ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ДЕВИАЦИИ, РАССТРОЙСТВА И ЗАВИСИМОСТИ. Поведенческая норма это


Поведенческая норма

Количество просмотров публикации Поведенческая норма - 198

Употребление человеком табака, алкоголя, наркотиков или иные формы зависимо­стей и связанные с этим изменения психики можно отнести к девиантным (отклоняю­щимся) видам поведения. При этом следует задуматься: что считать нормативным, нор­мальным для оценки поведения человека? Какое поведение можно признать эталонным или, по крайней мере, неотклоняющимся? Ведь без решения вопроса о том, на что должна быть направлена профилактика аддикций, какова ее конечная цель, невозможно выбрать эффективные и адекватные меры.

Ответы на поставленные вопросы, несмотря на всю кажущуюся очевидность, не­однозначны. Конечно же, идеальным было бы, чтобы люди никогда не курили, не пили, не пробовали наркотики, не увлекались азартными играми. К этой цели можно и нужно стремиться. При этом следует понять и признать, что определœенные стереотипы поведе­ния, особенно в подростковом периоде, входят в типичную возрастную структуру, и при их игнорировании подросток может оказаться в полной изоляции, его могут отвергнуть сверстники. Это, в свою очередь, способно привести к серьезным изменениям психи­ческой деятельности и иным формам девиантного поведения.

Можно поставить целью профилактической работы формирование не столько аб­солютно трезвеннической (независимой) позиции, сколько реалистичной. То есть по­пытаться добиться того, чтобы человек, понимая вред курения, алкоголя, наркотиков, игры, избегал соблазнов, уклонялся от крайностей и осознавал последствия собственных действий. Этот путь построения профилактических мероприятий опасен тем, что инди­вид часто не способен соотносить, сравнивать сиюминутные радости и их отдаленные последствия.

Наиболее правильной моделью нормативного поведения человека в этой сфере было бы отсутствие зависимости,означающее, что человек полностью контролирует соб­ственные поступки, ответственен и свободен от вредных привычек. Именно на форми­рование такой независимости в сочетании с установкой на здоровый образ жизни и должна быть направлена профилактика аддикций.

Отсутствие зависимости предполагает, что индивид соответствует понятиям пове­денческой нормы.Норма же (по мнению К. К. Платонова) — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений чле­нов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих опти­мальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формиру­ют его. То есть суть поведенческой нормы — соответствие человека разделяемым груп­пой представлениям о норме.

Поведенческая норма

II

В случае если обратиться к проблеме психоактивных веществ, можно обнаружить, что мно­гими подростками употребление табака, алкоголя или т. н. ʼʼлегкихʼʼ наркотиков не расце­нивается как аномальное. Оно входит в структуру их представлений о норме, особенно в определœенных субкультурных кругах. При этом в оценке поведенческой нормы следует учитывать реальный вред, который может приносить зависимость. Вместе с тем, можно утверждать, что большинство людей всœе же не являются зависимыми и, следовательно, общегрупповая норма не включает употребление наркотиков или чрезмерное увлече­ние какой-либо деятельностью.

В случае если подойти к этому вопросу беспристрастно, с учетом понимания возрастных особенностей, нельзя не обратить внимание на следующие факты. По данным разных отечественных и зарубежных авторов, число подростков в возрасте от 11 до 17 лет, хотя бы однократно употреблявших наркотические вещества, колеблется от 36,6 до 65,1%, алкоголь — от46,4 до 93,2%, табак — от 37,9 до 75,0% (Коэн, Флеминг, Глэттер и др., 2000). То есть групповая подростковая поведенческая норма, исходя из приведенных данных, включает в себя кратковременное и эпизодическое употребление психоактивных веществ. То же касается и иных форм зависимостей. Следовательно, логично предположить, что профилактика зависимости должна соответствовать реальности. В идеале цель — избе­жать даже ситуации пробы психоактивных веществ. Но в реальности нужно исходить из иного посыла: необходима профилактика систематического и неконтролируемого са­мим подростком употребления психоактивных веществ, злоупотребления ими, форми­рование установки на здоровый образ жизни со становлением ответственности за по­следствия даже однократного употребления, к примеру, наркотических веществ.

В связи с культурными особенностями целœесообразным представляется разделœение профилактических мероприятий в отношении наркотических средств, алкоголя и табака. Опираясь на то, что российской культуре присуща алкогольная и никотиновая направ­ленность, следует прицельно и дифференцированно ориентироваться на наркоманов, алкоголиков или курильщиков табака.

И всœе же, несмотря на выдвинутый тезис о культурной специфике наркотизации и формирования аддикций, выделяют такие поведенческие нормы, следование которым позволяет говорить о человеке как о гармоничном или с отклонениями: 1) правовые нормы; 2) нравственные нормы; 3) эстетические нормы.

Правовые нормы оформлены в виде свода законов и подразумевают наказание при их нарушении. Нравственные и эстетические нормы не регламентированы столь строго, и при их несоблюдении возможно лишь общественное порицание. В первом случае говорят о том, что человек поступает ʼʼне по законуʼʼ, во втором — ʼʼне по-людскиʼʼ. Вместе с тем, можно выделить и нормы психологически комфортного самочувствия (пе­реживания), рефлексии, удовлетворенности собой, нарушение которых способно при­водить человека к эмоциональному дискомфорту и появлению т. н. психологических комплексов.

Индивид, становясь свободным и ответственным и формируя нормативное (недеви-антное) поведение, осознанно принимает на себя ответственность за соблюдение ʼʼписа­ныхʼʼ законов, которые предполагают сохранение прав и свобод окружающих его людей, а также ʼʼнеписаныхʼʼ норм — традиций и стереотипов поведения, принятых в какой-либо микросоциальной среде. Девиантным поведением считается такое, когда наблюда­ются отклонения хотя бы от одной из общественных норм.

В сфере употребления психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) и при иных формах аддиктивного поведения нормативная юридическая база в настоящее вре­мя разработана не до конца. Впрочем, и этические требования сформулированы недо-

12 Поведенческая норма, девиации, расстройства и зависимости

статочно четко. Особую роль в данном случае играют культурные российские особен­ности, не всœегда трактующие употребление, к примеру, алкоголя как нарушение нормы.

Поведенческая патология(по П. Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в пове­дении человека следующих признаков: 1) склонность к дезадаптации; 2) тотальность; 3) стабильность.

Под склонностью к дезадаптации принято понимать существование шаблонов поведения. не способствующих полноценной адаптации человека в обществе, проявляющихся в виде конфликтности, неудовлетворенности взаимодействием с окружающими людьми. противостояния или противоборства реальности, социально-психологической изоляции. Наряду с дезадаптацией, направленной вовне (межличностная дезадаптация), существу­ет внутриличностная дезадаптация, когда поведение человека отражает его неудовлетво­ренность собой, непринятие себя как целостную и значимую личность. Признак тоталь­ности указывает на то, что патологические поведенческие стереотипы способствуют дезадаптации в большинстве ситуаций, в которых оказывается человек, т. е. они проявля­ются ʼʼвездеʼʼ. Стабильность отражает длительность проявления дезадаптивных качеств поведения, а не их сиюминутность и ситуативную обусловленность. Поведенческая (пси­хическая) патология может выражаться психопатологическими проявлениями (симпто­мами и синдромами, к примеру, алкоголизма и наркомании), а также базироваться на патологии характера, сформированной в процессе социализации.

Девиантным поведением человека можно обозначить систему поступков (или от­дельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении хода самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Считается, что взрослый индивид изначально обладает стремлением к ʼʼвнутренней целиʼʼ, в соответствии с которой производятся всœе без исключения его активные действия (ʼʼпостулат сообразностиʼʼ по В. А. Петровскому). Речь идет об изначальной адаптивной направленности любых психических процессов и поведенческих актов. Выделяют раз­личные варианты ʼʼпостулата сообразностиʼʼ: гомеостатический, гедонический, прагма­тический. При гомеостатическом варианте постулат сообразности выступает в форме требования к устранению конфликтности во взаимоотношениях со средой, элиминации ʼʼнапряженийʼʼ, установлению ʼʼравновесияʼʼ. При гедонистическом варианте действия человека детерминированы двумя первичными аффектами: удовольствием и страдани­ем, и всœе поведение интерпретируется как максимизация удовольствия и минимизация страдания. Прагматический вариант использует принцип оптимизации, когда во главу угла ставится узкопрактическая сторона поведения (польза, выгода, успех).

Выделяется несколько подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и деви­аций: социальный, психологический, психиатрический, этнокультуральный, возрастной, тендерный, профессиональный.

Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиантному следует отно­сить любое поведение, явно или потенциально являющееся опасным для общества. окружающих человека людей. Упор делается на социально одобряемые стандарты пове­дения, бесконфликтность, конформизм, подчинœение личных интересов общественным. При анализе отклоняющегося поведения социальный подход ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуально-личностную гармоничность, приспо­собленность к самому себе, принятие себя и отсутствие ᴦ. н. психологических комплек­сов и внутриличностных конфликтов. К примеру, в плане наркотизации в российских

Поведенческая норма

условиях не любое употребление алкоголя признается отклоняющимся. Культурные гра­ницы нормы размыты. Даже абсолютный критерий алкоголизма абстинœентный синд­ром (синдром похмелья) не трактуется обывателями как однозначно патологический.

Психологический подход, в отличие от социального, рассматривает девиантное по­ведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Фактически сутью девиантного поведения нужно считать блокирование лич­ностного роста и даже деградацию личности, что является следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения. Девиант, в соответствии с данным подходом, осознанно или неосознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уникаль­ности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки. Несомненно, употребление алкоголя, наркотиков или неконтролируемое участие в азартных играх приводит к само­разрушению.

В рамках психиатрического подхода девиантные формы поведения рассматрива­ются как преморбидные (доболезненные) особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний. Под девиациями зачастую принято понимать не достигшие патологической выраженности в силу различных причин отклонения поведения, т. е. те ʼʼкак бы психические расстройстваʼʼ (донозологи-ческие), которые не в полной мере соответствуют общепринятым критериям для диаг­ностики симптомов или синдромов. Несмотря на то что эти отклонения не достигли уровня психопатологических качеств, они всœе же обозначаются термином ʼʼрасстрой­стваʼʼ.

Этнокультурный подход подразумевает, что девиации следует рассматривать сквозь призму традиций того или иного сообщества людей. Считается, что нормы поведения, принятые в одной этнокультурной группе или социокультурной среде, могут существенно отличаться от норм (традиций) иных групп людей. Вследствие этого существенным при­знается учет этнических, национальных, расовых, конфессиональных особенностей че­ловека. Предполагается, что диагностика поведения человека как отклоняющегося воз­можна лишь в случаях, в случае если его поведение не согласуется с нормами, принятыми в его микросоциуме, или он проявляет поведенческую ригидность (негибкость) и не спосо­бен адаптироваться к новым этнокультурным условиям (к примеру, в случаях мигра­ции). В этом отношении интерес представляют традиции некоторых культур Востока, где употребление ʼʼлегких наркотиковʼʼ — обыденное дело и не считается отклонением в поведении.

Возрастной подход рассматривает девиации поведения с позиции возрастных осо­бенностей и норм. Поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, должна быть признано отклоняющимся. Это бывают как количественные (гротеск­ные) отклонения, отставание (ретардация) или опережение (ускорение) возрастных по­веденческих норм, так и их качественные инверсии. Научный интерес представляет тот факт, что многие зависимости носят явно возрастной подростковый оттенок, т. е. они практически не встречаются в ином возрасте.

Тендерный подход исходит из представления о существовании традиционных поло­вых стереотипов поведения, о мужском и женском стилях. Девиантным в рамках данного подхода может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов тендерного стиля. К тендерным девиациям могут относиться и психосœексуальные девиации в виде изменения сексуальных предпочтений и ориентации, зависимости от пищи.

Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведе­ния и традиций. Имеется в виду, что профессиональное сообщество диктует его членам

Поведенческая норма, девиации, расстройства и зависимое i и

выработку строго определœенных паттернов поведения и реагирования в тех или иных ситуациях. Несоответствие этим требованиям позволяет относить такого человека к де­виантам.

Наиболее адекватным считается феноменологический подход к оценке поведенче­ской нормы, патологии, девиаций и зависимостей. В отличие от социального, психологи­ческого или психиатрического, он позволяет учитывать всœе отклонения от нормы (не только социально опасные или способствующие саморазрушению личности). Исполь­зуя его, можно диагностировать и нейтральные с точки зрения общественной морали и права поведенческие отклонения (к примеру, аутистическое поведение), и даже положи­тельно окрашенные девиации (к примеру, трудоголизм). Вместе с тем, феноменологичес­кая парадигма дает возможность усматривать за каждым из отклонений в поведении индивида механизмы психогенеза, что позволяет в дальнейшем выбрать адекватную и эффективную тактику коррекции поведения. Лишь феноменологический подход спосо­бен беспристрастно и объективно привести к анализу отклоняющегося поведения и спо­собствовать пониманию сущностных мотивов поведения человека.

referatwork.ru

Глава 2

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ДЕВИАЦИИ, РАССТРОЙСТВА И ЗАВИСИМОСТИ

2.1. Поведенческая норма

Употребление человеком табака, алкоголя, наркотиков или иные формы зависимо­стей и связанные с этим изменения психики можно отнести к девиантным (отклоняю­щимся) видам поведения. Однако следует задуматься: что считать нормативным, нор­мальным для оценки поведения человека? Какое поведение можно признать эталонным или, по крайней мере, неотклоняющимся? Ведь без решения вопроса о том, на чтодолжна быть направлена профилактика аддикций, какова ее конечная цель, невозможно выбрать эффективные и адекватные меры.

Ответы на поставленные вопросы, несмотря на всю кажущуюся очевидность, не­однозначны. Конечно же, идеальным было бы, чтобы люди никогда не курили, не пили, не пробовали наркотики, не увлекались азартными играми. К этой цели можно и нужно стремиться. Однако следует понять и признать, что определенные стереотипы поведе­ния, особенно в подростковом периоде, входят в типичную возрастную структуру, и при их игнорировании подросток может оказаться в полной изоляции, его могут отвергнуть сверстники. Это, в свою очередь, способно привести к серьезным изменениям психи­ческой деятельности и иным формам девиантного поведения.

Можно поставить целью профилактической работы формирование не столько аб­солютно трезвеннической (независимой) позиции, сколько реалистичной. То есть по­пытаться добиться того, чтобы человек, понимая вред курения, алкоголя, наркотиков, игры, избегал соблазнов, уклонялся от крайностей и осознавал последствия собственных действий. Этот путь построения профилактических мероприятий опасен тем, что инди­вид часто не способен соотносить, сравнивать сиюминутные радости и их отдаленные последствия.

Наиболее правильной моделью нормативного поведения человека в этой сфере было бы отсутствие зависимости, означающее, что человек полностью контролирует соб­ственные поступки, ответственен и свободен от вредных привычек. Именно на форми­рование такой независимости в сочетании с установкой на здоровый образ жизни и должна быть направлена профилактика аддикций.

Отсутствие зависимости предполагает, что индивид соответствует понятиям пове­денческой нормы. Норма же (по мнению К. К. Платонова) — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений чле­нов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих опти­мальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формиру­ют его. То есть суть поведенческой нормы — соответствие человека разделяемым груп­пой представлениям о норме.

Поведенческая норма

II

Если обратиться к проблеме психоактивных веществ, можно обнаружить, что мно­гими подростками употребление табака, алкоголя или т. н. «легких» наркотиков не расце­нивается как аномальное. Оно входит в структуру их представлений о норме, особенно в определенных субкультурных кругах. Однако в оценке поведенческой нормы следует учитывать реальный вред, который может приносить зависимость. Кроме того, можно утверждать, что большинство людей все же не являются зависимыми и, следовательно, общегрупповая норма не включает употребление наркотиков или чрезмерное увлече­ние какой-либо деятельностью.

Если подойти к этому вопросу беспристрастно, с учетом понимания возрастных особенностей, нельзя не обратить внимание на следующие факты. По данным разных отечественных и зарубежных авторов, число подростков в возрасте от 11 до 17 лет, хотя бы однократно употреблявших наркотические вещества, колеблется от 36,6 до 65,1%, алкоголь — от46,4 до 93,2%, табак — от 37,9 до 75,0% (Коэн, Флеминг, Глэттер и др., 2000). То есть групповая подростковая поведенческая норма, исходя из приведенных данных, включает в себя кратковременное и эпизодическое употребление психоактивных веществ. То же касается и иных форм зависимостей. Следовательно, логично предположить, что профилактика зависимости должна соответствовать реальности. В идеале цель — избе­жать даже ситуации пробы психоактивных веществ. Но в реальности нужно исходить из иного посыла: необходима профилактика систематического и неконтролируемого са­мим подростком употребления психоактивных веществ, злоупотребления ими, форми­рование установки на здоровый образ жизни со становлением ответственности за по­следствия даже однократного употребления, к примеру, наркотических веществ.

В связи с культурными особенностями целесообразным представляется разделение профилактических мероприятий в отношении наркотических средств, алкоголя и табака. Опираясь на то, что российской культуре присуща алкогольная и никотиновая направ­ленность, следует прицельно и дифференцированно ориентироваться на наркоманов, алкоголиков или курильщиков табака.

И все же, несмотря на выдвинутый тезис о культурной специфике наркотизации и формирования аддикций, выделяют такие поведенческие нормы, следование которым позволяет говорить о человеке как о гармоничном или с отклонениями: 1) правовые нормы; 2) нравственные нормы; 3) эстетические нормы.

Правовые нормы оформлены в виде свода законов и подразумевают наказание при их нарушении. Нравственные и эстетические нормы не регламентированы столь строго, и при их несоблюдении возможно лишь общественное порицание. В первом случае говорят о том, что человек поступает «не по закону», во втором — «не по-людски». Кроме того, можно выделить и нормы психологически комфортного самочувствия (пе­реживания), рефлексии, удовлетворенности собой, нарушение которых способно при­водить человека к эмоциональному дискомфорту и появлению т. н. психологических комплексов.

Индивид, становясь свободным и ответственным и формируя нормативное (недеви-антное) поведение, осознанно принимает на себя ответственность за соблюдение «писа­ных» законов, которые предполагают сохранение прав и свобод окружающих его людей, а также «неписаных» норм — традиций и стереотипов поведения, принятых в той или иной микросоциальной среде. Девиантным поведением считается такое, когда наблюда­ются отклонения хотя бы от одной из общественных норм.

В сфере употребления психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) и при иных формах аддиктивного поведения нормативная юридическая база в настоящее вре­мя разработана не до конца. Впрочем, и этические требования сформулированы недо-

12 Поведенческая норма, девиации, расстройства и зависимости

статочно четко. Особую роль в данном случае играют культурные российские особен­ности, не всегда трактующие употребление, к примеру, алкоголя как нарушение нормы.

Поведенческая патология (по П. Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в пове­дении человека следующих признаков: 1) склонность к дезадаптации; 2) тотальность; 3) стабильность.

Под склонностью к дезадаптации понимается существование шаблонов поведения. не способствующих полноценной адаптации человека в обществе, проявляющихся в виде конфликтности, неудовлетворенности взаимодействием с окружающими людьми. противостояния или противоборства реальности, социально-психологической изоляции. Наряду с дезадаптацией, направленной вовне (межличностная дезадаптация), существу­ет внутриличностная дезадаптация, когда поведение человека отражает его неудовлетво­ренность собой, непринятие себя как целостную и значимую личность. Признак тоталь­ности указывает на то, что патологические поведенческие стереотипы способствуют дезадаптации в большинстве ситуаций, в которых оказывается человек, т. е. они проявля­ются «везде». Стабильность отражает длительность проявления дезадаптивных качеств поведения, а не их сиюминутность и ситуативную обусловленность. Поведенческая (пси­хическая) патология может выражаться психопатологическими проявлениями (симпто­мами и синдромами, например, алкоголизма и наркомании), а также базироваться на патологии характера, сформированной в процессе социализации.

Девиантным поведением человека можно обозначить систему поступков (или от­дельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении хода самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Считается, что взрослый индивид изначально обладает стремлением к «внутренней цели», в соответствии с которой производятся все без исключения его активные действия («постулат сообразности» по В. А. Петровскому). Речь идет об изначальной адаптивной направленности любых психических процессов и поведенческих актов. Выделяют раз­личные варианты «постулата сообразности»: гомеостатический, гедонический, прагма­тический. При гомеостатическом варианте постулат сообразности выступает в форме требования к устранению конфликтности во взаимоотношениях со средой, элиминации «напряжений», установлению «равновесия». При гедонистическом варианте действия человека детерминированы двумя первичными аффектами: удовольствием и страдани­ем, и все поведение интерпретируется как максимизация удовольствия и минимизация страдания. Прагматический вариант использует принцип оптимизации, когда во главу угла ставится узкопрактическая сторона поведения (польза, выгода, успех).

Выделяется несколько подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и деви­аций: социальный, психологический, психиатрический, этнокультуральный, возрастной, тендерный, профессиональный.

Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиантному следует отно­сить любое поведение, явно или потенциально являющееся опасным для общества. окружающих человека людей. Упор делается на социально одобряемые стандарты пове­дения, бесконфликтность, конформизм, подчинение личных интересов общественным. При анализе отклоняющегося поведения социальный подход ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуально-личностную гармоничность, приспо­собленность к самому себе, принятие себя и отсутствие г. н. психологических комплек­сов и внутриличностных конфликтов. К примеру, в плане наркотизации в российских

Поведенческая норма

13

условиях не любое употребление алкоголя признается отклоняющимся. Культурные гра­ницы нормы размыты. Даже абсолютный критерий алкоголизма абстинентный синд­ром (синдром похмелья) не трактуется обывателями как однозначно патологический.

Психологический подход, в отличие от социального, рассматривает девиантное по­ведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Фактически сутью девиантного поведения нужно считать блокирование лич­ностного роста и даже деградацию личности, что является следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения. Девиант, в соответствии с данным подходом, осознанно или неосознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уникаль­ности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки. Несомненно, употребление алкоголя, наркотиков или неконтролируемое участие в азартных играх приводит к само­разрушению.

В рамках психиатрического подхода девиантные формы поведения рассматрива­ются как преморбидные (доболезненные) особенности личности, способствующиеформированию тех или иных психических расстройств и заболеваний. Под девиациями зачастую понимаются не достигшие патологической выраженности в силу различных причин отклонения поведения, т. е. те «как бы психические расстройства» (донозологи-ческие), которые не в полной мере соответствуют общепринятым критериям для диаг­ностики симптомов или синдромов. Несмотря на то что эти отклонения не достигли уровня психопатологических качеств, они все же обозначаются термином «расстрой­ства».

Этнокультурный подход подразумевает, что девиации следует рассматривать сквозь призму традиций того или иного сообщества людей. Считается, что нормы поведения, принятые в одной этнокультурной группе или социокультурной среде, могут существенно отличаться от норм (традиций) иных групп людей. Вследствие этого существенным при­знается учет этнических, национальных, расовых, конфессиональных особенностей че­ловека. Предполагается, что диагностика поведения человека как отклоняющегося воз­можна лишь в случаях, если его поведение не согласуется с нормами, принятыми в его микросоциуме, или он проявляет поведенческую ригидность (негибкость) и не спосо­бен адаптироваться к новым этнокультурным условиям (например, в случаях мигра­ции). В этом отношении интерес представляют традиции некоторых культур Востока, где употребление «легких наркотиков» — обыденное дело и не считается отклонением в поведении.

Возрастной подход рассматривает девиации поведения с позиции возрастных осо­бенностей и норм. Поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, может быть признано отклоняющимся. Это могут быть как количественные (гротеск­ные) отклонения, отставание (ретардация) или опережение (ускорение) возрастных по­веденческих норм, так и их качественные инверсии. Научный интерес представляет тот факт, что многие зависимости носят явно возрастной подростковый оттенок, т. е. они практически не встречаются в ином возрасте.

Тендерный подход исходит из представления о существовании традиционных поло­вых стереотипов поведения, о мужском и женском стилях. Девиантным в рамках данного подхода может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов тендерного стиля. К тендерным девиациям могут относиться и психосексуальные девиации в виде изменения сексуальных предпочтений и ориентации, зависимости от пищи.

Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведе­ния и традиций. Имеется в виду, что профессиональное сообщество диктует его членам

14

Поведенческая норма, девиации, расстройства и зависимое i и

выработку строго определенных паттернов поведения и реагирования в тех или иных ситуациях. Несоответствие этим требованиям позволяет относить такого человека к де­виантам.

Наиболее адекватным считается феноменологический подход к оценке поведенче­ской нормы, патологии, девиаций и зависимостей. В отличие от социального, психологи­ческого или психиатрического, он позволяет учитывать все отклонения от нормы (не только социально опасные или способствующие саморазрушению личности). Исполь­зуя его, можно диагностировать и нейтральные с точки зрения общественной морали и права поведенческие отклонения (к примеру, аутистическое поведение), и даже положи­тельно окрашенные девиации (например, трудоголизм). Кроме того, феноменологичес­кая парадигма дает возможность усматривать за каждым из отклонений в поведении индивида механизмы психогенеза, что позволяет в дальнейшем выбрать адекватную и эффективную тактику коррекции поведения. Лишь феноменологический подход спосо­бен беспристрастно и объективно привести к анализу отклоняющегося поведения и спо­собствовать пониманию сущностных мотивов поведения человека.

studfiles.net

Поведенческая норма - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Поведенческая норма

Cтраница 1

Поведенческие нормы - это модели действий или поступков, типичных в конкретной ситуации. Так, например, в одной и той же ситуации ( политический кризис, деловая встреча, торжественное мероприятие), евроамериканцы и японцы часто ведут себя по-разному. Важно, что тактическое соглашение между инокультур-ными группами о конкретных действиях может быть достигнуто на базе общих интересов, согласующих поведение сторон, и без разделения ценностей. Однако стратегически ориентированное сотрудничество имеет больше шансов на успех в случае разделения партнерами не только поведенческих норм, но также суждений и ценностей.  [1]

Ценности, суждения и поведенческие нормы каждой культуры существуют и демонстрируются людьми в отношении конкретных объектов лли явлений. Специфика культуры состоит в, собственно, наборе выделяемых объектов, а также в их ценностном значении, содержании суждений о них, а также в нормах поведения в их отношении.  [2]

Культура - устоявшаяся совокупность ценностных ориентиров, поведенческих норм, традиций и стереотипов, принятая в данной стране или группе стран и усвоенная личностью. Источники интеллектуального программирования личности, - пишет Хофстеде, - создаются социальной средой, в которой эта личность воспитывается и приобретает жизненный опыт.  [3]

Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определенным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением.  [4]

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА - это специфические для данной организации ценности, отношения, поведенческие нормы. Организационная культура определяет типичный для членов организации подход к решению проблем.  [5]

Члены группы формируют разделяемые ими установки, ценности и ожидания в вопросах, связанных с пониманием поведенческой нормы. Нормой называются стандарты поведения, признаваемые приемлемыми в данных условиях. Чем в большей степени человек ценит свою принадлежность к группе, тем в большей степени его поведение будет совпадать с групповыми нормами.  [6]

Ведущие компании не связывают свой долгосрочный прогресс с одной программой, стратегией, тактикой, механизмом, поведенческой нормой, символом или речью руководителя. Их успех определяется согласованной работой всех компонентов.  [7]

Ведущие компании не связывают свой долгосрочный прогресс с одной программой, стратегией, тактикой, механизмом, поведенческой нормой, символом и речью руководителя. Их успех определяется согласованной работой всех компонентов. Но самую главную роль, как и всегда, играют кадры, умелое и эффективное управление ими. Лозунг Кадры решают все не теряет своей актуальности и по ныне.  [8]

Права человека создают основу для реализации одного из наиболее важных экономических институтов - прав собственности, которые являются принятыми в обществе формальными и неформальными поведенческими нормами для экономических агентов по отношению к ресурсам, имуществу и др. экономическим благам. Структура правомочий собственности очень сложна и предопределяет множество аспектов экономического поведения людей и организаций. Право собственности расщепляется на комплекс ( пучок) частичных правомочий.  [9]

ОБРАЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ - процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности ( согласно законопроекту РФ о государственной политике в области экологического образования, принятому Гос.  [10]

Наиболее существенными чертами формальной группы являются наличие поставленной высшим руководством организации перед группой задачи, а также формально закрепленной, максимально стандартизованной системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований, т.е. формальной роли. Джексона, каждая формальная роль содержит описание процедур и процессов работы и набор предписаний, выражающих требования руководства организации или ее подразделений.  [11]

Если новый сотрудник приходит в организацию из среды с существенно отличными ценностями и нормами поведения, то про -, цесс вхождения в новую организацию сильно осложняется, так как требует отказаться от поведенческих норм, не приемлемых в новой организации. В этом случае встает очень серьезная задача познания себя как носителя другой системы ценностей и норм, отхода от норм и ценностей, не принимаемых данным коллективом. После этого может начаться усвоение нового, которое существует в организации и которому новый сотрудник должен следовать. Человек может принять все нормы и ценности организации, может принять часть из них, может не принять их совсем. Каждый из данных случаев имеет свои отличительные последствия для включения человека в организацию.  [12]

То, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни - белые рубашки и синие костюмы сотрудников Ай-Би - Эм и джинсы их основных конкурентов - Эпл Компьютера; исполнение гимна компании перед началом каждого рабочего дня сотрудниками Тоеты; таблички с именем на груди персонала Макдональдса - это верхний слой организационной культуры, который основан на поведенческих нормах, вытекающих из базисных ценностей организации.  [13]

Важным свойством и преимуществом частной собственности является создание нормальных, предсказуемых условий для осуществления экономической деятельности. Права собственности действуют как поведенческие нормы, регулирующие отношения между людьми по поводу редких благ.  [14]

Организационная структура является формальным средством организации сотрудников любого учреждения. Помимо этого в каждой организации существует особая ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, т.е. ценности и поведенческие нормы разделяемые ее сотрудниками.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ДЕВИАЦИИ, РАССТРОЙСТВА И ЗАВИСИМОСТИ — МегаЛекции

Поведенческая норма

Употребление человеком табака, алкоголя, наркотиков или иные формы зависимо­стей и связанные с этим изменения психики можно отнести к девиантным (отклоняю­щимся) видам поведения. Однако следует задуматься: что считать нормативным, нор­мальным для оценки поведения человека? Какое поведение можно признать эталонным или, по крайней мере, неотклоняющимся? Ведь без решения вопроса о том, на что должна быть направлена профилактика аддикций, какова ее конечная цель, невозможно выбрать эффективные и адекватные меры.

Ответы на поставленные вопросы, несмотря на всю кажущуюся очевидность, не­однозначны. Конечно же, идеальным было бы, чтобы люди никогда не курили, не пили, не пробовали наркотики, не увлекались азартными играми. К этой цели можно и нужно стремиться. Однако следует понять и признать, что определенные стереотипы поведе­ния, особенно в подростковом периоде, входят в типичную возрастную структуру, и при их игнорировании подросток может оказаться в полной изоляции, его могут отвергнуть сверстники. Это, в свою очередь, способно привести к серьезным изменениям психи­ческой деятельности и иным формам девиантного поведения.

Можно поставить целью профилактической работы формирование не столько аб­солютно трезвеннической (независимой) позиции, сколько реалистичной. То есть по­пытаться добиться того, чтобы человек, понимая вред курения, алкоголя, наркотиков, игры, избегал соблазнов, уклонялся от крайностей и осознавал последствия собственных действий. Этот путь построения профилактических мероприятий опасен тем, что инди­вид часто не способен соотносить, сравнивать сиюминутные радости и их отдаленные последствия.

Наиболее правильной моделью нормативного поведения человека в этой сфере было бы отсутствие зависимости,означающее, что человек полностью контролирует соб­ственные поступки, ответственен и свободен от вредных привычек. Именно на форми­рование такой независимости в сочетании с установкой на здоровый образ жизни и должна быть направлена профилактика аддикций.

Отсутствие зависимости предполагает, что индивид соответствует понятиям пове­денческой нормы.Норма же (по мнению К. К. Платонова) — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений чле­нов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих опти­мальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формиру­ют его. То есть суть поведенческой нормы — соответствие человека разделяемым груп­пой представлениям о норме.

Поведенческая норма

II

Если обратиться к проблеме психоактивных веществ, можно обнаружить, что мно­гими подростками употребление табака, алкоголя или т. н. «легких» наркотиков не расце­нивается как аномальное. Оно входит в структуру их представлений о норме, особенно в определенных субкультурных кругах. Однако в оценке поведенческой нормы следует учитывать реальный вред, который может приносить зависимость. Кроме того, можно утверждать, что большинство людей все же не являются зависимыми и, следовательно, общегрупповая норма не включает употребление наркотиков или чрезмерное увлече­ние какой-либо деятельностью.

Если подойти к этому вопросу беспристрастно, с учетом понимания возрастных особенностей, нельзя не обратить внимание на следующие факты. По данным разных отечественных и зарубежных авторов, число подростков в возрасте от 11 до 17 лет, хотя бы однократно употреблявших наркотические вещества, колеблется от 36,6 до 65,1%, алкоголь — от46,4 до 93,2%, табак — от 37,9 до 75,0% (Коэн, Флеминг, Глэттер и др., 2000). То есть групповая подростковая поведенческая норма, исходя из приведенных данных, включает в себя кратковременное и эпизодическое употребление психоактивных веществ. То же касается и иных форм зависимостей. Следовательно, логично предположить, что профилактика зависимости должна соответствовать реальности. В идеале цель — избе­жать даже ситуации пробы психоактивных веществ. Но в реальности нужно исходить из иного посыла: необходима профилактика систематического и неконтролируемого са­мим подростком употребления психоактивных веществ, злоупотребления ими, форми­рование установки на здоровый образ жизни со становлением ответственности за по­следствия даже однократного употребления, к примеру, наркотических веществ.

В связи с культурными особенностями целесообразным представляется разделение профилактических мероприятий в отношении наркотических средств, алкоголя и табака. Опираясь на то, что российской культуре присуща алкогольная и никотиновая направ­ленность, следует прицельно и дифференцированно ориентироваться на наркоманов, алкоголиков или курильщиков табака.

И все же, несмотря на выдвинутый тезис о культурной специфике наркотизации и формирования аддикций, выделяют такие поведенческие нормы, следование которым позволяет говорить о человеке как о гармоничном или с отклонениями: 1) правовые нормы; 2) нравственные нормы; 3) эстетические нормы.

Правовые нормы оформлены в виде свода законов и подразумевают наказание при их нарушении. Нравственные и эстетические нормы не регламентированы столь строго, и при их несоблюдении возможно лишь общественное порицание. В первом случае говорят о том, что человек поступает «не по закону», во втором — «не по-людски». Кроме того, можно выделить и нормы психологически комфортного самочувствия (пе­реживания), рефлексии, удовлетворенности собой, нарушение которых способно при­водить человека к эмоциональному дискомфорту и появлению т. н. психологических комплексов.

Индивид, становясь свободным и ответственным и формируя нормативное (недеви-антное) поведение, осознанно принимает на себя ответственность за соблюдение «писа­ных» законов, которые предполагают сохранение прав и свобод окружающих его людей, а также «неписаных» норм — традиций и стереотипов поведения, принятых в той или иной микросоциальной среде. Девиантным поведением считается такое, когда наблюда­ются отклонения хотя бы от одной из общественных норм.

В сфере употребления психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) и при иных формах аддиктивного поведения нормативная юридическая база в настоящее вре­мя разработана не до конца. Впрочем, и этические требования сформулированы недо-

12 Поведенческая норма, девиации, расстройства и зависимости

статочно четко. Особую роль в данном случае играют культурные российские особен­ности, не всегда трактующие употребление, к примеру, алкоголя как нарушение нормы.

Поведенческая патология(по П. Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в пове­дении человека следующих признаков: 1) склонность к дезадаптации; 2) тотальность; 3) стабильность.

Под склонностью к дезадаптации понимается существование шаблонов поведения. не способствующих полноценной адаптации человека в обществе, проявляющихся в виде конфликтности, неудовлетворенности взаимодействием с окружающими людьми. противостояния или противоборства реальности, социально-психологической изоляции. Наряду с дезадаптацией, направленной вовне (межличностная дезадаптация), существу­ет внутриличностная дезадаптация, когда поведение человека отражает его неудовлетво­ренность собой, непринятие себя как целостную и значимую личность. Признак тоталь­ности указывает на то, что патологические поведенческие стереотипы способствуют дезадаптации в большинстве ситуаций, в которых оказывается человек, т. е. они проявля­ются «везде». Стабильность отражает длительность проявления дезадаптивных качеств поведения, а не их сиюминутность и ситуативную обусловленность. Поведенческая (пси­хическая) патология может выражаться психопатологическими проявлениями (симпто­мами и синдромами, например, алкоголизма и наркомании), а также базироваться на патологии характера, сформированной в процессе социализации.

Девиантным поведением человека можно обозначить систему поступков (или от­дельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении хода самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Считается, что взрослый индивид изначально обладает стремлением к «внутренней цели», в соответствии с которой производятся все без исключения его активные действия («постулат сообразности» по В. А. Петровскому). Речь идет об изначальной адаптивной направленности любых психических процессов и поведенческих актов. Выделяют раз­личные варианты «постулата сообразности»: гомеостатический, гедонический, прагма­тический. При гомеостатическом варианте постулат сообразности выступает в форме требования к устранению конфликтности во взаимоотношениях со средой, элиминации «напряжений», установлению «равновесия». При гедонистическом варианте действия человека детерминированы двумя первичными аффектами: удовольствием и страдани­ем, и все поведение интерпретируется как максимизация удовольствия и минимизация страдания. Прагматический вариант использует принцип оптимизации, когда во главу угла ставится узкопрактическая сторона поведения (польза, выгода, успех).

Выделяется несколько подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и деви­аций: социальный, психологический, психиатрический, этнокультуральный, возрастной, тендерный, профессиональный.

Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиантному следует отно­сить любое поведение, явно или потенциально являющееся опасным для общества. окружающих человека людей. Упор делается на социально одобряемые стандарты пове­дения, бесконфликтность, конформизм, подчинение личных интересов общественным. При анализе отклоняющегося поведения социальный подход ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуально-личностную гармоничность, приспо­собленность к самому себе, принятие себя и отсутствие г. н. психологических комплек­сов и внутриличностных конфликтов. К примеру, в плане наркотизации в российских

Поведенческая норма

условиях не любое употребление алкоголя признается отклоняющимся. Культурные гра­ницы нормы размыты. Даже абсолютный критерий алкоголизма абстинентный синд­ром (синдром похмелья) не трактуется обывателями как однозначно патологический.

Психологический подход, в отличие от социального, рассматривает девиантное по­ведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Фактически сутью девиантного поведения нужно считать блокирование лич­ностного роста и даже деградацию личности, что является следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения. Девиант, в соответствии с данным подходом, осознанно или неосознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уникаль­ности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки. Несомненно, употребление алкоголя, наркотиков или неконтролируемое участие в азартных играх приводит к само­разрушению.

В рамках психиатрического подхода девиантные формы поведения рассматрива­ются как преморбидные (доболезненные) особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний. Под девиациями зачастую понимаются не достигшие патологической выраженности в силу различных причин отклонения поведения, т. е. те «как бы психические расстройства» (донозологи-ческие), которые не в полной мере соответствуют общепринятым критериям для диаг­ностики симптомов или синдромов. Несмотря на то что эти отклонения не достигли уровня психопатологических качеств, они все же обозначаются термином «расстрой­ства».

Этнокультурный подход подразумевает, что девиации следует рассматривать сквозь призму традиций того или иного сообщества людей. Считается, что нормы поведения, принятые в одной этнокультурной группе или социокультурной среде, могут существенно отличаться от норм (традиций) иных групп людей. Вследствие этого существенным при­знается учет этнических, национальных, расовых, конфессиональных особенностей че­ловека. Предполагается, что диагностика поведения человека как отклоняющегося воз­можна лишь в случаях, если его поведение не согласуется с нормами, принятыми в его микросоциуме, или он проявляет поведенческую ригидность (негибкость) и не спосо­бен адаптироваться к новым этнокультурным условиям (например, в случаях мигра­ции). В этом отношении интерес представляют традиции некоторых культур Востока, где употребление «легких наркотиков» — обыденное дело и не считается отклонением в поведении.

Возрастной подход рассматривает девиации поведения с позиции возрастных осо­бенностей и норм. Поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, может быть признано отклоняющимся. Это могут быть как количественные (гротеск­ные) отклонения, отставание (ретардация) или опережение (ускорение) возрастных по­веденческих норм, так и их качественные инверсии. Научный интерес представляет тот факт, что многие зависимости носят явно возрастной подростковый оттенок, т. е. они практически не встречаются в ином возрасте.

Тендерный подход исходит из представления о существовании традиционных поло­вых стереотипов поведения, о мужском и женском стилях. Девиантным в рамках данного подхода может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов тендерного стиля. К тендерным девиациям могут относиться и психосексуальные девиации в виде изменения сексуальных предпочтений и ориентации, зависимости от пищи.

Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведе­ния и традиций. Имеется в виду, что профессиональное сообщество диктует его членам

Поведенческая норма, девиации, расстройства и зависимое i и

выработку строго определенных паттернов поведения и реагирования в тех или иных ситуациях. Несоответствие этим требованиям позволяет относить такого человека к де­виантам.

Наиболее адекватным считается феноменологический подход к оценке поведенче­ской нормы, патологии, девиаций и зависимостей. В отличие от социального, психологи­ческого или психиатрического, он позволяет учитывать все отклонения от нормы (не только социально опасные или способствующие саморазрушению личности). Исполь­зуя его, можно диагностировать и нейтральные с точки зрения общественной морали и права поведенческие отклонения (к примеру, аутистическое поведение), и даже положи­тельно окрашенные девиации (например, трудоголизм). Кроме того, феноменологичес­кая парадигма дает возможность усматривать за каждым из отклонений в поведении индивида механизмы психогенеза, что позволяет в дальнейшем выбрать адекватную и эффективную тактику коррекции поведения. Лишь феноменологический подход спосо­бен беспристрастно и объективно привести к анализу отклоняющегося поведения и спо­собствовать пониманию сущностных мотивов поведения человека.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ДЕВИАЦИИ, РАССТРОЙСТВА И ЗАВИСИМОСТИ — КиберПедия

Поведенческая норма

Употребление человеком табака, алкоголя, наркотиков или иные формы зависимо­стей и связанные с этим изменения психики можно отнести к девиантным (отклоняю­щимся) видам поведения. Однако следует задуматься: что считать нормативным, нор­мальным для оценки поведения человека? Какое поведение можно признать эталонным или, по крайней мере, неотклоняющимся? Ведь без решения вопроса о том, на что должна быть направлена профилактика аддикций, какова ее конечная цель, невозможно выбрать эффективные и адекватные меры.

Ответы на поставленные вопросы, несмотря на всю кажущуюся очевидность, не­однозначны. Конечно же, идеальным было бы, чтобы люди никогда не курили, не пили, не пробовали наркотики, не увлекались азартными играми. К этой цели можно и нужно стремиться. Однако следует понять и признать, что определенные стереотипы поведе­ния, особенно в подростковом периоде, входят в типичную возрастную структуру, и при их игнорировании подросток может оказаться в полной изоляции, его могут отвергнуть сверстники. Это, в свою очередь, способно привести к серьезным изменениям психи­ческой деятельности и иным формам девиантного поведения.

Можно поставить целью профилактической работы формирование не столько аб­солютно трезвеннической (независимой) позиции, сколько реалистичной. То есть по­пытаться добиться того, чтобы человек, понимая вред курения, алкоголя, наркотиков, игры, избегал соблазнов, уклонялся от крайностей и осознавал последствия собственных действий. Этот путь построения профилактических мероприятий опасен тем, что инди­вид часто не способен соотносить, сравнивать сиюминутные радости и их отдаленные последствия.

Наиболее правильной моделью нормативного поведения человека в этой сфере было бы отсутствие зависимости,означающее, что человек полностью контролирует соб­ственные поступки, ответственен и свободен от вредных привычек. Именно на форми­рование такой независимости в сочетании с установкой на здоровый образ жизни и должна быть направлена профилактика аддикций.

Отсутствие зависимости предполагает, что индивид соответствует понятиям пове­денческой нормы.Норма же (по мнению К. К. Платонова) — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений чле­нов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих опти­мальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формиру­ют его. То есть суть поведенческой нормы — соответствие человека разделяемым груп­пой представлениям о норме.

Поведенческая норма

II

Если обратиться к проблеме психоактивных веществ, можно обнаружить, что мно­гими подростками употребление табака, алкоголя или т. н. «легких» наркотиков не расце­нивается как аномальное. Оно входит в структуру их представлений о норме, особенно в определенных субкультурных кругах. Однако в оценке поведенческой нормы следует учитывать реальный вред, который может приносить зависимость. Кроме того, можно утверждать, что большинство людей все же не являются зависимыми и, следовательно, общегрупповая норма не включает употребление наркотиков или чрезмерное увлече­ние какой-либо деятельностью.

Если подойти к этому вопросу беспристрастно, с учетом понимания возрастных особенностей, нельзя не обратить внимание на следующие факты. По данным разных отечественных и зарубежных авторов, число подростков в возрасте от 11 до 17 лет, хотя бы однократно употреблявших наркотические вещества, колеблется от 36,6 до 65,1%, алкоголь — от46,4 до 93,2%, табак — от 37,9 до 75,0% (Коэн, Флеминг, Глэттер и др., 2000). То есть групповая подростковая поведенческая норма, исходя из приведенных данных, включает в себя кратковременное и эпизодическое употребление психоактивных веществ. То же касается и иных форм зависимостей. Следовательно, логично предположить, что профилактика зависимости должна соответствовать реальности. В идеале цель — избе­жать даже ситуации пробы психоактивных веществ. Но в реальности нужно исходить из иного посыла: необходима профилактика систематического и неконтролируемого са­мим подростком употребления психоактивных веществ, злоупотребления ими, форми­рование установки на здоровый образ жизни со становлением ответственности за по­следствия даже однократного употребления, к примеру, наркотических веществ.

В связи с культурными особенностями целесообразным представляется разделение профилактических мероприятий в отношении наркотических средств, алкоголя и табака. Опираясь на то, что российской культуре присуща алкогольная и никотиновая направ­ленность, следует прицельно и дифференцированно ориентироваться на наркоманов, алкоголиков или курильщиков табака.

И все же, несмотря на выдвинутый тезис о культурной специфике наркотизации и формирования аддикций, выделяют такие поведенческие нормы, следование которым позволяет говорить о человеке как о гармоничном или с отклонениями: 1) правовые нормы; 2) нравственные нормы; 3) эстетические нормы.

Правовые нормы оформлены в виде свода законов и подразумевают наказание при их нарушении. Нравственные и эстетические нормы не регламентированы столь строго, и при их несоблюдении возможно лишь общественное порицание. В первом случае говорят о том, что человек поступает «не по закону», во втором — «не по-людски». Кроме того, можно выделить и нормы психологически комфортного самочувствия (пе­реживания), рефлексии, удовлетворенности собой, нарушение которых способно при­водить человека к эмоциональному дискомфорту и появлению т. н. психологических комплексов.

Индивид, становясь свободным и ответственным и формируя нормативное (недеви-антное) поведение, осознанно принимает на себя ответственность за соблюдение «писа­ных» законов, которые предполагают сохранение прав и свобод окружающих его людей, а также «неписаных» норм — традиций и стереотипов поведения, принятых в той или иной микросоциальной среде. Девиантным поведением считается такое, когда наблюда­ются отклонения хотя бы от одной из общественных норм.

В сфере употребления психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) и при иных формах аддиктивного поведения нормативная юридическая база в настоящее вре­мя разработана не до конца. Впрочем, и этические требования сформулированы недо-

12 Поведенческая норма, девиации, расстройства и зависимости

статочно четко. Особую роль в данном случае играют культурные российские особен­ности, не всегда трактующие употребление, к примеру, алкоголя как нарушение нормы.

Поведенческая патология(по П. Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в пове­дении человека следующих признаков: 1) склонность к дезадаптации; 2) тотальность; 3) стабильность.

Под склонностью к дезадаптации понимается существование шаблонов поведения. не способствующих полноценной адаптации человека в обществе, проявляющихся в виде конфликтности, неудовлетворенности взаимодействием с окружающими людьми. противостояния или противоборства реальности, социально-психологической изоляции. Наряду с дезадаптацией, направленной вовне (межличностная дезадаптация), существу­ет внутриличностная дезадаптация, когда поведение человека отражает его неудовлетво­ренность собой, непринятие себя как целостную и значимую личность. Признак тоталь­ности указывает на то, что патологические поведенческие стереотипы способствуют дезадаптации в большинстве ситуаций, в которых оказывается человек, т. е. они проявля­ются «везде». Стабильность отражает длительность проявления дезадаптивных качеств поведения, а не их сиюминутность и ситуативную обусловленность. Поведенческая (пси­хическая) патология может выражаться психопатологическими проявлениями (симпто­мами и синдромами, например, алкоголизма и наркомании), а также базироваться на патологии характера, сформированной в процессе социализации.

Девиантным поведением человека можно обозначить систему поступков (или от­дельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении хода самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Считается, что взрослый индивид изначально обладает стремлением к «внутренней цели», в соответствии с которой производятся все без исключения его активные действия («постулат сообразности» по В. А. Петровскому). Речь идет об изначальной адаптивной направленности любых психических процессов и поведенческих актов. Выделяют раз­личные варианты «постулата сообразности»: гомеостатический, гедонический, прагма­тический. При гомеостатическом варианте постулат сообразности выступает в форме требования к устранению конфликтности во взаимоотношениях со средой, элиминации «напряжений», установлению «равновесия». При гедонистическом варианте действия человека детерминированы двумя первичными аффектами: удовольствием и страдани­ем, и все поведение интерпретируется как максимизация удовольствия и минимизация страдания. Прагматический вариант использует принцип оптимизации, когда во главу угла ставится узкопрактическая сторона поведения (польза, выгода, успех).

Выделяется несколько подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и деви­аций: социальный, психологический, психиатрический, этнокультуральный, возрастной, тендерный, профессиональный.

Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиантному следует отно­сить любое поведение, явно или потенциально являющееся опасным для общества. окружающих человека людей. Упор делается на социально одобряемые стандарты пове­дения, бесконфликтность, конформизм, подчинение личных интересов общественным. При анализе отклоняющегося поведения социальный подход ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуально-личностную гармоничность, приспо­собленность к самому себе, принятие себя и отсутствие г. н. психологических комплек­сов и внутриличностных конфликтов. К примеру, в плане наркотизации в российских

Поведенческая норма

условиях не любое употребление алкоголя признается отклоняющимся. Культурные гра­ницы нормы размыты. Даже абсолютный критерий алкоголизма абстинентный синд­ром (синдром похмелья) не трактуется обывателями как однозначно патологический.

Психологический подход, в отличие от социального, рассматривает девиантное по­ведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Фактически сутью девиантного поведения нужно считать блокирование лич­ностного роста и даже деградацию личности, что является следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения. Девиант, в соответствии с данным подходом, осознанно или неосознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уникаль­ности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки. Несомненно, употребление алкоголя, наркотиков или неконтролируемое участие в азартных играх приводит к само­разрушению.

В рамках психиатрического подхода девиантные формы поведения рассматрива­ются как преморбидные (доболезненные) особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний. Под девиациями зачастую понимаются не достигшие патологической выраженности в силу различных причин отклонения поведения, т. е. те «как бы психические расстройства» (донозологи-ческие), которые не в полной мере соответствуют общепринятым критериям для диаг­ностики симптомов или синдромов. Несмотря на то что эти отклонения не достигли уровня психопатологических качеств, они все же обозначаются термином «расстрой­ства».

Этнокультурный подход подразумевает, что девиации следует рассматривать сквозь призму традиций того или иного сообщества людей. Считается, что нормы поведения, принятые в одной этнокультурной группе или социокультурной среде, могут существенно отличаться от норм (традиций) иных групп людей. Вследствие этого существенным при­знается учет этнических, национальных, расовых, конфессиональных особенностей че­ловека. Предполагается, что диагностика поведения человека как отклоняющегося воз­можна лишь в случаях, если его поведение не согласуется с нормами, принятыми в его микросоциуме, или он проявляет поведенческую ригидность (негибкость) и не спосо­бен адаптироваться к новым этнокультурным условиям (например, в случаях мигра­ции). В этом отношении интерес представляют традиции некоторых культур Востока, где употребление «легких наркотиков» — обыденное дело и не считается отклонением в поведении.

Возрастной подход рассматривает девиации поведения с позиции возрастных осо­бенностей и норм. Поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, может быть признано отклоняющимся. Это могут быть как количественные (гротеск­ные) отклонения, отставание (ретардация) или опережение (ускорение) возрастных по­веденческих норм, так и их качественные инверсии. Научный интерес представляет тот факт, что многие зависимости носят явно возрастной подростковый оттенок, т. е. они практически не встречаются в ином возрасте.

Тендерный подход исходит из представления о существовании традиционных поло­вых стереотипов поведения, о мужском и женском стилях. Девиантным в рамках данного подхода может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов тендерного стиля. К тендерным девиациям могут относиться и психосексуальные девиации в виде изменения сексуальных предпочтений и ориентации, зависимости от пищи.

Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведе­ния и традиций. Имеется в виду, что профессиональное сообщество диктует его членам

Поведенческая норма, девиации, расстройства и зависимое i и

выработку строго определенных паттернов поведения и реагирования в тех или иных ситуациях. Несоответствие этим требованиям позволяет относить такого человека к де­виантам.

Наиболее адекватным считается феноменологический подход к оценке поведенче­ской нормы, патологии, девиаций и зависимостей. В отличие от социального, психологи­ческого или психиатрического, он позволяет учитывать все отклонения от нормы (не только социально опасные или способствующие саморазрушению личности). Исполь­зуя его, можно диагностировать и нейтральные с точки зрения общественной морали и права поведенческие отклонения (к примеру, аутистическое поведение), и даже положи­тельно окрашенные девиации (например, трудоголизм). Кроме того, феноменологичес­кая парадигма дает возможность усматривать за каждым из отклонений в поведении индивида механизмы психогенеза, что позволяет в дальнейшем выбрать адекватную и эффективную тактику коррекции поведения. Лишь феноменологический подход спосо­бен беспристрастно и объективно привести к анализу отклоняющегося поведения и спо­собствовать пониманию сущностных мотивов поведения человека.

cyberpedia.su

Поведенческая норма - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Поведенческая норма

Cтраница 2

Такая подготовка к жизни в коллективе позволяет новичку на собственном опыте ознакомиться с культурными принципами и задачами организации. Как правило, целью этой подготовки является стимулирование личного творческого начала, новичок должен принять на вооружение все основные стандартные поведенческие нормы, но при этом необходимо побуждать его к проявлению инициативы при решении каких-либо проблем и вопросов. Таким образом, служащим предлагаются обобщенные стандарты поведения, но творческие способности каждого индивидуума не должны быть направлены на слепое следование этим стандартам.  [16]

Полученное взрослыми членами семьи образование должно помочь им понять, пускай интуитивно, и принять на себя ту долю социальной ответственности, которая будет на них возложена в результате концессуальной процедуры разделения прав и обязанностей между различными социальными институтами общества. Представители среднего класса также должны разделять и принимать в качестве ориентиров сложившиеся в обществе идеалы, если таковые имеются, морально-нравственные и поведенческие нормы и руководствоваться ими в своей повседневной жизни.  [17]

Личность специалиста, в том числе и будущего, характеризуют прежде всего особенности, присущие людям, объединенным профессией, принадлежностью к определенному классу, условиями социального бытия. В каком свете видит студент I курса свою общность с вузом и приобщенность к его условиям, требованиям будущей профессии - это вопрос о содержании поведенческих норм и ценностных ориентации студента.  [19]

Другой пример - исламский фундаментализм в Иране и в других мусульманских странах: религиозно-политическое и моральное движение, ставящее своей целью формирование теократического исламского государства. Если американские фундаменталисты достигли частичного успеха, то иранские - полного. В Иране доктрина, поведенческие нормы и моральные принципы ислама не просто влиятельны; они практически полностью определяют и регулируют деятельность в любой сфере общественной и частной жизни. В противоположность США - стране полистилистической культуры, где фундаменталисты весьма влиятельны только в некоторых регионах и в отдельных сферах жизни, Иран может считаться образцом моностилистической культурной организации.  [20]

Психографическое направление включает культурные ценности, суждения ( верования) и поведенческие нормы. Средо-объектное направление включает объекты среды общественной.  [22]

Система управления может быть рассмотрена как совокупность нескольких подсистем. Структурно-функциональная подсистема является остовом, на котором держится организация и управление ею. Информационно-поведенческая подсистема отражает управленческую идеологию и систему ценностей, разделяемых в организации, интересы и поведенческие нормы управленцев, а также характер и глубину информирования и информационного обеспечения в системе управления.  [23]

Термин, знакомство с которым позволяет избегать упрощенного технологического детерминизма в русле теории организаций. Термин введен в научный оборот Тавистокским институтом человеческих отношений в Англии и использован в теории организационного выбора, которая определяет программу прикладных исследований. Тавистокские исследователи обосновали, что технология выстраивает ту или иную линию человеческого поведения гораздо успешнее, нежели жестко детерминированные поведенческие нормы и традиции. Сознательный выбор может встраивать хорошие человеческие отношения в трудовую этику, связанную с особенностями техники и технологии. В самом деле, для любой производственной проблемы существует типичный набор технологически эквивалентных решений с различными импликациями для человеческих отношений.  [24]

Со своей стороны, старшее поколение японцев обеспокоено поведением молодежи, хотя по сравнению с Западом положение на этом участке в Японии не столь критическое. Особенно сильная тревога за молодежь охватывает стариков в периоды выпускных экзаменов, ранней весной. Как правило, в зто время в школы направляют наряды полиции. Как свидетельствует Белая книга по вопросам отклонений от общепринятых поведенческих норм, молодые люди в Японии сегодня утрачивают пиетет даже к таким традиционным японским ценностям, как дисциплинированность и трудовое усердие.  [25]

В целом индуизм предстает как скоординированная система жизненных позиций, в которой сочетаются потусторонние мистические установки и активная деятельность в миру. Но эта последняя - не самостоятельное средство спасения, как мирской аскетизм в протестантизме, а лишь элемент или этап, подчиненный конечной потусторонней ориентации. Поэтому, хотя элементы аскетизма и рациональности включены в систему поведенческих норм индуиста, доминирующим, определяющим принципом остаются мистическое созерцание и уход от мира.  [26]

Множественность факторов культуры проявляется не только в разнообразии самих организаций, но и в пределах одной фирмы - тогда говорят о субкультурах. Наличие субкультур может быть полезным для организации, если оно создает основу сознательной здравой политики. Однако в равной Степени это обстоятельство может работать и против интересов организации. В частности, субкультуры выражаются в конфликте между индивидуальными ( групповыми) поведенческими нормами и нормами организации ( доминантной группы) или в конфликте друг с другом. Тогда вполне рационально действующая организация с хорошей информационной системой и определенными целями деятельности получает результат, весьма отдаленный от этих целей.  [27]

Поведенческие нормы - это модели действий или поступков, типичных в конкретной ситуации. Так, например, в одной и той же ситуации ( политический кризис, деловая встреча, торжественное мероприятие), евроамериканцы и японцы часто ведут себя по-разному. Важно, что тактическое соглашение между инокультур-ными группами о конкретных действиях может быть достигнуто на базе общих интересов, согласующих поведение сторон, и без разделения ценностей. Однако стратегически ориентированное сотрудничество имеет больше шансов на успех в случае разделения партнерами не только поведенческих норм, но также суждений и ценностей.  [28]

Второй процесс разворачивается тогда, когда входящий в организацию человек приходит из среды с существенно отличными ценностями и нормами поведения. В этом случае встает очень серьезная задача познания себя как носителя другой системы ценностей и норм и отхода от этих норм и Ценностей. А уже только после этого может начаться усвоение новых норм и ценностей, которые существуют в организации и которым он должен следовать, становясь членом этой организации. Второй процесс обучения при вхождении человека в организацию существенно сложнее первого, так как он требует не только внимательного изучения того, что делается в организации, как ведут себя ее члены, но и глубокого изучения своего поведения с целью отказа от поведенческих норм, неприемлемых в новой организации, и пересмотра отдельных ценностей в соответствии с тем, какие ценности приняты в новой организации.  [29]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Оценка поведенческой нормы и отклонений

Выделяются несколько подходов к оценке поведенческой нормы и девиаций: социальный, психологический, психиатрический, этнокультурный, возрастной, гендерный, профессиональный.

Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиантному следует относить любое поведение, которое явно или потенциально является опасным для общества, окружающих человека людей. Упор делается на социально одобряемых стандартах поведения, бесконфликтности, конформизме, подчинении личных интересов общественным. При анализе отклоняющегося поведения социальный подход ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуально-личностную гармоничность, приспособленность к самому себе, принятие себя и отсутствие т.н. психологических комплексов и внутриличностных конфликтов.

В праве под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опасности. По характеру и степени общественной опасности деяний их делят на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки.

Психологический подход, в отличие от социального, рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Имеется в виду тот факт, что сутью девиантного поведения следует считать блокирование личностного роста и даже деградацию личности, являющиеся следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения.

В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А. Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество).

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности принадлежит Ц.П. Короленко и Т.А. Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, идей, действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения.

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивное поведение, во втором случае – внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. В группе внутридеструктивного поведения Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение.

Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения.

В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности. Так Е.В. Змановская выделяет три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное; асоциальное; аутодеструктивное поведение.

Антисоциальное (делинквентное) – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

Асоциальное – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

Аутодеструктивное – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Его основные формы: пищевая и химическая зависимость, суицидальное, фанатическое, аутическое, виктимное поведение, деятельность с выраженным риском для жизни.

В рамках психиатрического подхода девиантные формы поведения рассматриваются как доболезненные особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний. Под девиациями зачастую понимаются не достигшие патологической выраженности в силу различных причин отклонения поведения, которые не в полной мере соответствуют общепринятым критериям диагностики симптомов или синдромов.

Этнокультурный подход подразумевает тот факт, что девиации следует рассматривать сквозь призму традиций того или иного сообщества. Считается, что нормы поведения, принятые в одной этнокультурной группе или социокультурной среде, могут существенно отличаться от норм (традиций) иных групп.

Возрастной подход рассматривает девиации поведения с позиции возрастных особенностей и норм. Поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, может быть признано отклоняющимся. Это могут быть как количественные отклонения, отставание или опережение возрастных поведенческих норм, так и их качественные инверсии.

Гендерный подход исходит из представления о традиционных половых стереотипах поведения, мужском и женском стиле поведения. Девиантным поведением в рамках данного подхода может считаться гиперролевое поведение и инверсия шаблонов гендерного стиля. К гендерным могут относиться и психосексуальные девиации в виде изменения сексуальных предпочтений и ориентаций.

Медицинский подход основан на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними, выделяются различные поведенческие нарушения, соответствующие медицинским диагностическим критериям, т.е. достигающие уровня болезни.

Профессиональный подход в оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций.

Рассмотренные классификации можно дополнить педагогическим подходом к поведенческим девиациям, в соответствии с которым отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьной, так и социальной дезадаптации.

В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения: дисциплинарные нарушения, прогулы, гиперактивное, агрессивное, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь.

Признаками более масштабной – социальной дезадаптации в школьном возрасте могут выступать: регулярное употребление психоактивных веществ, сексуальные девиации, бродяжничество, совершение преступлений, зависимость от сериалов, компьютерных игр или религиозных сект.

Феноменологический подход к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций, в отличие от социального, психологического или психиатрического, позволяет учитывать все отклонения от нормы (не только социально опасные или способствующие саморазрушению личности). Используя его, можно диагностировать и нейтральные с точки зрения общественной морали и права поведенческие отклонения (например, аутистическое поведение), и даже положительно окрашенные девиации (например, трудоголизм).

Сопоставив различные подходы к классификации поведенческих девиаций, мы можем более четко сформулировать отличительные особенности различных поведенческих феноменов.

1. Нормативное поведение («стандартное») – соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.

2. Маргинальное (пограничное) поведение – находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.

3. Нестандартное («ненормативное») поведение – выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей. Проявляется в двух основных формах:

  ·  креативное (творческое) поведение – реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих;

  ·  девиантное (отклоняющееся) поведение – непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.

4. Патологическое поведение – отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие и страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией.



biofile.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта