1.2. Ресурсы логистики и основы их рационального использования. Оптимизация ресурсов в логистике
Билет 31. Задачи оптимизации ресурсов в логистической системе — Мегаобучалка
Различают материальные, финансовые, трудовые, энергетические ресурсы, ресурсы времени, информационные, интеллектуальные и другие виды ресурсов. У любой фирмы ресурсы для ведения бизнеса, достижения стратегических, тактических или оперативных целей ограниченны. Поэтому задача оптимизации ресурсов в ЛС может быть сформулирована двояко:
1. При ограниченных ресурсах добиться глобального максимума векторной целевой функции (системы плановых показателей) ЛС.
2. При запланированных значениях показателей ЛС добиться совокупного минимума используемых ресурсов.
Оптимизация ресурсов фирмы в логистическом процессе и выборе вариантов решений заключается в выборе показателей, отражающих эффективность ЛС, системы измерителей потребляемых ресурсов и способов оптимизации (вариантов решений при управлении потоками в ЛС).
Стремясь оптимизировать ресурсы в ЛС, компании сталкиваются с многочисленными проблемами, связанными со следующими факторами:
· взаимозаменяемостью ресурсов;
· многокритериальным характером большинства задач оптимизации ЛС;
· нелинейным характером зависимости использования одного ресурса от других;
· сложностью формализованного описания использования ресурсов, параметров оптимизации, целевых функций;
· неоднозначным выбором системы измерителей для оценки использования ресурсов;
· стохастическим и динамическим характером большинства параметров оптимизации и целевой функции;
· сложностью, большой размерностью и слабой формализуемостью объектов и процессов в ЛС;
· сложностью моделирования объектов и процессов в ЛС;
· влиянием большого числа стохастических факторов окружающей среды на функционирование ЛС;
· высоким уровнем неопределенности и рисков в ЛС и т.п.
Поэтому практические задачи оптимизации ресурсов в логистических системах должны решаться с помощью информационно-компьютерной поддержки в рамках корпоративной информационно-управляющей системы фирмы при наличии достаточно мощных средств моделирования (например, методологии SADT, технологий динамического моделирования сложных объектов CASE и CALS) и решений по оптимизации (например, в рамках систем MRP II/ERP) в условиях большой размерности и высокого уровня неопределенности.Оптимизация ресурсов может осуществляться на разных уровнях иерархии ЛС, например в рамках функциональной области, подсистемы, ЗЛС, отдельной логистической функции и т.д. Одновременно должен быть выполнен принцип глобальной оптимизации, т.е. локальные критерии оптимизации и принимаемые на их основе решения не должны противоречить глобальному оптимуму ЛС в целом.Указанные факторы предопределяют необходимость использовать один из основополагающих методологических принципов для анализа и синтеза ЛС, а именно: системный подход. Методы системного подхода (анализа) являются наиболее действенными и эффективными при решении сложных проблем оптимизации ресурсов, структуры и методов принятия решений в ЛС.
32. Влияние логистики на затраты и доходы, расходы:
влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. В рамках логистического подхода к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис).
33.Определение логистических цепей, звеньев и их назначение:
Звено логистической системы — это некоторый экономически обособленный объект логистической системы, выполняющий определенную функцию, не подлежащий дальнейшему возвращению к нему в рамках рассматриваемой логистической системы.Типы звеньев логистической системы:1) генерирующие материальные и сопутствующие потоки;
2) преобразующие материальные и сопутствующие потоки;
3) поглощающие материальные и сопутствующие потоки;
4) смешанные (интегрирующие три основных типа).
Логистическая цепь — множество звеньев логистическойсистемы, линейным образом упорядоченные по материальному и сопутствующим ему потокам с целью определения и проектирования необходимого перечня логистических операций, функций и издержек.
34. Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, которые осуществляют логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы к другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления.
Логистический канал - это частично упорядоченное множество различных посредников, которые реализуют доведение материального потока от конкретного производителя к его потребителям.
Логистическая сеть - множество элементов — звеньев логистической системы, взаимосвязанных по материальным и сопутствующим ему потокам в области единой логистической системы организации.
megaobuchalka.ru
Задачи оптимизации, решаемые логистическим менеджментом фирмы
Поиск ЛекцийПроблема оптимизации ресурсов в логистической системе
Различают материальные, финансовые, трудовые, энергетические ресурсы, ресурсы времени, информационные, интеллектуальные и другие виды ресурсов. При построении и анализе ЛС в основном оперируют материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, но это не значит, что другие виды ресурсов для решения конкретной задачи игнорируются. Для облегчения проектирования, планирования, анализа и контроля ЛС часто стремятся свести все измерители ресурсов к одному — например, денежному. Однако это не всегда удается сделать из-за отсутствия методов оценки некоторых видов ресурсов в денежном выражении. Поэтому при оценке эффективности использования ресурсов в ЛС применяются несколько показателей, в совокупности отражающих уровень потребления ресурсов.
Как следует из определения логистики, ее основной задачей является оптимизация ресурсов при управлении основными и сопутствующими потоками в ЛС.
Под оптимизацией понимается процесс нахождения экстремумов (глобального максимума или минимума), которые могут быть оценены как лучшие значения (показатели) определенной целевой функции или выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.
У любой фирмы ресурсы для ведения бизнеса, достижения стратегических, тактических или оперативных целей ограниченны. Поэтому задача оптимизации ресурсов в ЛС может быть сформулирована двояко:
1. При ограниченных ресурсах добиться глобального максимума векторной целевой функции (системы плановых показателей) ЛС.
2. При запланированных значениях показателей ЛС добиться совокупного минимума используемых ресурсов.
Оптимизация ресурсов фирмы в логистическом процессе и выборе вариантов решений заключается в выборе показателей, отражающих эффективность ЛС, системы измерителей потребляемых ресурсов и способов оптимизации (вариантов решений при управлении потоками в ЛС).
Стремясь оптимизировать ресурсы в ЛС, компании сталкиваются с многочисленными проблемами, связанными со следующими факторами:
— взаимозаменяемостью ресурсов;
— многокритериальным характером большинства задач оптимизации ЛС;
— нелинейным характером зависимости использования одного ресурса от других;
— сложностью формализованного описания использования ресурсов, параметров оптимизации, целевых функций;
— неоднозначным выбором системы измерителей для оценки использования ресурсов;
— стохастическим и динамическим характером большинства параметров оптимизации и целевой функции;
— сложностью, большой размерностью и слабой формализуемостью объектов и процессов в Л С;
— сложностью моделирования объектов и процессов в ЛС;
— влиянием большого числа стохастических факторов окружающей среды на функционирование ЛС;
— высоким уровнем неопределенности и рисков в ЛС и т.п.
Поэтому пракгические задачи оптимизации ресурсов в ЛС должны решаться с помощью информационно-компьютерной поддержки в рамках корпоративной информационно-управляющей системы фирмы при наличии достаточно мощных средств моделирования (например, методологии SADT, технологий динамического моделирования сложных объектов CASE и CALS) и решений по оптимизации (например, в рамках систем MRPII/ ERP) в условиях большой размерности и высокого уровня неопределенности.
Оптимизация ресурсов может осуществляться на разных уровнях иерархии ЛС, например в рамках функциональной области, подсистемы, ЗЛС, отдельной логистической функции и т.д. Одновременно должен быть выполнен принцип глобальной оптимизации, т.е. локальные критерии оптимизации и принимаемые на их основе решения не должны противоречить глобальному оптимуму ЛС в целом.
