Оптимизация сельских школ: «Родители уже смирились». Оптимизация школ
Оптимизация школ
2010 год – год учителя, хотя об этом нигде никто ничего не говорит и не упоминает. Зато идет активная, так называемая, оптимизация школ, уже и не вспомнить какая волна по счету. Все это вызывает только горькую усмешку у учителей.
До кризиса 2008 года, говорили одно, в кризис – другое, а сейчас, кризис миновал, а ситуация совсем приняла характер хаоса. И когда это все закончится неизвестно. Хватит бы уже бесконца экспериментировать на школах…
Школа, о которой пойдет речь, сельская. Когда-то в ней училось до 600 человек. В начале нового тысячелетия уже было около 150, а в 2010 – на 1 сентября в школу пришли всего 80 учеников. Школа стала малокомплектной. В районе сельских средних школ осталось всего две, одна из них наша. Кстати, до районного центра – 100 км. Это самая дальняя школа. Чтобы выбраться в районный центр, нужно потратить целый день и выложить немалую сумму денег.
До 2008 года все было довольно неплохо, школа работала в нормальном режиме, деньги выделялись и на приобретение оборудования, и на ремонт и т.д. Все работали и были нужны школе и учителя, и технический персонал. Велись все предметы, была продленка, был свой психолог, социальный педагог, велись все кружки и т.д., то есть школа функционировала и развивалась.
Что же сейчас стало? А сейчас ситуация складывается так, что школе становиться совсем не сладко. Всех сократили - нет ни завхоза, ни дворника, ни рабочего по ремонту здания. Вместо трех ставок техничек – оставили 1,5. Подавать звонки некому. Доходило до того, что ходили учителя и сами подавали звонки.
Нет психолога, социального педагога, нет кружков, группы продленного дня. Классы объединили, часы, соответственно убавились. Вместо обещанного повышения зарплаты наблюдается ее снижение. Из бюджета средств никаких школе не выделяют, то есть средств ноль. Хотя требуют все по полной программе и требования все ужесточаются.
Интересно, а за счет чего и кого выполнять все предписания по пожарной безопасности, по освещению, по ремонту…? Правильно! Остается только за счет учителей, учеников, их родителей и добрых людей, которые согласятся помочь. Ищите – как говорится сверху.
Директор школы превратился в менеджера, измученного, вечно куда-то торопящегося и встревоженного человека. Он и завхоз, и секретарь, и кассир…, бумаги идут бесконечным потоком, конца и краю им нет. И чтобы как-то успеть везде, ему приходится целыми днями и ночами сидеть на компьютере и печатать, печатать и печатать документы и отчеты. И всем директорам сельских школ помогают их мужья, дети и родственники, иначе ничего не сделать. Так и работают. И все мечтают скорее бы дотянуть до пенсии, или уйти с этой должности.
Никакого удовлетворения не испытывают учителя от такой работы, впереди – темнота и безысходность.
Уверен, что очень многие школы, особенно сельские, в такой же ситуации, а может еще и в худшей. И по всей видимости эксперименты со школами будут еще долго проводится. А хотелось бы, чтобы учителя действительно были уважаемыми людьми, чтобы ходили с удовольствием на работу, чтобы качественно учили детей, чтобы получали достойную зарплату на деле, а не в бесконечных обещаниях. Чтобы молодежь стремилась получать профессию учителя и гордились бы этим.
www.moscow-faq.ru
Непродуманная оптимизация школ может обернуться вымиранием деревень — Российская газета
Жители деревни Сюрбаево Кигинского района Башкирии добиваются возобновления работы местной начальной школы, закрытой в прошлом году.
Школу ликвидирировали потому, что, мол, в ней учится мало детей. Сельчане возражали категорически. Тем не менее с 1 сентября прошлого года младшеклассников начал возить на учебу за 14 километров, в Арслановскую школу, школьный автобус.
- Но ведь проселочная дорога даже не принята в эксплуатацию "Башкиравтодором", - горячится местный фермер Хажиахмет Кутушев. - Весной, в распутицу каждая поездка - это настоящий риск. Две семьи так и не осмелились отправлять своих первоклашек на учебу.
"Началка" в Сюрбаево размещалась в социально-культурном комплексе: под одной крышей с клубом, медпунктом, детским садом. Учительница проводила уроки в двух классах до обеда и в двух - после.
- Ни материально-техническое состояние школы, ни качество обучения в Сюрбаево не удовлетворяло современным требованиям, - сказал корреспонденту "РГ" начальник отдела образования администрации Кигинского района Ильгиз Хадыев. - Теперь дети занимаются в нормальных условиях, после уроков - в группах продленного дня. Мы специально выделили для подвоза детей новый теплый автобус. Оптимизация школ обернулась для района несомненными плюсами. Если в прошлом году на зарплату учителям недоставало около 10 миллионов рублей, то теперь удалось уложиться.
Между тем как ни старались чиновники, но так и не смогли дотянуть до нормативов, по которым в сельской школе должно быть не менее 14 детей в классе. В том же Кигинском районе все равно "наполняемость" одна из самых низких в республике - около 10 учеников. Поборники оптимизации умалчивают и о том, что в школе непременно должна быть холодная и горячая вода, канализация, столовая, спортзал, спортивная площадка, аварийные выходы, пожарная сигнализация...
- Арслановская школа давно нуждается в капремонте, она в худшем состоянии, чем в Сюрбаево, - утверждают сельчане в коллективном письме в редакцию. - Из-за аварийного состояния закрыт спортзал, уроки физкультуры проводятся в столовой. Внеклассных занятий с нашими детьми не проводят: кружки начинаются, когда ребята уже уезжают домой. А в местной школе они и концерты к праздникам устраивали, и в шахматы играли.
