll CMS. Последняя версия 0.3.6.4 вышла 17 марта 2010 года. Qtpfsgui сменила название на Luminance HDR. Однако под новым названием вышла только пока бета-версия, стабильная версия по-прежнему носит старое название и имеет номер 1.9.3. RawTherapee версии 2.4, вышедшая в июле 2009 года, по-прежнему остается одной из самых всеобъемлющих программ работы сырыми файлами. А в январе, однако же произошло событие, на которое нельзя не обратить внимания. Вышла альфа-версия RawTherapee 3.0. Это чистая альфа, которая мало пригодна для работы, но новая версия распространяется уже под лицензией GPL, что потенциально позволяет расширить число разработчиков программы и делает судьбу проекта менее зависимой от его первоначального автора. Потенциальным конкурентом RawTherapee может стать недавно появившаяся программа DarkTable. Среди программ, ранее упомянутых в разделе "Графические редакторы", без особых изменений. Стабильная версия GIMP 2.8 пока не вышла, хотя и ожидается. CinePaint без малейших изменений за прошедшее время, он по-прежнему решается проблему работы с большой глубиной цвета и HDR в Linux, но проект скорее мертв, чем жив. Однако я добавил в этот раздел еще Fiji и nip2. Это графические редакторы, предназначенные в первую очередь для научного анализа изображений. Fiji - это пакет с некоторыми дополнениями, основанный на ImageJ. Nip2 – это инструмент для анализа растрового изображения, способный работать с фотографиями очень большого размера. Он имеет очень необычный интерфейс в виде таблицы. В разделе "Дополнительные модули" отмечу, что GREYCstoration сменила название на G’MIC. Добавлено несколько расширений которые мне кажутся полезными. Следующий пункт таблицы – это "Программы просмотра с отдельными функциями редактирования". Здесь отмечу, что Geeqie окончательно заменил GQView и вышла его стабильная версия с номером 1. Впрочем, по функциональности она не принципиально отличается от ранее существовавших бета-версий. На мой взгляд, это самая удачная программа просмотра под Linux. К ее достоинствам следует отнести возможность работать с комментариями, внедренными в файл изображений самых разных стандартов. Программа правильно отображает поля IPTC, записанные в разных кодировках. Так, будут правильно отображены ключевые слова, занесенные кириллицей в Windows в кодировке 1251 и в Linux UTF8. Причем программа отображает их правильно, даже если файлы перемешаны, и не требует переключения с одной кодировки на другую. Однако с редактированием полей есть некоторые проблемы. Я встречался с ситуацией, когда информация отображалась правильно, но попытка ее изменить приводила к обрушению программы. Несомненным достоинством этой программы является удобный режим сравнения двух изображений. К минусам данной программы можно отнести неумение просматривать RAW файлы для недавно выпущенных камер. Программа XnView, как и раньше, является одной из лучших программ просмотра под Windows. Причем эта версия может быть запущена и под Linux через wine. Однако, как я уже писал год назад, автор программы начал разработку и мультиплатформенной версии XnViewMP. Версия написана на QT и может быть скомпилирована для любой операционной системы. 16 марта 2010 года вышла версия с номером бета-0.25. Эта версия уже вполне работоспособна и, на мой взгляд, может начать конкурировать с Geeqie. В текущей версии хорошо реализована работа с комментариями и поиском, есть возможность сортировать файлы вне зависимости от того, в какой кодировке и в какой операционной системе они были внесены. Однако в отличие от Geeqie, для корректного просмотра полей надо переключать кодировку в установках программы. Сортировка по ключевым словам однако будет работать правильно вне зависимости от выбранной кодировки. DigiKam достаточно динамично развивается, последняя версия 1.1.0 вышла 1 февраля 2010 года. Рекордсменом же по скорости развития из всех упоминавшихся программ является программа Fotoxx. За прошедший год новые версии выходили буквально раз в месяц, а то и чаще. На сегодняшний день программа может очень многое и, несмотря на несколько непривычный интерфейс, может оказаться полезной как начинающим, так и опытным пользователям. Программа имеет множество готовых автоматизированных решений по улучшению и преобразованию фотографий и этим, вероятно, понравится многим начинающим пользователям. Для продвинутых же пользователей, возможно, будет интересно ознакомиться с помощью этой программы с некоторыми приемами, которыми они пользуются редко и пока не хотят глубоко вдаваться в тонкие настройки. Это, в первую очередь, относится к совмещению нескольких снимков: для увеличения глубины резкости за счет совмещения двух снимков с разной фокусировкой, совмещения стопки снимков с разной экспозицией для получения HDR, а также склейки панорам. Однако объединение в панорамы возможно только для снимков, сделанных с объективом, имеющим фокусное расстояние больше 22 мм. В программу включены несколько алгоритмов тонального преобразования для снимков с большим динамическим диапазоном. На мой взгляд, интерфейс получился очень удачным. Я бы сказал даже конкурентоспособным с такой специализированной программой, как упомянутая выше Qtpfsgui. Отмечу также, что за прошедший год программа научилась работать с сырыми данными с помощью модуля dcraw, что означает, что возможна работа со всеми существующими камерами, однако, никакой настройки коррекции при преобразовании не предусмотрено. Программа преобразует RAW в 16-битный TIFF, и все преобразования предлагается делать уже с ним. 28.03.2010 Установите проигрыватель Flash |
Облако тегов: ... |
www.rwpbb.ru
Немного про open source для профилирования дисплея: izanoza
Знаю, что всех уже замучил этим. И тема профилирования дисплея, как оказалось, мало кому интересна, но тем не менее... В комментариях к предыдущему посту на мои сетования на кривоватый софт для ColorMunki, мне посоветовали посмотреть в сторону open source, программного обеспечения с открытым кодом, и в частности на Argyll CMS и dispcalGUI. Первая является набором утилит для профилирования, а вторая — удобным графическим интерфейсом для них.Оказалось что Argyll CMS поддерживает создание ICC профилей для сканеров, камер, принтеров, ну и разумеется для дисплеев. Найдя в списке поддерживаемых устройств ColorMunki Display, решил попробовать. Пока только для своего монитора, разумеется. Если тоже захочется попробовать, то начинайте с сайта dispcalGUI, там всё подробно разжёвано, правда на английском. Для ColorMunki Display никаких дополнительных драйверов ставить не надо, а вот для других устройств вроде как требуется, так что читайте внимательно. Так занимался я вчера этим уже около полуночи, времени изучать и читать документацию не было. Попробовал разобраться интуитивно, и оно удалось.