Указанные факторы предопределяют необходимость использовать один из основополагающих методологических принципов для анализа и синтеза ЛС, а именно: системный подход. Методы системного подхода (анализа) являются наиболее действенными и эффективными при решении сложных проблем оптимизации ресурсов, структуры и методов принятия решений в ЛС.
Задачи оптимизации, решаемые логистическим менеджментом фирмы
Оптимальные (рациональные) решения могут приниматься логистическими менеджерами фирмы на разных уровнях ЛС и управления, например на уровне функциональной области, подсистемы, ЗЛС, логистического канала, функции и даже отдельной логистической операции. Иногда получить оптимальное решение бывает трудно и даже невозможно в силу причин, указанных выше, поэтому персонал логистического менеджмента компании зачастую вынужден принимать субоптимальные (оптимизационные) решения.
При проектировании ЛС и формировании отношений между уровнями ее иерархии и управления следует обеспечить возможность мониторинга воздействия принимаемого оптимизационного решения на любом уровне на показатели логистической стратегии фирмы (ключевые показатели логистики). Это возможно с помощью рационального выбора интегрированной КИС. Немалое значение приобретает правильное выстраивание системы ограничений на используемые ресурсы и ключевые факторы на каждом уровне иерархии ЛС: от высшего уровня управления компанией до элемента ЛС. Например, при локальной оптимизации в структурном подразделении компании или ЗЛС необходимо постоянно контролировать заданные высшим (по уровню управления) персоналом ограничения на бюджет логистики, продолжительность логистических циклов, производительность, параметры качества логистического сервиса и т.п.
Число задач оптимизации в ЛС чрезвычайно велико, их состав многообразен. Однако все задачи в конечном итоге направлены на оптимизацию ресурсов и повышение конкурентоспособности компании за счет правильно выстроенной логистики. В табл. 2.1 сформулированы некоторые основные задачи оптимизации, которые часто приходится решать логистическим менеджерам компаний в отдельных функциональных сферах логистики или при выполнении отдельных функций.
Рассмотрим некоторые примеры логистической оптимизации. Оптимизируемым ресурсом является бюджет компании, выделяемый на логистику (критерий оптимизации — удельные логистические издержки). На рис.1 представлены графики изменения удельных логистических издержек в зависимости от таких параметров, как отношения «вес/объем» (плотность), «цена/ вес», качество транспортного сервиса, уровень рисков в процессе физического распределения, средний уровень запасов.
Плотность товара (отношение «вес/объем») может определяться, например, отношением веса продукции в торговой упаковке к объему упаковки.
Плотность товара в основном влияет на транспортные затраты и издержки на хранение продукции в складской сети. Товары, имеющие высокую плотность, требуют, как правило, меньших затрат на транспортировку и хранение, так как лучше используется параметр «грузоподъемность» (грузовместимость) транспортных средств и площадей складов (см. график а на рис. 1). Тарифы на услуги транспортировки и грузопереработки обратно пропорциональны плотности, поэтому многие фирмы повышают компактность (плотность) продукции на период транспортировки и хранения (например, мебельные фабрики доставляют мебель в магазины в разобранном виде).
Еще одной характеристикой, влияющей на логистические издержки, является отношение «цена/вес» («цена/масса»). Продукция с низким отношением «цена/вес», например сырьевые полуфабрикаты, будет сопровождаться сравнительно небольшими затратами на хранение, но высокой долей транспортных расходов в цене продаж. Это объясняется тем, что главным фактором, влияющим на издержки хранения, является цена товара. В то же время транспортные издержки зависят в основном от веса груза и будут тем больше, чем меньше отношение цены к весу (см. график б на рис. 1). Поэтому для фирм, выпускающих продукцию с высоким значением этого отношения (дорогая видео- и аудиотехника, ювелирные изделия, музыкальные инструменты и т.п.), задача логистического менеджмента — минимизировать товарные запасы в дистрибутивной сети, а для фирм, продукция которых имеет низкое соотношение «цена/вес», — получить льготные транспортные тарифы.
Большое значение для логистического менеджмента имеет взаимозаменяемость продуктов. Фирмы тратят огромные средства на рекламу товаров-заменителей, имеющих даже незначительные изменения, чтобы сформировать у потенциальных покупателей ощущение неповторимости своего товара. В большинстве случаев логистический менеджмент не может повлиять на свойство взаимозаменяемости. Однако он может
Рис. 1 Влияние параметров товарного ротока на логистические издержки
обеспечить такой сервис и уровень доступности товара в дистрибьюции, что покупатель не станет думать о выборе товара-заменителя.
Влияние заменяемости можно представить в виде возможной потери объема продаж фирмой-производителем или дистрибьютором. Логистические решения зависят от улучшения транспортного сервиса или среднего уровня поддерживаемых запасов (график в и г на рис. 1).
График в на рис. 1 показывает, что улучшение транспортного сервиса позволит снизить потери продаж товара-заменителя. Для данного уровня запасов фирма может сократить время или повысить надежность доставки, что делает продукт более доступным потребителям. Конечно, в этом случае необходимо сопоставить достигаемую выгоду от уменьшения потерь в продажах с ростом транспортных издержек.
График г на рис. 1 показывает, как меняются потери от нереализованных продаж в зависимости от среднего уровня запасов в дистрибьюции при постоянных транспортных расходах. В обоих случаях логистический менеджер должен выбрать наилучшие решения с точки зрения минимизации общих логистических издержек фирмы.
Еще один параметр, влияющий на логистические издержки, связан с рисками в процессе физического распределения. Эти риски возникают вследствие таких свойств продукта, как способность портиться (продовольственные товары), получать повреждения в процессах транспортировки, грузопе-реработки, взрыво- и пожароопасность и т.п. Риски требуют дополнительных затрат для обеспечения сохранности груза при прохождении всех процессов транспортировки, грузопреработки и хранения. Например, скоропортящиеся грузы следует перевозить и хранить в специальных рефрижераторах. С возрастанием рисков увеличиваются и логистические издержки на транспортировку, хранение и поддержание запасов (график д на рис. 1).
Как видно из графиков б, в я г, удельные логистические издержки имеют глобальный минимум, что позволяет логистическому менеджеру получить единственное решение, минимизирующее финансовые ресурсы по выбранным параметрам материального потока.
poisk-ru.ru
1.2. Ресурсы логистики и основы их рационального использования
Логистика.Формулы, расчеты, схемы, книги on-line > 1.2. Ресурсы логистики и основы их рационального использованияИзвестно, что признаком производственной деятельности служат действия, направленные на удовлетворение человеческих потребностей, часто сопровождаемые внесением материальных изменений в используемые ресурсы или их состояние в пространстве и во времени.Особенностью современной логистики является деятельность,основанная на экономических компромиссах и ориентированная на клиентов. На рис. 1.3 представлены особенности формирования ресурсов логистики.
К ресурсам логистики могут быть отнесены материальные средства производства, в том числе средства транспортировки, складирования, упаковки, грузопереработки, информационные средства, нематериальные и человеческие (кадровые) ресурсы.