Сельчане убеждены, что борются за свое будущее, ведь Сюрбаево - деревня перспективная и крепкая. Средний возраст жителей - всего 35 лет. Дошкольников здесь 25, только в прошлом году родилось 8 малышей.
- Ни один наш житель не зарегистрирован как безработный. Люди трудятся на личных подворьях, разводят огороды, выращивают скот, держат пчел. От реализации сельхозпродукции получают неплохие деньги, - перечисляет староста Дамир Гарипов. - Нам говорят, что содержание школы слишком затратно для бюджета. Но мы готовы взять эти расходы на себя! Если надо - сложим печку, купим дрова, сделаем ремонт, оплатим электроэнергию. Но наше предложение никем даже всерьез не рассматривается. Вместо школы открыли второй клуб. Зачем нам два клуба?..
Жители села опасаются, что закрытие школы приведет к вымиранию деревни. Именно так случилось почти с десятком соседних деревень, которые просто исчезли.
Компетентно
Зайнулла Насыров, глава администрации Миякинского района:
- Ликвидация школ - очень тонкий вопрос, при решении которого необходимо учитывать множество факторов. В том числе отдаленные социальные последствия. Например, в нашем районе закрыли только те малокомплектные школы, где были один или два ученика. Лично я убежден: там, где учеников больше, школу лучше оставить. Школьников младшего возраста надо оградить от стресса: раннего подъема, переезда. Автобус сегодня на ходу - завтра нет, да и состояние дорог не сбросишь со счетов. Если замело и не успели почистить, то в школу дети просто не попадут.
rg.ru
Оптимизация школы по-русски - МК
В Талдоме бушуют нешуточные страсти
Последний выпускной самостоятельной школы №1.
Справка МК цифры1493 ЮНЫХ ЖИТЕЛЯ ТАЛДОМА СЕГОДНЯ ОБУЧАЮТСЯ В ЧЕТЫРЕХ МЕСТНЫХ ШКОЛАХ. После реорганизации школы №1 сложившиеся три образовательных учреждения смогут принять до 1966 школьников.
25 человек — СРЕДНЯЯ НАПОЛНЯЕМОСТЬ КЛАССОВ ГОРОДСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. В закрытой школе №1 обучались по 16 учеников.
Местные власти решили закрыть одно из старейших образовательных учреждений. Школе №1 — более семидесяти лет.
Еще не в столь далекие советские времена под оптимизацией образования понималось совершенствование приемов и методов преподавания. Сегодня школа также занимается оптимизацией, которая к образованию не имеет никакого отношения. Она направлена исключительно на финансы: меньше расходов — больше зарплата. Такая зависимость не только порочна, но и провокационна, так как учитель (особенно в провинции) по определению не откажется от повышения зарплаты. А источник повышения он для себя вынесет за скобки.
Оптимизация по-русски — или укрупнение образовательных учреждений, или их закрытие. Первое характерно для крупных городов, второе — для сельской местности и небольших городских образований. Двигатель оптимизации — подушевое финансирование. Объем выделяемых школе денег рассчитывается путем умножения стоимости школьника на их количество. Мало детей — мало денег. Мало денег — маленькая зарплата. Мало денег — нет нового оборудования и нет ремонта. Такая школа нерентабельна, и ее надо или закрыть, или объединить с другой.
По моему убеждению, школа не может быть рентабельной или нерентабельной. Она может быть только плохой или хорошей для детей. Именно об этом должна быть дума педагогов. О финансах пусть думает государство, если оно заинтересовано в будущем поколении. Сегодня подобный интерес если и есть, то не очень заметен. Укрупнение образовательных учреждений, на мой взгляд, — создание конвейера по производству болванчиков, на котором нет места индивидуальности. Ликвидация — окончательная деградация населенных пунктов. Малокомплектная школа — почти идеальная школа, которая живет и работает по-семейному. Надо поддерживать, а не разрушать семью. Но, как говорится, «поздно посыпать голову пеплом». Что случилось, то случилось. Пресловутую оптимизацию необходимо провести с наименьшими потерями для школьников. Не получается.
Под конец учебного года коллективу Талдомской школы №1 председатель местного комитета по образованию Наталия Малышева сообщила о закрытии. Причина — низкая наполняемость классов. Когда-то в школе училось более 600 человек, сейчас — порядка 160. Но это проблема власти, а не школы. Поэтому против закрытия единым фронтом выступили педагоги, родители, местные депутаты. В стенах заведения состоялось собрание, на котором присутствовало свыше 300 человек. Представители администрации так и не смогли убедить горожан в необходимости закрытия школы. Решение собравшихся было единодушным: не допустить.
— После активного несогласия педагогов и родителей с ликвидацией школы мы стали искать другие пути решения проблемы, — говорит Наталья Малышева. — В результате экспертной оценки принято решение не о ликвидации школы №1, а ее присоединении к школе №2 с потерей юридической самостоятельности. Фактически произойдет укрупнение. Таким образом, сохраняется здание школы, привычные условия для детей. Учителя будут трудоустроены и в большинстве своем останутся работать на прежнем месте. Насколько я знаю, такой поворот событий родителей вполне устраивает. Сегодня мы с ними обсуждаем в основном процедурные вопросы.
Это по-нашему. Сначала довести граждан до точки кипения. А потом пытаться их успокоить.
— Да, сегодня мы переживаем не лучшие времена по наполняемости классов. Но это не значит, что здесь не организован полноценный учебный процесс, — не соглашается с позицией администрации директор школы Сергей Ворыханов. — Наше учебное заведение по-своему уникально: в нем обучаются дети девяти национальностей. При этом нет и намека на межнациональную рознь. Качество обучения медленно, но неуклонно растет. И я уверен, что совсем скоро придет время, и наполняемость наших классов вернется. Но если мы закроем школу сейчас, то возродить ее будет крайне сложно, практически невозможно. Ни коллектив, ни управляющий совет школы, естественно, с таким решением никак не могут согласиться.
Заместитель главы администрации Талдомского района Евгения Страхова на сие высказывание отвечает директору, что в 2013 году нужно повышать зарплаты педагогам. Дефицит к концу года составит по всем учреждениям образования в целом порядка 44 миллионов рублей. «Дыры в финансировании надо латать», — итожит она. Но...
— Оказывается, цена вопроса — шесть миллионов рублей. Именно такая сумма «экономического эффекта» станет итогом закрытия этой школы, — заявил на прошедшем в школе собрании депутат местного совдепа Алексей Клименко. — И именно такая сумма была затрачена в начале года на приобретение трех служебных иномарок для руководителей Талдомского района. Затраты на содержание органов власти растут опережающими темпами: если в свое время аппарат администрации насчитывал 37, то сегодня уже 94 муниципальных служащих. А их весьма высокая заработная плата будет еще повышаться.
...Если все будет так, как говорит председатель комитета по образованию, то действительно на сегодняшний день это оптимальный выход из ситуации. Но только на сегодня. Что же будет завтра? Доживем ли до понедельника? У жителей на этот счет есть сомнения. «Скажите спасибо администрации района! Школу №1 присоединяют к школе №2, — обсуждают люди новость на городском форуме. — Первая ликвидируется как юридическое лицо, а значит, не за горами и ее закрытие. Решили всех провести вокруг пальца наши районные чинуши, закрыть школу в два этапа».
ПОЗИЦИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ
Сотрудниками министерства образования Московской области проведены встречи с председателями Совета депутатов, администрации, Комитета по образованию Талдома, родителями и законными представителями обучающихся в средней общеобразовательной школе №1. По итогам вынесен вердикт:
«Демографическая ситуация в городе складывается таким образом, что для фактического удовлетворения потребности населения на получение общего образования достаточно проектной мощности трех последних общеобразовательных учреждений. Принято решение о присоединении средней общеобразовательной школы №1 к средней общеобразовательной школе №2. В результате реорганизации образовательный процесс будет осуществляться в двух зданиях. Комплектование классов на 2013—2014 учебный год будет выполнено с учетом норматива наполняемости для городских школ. Имеющиеся вакансии в общеобразовательных школах города позволят трудоустроить всех работников средней общеобразовательной школы №1».
www.mk.ru
«Родители уже смирились» — Открытая Россия
К 2018 году в российских селах в связи с программой оптимизации учебных заведений могут закрыться более 3,5 тысяч школ и детских садов.
30 апреля 2014 года правительство приняло постановление «об изменениях в отраслях социальной сферы и повышении эффективности образовательных учреждений». По новым правилам, если региональные власти признают учебное заведение неэффективным, то его ликвидируют. И это может коснуться тысяч школ и детских садов.
Вместо них появятся территориальные образовательные комплексы (ТОК). По замыслу правительства, эта мера должна улучшить эффективность среднего и средне-специального образования. Одним из ее последствий может стать увеличение нагрузки на педагогов в связи с увеличением численности учеников.
Постановление правительства также предусматривает сокращение бюджетных расходов при увеличении зарплат учителям. Как сообщают в департаменте образования Москвы, сейчас их средний заработок составляет 76,2 тысячи рублей. Средняя зарплата по России в сентябре 2016 года составляла 15 тысяч рублей.
Фото: Николай Мошков / ТАСС
Вместе с оптимизацией возникла опасность, что новые образовательные комплексы могут быть недосягаемы для детей из отдаленных сел, а это 9,5 тысяч населенных пунктов по стране. Из этого количества 6 тысяч не имеют собственной школы, а детского сада нет ни в одном, причем почти 900 сел находятся на расстоянии более 25 километров от ближайшего дошкольного учреждения. Общественный транспорт отсутствует в каждом третьем селе. Такие цифры были опубликованы в докладе Счетной палаты, выпущенном весной 2015 года.
Заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова уверена, что региональные власти во время принятия решений по закрытию школ учитывают многие факторы, в том числе расстояние. «Меры также повышают эффективность самого образования», — сказала она.
Наглядный пример «растущей эффективности образования» — закрытие школы в селе Верхний Нугуш Бурзянского района Башкирии. В результате оптимизации местные дети были вынуждены ходить в школу в соседнюю деревню через лес, поэтому родители выдавали им с собой топоры.
Председатель межрегиональной профсоюзной организации «Учитель» Всеволод Луховицкий подчеркнул, что оптимизация ведется уже около 10 лет. По его словам, многие дети действительно не могут попасть в новые школы просто потому что это слишком далеко, а региональные транспортные компании не справляются с нагрузкой. В результате родителям приходится доставлять детей в новые ТОКи самостоятельно. «С этой ситуацией многие уже смирились», — констатирует Луховицкий.
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Массовое закрытие учебных заведений началось несколько лет назад. В некоторых регионах, например, в Брянской области, родители начали сбор подписей под петицией с требованием не закрывать школу в их районе. В 2015 году, в День учителя, в Петрозаводске прошел митинг педагогов. Протестующие были недовольны объединением классов и закрытием школ, которое, по их мнению, влияет на качество обучения и лишает многих школьников шансов на поступление в вузы. Сегодня в России против реформы образования активно выступают около 40 общественных движений.
Надеждой для сельских школ мог стать законопроект, который бы запретил закрытие малокомплектных школ в глубинке без согласия местных жителей. Но в Госдуме эту инициативу посчитали излишней, сославшись на уже существующее законодательство, котором прямо написано, что, закрывая сельскую школу, власти должны учитывать мнение местных жителей. Впрочем, о том, чтобы прислушиваться к этому мнению и тем более им руководствоваться при принятии решения, в законе не сказано ни слова.
«Передовые люди села». Как живет учитель физики из Клюквы
Учителем я работаю с 1980 года. Как-то для себя решила, что буду педагогом, другого не представляла даже. Даже не знаю, что меня привлекало — проверять тетради, ставить оценки? Поступила в Курский пединститут — к слову, не с первого раза — закончила, вернулась работать в свою сельскую школу. Так и осталась тут уже 37-ой год уже учителем физики.
Читайте дальше
openrussia.org
Сельская школа: оптимизация и модернизация
Мы публикуем резюме регулярного вторничного “Открытого семинара” “Полит.ру”, Института национальной модели экономики и ГУ-ВШЭ. Темой заседания стало современное состояние и перспективы «сельской школы». Большую помощь в его организации оказал профессор кафедры местного самоуправления Государственного университета – Высшей школы экономики, заместитель декана факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Юрий Плюснин. Рассказывали о своих проблемах, специально приехавшие на семинар Андрей Витальевич Дмитриев, директор школы в Псковской области, Геннадий Николаевич Репин, учитель истории, краеведения и английского языка в селе Кировской области и Наталья Геннадьевна Панараина, кандидат наук, учитель биологии и географии в селе Мурманской области. Участники обсуждения (кроме собственно "Полит.ру") – Татьяна Малкина, Григорий Глазков, Юрий Плюснин, Ирина Абанкина. Модератор: Леонид Клейн.
О современном состоянии и проблемах сельских школ имеет представление только очень узкий круг специалистов. Для большинства людей, интересующихся проблемами образования, сельская школа – это настоящая Terra Incognita. На многие из этих школ, где учится всего несколько десятков детей, не распространяется принцип подушевого финансирования. Как же они решают свои финансовые проблемы, и что с ними будет завтра? Что делать учителям, если в селе всего одна школа, и в одном классе учатся талантливые дети, о которых мечтают лучшие столичные гимназии, и дети из асоциальной среды, мало способные к освоению минимальной школьной программы? А еще надо иметь в виду, что Россия неоднородна: есть богатые области, где денег на сельские школы, в общем, достаточно, а есть глубоко депрессивные регионы, где денег мало, а учить детей не менее необходимо.
Случай 1. Большие проблемы маленькой школы
Школа находится в маленьком населенном пункте. Существует с 1838 года, но сейчас всего 33 ученика. Учителя боятся, что в новом учебном году школу закроют, поскольку идет так называемый процесс оптимизации: закрывают отдаленные малокомплектные школы, объясняя это тем, что там детей-де ничему не учат. Учителя в школе оценивают себя как квалифицированных специалистов, немало детей оканчивают школу с медалями, многие получают высшее образование. За последние 10 лет 36 школьников стали победителями различных олимпиад. Очень сложная ситуация с учебниками, с наглядными пособиями, которых за последние 20 лет школа не получала.
Специалисты успокаивают, объясняя, что закрыть малокомплектную школу чиновники не могут, такое решение принимает только сход всех жителей населенного пункта - можно только изменить статус школы, перевести ее в девятилетку или оставить лишь начальную школу. Но тревога не проходит.
Случай 2. Школа одна, а дети разные
Школа большая, в ней учится 500 детей. Но она только одна, а дети по своим способностям, по своей подготовке различаются кардинально. В поселке очень велика безработица, многие жители – алкоголики, не занимающиеся своими детьми. Несмотря на все старания учителей, многие дети не способны освоить школьный курс. С 2001 года из 120 учеников более четверти получили по математике двойки по ЕГЭ и поэтому не получили аттестата.
Все промышленные предприятия поселка закрылись, их просто нет, а в поселке 6000 жителей. Понятно, что люди, не имеющие работы, спиваются. Многие уезжают в другие места, школы сливаются. Идет сокращение штатов, уволили психолога, который очень нужен, когда многие дети не получают воспитания и практически не обучаемы. Компьютерный класс купили, техника по обслуживанию компьютеров не взяли. В результате компьютерами никто не пользуется, класс закрыт на ключ. То есть социально-экономический фон, который прямым образом сказывается на школе, крайне неблагоприятен. И тем не менее, одаренные дети есть, и есть результаты работы с ними. Нет только поддержки. Многие проблемы мог решить общественный совет школы, но его не существует.
Со следующего года в школе появятся первые профильные классы по гуманитарному и физико-математическому направлениям. Четыре человека подали заявления в естественнонаучный класс, но его не открывают, мотивируя отсутствием средств. При этом в школе существует биологическое научное общество, в котором 35 детей. Это талантливые дети, они занимают первые места на всероссийских олимпиадах, научных выставках. За научную работу, за ученую степень, за высокие достижения членов научного общества школа доплачивает учителю, но несоизмеримо меньше, чем требуется.
Собственной бухгалтерии у школы нет, директор не получает информации, сколько денег у него на счету, сколько и как их можно тратить. Аттестация учителей на разряды происходит заочно, на уровне области.
Школа не оторвана от районных семинаров, совещаний, но ездит туда преимущественно администрация школы, а учителей не направляют. Отсюда снижение возможности увидеть, что происходит в других школах, что появилось нового.
Зарплата кандидата наук, руководителя научного общества может составлять с учетом северной надбавки порядка 23 тыс. руб.
Случай 3. Область депрессивная, а школа прогрессивная
Регион относится к группе бедных, депрессивных. Сложилась крайне неблагоприятная демографическая ситуация: За восемь последних лет число школьников сократилось в области с 97 до 64 тыс., школ – с 465 до 305. Тем не менее, ситуация в школе оценивается достаточно оптимистично.
Школа находится недалеко от областного центра, она невелика – 150 учеников. Достижения во многом связывает с финансовой самостоятельностью. В отличие от двух предыдущих школ, эта является юридическим лицом, известно, сколько средств у нее на счету, их источники (областной, районный бюджеты). В такой ситуации главная цель – оптимизация расходов. Выстраивается очередность задач в соответствии с их важностью, и они постепенно решаются. Область относительно северная, поэтому остро необходимо было реконструировать разваливающуюся котельную, и это удалось. Далее в плане – реконструкция столовой, затем создание кабинетов физики и химии. Доходов недостаточно, чтобы решать проблемы быстро. Но за два года удалось переоборудовать семь кабинетов. В школе достаточно учебников, 6% расходов идет либо на мебель, либо на интерактивную доску, либо на учебники.
Объединение школ, то есть закрытие некоторых из них, далеко не всегда является хорошим решением. Но для данной конкретной школы, с ее финансированием по числу учеников, это оказалось плюсом: школьный автобус ежедневно привозит из окрестных сел 47 детей, а это треть учащихся. Соответственно, в школу поступают дополнительные средства. Сейчас по нормативам для сельской школы в классе должно быть 14 детей, понятно, что реальная численность в разных классах неодинакова, поскольку в среднем по области наполняемость классов лишь 7,5 человек, а в данной школе – 10.
В школе используют формулу расчета заработной платы для учителей, преподающих в разных классах, и от класса к классу существуют различия. Зарплата состоит из трех частей. Первая – это должностной оклад в часах. Далее, компенсирующая часть – проверка тетрадей и пр., и стимулирующая часть – результат работы учителя. Должностной оклад – базовую единицу (2850 руб.) – надо умножить на базовый коэффициент, который зависит от числа учеников. Плюс коэффициент квалификации и специфики работы. Все это складывается. А стимулирующая часть может зависеть, скажем, и от того, что ученики данного учителя заняли первое место на областной олимпиаде – он за это получает 2000 руб., на всероссийской – 5000 руб. Естественно, однократно. Стимулирующая часть формируется из стимулирующего фонда равного дополнительным 25% общего должностного оклада педагогов. Как его распределить, решают директор, его заместители, отчасти – профсоюз (хотя его роль невелика), представитель совета школы. Конечно, роль директора здесь ведущая, но решение оказывается не единоличным, а строго коллегиальным.
В результате учителя зарабатывают от 4000 до 10000 руб., в самом областном центре больше – примерно 15 тыс. руб.
Оптимизация и малокомплектность
Радикальный тезис звучит так: от «оптимизации» необходимо отказаться, и не только потому, что школы работают, но и потому, что оптимизация означает смерть села – уничтожив школу, уничтожат и село. Кроме того, возить детей в другие села, иногда за 30-40 км, просто опасно, с детьми могут случиться несчастья. К тому же, автобус собирает детей из разных мест, им приходится слишком рано вставать, им это очень тяжело, это нагрузка на здоровье.
Есть другая точка зрения: если в школе осталось всего четыре ученика, если ее здание настолько разрушилось, что в нем опасно находиться, что остается делать?
Конечно, пока дети маленькие, учатся в начальной школе, их лучше никуда не возить. Начальная школа, вероятно, должна оставаться везде, где есть хоть сколько-то детей, ее надо сохранять при любой наполняемости. Но финансировать ее нужно без всякой зависимости от числа учеников, иначе она просто не выживет. Зимой расходы на отопление не зависят от числа учащихся - только от размера здания. В ряде областей решили даже продлить начальную школу до 6-го класса, чтобы дети подольше находились дома. Но после 12 лет дети уже достаточно взрослые, чтобы ездить в другие села на школьном автобусе.
Есть и другие обстоятельства, заставляющие сохранять малокомплектные школы. Здесь иногда решающее значение имеют политические вопросы. Например, вряд ли будет закрыта хоть одна ингушская школа в Северной Осетии, даже если в ней останется всего один ученик.
Есть постановления о малокомплектных школах во многих регионах: и в Кировской области, и в Якутии, и в Бурятии. Во многом степень остроты проблемы зависит от того, как к школам относятся в каждом конкретном субъекте федерации. Самый простой способ сохранять малокомплектные школы – это утверждать их просто списком, а не критериями.
Очень важно здесь и отношение к школе самих жителей села, поскольку без схода школу закрыть нельзя. Помочь могут и общественные советы, пока очень вяло создающиеся в школах. Да и инициатива администрации школы очень важна. Одну школу, где осталось очень мало детей, спасли тем, что она взяли шефство над детским домом. Стали возить в школу детей из детского дома, и наполняемость резко выросла.
Радикальные рецепты
В ходе обсуждения выдвигались достаточно радикальные тезисы, к которым могут были выдвинуты контртезисы. Их сочетание помогает понять реальность сельской школы в ее разнообразии.
Тезис. Необходимо вернуть в школу мужчин: школа – такой же живой организм, как семья, если есть мать, то нужен и отец – без отца у детей возникает много проблем. Чтобы мужчины вернулись в школу – нужно усилить стимулирование школьным учителям за ученые звания. Мужчины честолюбивее женщин, им надо расти. В сельской школе у учителя часов меньше, чем в городе, у них есть возможность параллельно учиться в аспирантуре, писать диссертацию. Мужчины могли бы брать кредит на обучение в аспирантуре, а потом отдавать его за счет надбавки за степень, у них был бы стимул.
Контртезис. В значительной части школ надбавка за степень все-таки существует, и это не слишком помогает. К тому же, не вполне очевидно, насколько без отрыва от преподавания в сельской школе можно писать какую бы то ни было диссертацию, кроме, возможно, педагогической – возникает проблема литературы (включая новейшую), для естественных наук – оборудования и т.д.
Тезис. Еще одна радикальная точка зрения: надо отметить в школе разряды. Как только разряды ввели, учителя из школы стали уходить. Чтобы получить высокий разряд, надо пройти четыре этапа. Сначала проходит заочная аттестация, предоставление документов. При этом все это происходит без учителя, когда не виден стиль работы, лицо учителя, его результаты. Второе – средний балл по предмету. Значит, надо завышать оценки. Третье. Родители должны хорошо отзываться об учителе, то есть требовательности к ученикам быть не должно. И четвертое – время, которого немыслимо много уходит на все эти документы. Не меньше трех месяцев учитель должен заниматься только сбором бумажек, а не работой с детьми. Дальше получивший 14 разряд и не получивший продолжают работать в школе рядом. Оплата должна идти не за разряд, а за стаж. Плюс учителя должны получать надбавки, премии, медали за победы школьников в олимпиадах.
Контртезис. Никто уже не заставляет пользоваться системой разрядов – от них можно уходить. Это находится во власти региона. Стаж не всегда является показателем качества работы, а платить ли надбавки такого рода – относится к компетенции директора и школьного совета.
Тезис. Необходимо отменить введенные межрайонные округа, поскольку этот уровень в некоторых местах оказался дополнительным по отношению к старым.
Контртезис. Межрайонные округа вовсе не должны были дополнить существующие уровни. Такое странное понимание смысла этого уровня – вина региональных властей.
Тезис. Маленькая школа не может выделять лицейские классы для сильных детей и обычные для слабых, есть смысл сделать варианты учебников для более слабых и более сильных учеников. Оплачивать учебники должно государство, для родителей в селе это непосильная нагрузка.
Контртезис. ЕГЭ сдают все выпускники, все учебники все равно должны соответствовать образовательному стандарту. Хотя и здесь есть свои возражения: ЕГЭ включает задания разного типа и уровня сложности. Этим уровням могут соответствовать разные пособия. Еще одна беда здесь в недавней законодательной норме, принципиально ограничивающей список пособий, которые могут быть использованы на уроке. Эта норма будет существенно мешать хорошим учителям. А ограничение списка допущенных к выпуску учебников издательств – норма, заставляющая думать о коррупции.
При этом идея о социальных учебниках осмысленна, но, вероятно, опять же должна иметь региональное и муниципальное измерение.
Несомненные тезисы. Нужно гораздо активнее поддерживать талантливых учителей, финансировать работу научных обществ, заниматься развитием профильного обучения – там, где это возможно.
Необходимо уходить от кампанейщины, когда в младших классах проводится знакомство под роспись ученика с тем, что такое коррупция и как с ней бороться.
Итого
Конечно, описания субъективны. Они исходят и из конфигуративной специфики (роль данного педагога в данной школе, его статус и т.д.), личных особенностей и т.д. Другие представители тех же школ и, тем более, руководители образования районного и областного уровня могли бы высказать другие точки зрения, но эта субъективность не мешает разглядеть некоторые важные черты:
- ситуация различается от региона к региону, вероятно, от района к району, от школы к школе, важный фактор – отношение к человеческому капиталу внешкольного начальства, не менее важный фактор – установки руководства школы (приоритеты, навыки, умения самостоятельно решать нестандартные проблемы),
- предпринимаемые на общегосударственном уровне меры приводят к различным эффектам – от умения использовать новые возможности до потери ориентации в ситуации,
- систему образования не покинула советская кампанейщина – требование изображения деятельности вместо самой деятельности,
- вероятно, нужны различные механизмы для компенсации «перекосов», учитывающие возможность отсутствия работающих органов местного самоуправления, структур самоуправления в школах и т.д.,
- в связи с особой ролью сельских школ в качестве культурного центра, даже в случае вынужденной «оптимизации», доходящей до прекращения существования школы, необходима программа перепрофилирования зданий, фондов библиотек закрываемых школ для того, чтобы и в новом виде они сохраняли свою прежнюю социальную функцию
Резюме обсуждений “Открытого семинара “Полит.ру”
Данный текст содержит следы полемики, дискуссии, различных реплик, но никакая фраза или тезис в нем не могут быть однозначно соотнесены с кем-то из участников или с мнением редакции, если об этом специально не сказано. Отдельные линии, позиции и оппозиции, возможно, найдут отражение в других жанрах и формах нашей работы.
polit.ru
Долгая дорога к знаниям. Оптимизация делает школы недоступными | Образование | Общество
Кабан в попутчики
Но местные руководители образования проблемы в этом не видят — мол, а что тут удивительного? В деревнях всегда пешком ходили. Вступаться за детей приходится прокурорам и судьям. В Брянской обл. правоохранители обязали администрацию Климовского района организовать доставку детей из села Сушаны в школу — ребятам приходилось проходить более 4 км туда и столько же обратно. Судьбу школьников из д. Городище Зеленодольского района Татарстана, проделывающих такой же путь за знаниями, сейчас решает Конституционный суд республики.
Первоклашкам Лилии и Азалии и четверокласснику Тимуру до школы идти 1,5 часа. «Дорога проходит через поле. По ней и лисы бегают, и кабаны, и дикие собаки. Мы, взрослые, стараемся там не ходить, — рассказала «АиФ» мама 8-летней Лилии Наталья Сюськина. — У нас недалеко село Нурлаты, туда ходит школьный автобус. Что ему стоит сделать небольшой крюк?» Однако чиновники Зеленодольского района предлагают отдать детей в нурлатский детдом, где они будут учиться, а на выходные забирать их домой. «Разве это нормально?» — возмущается Наталья. В этом же Зеленодольском районе дети ходят пешком до школы 6 км из Татарского Исламова, 4 км из Булатова и столько же из Бишбатмана.Дороги страха
У школы № 5 с. Круглолесское Ставропольского края автобус теоретически есть: старая развалюха доживает свой век на заднем дворе школы, а дети каждый день топают по 3 км в школу и обратно. У малышей дорога только в одну сторону занимает около часа. И таких примеров, когда дети вынуждены добираться до школы через лес, а то и кладбище, как было недавно с маленькими жителями посёлка Мохнатушка недалеко от Барнаула, по стране масса.
В планах субъектов РФ ликвидировать или реорганизовать в этом году 427 школ, в 2017 г. — 297 и в 2018 г. ещё 220. Наверняка всем родителям пообещают, что детей будут возить в школу автобусы. Но выполнимы ли эти обещания? Требования к школьным автобусам ужесточили: они должны быть оборудованы системой ГЛОНАСС, иметь выдвижные подножки, пристежные ремни и т. д. И потому стоимость их может достигать нескольких миллионов рублей. А дороги нужно оборудовать остановками.«В нашей деревне школу закрыли этим летом, детей теперь возят в соседнее село, — рассказывает Владимир Ворошилов, председатель колхоза “Верный” Устюженского района Вологодской обл. — Но все автобусы в безобразном состоянии. А где взять денег на новые? Муниципалитет и так на школы почти ничего не даёт. Директора сельских школ только и делают, что ходят попрошайничать по местным предприятиям, чтобы помогли то с ремонтом, то ещё с чем».
Школьный автобус. Фото: РИА НовостиПарадоксально, но затеянная ради экономии бюджетных денег ликвидация малокомплектных сельских школ привела к обратному результату. По данным Счётной палаты, в результате оптимизации в 36 регионах страны расходы на образовательные организации увеличились! На содержание сельской школы уходит примерно 5 млн рублей в год. Чтобы купить автобус, построить дороги (без этого ГИБДД не разрешит открыть школьный маршрут), нанять водителя, закупать бензин, нужно намного больше. А если учесть, что после закрытия школы все семьи с детьми уезжают и работать в селе некому, то ущерб получается несравнимо выше. Но обиднее всего людям видеть, когда в администрации для чиновников покупают дорогие авто, а дети вынуждены ездить в школу на ржавых развалюхах или часами топать по колено в грязи.
Смотрите также:
www.aif.ru
Риски оптимизации школ - Троицкий вариант — Наука
Марина Пинская
О том, что говорят исследования относительно рисков объединения школ, ТрВ-Наука рассказала Марина Пинская, сотрудник Института образования Высшей школы экономики. Беседовала Ксения Кнорре-Дмитриева.
— При каких условиях в случае объединения сильной и слабой школ стоит ожидать положительного эффекта?
— Данные международного исследования PISA показывают, что результаты учеников, вне зависимости от их социального бэкграунда, могут повышаться только в том случае, если они попадают в школу с преимущественно социально благополучным контингентом. То есть в школе, где контингент смешанный, повышения результатов неблагополучных детей ожидать не стоит.
Мониторинг экономики образования показывает, что при любом социальном положении результаты детей существенно выше в школах повышенного типа, чем в общеобразовательных. То есть не только гимназии/лицеи для социально сильных групп, но и те школы, в которых учатся преимущественно дети из семей с низким социальным статусом, обеспечивают ученикам высокие шансы на успех.
Всё это задает серьезные вопросы относительно целесообразности и рисков объединения школ с разными образовательными программами (повышенного уровня и общеобразовательными) и относительно неконтролируемого перемешивания контингентов.
У зарубежных исследователей также есть данные, что на результат влияет пропорция успешных, мотивированных, благополучных детей и немотивированных и неуспешных. Наш западный партнер из Массачусетского университета говорит, что в их практике учитывают, что должно быть не менее 65% благополучных и успешных учащихся, чтобы их ценности устанавливались на уровне общих ценностей этой школы. Если сильный сегмент привносит свои нормы и побеждает, тогда новые образовательные стратегии, высокие ожидания по отношению к детям, мотивация к учебе становятся общей для всех детей нормой.
Это, безусловно, очень хорошо для всех, в том числе для тех, кто учился в слабой школе. Если этого не происходит, то, как в химии, внутри одной организации возникает несколько несмешиваемых фракций, и тогда для слабого сегмента нет оснований для улучшения, а для сильного есть риски потери. Самый плохой вариант — если побеждает сторона слабого сегмента.
— Результат объединения зависит только от пропорции сильных и слабых детей?
— Нет, не только. Пропорции — это некий измеряемый момент, а когда проводятся количественные исследования, то они должны что-то померить и установить результаты, которые можно учитывать при принятии решений. Безусловно, побеждают ценности, стратегии и взгляды на жизнь, и, когда носителей этих взглядов весомо больше, шансов на победу позитивных взглядов, естественно, больше.
Второй важный момент, который еще нужно проверять: до какой степени можно объединяться? Было 500, стало 1000 — это достаточно или мало? Присоединяют еще пятьсот, еще… Тогда возникает вопрос о том, не перешли ли мы через границу, не потеряла ли ситуация управляемость. У нас это никто не проверял, мы этого не знаем, поэтому решения принимаются, опять же, без всякого основания, без каких бы то ни было расчетов.
Наши исследования также показали, что высококвалифицированные учителя более эффективны, когда они встречаются с мотивированными детьми: в этом случае результат преподавания более высокий. Мы говорим: давайте мы поделимся этими сильными учителями и их возможностями, пусть они теперь поработают с менее благополучными и мотивированными детьми.
В международном опыте существует много форм, позволяющих осуществить эту встречу очень сильных учителей с очень слабым контингентом: такие учителя получают преференции в карьере, финансовое подкрепление и так далее. И конечно, они нуждаются в дополнительной подготовке.
У нас же такой практики нет. И тогда учителя, привыкшие работать с очень мотивированными детьми, вдруг оказываются в среде, где контингент абсолютно иной, и, как правило, не имеют ни опыта, ни профессиональной подготовки для работы с таким контингентом, требующим других форм работы. В данном случае мы подставляем этих учителей, без всякой страховки и без договоренностей.
— Есть ли какие-нибудь отзывы о результатах объединения?
— Есть мониторинг экономики образования, который показал, что в объединенных школах выше всего зарплата, лучше всего бюджетное финансирование, и поскольку пока это в основном московские школы, то в них и результаты выше, чем по стране. И когда директоров спрашивали о каких-то возможных негативных эффектах объединения, единственное, о чем они говорят, — стало больше детей с девиантным поведением. Но это было неизбежно, и предполагалось, что так и будет.
— Какие школы хотят объединяться, какие нет?
— Есть один сектор, который меньше всего хочет объединяться: это где дети тяжелые, а результаты высокие. Судя по всему, эти школы чувствуют себя успешными и эффективными, и они достаточно «многодетные». Есть сегмент, который больше, чем остальные, хочет объединяться, — это благополучные школы с низкими результатами: они сознают свою неэффективность, у них высокие шансы в результате объединения стать сильнее.
Пока мы можем опираться только на зарубежный опыт. Он говорит о том, что нужно исследовать и находить проверенные рецепты — например, учитывать соотношение контингентов разных школ, готовить учителей к работе с неблагополучными школьниками, создавать для учителей условия, когда они могут это делать, представлять оптимальные размеры для уже увеличенной школы — количество детей, за которое переходить нельзя.
Но самое главное, чему учит зарубежный опыт, — это понимание целей объединения. Когда сливаются две школы и возникает старшая школа, очень большая, то понятно, зачем это сделали: там аккумулируются все ресурсы, необходимые для качественного обучения старшеклассников, у большой школы могут быть разнообразно оснащенные лаборатории, много элективных курсов, различные спортивные сооружения.
Если объединили началку и сделали большую начальную школу, то там аккумулировалось, что нужно для началки: детский сад, какие-то оздоровительные ресурсы для малышей и так далее. Но когда соединяется школа с детским садом и еще каким-нибудь лицеем, то совершенно непостижимо, для чего они объединились. Как школа может улучшить ресурсы детского сада? Чем детский сад может быть полезен лицею? Как гимназия сочетается с колледжем, а школа с авторской программой сочетается с общеобразовательной? В чем их выигрыш, кроме того, что объединяются их материально-технические ресурсы?
Изначально вроде логика была такая: нужно делать профильные курсы, создавать возможность выбора образовательной траектории для учеников, деления класса на группы -а для этого нужно много детей, потому что 500 человек не дают такой возможности, а 1000 дают. Но если это 1000 детей из детского сада, началки, основной школы и колледжа, то это какое-то очень странное хозяйство.
— Можно ли в рамках объединенного комплекса сделать так, чтобы всё осталось по-прежнему: они будут юридически объединены, но будут жить каждый сам по себе?
— Да, так бывает, каждая школа остается в своем здании со своими учителями, директор просто становится завучем. Но тогда возникает вопрос, в чем, собственно, смысл этого объединения. Какие-то финансовые профиты есть, но ничего другого нет. В чем реализовались высказанные перед этим посылы, что у детей появятся новые образовательные возможности?
— Можете ли Вы привести примеры удачных, с Вашей точки зрения, объединений? Особенно интересуют случаи объединений слабых школ с сильными.
— Говорят, что такой случай – у 57-й школы. Есть ее главное здание и присоединившиеся здания, разбросанные на достаточно большом расстоянии от главного. Возникает некое центральное управление с дальнейшим разветвлением. Это объединение прошло достаточно давно и, по некоторым отзывам, – успешно.
Алексей Сгибнев, учитель математики школы «Интеллектуал»:
Четвертый год в Москве идет масштабная кампания по укрупнению школ. За это время 2000 государственных школ превратились в 700 комплексов. Несмотря на многократные публичные обещания руководства Департамента образования, слияния часто проводились без учета мнения управляющих советов школ, коллективов и родителей, без положительного решения комиссии по оценке последствий реорганизации (наличие такого решения требуется ФЗ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 22, п. 13).
Лазейки в нормативных актах позволяют чиновникам действовать произвольно, вынуждать школы к слиянию с помощью финансовых рычагов. Так, более 20 школ с углубленным изучением предметов с 1 сентября 2014 года получили финансирование, утвержденное еще в 2010 году для школ с базовым учебным планом!
Настоящему разгрому подверглись коррекционные школы, школы для детей-инвалидов, для детей с девиантным поведением и т.д. Многие из них либо потеряли свой статус и повышающие коэффициенты финансирования, либо влились в состав комплексов, либо вообще закрылись.
См. подробности в статье И. Лукьяновой в «Новой газете»
www.novayagazeta.ru/society/65504.html и в беседе на «Эхе Москвы» с участием А. Сгибнева, Е. Абелюк и А. Капитанова www.echo.msk.ru/programs/assembly/1411142-echo.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Связанные статьи
Оценить: Загрузка...trv-science.ru