Скачиваете готовые скомпилированные программы под вашу операционную систему. В списке Linux, Mac OS X, Windows. Можно скачать и исходники, если хотите собрать сами. Инсталлируете dispcalGUI, а архив с Argyll CMS просто распаковываете куда-нибудь. При первом запуске dispcalGUI попросит указать путь до bin каталога Argyll CMS, указываете. Вот собственно и все настройки. В отличии от простой как валенок программы от ColorMunki, экран dispcalGUI выглядит более серьёзно.
В качестве базовых настрое можете выбрать в "Settings" профиль "Photo", а потом поменять нужные значения, что я и сделал, выставив температуру в 6500 и уровень белого в 100 cd/m2. А также поменял качество построения профиля "Profile quality" со среднего значения на "High". И да, не забудьте выгрузить из трея программку ColorMunki Display Tray, которая блокирует доступ к колориметру всем сторонним программам. Иначе новый софт не увидит калибратора.
Argyll CMS придерживается несколько иной методологии чем ColorMunki. Перед непосредственным созданием профиля (профилированием) можно выполнить "калибрацию". Понятия эти для русского человека несколько похожи, что вносит некоторую путаницу. Но "калибрация" здесь, это что-то вроде подготовки монитора к самому процессу создания профиля. Руководствуетясь указаниями программы на основе данных колориметра, вы изменяете параметры монитора: яркость, которастность, RGB значения, чтобы привести его как можно ближе к заданному эталону. Делается это чтобы увеличить точность создаваемого профиля, так как потом нужно будет вносить меньше изменений в профиль. Чем-то мне это напомнило мой первый калибратор Spyder и программку с ним шедшую (OptiCAL), которая занималась тем же самым. В общем-то, подход правильный. Так как дисплей приводится к вполне работоспособному состоянию даже без профилирования. Однако всё не так просто. Времени эта "калибрация" отнимает достаточно, и не всё там так очевидно.
Так как dispcalGUI является простым GUI-интерфейсом, он просто запускает консольные утилиты Argyll CMS, которые и делают всю работу. Соответственно, при нажатии кнопки "Calibrate & profile", а для первого раза я решил сделать всё сразу, вы увидете вот такое окно как выше. Да-да, консольное меню с выбором циферьками. Сразу вспонились начальные курсы университета, где курсовые делались с таким же меню :) 20 лет прошло, ничего не изменилось. Ну да ладно, главное чтобы работало. Первые 4 пункта служат для предварительной подготовки дисплея. 1-ый я не трогал, он для CRT-мониторов. На LCD мониторах уровень чёрного обычно невозможно отрегулировать как надо, оставив его таким как есть.
Во 2-ом вы регулируете точку белого. Используя настройки цветовой температуры в меню монитора, и если есть, то отдельные ползунки по цветам, приводите значение дельты (DE) к минимально возможному. Рядом с буковками R, G и B будут показаны значки "+" и "-", которые будут вам подсказывать, надо ли увеличивать значения соответствующих каналов, или уменьшать. Процесс непростой, скажу сразу :) Я затратил минут 15 пока нашёл заветные цифры. Запишите их куда-нибудь на бумажку, пригодятся.
3-ий пункт меню — уровень яркости белого. Крутите яркость пока не достигнете заданного уровня, 100 cd/m2 в моём случае. Но тут засада, яркость влияет на точку белого, поэтому, возможно, придётся вернуться к предыдущему пункту чтобы что-то подправить.
4-ый пункт вызвал у меня больше всего вопросов. Argyll CMS измеряет цветовой оттенок тёмно-серой плашки, имитируя оттенок в тенях. И предлагая, опять же, крутить ручки каналов RGB и яркости, чтобы уменьшить значение DE. В мойм случае это оказалось невозможно. Так как "улучшая" этот параметр, портилось значение белой точки — ручки-то крутить приходится те же. В общем, не разобрался пока, просто проигнорировав данную настройку. Решил, что точка белого мне важнее паразитного оттенка в тенях.
5-ый пункт просто производит короткий замер и выводит показания всех настроек из пунктов 1-4.
6-ой — замеряет освещённость рабочего места, как и в ColorMunki. Не знаю, используется ли это значение при построении профиля, но вполне допускаю.
Далее, возвращаете колориметр обратно на экран, и нажимаете 7. От пользователя больше ничего не требуется. Можете идти попить чай, или поспать. Я серьёзно. В режиме "High" для "Profile quality" процесс занял у меня 1 час 22 минуты произведя более 7 сотен измерений. Серьёзно, однако. Не зря в настройках по-умолчанию стояло среднее качество.
После построения профиля, можно сравнить дисплей до и после калибрации, тыкнув в сответствующий чекбокс, или посмотреть кривые профиля.
Как видите, в тенях у профиля горб, и поканальные кривые разьехались. Скорее всего это именно из-за проигнорированного пункта 4. Надо будет поподробнее поизучать этот вопрос. После нажатия на кнопку "Install profile" он будет установлен в системе и назначен монитору.
Результат совсем неплохой, я считаю, особенно в светах и средних тонах:
Brightness error = 0.150820 cd/m^2 (is 100.150820, should be 100.000000)White point error = 0.558892 deltaEMaximum neutral error (@ 0.141610) = 1.192465 deltaEAverage neutral error = 0.576507 deltaEFailed to meet target 0.400000 delta E, got worst case 0.930605Number of measurements taken = 765Profile doneProfile check complete, peak err = 4.402262, avg err = 0.921028, RMS = 1.051471
Выводы:
Если нужен простой и понятный прибор для калибрации дисплея, дающий неплохие результаты, и с которым справится даже домохозяйка, пользуйтесь ColorMunki Display. Если хотите отличных результатов, то Argyll CMS ваш выбор :) Работает он медленно, но оно того стоит как мне кажется. По крайней мере хуже точно не стало. А тот холодноватый оттенок что был после профилирования софтом от ColorMunki — ушёл.
Но всё же, я бы предпочёл чтобы мой колориметр работал с NEC SpectraView II. Оно не заставляет пользователя делать предварительные настройки руками. А просто переключает монитор в программируемый режим и сама вносит в настройки монитора все необходимые параметры яркости, котрастности, выставляет точку белого и чёрного. Значительно экономит время, и скорее всего делает это точнее.
Кстати, кто не знает. Быстренько оценить свой монитор можно по картинкам с сайта lagom.nl: контраст, гамму, уровень чёрного, градиенты и тд.
izanoza.livejournal.com
Еще раз о калибровке мониторов
Вопрос о том, видим ли мы художественное произведение в том виде, в каком его создал автор и каким он видел его сам сразу после окончания работы, древен как мир. Художнику каменного века было относительно просто: наскальная живопись редко переносилась из пещеры в пещеру, вариантов освещения было тоже не так уж много: либо довольно стабильное естественное освещение, правда, оно менялось в зависимости от времени суток и погоды, либо свет костра, который, вероятно, сильно отличался по яркости, но не по цветовой температуре. В последующие века в наиболее выгодной ситуации оказались произведения, выполненные из мозаики, которые можно и через несколько тысяч лет видеть в почти первозданном виде, и фрески, которые подвержены времени, но неподвижны в пространстве, и в случае естественного освещения есть надежда увидеть их так же, как и автор. Таким образом, для того, чтобы увидеть авторский замысел, нам нужно контролировать только изменение цвета красок.
