Концепции психологического консультирования: поведенческий и когнитивный подходы. Поведенческий подход в консультировании


7. Поведенческий подход в индивидуальном и семейном консультировании - Индивидуальное и семейное консультирование

План

1.  Основные теоретические положения

2.  Техники консультирования

 

1. Основные теоретические положения

Поведенческое консультирование – это, по Дж. Вольпе, «… терапия обусловливания, подразумевающая использование сформулированных в процессе экспериментирования принципов научения с целью изменения неадекватного поведения, неадаптивные привычки ослабляются, адаптивные привычки напротив вводятся и усиливаются».

Основоположниками бихевиоризма были Дж. Уотсон и В.Ф.Скиннер, который развил идеи Трондайка. Данный подход можно охарактеризовать как направление, использующее принципы научения в помощи клиентам решать их поведенческие проблемы.

Стимул, реакция и обусловливание – это ключевые понятия поведенческой психологии.

В процессе эволюции у людей развились органы чувств, такие, как глаза, кожа и внутренние органы, которые наиболее чувствительны к различным видам стимулов. Стимул, или предмет, который вызывает реакцию, может исходить от объектов, находящихся во внешней окружающей среде. На людей также постоянно воздействуют стимулы, происходящие из их внутренней окружающей среды (возникновение этих стимулов является результатом изменений, которые происходят в тканях различных органов) Посредством обусловливания диапазон стимулов, на которые реагируют люди, все более расширяется. Стимулы вызывают реакции, которые обычно заставляют организм двигаться или изменяться таким образом, что данные стимулы перестают вызывать реакцию. Все реакции можно разделить на открытые и скрытые, или на приобретенные и врожденные. Врожденные реакции включают в себя все, что делают люди с первых дней младенчества. В частности, к ним относятся потение и дыхание, а также обусловливание и формирование привычек, которые порождают приобретенные реакции. Уотсон отмечал, что лейтмотив человеческой деятельности состоит в продуцировании реакций на соответствующие стимулы. Другими словами, с точки зрения поведенческой психологии вся совокупность душевных переживаний человека может быть редуцирована к условно-рефлекторному поведению. Например, любовь – это реакция самца на самку, имеющая целью снять неприятные ощущения, вызванные чрезмерной продукцией половых гормонов.

Теория конфликта

Бихевиоризм рассматривает все психологические проблемы и способы их решения в схематизированном виде, используя при этом термины «стимул» (или, в более сложных случаях, «ситуация») и «реакция» (общепринятыми являются сокращения S и R). В идеальном мире бихевиориста при каждой реакции можно найти, вызвавшие ее стимулы, а при наличии данных стимулов можно предсказать реакцию. Таким образом, невротический конфликт – это, прежде всего, «неправильные» реакции на ряд стимулов.

Теория семьи

Методологические истоки поведенческой теории семьи восходят к работам Б. Ф. Скиннера, А. Бандуры, Д. Роттера, Д. Келли и др.

Следующие теоретические положения поведенческой психологии имеют существенное значение для понимания концепции семьи, которая лежит в, основе бихевиоральной модели семейного консультирования.

1.                     Человек рассматривается как организм, который обладает приобретенным набором поведенческих реакций (Б. Ф. Скиннер). Окружающая среда оказывает сильное влияние на формирование, изменение и длительное сохранение поведения. События, происходящие во внешней среде, инициируют, формируют и поддерживают определенное поведение отдельных субъектов.

2.                     Различают два основных типа поведения: респондентное, как ответ на знакомый предшествующий (антецедентный) стимул или ситуацию, и оперантное, определяемое результатом, следующим за ним (Б. Ф. Скиннер). При оперантном научении организм воздействует на окружающую среду, производя результаты и вызывая последствия, которые влияют на вероятность того, что данное поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, в то время не оперантная реакция, которая вызывает негативные последствия, стремится не повториться.

3.                     Поведение контролируется как положительными, так и аверсивными стимулами, такими, как наказание и негативное подкрепление. Позитивное наказание имеет место, когда за той или иной поведенческой реакцией следует приятный стимул, а негативное наказание состоит в том, что за реакцией следует устранение приятного стимула. Негативное подкрепление встречается, когда индивиду удается ограничить или избежать предъявления аверсивного стимула.

4.                     Теоретическая основа для понимания супружеского конфликта представлена в теории социального обмена. Согласно этой теории, каждый индивид стремится к получению максимального вознаграждения при минимальных затратах. Взаимодействие в паре считается удовлетворительным в той мере, в какой партнеры представляют друг другу вознаграждения, превышающие затраты, и неудовлетворительным если затраты преобладают над выгодами.

Согласно теории социального обмена, хорошие отношения создаются тогда, когда во взаимодействии с другим получаешь больше, чем даешь когда «выигрыш» от отношений больше, чем «цена», которую ты платили за них. В семье супруги, родители и дети стремятся как можно больше увеличить «награды» и как можно больше снизить «затраты» во взаимоотношениях. В успешном брачном союзе оба партнера прилагают усилия к тому, чтобы максимально вознаграждать, поощрять другого, при этом сводя к минимуму затраты.

Один из супругов может временами получать больше, чем отдавать и при этом испытывать позитивные эмоции, быть довольным собой и другим. Преобладание позитивных эмоций над негативными играет роль позитивного подкрепления. В таком случае удовлетворенность отношениями возрастает, семья функционирует благополучно.

Поскольку в семье всем нельзя постоянно извлекать только пользу, то для гармоничных отношений важно соблюдение баланса между «брать» и «давать», «выгодой» и «ценой». Это означает, что в здоровой семье позитивные эмоции преобладают над негативными, нет «эксплуататоров» и «униженных», однако есть отношения равного вклада и равной выгоды. В противоположном случае, в несчастливых браках партнеры слишком сосредоточены на том, чтобы защитить себя от возможных обид, чтобы думая о том, как сделать друг другу приятное. В таких семьях супруги могут снизив затраты в отношениях, если будут отдаляться друг от друга, прибегать к oотчуждению. Другим способом снижения затрат может явиться использование во взаимодействии преимущественно негативного подкрепления и (или) наказания. Как отмечают Тибо и Келли, поведенческий обмен следует принципу реципрокности (обоюдности): негативная или позитивная стимуляция, исходящая от одного человека, обычно вызывает соответственное поведение со стороны другого. Приятное поведение стимулирует позитивные реакции, а недоброжелательность вызывает недоброжелательность.

