Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса. Оптимизация процесса обучения в доу
Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса
В современных условиях управление качеством образования является важной характеристикой, определяющей конкурентоспособность как отдельных учебных заведений, так и национальных систем образования в целом.
Управление качеством воспитательно-образовательного процесса составляет основной предмет управленческой деятельности на всех уровнях системы дошкольного образования.
Одним из условий управления качеством образования является оптимизация и инновация педагогического процесса.
Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольные учреждения, качество образования, оценка качества образования, управление качеством дошкольного образования, управление качеством воспитательно-образовательного процесса, методическая работа в дошкольном образовательном учреждении, инновационные процессы в образовании.
Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы. Как государственный общественный институт, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) создается обществом для выполнения конкретных целей и поэтому обязано выполнять современный социальный заказ. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что в помощь семье действует сеть ДОУ «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей» [1].
В последние годы в системе дошкольного образования в России происходят существенные изменения. Развитие системы дошкольного образования определяется эффективностью осуществления в ней управления и внедрением в практику ДОУ новейших научно-педагогических достижений в области управления.
Направленность системы управления в ДОУ на конечный педагогический результат предполагает не только особую мотивационно- целевую ориентацию руководителей ДОУ, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, регулированию и контролю всей деятельности.
Безусловно, в современных условиях качество образования является важной характеристикой, определяющей конкурентоспособность как отдельных учебных заведений, так и национальных систем образования в целом. Обеспечение и повышение его качества занимают одно из ключевых позиций в реформах образования, выступая одновременно целью их проведения и критерием эффективности принимаемых мер. Непрерывное повышение требований к современным воспитанникам ДОУ, особенно к их компетенциям, способностям, физическому и духовному здоровью, общей культуре, актуализирует проблему оценки качества образования.
В философском аспекте понимание качества как совокупности существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность, дополнительно раскрывается через философскую категорию количество: интенсивное (внутреннее количество качества) и экстенсивное (внешнее количество качества). Если акцент сделан на количественные или качественные факторы, то это определяет вектор развития, если на приоритет количественных или качественных показателей, то определяет характер развития объекта, его будущее.
Проблема качества дошкольного образования рассматривается сейчас как определяющая дальнейшее существование, развитие или свертывание всей системы государственного сопровождения российских детей. В качестве основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.
Проблема качества образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования.
Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок усваивать культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения.
Второе условие — высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников. В-третьих, обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Сегодня при решении проблемы качества образования можно проследить два направления, которые выводят оценку образовательных систем на принципиально новый уровень. Первое направление связано с развитием количественного анализа, основанного на данных государственного обязательного статистического наблюдения, внешней оценки образовательных достижений, обработки результатов социологических исследований. Это позволяет перейти от суждений и мнений к обоснованному сравнительному анализу, прогнозу по выявлению зависимостей различных факторов, влияющих на результативность образовательных систем. Второе направление основано на смещении приоритетов в оценке образования с процесса на результат. Вариативность образовательных программ, появление новых образовательных технологий указали на то, что схожие результаты функционирования образовательных услуг могут быть достигнуты разными путями, которые во многом определяются ее индивидуальными характеристиками.
Управление качеством воспитательно-образовательного процесса составляет основной предмет управленческой деятельности на всех уровнях системы дошкольного образования.
Управление качеством педагогического процесса в системе дошкольного образования имеет свои особенности.
Образование — это процесс передачи определенной общественно значимой информации подрастающим поколениям. Этот процесс в ДОУ реализуется при обучении детей на занятиях, прогулках, во время игр, общения с родителями и т. д. Интерес вызывает организация педагогического процесса в детском саду на специальных занятиях. Основное внимание уделяется не собственно педагогической деятельности в ДОУ, а вопросам управления, под которым понимается деятельность руководителя ДОУ, направленная на совершенствование педагогического процесса [4].
Понятие «качество образовательного процесса» многогранно. С точки зрения детей, это обучение в интересной, увлекательной для них игровой форме; с точки зрения родителей, это эффективное обучение их детей по программам, сохраняющим здоровье детей (как психическое, так и физическое), поддерживающим у детей интерес и желание учиться, обеспечивающим возможности поступления и школу и др.; с точки зрения воспитателей, это, с одной стороны, положительная оценки их деятельности руководителем ДОУ и родителями, с другой — успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс их воспитанников; с точки зрения, руководителя ДОУ это: во-первых, эффективность деятельности воспитателей и ДОУ как организационной структуры; во-вторых, высокая оценка деятельности воспитателей и ДОУ со стороны родителей и детей;
в-третьих, успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс воспитанников ДОУ; в-четвертых, высокая оценка деятельности руководителя и ДОУ со стороны управляющих органов образования; с точки зрения руководителя микро или макро- уровня, это эффективность функционирования и повышение жизнестойкости управляемой подсистемы.
Управление качеством воспитательно-образовательного процесса, по сути, является основным предметом управленческой деятельности на всех уровнях системы дошкольного образования.
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передовом педагогическом опыте, конкретном анализе воспитательно-образовательного процесса систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на совершенствование воспитательно-образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников.
Цель методической работы в ДОУ — это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Первостепенная задача методической работы — оказание реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, умений и навыков и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.
Таким образом, методическая работа существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления современным ДОУ.
В дошкольном образовательном учреждении очень важно поставить вопрос о качестве и эффективности методической работы. Результаты методической работы рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в детском саду, уровнем образованности и воспитанности и развитости детей, позитивной динамикой уровня этих показателей.
Основными критериями оптимальности конечных результатов методической работы в ДОУ являются:
1. критерий результативности; достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышаются до оптимального уровня (или приближаются к нему) за отведенное время без перегрузки;
2. критерии рациональных затрат времени, экономичности методической работы; достигается там, где повышение мастерства педагогов с целью оптимизации обучения и воспитания проходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, во всяком случае без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие этого критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы;
3. критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; можно считать достигнутым, если в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов, наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатами своего труда.
Целостная система методической работы в детском саду должна развиваться в соответствии с рядом важнейших принципиальных требований, а именно:
- связь с жизнью, практической реализацией задач по перестройке системы образования в детском саду;
- научность, чтобы вся система повышения квалификации педагогов соответствовала современным научным достижениям в самых различных областях;
- системность, т. е. планомерность всей методической работы;
- комплексность, что предусматривает единство и взаимосвязь всех направлений повышения квалификации;
- систематичность, последовательность, непрерывность, что обеспечивает занятость педагогов разными формами методической работы в период всего учебного года;
- единство теории и практики; общая направленность на решение практических задач позволяет правильно использовать теорию как средство такого решения;
- оперативность, гибкость, мобильность; творческая сущность методической работы в условиях динамического роста дошкольной жизни, постоянной смены обстановки, усложнения решаемых проблем требует умения оперативно и гибко реагировать на нее изменения, перестраивать в случае необходимости систему методической работы;
- коллективный характер при разумном сочетании общедошкольных, групповых и индивидуальных, формальных и неформальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования педагогов;
- создание благоприятных условий для эффективной методической работы, творческого поиска педагогов.
Таким образом, реализация в системе методической работы комплекса вышеперечисленных требований обеспечивает оптимальные результаты, которые являются показателями эффективности методической работы в управлении современным ДОУ.
Методическая работа в ДОУ на современном этапе приобрела особую значимость. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогов зависит решение задач, стоящих перед учреждением. Приоритетным направление в методической работе сегодня является развитие педагогического творчества. Развивать его — это значит стимулировать мотивацию педагога к труду, внедрять научную организацию труда в практику работы, создавать психологический настой на творчество, помогать педагогу видеть собственные достижения, выявлять проблемы и находить пути их решения. Для успешного осуществления данной работы необходима целенаправленная диагностика педагогического опыта коллектива в целом и каждого его члена в отдельности, элементов опережающего, положительного и отрицательного характера. Для эффективной методической работы требуется четкое и адресное выявление этих элементов.
Подготовка и переподготовка педагогов должна носить опережающий характер, быть систематической и целенаправленной, иметь траекторию движения для каждого отдельного педагога, а также меру его личной ответственности и инициативы. Отсюда вытекают принципы непрерывного образования: целостность, бесконечность, мобильность, открытость, проблемность.
Процесс управления качеством образования рассматривается как особое управление, организованное и направленное на достижение вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования [3].
Управление качеством образования включает следующие функции: целеполагание, прогнозирование, проектирование, организация, контроль, трансляция наработанного материала, которые лежат в основе организации деятельности ДОУ.