Вопрос восприятия тесно связан с нашими ожиданиями. И, как мне кажется, иногда мы обвиняем цифровую фотографию отнюдь не в ее персональных грехах, а в уже давно известных проблемах, перенесенных на новую почву. Те, кого мои отступления раздражают, могут сразу перейти к экспериментальным результатам.
При грубой классификации я бы выделил три эффекта, которые надо учитывать. 1. Источник света, с помощью которого осуществляется освещение или проекция. Заслуживает внимания яркость и спектральный состав. В случае линейчатого спектра цветовая температура является условным и недостаточным параметром для характеристики источника. Как следствие из этого, ФотоЭлектроКолориметр является в данном случае недостаточно точным прибором. Необходим спектрофотометр. Известная задача — как обеспечить идентичное освещение, переместив картину из одного помещения в другое, и как проконтролировать эту идентичность.2. Спектральное поглощение в красках или фильтрах. Основная проблема — это старение красок и, соответственно, контроль этих изменений. 3. Паразитное отражение от поверхности. Специфика сегодняшней ситуации проявляется в том, что проблема точки обзора (угол зрения) теперь связана не только с отражением, но и с пропусканием, особенно в ЖК-мониторах.
Технический прогресс за последние полтораста лет не породил новых сущностей, но увеличил количество степеней свободы. Появилась масса источников света с полосчатым спектром, не описываемых моделью абсолютно черного тела. Кроме того, способов представления стало тоже значительно больше, причем они постоянно меняются. Никакой уверенности, что сегодня способ представления цифровых изображений просуществует больше десятилетия, ни у кого нет. Само по себе цифровое изображение вечно. Мы можем высечь двоичный код на гранитной скале и через тысячу лет считать его и восстановить картинку. Но если мы хотим увидеть его таким, каким видел его автор, то нам необходимо еще описать и условия его просмотра. Формально есть ряд характеристик, которые, казалось бы, решают эту задачу, и эти характеристики могут быть записаны вместе с изображением в файл. Однако на нескольких примерах я попытаюсь показать, что это весьма приблизительное описание, и не только приборы, но и глаз способны уловить различие между двумя изображениями, формально демонстрирующимися в одинаковых условиях.
Если через полгода вам захотелось заново проводить светокоррекцию фотографии, которую вы рассматриваете на том же мониторе, на котором ее и создавали, то весьма вероятно, что проблема не в фотографии, а в том, что необходима реставрация монитора. С этой проблемой можно попытаться справиться с помощью фотоколориметра. Если же за это время вы сменили монитор на новый или заменили видеокарту, или обзавелись новым фотоколориметром, или наконец, перешли на другую операционную систему, то априори ответить, что реставрация пройдет успешно, уже нельзя. Если же пройдет не полгода, а лет десять, то весьма вероятно, что устройства отображения информации будут построены совсем на другом принципе, чем сегодня. Это совсем не так фантастично, как может показаться, потому что в истории фотографии было несколько таких периодов. О двух из них, о существовании которых многие и не подозревают, я хотел бы напомнить, поскольку просматриваются прямые аналогии с сегодняшней ситуацией. Так, сто лет назад Липман получил Нобелевскую премию за создание метода фотографического воспроизведения цветов на основе явления интерференции. Вероятно, это самый точный из ныне известных способов регистрации цветного изображения. Им же в 1906-м году было предложено получать цветное изображение за счет растра из призм. (Вероятно, идея пришла ему не первому. Как минимум, известно, что Юлиус Рейнберг (Julius Rheinberg) опубликовал в английском фотографическом журнале аналогичную идею в 1904-м году). В этом случае в каждой точке записывался спектр падающего излучения. Точность воспроизведения при проекции определялась только источником света, который использовался для проекции. В то время источники с полосчатым спектром массово не использовались, поэтому, если проецировать изображение с помощью той же лампы, с которой сделана фотография, то результат будет превосходный. Поскольку само по себе изображение, полученное по методам, предложенным Липманом, не содержало красителей, то, казалось бы, оно могло храниться очень и очень долго. Однако сегодня даже в музеях вряд ли удастся посмотреть на оригинальные фотографии. Идея через много лет частично возродилась в цветной голографии, и, вероятно, проблемы, помешавшие массовому распространению, аналогичны сегодняшним проблемам голографии. В первую очередь — длительные выдержки, поскольку процесс съемки может быть автоматизирован и стать для конечного пользователя не более сложным, чем другие виды профессиональной фотографии. Примерно в это же время фирмой братьев Люмьер был налажен массовый выпуск растровых цветных пластинок «Автохром», представляющих собой цветные крахмальные шарики-фильтры, нанесенные на обычную фотопластинку, которая проявлялась как черно-белая методом обращения, и в результате мы получали при проекции позитивное цветное изображение. Век этих пластинок тоже был лет двадцать. И тоже через много лет частично метод был использован фирмой Polaroid в роликовой пленке мгновенного проявления. Как и у липмановских фотографий, так и у пластинок «Автохром», была проблема тиражирования. Это можно было делать только пересъемкой. И, возможно, это тоже сыграло роль в их распространенности. Возможно, в тот момент всем хотелось смотреть не диапозитивы, а твердую копию. Тем не менее, для нас это очень близкий аналог, поскольку сегодняшний ЖК монитор представляет собой цветной растр с черно-белой маской, формирующей изображение, просматриваемое на просвет. Из плюсов сегодняшнего дня надо отметить простоту копирования, а из минусов — обилие ламп подсветки с самыми разными полосчатыми спектрами, а также зависимость изображения от угла зрения.
На этой идее, что предки с этими проблемами встречались и как-то с ними справлялись, я перейду к дню сегодняшнему.
Для начала приведу спектры ламп накаливания типичного ЖК-монитора с подсветкой на люминесцентных лампах и экрана Eee PC с диодной подсветкой.
Спектр лампы накаливания, зарегистрированный цифровой камерой с дифракционной решеткой. Черно-белое изображение получено смешением каналов таким образом, чтобы получить наиболее равномерное изменение яркости. Все последующие изображения преобразованы идентичным образом.
Типичный спектр белого экрана, подсвеченного люминесцентными лампами.
Спектр экрана Eee PC с диодной подсветкой.
Черно-белое изображение спектра дает более правильное представление о цвете. Положение линии и ее интенсивность однозначно описывает цвет с точностью, определяемой шириной щели и спектральной чувствительностью матрицы. «Чистый» — монохроматический цвет однозначно описывается длиной волны. Для измерения цвета необходимо иметь только эталон длины. Все величины, определяющие конструкцию установки и результат наблюдений: ширина щели, шаг дифракционной решетки, расстояние до экрана и положение линии в спектре, измеряются в метрах. Т.е. цвет прямо измеряется в основной единице СИ и, следовательно, нет необходимости его приводить к другим системам представления. Листая старые буклеты фотоматериалов Kodak, можно встретить исключительно кривые спектральной чувствительности эмульсии и кривые спектральной плотности красителей. Принятые для описания в сегодняшних системах калибровки представления через цветовые пространства пришли в фотографию, вероятно, из телевидения. Для последнего физиология всегда была главной, в то время как фотография была и остается в значительной степени физическим инструментом для регистрации изображений с более широкими, чем у глаза, возможностями. Зная, что спектр лампы накаливания гладкий, мы можем оценить ошибку в определении яркости для той или иной длины волны. Цвет описывается распределением энергии по длинам волн. С точки зрения себестоимости используемых элементов колориметры и спектрофотометры, используемые для калибровки мониторов, сегодня при массовом производстве могли бы практически не отличаться по цене и быть существенно дешевле представленных на рынке моделей. Важнейший параметр, за который не жалко и заплатить, — это стабильность результатов во времени. Альтернативное решение — создание стабильного эталонного источника для калибровки этих приборов. Спектрофотометр, аналогичный по спектральному разрешению с используемыми для калибровки мониторов (10 нм), может быть создан на базе простейшей веб-камеры и иметь соответствующую цену. Дополнительные затраты — это необходимость покупки эталонного источника для калибровки или плата за общедоступный сервис по поверке подобных приборов и эталонов яркости. Вопрос о создании подобного сервиса, на мой взгляд, скоро станет очень острым, поскольку даже самые дорогие приборы требуют поверки. Приемлемым способом калибровки для подобных приборов, возможно, может стать измерение солнечного спектра в ясную погоду. В этом случае периодическая публикация в интернете солнечных спектров обсерваториями может способствовать массовой стандартизации кустарных приборов. Судя по многолетнему опыту, установка параметров экспозиции по таблице на упаковке пленки — метод для фотографии достаточно точный :-)
Цветное изображение спектра лампы накаливания на обычном мониторе только для трех линий дает близкий к реальности цвет, а для остальных линий спектра мы имеем только похожее для глаза представление цвета, создаваемое подменой монохроматического цвета комбинацией из двух соседних по длине волны цветов, смешанных с интенсивностью пропорциональной расстоянию от излучаемой длины волны до истинной.
Я привел только один спектр для люминесцентных ламп, поскольку снимки трех имевшихся у меня мониторов дали одни и те же линии. Впрочем, отличавшиеся по интенсивности, что делало их достаточно разными на невооруженный взгляд. Уже из этих спектров видно, что как бы мы не старались, идеально восстановить снимок, сделанный при лампе накаливания, нам не удастся.
И у Eee PC шансы получить реалистичное изображение несколько выше, чем у мониторов с люминесцентными лампами. Кроме того, из этих спектров ясно, что по измерениям фотоколориметром в трех спектральных диапазонах нельзя получить систему уравнений, имеющую однозначное решение. Комбинация из нескольких светодиодов сегодня позволяет получить свет, по спектральному составу неотличимый от солнечного, правда это требует эффективного смешивания, и диодная подсветка теряет одну из привлекательных сторон — маленькую толщину монитора.
Поскольку пока не спектрометрия, а колориметрия правит балом, попытаемся разобраться, что нам дает один из простейших ее приборов x-rite Eye-one display LT. Калибратор x-rite Eye-one display LT
Половинки корпуса соединены тремя винтами. Если их отвинтить, то внутри не удастся увидеть самое интересное — фотоприемники и фильтры, поскольку измерительный блок неразборный и крепится к нижней крышке развальцованными пластмассовыми штырьками.
О работе с этим прибором можно прочитать в статье «Комплекты PANTONE/Gretagmacbeth Eye-One display LT и Eye-One display 2», правда, тогда он выпускался фирмой PANTONE, которая в дальнейшем была куплена x-rite, но прибор в результате слияния двух фирм не изменился. Однако за прошедшее время появились альтернативные программы, работающие с этим прибором. Программы
Штатные программа калибровки Eye-One Match, и утилиты работы с профилями DisplayProfile и Monitor CalibrationTester описаны в статье Сергея Щербакова «Настройка и калибровка монитора. Комплекты PANTONE/Gretagmacbeth Eye-One display LT и Eye-One display 2». Стандартная процедура калибровки, описана в вышеупомянутой статье, и я не буду повторяться.
Основная часть статьи посвящена попыткам ответить на следующие три вопроса.
- Как различаются результаты калибровки одного монитора на одном компьютере с одной операционной системой, но выполненные разными программами.
- Как различаются результаты калибровки, сделанной одной программой, но под разными операционными системами.
- Как отличаются результаты калибровки одного и того же монитора, сделанные одной программой, но при подключении монитора к разным компьютерам и с разными видеокартами, работающими под разными операционными системами.
Argyll CMS
Набор утилит, написанных Гремом Гиллом (Graeme Gill), запускаемых из командной строки, распространяемый в виде исходного кода GNU GPL 3. Предназначен для создания ICC профилей для принтеров, сканеров, камер, и калибровки и профилирования мониторов. Утилиты могут быть откомпилированы и запущены как под Windows, так и под Linux. Список поддерживаемых устройств можно найти на сайте авторов. Совсем новых устройств там, к сожалению, нет, но поддерживаются некоторые и доныне выпускающиеся устройства, как eye-one display, о работе с которым пойдет речь ниже. Как уже отмечалось в статье Сергея Щербакова, посвященной этому устройству, младшая и старшая модели отличаются только программным обеспечением, а также способностью сообщать программному обеспечению, какая из моделей используется, что делает невозможным воспользоваться рядом функций, которые технически реализованы в младшей модели. С точки зрения программ фирмы Argyll все эти приборы одинаковы. И поэтому, если планируется использовать именно это программное обеспечение, то покупать старшую модель не имеет никакого смысла. Я предпочитаю работать с графическим интерфейсом, поэтому для калибровки монитора использую графический интерфейс dispcalGUI, о котором речь пойдет ниже. Однако среди утилит Argyll есть программа spotread, которая может быть полезна фотографу и сама по себе. Если подсоединить к компьютеру eye-one display, надеть на него молочный светорассеиватель, то, запустив эту программу с ключом —a, мы можем замерить освещенность в люксах. Ниже приведен диалог в окне терминала, который можно увидеть при запуске этой программы.
bash-3.1# ./spotread -aPlace instrument on spot to be measured,and hit [A-Z] to read white and setup FWA compensation (keyed to letter)[a-z] to read and make FWA compensated reading from keyed reference'r' to take previous reading as the referenceHit ESC, ^C or Q to exit, any other key to take a reading:
Result is XYZ: 48.718135 47.096480 32.027113, D50 Lab: 74.251440 9.224838 9.701384 Ambient = 148.0 Lux, CCT = 3918K (Delta E 6.658929) Closest Planckian temperature = 4033K (Delta E 5.104052) Closest Daylight temperature = 4087K (Delta E 8.696595)
Освещенность легко пересчитывается в экспозицию, так что в результате мы получаем неплохой экспонометр. Кроме того, система позволяет охарактеризовать и световую температуру источника, выдавая аж три значения, соответствующие разным моделям. О том, чем различаются эти цветовые температуры, можно посмотреть, например, здесь. Сравнение измерений цветовой температуры одного источника программами Argyll CMS и Eye-One Match позволяет предположить, что последняя оперирует цветовой температурой, отображаемой программой Argyll как «Closest Daylight temperature».
dispcalGUI
Графическая надстройка над программами Argyl CMS, написанная Флорианом Хохом (Florian Höch), работающая под операционными системами: Linux, Mac OS X, Windows (2000 / XP / Vista) и распространяемая под лицензией GNU GPL 3. При работе программы открываются два окна. Одно окно терминала, в котором отображается деятельность программы Argyll, и второе, окно графического интерфейса, которое позволяет выбрать параметры калибровки.
Кроме того, могут быть отредактированы и тестовые таблицы, используемые при калибровке.
После запуска калибровки появляется окно, в котором будут приводиться тестовые цвета. Можно выбрать его размер и положение на экране.
Оценить результаты калибровки можно, конечно, и на глаз. Но вот найти разницу между близкими профилями без специальной программы анализа вряд ли удастся.
Oyranos и ICC Examin
Программа написана Кай-Уве Берманом (Kai-Uwe Behrmann) для просмотра содержимого ICC профилей и графического представления имеющихся в них данных, в том числе, в виде трехмерных моделей. Существенно богаче по возможностям, чем идущая в комплекте с eye-one программа calibration tools.
С помощью этой программы я и представлю ниже результаты калибровки двух мониторов.Сравнение результатов калибровки
LG FLATRON L204WT
Процессор Intel Pentium 4; 2,4 ГГц Системная плата Albatron PX865PEC Pro Видеокарта SAPPHIRE ATI RADEON X1600PRO 256M DDR2 AGPДля начала выставим в программах цветовую температуру, приведенную к дневному свету, равной 5000К, внешнее освещение учитывать не будем, остальные параметры оставим на усмотрение разработчиков программ.
Операционная система: Microsoft Windows XP Professional SP3 Драйвер видеокарты: Driver Packaging Version 8.476-080328a-060999C-ATI Программа калибровки: Eye-One Match 3.6.2.
Операционная система: Microsoft Windows XP Professional SP3 Драйвер видеокарты: Driver Packaging Version 8.476-080328a-060999C-ATI Программа калибровки: Argyll_V1.0.3_win32 + dispcalGUI 0.2.1b
Операционная система: Puppy Linux 3.0.1Драйвер видеокарты: ATI 8.51.3.Программа калибровки: Argyll_V1.0.3 + dispcalGUI 0.1b
Все графики достаточно близкие, если не считать начальный участок кривой в профиле, полученном с помощью программы Eye-One Match. Ситуацию можно попытаться улучшить, задав не нулевые значения параметров «Black output offset» и «Black point correction» в программе dispcalGUI.
Теперь зададим цветовую температуру 6500K.
Операционная система: Microsoft Windows XP Professional SP3 Драйвер видеокарты: Driver Packaging Version 8.476-080328a-060999C-ATI Программа калибровки: Eye-One Match 3.6.2.
Операционная система: Microsoft Windows XP Professional SP3 Драйвер видеокарты: Driver Packaging Version 8.476-080328a-060999C-ATI Программа калибровки: Argyll_V1.0.3_win32 + dispcalGUI 0.2.1b
Операционная система: Microsoft Windows XP Professional SP3 Драйвер видеокарты: Driver Packaging Version 8.476-080328a-060999C-ATI Программа калибровки: Argyll_V1.0.3_win32 + dispcalGUI 0.2.1b. Параметр «Black output offset» задан равным 0.81.
При этой температуре разница заметна уже и в положении точки белого. Программа Eye-One Match изменила значение точки серого в соответствии с цветовой температурой, заданной при калибровке, и оставила неизменной цветовую температуру максимально яркой точки. Как будет показано ниже, при заданной цветовой температуре 7500K белая точка останется на прежнем месте 5000K.
На трехмерной диаграмме легко заметить разницу в профилях:
Eye-One Match | dispcalGUI |
Задаем цветовую температуру 7500K.
Операционная система: Microsoft Windows XP Professional SP3 Драйвер видеокарты: Driver Packaging Version 8.476-080328a-060999C-ATI Программа калибровки: Eye-One Match 3.6.2.
Анализ информации содержащейся в ICC профиле позволяет увидеть, что время калибровки определяется числом измерений. Точками программа ICC Examin отметила цвета мишеней использованных при построении профиля.
Время калибровки в программе Eye-One Match — 4 м 15 с. dispcalGUI — 7м 20 с. 91 мишень.dispcalGUI —18м 45 с. 512 мишеней.
Samsung SyncMaster T240
Все приведенные профили строились для цветовой температуры 6500K.
Процессор: Intel Pentium 4; 2,4 ГГц Системная плата: Albatron PX865PEC Pro Видеокарта; SAPPHIRE ATI RADEON X1600PRO 256M DDR2 AGPОперационная система: Microsoft Windows XP Professional SP3 Драйвер видеокарты: Driver Packaging Version 8.476-080328a-060999C-ATI Программа калибровки: Eye-One Match 3.6.2.
Процессор: Intel Pentium 4; 2,4 ГГц Системная плата: Albatron PX865PEC Pro Видеокарта; SAPPHIRE ATI RADEON X1600PRO 256M DDR2 AGPОперационная система: Microsoft Windows XP Professional SP3 Драйвер видеокарты: Driver Packaging Version 8.476-080328a-060999C-ATI Программа калибровки: Argyll_V1.0.3_win32 + dispcalGUI 0.2.1b
Процессор: Intel Core 2 Duo E8500; 3,16 ГГц.Системная плата: ASUS P5KCВидеокарта: GeForce 860GT 256MB PCI Express 16XОперационная система: Slackware 12.2 Linux Драйвер видеокарты: NVIDIA Driver Version 177.82 Программа калибровки: Argyll_V1.0.3 + dispcalGUI 0.2.1b
Совпадение не идеальное, чуть сместилась точка белого, но уже очень близко и вполне допустимо калибровать монитор на другой машине. Разница не больше, чем при использовании разных алгоритмов и тестовых таблиц.Профиль типа «Matrix», хотя и требует вдвое меньше времени на калибровку, но не сильно отличается от предыдущего профиля типа «LUT».
Визуальный анализ результатов калибровки
QuickGamma
Monica
Программы визуальной калибровки. Соответственно, первая для работы под Windows, а вторая под Linux. Могут пригодиться и для оценки правильности аппаратной калибровки. Для ЖК мониторов калибровка будет зависеть от угла зрения. Перемещая окно программы по экрану и голову относительно него, можно найти точку, для которой калибровка справедлива. После этого стоит вспомнить опыт дагерротипии и закрепить голову с помощью рогатки, не позволяющей ей сдвинуться :-) P.S.
Обобщая результаты, можно сказать, что колориметр Eye-one display позволяет достаточно точно поддерживать цветопередачу монитора на конкретном компьютере при использовании одной и той же программы с одинаковыми параметрами. Если стоит только эта задача, то можно воспользоваться любой программой и не очень углубляться в детали. Если стоит задача описать, как должен быть откалиброван монитор, чтобы на любом компьютере ваша фотография была похожа на авторский вариант, то копать придется глубоко и времени это займет много.
Результаты калибровки разными программами могут существенно отличаться. Это, в первую очередь, связано не с алгоритмом получения профиля, а с существенно разными интерфейсами и, как следствие, с проблемой выставить идентичные параметры.
Упрощенная версия программы Eye-One Match для работы с Eye-one display LT не имеет достаточного набора задаваемых параметров, чтобы получить профиль, точно совпадающий с профилем, получаемым программой dispcalGUI. Одной цветовой температуры, задаваемой в этой программе, недостаточно для однозначного определения получаемого профиля.
Программу dispcalGUI можно настроить таким образом, что ее профили будут очень похожи на профили, получаемые с помощью Eye-One Match.
Профиль, в первую очередь, зависит от монитора, и приемлемые результаты могут быть получены при калибровке на другом компьютере с другой видеокартой, драйвером и операционной системой. Во всяком случае для монитора Samsung SyncMaster T240.
Две программы калибровки могут использоваться на одном компьютере с ОС Win XP, если включать колориметр в разные разъемы USB и приписать им разные драйверы. При этом надо следить, чтобы в папке автозагрузки не оказалось двух программ, загружающих профиль. Программам загрузчикам, как от Argyll, так и от PANTONE, все равно, кем создан профиль, но лишнее, если профиль при загрузке компьютера будет устанавливаться дважды.
www.ixbt.com
Argyll Color Management System Home Page
Author :- Graeme Gill (Home Page)Last updated 2018/7/9
Introducing the ArgyllPRO ColorMeter V1.3
ArgyllPRO ColorMeter is an Android application for Tablets and Phones, that lets you use all your USB connected color measurement instruments on the go. If you need to measure light or color in Printing, Photography, Lighting, Graphic Design, TV, Film or Video, then you will want to check it out in the 2 Minute Overview + Guided Tour Video. For complete details, please see the ArgyllPRO website.ArgyllCMS
Current Version 2.0.1
ArgyllCMS is an ICC compatible color management system, available as Open Source. It supports accurate ICC profile creation for scanners, cameras and film recorders, and calibration and profiling of displays and RGB & CMYK printers. Device Link can be created with a wide variety of advanced options, including specialized Video calibration standards and 3dLuts. Spectral sample data is supported, allowing a selection of illuminants observer types, and paper fluorescent whitener additive compensation. Profiles can also incorporate source specific gamut mappings for perceptual and saturation intents. Gamut mapping and profile linking uses the CIECAM02 appearance model, a unique gamut mapping algorithm, and a wide selection of rendering intents. It also includes code for the fastest portable 8 bit raster color conversion engine available anywhere, as well as support for fast, fully accurate 16 bit conversion. Device color gamuts can also be viewed and compared with a modern Web browser using X3DOM . Comprehensive documentation is provided for each major tool, and a general guide to using the tools for typical color management tasks is also available. A mailing list provides support for more advanced usage.
Argyll is a collection of source code that compiles into a set of command line tools, licensed under an AGLP license.
Argyll also includes a general purpose ICC V2 profile format access library, icclib, and a general purpose CGATS file format I/O library.
Also hosted here, is DPS a "Demo Print System". This is an inkjet printer driver framework, currently aimed at driving the Epson R1800 printer. This is under development, and not yet complete.
Your continued support is important.
Unfortunately programmers and color experts can't live on encouragement and complements alone - they have bills to pay, equipment to keep up to date, instruments to buy, and other financial obligations such as maintaining a roof over their heads and keeping the lights on, just like normal people. Currently it is only your support that will allow me to continue working on ArgyllCMS. So if you find ArgyllCMS valuable, and would like to continue to have technical support, bug-fixes, updates and drivers for new instruments, and support for new technologies, or you appreciate having serious color management available on platforms other than MSWin and OS X, then it's a really good idea to provide some support via a donation that reflects the value it provides you.If you are a casual or hobby user, then something like $5 - $100 may be appropriate, depending on how deep your pockets are.
If you are using ArgyllCMS in your business, an annual donation, of (say) 5-20% of the cost of the commercial software you have not had to pay for, would make a great deal of difference in ensuring that it continues to be available.
If you are distributing ArgyllCMS as part of some other free package, then please make your users aware of the need to support the software that you and they depend upon.
If you are distributing ArgyllCMS as part of some other package that you are make money out of (e.g., a commercial Linux distribution where ArgyllCMS is providing a feature that allows Linux to be on par with other operating systems with regard to Color Management), then it would help tremendously if you treated it like other key software you depend on, and make an allowance to contribute a portion of a full time developers salary every year.
No contribution is too small - it all adds up.
If there is an insufficient level of ongoing support, then there is still a very real possibility that you will return here in 6-12 months time, and find ArgyllCMS has gone.
Thanks to everyone who has made the effort to provide financial support, as well as the encouraging messages - you are making a difference in keeping ArgyllCMS available: Axel Schindler, Emanuele Giardina, Martin Gray, Douglas Thomson, Frederic Eynck, Volker Lerch, Amar Sood, Travis Marler, Roger Marti, Alain Perrier, Marco Maffezzoli, Phillip R Ziesemer, Stephan Bourgeois, Brett Patching, Francel Tsidiarison, Hans Tallis, Dirk Ritter, Laurent Pointal, Daniel Jurcau, Andre Charron, Paul Killoy, Bradley Paulson, Brad Funkhouser, Johan Bergquist, Lin Shih-Hsiang, Damiano Croci, Andre Yew, Stanimir Drobnjakovic, Greg Feeler, Richard Echavarria, Gabriele Piccini, Jrgen Bauer, John Hardiman, Dariusz Garbowski, Co Partes Y Suministros, Webster Dove, Eugen Latmann, Markus Kubik, Kenneth Moore, Benot Hommel, Andr Metzner, David Williams, Nick Dunmur, Wijaya Joshua, Charles Kraft, Ильичёв Александр, Dale Ouimette, Matthew Earlywine, Torsten Holst, Richard Klein, Phil Ziesemer, Rashid Makarov, Silvian Ltd. Special thanks to the following people who are making a regular contribution:Fabio Giraldi, Harald Hugenschmidt, Lateral Imaging, Novo Group, Inc., Fabio Bertolotti
Many thanks also to Florian Hch for contributing a portion of the donations to DiscalGUI from the following people:
Dennis Coyle, Kerry Gascoigne, Huangyi Jiang, Stephen Balderston, Etienne Loiseau, Dmitry Smirnov, Gerhard Schlsser, Michele Paoli, Joon Kuk, Jose Maria Zabala Madina, Scott Miller, Christoffer Rus, Darin Quan, Adam Ditheridge, Jakob Primgaard, Troy Sobotka, Yadira Sanchez, Axel Schindler, Kevin Obrien, Mark Walter, Kevin Eccles, Roberto Leinardi, Stephen Hallam, Rick Menzel, Zacharie Charbonneau, Peter Fedorow, Alexis Hildebrandt, Alexander Ivantchev, Douglas Braddock, Alexander Store, Mickey Brown, Andre Baudry, David Johnson, Jeremiah Hair, Jeff Brandt, Yannick Paz, Mario Van Essen, William Drown, Melina Kolimpiri, Andreas Resch, Denley Barnette, Graham Smith, Cristian Adrian Olariu, Justin Cherry, Nathan Cowan Photography, Davide Visca, Laurent Pointal, Dirk Ritter, Paul Mcleod, Chetan Kumar P, Mr M Watson, Jorge De Cecco, Francel Tsidiarison, Brett Antony Patching, Jeff Isgett, Nikolaus Waxweiler, Santiago Pediatrics, Les Hillis, Victor Allard, Tony Culpin, Murray Savidan, Alexander Kaiser, Howard Lim, Robert Conchie, Benjamin Chare, Diede Van Vree, Christopher Humphrey, Rick Pappas, Jing Zhao, Roy Batute, Moritz Baur, Steven German, Drew Anderson, Jesper Ryde, Orjan Franzen, David Brown, Matthias D, Виктория Усова, Michael Gerstgrasser, Petter Flink, Hyung-Song Nam, Alexander Wegel, Olivier Lenoble-Folleas, Hvard Lindholm, Gary Digiovanni, Harry Wirtz, Words & Pictures, Jrgen Bode, Kevin Applegate, Casey Carter, Sam Morrison, Jimg Photography, Tilman Hager, Frederic Eynck, Nigel Smith, Marcin Koscielecki, Philip Kerschbaum, Shih-Hsiang Lin, Alberto Alessandro Pozzo, John Mackey, Serge Stauffer, Juraj Hatina, Dudley Mcfadden, Tihomir Lazarov, Kari Hrafnkelsson, Michael Gerstgrasser, Sergio Pirovano, Borko Augustin, Greg Hill, Marco Signorini, Hanno Ritzerfeld, Lensvisions Studio, Ute Bauer, Ori Sagiv, Blint Hajagos, Vesa Karhila, Сергей Кудрин, Sheila Mayo, Lensvisions Studio, Dmitry Ostroglyadov, Lippai dm, Aliaksandr Sirazh, Dirk Driesen, Andre Schipper, Jay Benach, Gafyn Jones, Fritz Schtte, Kevin Pinkerton, Truls Aagedal, Eakphan Intajak, Herbert Moers, Jordan Szuch, Clemens Rendl, Nirut Tamchoo, James Barres, Ronald Nowakowski, Stefano Aliffi, Miriana Marusic, Robert Howard, Alessandro Marotta, Bjrn Stresing, Evgenij Popov, Rodrigo Valim, Robert Smith, Jens Windmller, 信宏 郭, Swen Heinrich, Matthieu Moy, Sebastian Hoffmann, Ruslan Nedielkov, Fred Wither, Richard Tafel, Chester Chua, Arreat.De, Duane Middlebrook, Stephan Eitel, John Gooday, Ben Richardson Llc, Taras Nebesnyy, Tim Williams, Shengyou Ou, Kenneth Reichner, Robert Neff, Thorsten Geisbe, William Dunaway Jr, Silvercleave, M Nguyen Ba, Marc Hill, David Leek, Russell Girten, Steven Jenks, Oliver Krause, Tom Poliquin, Manuel Jorge Teixeira, John Willsund, John Willsund, Jan Fischer, Cyril Hazotte, Isaac Barahona Hidalgo, Venkat Polumahanti, Amir Eslampanah, Michele Paoli, Gianluca Ferrari, Chi Leung Chiu, Elena Kolomytseva, Claudio Caja, Trevor Mason, Adrin Hernndez, George Pierce, Baty Reasoner, Reichenbach Stories Gmbh, Susan Yarvin, Ismael Ferreras Riesco, Paul R. Heil-Film, Jan Leipnitz, Tim Rappon, Stefan Hhne, Jean-Claude Chevrier, Thomas Nankivell, 晓东 邵, Richard Shrubb, Victor Sanchez, William Rother, Christopher Bahry, Greg Feeler, Eugen Latmann, Dieter Wagenbichler, Simone Cabasino, J Holmes, J M Robin, Silas Spence, Justin Nicholson, Stephen Wager, Lisa Lang, Roberto Cenci, Matias Puga, Viorel Dobre, Christopher Holder, Robert Neff, Gianluca Ferrari, Jan Komarek, Sol Hubner, Bruno Thomas, Viktor Boleininger, Paolo Venturi, lvaro Tejero Majn, Cesar Cordova, Michel Quijorna Kyburz, Bo Yang Tang, Quebec Inc., Silvercleave, Greg Feeler, Christian Philippe, Mark Gray, John Kua, Nhan Nguyen, Eric Rijcken, Eric Rijcken, Shakeem Guzman, Paypal, Leon Daniels, Pictaural Productions Inc., Gilles Plurien, Appeal Design, Erlend Ronnekleiv, Mug, Tonella Daniele, Athol Greenhalgh, Joshua Wijaya, Mario Adolfo Leclere Velez, Huei-Horng Yo, Matthias Ellinger, David Williams, Alexander Strau, Areeb Shabbir, Pogomix, Wolfgang Harst, Phillip R Ziesemer, Magdalena Flisak, Linshan Xie, Milan Stuchal, Dustin Scarpitti, Vadim Chumachenko, Thomas Vilbk, Christoph Wagner, William Buell, Christoph Schwarz, Minung Seo, Alastair Mcgregor, David Duke, Jeff Perritt, Andrew Greig, William Camp, Mario Gonzlez, Dimension 2 Ltd, Mikhail Reytsman, Steve Allen, Francisco Javier Garcia Dominguez, David Schram, Digital Dna Systems, Juho Kerola, Matti Koskinen, Javier Martin Sanchez, Dimitri Vermeire, Mike Malone, Petr Fajkus, Samarra Studios Llc, Greg Feeler, Robert Fraser, Krzysztof Hajdamowicz, Zachary Chu, Eliane Brnnimann, Guillermo Sanz Gimeno, Moiss Snchez Soler, Robert Henderson, Leslie Peters, Cml-Cinematography Mailing List, Hans Ohwosoro, Harald Juhn, Jaswant Madhavan, Jose Manuel Cuevas Montero, Paul Dulac, Spyridon Mysirlis, Massimo Zannoni, Li Chang Mao
Downloads:
On Line Documentation Download V2.0.1 Argyll Source CodeDownload V2.0.1 Main Microsoft Windows executables Download V2.0.1 Main Apple OS X executables Download V2.0.1 Main Linux x86 Executables Commercial Use and non-GPL LicensingDownload V2.16 icclib or cgatslib Source Code Download DPS Source CodeDownload SnoopyPro Source Code or ExecutablesArgyllCMS mailing List InformationAfter you have downloaded the source or executables, please read the notes on installing.
Please note that some of the Linux packages based on "ArgyllCMS" have been modified in various ways, and may not work exactly the same as what is distributed here. If something doesn't work using such a package, please download the unmodified software from here and re-test before reporting a bug.
Getting Support for ArgyllCMS:
The best way of getting support in using ArgyllCMS is via the ArgyllCMS mailing List, where you will get the benefit of other knowledgeable people being able to help you. You can also email me (Graeme Gill) directly.I do scan some of the relevant web forums sporadically, and others on those forums may be able to help:
For Video and TV calibration and Profiling, the AVS Forums.
For Film & Video color grading display calibration, Lift Gamma Gain is worth a look.
For Camera, Photography, Photo Printing and Display profiling, try Luminous Landscapes.
[ I recommend you Stay away from DPReview - their heavy commercial censorship makes it unsuitable for support or discussion. ]
For printing and practical color management, the Apple ColorSync List is worth looking at (many experts hang out there), while Forums like Printer Knowledge may be better suited to those at a more hobby level.
Other software that uses ArgyllCMS:
DisplayCAL by Florian Hch
The Little Argyll GUI and A Color-Managed Linux Workflow by Russell Cottrell
Coloris by Rmi and Lionel Wetteren.
CoCa by Andrew Stawowczyk Long
Articles:SwatchMate Cube, Part 1 - Out of the box accuracy
SwatchMate Cube, Part 2 - Can it be improved ?
Modifying the i1i0 table for the i1pro2
www.argyllcms.com
dispcalGUI
Создание цветовых профилей для мониторов и принтеров.
dispcalGUI — удобный Python / GTK / wxWidgets (wxpython) графический интерфейс (GUI frontend) к системе создания цветовых профилей Argyll CMS.
Argyll CMS (Argyll Color Management System) — система управления цветом позволяющая создавать высокоточные профили ICC (набор данных характеризующих устройство) для сканеров, принтеров, устройств для записи фотоплёнки, а так же выполнения калибровки и профилирования мониторов.
Argyll CMS поддерживает данные о спектральных образцах, включает максимально быструю переносимую систему 8-разрядного преобразования цветов, наряду с быстрой и точной 16-разрядной системой преобразования.
Для профилирования и калибровки мониторов с dispcalGUI можно использовать аппаратный датчик, коллориметр (прибор для измерения цвета в какой-либо цветовой модели). Созданные профили могут включать зависящий от источника пересчёт охвата для воспринимаемого и насыщенного типов цветопередачи (после создания профиля приложение предложит установить его и активировать во время следующей загрузки системы).
dispcalGUI поддерживает работу с несколькими мониторами, позволяет настроить различные параметры (точка белого, тон кривой отклика, яркость, уровень чёрного), в приложении реализована загрузка и скачивание с сервера проекта матриц коррекции и файлов .ccss, которые подбираются по модели используемого монитора (позволяя обойтись без использования аппаратного датчика, коллориметра).
Лицензия: GNU GPL v3
Домашняя страница
zenway.ru
Argyll CMS | blog.lexa.ru
В качестве алаверды к предыдущему посту имею сообщить, что хвалимый многими модуль дисплейной калибровки Argyll CMS мне не понравился:
- Задача-максимум: добиться одинакового визуального воспроизведения нейтральных плашек на двух мониторах не достигнута. Формально dE меньше единицы, но реально глаз видит разницу (которую можно устранить кривой в зеленом, но удобных средств редактирования LUT монитора у меня под рукой не было).
- Задача-минимум, собственно калибровка и профилирование, выполняются относительно неплохо, но калибровка идет средствами LUT видеокарты (т.е. 8-битной таблицы на DVI), точность работы средств, пищущих в LUT монитора - сильно выше (это видно при рассмотрении серого ступенчатого клина). Матричные профили имени Argyll мне при этом вполне нравятся, табличные - не нравятся.
- Использовать сам Argyll (коммандлайновые утилиты) необычайно мучительно, GUI сильно упрощает процесс. dispcalGUI задачу управления вполне решает.
С учетом вышесказанного, остался жить с basICColor.
В процессе этих упражнений, пронаблюдал эффект с потерей точности уже в CMM-engine (в фотошопе), который легко воспроизводится (и как только я его объяснил в уме, он перестал быть неожиданным):
- Калибровка и рабочий профиль у меня совпадают по точке белого (D50) и тоновой кривой (L*).
- Берем ступенчатый серый клин (я использую мишень от Norman Koren) в пространстве sRGB (D65 и степенная гамма-кривая), выводим фотошопом на экран, получаем (видимую) разноцветность по патчам.
- Image->Convert to RGB -> Beta-Lstar (рабочий профиль) - разноцветность патчей пропадает.
Эффект проявляется только для табличных (LUT) профилей и связан, естественно, с ошибками интерполяции содержащихся там таблиц (при построении условного device-link профиля пространство файла-пространство монитора). Для матричных профилей такой пересчет интерполяции не требует и, соответственно, ошибок не создает.
blog.lexa.ru