5.                     Взаимодействие между членами семьи характеризуется однонаправленностью. Признается линейная причинность в объяснении поведения членов семьи. Иначе говоря, поведение одного члена семьи инициирует поведение другого. Структурная единица паттерна взаимодействия в семье может быть представлена следующей цепочкой: антицендентное событие (стимул) > проблемное поведение > событиепоследствие. Иначе говоря, контроль проблемного поведения осуществляется через стимулы, непосредственно ему предшествующие или следующие за ним. Предшествующие (антицендентные) стимулы могут провоцировать определенное поведение или подавлять его. Например, упреки и претензии со стороны жены за некупленные продукты, за невыполненные обещания тормозят проявление ласки, внимания со стороны мужа. Напротив, весть от мужа о получении премиальных или приобретении путевки дня отдыха подымает настроение жены, она становится более общительной и заботливой.

Стимулы, появляющиеся после определенных форм поведения, оказывают свое влияние на частоту, повторяемость подобного поведения.

Они могут выступать  как положительное подкрепление, вознаграждение: похвала,

подчеркивание приятного;  как отрицательное подкрепление, прекращение неприемлемого

поведения: упреки, брань, угрозы, враждебное молчание; как наказание: упреки, враждебность, игнорирование приветливости; как угасание, отказ от положительных подкреплений: отсутствие ин-

тереса, предоставление самому себе и др.

При дифференцированном подкреплении определенные поступки и реакции поощряются, другие - игнорируются. Так, например, жена приготовила завтрак - похвала, поцелуй, ласковые слова супруга (поощрение). Муж не убрал посуду (обычно были упреки со стороны жены) - прекращение упреков (отрицательное подкрепление). Муж покупает продукты регулярно - никаких реакций со стороны жены, а в начале были слова благодарности (игнорирование).

6. Супружеская удовлетворенность в значительной степени связана с «поощрительным» поведением партнеров по отношению друг к другу, то есть удовлетворенность супружеством прямо связана с поведением каждого супруга. Удовлетворенность браком возрастает, если это поведение партнера радует другого, что не только приводит к увеличению обмена позитивными эмоциями, но и укрепляет уверенность в прочности брака.

 

2. Техники консультирования

Цели консультирования

1.  Устранение дефицита в поведенческих реакциях.

2.  Усиление адаптивного поведения.

3.  Ослабление или устранение неадекватного поведения.

4.  Устранение изнурительных реакций тревоги.

5.  Развитие способности расслабляться.

6.  Развитие способности самоутверждаться.

7.  Развитие способности к саморегулированию.

Поведенческое консультирование, прежде всего, опирается на рациональный анализ неправильного поведения. Исправлять это поведение предлагается,

используя разум и силу воли.

Когнитивные ошибки. Дисфункциональные убеждения, внедренные в когнитивные схемы, вносят вклад в возникновение систематических когнитивных ошибок, которые характеризуют психопатологию и способствуют ее сохранению. 

Произвольное умозаключение. Выведение определенных заключений при отсутствии доказательств, подтверждающих верность сделанных выводов, причем иногда даже тогда, когда реальность явно противоречит заключениям Пример произвольного вывода — работающая мать, которая в конце трудного дня приходит к заключению «Я — ужасная мать».

Избирательная абстракция. Избирательное проявление внимания к детали, вырванной из контекста, при одновременном игнорировании другой, более существенной информации.

Пример избирательной абстракции — возлюбленный, который начинает ревновать, видя, что его подруга наклоняет голову к собеседнику на шумной вечеринке, чтобы лучше его слышать.

Генерализация. Выведение общего правила или заключения из одного или нескольких изолированных случаев. Слишком широкое применение этого правила, в том числе к ситуациям, не имеющим к нему отношения. Пример генерализации — женщина, которая после разочаровавшего ее свидания приходит к следующему выводу: «Мужчины меня всегда будут отвергать».

Преувеличение и преуменьшение. Неправильная оценка, рассмотрение конкретных событий как гораздо более или гораздо менее важных, чем они есть на самом деле. Пример преувеличения — студент, который предрекает катастрофу: «Если я стану хоть немного нервничать, я непременно провалюсь». Пример преуменьшения — человек считающий, что «Дважды снаряд в одну воронку не падает, на этот раз все обойдется».

Персонализация. Наличие тенденции связывать внешние события с собой при отсутствии адекватных доказательств. Например, человек видит идущего по противоположной стороне оживленной улицы знакомого, который не замечает его приветственного помахивания, и думает: «Я, должно быть, чем-то его обидел».

Дихотомическое мышление. «Черно-белое», «или — или», поляризованное мышление — все это синонимы термина «дихотомическое мышление» Это мышление, характеризующееся максимализмом. Например, студент думает «Если я не сдам этот экзамен на «отлично», я — неудачник».

Туннельное зрение. Туннельное зрение связано с избирательной абстракцией. Люди воспринимают только то, что соответствует их настроению, хотя воспринимаемое событие может быть лишь частью гораздо более масштабной ситуации. Пример туннельного зрения — муж, который не видит ничего положительного, сделанного для него женой.

Пристрастные объяснения. Если отношения причиняют людям боль, они склонны приписывать друг другу отрицательные чувства мысли и действия Люди могут с чрезмерной готовностью допускать что за «оскорбительными» действиями партнера скрываются злые намерения или недостойные мотивы. Например, один из партнеров может объяснять возникновение семейных проблем плохим характером другого партнера.