Материальные ресурсы – активы, которые отражаются в балансе компании (основные и оборотные средства, инвестиции).В цепях поставок (ЛС) в общем процессе создания ценности для потребителя задействованы многие организации. Поэтому ресурсы каждой из них вносят свой вклад в конечный результат,имея при этом свои особенности. При интеграции ключевых бизнес-процессов этих организаций (концепция SCM [6]) использование различных видов ресурсов приходится, как правило,рассматривать через призму партнерских отношений с учетом особенностей контрактных соглашений. Пространственные особенности экономики отражаются прежде всего в трансакционных издержках. Известно, что материальные и финансовые активы,а также способность рационально их использовать определяют стоимость компании. Применительно к стоимости ЛС их необходимо рассматривать в совокупности с трансакционными издержками (см. рис. 1.3).
Нематериальные активы в ЛС подразделяются на три категории:«гудвилл» (репутационные), собственные технологии, стратегические активы. «Гудвилл» (репутационные активы) – марки, имидж и т.д., наличие которых способствует укреплению доверия партнеров и потребителей логистических услуг к их производителю,что выражается в повышении объема продаж, а нередко и ценовых премиях. Собственные технологии включают патенты, авторские права и производственные секреты, позволяющие с выгодой использовать уникальные знания (в том числе организационные и управленческие). Стратегические активы – имеющиеся у системы (организации) преимущества, благодаря которым она занимает наиболее выгодную конкурентную позицию, в том числе монополистическую, или обслуживает уникальный сегмент рынка.
Особую роль в нематериальных активах в ЛС играет информация (как трансформированные знания) и методы обоснования решений, используемые при функционировании систем логистики (в управлении запасами, организации и управлении транспортировкой, складским хозяйством, грузопереработкой, упаковкой, в организации информационного и финансового сопровождения материальных логистических потоков).
Человеческие ресурсы в ЛС – квалификация и навыки, которыми обладают работники, задействованные в системе, а также их способность и готовность к совместной деятельности. Кроме того, при оценке стоимости звеньев, относящихся к ЛС, следует учитывать логистическую и маркетинговую активность и опыт формирования отношений, сложившихся с потребителями.
С позиций микроэкономики, каждая ЛС характеризуется определенным составом факторов производства логистических услуг. Трансформация факторов производства в конечный продукт (комплекс услуг) составляет сущность процессов, происходящих в ЛС. Среди этих факторов можно выделить такие, как пространство, земля (природно-естественные ресурсы), труд (использование физических и умственных способностей людей в процессе производства), капитал (инвестиционный ресурс, т.е. деньги,вкладываемые в средства производства – здания, сооружения,оборудование, инструменты, сырье, материалы и т.д.), предпринимательские способности (умение людей соединять все факторы производства с наибольшей эффективностью).
С развитием производства, с вовлечением в оборот новых ресурсов и появлением новых продуктов и отраслей углубилась дифференциация между ними (с точки зрения ресурсов). Одинаковость ресурсов, но не одинаковая их доступность приводит к необходимости обмена, поэтому различия в доступности факторов производства – основа и условия обмена. Развитие средств транспорта и логистических технологий доставки грузов и пассажиров превратило мир в единое пространство, но условием развития мирового рынка послужил прогресс не только в области транспорта, но и связи. Доступность мирового рынка для каждого производителя способствовала дальнейшему разделению труда и дифференциации ресурсов.
В соответствии с принципами микроэкономики отношение между любым набором производственных факторов и максимально возможным итоговым выходом продукции или услуг описывается соответствующей производственной функцией, которая отражает особенности технологии производства этих товаров или услуг. Если весь выбор факторов укрупненно представить как затраты труда L и капитала К, то производственную функцию можно выразить следующим образом:
При разных технологиях, разной организации производства,снабжения и сбыта количество конечного продукта при одних и тех ресурсах может быть получено разное. Производственная функция учитывает только технически эффективные варианты,т.е. те, которые обеспечивают наибольшее количество продукта(или услуг), которое может произвести фирма при данных объемах потребления ресурсов.
Технически эффективными считаются те варианты производства товаров и услуг в системе, которые нельзя улучшить ни увеличением производства продукта, ни сокращением затрат какого-либо ресурса без снижения выпуска и без увеличения затрат других ресурсов. Двухфакторная производственная функция дает возможность графического анализа производства с применением так называемых изоквант.
Изокванта – кривая, отражающая альтернативные варианты комбинаций факторов производства товара или услуг, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукции (Q). Графически изокванта имеет вид, изображенный на рис. 1.4 (х1 и х2 – виды ресурсов). Точки на изокванте отражают возможные комбинации труда L и капитала К, при котором за определенный период времени может быть произведено, например,100 единиц условной продукции при данной технологии и других неизменных факторах.
По отношению к ресурсам фирма ведет себя как потребитель.Значениям производственной функции соответствует полезность соответствующего набора ресурсов для производства (т.е. объем выпуска). Каждая изокванта характеризует определенный состав ресурсов и уровень их использования и обладает следующими свойствами:
1) возрастающая функция, так как увеличение одного ресурса при неизменном другом приводит к росту объема выпуска;2) через каждую точку на плоскости ресурсов с координатами х1 и х2 проходит одна изокванта;3) все изокванты имеют положительный наклон;4) изокванта, отражающая больший выход продукта, располагается правее и выше;5) все изокванты выпуклы к началу координат.
Путем горизонтальных разрезов, соответствующих разным уровням производства, можно осуществить переход к карте изоквант производственной функции, где каждая изокванта отражает комбинации затрат ресурсов, позволяющие получить одинаковый объем продукта (q1, q2, q3) (рис. 1.4).Чаще всего производственная функция используется с добавлением третьего аргумента – затрат природных ресурсов (N) (если они переменны при вовлечении в производство). Тогда:
Относительно легко могут быть изменены затраты на сырье,топливо, энергию и труд производственных рабочих. Значительно сложнее с позиций затрат средств и времени поддаются изменениям производственные площади, количество единиц производственного оборудования и т.д. (что часто является «узким местом» в системах складирования).
В производственной деятельности ЛС можно выделить два периода с точки зрения возможности изменения производственных факторов: краткосрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде отдельные факторы не изменяются, они фиксированы,а в долгосрочном изменениям могут быть подвержены все факторы производства (при данной технологии).
Как известно, объем выпускаемой продукции или услуг за определенный период характеризуется в рыночной экономике тремя показателями: совокупный (общий) продукт (ТР), средний(АР) и предельный (МР).
Совокупный продукт – общее количество продукции, услуг,произведенное за данное время. С увеличением переменного фактора (в данном случае L) и при прочих неизменных факторах(в нашем случае К) его величина будет расти. И наоборот, с уменьшением фактора L при неизменном факторе К его величина будет сокращаться (если при этом не повышается уровень автоматизации процессов).
Средний продукт – количество продукции в расчете на одну единицу переменного фактора:
AP=TP / L
Средний продукт представляет собой производительность труда, достигнутую в системе. Производительность (продуктивность) ресурсов – объем производимого продукта, который приходится на единицу ресурса каждого вида.
Предельный продукт показывает изменение величины совокупного продукта ТР за счет одной дополнительной единицы переменного фактора, например L.
MP=ΔTP / ΔL
Частная производная производственной функции по объему затрат соответствующего ресурса (т.е. угловой коэффициент касательной в точке изокванты) может быть представлена в виде:
И средний, и предельный продукты – величины не постоянные, они меняются с изменением затрат всех ресурсов (о чем свидетельствуют данные о развитии ЛС в различных странах).
В соответствии с положениями микроэкономики в ЛС действует закон убывающего предельного продукта, который гласит о том, что с ростом объема затрат любого ресурса при постоянном уровне затрат остальных ресурсов предельный продукт данного ресурса снижается.Иначе: если объем потребления ресурсов превышает некоторый уровень, то при дальнейшем увеличении потребления этого ресурса, его предельный продукт уменьшается (рис. 1.5).
Технически неэффективными вариантами производства признаются те, которые попадают в неэкономичную область значений затрат ресурса. Под экономичной областью понимается та, где с ростом затрат ресурса растет выпуск продукта (или услуги). Взаимосвязь совокупного, среднего и предельного продуктов показана на двух графиках, расположенных один под другим (рис. 1.6а, б).
Форма кривой совокупного продукта ТР при изменении затрат труда L и постоянных затратах других факторов (в нашем случае К) отражает закон убывающей предельной производительности. При этом, кривая ТР на начальном участке до точки «а» имеет вогнутый (относительно точки начала координат) характер. Это означает, что одинаковые приращения труда дают всевозрастающее приращение общего продукта. Такой интенсивный рост ТР объясняется действием эффекта разделения труда и возможностью улучшения организации производства и труда. Поскольку все остальные факторы остаются постоянными, наступит обязательно момент, когда каждая дополнительная единица переменного фактора начнет приносить все меньшую добавку, что будет иметь место до точки «с», а после нее кривая начинает снижаться. Это означает, что резервы, заложенные в данной технологии,исчерпаны; дальнейшее наращивание производства товаров и услуг становится трудным и дорогостоящим.
На рис. 1.6 б в точке а`, предельный продукт достигает максимума; в точке в` кривая среднего продукта достигает максимальной величины и равна его предельному продукту; в точке «с`» общий продукт достигает максимума, а предельный продукт равен нулю.
В рамках рассмотренного краткосрочного периода времени производство можно подразделить на три стадии.
Стадия 1. Связана с началом производства, когда L = 0, и продолжается до момента,когда величина предельного продукта наибольшая. На этой стадии MP > AP >0.
Стадия 2. Начинается с момента, когда средний продукт имеет максимум, и кончается, когда предельный продукт равен нулю. На этой стадии AP > MP > 0.
Стадия 3. На этой стадии предельный продукт имеет отрицательное значение – МР < 0.
С точки зрения рационального поведения системы (организации), наибольший интерес представляет вторая стадия производственной функции, поскольку именно здесь достигается оптимальный уровень производства товаров и услуг при данной технологии.
Рассматривая вопросы экономичности использования ресурсов в ЛС, необходимо иметь ввиду ситуацию замещения ресурсов,которая может быть оценена с помощь известного механизма изоквант, кривизна которых характеризует возможность замены ресурсов. Тогда норма технической замены ресурса Х2 ресурсом Х1 определится по формуле:
Предельная норма технической замены, связанная с понятиями предельных продуктов обоих ресурсов (МRTS), равна:
В случае, представленном на рис. 1.7, факторы взаимозаменяемы для заданного Q и технологии.
Объем выпуска продукции Q в точке А достигнут за счет использования только капитала, в точке С – только труда, в точке В и других точках, находящихся на линии АВС, – обоих производственных факторов. Обычно крайности (точки А и С) не встречаются в реальной жизни. Однако это дает разумное приближение к производственным процессам, основанным на автоматизированном производстве или высококвалифицированном труде (например автоматизированный склад).
На рис. 1.8 показан второй случай – с фиксированной структурой факторов. Прирост выпуска продукции (услуг) может быть достигнут при увеличении капитала и трудовых затрат в определенной пропорции. Поэтому изокванты на рис. 1.8 имеют форму прямого угла (например, приобретается новое оборудование и соответственно привлекаются новые работники, производящие на нем продукцию или услуги).
Точки А, В, С на рис. 1.8 представляют собой возможные сочетания вводимых факторов. Чтобы произвести объем продукции (услуг) Q1, необходимо в точке А использовать капитал в количестве К1 и труда – в количестве L1. Например, при фиксированных затратах труда L1 увеличение капитала не изменит объема выпуска продукции Q1. И наоборот – при фиксированном капитале К1 увеличение трудозатрат не приведет к росту объема выпуска продукции. Выпуск продукции увеличивается лишь в том случае, если возрастает одновременно применение труда и капитала, т.е. при движении от комбинации производственных факторов А к комбинациями В и С. Обычно производственная функция с фиксированной структурой факторов описывает ситуацию, при которой система (предприятие) ограничена в выборе факторов.
В целом же производственные функции могут быть построены для различных структурных составляющих ЛС. Степень агрегирования исходных данных также может меняться при переходе от двухфакторной модели к многофакторному ряду показателей.
Перед любой организацией ставится задача определения объема производства, обеспечивающего получение максимальной прибыли при ограничениях в принятии решений, налагаемых условиями внутренней и внешней среды. Решая эту задачу, следует всегда учитывать отличия в рассматриваемых временных интервалах.
Различают два метода оптимизации объема производства при сформулированных ограничениях – метод сопоставления валовых показателей и метод сопоставления предельных величин.Метод сопоставления валовых показателей предполагает расчет прибыли от реализации при различных объемах производства как разницы валового дохода (выручки от реализации) и валовых издержек (традиционно используемых для ЛС любого уровня в соответствии с принятой бухгалтерской отчетностью).
Другой метод основан на сравнении предельного дохода с предельными издержками. Для определения оптимальной комбинации ресурсов необходимо рассмотрение их в совокупности со стоимостными характеристиками. Расходы фирмы на приобретение ресурсов (С) можно определить с учетом цен этих ресурсов (Р1 и Р2):
В данном случае цены принимаются условно независящими от объема закупки.
Совокупность всех возможных сочетаний труда и капитала, которые имеют одну и ту же суммарную стоимость (т.е. с равными валовыми издержками), как известно, описывается кривой, именуемой изокостой (рис. 1.9).
Уравнение валовых издержек (ТС), учитывающее затраты на оплату труда (wL) и оплату капитала (rK), имеет вид:
Для ЛС особую значимость приобретает проблема замещения ресурсов, которая тесно связана с передачей отдельных функций от одного участника цепи другому. Экономическая сущность процесса замещения ресурсов сводится к следующему. Если фирма откажется от ед. трудозатрат и сэкономит w, чтобы приобрести w/r ед. капитала по цене r, то валовые издержки останутся те же.
Например: если w = 10 руб., r = 5 руб., то без изменений валовых издержек одна единица труда может быть замена двумя единицами капитала
Следовательно, при выборе факторов производства следует принимать во внимание соотношение:
Тогда условие оптимальности:
При min издержках каждая единица дополнительных затрат на производственные факторы добавляет одинаковое количество выпускаемой продукции / услуг.
то выгоднее нанимать меньше рабочих и «арендовать» больше капитала (так как он в 5 раз дешевле труда).Когда растет цена труда (рис. 1.10), изокоста круче первоначальной, и, если меняется цена труда, фирма первоначально минимизирует затраты в точке А, а затем в В. Предприятие будет расширять производство до тех пор, пока не будет обеспечен опережающий рост дохода по сравнению с ростом издержек.
Оптимальная искомая величина находится на пересечении кривой предельных издержек и предельного дохода. Точка пересечения названных кривых, как известно, называется «точкой оптимального выпуска».
Применительно к логистическим системам наряду с рассмотренными традиционными понятиями микроэкономики, которые применимы к каждому производящему звену цепи поставок, следует учитывать и специфический для ЛС так называемый эффект синергии, появляющийся при взаимодействии этих звеньев и цепей, а также сопровождающие его затраты (в том числе трансакционные издержки) (см. п. 3.2). На рис. 1.11 представлены основные источники экономических проблем ресурсного обеспечения ЛС.
Логистические затраты являются частью совокупных издержек фирмы и, следовательно, их планирование и контроль входят в общую финансовую систему через составление и исполнение соответствующих бюджетов. Аналогично и дополнительная прибыль, получаемая в результате выполнения логистической деятельности, учитывается в обобщающих финансовых результатах. При реализации инвестиционных проектов, имеющих целью, например, совершенствование технической базы логистики, капитальные затраты, в свою очередь, учитываются в общих бюджетах фирмы.
Логистические функции распределены, как правило, между различными функциональными подсистемами фирмы (табл. 1.2).
Однако такая схема распределения функций не является единственно возможной, так как зависит от множества факторов (масштаба производства, характера продукции, используемых руководством принципов менеджмента и т.д.). В то же время она оказалась наиболее распространенной для российских предприятий,внедряющих логистику. Наряду с функциональными подсистемами логистическая входит в общую систему администрирования фирмы, подчиняясь общему регулированию и координации хозяйственной деятельности.
Организационные решения о взаимодействии логистической подсистемы с другими функциональными подсистемами фирмы зависят от полноты применения принципов логистики, отраслевой принадлежности фирмы, ее масштаба и рыночной стратегии.
Каждая составляющая ЛС выполняет соответствующий набор функций (см. гл. 3), поэтому наряду с общими закономерностями ресурсного обеспечения ЛС, рассмотренными выше, каждая из них имеет специфические экономические характеристики, на которые воздействуют определенные факторы (см. гл. 4).Наличие различных организаций-производителей и посредников в цепи «поставки – производство – реализация» приводит к раздробленности логистических задач и необходимости координации их выполнения с учетом пространственных и временных ограничений. Возникающие в связи с этим проблемы порождаются конфликтами целей как между организационными единицами ЛС, так и внутри них. Наряду с этим критической зоной становятся конфликты в сфере коммуникаций. Поэтому при рассмотрении экономических отношений в ЛС вопросы интеграции и эффективности координации при решении логистических задач выдвигаются на первый план.
К оглавлению
www.xcomp.biz
Основы логистики 2 - часть 13
ОПТИМИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
1. Проблема оптимизации ресурсов в логистической системе
2. Задачи оптимизации, решаемые логистическим менеджментом фирмы
1. Проблема оптимизации ресурсов в логистической системе
Различают материальные, финансовые, трудовые, энергетические ресурсы, ресурсы времени, информационные, интеллектуальные и другие виды ресурсов. При построении и анализе ЛС в основном оперируют материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, но это не значит, что другие виды ресурсов для решения конкретной задачи игнорируются. Для облегчения проектирования, планирования, анализа и контроля ЛС часто стремятся свести все измерители ресурсов к одному — например, денежному. Однако это не всегда удается сделать из-за отсутствия методов оценки некоторых видов ресурсов в денежном выражении. Поэтому при оценке эффективности использования ресурсов в ЛС применяются несколько показателей, в совокупности отражающих уровень потребления ресурсов.
Как следует из определения логистики, ее основной задачей является оптимизация ресурсов при управлении основными и сопутствующими потоками в ЛС.
Под оптимизацией понимается процесс нахождения экстремумов (глобального максимума или минимума), которые могут быть оценены как лучшие значения (показатели) определенной целевой функции или выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.
У любой фирмы ресурсы для ведения бизнеса, достижения стратегических, тактических или оперативных целей ограниченны. Поэтому задача оптимизации ресурсов в ЛС может быть сформулирована двояко:
1. При ограниченных ресурсах добиться глобального максимума векторной целевой функции (системы плановых показателей) ЛС.
2. При запланированных значениях показателей ЛС добиться совокупного минимума используемых ресурсов.
Оптимизация ресурсов фирмы в логистическом процессе и выборе вариантов решений заключается в выборе показателей, отражающих эффективность ЛС, системы измерителей потребляемых ресурсов и способов оптимизации (вариантов решений при управлении потоками в ЛС).
Стремясь оптимизировать ресурсы в ЛС, компании сталкиваются с многочисленными проблемами, связанными со следующими факторами:
— взаимозаменяемостью ресурсов;
— многокритериальным характером большинства задач оптимизации ЛС;
— нелинейным характером зависимости использования одного ресурса от других;
— сложностью формализованного описания использования ресурсов, параметров оптимизации, целевых функций;
— неоднозначным выбором системы измерителей для оценки использования ресурсов;
— стохастическим и динамическим характером большинства параметров оптимизации и целевой функции;
— сложностью, большой размерностью и слабой формализуемостью объектов и процессов в Л С;
— сложностью моделирования объектов и процессов в ЛС;
— влиянием большого числа стохастических факторов окружающей среды на функционирование ЛС;
— высоким уровнем неопределенности и рисков в ЛС и т.п.
Поэтому пракгические задачи оптимизации ресурсов в ЛС должны решаться с помощью информационно-компьютерной поддержки в рамках корпоративной информационно-управляющей системы фирмы при наличии достаточно мощных средств моделирования (например, методологии SADT, технологий динамического моделирования сложных объектов CASE и CALS) и решений по оптимизации (например, в рамках систем MRPII/ ERP) в условиях большой размерности и высокого уровня неопределенности.
Оптимизация ресурсов может осуществляться на разных уровнях иерархии ЛС, например в рамках функциональной области, подсистемы, ЗЛС, отдельной логистической функции и т.д. Одновременно должен быть выполнен принцип глобальной оптимизации, т.е. локальные критерии оптимизации и принимаемые на их основе решения не должны противоречить глобальному оптимуму ЛС в целом.
Указанные факторы предопределяют необходимость использовать один из основополагающих методологических принципов для анализа и синтеза ЛС, а именно: системный подход. Методы системного подхода (анализа) являются наиболее действенными и эффективными при решении сложных проблем оптимизации ресурсов, структуры и методов принятия решений в ЛС.
2. Задачи оптимизации, решаемые логистическим менеджментом фирмы
Оптимальные (рациональные) решения могут приниматься логистическими менеджерами фирмы на разных уровнях ЛС и управления, например на уровне функциональной области, подсистемы, ЗЛС, логистического канала, функции и даже отдельной логистической операции. Иногда получить оптимальное решение бывает трудно и даже невозможно в силу причин, указанных выше, поэтому персонал логистического менеджмента компании зачастую вынужден принимать субоптимальные (оптимизационные) решения.
При проектировании ЛС и формировании отношений между уровнями ее иерархии и управления следует обеспечить возможность мониторинга воздействия принимаемого оптимизационного решения на любом уровне на показатели логистической стратегии фирмы (ключевые показатели логистики). Это возможно с помощью рационального выбора интегрированной КИС. Немалое значение приобретает правильное выстраивание системы ограничений на используемые ресурсы и ключевые факторы на каждом уровне иерархии ЛС: от высшего уровня управления компанией до элемента ЛС. Например, при локальной оптимизации в структурном подразделении компании или ЗЛС необходимо постоянно контролировать заданные высшим (по уровню управления) персоналом ограничения на бюджет логистики, продолжительность логистических циклов, производительность, параметры качества логистического сервиса и т.п.
Число задач оптимизации в ЛС чрезвычайно велико, их состав многообразен. Однако все задачи в конечном итоге направлены на оптимизацию ресурсов и повышение конкурентоспособности компании за счет правильно выстроенной логистики.
Рассмотрим некоторые примеры логистической оптимизации. Оптимизируемым ресурсом является бюджет компании, выделяемый на логистику (критерий оптимизации — удельные логистические издержки). На рис.1 представлены графики изменения удельных логистических издержек в зависимости от таких параметров, как отношения «вес/объем» (плотность), «цена/ вес», качество транспортного сервиса, уровень рисков в процессе физического распределения, средний уровень запасов.
Плотность товара (отношение «вес/объем») может определяться, например, отношением веса продукции в торговой упаковке к объему упаковки.
Плотность товара в основном влияет на транспортные затраты и издержки на хранение продукции в складской сети. Товары, имеющие высокую плотность, требуют, как правило, меньших затрат на транспортировку и хранение, так как лучше используется параметр «грузоподъемность» (грузовместимость) транспортных средств и площадей складов (см. график а на рис. 1). Тарифы на услуги транспортировки и грузопереработки обратно пропорциональны плотности, поэтому многие фирмы повышают компактность (плотность) продукции на период транспортировки и хранения (например, мебельные фабрики доставляют мебель в магазины в разобранном виде).
Еще одной характеристикой, влияющей на логистические издержки, является отношение «цена/вес» («цена/масса»). Продукция с низким отношением «цена/вес», например сырьевые полуфабрикаты, будет сопровождаться сравнительно небольшими затратами на хранение, но высокой долей транспортных расходов в цене продаж. Это объясняется тем, что главным фактором, влияющим на издержки хранения, является цена товара. В то же время транспортные издержки зависят в основном от веса груза и будут тем больше, чем меньше отношение цены к весу (см. график б на рис. 1). Поэтому для фирм, выпускающих продукцию с высоким значением этого отношения (дорогая видео- и аудиотехника, ювелирные изделия, музыкальные инструменты и т.п.), задача логистического менеджмента — минимизировать товарные запасы в дистрибутивной сети, а для фирм, продукция которых имеет низкое соотношение «цена/вес», — получить льготные транспортные тарифы.
Большое значение для логистического менеджмента имеет взаимозаменяемость продуктов. Фирмы тратят огромные средства на рекламу товаров-заменителей, имеющих даже незначительные изменения, чтобы сформировать у потенциальных покупателей ощущение неповторимости своего товара. В большинстве случаев логистический менеджмент не может повлиять на свойство взаимозаменяемости. Однако он может
Рис. 1 Влияние параметров товарного ротока на логистические издержки
обеспечить такой сервис и уровень доступности товара в дистрибьюции, что покупатель не станет думать о выборе товара-заменителя.
Влияние заменяемости можно представить в виде возможной потери объема продаж фирмой-производителем или дистрибьютором. Логистические решения зависят от улучшения транспортного сервиса или среднего уровня поддерживаемых запасов (график в и г на рис. 1).
График в на рис. 1 показывает, что улучшение транспортного сервиса позволит снизить потери продаж товара-заменителя. Для данного уровня запасов фирма может сократить время или повысить надежность доставки, что делает продукт более доступным потребителям. Конечно, в этом случае необходимо сопоставить достигаемую выгоду от уменьшения потерь в продажах с ростом транспортных издержек.
График г на рис. 1 показывает, как меняются потери от нереализованных продаж в зависимости от среднего уровня запасов в дистрибьюции при постоянных транспортных расходах. В обоих случаях логистический менеджер должен выбрать наилучшие решения с точки зрения минимизации общих логистических издержек фирмы.
mirznanii.com
Основы логистики 2 - страница 14
Рис.3. Процесс интегрированного логистического планирования
Отдельные задачи оперативного логистического планирования выполнения основных логистических функций были предметом детального обсуждения в предыдущем материале книги. Однако необходимо подчеркнуть, что все оперативные планы интегрированы в компании и в ЛС в целом функциональным циклом выполнения заказов потребителей и поэтому должны рассматриваться во взаимосвязи.
Стратегический план определяет позиции логистики в фирме относительно других сфер ее деятельности и служит основой формирования ЛС. Как показано на схеме (рис. 3), эффективность интегрированного логистического планирования определяется системой плановых оперативных показателей и их мониторингом в компании.
Для любого оперативного периода могут быть запланированы некоторые корректировки ЛС. Усилия, предпринимаемые для реинжиниринга ЛС в направлении повышения ее конкурентоспособности, как правило, предусматриваются в нескольких последовательных оперативных планах и требуют реализации отдельных частей логистической стратегии.
Утвержденный оперативный план становится основой выполнения логистических функций/операций, ориентированных на краткосрочные показатели деятельности. Как правило, в утвержденных программах детально расписываются финансовые планы для всех подразделений или команд, принимающих участие в логистических операциях, и связи отдельных функций в ЛС. Оперативный план предназначен для интеграции отдельных логистических затрат в рамках единой унифицированной системы действий. Каждому логистическому менеджеру вменяется в обязанность достижение определенных скоординированных показателей, поскольку увеличение или уменьшение затрат в отдельном логистическом виде деятельности влияет на выполнение ключевых показателей логистической стратегии.
ОПТИМИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Проблема оптимизации ресурсов в логистической системе
Задачи оптимизации, решаемые логистическим менеджментом фирмы
1. Проблема оптимизации ресурсов в логистической системе
Различают материальные, финансовые, трудовые, энергетические ресурсы, ресурсы времени, информационные, интеллектуальные и другие виды ресурсов. При построении и анализе ЛС в основном оперируют материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, но это не значит, что другие виды ресурсов для решения конкретной задачи игнорируются. Для облегчения проектирования, планирования, анализа и контроля ЛС часто стремятся свести все измерители ресурсов к одному — например, денежному. Однако это не всегда удается сделать из-за отсутствия методов оценки некоторых видов ресурсов в денежном выражении. Поэтому при оценке эффективности использования ресурсов в ЛС применяются несколько показателей, в совокупности отражающих уровень потребления ресурсов.
Как следует из определения логистики, ее основной задачей является оптимизация ресурсов при управлении основными и сопутствующими потоками в ЛС.
Под оптимизацией понимается процесс нахождения экстремумов (глобального максимума или минимума), которые могут быть оценены как лучшие значения (показатели) определенной целевой функции или выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.
У любой фирмы ресурсы для ведения бизнеса, достижения стратегических, тактических или оперативных целей ограниченны. Поэтому задача оптимизации ресурсов в ЛС может быть сформулирована двояко:
1. При ограниченных ресурсах добиться глобального максимума векторной целевой функции (системы плановых показателей) ЛС.
2. При запланированных значениях показателей ЛС добиться совокупного минимума используемых ресурсов.
Оптимизация ресурсов фирмы в логистическом процессе и выборе вариантов решений заключается в выборе показателей, отражающих эффективность ЛС, системы измерителей потребляемых ресурсов и способов оптимизации (вариантов решений при управлении потоками в ЛС).
Стремясь оптимизировать ресурсы в ЛС, компании сталкиваются с многочисленными проблемами, связанными со следующими факторами:
взаимозаменяемостью ресурсов;
многокритериальным характером большинства задач оптимизации ЛС;
нелинейным характером зависимости использования одного ресурса от других;
сложностью формализованного описания использования ресурсов, параметров оптимизации, целевых функций;
неоднозначным выбором системы измерителей для оценки использования ресурсов;
стохастическим и динамическим характером большинства параметров оптимизации и целевой функции;
сложностью, большой размерностью и слабой формализуемостью объектов и процессов в Л С;
сложностью моделирования объектов и процессов в ЛС;
влиянием большого числа стохастических факторов окружающей среды на функционирование ЛС;
— высоким уровнем неопределенности и рисков в ЛС и т.п.
Поэтому пракгические задачи оптимизации ресурсов в ЛС должны решаться с помощью информационно-компьютерной поддержки в рамках корпоративной информационно-управляющей системы фирмы при наличии достаточно мощных средств моделирования (например, методологии SADT, технологий динамического моделирования сложных объектов CASE и CALS) и решений по оптимизации (например, в рамках систем MRPII/ ERP) в условиях большой размерности и высокого уровня неопределенности.
Оптимизация ресурсов может осуществляться на разных уровнях иерархии ЛС, например в рамках функциональной области, подсистемы, ЗЛС, отдельной логистической функции и т.д. Одновременно должен быть выполнен принцип глобальной оптимизации, т.е. локальные критерии оптимизации и принимаемые на их основе решения не должны противоречить глобальному оптимуму ЛС в целом.
Указанные факторы предопределяют необходимость использовать один из основополагающих методологических принципов для анализа и синтеза ЛС, а именно: системный подход. Методы системного подхода (анализа) являются наиболее действенными и эффективными при решении сложных проблем оптимизации ресурсов, структуры и методов принятия решений в ЛС.
2. Задачи оптимизации, решаемые логистическим менеджментом фирмы
Оптимальные (рациональные) решения могут приниматься логистическими менеджерами фирмы на разных уровнях ЛС и управления, например на уровне функциональной области, подсистемы, ЗЛС, логистического канала, функции и даже отдельной логистической операции. Иногда получить оптимальное решение бывает трудно и даже невозможно в силу причин, указанных выше, поэтому персонал логистического менеджмента компании зачастую вынужден принимать субоптимальные (оптимизационные) решения.
При проектировании ЛС и формировании отношений между уровнями ее иерархии и управления следует обеспечить возможность мониторинга воздействия принимаемого оптимизационного решения на любом уровне на показатели логистической стратегии фирмы (ключевые показатели логистики). Это возможно с помощью рационального выбора интегрированной КИС. Немалое значение приобретает правильное выстраивание системы ограничений на используемые ресурсы и ключевые факторы на каждом уровне иерархии ЛС: от высшего уровня управления компанией до элемента ЛС. Например, при локальной оптимизации в структурном подразделении компании или ЗЛС необходимо постоянно контролировать заданные высшим (по уровню управления) персоналом ограничения на бюджет логистики, продолжительность логистических циклов, производительность, параметры качества логистического сервиса и т.п.
Число задач оптимизации в ЛС чрезвычайно велико, их состав многообразен. Однако все задачи в конечном итоге направлены на оптимизацию ресурсов и повышение конкурентоспособности компании за счет правильно выстроенной логистики.
Рассмотрим некоторые примеры логистической оптимизации. Оптимизируемым ресурсом является бюджет компании, выделяемый на логистику (критерий оптимизации — удельные логистические издержки). На рис.1 представлены графики изменения удельных логистических издержек в зависимости от таких параметров, как отношения «вес/объем» (плотность), «цена/ вес», качество транспортного сервиса, уровень рисков в процессе физического распределения, средний уровень запасов.
Плотность товара (отношение «вес/объем») может определяться, например, отношением веса продукции в торговой упаковке к объему упаковки.
Плотность товара в основном влияет на транспортные затраты и издержки на хранение продукции в складской сети. Товары, имеющие высокую плотность, требуют, как правило, меньших затрат на транспортировку и хранение, так как лучше используется параметр «грузоподъемность» (грузовместимость) транспортных средств и площадей складов (см. график а на рис. 1). Тарифы на услуги транспортировки и грузопереработки обратно пропорциональны плотности, поэтому многие фирмы повышают компактность (плотность) продукции на период транспортировки и хранения (например, мебельные фабрики доставляют мебель в магазины в разобранном виде).
Еще одной характеристикой, влияющей на логистические издержки, является отношение «цена/вес» («цена/масса»). Продукция с низким отношением «цена/вес», например сырьевые полуфабрикаты, будет сопровождаться сравнительно небольшими затратами на хранение, но высокой долей транспортных расходов в цене продаж. Это объясняется тем, что главным фактором, влияющим на издержки хранения, является цена товара. В то же время транспортные издержки зависят в основном от веса груза и будут тем больше, чем меньше отношение цены к весу (см. график б на рис. 1). Поэтому для фирм, выпускающих продукцию с высоким значением этого отношения (дорогая видео- и аудиотехника, ювелирные изделия, музыкальные инструменты и т.п.), задача логистического менеджмента — минимизировать товарные запасы в дистрибутивной сети, а для фирм, продукция которых имеет низкое соотношение «цена/вес», — получить льготные транспортные тарифы.
Большое значение для логистического менеджмента имеет взаимозаменяемость продуктов. Фирмы тратят огромные средства на рекламу товаров-заменителей, имеющих даже незначительные изменения, чтобы сформировать у потенциальных покупателей ощущение неповторимости своего товара. В большинстве случаев логистический менеджмент не может повлиять на свойство взаимозаменяемости. Однако он может
продолжениеwww.coolreferat.com
Основы логистики 2 - сторінка 14
Рис.3. Процесс интегрированного логистического планирования
Отдельные задачи оперативного логистического планирования выполнения основных логистических функций были предметом детального обсуждения в предыдущем материале книги. Однако необходимо подчеркнуть, что все оперативные планы интегрированы в компании и в ЛС в целом функциональным циклом выполнения заказов потребителей и поэтому должны рассматриваться во взаимосвязи.
Стратегический план определяет позиции логистики в фирме относительно других сфер ее деятельности и служит основой формирования ЛС. Как показано на схеме (рис. 3), эффективность интегрированного логистического планирования определяется системой плановых оперативных показателей и их мониторингом в компании.
Для любого оперативного периода могут быть запланированы некоторые корректировки ЛС. Усилия, предпринимаемые для реинжиниринга ЛС в направлении повышения ее конкурентоспособности, как правило, предусматриваются в нескольких последовательных оперативных планах и требуют реализации отдельных частей логистической стратегии.
Утвержденный оперативный план становится основой выполнения логистических функций/операций, ориентированных на краткосрочные показатели деятельности. Как правило, в утвержденных программах детально расписываются финансовые планы для всех подразделений или команд, принимающих участие в логистических операциях, и связи отдельных функций в ЛС. Оперативный план предназначен для интеграции отдельных логистических затрат в рамках единой унифицированной системы действий. Каждому логистическому менеджеру вменяется в обязанность достижение определенных скоординированных показателей, поскольку увеличение или уменьшение затрат в отдельном логистическом виде деятельности влияет на выполнение ключевых показателей логистической стратегии.
ОПТИМИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Проблема оптимизации ресурсов в логистической системе
Задачи оптимизации, решаемые логистическим менеджментом фирмы
1. Проблема оптимизации ресурсов в логистической системе
Различают материальные, финансовые, трудовые, энергетические ресурсы, ресурсы времени, информационные, интеллектуальные и другие виды ресурсов. При построении и анализе ЛС в основном оперируют материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, но это не значит, что другие виды ресурсов для решения конкретной задачи игнорируются. Для облегчения проектирования, планирования, анализа и контроля ЛС часто стремятся свести все измерители ресурсов к одному — например, денежному. Однако это не всегда удается сделать из-за отсутствия методов оценки некоторых видов ресурсов в денежном выражении. Поэтому при оценке эффективности использования ресурсов в ЛС применяются несколько показателей, в совокупности отражающих уровень потребления ресурсов.
Как следует из определения логистики, ее основной задачей является оптимизация ресурсов при управлении основными и сопутствующими потоками в ЛС.
Под оптимизацией понимается процесс нахождения экстремумов (глобального максимума или минимума), которые могут быть оценены как лучшие значения (показатели) определенной целевой функции или выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.
У любой фирмы ресурсы для ведения бизнеса, достижения стратегических, тактических или оперативных целей ограниченны. Поэтому задача оптимизации ресурсов в ЛС может быть сформулирована двояко:
1. При ограниченных ресурсах добиться глобального максимума векторной целевой функции (системы плановых показателей) ЛС.
2. При запланированных значениях показателей ЛС добиться совокупного минимума используемых ресурсов.
Оптимизация ресурсов фирмы в логистическом процессе и выборе вариантов решений заключается в выборе показателей, отражающих эффективность ЛС, системы измерителей потребляемых ресурсов и способов оптимизации (вариантов решений при управлении потоками в ЛС).
Стремясь оптимизировать ресурсы в ЛС, компании сталкиваются с многочисленными проблемами, связанными со следующими факторами:
взаимозаменяемостью ресурсов;
многокритериальным характером большинства задач оптимизации ЛС;
нелинейным характером зависимости использования одного ресурса от других;
сложностью формализованного описания использования ресурсов, параметров оптимизации, целевых функций;
неоднозначным выбором системы измерителей для оценки использования ресурсов;
стохастическим и динамическим характером большинства параметров оптимизации и целевой функции;
сложностью, большой размерностью и слабой формализуемостью объектов и процессов в Л С;
сложностью моделирования объектов и процессов в ЛС;
влиянием большого числа стохастических факторов окружающей среды на функционирование ЛС;
— высоким уровнем неопределенности и рисков в ЛС и т.п.
Поэтому пракгические задачи оптимизации ресурсов в ЛС должны решаться с помощью информационно-компьютерной поддержки в рамках корпоративной информационно-управляющей системы фирмы при наличии достаточно мощных средств моделирования (например, методологии SADT, технологий динамического моделирования сложных объектов CASE и CALS) и решений по оптимизации (например, в рамках систем MRPII/ ERP) в условиях большой размерности и высокого уровня неопределенности.
Оптимизация ресурсов может осуществляться на разных уровнях иерархии ЛС, например в рамках функциональной области, подсистемы, ЗЛС, отдельной логистической функции и т.д. Одновременно должен быть выполнен принцип глобальной оптимизации, т.е. локальные критерии оптимизации и принимаемые на их основе решения не должны противоречить глобальному оптимуму ЛС в целом.
Указанные факторы предопределяют необходимость использовать один из основополагающих методологических принципов для анализа и синтеза ЛС, а именно: системный подход. Методы системного подхода (анализа) являются наиболее действенными и эффективными при решении сложных проблем оптимизации ресурсов, структуры и методов принятия решений в ЛС.
2. Задачи оптимизации, решаемые логистическим менеджментом фирмы
Оптимальные (рациональные) решения могут приниматься логистическими менеджерами фирмы на разных уровнях ЛС и управления, например на уровне функциональной области, подсистемы, ЗЛС, логистического канала, функции и даже отдельной логистической операции. Иногда получить оптимальное решение бывает трудно и даже невозможно в силу причин, указанных выше, поэтому персонал логистического менеджмента компании зачастую вынужден принимать субоптимальные (оптимизационные) решения.
При проектировании ЛС и формировании отношений между уровнями ее иерархии и управления следует обеспечить возможность мониторинга воздействия принимаемого оптимизационного решения на любом уровне на показатели логистической стратегии фирмы (ключевые показатели логистики). Это возможно с помощью рационального выбора интегрированной КИС. Немалое значение приобретает правильное выстраивание системы ограничений на используемые ресурсы и ключевые факторы на каждом уровне иерархии ЛС: от высшего уровня управления компанией до элемента ЛС. Например, при локальной оптимизации в структурном подразделении компании или ЗЛС необходимо постоянно контролировать заданные высшим (по уровню управления) персоналом ограничения на бюджет логистики, продолжительность логистических циклов, производительность, параметры качества логистического сервиса и т.п.
Число задач оптимизации в ЛС чрезвычайно велико, их состав многообразен. Однако все задачи в конечном итоге направлены на оптимизацию ресурсов и повышение конкурентоспособности компании за счет правильно выстроенной логистики.
Рассмотрим некоторые примеры логистической оптимизации. Оптимизируемым ресурсом является бюджет компании, выделяемый на логистику (критерий оптимизации — удельные логистические издержки). На рис.1 представлены графики изменения удельных логистических издержек в зависимости от таких параметров, как отношения «вес/объем» (плотность), «цена/ вес», качество транспортного сервиса, уровень рисков в процессе физического распределения, средний уровень запасов.
Плотность товара (отношение «вес/объем») может определяться, например, отношением веса продукции в торговой упаковке к объему упаковки.
Плотность товара в основном влияет на транспортные затраты и издержки на хранение продукции в складской сети. Товары, имеющие высокую плотность, требуют, как правило, меньших затрат на транспортировку и хранение, так как лучше используется параметр «грузоподъемность» (грузовместимость) транспортных средств и площадей складов (см. график а на рис. 1). Тарифы на услуги транспортировки и грузопереработки обратно пропорциональны плотности, поэтому многие фирмы повышают компактность (плотность) продукции на период транспортировки и хранения (например, мебельные фабрики доставляют мебель в магазины в разобранном виде).
Еще одной характеристикой, влияющей на логистические издержки, является отношение «цена/вес» («цена/масса»). Продукция с низким отношением «цена/вес», например сырьевые полуфабрикаты, будет сопровождаться сравнительно небольшими затратами на хранение, но высокой долей транспортных расходов в цене продаж. Это объясняется тем, что главным фактором, влияющим на издержки хранения, является цена товара. В то же время транспортные издержки зависят в основном от веса груза и будут тем больше, чем меньше отношение цены к весу (см. график б на рис. 1). Поэтому для фирм, выпускающих продукцию с высоким значением этого отношения (дорогая видео- и аудиотехника, ювелирные изделия, музыкальные инструменты и т.п.), задача логистического менеджмента — минимизировать товарные запасы в дистрибутивной сети, а для фирм, продукция которых имеет низкое соотношение «цена/вес», — получить льготные транспортные тарифы.
Большое значение для логистического менеджмента имеет взаимозаменяемость продуктов. Фирмы тратят огромные средства на рекламу товаров-заменителей, имеющих даже незначительные изменения, чтобы сформировать у потенциальных покупателей ощущение неповторимости своего товара. В большинстве случаев логистический менеджмент не может повлиять на свойство взаимозаменяемости. Однако он может
продолжениеua.coolreferat.com