Целью развития дошкольного учреждения в контексте управления качеством образования является создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное развитие каждого ребенка. Исходя из современных позиций методологии педагогики, следует отметить, что оптимальное построение педагогического процесса предполагает реализацию культурологического, полисубъектного, системно-структурного, комплексного, деятельностного, средового подходов, определение перспектив в работе с кадрами, в реорганизации системы управления образовательным учреждением, в своевременном и качественном мониторинге результатов деятельности ДОУ, в совершенствовании материально-технической базы, в укреплении связей с семьей, школой, общественностью, в целесообразном сочетании основного и дополнительного образования.
Одним из условий управления качеством образования является оптимизация педагогического процесса, которая осуществляется в результате работы по следующим направлениям: обновление содержания образования, организация образовательного пространства [5].
Организация образовательного пространства должна сочетаться в контексте с управлением образовательным учреждением. Управление образовательным учреждением — особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности детей, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития образовательного учреждения [2, c.466].
Отметим, что внедрение инновационных программ развития ребенка-дошкольника или оптимальное сочетание их с региональными программами и технологиями обеспечивают полноценное личностное развитие детей. Работа дошкольного образовательного учреждения в инновационном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания, обучения, образования дошкольников; повышение квалификации сотрудников, организацию психолого-педагогического просвещения родителей.
В последнее время в педагогической инноватике внедрение и распространение передового опыта стали рассматриваться как виды инновационных процессов. Значительное место отводится изучению жизненного цикла инновационных, классификации нововведений, источникам идей инновационной педагогики, актуализируется проблема нормативно-правового обеспечения инноваций.
Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и воспитанников.
Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени.
Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.
Учебно-воспитательный процесс как таковой, занимающий центральное место в образовательной деятельности, можно рассматривать как инновационный, так как его цель заключается в передаче детям новых для них знаний, в формировании новых свойств личности.
Итак, качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов: качество воспитательно-образовательного процесса, качество условий осуществления образовательной деятельности, качество результатов.
Таким образом, управление качеством образовательного процесса — это систематический, интегрированный и организованный процесс работы, направленный на непрерывное улучшение качества.
В заключение отметим, что без грамотного управления и совершенной организации воспитательного процесса не будет положительного эффекта ни от капиталовложения, ни от модернизированной техники, ни от самоотверженного труда педагогов, воспитателей.
Литература:
1. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266–1 «Об образовании» (С изменениями и дополнениями от 12 ноября 2012 г.)
2. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
3. Коротков Э. М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2007.
4. Управление качеством в образовательном учреждении. Выпуск 3: сборник научных статей и тезисов / Урал. гос. пед. ун-т; Екатеринбург, 2012.
5. Хабибуллина Р. Ш. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, дошкольное образование, управление качеством, воспитательно-образовательный процесс, педагогический процесс, качество образования, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, образовательное учреждение, основной предмет.
moluch.ru
Методическое сопровождение муниципального уровня как условие оптимизации образовательного процесса в доу
Елена Николаевна Климина,методист высшей квалификационной
категории МОУ ДПО «Куединский
районный методический центр,
п.Куеда,Пермский край.
Методическое сопровождение муниципального уровня как условие
оптимизации образовательного процесса в ДОУ
Современное образование предъявляет к педагогической деятельности требование совершенствования педагогических технологий, которые, с одной стороны, исследуют наиболее рациональные пути обучения, с другой стороны, выступают в качестве системы принципов, средств и методов, применяемых в образовательном процессе. Решению названных задач во многом способствует теория оптимизации образовательного процесса. Данная теория была разработана в конце XX века Ю.К. Бабанским, который определил оптимизацию обучения как научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения с точки зрения успешности решения его задач и рациональности затрат времени.
Эффективности применения теории оптимизации обучения, способствуют следующие принципы:
- ^ к изучению образовательного процесса, предполагающего рассмотрение во взаимосвязи всех его элементов.
- Учет индивидуальных особенностей обучаемых при построении образовательного процесса.
^ Теория оптимизации обучения способна быстро модернизироваться по мере накопления педагогического опыта и выявления сильных и слабых сторон в состоянии образовательного процесса. Данная особенность теории оптимизации является особенно важной в современных условиях постоянного обновления технологий, содержания образования.
Теория оптимизации вводит в дидактику новую категорию – систему способов оптимизации обучения, которая вытекает из закономерностей и принципов обучения. Способом оптимизации обучения называют такую взаимосвязанную деятельность педагога и ребенка, которая заранее ориентирована на получение максимально возможной в данной ситуации эффективности обучения при соблюдении установленных нормативов затрат времени, т.е. без перегрузки детей и педагогов.
^ состоит из совокупности способов выбора оптимального варианта каждого из его основных элементов – задач, содержания, методов, средств, форм.
Оптимизации образовательного процесса в ДОУ способствуют ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основная образовательная программа обеспечивает дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении. Требования к структуре ОП определены, теперь, на уровне федерального нормативного правового акта – приказа Министерства образования и науки РФ. Определено содержание дошкольного образования, реализация которого позволит детям полноценно и гармонично развиваться в адекватных их возрасту видах деятельности, прежде всего – в игре. Авторы ФГТ отказались от предметного принципа структурирования программы. Содержание психолого-педагогической работы с детьми представлено образовательными областями. Интеграция разных образовательных областей – важный шаг в структурировании программного материала. Комплексно-тематический подход – один из основополагающих принципов федеральных требований. Приоритетной формой обучения дошкольников объявлена совместная деятельность взрослого и ребенка. Результат освоения детьми ООПДО представлен в виде интегративных личностных качеств ребенка. Следовательно, ФГТ ориентируют педагогов-дошкольников на инновационный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.
Как показывает практика, инновационный процесс осуществляется более эффективно, когда созданы условия для его введения и реализации. В данном случае мы говорим об организованном научно-методическом сопровождении как условии на всех уровнях образования. Особенно остро встает вопрос о методическом сопровождении тогда, когда отсутствуют или не определены методические подходы, либо механизм введения новшества в образовательную практику.
Согласно нормативным документам регионального уровня руководителями муниципальных органов управления образованием, методических служб, дошкольных образовательных учреждений, разработан план (механизм) поэтапного ввода в действие ФГТ во всех дошкольных образовательных учреждениях.
Так, в прошлом учебном году на муниципальном уровне таким механизмом стал разработанный управлением образования управленческий проект по введению в действие ФГТ. В результате реализации проекта всеми педагогическими коллективами района разработаны ООПДО. В этом учебном году реализуется муниципальный проект «Методическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ» (в условиях реализации ФГТ). В основу целеполагания и содержания проекта легли проблемы, выявленные в ходе защиты ООП, на Школе заведующих ДОУ, и заказ педагогических коллективов на информационные и образовательные услуги. Исходя из этого, цель и содержание проекта направлено на создание методических условий для повышения профессионализма педагогов-дошкольников в вопросах организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии ФГТ. Достижение поставленной цели и задач осуществляется через организацию и деятельность вариативных методических форм, а именно: районных профессиональных объединений, муниципальных опытно- педагогических площадок и опорных ДОУ, семинары-практикумы на базе РМЦ и ДОУ, а так же курсы повышения квалификации.
В течение учебного года работали следующие районные профессиональные объединения: Школа заведующих ДОУ. Тема «Мониторинг качества дошкольного образования»; Постоянно действующие семинары педагогов ДОУ, НШС. Тема «Интеграция содержания дошкольного образования», «Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОУ»; Проблемная группа педагогов ДОУ. Тема «Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ».
Прошли тематические семинары (практикумы) одного дня (на базе РМЦ, ДОУ): «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГТ», «Современные формы обучения дошкольников (непосредственно образовательная деятельность)», «Мониторинг результатов освоения основной общеобразовательной Программы ДОУ», «Технология обучения навыкам сотрудничества», «Портфолио в детском саду».Удовлетворить свои профессиональные потребности педагоги смогли посещая семинары опорных ДОУ: «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса детей 5-7 лет, как фактор успешной готовности их к школе» (Федоровский детский сад), «Интеграция содержания дошкольного образования» (Большегнодырский детский сад), «Проектная детская деятельность как средство повышения познавательной активности дошкольников» (Куединский детский сад № 2)
Ряд ДОУ занимались опытно-педагогической деятельностью, нарабатывая теоретический и практический материал по следующим темам: «Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в ДОУ» (Урталгинский детский сад), «Оптимизация форм и методов обучения дошкольникам навыкам сотрудничества» (Куединский детский сад № 4), «Создание условий для развития коммуникативных умений дошкольников посредством театрально-игровой детской деятельности» (Куединский детский сад № 3), «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» (Куединский детский сад № 1). Все выше перечисленные темы в разных методических формах освещались в аспекте реализации ФГТ к структуре ООПДО и ФГТ к условиям реализации ООПДО с привлечением ведущих научных специалистов в области дошкольного образования Прикамского института повышения квалификации специалистов и Кудымкарского института усовершенствования учителей.
Поскольку, ФГТ ориентируют нас на изменение форм работы с дошкольниками, соответственно, должны и измениться формы работы с педагогами. Так, на этапе разработки и написания планов работы руководителями профессиональных объединений, особое внимание уделяется тому, какие формы работы с педагогами будут применяться. Поэтому обязательными формами работы с педагогами являются совместная деятельность районного методиста и руководителей ПО, совместная подгрупповая деятельность педагогов, как во время семинаров, так и вне их, а так же самостоятельная педагогическая деятельность. районным методистом и руководителями профессиональных объединений в работе с педагогами используется пошаговая технология формирования субъектной позиции педагога, которая была представлена нами на предыдущих краевых научно-практических конференциях.
Семинарские занятия проходят в диалоговой форме, что активизирует педагогов на мыслительную и познавательную деятельность; используются приемы игрового моделирования, коллективного решения проблемных педагогических ситуаций, мозгового штурма, сравнения, сопоставления содержания нормативных документов с содержанием комплексных и парциальных программ; глубокий и подробный анализ открытых просмотров; обучение способам построения мотивационного, рефлексивного поля. Между участниками профессиональных объединений существует договор: активно изучай, экспериментируй, пробуй, адаптируй, внедряй на практике то, что изучили на семинаре.
На муниципальном уровне определились подходы к разработке основной общеобразовательной Программы дошкольного учреждения, реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, руководителями дошкольных учреждений разработаны проекты программ мониторинга качества условий и качества результата. Воспитатели детских садов более активно применяют в практике работы с детьми такие методы, как проектный, исследовательский, моделирование, технологию обучения дошкольников навыкам сотрудничества. Пришло понимание проектирования педагогического процесса по игровой деятельности в соответствии подходов определенной авторской педагогической технологии. Однако, большинство воспитателей находятся на этапе осмысления, практических проб тех новшеств, которые повлекли за собой ФГТ.
Проблем и вопросов в ходе работы возникает много. Вот ряд из них:
- низкий уровень умений педагогов в перспективном распределении задач образовательных областей на учебный год и, следовательно, конструирование образовательного процесса в соответствии образовательных задач, которые решаются в определенный период времени с учетом комплексно-тематического принципа и принципа интеграции;
- освоение технологии организации и проведения совместной деятельности педагога с детьми; понимание и осмысление сущности непосредственно образовательной деятельности;
- осуществление системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов освоения Программы. Для воспитателей проведение педагогической диагностики интегративных качеств, для руководителей, мониторинг качества процесса дошкольного образования.
Но самым проблемным остается вопрос на содержательном уровне (программно-методическом). Приоритетной формой обучения дошкольников осталось учебное занятие, которое организуется и проводится по старым «методичкам». И если воспитатель постоянно не преобразует конспект занятия в сценарий совместной деятельности, или не создает новый, то изменения в сторону появления интегративных качеств у ребенка вряд ли появятся. Вопрос: что делать воспитателю? Разрабатывать или ждать, когда выйдут «методички двадцать первого века»?
Таким образом, эффективная система научно-методического сопровождения способствует оптимизации образовательного процесса в ДОУ в условиях ФГТ к структуре ООПДО.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
3. Информационное письмо Министерства Образования Пермского края «О разработке ООПДО» от 17.11.2010г.
4. Информационное письмо Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края «О переходе на новую программу» от 05.08.2010г.
- М. Аромштам. «В ожидании перемен». Журнал «Дошкольное образование» № 16, 17, 2010г.
uch.znate.ru
Оптимизация процесса воспитания в ДОУ при использовании средств компьютерных технологий
Скачать документ
3
Оптимизация процесса воспитания в ДОУ при использовании средств компьютерных технологий
Григоревская Я. В.
Блинская Е.М.
МБДОУ Детский сад комбинированного вида №46
Первое десятилетие ХХI века характеризуется беспрецедентными темпами развития информационного пространства посредством внедрения компьютерных технологий в любую сферу деятельности человека, в том числе и образование. На сегодняшний день информатизация определяется учеными-педагогами как глобальная реорганизация образовательной среды, обусловленная внедрением в учебный процесс новых информационно-коммуникационных технологий и обеспечивающая систематизацию и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Стремительный процесс информатизации образовательного пространства определил эффективные направления в совершенствовании системы дошкольного воспитания, находящейся в условиях перехода на образовательный стандарт нового поколения. Применение информационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения должно рассматриваться как стратегическое решение, ориентированное на формирование и развитие новой учебно-воспитательной системы. Необходимо учитывать, что в первую очередь интерес представляют педагогические, методические и организационные проблемы применения новых информационных технологий при работе с детьми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит целью обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения. В соответствии с целью одной из основных задач является обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников. Основная образовательная программа дошкольного образования должна проектироваться как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и должна определять объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, а также организационно-педагогические условия образовательного процесса. Содержание вновь разрабатываемой программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать социально-коммуникативное, познавательное, речевое художественно-эстетическое и физическое направления развития детей [5].
В соответствии с новыми требованиями реализация различных программ, используемых в образовательном процессе должна проходить в насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей предметно-пространственной среде. Такая специфическая учебно-познавательная среда непосредственно при работе с детьми в группе может быть создана при наличии средств компьютерных технологий обучения.
Анализ научных исследований посвящённых дидактическим и психолого-педагогическим аспектам применения информационных технологий на занятиях с детьми в рамках дошкольных образовательных учреждений подтвердил, что данная проблема носит актуальный характер.
На протяжении многих лет педагоги приводят свои точки зрения о проблеме внедрения компьютерных технологий в систему дошкольного образования. Достаточно остро обсуждаются вопросы: сколько по времени, ребёнок должен находиться за компьютером; какое влияние оказывают компьютерные игры, используемые в образовательном процессе, на психическое и физическое здоровье воспитанника и коммуникативные отношения с другими детьми.
Педагоги Г.А. Репина, Л.А. Парамонова рассматривают применение компьютерных технологий при обучении детей в ДОУ как один из основных факторов сохранения психического здоровья детей, обеспечивающих решение многих педагогических задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению; обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование мотивации к обучению; развитие познавательной активности и самостоятельности; формирование соответствующих возрасту интеллектуальных умений.
Основываясь на исследованиях зарубежных и отечественных ученых, таких как С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова можно сделать вывод о целесообразности применения информационных технологий в развитии познавательных способностей воспитанников старшей группы. В данных работах доказывается развивающая роль компьютерно-игровых комплексов в дошкольном учреждении на занятиях с детьми, начиная с пяти лет [2,4].
Педагог Кудрявцева Н.В. считает, что периодическое использование средств компьютерных технологий и главное дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости, помогает наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером [4].
Необходимо отметить, что одной из основных целей использования компьютерных технологий является приобщение детей к современной информационной культуре. Используемые технические средства обучения «в руках» педагога и методические особенности их применения в игровой форме призваны стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении системы новых знаний. На сегодняшний день создан целый ряд программных продуктов ввиде развивающих и обучающих игр, которые активно используются педагогами-дошкольниками на занятиях с воспитанниками различных групп. Однако большая часть разработанных игровых комплексов хоть и способствует активации учебно-воспитательного процесса, но не рассчитаны в полной мере на реализацию задач образовательной программы, поэтому должны рассматриваться как средство обучения и использоваться в сочетании с другими педагогическими приёмами работы.
Необходимость использования информационных технологий обучения при работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении не может вызывать сомнений. Применение вариативных и разнообразных по содержанию инновационных педагогических методик при использовании средств компьютерных технологий будет способствовать познавательной мотивации воспитанников и повышению качественных показателей образовательного процесса в целом.
Литература:
-
Азамова М. Н. Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста [Текст] / М. Н. Азамова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 385-387.
-
Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
-
Кудрявцева Н.В. Использование ИКТ в условиях ДОУ в соответствии с требованиями ФГТ. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/02/01/ispolzovanie-ikt-v-usloviyakh-dou-v-sootvetstvii-s
-
Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г, № 11
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: [http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf].
eduboss.ru
Оптимизация оздоровительной деятельности в доу
ОПТИМИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Пережив инновационный бум и реформы конца 20 века, которые в значительной степени затрагивали проблемы обеспечения сохранения здоровья детей, система дошкольного образования вступила в новом веке в стадию его модернизации. Этот процесс может быть успешным только при реализации политики интенсивного развития образовательных учреждений и создании условий активного их взаимодействия с наукой и передовой педагогической практикой. Такой подход позволит осуществить прорыв в сложившейся практике работы ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей, на профессиональном уровне внедрять прогрессивные оздоровительные технологии.
Основной задачей ДОУ на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности. В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с обеспечением его управляемости. Управление же должно строится с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого – педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, его рационального использования, а также решение возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогическим коллективом и родителями, дошкольным учреждением и органами управления.
Первичным элементом управления оптимизацией оздоровительной деятельности является программа медико–психолого-педагогического плана. Эта программа называется базовой оздоровительной программой.
Во первых, эта программа не является общепринятым набором лечебно-профилактических или физкультурных мероприятий. Она представляет собой систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.
Во-вторых, она направлена на преодоление стратегической неопределенности, в условиях которой происходит реализация оздоровительных технологий. В базовой программе выделяют те ситуации, которые для ребенка наиболее значимы по своим последствиям, например - эпидемия гриппа. Это позволяет своевременно разработать систему мер, способных снизить их последствия или, наоборот, оптимизировать воздействие их положительных факторов, например оздоравливающие мероприятия в летне-оздоровительный период.
В-третьих, базовая программа позволяет выделить приоритетные цели оздоровительной деятельности в соответствии со спецификой состояния здоровья и физического развития детей. Это дает возможность построить схему пересечения. В качестве примера можно привести закаливание. С одной стороны закаливание является общеукрепляющим организм средством, а с другой является отличной профилактикой простудных заболеваний. Принцип пересечения успешно применяется при создании комплексных систем. Его реализация имеет большое значение для выработки в области создания здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. На этой основе определяется состав исполнителей, затраты на реализацию оздоровительных технологий с учетом конечного результата. В нашем случае конечным результатом будет снижение заболеваемости и повышение показателей состояния физического и психического здоровья детей.
Цель Базовой Оздоровительной Программы – создание надежной системы управления оздоровительной деятельностью, а так же механизма привлечения к ее реализации различного рода ресурсов, как интеллектуальных, так и материальных. Эта система должна гарантировать возврат затраченных ресурсов в виде крепкого здоровья и полноценного физического и психического развития воспитанников детского сада.
Структура программы содержит набор механизмов развития инновационных подходов к организации оздоровительной деятельности. Обязательными разделами являются: информационно-аналитический, проектно-технологический, ресурсное обеспечение, контроль.
-Информационно-аналитический раздел содержит сравнительные данные о результатах работы ДОУ по снижению заболеваемости детей за три года. Информацию о состоянии здоровья детей в сопоставлении с данными об образе жизни их семей и социальном статусе родителей. Анализ профессионального потенциала педагогов, все возможные ситуации, способные негативно повлиять на здоровье, физическое и психическое развитие воспитанников, обусловленные уровнем профессионализма персонала и условиями содержания детей.
-Проектно-технологический раздел содержит пакет парциальных оздоровительных технологий ведущей является система лечебно-профилактической работы, вариативные модели физического воспитания и организации жизнедеятельности детей в ДОУ в различных нестандартных ситуациях.
-Ресурсное обеспечение, по сути является программой развития ДОУ в части построения и оптимизации оздоровительной деятельности. В этом разделе выделяем потребности ДОУ для успешной реализации оздоровительных технологий и обеспечения адекватной реакции учреждения на нестандартную ситуацию. Например, быстрая перестройка деятельности учреждения в связи с карантином.
-Контроль. В данном разделе мы отслеживаем использование разработанных технологий, мониторинг физического воспитания, профессиональную деятельность персонала и социально-гигиенические условия семей воспитанников.
Данная программа позволяет нам разработать полный цикл деятельности, а так же вскрыть и реализовать резервы дошкольного учреждения и продумать каждый последующий шаг для улучшения здоровья детей. Сравнительный анализ выявил пока незначительное, но все же заметное снижение случаев заболеваемости детей по всему детскому саду. За шесть месяцев учебного года заболеваемость снизилась на 85 случаев. За три месяца летнего оздоровительного периода заболеваемость снизилась на 42 случая.
Педагогические выводы: любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.
Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а так же от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Коллектив нашего детского сада придерживается следующего правила:
«Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно».
Список литературы:
Алямовская В.Г. Оптимизация оздоровительной деятельности в ДОУ. Н.Новгород, 2002.
Алексеева А.С. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ: проблемы и пути оптимизации. М. Феникс, 2002.
Овчинникова Т.С. Качество образования и организация управления в ДОУ компенсирующего вида. Санкт-Петербург 2006.
Федорова Л.А. Нормативные документы по правовому обеспечению ДОУ. М. Аркти, 2005.
refdb.ru