Наклеивание отрицательных ярлыков. Эта ошибка совершается на базе пристрастных объяснений. Партнеры постоянно приклеивают критические ярлыки к действиям друг друга. При этом партнеры остро реагируют на ярлыки, которые они приклеили друг к другу (например, на такие обвинения как «невнимательный» или «хулиган»), как будто эти ярлыки являются реальными вещами. В худшем случае партнеры могут «демонизировать» друг друга. 

Чтение мыслей. Здесь можно выделить две следующие ошибки: «Я могу узнавать, что думает мои партнер» и «Мой партнер, должно быть, способен читать мои мысли». Партнеры могут наносить вред своим отношениям, делая предположения, основанные на любой из этих ошибок.

Субъективная аргументация. В основе субъективной аргументации лежит следующее ошибочное убеждение, что если человек испытывает какую-то очень сильную эмоцию, - эта эмоция оправданна.

Проявление внимания. Человек, желающий учиться новому поведению, должен внимательно изучать новое поведение, стремясь, по возможности, точно его запомнить. Один набор переменных внимания включает в себя такие характеристики стимулов, как пригодность, отчетливость (ясность), привлекательность и функциональная ценность нового поведения. Другой набор переменных внимания включает в себя характеристики наблюдателя, такие, как уровень возбуждения, привычки восприятия и т.д.

Сохранение. Для того, чтобы научение было эффективным, оно должно запоминаться. Сохранение подразумевает либо образное хранение информации, либо (что имеет место гораздо чаще) кодирование предполагаемого поведения и превращения его в легко применимые вербальные символы. В практике когнитивные навыки и структуры наблюдателей могут усиливать сохранение. В сохранении определенную роль играет мотивация к обучению, хотя мотивационные стимулы являются скорее вспомогательными, чем необходимыми.

Продуцирование. На определенной стадии консультирования символические представления нового поведения требуется перевести в эффективное действие. Это достаточно сложный процесс, на который влияет прежде всего эффект продуцирования, заключающийся в переключении энергии старого поведения в новое русло.

Мотивация. Следует проводить четкое различие между научением и исполнением в связи с тем, что люди не мотивируются воплощать в действие все, чему они учатся. Клиент, вероятнее всего, примет смоделированное поведение, если оно:

а) приносит внешние выгоды,

б) внутренне положительно оценивается,

в) приносит пользу другим людям, и это можно наблюдать.

            Моделирование       мыслительных       процессов.       По       мнению

бихевиористов, клиент может научиться навыкам мышления, наблюдая за мышлением консультанта, выступающего в качестве модели. Однако скрытые мыслительные процессы часто неадекватно передаются моделируемыми действиями. Например, модель может решать проблему когнитивно, а клиент видит только результирующие действия, не понимая процессов мышления, ведущих к совершению этих действий. Подход к научению когнитивным навыкам должен быть таким — консультанту следует проговаривать в слух мысли, возникающие у него в процессе решения проблемы. Целесообразно сочетать невербальное и вербальное моделирование. При этом невербальное моделирование позволяет проявлять внимание и удерживать его, кроме того, существует возможность передачи через открытое поведение дополнительного значения когнитивных процессов. 

Роль подкрепления. В соответствии с социально-когнитивной точкой зрения, научение через наблюдение не обязательно требует внешней награды (вознаграждения). Такое научение происходит через когнитивную обработку информации в ходе моделирования, причем до того, как наблюдатели осуществят, какие бы то ни было реакции. По Скиннеру

такое научение через наблюдение достигается тогда, когда подкрепляются реакции, соответствующие действиям модели, не соответствующие же действиям модели реакции либо не вознаграждаются, либо наказываются. Таким образом, поведение других становится стимулом для формирования соответствующих реакций. Однако это объяснение научения через наблюдение имеет недостатки. Клиент может исполнять моделируемое поведение не в той обстановке, в которой оно моделировалось. И консультант, и клиент могут не получить подкрепления, так как новое поведение может появиться через несколько дней и даже недель.

Научение в действии. Научение в действии, или научение через опыт, распространено чрезвычайно широко. Существует различие между знанием и навыком. Во многих областях люди должны выходить за пределы структур знания, чтобы развивать навыки действия.

Систематическая десенсибилизация. Систематическая десенсибилизация — это методика поведенческого консультирования, важным компонентом которого является релаксация. Ее целесообразно использовать, если в ходе процедуры поведенческой оценки у клиента выявляются специфические тревоги или фобии, а не просто общая напряженность. Однако следует отметить, что поведенческие оценки должны быть адекватными. Например, клиент может испытывать чувство тревоги при тестировании или при необходимости принятия профессионального решения потому, что он не имеет навыков принятия решений. В таких случаях тревогу, вероятно, целесообразнее будет уменьшить посредством обучения соответствующим навыкам, чем с помощью систематической десенсибилизации.

Систематическая десенсибилизация включает в себя три элемента: а) обучение глубокой мышечной релаксации,

б) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих тревогу,

в) предложение клиенту воображать, пребывая в состоянии релаксации,

объекты из иерархий, вызывающие тревогу.

Разумное объяснение. Перед проведением систематической десенсибилизации поведенческие консультанты обычно стараются в доходчивой форме объяснить клиентам, в чем суть данной методики. При этом консультанты учитывают жалобы клиентов, выявленные при проведении поведенческой оценки. Объяснение может включать в себя изложение сути принципа методики, далее следует также кратко описать три элемента систематической десенсибилизации. Кроме того, консультант должен отметить, что приобретение навыка релаксации позволяет справляться с ситуациями, вызывающими тревогу.

Выстраивание иерархий. Дж. Вольпе пишет: «Иерархия тревог — это своего рода список вызывающих тревогу стимулов, оцениваемых в соответствии с уровнем чувства тревоги, которое они вызывают». Существует целый ряд особенностей выстраивания иерархий десенсибилизации:

1.                     Консультант при расспросе клиента определяет темы, которые смогли бы объединить стимулы, вызывающие тревогу. Стимулам, которые наиболее часто нарушают функционирование клиентов, уделяется больше всего внимания. Для определения тем используются поведенческие оценки. Эти темы могут иметь отношение к любой из множества вызывающих тревогу ситуаций, например к публичному выступлению, сдаче экзаменов, еде в общественном месте, общению с представителями противоположного пола, половому контакту. 

2.                     Консультант знакомит клиента с понятием «субъективная шкала тревоги или страха». Потенциал вызывающих тревогу стимулов из иерархии оценивается следующим образом: принимается, что оценка 0 соответствует полному отсутствию чувства тревоги, а оценка 100 соответствует максимальной выраженности чувства тревоги, которое может возникнуть в связи с данным видом стимула. Таким образом, конкретные виды стимулов могут быть оценены по тому, какую позицию они занимают на субъективной шкале тревоги.

3.                     Клиент для каждой темы определяет соответствующие пункты иерархии. Консультант просит клиента подробно и четко описать соответствующие ситуации. Консультант определяет, какие формулировки будут оптимальными. Для определения пунктов иерархии могут быть использованы данные, собранные при проведении поведенческих оценок, данные, взятые из контрольных дневников клиентов, предположения консультанта или клиента, ответы, полученные при анкетном опросе. 

4.                     Клиент перечисляет пункты каждой конкретной темы в иерархическом порядке, для оценки пунктов используется их субъективная шкала тревоги и расположение их в соответствующем порядке. Часть этой работы может быть проделана клиентом при выполнении домашнего задания.

Сущность методики систематической десенсибилизации. Человек, находящийся в состоянии глубокой релаксации (достигнутой с помощью методики прогрессирующей мышечной релаксации Э. Джекобсона), вызывает у себя в сознании представления о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Он воображает эти ситуации 5-7 с, затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации. Работа начинается с той ситуации, которая вызывает наименьший страх. Представление ситуации повторяется несколько раз, и если у клиента тревога не возникает, переходят к следующей, более трудной ситуации. За одно занятие отрабатываются 3-4 ситуации. Количество сеансов может варьировать от 4-5 до 12 и более. Работа заканчивается, когда самый сильный стимул перестанет вызывать у клиента страх.

Виды десенсибилизации

1.                     Десенсибилизация в реальной жизни. Данный вид десенсибилизации применим к тем ситуациям, которые могут быть многократно повторены в действительности. Этапы работы:

а) составляется иерархия ситуаций, вызывающих страх;

б) тренировка в реальных ситуациях: клиента побуждают сталкиваться с ситуациями, вызывающими страх, в присутствии психолога, которому клиент доверяет и в присутствии которого он испытывает глубокое чувство безопасности. Здесь фактором, противостоящим страху, является чувство безопасности в присутствии конкретного человека - психолога.

2.                     Контактная  десенсибилизация Клиента побуждают прикоснуться к объекту, вызывающему страх (например, собаке), в присутствии психолога и при наличии гарантий безопасности. Зачастую этому  предшествует моделирование: другой человек, не испытывающий данного страха, на глазах у клиента совершает ряд действий с объектом, вызывающим у клиента страх, согласно заранее составленному списку.

3.                     Эмотивное воображение. Используется в работе с детьми. Ребенок в роли любимого героя, разыгрывая ситуации из его жизни, постепенно сталкивается с ситуациями, ранее вызывавшими у него страх. Хорошо развитое у детей воображение помогает им при этом переключиться на иные, чем наблюдалось раньше, способы эмоционального реагирования.

intellect.ml

Подходы в консультировании

Психоаналитический подход в консультировании

Цели психоанализа сосредоточиваются в основном на личностной адаптации, обычно вызывая реорганизацию внутренних сил личности. Первоочередная цель состоит в том, чтобы помочь клиенту лучше узнать бессознательные стороны своей личности. Бессознательное включает в себя подавляемые воспоминания и желания, слишком болезненные или угрожающие, с которыми когда-либо сталкивался клиент. Но подавление мыслей не устраняет их влияния; подавление только делает идентификацию этих мыслей более трудной. Психоанализ стремится помочь клиентам понять себя.

Вторая цель состоит в том, чтобы помочь клиенту преодолеть ранее не пройденный этап развития. Пройдя этот этап, клиенты раскрепощаются и приобретают способность жить более продуктивно.

Адлерианский подход в консультировании - Альфред Адлер

Цели консультирования по Адлеру группируются вокруг помощи людям в формировании здорового образа жизни:

развитие у клиентов представлений о том, что считается здоровым образом жизни,

помощь клиентам в преодолении чувства неполноценности.

поддержать клиентов в формировании социального интереса.

Социальный интерес - внутренний потенциал «который должен сознательно развиваться и усваиваться». Неправильным стилем жизнисчитается эгоцентрический, основанный на ложных целях и неправильных представлениях и связанный с чувством неполноценности (врожденными физическими или психическими дефектами, а также семейной атмосферой: избалованностью родителями или отверженностью). Необходимо корректировать такие чувства и избавляться от нежелательных форм поведения. Консультирование по Адлеру направлено на целостную личность

Личностно-центрированное консультирование Карл Роджерс

Цели личностно-центрированного консультирования сосредоточиваются на личности клиента, а не на его проблеме. Людям нужно помочь научиться справляться с обстоятельствами.

Один из главных способов - помочь клиенту научиться жить полноценной жизнью, стать личностью, которой нет никакой необходимости повседневно применять защитные механизмы.

Такой человек начинает больше стремиться к изменению и росту. Он становится более открытым для усвоения опыта, больше доверяет собственному восприятию, глубже вовлекается в самопознание и оценку своего «Я». Полноценно функционирующая личность начинает лучше относиться к себе и другим и эффективнее принимает оперативные решения.

Клиенту помогают идентифицировать, использовать и интегрировать свои собственные ресурсы и потенциал.

 

Экзистенциальное консультирование - Ролло Мэй, Виктор Франкл.

Цели экзистенциального консультирования заключаются в том, чтобы помочь клиентам осознать значение ответственности, осознавания, свободы и потенциала. Клиент избавляется от роли наблюдателя событий и становится создателем значимой личной активности.

Клиент начинает больше осознавать личную свободу. Для клиентов главная цель консультирования заключается в том, чтобы перейти от внешней системы отсчета к внутренней. Деятельность перестает зависеть от суждений других людей; действия будут в первую очередь оцениваться самими клиентами.

 

Гештальт-терапия - Фриц Перлз

Цели включают сосредоточение на «здесь-и-сейчас» и на осознании непосредственного опыта. Другие цели гештальт-терапии:

обратить внимание клиента на невербальную и вербальную экспрессию, а также на усвоение клиентом общего представления, что жизнь предполагает осуществление выборов.

помощь клиенту в разрешении задач прошлого, чтобы тот мог достичь внутренней инегрированности личности.

осуществление духовного роста, который включает в себя интеграцию эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов человека. Главная задача — это примирение полярностей в человеке.

Перлз создал формулу, которая выражает сущность этого слова: «Сейчас = переживание = осознавание = реальность. Прошлого уже нет, будущего еще нет. Существует только настоящее».

Чтобы действовать «сейчас», проявлять зрелость, человек должен периодически сбрасывать невротические тенденции. Перлз идентифицирует пять слоев невроза, которые потенциально мешают проявлению подлинности в контакте с собой:

Бек сосредоточивается на важности изменения мыслей при работе с психическими расстройствами. Согласно его подходу, существуют шесть когнитивных искажений, к которым консультант должен быть готов:

  1. необоснованные выводы,
  2. избирательная абстракция,
  3. сверхгенерализация,
  4. преувеличение и преуменьшение,
  5. персонализация,
  6. дихотомическое мышление

 

Рационально-эмотивная терапия поведения Альберт Эллис

Основная цель РЭТП — помочь людям осознать, что они могут жить более рационально и продуктивно. «В первом приближении рационально-эмотивная терапия представляет собой попытку устранения нежелательных эмоций путем исправления ошибок в логике рассуждений клиента».

Многие считают, что желания должны осуществляться и что, если желания остаются невыполненными, результат будет катастрофическим. РЭТП помогает клиентам прекратить формирование таких требований и превращение неудачи в «катастрофу». В РЭТП клиенты могут выражать некоторые отрицательные чувства, но главная цель состоит в том, чтобы помочь им избежать чрезмерной эмоциональной реакции на событие.

РЭТП поощряет клиентов быть более терпимым к себе и другим и добиваться достижения личных целей. Эти цели достигаются путем обучения людей рациональному мышлению, с тем чтобы изменить пагубное поведение и помочь им научиться новым способам деятельности.

 

 

Транзактный анализ - Эрик Берн

Главные цели ТА сосредоточиваются на помощи клиентам преобразовать себя из «лягушек» в «принцев и принцесс». Человеку мало научиться просто адаптироваться, как это принято в психоанализе. Вместо этого акцент делается на достижении здоровья и автономии.

Становясь автономными, клиенты демонстрируют больше понимания, открытости и непосредственности, становятся свободными от игр и избавляются от неконструктивных сценариев. Они начинают лучше взаимодействовать со своим прошлым, но в то же самое время остаются свободными от отрицательных влияний прошлого. ТА придает особое значение изучению собственного «Я», с тем чтобы решить, кем человек хочет стать.

 

Бихевиоральный подход - Б.Ф. Скиннер

В целом бихевиористы (за исключением представителей когнитивно-бихевиорального направления) концентрируются на поведенческих процессах, то есть процессах, тесно связанных с видимым поведением.

Бихевиористы концентрируются на ситуации «здесь-и-теперь», в противоположность ситуации «там-и-тогда».

Цели бихевиористов - помочь клиентам лучше приспосабливаться к обстоятельствам жизни и достигать личностных и профессиональных целей. Консультирование фокусируется на изменении или устранении демонстрируемых клиентами недостаточно адаптивных форм поведения, таким образом помогая им усвоить здоровые, конструктивные способы действия. Недостаточно только исключить нежелательное поведение; непродуктивные действия должны быть заменены продуктивными способами реагирования.

 

Когнитивно-бихевиоральная теория

Для того чтобы произошло научение, необходимо, чтобы человек активно участвовал в этом процессе. Если человек получает вознаграждение или наказывается за какую-то деятельность, то он, вследствие этого, учится отличать те действия, которые приносят награду, от тех, которые ведут к наказанию (или к отсутствию поощрения).

Человек будет затем стремиться к такому поведению, которое вознаграждается, и избегать поведения, которое или наказывается, или не подкрепляется. Когда некоторые действия тут же сопровождаются подкреплением (наградой), увеличивается возможность повторения этих действий в таких или идентичных обстоятельствах.

Люди не формируются окружающей средой настолько, насколько они формируются благодаря поощрениям и наказаниям. Последствия конкретного действия определяют, будет ли это действие заучено и повторено.

 

Терапия реальностью - Уильям Глассер

Основная цель терапии реальностью - помочь клиентам стать психологически сильными, практичными, чтобы помочь им выбрать отношение к себе и другим. Люди становятся самостоятельными и ответственными за деятельность, которая сказывается на них самих и других людях.

Ответственное поведение позволяет людям брать на себя решение сложных задач, достигать целей и при этом не мешать другим. Оно приводит к формированию идентичности успеха, которая позволяет клиентам жить более продуктивно и гармонично. Терапия реальностью стремится предотвращать проблемы.

Помочь клиентам осознать, чего они хотят в этой жизни. Если люди намерены действовать ответственно, для них важно сознавать цель в жизни. Ответственность клиентов состоит в том, чтобы выбирать способы поведения, которые отвечают их личным потребностям.

hr-portal.ru

2. Понимание структуры личности в психоаналитическом процессе.

Типологический подход к пониманию личности – типы организации характера: психопатические, нарциссические, шизоидные, параноидные, депрессивные, маниакальные, мазохистические, обсессивные, компульсивные, истерические, диссоциативные личности. Критерии анализа типа характера: драйвы и аффекты, защитные и адаптационные процессы, объектные отношения, образ-я, реакции переноса и контрпереноса.

Модель личностных изменений в приложении к пониманию личности – самость и объект. Хрупкая самость – размытый объект. Поврежденная самость – защищающийся объект. Недостойная самость – плохой объект.

Когнитивно-бихевиоральный подход в психологическом консультировании

1.История возникновения и концептуальные основы когнитивно-поведенческого подхода в психологическом консультировании.

Предпосылки возникновения когнитивно-поведенческого подхода в психологическом консультировании. Критика и развитие идей радикального бихевиоризма.

Методологические основы когнитивно-поведенческого подхода в психологическом консультировании. Взгляд на природу человека. Роль когнитивных переменных в детерминации поведения. Основные положения когнитивно-поведенческого направления.

2.Теоретические основы когнитивно-поведенческого подхода в психологическом консультировании.

Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Положения социально-когнитивная теории: внутренний детерминизм, когнитивные способности человека. Самоэффективность, факторы, влияющие на нее. Механизм и виды викарного научения. Роль косвенного подкрепления и характеристики модели в процессе научения.

Рационально-эмоциональной психотерапия поведения А. Эллиса. История возникновения и положения рационально-эмоциональной психотерапия поведения. ABC – модель личности. Иррациональные убеждения как источник невротического поведения. Виды иррациональных убеждений и их связь с эмоциями человека. Концепция психического здоровья. Принципы, цель, методы психотерапии.

Когнитивная психотерапия А. Бэка. История возникновения и положения когнитивной психотерапии. Двухуровневая схема когнитивных процессов. Иррациональные, автоматические мысли и убеждения как источник невротического поведения. Виды когнитивных ошибок (алогизмов): произвольное умозаключение, селективное абстрагирование, поляризованное мышление. Этапы и техники психотерапии.

Экзистенциальный и человеко-центрированный подход в психологическом консультировании

1.История возникновения и концептуальные основы клиенто-центрированного подхода в психологическом консультировании.

Истоки возникновения человеко-центрированного подхода в психологическом консультировании. Этапы становления человеко-центрированного подхода: опыт наивного слушания, недирективный метод психотерапии, клиенто-центрированная психотерапия, человеко-центрированный подход.

Основные положения человеко-центрированной психотерапии. Концепция психопатологии (виды и условия возникновения невроза). Концепция психического здоровья. Представления о психотерапии, консультанте и клиенте. Эмпатия, конгруэнтность и безусловно позитивное принятие как базовые умения консультанта. Опыт клиента в процессе психологического консультирования.

studfiles.net

Лекция 6 Поведенческий подход в консультировании и психотерапии Поведенческий подход в консультировании и психотерапии

Лекция 6 Поведенческий подход в консультировании и психотерапии

Поведенческий подход в консультировании и психотерапии

  • Поведенческий подход в консультировании и психотерапии

  • 1. Теоретические основы поведенческой психотерапии

  • Эксперименты Дж.Уотсона по обусловливанию эмоций

  • Моделирование поведения (Б.Скиннер)

  • Теория реципрокного торможения Дж.Вольпе

  • Теория инкубации Г.Айзенка

  • 2. Цели и методы поведенческой психотерапии

  • Уотсон: «Личность – это производное от наших систем привычек»

  • 3 сферы, в которых выделяются основные

  • группы систем привычек:

  • висцеральная (проявления эмоций)

  • физическая (внешние действия)

  • ларингальная (разговор)

Скиннер:

  • Скиннер:

  • личность представляет собой

  • репертуар видов поведения,

  • приобретение которых обусловлено

  • подкреплениями со стороны окружающей среды

  • (в изложении Р.Нельсон-Джоунса)

  • Моделирование поведения – формирование поведения путем последовательных приближений.

Психотерапия – форма контроля,

  • Психотерапия – форма контроля,

  • одна из целей которого – исправление нежелательных эффектов чрезмерного или непоследовательного контроля, осуществленного другими средствами (включают влияние родителей, образовательных и религиозных учреждений)

  • Использование наказания как средства управления – развитие многих характерных черт психической болезни (избегание, развитие эмоциональных нарушений)

  • Психотерапевт – важный источник подкрепления, если его одобрение становится значимым для клиента

Джозеф Вольпе «был пионером в развитии поведенческого подхода к консультированию» (Р.Нельсон-Джоунс)

  • Джозеф Вольпе «был пионером в развитии поведенческого подхода к консультированию» (Р.Нельсон-Джоунс)

  • Теория реципрокного торможения

  • «Если удастся сформировать антагонистическую по отношению к тревоге реакцию во время присутствия стимулов, вызывающих эту тревогу, так чтобы при этом частично или полностью подавлялись реакции тревоги, связь между этими стимулами и реакциями тревоги будет ослаблена» (Вольпе, 1958)

  • «Терапевт намеренно использует конкурирующие реакции, чтобы преодолеть бесполезные страхи пациентов»

  • Примеры таких конкурирующих реакций: реакции релаксации, сексуальные реакции, дыхательные реакции.

  • Систематическая десенсебилизация – сочетание релаксации с представлением о ситуации, вызывающей тревогу.

Ганс Юрген Айзенк – теория инкубации невроза

  • Ганс Юрген Айзенк – теория инкубации невроза

  • Особенность невротического поведения: отсутствие внешнего подкрепления не ведет к его угасанию.

  • Обычно предъявление УС (условного стимула) без подкрепления ведет к угасанию УР (условной реакции).

  • Но, если УР обладает свойствами влечения, представление одного УС ведет к усилению или инкубации УР.

  • Страх / тревога – реакция, которая обладает свойствами влечения.

  • Инкубация тревоги / страха – чаще всего и нейротичных интровертов, реже – у стабильных экстравертов.

Цели и методы поведенческой психотерапии

  • Цели и методы поведенческой психотерапии

  • Основные цели (Р.Нельсон-Джоунс на основе обобщения работ):

  • Устранение дефицита в поведенческих репертуарах

  • Усиление адаптивного поведения

  • Ослабление или устранение неадекватного поведения

  • Устранение изнурительных реакций тревоги

  • Развитие способности расслабляться

  • Развитие способности самоутверждаться

  • Развитие эффективных социальных навыков

  • Достижение адекватного сексуального функционирования

  • Развитие способности к саморегулированию

Поведенческая оценка: функциональный анализ проблемных зон клиента, определение целей психотерапии в поведенческих терминах.

  • Поведенческая оценка: функциональный анализ проблемных зон клиента, определение целей психотерапии в поведенческих терминах.

  • Методы поведенческой психотерапии:

  • Процедуры релаксации

  • Систематическая десенсибилизация на основе выстраивания иерархии стимулов

  • Репетиция поведения и тренинг ассертивности (ассертивное поведение – «приемлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку» Вольпе, 1982)

  • Методы подкрепления (программы подкрепления и жетонная система)

  • Методы обратной связи

  • Аверсивный метод и метод наводнения

bal.znaimo.com.ua

4.3.3.Методы коррекции поведения. Поведенческий подход

Методы коррекции поведения разрабатывались в рамках поведенческого подхода в форме поведенческой терапии, или практики «модификации поведения». Поведенческая терапия — это терапия, использующая принципы и модели теории научения и науки о поведении (бихевиоризма) при определении целей и процедур психотерапии, а также при объективной оценке ее результатов. О поведенческой терапии говорят, что она имеет значительное прошлое, но короткую историю [207]. Теоретические основы поведенческой терапии были разработаны еще в первой половине XX в. в трудах И.П.Павлова, Д.Уотсона, К.Халла, Э. Торндайка, Б. Скиннера. Однако переход от исследовательской работы с экспериментальными животными к реальной практике коррекции поведения человека произошел относительно недавно. В конце 50-х гг. разработанный Д.Вольпе метод систематической десенсибилизации впервые поколебал безраздельное господство психоаналитической практики и гегемонию психодинамической модели. Эффективность и относительная простота этого метода снискали ему заслуженное признание, и метод систематической десенсибилизации получил широкое распространение в практике работы с клиентами с эмоциональными нарушениями, страхами, повышенной тревожностью, фобиями.

Можно выделить три этапа в развитии поведенческой терапии, каждый из которых знаменует все большее усложнение базовых теоретических моделей поведения, лежащих в основе терапевтической практики. Первый этап связан с доминированием необихевиористского подхода, в котором фокус коррекционных усилий сосредоточен на внешнем поведении, а ведущие техники основываются на моделях классического и оперантного обусловливания. Второй этап связан с включением в концептуальную модель поведения внутренних детерминант — когнитивных процессов. Здесь возникает и интенсивно развивается когнитивно-бихевиоральное направление, вызывающее далеко неоднозначную оценку сторонников поведенческого подхода. Фокус коррекционной работы здесь переносится на когнитивные процессы, обусловливающие поведение человека. Третий этап определяется развитием теории социального научения А. Бандуры и Д. Роттера, подчеркивающих важность процессов саморегуляции в осуществлении поведения и научении и значение подражание социальным культурным паттернам поведения.

Оценивая траекторию развития поведенческой терапии, следует отметить две ярко выраженные тенденции. Первая тенденция заключается в попытках объединить, интегрировать тот положительный опыт коррекционной и терапевтической работы, который был накоплен в психологии. Происходит постепенный отход от жесткой парадигмы поведения как предмета науки и практики к все большей «открытости». В сферу научных и практических интересов представителей поведенческого подхода все шире включаются внутренние психические процессы — когнитивные процессы, саморегуляция, мотивы и ценности. Проявилась тенденция смыкания поведенческой терапии с психоаналитическим подходом и некоторыми другими терапевтическими практиками как в форме прямого заимствования принципов и техник, так и в форме попытки перевести традиционные психоаналитические процедуры в термины теории научения. Второй, все более очевидной тенденцией является возросший учет активности субъекта поведения и осознание необходимости окончательного отказа от схемы «стимул—реакция», воплощенной в модели классического обусловливания, в пользу более сложной модели, включающей активность субъекта как ключевое звено поведения, находящей отражение в концепции самоэффективности личности А. Бандуры.

studfiles.net

Поведенческий подход в консультировании и психотерапии 1

www.asyan.org 1

Лекция 6 Поведенческий подход в консультировании и психотерапии

Поведенческий подход в консультировании и психотерапии

  • Поведенческий подход в консультировании и психотерапии

  • 1. Теоретические основы поведенческой психотерапии

  • Эксперименты Дж.Уотсона по обусловливанию эмоций

  • Моделирование поведения (Б.Скиннер)

  • Теория реципрокного торможения Дж.Вольпе

  • Теория инкубации Г.Айзенка

  • 2. Цели и методы поведенческой психотерапии

  • Уотсон: «Личность – это производное от наших систем привычек»

  • 3 сферы, в которых выделяются основные

  • группы систем привычек:

  • висцеральная (проявления эмоций)

  • физическая (внешние действия)

  • ларингальная (разговор)

Скиннер:

  • Скиннер:

  • личность представляет собой

  • репертуар видов поведения,

  • приобретение которых обусловлено

  • подкреплениями со стороны окружающей среды

  • (в изложении Р.Нельсон-Джоунса)

  • Моделирование поведения – формирование поведения путем последовательных приближений.

  • одна из целей которого – исправление нежелательных эффектов чрезмерного или непоследовательного контроля, осуществленного другими средствами (включают влияние родителей, образовательных и религиозных учреждений)

  • Использование наказания как средства управления – развитие многих характерных черт психической болезни (избегание, развитие эмоциональных нарушений)

  • Психотерапевт – важный источник подкрепления, если его одобрение становится значимым для клиента

Джозеф Вольпе «был пионером в развитии поведенческого подхода к консультированию» (Р.Нельсон-Джоунс)

  • Джозеф Вольпе «был пионером в развитии поведенческого подхода к консультированию» (Р.Нельсон-Джоунс)

  • Теория реципрокного торможения

  • «Если удастся сформировать антагонистическую по отношению к тревоге реакцию во время присутствия стимулов, вызывающих эту тревогу, так чтобы при этом частично или полностью подавлялись реакции тревоги, связь между этими стимулами и реакциями тревоги будет ослаблена» (Вольпе, 1958)

  • «Терапевт намеренно использует конкурирующие реакции, чтобы преодолеть бесполезные страхи пациентов»

  • Примеры таких конкурирующих реакций: реакции релаксации, сексуальные реакции, дыхательные реакции.

  • Систематическая десенсебилизация – сочетание релаксации с представлением о ситуации, вызывающей тревогу.

Ганс Юрген Айзенк – теория инкубации невроза

  • Ганс Юрген Айзенк – теория инкубации невроза

  • Особенность невротического поведения: отсутствие внешнего подкрепления не ведет к его угасанию.

  • Обычно предъявление УС (условного стимула) без подкрепления ведет к угасанию УР (условной реакции).

  • Но, если УР обладает свойствами влечения, представление одного УС ведет к усилению или инкубации УР.

  • Страх / тревога – реакция, которая обладает свойствами влечения.

  • Инкубация тревоги / страха – чаще всего и нейротичных интровертов, реже – у стабильных экстравертов.

Цели и методы поведенческой психотерапии

  • Цели и методы поведенческой психотерапии

  • Основные цели (Р.Нельсон-Джоунс на основе обобщения работ):

  • Устранение дефицита в поведенческих репертуарах

  • Усиление адаптивного поведения

  • Ослабление или устранение неадекватного поведения

  • Устранение изнурительных реакций тревоги

  • Развитие способности расслабляться

  • Развитие способности самоутверждаться

  • Развитие эффективных социальных навыков

  • Достижение адекватного сексуального функционирования

  • Развитие способности к саморегулированию

Поведенческая оценка: функциональный анализ проблемных зон клиента, определение целей психотерапии в поведенческих терминах.

  • Поведенческая оценка: функциональный анализ проблемных зон клиента, определение целей психотерапии в поведенческих терминах.

  • Методы поведенческой психотерапии:

  • Процедуры релаксации

  • Систематическая десенсибилизация на основе выстраивания иерархии стимулов

  • Репетиция поведения и тренинг ассертивности (ассертивное поведение – «приемлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку» Вольпе, 1982)

  • Методы подкрепления (программы подкрепления и жетонная система)

  • Методы обратной связи

  • Аверсивный метод и метод наводнения

www.asyan.org

поведенческий и когнитивный подходы. — Студопедия.Нет

Поведенческий подход в консультировании. Основные поведенческие техники в психологическом консультировании. Ограничения и практическое применение поведенческого подхода в психологическом консультировании. Когнитивный подход в консультировании. Основные когнитивные техники в психологическом консультировании. Ограничения и практическое применение когнитивного подхода в психологическом консультировании.

 

Концепции психологического консультирования: техники психоаналитической терапии.

Психодинамический подход в консультировании. Основные техники психоаналитического интервьюирования. Стиль взаимодействия. Свободные ассоциации. Перенос и контрперенос. Работа с сопротивлением. Работа со сновидениями. Ограничения и практическое значение психодинамического подхода в консультировании.

 

Диагностика в психологическом консультировании.

Психодиагностика личности в процессе психологического консультирования: "за" и "против". Психологическая диагностика в консультировании с точки зрения различных подходов. Психологическая диагностика в консультировании - основа правильного планирования процесса психологической помощи клиенту. Опасности психологической диагностики в консультировании. Диагностика психических состояний. Психодиагностика основной проблемы клиента. Клиническое психодиагностическое интервью.

Личность психолога-консультанта и профессиональная этика.

Требования к личности консультанта. Основные качества личности эффективного консультанта. Функции консультанта. Требования к деятельности консультанта. Виды деятельности консультанта. Позиции консультанта в процессе консультирования. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. «Синдром сгорания» консультанта и пути его преодоления. Этика психолога-консультанта: необходимость, ключевые положения и культурная специфика.

 

Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта.

Принципы построения терапевтических отношений между клиентом и консультантом: безоценочность, доброжелательность, ориентация на систему ценностей клиента, осторожность с советами, анонимность, разграничение личных и профессиональных сторон в работе, активная позиция клиента. Искренность (конгруентность) и эмпатия в консультативном взаимодействии. Понятие о контакте в психологическом консультировании. Установление контакта с клиентом. Характеристики, определяющие терапевтичность консультативного контакта. Длительность психологической консультации.

Психологическое консультирование по телефону.

История телефонного консультирования. Международные службы телефонной помощи. Служба «телефона доверия» в Беларуси. Принципы и методы телефонной консультативной помощи. Ограничения, существующие в телефонном консультировании. Стадии телефонного консультативного процесса. Основные техники и приемы телефонного консультирования. Характеристика основных консультативных обращений по телефону: молчаливое обращение, замаскированные обращения, засорение (дурачества, шутки и т.п.), сексуальные звонки. Основные правила телефонного консультирования.

 

Модель индивидуальной консультации.

Эклектическая модель индивидуальной консультации: исследование проблем, двумерное определение проблем, идентификация проблем, планирование, деятельность, оценка и обратная связь. Обстановка консультирования. Структурирование консультативного пространства. Структурирование времени консультирования. Эмоциональные компоненты терапевтического климата. Создание обоюдного доверия. Пятишаговая модель процесса консультативного интервью (беседы). Этапы проведения консультативного интервью. Первый этап: установление контакта и ориентирование клиента на работу. Второй этап: сбор информации о клиенте, определение проблемы. Третий этап: осознание клиентом желаемого результата консультирования. Четвертый этап: выработка альтернативных решений. Пятый этап: обобщение результатов консультирования. Особенности работы консультанта в рамках пятишаговой модели консультативного интервью.

 

studopedia.net


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта