«Система растит циничных чиновников» ― как оптимизируют белорусский госаппарат. Оптимизация в беларуси


Государственная оптимизация

Сокращение госаппарата должно быть не бездумным и механическим, а подчиненным единственной цели — решению актуальных вопросов, волнующих население

Президент Беларуси Александр Лукашенко провел рабочую встречу с главой Администрации Президента Андреем Кобяковым и своим помощником Натальей Петкевич, которые возглавляют созданную в октябре прошлого года государственную комиссию для выработки предложений по оптимизации структуры, численности и функций государственных органов. Этой комиссии было поручено до 30 декабря прошлого года внести на рассмотрение главы государства соответствующие предложения. Во время рабочей встречи и обсуждались предварительные итоги проводимой работы, чтобы в последующем можно было уже в более широком составе вернуться к этим вопросам и принять необходимые решения по сокращению госаппарата.

“Мы договаривались, что это будет как минимум 25 процентов, — приводит слова Президента пресс-служба главы государства. — Такое время настало. Если мы говорим о дебюрократизации, то, естественно, надо, чтобы чиновников было меньше”. С другой стороны, подчеркнул Александр Лукашенко, это не должно быть чисто механическое решение вопроса, чтобы не был нанесен вред государственному управлению.

Глава государства особо подчеркнул, что задача по сокращению аппарата госслужащих на четверть — это только средний показатель, который не следует огульно распространять на все структуры. В качестве примера Президент привел райисполкомы, которые и сейчас небольшие по численности, но на них все в большей степени переносится центр тяжести в управлении целым рядом процессов на местах. “Поэтому здесь надо быть более аккуратными и осторожными, — резюмировал белорусский лидер. — Но в то же время я получаю информацию, что некоторые наши местные руководители превращаются в удельных князьков. Вот это уже, наверное, имеет отношение не к сокращению численности госслужащих, а к эффективности нашего контроля за этими структурами, подразделениями и конкретными людьми. Я это буду иметь в виду в своей работе, но вам непосредственно надо будет этим заниматься”.

По поводу возможности сокращения каких-либо министерств или ведомств Президент подчеркнул, что в решении подобных вопросов не должно быть спешки и к этому процессу следует подходить взвешенно: “Что касается сокращения отдельных органов, министерств, ведомств, честно говоря, я не готов по данному направлению принимать решение. Надо еще раз посоветоваться с правительством и другими”. Говоря о предложении сократить Минторг, он заметил: “Что больше всего волнует людей сегодня? Те проблемы, которые формируются в сфере торговли. Так, может быть, нам Министерство торговли, к примеру, перенацелить на решение конкретных задач, которые беспокоят наших людей?” Аналогично глава государства высказался и по предложениям о сокращении Минжилкомхоза: “Мы к этому уже не единожды подходили, но ведь именно в данной сфере сегодня больше всего проблем, волнующих население”.

“Нам надо в какой-то степени отойти от этих рыночных теоретических рассуждений, а исходить из конкретных задач и ситуаций, которые складываются у нас в стране, — подытожил Александр Лукашенко. — Если министерства работают неэффективно, в том числе названные, надо их озадачить так, чтобы они вертелись, крутились и решали те проблемы, которые сегодня волнуют людей”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понравился материал? Поставьте ему оценку.

www.sb.by

почему оптимизация кадров нужна Беларуси

Новости Беларуси. Как известно, язык до Киева доведет. Иностранный, экономика и право – это то, что у современных управленцев должно буквально от зубов отскакивать, считает Александр Лукашенко. Не дело, когда наш госслужащий за границей со своим же коллегой общается через переводчика.

Об этом Президент говорил и во время недавнего «Большого разговора», и уже на этой неделе, на совещании по оптимизации Администрации Президента. И здесь принцип – лучше меньше, да лучше, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Главные инструменты успешной работы предприятия студент Роман Гаврилюк вывел, что называется «опытным путем»: модернизация, оптимизация и личная мотивация.

Роман Гаврилюк, студент Брестского государственного технического университета:В рабочее время рабочие могут поговорить со своими друзьями, решить свои личные вопросы. Эти минуты складываются в часы, часы в дни. А каждый день – это деньги, нужно это понимать. Чем больше мы работаем неэффективно, тем меньше денег мы получаем.

На предприятии с выводами юного исследователя согласны и даже готовы взять их на вооружение.

Иван Волкович, заместитель генерального директора по экономике строительного предприятия:Есть потери рабочего времени. Из-за плохой где-то даже организации работ. Не всегда есть лидер, который может потянуть. Мастер, понятно, дал задание. Есть сроки выполнения работы. Но где-то, как вы говорите, и телефонные разговоры есть. Ну не будешь же в начале смены забирать этот аппарат.

Брестский чулочный комбинат. Во времена СССР предприятие процветало, но после перестройки ситуация кардинально изменилась. Носки и чулки из Бреста оказались ненужными на постсоветском пространстве.

А после масштабной оптимизации «чулочка» процветает, и даже занесена на Республиканскую Доску почета.

Сергей Жевнерович, генеральный директор Брестского чулочного комбината:За 20174 и самое начало 2015 года мы «ужались» в количестве работников более чем на 40%. При этом за этот же период времени мы выросли в объемах производства на 35-40%.

Не продлевая контракты, мы не ощущали жесткого негатива, потому что в Бресте на рынке труда ощущалась необходимость в работниках различных профессий. Я не слышал историй о том, чтобы люди, с которыми мы попрощались в силу объективных причин, не нашли себя в других производствах.

На неделе об оптимизации в масштабах страны говорил Президент. Госаппарат должен соответствовать поставленным перед ним задачам и возможностям бюджета. То есть команда должна стать меньше, но лучше.

В итоге Администрацию Президента ждет 30% сокращение.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:Администрация должна стать монолитным экспертным центром, где вырабатываются взвешенные решения по важнейшим для страны вопросам. И естественно, я жду от руководства слаженной и четкой работы. Вы должны быть единой командой, чтобы знания, опыт и энергия каждого служили общему делу. Необходим жесткий контроль за процессом дебюрократизации и молниеносное реагирование на изменение ситуаций в политике, экономике, социальной и иных сферах.

Главный политический штаб главы государства станет флагманом оптимизации. По этому пути пойдут все структуры и ведомства. Причем речь в данном случае идет не о механическом сокращении, а о необходимости решения поставленных задач не числом, а умением.

Например, определенный фронт задач сейчас выполняет четыре чиновника. Нередко – с дублирующими функциями. И каждый получает зарплату. Часть персонала сократят, а объем работы перераспределят на оставшихся, в основном за счет тех самых одинаковых обязанностей. Так освободятся финансовые средства на повышение заработной платы, которые раньше тратили на содержание большого штата сотрудников.

Оптимизация госаппарата – задача тонкая. Через эту стадию проходили практически все страны мира. Например, соседняя Россия: в 90-е в стране было около миллиона чиновников.

Александр Лукашенко:Везде должен быть минимум служащих. За счет этого мы должны людям зарплату нормальную дать. Не будут работать головатые люди, грамотные люди, если мы им будем платить нормальную зарплату. Но зарплату миллионам госслужащих и прочих служащих мы нигде не найдем, таких денег нет. Только за счет сокращения вы получите дополнительные деньги и плюс из бюджета то, что вы сэкономите.

К чиновникам теперь предъявляются жесткие требования. Общеизвестно: кадры решают все. Поэтому и начинать нужно с тех, в чьих руках в ближайшее время окажутся портфели управленцев.

Востребован формат нового типа руководителя – мобильного, образованного, который способен брать на себя ответственность.

Виталий Петрушкин, кандидат экономических наук:Управленцем может быть далеко не каждый. Природные данные, конечно же, нужно углублять. Здесь очень высока роль управленческого образования, роль обучения управлению. Не только управлению в целом, но и государственному управлению в частности. Поскольку именно от качества принятия решений на государственном уровне зависит все то, что мы будем иметь в результатах устойчивого развития экономики.

«В минус» уйдет бюрократия и волокита. Одна из главных задач – наладить слаженную систему работу по обращению граждан. Главная ее цель – облегчить жизнь людям, которые обращаются в государственные органы. В Администрацию Президента часто приходят и пишут как в последнюю инстанцию.

За 2016 год в надежде на внимание высших должностных лиц сюда обратилось больше 6000 человек.

Александр Лукашенко:Никакой волокиты, никакого сбрасывания, как это было в советские времена и бытует сегодня зачастую, жалобы, заявления на имя Президента, в Администрацию Президента, вниз. Никакого сбрасывания. Правильно люди нас упрекают: «Мы обращаемся к Президенту как к последней инстанции, чтобы он разобрался, а письма приходят к тем, на кого мы жалуемся». Я буду считать это махровым бюрократизмом как минимум. И не дай бог, мы обнаружим подобные факты.

Коснется оптимизация не только корпуса чиновников. По-новому будет жить вся страна.

Сегодня на этом предприятии средняя зарплата порядка 750 условных единиц. К внушительной сумме пришли не сразу. Сработало то же правило, что и масштабах страны: если начинать сразу с повышения зарплат, то инфляция все равно «съест» это повышение. Потому старт – вовсе не с денег, а с увеличения продаж.

Сергей Новицкий, генеральный директор предприятия по производству строительных материалов:Оптимизация на нашем предприятии коснулась некоторого сокращения штата. Мы стали применять более современные технологии, поэтому высвобождаются некоторые низкоквалифицированные рабочие места. Но зарплата существующих работников значительно увеличивается. Мы некоторые свои процессы (тоже называется «оптимизация») не сами у себя используем, а отдаем на аутсорсинг. Фактически, наша оптимизация не приводит к сокращению рабочих мест в целом в регионе.

Наоборот, мы создаем рабочие места не у нас на предприятии, а вокруг нашего предприятия.

Если в глобальном смысле оптимизация – безусловная польза для экономики, то вот для отдельно взятого человека – опасения остаться без работы.

Важный нюанс: без внимания государства люди, чьи рабочие места попали под оптимизацию, не останутся.

Виталий Петрушкин:Минимум 50 тысяч рабочих мест – это та задача, которую требует глава государства по обеспечению новыми рабочими местами в целом по экономики в течении года. Оптимизация нужна. На мой взгляд, необходимо тщательно пересмотреть все те функции, которые выполняют госслужащие, чиновники. Мне кажется, что много лишнего мы делаем. Ненужного.

Сокращения, безусловно, популярной социальной мерой не назовешь. Тем не менее, тех, кто приносит государству реальную пользу, не сократят. А «бонусы» в виде мобильного и отлаженного механизма управления очевидны. Плюс экономия госбюджета и реальная возможность повышения заработной платы.

www.ctv.by

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

17 марта 2017 года

При оптимизации в госаппарате необходимо отсечь все лишнее, что плодит бюрократию и мешает динамичному развитию страны. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 17 марта на совещании по вопросу оптимизации численности работников государственных органов.

«Одним из необходимых условий для повышения эффективности государственной власти является постоянное совершенствование управленческой системы и ее механизмов. Здесь мы должны добиваться результатов, конечно же, не числом, а умением. Не раздувать бюрократический аппарат, а системно формировать компактную структуру и эффективную модель управления, - убежден Александр Лукашенко. - Прежде всего нам следует мгновенно отсечь все лишнее, что плодит бюрократию и мешает динамичному развитию страны. Каждый человек, который работает в государственных структурах, должен иметь перед собой определенную цель и выполнять определенные задачи. Если эти люди таким образом загружены, значит, они дадут результат».

Президент подчеркнул, что оптимизация – это не разовый процесс,  привязанный к определенной дате. Совершенствовать деятельность государственных органов необходимо постоянно.

Особое внимание Глава государства обратил на суть оптимизации. Это не просто техническое сокращение штата работников, а повышение качества работы госаппарата в целом. «Неправильно поступают те, которые видят в оптимизации функционирования государственных органов только сокращение численности. Если пойдем этим путем, большого эффекта не достигнем. Надо посмотреть на все процессы, которые происходят в государственных органах страны, - считает белорусский лидер. - На это, кстати, обращает внимание и население, когда мы проводим социологические опросы. И, встречаясь на совещании с представителями силовых структур, я говорил о том, что нам надо оптимизировать процессы. От этого мы можем получить гораздо больший эффект».

На совещании было отмечено, что в 2013 году уже были предприняты определенные шаги. Сейчас необходимо продолжить эту работу, уделив больше внимания качеству всей управленческой деятельности. «Поэтому правительству и Администрации Президента было поручено проработать и внести на рассмотрение системные предложения. Главная цель в этом деле - избавить государственные органы от дублирующих и несвойственных функций, а самое главное - дебюрократизировать процесс принятия управленческих решений, - сказал Александр Лукашенко. - У нас часто бывает, когда решение уже принято, в том числе и Президентом, и его надо формализовать, то есть облечь в какой-то документ (указ, декрет, распоряжение, поручение). Тем не менее месяцами будем ходить друг за другом, чтобы придать этому решению соответствующую форму».

Президент предупредил, что хотел бы тщательно и всесторонне обсудить представленные предложения по оптимизации деятельности госорганов, чтобы в дальнейшем были приняты правильные решения. «За этим стоят конкретные люди. Надо признать, что в целом (в семье, конечно, не без недостатков) в государственных структурах работают самые грамотные, опытные и подготовленные люди, от которых зависит функционирование государства. Наплевательски относиться к этим людям и резать по живому не следует», - заявил он.

Также было подчеркнуто, что госорганы небольших городов, районов, а также поселковые и сельские советы не нуждаются в сокращениях. «Это они сами посмотрят. Если каких-то полторы ставки не нужны, они сократят и добавят зарплаты другим - это не возбраняется», - отметил Глава государства.

«Давайте взвешенно подойдем к этим вопросам и выработаем оптимальные решения, которые уже в самое ближайшее время необходимо активно и без проволочек реализовывать на практике. Хочу подчеркнуть, что никаких узковедомственных интересов, все должно быть подчинено интересам государства», - резюмировал Александр Лукашенко.

На совещании Премьер-министр Андрей Кобяков представил проект указа об оптимизации численности государственных органов. Президент в целом одобрил документ и поручил доработать указ в течение года, чтобы во время его исполнения была решена главная задача оптимизации – создание эффективной модели государственного управления.

Также принято решение, что вопросы сокращения численности сотрудников и изменения оплаты труда госслужащих должны идти не в отрыве от процессов, происходящих в реальном секторе экономики и в других сферах деятельности, которые финансируются из бюджета.

president.gov.by

Сильные Новости — Гомель сегодня

В Беларуси происходит оптимизация государственного аппарата. Администрацию президента, например, до 1 мая обещали сократить на 30%. Для этого только из неё нужно было бы уволить 45 человек. Но, по официальной статистике, за последние три месяца уволено всего 25 белорусских госслужащих.

Анализом состояния дел в государственных учреждениях занимаются сотрудники негосударственной школы SYMPA. О «вечной» оптимизации, сочувствии чиновникам и возвращении экспатов, высоких специалистов, которые уехали из Беларуси, разговариваем с директором школы Натальей Рябовой.

«Сокращают людей, которые работают с посетителями, принимают документы»

Еврорадио: Вы верите, что государственный аппарат сокращается? Или это просто слова?

Наталья Рябова: Обсуждение оптимизации государственного аппарата начинаются ровно тогда, когда начинается экономический кризис. Думаю, если бы сегодня вернулись прекрасные отношения с Россией и высокие цены на нефть, об этой инициативе бы тихо забыли. То есть, сокращаться заставляют время или обстоятельства.

Еврорадио: А какая-нибудь статистика есть? Как происходит «оптимизация госаппарата»?

Наталья Рябова: О сегодняшнем этапе пока говорить сложно. Но, поскольку это не первая попытка сокращения, можно сказать, как это обычно происходит. Убираются вакансии, которые стоят незаполненными. Исчезают должности, на которых работают чиновники пенсионного возраста. То есть, исчезает и должность, и человек. Также госслужащих переводят в ряды простых сотрудников. Иногда даже создаются ненужные вакансии, чтобы потом их оптимизировать.

Еврорадио: Интересно.

Наталья Рябова: А иногда возникают скандалы, когда убирают не «начальство», а людей, которые работают с посетителями, принимают документы и делают черновую работу. Например, была бешеная очередь на перерегистрацию предприятий ― чуть ли не сутками нужно было стоять на площади Свободы, чтобы только подать документы. Так получилось именно потому, что сократили людей снизу, рядовой аппарат.

Сначала Косинцу поручили оптимизировать госаппарат, а потом «оптимизировали» самого

Еврорадио: Вот, например, 13 февраля Александр Лукашенко подписал указ об «оптимизации» Администрации президента на 30%. Но мы видим, как туда возвращают бывшего её руководителя Александра Косинца, причём, на должность, которой в новой сжатой структуре АП не было.

Наталья Рябова: Ну да, Косинец как помощник президента будет как-то отдельно стоять. Он два года возглавлял администрацию. В декабре 2016 года ему дали поручение оптимизировать государственный аппарат, а потом почти сразу уволили в связи с переходом на другую работу. Однако ни о какой другой работе Косинца мы не узнали. Есть такая версия: почти полгода прошло, и, может, его снова пригласили работать, чтобы он не попал под действие декрета о тунеядцах?

SYMPA ― Школа молодых менеджеров публичного администрирования. В этом проекте чиновники и люди, так или иначе причастные к аппарату власти, вместе с активистами общественных организаций, молодыми юристами и журналистами учатся практикам государственного управления. Студенты SYMPA путешествуют по разным странам и смотрят, как работают мэрии, как распределяются местные бюджеты, как строятся дороги. Также обсуждается возможность применить лучшие практики в Беларуси. «Мы делаем смешанные группы, и люди часто удивляются, что нормальные люди есть и с другой стороны баррикад», ― замечает Наталья Рябова.

Еврорадио: А если серьёзно, то оптимизация государственного аппарата ― это тренд года, пятилетия или десятилетия?

Наталья Рябова: Это боль, о которой Александр Лукашенко не прекращает разговоров уже много лет. И во время Косинца, и потом. Недавно Кочановой (Наталья Качанова ― нынешний глава Администрации президента. ― Еврорадио) снова дали поручение о сокращении. Пора уже с ним разобраться, так как зарплату госслужащим обещали поднять только после оптимизации, а она никак не закончится.

Еврорадио: И что, зарплаты государственных служащих не растут?

Наталья Рябова: Определённое сокращение всё же произошло, а значит, определённое количество денег освободилась. Но формально разделить их между теми служащими, которые остались работать, невозможно, пока оптимизация не закончится.

Еврорадио: Когда Александр Лукашенко впервые избирался президентом, ему было 39 лет, и в его команде были люди примерно его возраста. Прошло почти 23 года. Взрослеет ли чиновничество вместе с руководителем страны?

Наталья Рябова: Если говорить о госаппарате в общем, так там много кадров предпенсионного и пенсионного возраста, а также много молодёжи, и очевидный провал по людям среднего возраста. А если говорить о топ-менеджерах, которые идут вместе с Александром Лукашенко, то в основном они теперь моложе его. Хотя есть и зубры вроде Мясниковича, которые были в большой политике ещё до президента.

Еврорадио: Легко ли Лукашенко находит общий язык с новым поколением чиновников?

Наталья Рябова: Судя по его выступлениям, иногда ему приходится не то, что ломать себя, но... Они предлагают неприятные меры, на которые он не хочет идти. Тогда видимое раздражение и звучат фразы типа «мне со всех сторон говорят то, рекомендуют это...». Заметьте, он очень редко и мало даёт этим своим людям позитивные оценки. «Мне подкинули такую хорошую идею...», «Наше министерство разработало отличный план...» ― помните вы такое?

Еврорадио: Да, чиновники на совещаниях встают, как в школе перед учителем, сидят, уставившись в бумаги, и что-то старательно записывают.

Наталья Рябова: Это зрелище, непростое для психики. Даже жалко их становится. В общем, структура белорусской власти такова, что вся инициатива неперсонифицирована. Хороший закон или плохой ― мы не знаем, кто за ним стоит, на ком лежит ответственность, кому быть благодарными. У нас законы не называются «поправка Кочановой» или «дополнение Мясниковича».

Еврорадио: Только на заборе (в буквальном смысле) могут об этом написать!

Наталья Рябова: Но на заборе ― это на заборе. Мы всё равно не знаем, является ли Марианна Щёткина автором декрета о тунеядцах или нет, поддерживает она его или нет, или, может, просто стоит на посту, где нужно было этот декрет согласовывать и реализовывать.

«Система растит циничных чиновников»

Еврорадио: Чем старый чиновник отличается от молодого? Кто из них лучше для государственного аппарата?

Наталья Рябова: Здесь нужно исходить из государственной стратегии. Потому что госаппарат подбирается под реализацию конкретных задач. Если есть направление на либеральные реформы, нужны дерзкие молодые люди с западным образованием и хорошим английским языком. А если цель ― всё законсервировать и сохранить традиции, то и аппарат подбирается из пенсионеров. Но в Беларуси какой внятной стратегии развития страны нет, всё определяется сиюминутными устремлениями, «линия партии» колеблется вместе с Александром Лукашенко. Сложно сказать, какой чиновник наиболее подходит для этого. Видимо, гибкий.

Еврорадио: А гибкий чиновник ― это приспособленец? Скорее, исполнитель, чем инициатор?

Наталья Рябова: Естественно! Такая система растит циничных чиновников. Они не спешат выполнять поручения, так как знают, что завтра их могут отменить. С инициативой при таком состоянии дел выходить не то, что опасно, но, по крайней мере, бессмысленно.

Еврорадио: И будет всё равно так, как решат «наверху»?

Наталья Рябова: Безусловно, не все инициативы принадлежат Александру Лукашенко, он не сам пишет все эти бесконечные проекты постановлений. И что-то своё министерства могут через него провести. И из всего потока инициатив, идущих снизу, очень немногие получают поддержку. А значит, много работа делается впустую.

Экспатов «возвращают» в страну не деньги, а возможность вписать своё имя в историю

Еврорадио: Есть ли в Беларуси «ресурс экспатов»? Если Грузия сумела вернуть в страну успешных администраторов, которые раньше по разным причинам уехали искать счастья за рубежом, то, может, и у нас есть такой шанс?

Наталья Рябова: Население Беларуси большее, чем население Грузии. Так почему у нас не найдётся талантливых экспатов? Белорусы ― люди образованные, многие работают за рубежом и осваивают лучшие практики. Вряд ли здесь им предлагают бешеные деньги. Зато здесь есть огромные возможности для самореализации. В Грузии многие чиновники говорили нам, что именно это их привлекло. Если в готовую систему ― хочешь, не хочешь ― надо встраиваться, то там было пространство для творчества!

Еврорадио: То есть, смысл в том, что ты можешь вписать своё имя в историю страны?

Наталья Рябова: Да.

Еврорадио: Кстати, интересно, почему Парк высоких технологий возглавил государственный идеолог, а не, скажем, разработчик Viber? Система не готова?

Наталья Рябова: Система заинтересована в усилении контроля над ПВТ, а не в том, чтобы пригласить сюда какого-нибудь «Цукерберга». Согласиться он или нет ― одно дело, а другое ― дадут ли ему здесь ту степень свободы, которую он потребует?

gomel.today

оптимизация госаппарата не должна сводиться к бездумному сокращению численности

Новости Беларуси. Оптимизация структуры и исключение дублирующих функций. 17 марта на совещании у Президента обсуждали тему эффективности госаппарата. Александр Лукашенко в очередной раз подчеркнул, что оптимизация не должна сводиться к бездумному сокращению численности. Речь прежде всего о создании эффективной модели управления, которая поспособствует динамичному развитию страны. 

Первые шаги по оптимизации госаппрата были предприняты еще в 2013 году. Работу необходимо продолжить. При этом внимание уделить качеству всей управленческой деятельности, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:Неправильно поступают те, которые видят в оптимизации функционирования государственных органов только сокращение численности. Если мы пойдем этим путем, большого эффекта не достигнем. Нам надо оптимизировать процессы, и гораздо больший эффект мы можем получить от этого. Одним из необходимых условий для повышения эффективности государственной власти является постоянное совершенствование управленческой системы и ее механизмов. Здесь мы должны добиваться результатов, конечно же, не числом, а умением. Не раздувать бюрократический аппарат, а системно формировать компактную структуру и эффективную модель управления. И это надо делать постепенно. Это не разовый акт, привязанный к какому-то конкретному числу. Прежде всего нам следует мгновенно отсечь все лишнее, что плодит бюрократию и мешает динамичному развитию страны. Главная цель в этом деле – избавить государственные органы от дублирующих и несвойственных функций, то есть тех функций, которые аппарат и государственные органы выполнять вообще не должны. А самое главное – дебюрократизировать процесс принятия управленческих решений. У нас часто бывает, когда решение уже принято, в том числе и Президентом, и его надо формализовать, то есть облечь в какой-то документ (указ, Декрет, распоряжение, поручение). Тем не менее месяцами будем ходить друг за другом, чтобы придать этому решению соответствующую форму.Как бы мы сегодня ни сокращали численность, мы договорились, что внизу, в сельских советах, в районах, в принципе, нечего сокращать уже. Это они сами посмотрят, если один человек, полторы ставки не нужны, они сократят и добавят зарплату другим, это не возбраняется. Но нам туда уже лезть нечего. Там у нас осталось по 80 человек.

По итогам совещания Президент поручил доработать подходы к оптимизации до конца года. Главная задача, которая стоит перед госорганами, дебюрократизация. Необходимо отсечь все лишнее, то что мешает эффективной работе.

www.ctv.by

Сильные Новости — Гомель сегодня

Белстат обновил данные о занятости в стране по состоянию на октябрь, по которым хорошо видно, что так называемая оптимизация численности госорганов пошла вспять.

В этой связи banki24.by разобрали самые интересные передвижения рабочей силы.

Так, первые 8 месяцев 2017 года в сфере госуправления больше увольняли, чем нанимали. За один август работы лишились 5 544 человека, из которых 777 — из-за ликвидации организации или сокращения штата.

Но с сентября в госуправлении стали принимать больше, чем увольнять. За первый месяц осени эта сфера на чистой основе пополнилась 1 088 работниками, за второй месяц — еще 488.

В данном случае на рабочие места вернулись те люди, которых вывели за штат госслужбы. То есть произошла банальная смена статуса нескольких тысяч человек. Из госслужащих они превратились в обычных бюджетников, но не потеряли в зарплате.

За счет мутации бывших госслужащих в бюджетников подросла численность занятых в госуправлении — с 69,2 тыс. человек в сентябре до 69,8 тыс. человек в октябре. Оставшиеся в рядах чиновников также нарастили свою зарплату. За октябрь по госуправлению зарплата составила 1 092 BYN, что на 38,2% выше, чем в октябре-2016.

Не лучшей остается ситуация с занятостью в экономике. Сокращение занятости в Беларуси идет с июля 2011 года. Этот печальный тренд не прерывается уже больше 6 лет.

В октябре-2017 уровень занятости упал к октябрю-2016 на 0,7%. С июля-2011 по октябрь-2017 экономика Беларуси лишилась 337,1 тыс. работников.

Действительно новые, а не фиктивные рабочие места создаются крайне вяло. За 10 месяцев 2017 года число работников, переведенных на дополнительно введенные рабочие места после создания новых производств, составило всего 2 239 человек.

По предприятиям, которые отслеживает Белстат, количество принятых за октябрь оказалось выше числа уволенных на 5,5 тыс. человек. Это объясняется календарным фактором.

В октябре сильно поменялась численность временных работников. В сельском хозяйстве уволили на 3,5 тыс. человек больше, чем приняли, а в сфере ЖКХ — приняли на 4,6 тыс. человек больше, чем уволили. В АПК завершились основные полевые работы, а в ЖКХ начался отопительный сезон.

gomel.today

Белорусских чиновников ожидает новый этап оптимизации

В первые дни нового года белорусские власти снова заговорили о необходимости дебюрократизации и оптимизации госаппарата. Вполне вероятно, что частично такие намерения будут воплощены в жизнь — этому способствует ряд экономических и политических предпосылок. Однако ожидать полноценной реформы или кардинальных преобразований все же не стоит.

4 января в интервью телеканалу «Беларусь 1» недавно назначенный глава Администрации президента Александр Косинец заявил о необходимости всеобщей дебюрократизации госаппарата и совершенствования механизмов работы с обращениями граждан на всех уровнях властной вертикали.

Чиновник затронул и тему оптимизации системы госуправления: «Необходимо очень серьезно и тщательно изучить прежде всего все функциональные обязанности, количество людей, которые исполняют их. В конечном итоге нужно провести оптимизацию, чтобы не было повторений, чтобы не было людей, которые просто сидят в креслах, ничего не делают».

Тему оптимизации государственного аппарата затронул и Александр Лукашенко, выступая 15 января в парламенте. Глава государства поручил премьер-министру Андрею Кобякову продолжить работу по оптимизации функций государственных органов и внести на рассмотрение целостные системные предложения.

«В чем их суть? Это, прежде всего, наконец-то избавить госорганы от дублирующих и несвойственных им функций. Вот это главное! В результате государственный аппарат должен стать немногочисленным, хорошо оплачиваемым и высокопрофессиональным», — заявил Лукашенко.

Получается, что нынешний год может пройти под знаком оптимизации и дебюрократизации госаппарата. Вопрос только в том, по какому пути пойдут власти.

Старая песня на новый лад?

Последние заявление высокопоставленных должностных лиц — отнюдь не сенсация, тема оптимизации и дебюрократизации госуправления звучит давно.

О необходимости оптимизировать госаппарат Александр Лукашенко заявляет периодически. В прошлом году глава государства неоднократно обращался к этой теме. К примеру, 11 августа президент, принимая кадровые решения, заявил: «Мы можем еще вдвое сократить госаппарат, подняв исполнительскую дисциплину и убрав от государственного аппарата те функции, которые ему не свойственны и которые просто вредны».

Если обратиться к программным документам за последние пятилетки, то можно увидеть, что задачи оптимизации и дебюрократизации госаппарата ставились и пять, и десять лет назад.

Более того, в 2006 году была подписана соответствующая директива, реализация которой привела к определенным позитивным сдвигам в системе госуправления. Так, был внедрен принцип одного окна и упрощен механизм обращения граждан.

Важным для госаппарата стал 2013 год, когда был принят указ президента № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников».

Впрочем, указ был направлен в основном лишь на сокращение количества госслужащих на 25%. О сокращении функций в нем речи не шло.

Из-за отказа властей от полномасштабных изменений реализация норм указа № 168 лишь усугубила в госаппарате проблемы с эффективностью и исполняемостью, а также привела к оттоку профессионалов из системы госуправления.

Таким образом, белорусскому чиновничеству переживать кампанию дебюрократизации и оптимизации не впервой. Другой вопрос, зачем этот инструмент понадобился властям в непростом (как экономически, так и политически) 2015 году. Ведь любые изменения в системе госуправления — это в первую очередь потрясения для самой власти, которые в год президентских выборов крайне нежелательны.

Обстоятельства прижимают

Политические и экономические предпосылки, которые толкают власти на очередную, хоть и ограниченную, оптимизацию и дебюрократизацию системы госуправления, в принципе видны невооруженным глазом.

По итогам 2014 года перед страной сформировался ряд вызовов и внутренних противоречий как экономического, так и административного характера. О назревающих в экономике и государственном управлении проблемах говорилось давно, но власти старались направлять основные ресурсы на поддержание статус-кво.

В результате вертикаль оказалась перед необходимостью решать целый узел острых проблем. Ситуация значительно усугубляется положением дел в российской экономике, от которой критически зависит белорусская.

Возможный вариант антикризисной политики на 2015 год, судя по последним заявлениям белорусских властей и принятым ими решениям, уже выбран — это затягивание поясов, которое, безусловно, скажется и на системе госуправления.

Желание сократить госрасходы, в том числе за счет снижения численности чиновников, вкупе с боязнью структурных преобразований в предвыборный период могут снова подтолкнуть власти к ограниченной оптимизации по примеру 2013 года, заключающейся в урезании штата госструктур и выводе из системы госуправления ряда ведомств.

Не стоит забывать и о том, что через оптимизацию и дебюрократизацию власти решают ряд административных и политических вопросов. Указанные механизмы предусматривают ротацию кадров и разрушение существующих формальных и неформальных связей внутри системы госуправления.

Это снижает возможность появления внутри нее сильных лидеров, возможность формирования вокруг них неких групп интересов. Последние кадровые ротации свидетельствуют о том, что власти тщательно отслеживают эту ситуацию.

Таким образом, предпосылки для проведения очередного этапа дебюрократизации и оптимизации существуют. Загвоздка в том, что в рамках существующей парадигмы и с учетом политических условий 2015 года белорусские власти будут стремиться избежать комплексных преобразований, в том числе и в системе государственного управления.

В результате если власти и решатся в этом году на шаги, о которых говорили Лукашенко и Косинец, то в весьма ограниченном формате.

naviny.by


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта