Правительство в 2018 году откажется от плановых проверок по шести видам надзора . Оптимизация надзорных органов в 2017 году последние новости


Лукаво забытое старое: Геннадий Онищенко — о реформе надзорных органов

Геннадий Онищенко, специально для РИА Новости

В преддверии нового политического цикла вновь заговорили о проблеме контрольно-надзорных органов: об их деятельности и реформировании. Иногда создается впечатление, что эта реформа превращена чуть ли не в самоцель — делать, лишь бы делать. При анализе заявлений причастных к этому вопросу напрашивается ряд интересных выводов.

Борис Титов: государство должно вмешиваться в экономикуПервое, что бросается в глаза: те, кто пытаются реформировать контрольно-надзорные органы, но при этом никогда не работали в сфере, видимо, исходят из "философии эффективных менеджеров".

Такие люди, впрочем, готовы осуществлять менеджмент любой области — от экономики до политики.

Я, однако, хотел бы обратить внимание на содержательную часть вопроса. Суть в том, что зачастую под видом якобы новаторских решений "реформаторы" преподносят давно принятую в нашей стране практику.

Не отстают от них и профессионалы в надзорных органах.

Так, нам постоянно выдают за новинку так называемый риск-ориентированный надзор. Отдельные руководители надзорных органов говорят, что это нововведение последних пяти лет. Это лукавство. Возьмем тот же эпидемиологический надзор. Сейчас много говорят о том, что "необходимо анализировать общую ситуацию в мире", что к этому пришли только сейчас.

Скворцова рассказала, как снизилась заболеваемость гриппом за 10 летНа самом деле, напомню, уже давно в рамках Всемирной организации здравоохранения с активнейшим участием нашей страны был организован глобальный надзор за циркуляцией вируса гриппа. Наша страна является лидером в этом вопросе. Это дает прагматичный эффект: каждый год изготавливается новая вакцина против гриппа, которая всегда актуальна и применима к тем штаммам, которые циркулируют в эпидемиологический сезон. Это огромное достижение, спасающее миллионы жизней.

Вакцинация от гриппа

Так вот это не что иное, как риск-ориентированный надзор. Он был смоделирован с участием России не только потому, что у нас есть великая школа эпидемиологии. У нас есть еще и национальная особенность: сегодня наша страна является глобальным "родильным домом" для всех видов перелетных птиц, которые существуют на Земле. К нам ежегодно прилетают десятки миллионов птиц, начиная с юга Африки, юга американского континента в летний период. Это прежде всего водоплавающие птицы, которые являются природными резервуарами гриппа.

Далее: с начала прошлого века в нашей стране тщательнейшим образом описывались все скотомогильники скота, погибшего от сибирской язвы. И сегодня все 35 тысяч скотомогильников, имеющих точные географические координаты, содержатся в кадастре, который ведется эпидемиологами нашей страны. Эти скотомогильники — не что иное, как природный резервуар сибирской язвы. Мониторинг за ними обеспечивает стабильность эпидемиологической ситуации.

Указатель "Скотомогильник" на трассе Целинное-Бийск в Алтайском крае

Далее: еще в 1989 году вся огромная страна, которая называлась Советским Союзом, с точностью до административного района каждого населенного пункта была откадастрирована по принципу рисков распространения холеры в случае попадания возбудителя заболевания в данный регион. Исходя из этих данных строились все эпидемиологические мероприятия по контролю заболеваемости среди населения. Риск-ориентированный надзор выходил далеко за пределы сугубо медицинской деятельности. И эта система сегодня эффективно работает. И приносит огромный экономический эффект от предотвращения эпидемиологического осложнения.

Российские ученые изобрели новое лекарство от сибирской язвы

Пугает то, что люди, которые занимаются надзорной деятельностью, забыли, что риск-ориентированный надзор успешно применялся задолго до них. Не помнить этого, не опираться на это, а ссылаться на то, что "где-то в Европе существуют правильные методы", безответственно по отношению к истории профессии в нашей стране.

Есть еще одна практика, которую сейчас любят преподносить как откровение. Дескать, сейчас впервые начинают внедрять технологии внутреннего контроля. На деле же еще в первой половине прошлого века в контрольно-надзорной деятельности в ответственность производителей, в том числе и пищевых продуктов, медикаментозных средств, других продуктов сельскохозяйственного производства, входил внутренний контроль, в том числе технологий и лабораторий. Без этого нельзя обеспечить высокое качество продукта.

Диетолог: Надо привыкнуть думать о том, что ты ешьГоворится и о том, что сегодня впервые мы внедряем контроль за продуктами, а не за предприятиями (это, отмечу, говорят люди, которые отвечают сегодня в стране за важнейшие виды надзора). Это не так. Контроль за прохождением любого продукта — от поля до тарелки — всегда был на первом месте. Все начиналось даже не с клубня картофеля, а с контроля качества земель. Разговоры о том, что это якобы начинается только сейчас, вызывают недоумение.

Контроль качества мяса на Центральном рынке Новосибирска

Еще одно обстоятельство, на которое мне бы хотелось обратить внимание. Все, что мы делаем, делается не ради самих себя, не ради совершенствования взаимодействия между структурными производителями-контролерами, а ради потребителя, гражданина. Его оценка и удовлетворенность состоянием работы — главный критерий нашей работы.

Кампанейщина тут только вредит. Беспрерывное провозглашение реформ формируют лишь недоверие в обществе. Опираясь же на оценку нашей работы гражданами и на наработанный опыт, мы в преддверии нового политического цикла сможем решить актуальные вопросы контрольно-надзорной деятельности.

Будущему правительству, которое придет после мартовских выборов, нужно дать возможность постоянной работы по совершенствованию деятельности контрольно-надзорных органов. Тем более это актуально сегодня, в той обстановке, которая складывается вокруг государства, а это появление, в том числе, военных биологических лабораторий по периметру страны, которые несут потенциальную опасность преднамеренного воздействия на состояние здоровья наших граждан. Выявлять риски, оценивать их и принимать эффективные меры по сохранению биологической безопасности нашего государства — вот задачи риск-ориентированного надзора. Хотел бы особо отметить: необходимо прекратить межведомственные распри, которые тормозят и формирование законодательного поля в области биологической безопасности, и совершенствование самой структуры контрольно-надзорной области.

Татьяна Голикова: у нас нет права на ошибку в проведении социальных реформ…В целом, по моему глубокому убеждению, в результате непродуманного реформаторства мы не только не приобретаем в контрольно-надзорной деятельности, а, наоборот, теряем и мельчаем.

У нас огромный опыт. Это, разумеется, не значит, что контрольно-надзорная деятельность вовсе не нуждается в развитии и закрыта для реформирования. Сегодня мы имеем колоссальные технологические возможности благодаря компьютеризации. Имея эти возможности, мы можем внедрять современные программы и технологические методы, и, опираясь на опыт, резко повышать эффективность этой работы.

Но это совершенно не то что заменять наработанные собственные подходы бездумно импортированными с Запада аналогами. Это неверный подход.

Наша задача — не делать псевдооткрытий, которые тешат честолюбие тех или иных руководителей, не ссылаться без надобности на международные организации, которые всегда у нас учились этой работе. А опираясь на собственный гигантский опыт нашей страны, быстро и своевременно использовать открывающиеся технологические возможности, непрерывно совершенствовать эту важнейшую из функций государства.

 

ria.ru

Надзорные органы отчитаются об актуализации и оптимизации требований к бизнесу

2 Ноября 2017

Надзорные ведомства должны отчитаться о принятых мерах по оптимизации требований, которые предъявляются бизнесу. Также они должны будут представить информацию о том, как идёт актуализация нормативных актов, в которых эти требования содержатся. Кроме того, госорганам предстоит до 15 декабря подготовить списки нормативных актов времён СССР и РСФСР, в которых содержатся запрещённые к проверке требования. Такие поручения дал куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов по итогам заседания правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти.

По данным Минюста, не все надзорные ведомства качественно выполняют пункты «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016-2017 годы, связанные с пересмотром и актуализацией требований. К разряду отстающих причислены Минприроды, Минстрой, Минтранс, Минтруд, Роспотребнадзор, Роструд, ФМБА, Россельхознадзор и Росрыболовство. Надзорным ведомствам поручено до 1 декабря отчитаться в Минюст о разработке планов-графиков по исключению устаревших, избыточных и дублирующих требований.

При этом Минпромторгу, МЧС, Росздравнадзору, Росприроднадзору, Россельхознадзору, Ростехнадзору и Ространснадзору необходимо до 15 ноября отчитаться в Минэкономразвития о мерах, которые они приняли по оптимизации обязательных требований, в том числе по отмене неэффективных и избыточных требований к бизнесу.

Кроме того, федеральным органам исполнительной власти поручено направить в Минэкономразвития перечни нормативных актов времён СССР и РСФСР, в которых содержатся обязательные требования, запрещённые к проверке с 1 июля 2017 года, а также план их отмены. Соответствующая норма была введена в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей в июле 2016 года, на её выполнение надзорным ведомствам был отведён год. Некоторые исключения были сделаны для Минтруда.

У вас есть анализ, как ведомства этим воспользовались? За год они должны были либо пересмотреть соответствующие нормы, либо отменить их. Представьте анализ, сколько требований и актов существовало и сколько из них надзоры перестали проверять, сколько актов было пересмотрено. Все понимают, что если завтра по требованиям, которые не отменили и которые по закону нельзя проверять, произойдёт какое-то несчастье, то Следственный комитет увидит в этом бездействие и халатность», — предупредил Михаил Абызов.

Также министр поручил подготовить списки нормативных актов, которые должны быть актуализированы, если будет решено запретить проверку требований, установленных до 2010 года – даты введения процедуры ОРВ. С такой инициативой ранее выступило Минэкономразвития.

Обобщённые предложения по дальнейшей актуализации требований к бизнесу Минэкономразвития подготовит до 15 февраля 2018 года.

Кроме того, Минэкономразвития с участием Генпрокуратуры должно, согласно поручению Михаила Абызова, до 1 декабря представить предложения по совершенствованию Единого реестра проверок proverki.gov.ru. Этот интернет-ресурс, работу которого курирует Генпрокуратура, заработал с 1 июля 2015 года. Его создание позволило существенно повысить прозрачность контрольно-надзорной деятельности и уменьшить риски необоснованных визитов контролирующих органов к предпринимателям. С 1 июля 2016 года в нём собирается информация не только о федеральных проверках, но и о региональных, а также об их результатах.

В срок до 15 ноября госорганам, наделённым контрольно-надзорными полномочиями, а также ведущим деловым объединениям и бизнес-омбудсмену Борису Титову нужно представить свои рекомендации по доработке реестра, в том числе с точки зрения удобства работы с системой для предпринимателей.

Нужно собрать все замечания и кляузы на качество работы системы и создать своего рода "книгу жалоб и предложений". Критерии оценки должны быть простыми: удобство интерфейса, скорость работы системы, совместимость "личных кабинетов" с первоначальными данными. Мы должны провести "боевое"испытание всех систем, связанных с ЕРП, чтобы бизнес сказал своё слово, чего ему не хватает. Несвоевременное раскрытие какой информации может нанести ущерб бизнесу? Ваша задача — подготовить целостное представление о развитии Единого реестра проверок и смежных систем для удовлетворения запросов конкретных референтных групп пользователей», — сказал Михаил Абызов.

Не все надзорные ведомства готовы к тому, чтобы информация об их проверках заносилась в реестр. Так, ФНС и Минфин говорят о нецелесообразности включения в ЕРП информации о налоговых проверках, поскольку это, по мнению чиновников, будет свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика и возможных правонарушениях в его работе, а значит, приведёт к имиджевым рискам. Подкомиссия с этой позицией согласилась. В то же время Минфину и ФТС поручено подготовить предложения о размещении в реестре проверок информации о таможенных проверках.

Одно из принципиально важных направлений реформы госконтроля — внедрение риск-ориентированного подхода при проведении проверок. В перспективе с учётом рисков будут осуществляться не только плановые, но и внеплановые проверки. Для этого надзорные органы должны разработать индикаторы риска нарушения обязательных требований. В рамках этой работы такие предложения поручено подготовить Минкомсвязи и Роскомнадзору. Затем они пройдут обсуждение с представителями бизнес-сообщества.

В рамках совершенствования контрольно-надзорной деятельности надзорные ведомства должны проводить научно-исследовательские работы в области внедрения риск-ориентированного подхода. В большинстве случаев НИР проводятся без учёта сроков реализации «дорожной карты» по совершенствованию госконтроля, рассчитанной на 2016-2017 годы. В значительной части работ отсутствует анализ практики и статистических данных, что делает эти исследования скорее теоретическими. Положительные практики эксперты отмечают у Ространснадзора, МЧС, Росприроднадзора и Ростехнадзора, их предложено рекомендовать остальным ведомствам.

Основная задача этих НИРов — получить приборную панель, статистику показателей результативности работы надзорных ведомств, чтобы можно было более качественно управлять рисками и прогнозировать планы по надзорной деятельности. Без цифр и статистики мы находимся в абсолютном вакууме», — отметил Михаил Абызов.

Министр поручил сформировать в открытом доступе библиотеку лучших практик научно-исследовательских работ в области риск-ориентированной контрольно-надзорной деятельности и учесть эти наработки при подготовке Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками. Стандарт разрабатывается в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется под эгидой Открытого правительства.

Все события

open.gov.ru

Россельхознадзор - Новости

© Центральный аппарат

Реформа государственного контроля и надзора приносит серьёзные результаты: надзорные органы публикуют в открытом доступе нормативно-правовые акты, содержащие обязательные требования, а частота проверок зависит от класса опасности объекта. Ряд надзорных ведомств уже внедрил чек-листы — списки контрольных вопросов, без которых инспекторы не смогут проводить плановые проверки. Утверждены 9 «дорожных карт» по устранению избыточных и устаревших требований к бизнесу. Бизнес принимает непосредственное участие в принятии ключевых решений в рамках реформы. Первые итоги реализации приоритетной программы по реформе госконтроля, а также дальнейшие шаги по её выполнению обсуждались 10 октября на заседании Общественно-делового совета реформы с участием куратора реформы, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. Министр сообщил, что разработанный в тесном сотрудничестве с бизнесом фундаментальный закон, в котором будут зафиксированы новые принципы госконтроля, планируется принять до конца года, а «нулевое» чтение документа пройдёт 19 октября в Государственной Думе РФ.

Один из наиболее сложных проектов реформы, по мнению Михаила Абызова, — это пересмотр избыточных, устаревших и дублирующих требований. Для этого в Общественно-деловом совете, состоящем из чиновников и представителей бизнеса, создано 19 рабочих групп. Они подготовили около 400 предложений по ликвидации лишних требований. На основе этих предложений подготовлены и утверждены 9 «дорожных карт», содержащих конкретные шаги по внесению изменений в нормативно-правовые акты. В планах утверждение ещё целого ряда таких «дорожных карт».

Если требования не будут изменены, реформа не будет успешной. Чтобы наша работа по реформированию госконтроля была необратима и результативна, надо сконцентрироваться именно на изменении требований, потому что они устанавливают правила игры в законах и нормативно-правовых актах», — подчеркнул Михаил Абызов.

Ревизия требований, как отметил министр, идёт в целом по графику. Тем не менее в Минюсте констатируют, что некоторые надзорные органы уже отклоняются от сроков выполнения взятых на себя обязательств по внесению изменений в нормативную базу, направленных на ликвидацию ненужных требований.

Реальный продукт, который бизнес уже увидел по ряду видов надзора, это проверочные листы — списки вопросов, на которые предприниматель в ходе проверки исполнения требований может ответить «да» или «нет». По некоторым надзорам они заработали с 1 октября, а с 1 июля 2018 года на чек-листы должны будут перейти все 12 надзорных ведомств, участвующих в приоритетной программе.

В работе по чек-листам важно, чтобы в них были отражены наиболее значимые обязательные требования, а не весь перечень требований, вытекающий из существующей нормативной базы», — подчеркнул председатель Общественно-делового совета, глава РСПП Александр Шохин.

Надзорные ведомства зачастую включают в чек-листы требования, которые не являются приоритетными, но существуют в нормативно-правовой базе, указал Михаил Абызов. Роструд, например, считает, что надо включать в проверочные листы все требования без исключения.

Один из возможных вариантов — визуально выделять в чек-листах наиболее значимые требования, подлежащие проверке в приоритетном порядке, — предусмотреть так называемый красный бланк. Практику применения чек-листов мы будем оценивать регулярно. Каждый месяц мы будем проводить обсуждение применения чек-листов в ходе проверок, получать обратную связь, чтобы ликвидировать ситуации, которые могут привести к избыточному давлению на бизнес», — сказал Михаил Абызов.

Чек-листы, как подчеркнул министр, должны иметь электронный формат, кроме того, они должны размещаться в открытом доступе, чтобы представители бизнеса имели возможность провести самоаудит и устранить нарушения до прихода инспектора. Однако чек-листы действуют лишь при проведении плановых проверок. Это около 400 тыс. проверок в год, в то время как общее число проводимых надзорными ведомствами проверок превышает 2 млн. До мая необходимо внедрить риск-ориентированный подход при проведении внеплановых проверок, подчеркнул министр. Согласно этому подходу, инспектор будет выезжать на проверку лишь в том случае, когда речь идёт о значительной угрозе жизни и здоровью. В остальных случаях можно будет ограничиться дистанционным контролем.

Министр поддержал предложение «технологизировать» формат сбора предложений от бизнеса по ликвидации избыточных и устаревших требований и сделать его регулярным. Для этого, по его словам, нужно установить порядок модерации этих предложений, а также обеспечить информационную платформу — создать специальный ресурс в интернете. Минэкономразвития при этом предстоит подумать, как увязать этот формат с существующей процедурой оценки фактического воздействия. Михаил Абызов также предложил Минэкономразвития, Минюсту и проектному комитету реформы проработать возможность прохождения новых нормативных актов через рабочие группы Общественно-делового совета, но не допустить при этом дублирования оценки регулирующего воздействия.

Михаил Абызов сообщил, что в ближайшее время стартует пилотный проект по кодификации законодательства, содержащего требования к бизнесу. Уже определены 3 направления: полномочия ФАС по регулированию тарифов естественных монополий, полномочия Роспотребнадзора в части СанПиНов и полномочия Росприроднадзора. Опыт кодификации законодательства есть за рубежом, у некоторых российских надзорных ведомств он также имеется. Так, эту работу с 2004 года вело МЧС в части пожарного надзора.

Профилактика — главный принцип, на базе которого должны будут работать контролёры. На базе утверждённого проектным комитетом реформы Стандарта профилактики нарушений обязательных требований все надзорные органы должны будут разработать свои программы внедрения профилактических мер. Один из элементов профилактики — проведение балансовых публичных мероприятий, на которых надзорные органы и бизнес обсуждают результаты проверок и наиболее типичные нарушения. Михаил Абызов пригласил членов Общественно-делового совета к участию в таких «балансовых», подчеркнув, что это не выставочная работа, а обязательная ежеквартальная процедура, которая проводится каждым терорганом по тем надзорам, которые вошли в приоритетный проект. Это удачный формат, который позволяет изменить коммуникацию между проверяющими и проверяемыми, считает министр. Он сообщил о планах поднять подобные мероприятия до уровня вице-премьеров. Так, в 4 квартале уже запланировано проведение подобных встреч с участием Игоря Шувалова — по налоговому и таможенному надзору,с участием Аркадия Дворковича — по полномочиям Россельхознадзора, с Александром Хлопониным — по вопросам работы Росприроднадзора.

19 октября, как сообщил Михаил Абызов, в Госдуме пройдут парламентские слушания законопроекта о государственном и муниципальном контроле, который более 2 лет разрабатывался на площадке Открытого правительства и профильной подкомиссии по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций с участием делового сообщества и претерпел множество итераций.

В ближайшее время предполагается вынесение законопроекта на обсуждение правительственной комиссии по законопроектной деятельности, затем он будет вынесен на заседание правительства. В целом мы идём в графике, и до конца года этот законопроект будет внесён в Государственную Думу и рекомендован к принятию. Он, по сути дела, будет замещать нынешний 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при проведении контрольно-надзорных мероприятий и будет устанавливать единые правила игры, поэтому для предпринимателей он имеет очень большое значение», — отметил Михаил Абызов.

Михаил Абызов подчеркнул, что последняя версия законопроекта обсуждалась с представителями всех бизнес-объединений, и в ней были учтены все направленные ранее замечания. Более того, деловые объединения поддержали принятие законопроекта на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольно-надзорных функций. Если с тех пор появились новые идеи по редактированию законопроекта, то они должны быть представлены, но это не должно стать препятствием для дальнейшего движения законопроекта, подчеркнул министр.

Нам очень важно по базовым, принципиальным вопросам до мая 2018 года все зафиксировать и преобразовать из документов проектных в документы нормативные. Тогда это будет фундаментом проводимой реформы и в порядке преемственности будет реализовываться новым кабинетом министров», —заключил Михаил Абызов.

www.fsvps.ru

Следующий год станет ключевым в перестройке надзорных органов

19 Сентября 2017

Количество плановых проверок в отношении бизнеса стабильно снижается, однако предприниматели всё ещё страдают от избыточных внеплановых проверок и давления со стороны правоохранительных органов. Реализация приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которую курирует министр РФ Михаил Абызов и в которой активное участие принимают Минэкономразвития, Генпрокуратура и всё предпринимательское сообщество, поможет существенно изменить ситуацию уже в следующем году. Так, будет внедрён полноценный риск-ориентированный подход при проведении проверок, кардинально изменятся показатели эффективности инспекторов, а сами инспекторы пройдут дополнительное обучение. Об этом шла речь на круглом столе «Взаимодействие правоохранительных органов и бизнеса» в рамках юбилейного форума «Опоры России».

Следующий год для нас будет ключевым в перестройке работы надзорных ведомств. Основные направления политики мы сформировали, обеспечили их нормативно. Сейчас крайне важно, как это будет реализовываться в конкретных ведомствах и, самое главное, "на земле" — в регионах. Я обращаюсь ко всем участникам с просьбой принимать участие в мероприятиях по анализу правоприменительной практики территориальных органов контроля и надзора и в постоянной, регулярной оценке уровня административного давления и неэффективных расходов бизнеса, связанных с надзорными мероприятиями. Соответствующую методику мы утвердили, она доведена до регионов. Мы с федеральным штабом "Опоры России" будем этот процесс сопровождать», — сказал Михаил Абызов.

Министр сообщил, что индекс административной нагрузки на бизнес со стороны надзорных ведомств был разработан с привлечением делового сообщества, он опубликован в открытом доступе. Рано или поздно, как напомнил Михаил Абызов, у инспектора должно появиться два показателя эффективности: сокращение ущерба и вреда и качество развития бизнеса в соответствующей отрасли. Начиная со следующего года все надзорные ведомства будут руководствоваться таким КПЭ, как сокращение причинённого вреда, а показатели, характеризующие количество штрафов и проверок, останутся лишь индикаторами для отслеживания нагрузки на инспекторский состав. При этом расход бюджетных ассигнований на всю систему контроля и надзора, по мнению Михаила Абызова, нужно оптимизировать.

У нас нагрузка на одного инспектора и финансирование одного и того же вида контроля и надзора на сопоставимых территориях отличается в разы. По историческому принципу "сильные хозяйственники выбивают себе фонды", в итоге у нас где-то пусто, где-то густо. Мы могли бы оптимизировать эту систему и в целом рационализировать расходы, в том числе бюджетных ассигнований, на всю систему контроля и надзора. А она огромная, 125 тыс. человек работают в контроле и надзоре на федеральном и региональном уровнях. Подавляющее большинство из них, 90 тыс., в федеральных надзорных ведомствах. В структуре правительства функционируют 44 ведомства, которые обладают надзорными полномочиями. Порядка 190 видов контроля и надзора проверяют выполнение 2 млн требований», — сказал Михаил Абызов.

Министр также обратил внимание на необходимость повышения зарплат инспекторского состава, сейчас они составляют всего 15-20 тыс. рублей. Резерв, по его словам, может быть высвобожден за счёт информатизации надзорной деятельности и последующего перераспределения персонала. Квалификацию контролёров также предстоит повысить для того, чтобы они справились с работой в новых условиях. В следующем году «ручное» обучение пройдут 5 тысяч инспекторов федерального уровня, которых отберут по конкурсу. По словам Михаила Абызова, в общей сложности программой обучения за год будет охвачено 50 тыс. инспекторов.

Ещё одна важная задача — ревизия обязательных требований, которые должен выполнять бизнес. Этим занимаются 20 рабочих групп Общественно-делового совета, в который входят представители деловых объединений. Первые три «дорожные карты» по внесению необходимых изменений в нормативную базу уже подготовлены, сообщил министр.

От сплошных проверок позволит уйти риск-ориентированный подход. Порядка 20 постановлений правительства и изменений в закон, регламентирующих его практическое внедрение в конкретных видах госконтроля, будут выпущены в течение месяца, заявил Михаил Абызов.

Отдельная задача, которую поручил решить глава государства, — сокращение внеплановых проверок.

За последние два года на федеральном уровне совместно с Генеральной прокуратурой нам удалось сократить количество плановых надзорных мероприятий в среднем на 30%. По пожарному надзору, который является одним из передовых, на 2017 год было запланировано 90 тыс. проверок, а в 2016 году их было 145 тыс., сокращение составило почти 40%. Плановые проверки сократились с 1 млн до 450-480 тыс. Общее число проверок при этом не падает», — констатировал министр.

Согласно поручению президента, число внеплановых проверок должно составлять 30% от числа плановых. Сейчас, по данным Михаила Абызова, речь идёт о 200%. При этом около 60% внеплановых проверок связаны с фактами контроля за исполнением ранее выданных предписаний, они могут быть переведены в разряд плановых.

Внеплановые проверки — это одна из наиболее острых проблем, согласился заместитель генерального прокурора Александр Буксман.

Сейчас существует множество способов, чтобы их организовать. Более половины проверок мы отсекаем ввиду их безосновательности. Но в орбиту прокурорского надзора попадает всего 3% внеплановых проверок. Более двух десятков контролирующих органов не обязаны идти к прокурору за согласованием внеплановых проверок. Мы подготовили законопроект, в котором предложили расширить число ведомств, которые должны обращаться в прокуратуру за санкционированием внеплановых проверок. Он находится в правительстве», — сказал он.

В правительстве также обсуждаются варианты решения проблемы административных расследований, эта задача поставлена премьер-министром Дмитрием Медведевым.

«Моя позиция заключается в том, чтобы приравнять расследования по своей процедуре к внеплановым проверкам с тем, чтобы получать на них санкции прокуратуры. 80% административных расследований — это тот же самый формат внеплановых проверок. Но когда я открываю регламент административных расследований, там есть, например, истории с опросом, с дознаниями, которые нужны. Важно сохранить смысл административных расследований. Мы будем стараться придумать простой механизм с тем, чтобы коллеги могли реализовать те задачи, которые у них есть», — подчеркнул Михаил Абызов.

По мнению замглавы Минэкономразвития Саввы Шипова, административные расследования должны проводиться только в случае, если до них была проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения требований законодательства.

Принципиальное отличие нынешней реформы госконтроля от предыдущих попыток реформирования, по мнению Саввы Шипова, в том, что её проводит не одно ведомство, а целая команда правительства: 4 министерства-методолога, 12 контрольно-надзорных ведомств и все субъекты РФ.

Мы почувствовали, что люди в конкретных контрольно-надзорных органах начинают жить этим проектом, уделять ему много времени. Конкретный результат — это то, что сейчас по массовым видам контрольно-надзорной деятельности подготовлен риск-ориентированный подход. Да, первый шаг только по плановым проверкам, но тем не менее это огромный шаг вперёд. Так же как работа по оценке эффективности, которая позволит перенастроить и изменить сознание людей, их понимание, ради чего они работают. "Палочная" система однозначно ведёт в тупик любой контроль и надзор. Но чтобы изменения произошли, должна измениться среда. Появляются новые инструменты, меняются институты, а среда не меняется», — считает замминистра экономики.

По его мнению, нужно более радикально посмотреть на проблему. Так, с 1 июля уже запрещено проверять требования, содержащиеся в советских нормативных актах. Минэкономразвития предлагает сделать следующий шаг — и акты, которые были выпущены до 2000 года, либо перевести в новые документы, либо запретить к применению надзорными органами.

Давление со стороны правоохранительных органов имеет для предпринимателей не меньшее значение, чем давление со стороны контрольно-надзорных ведомств, подчеркнула вице-президент «Опоры России» Марина Блудян.

Для предпринимателей давление как административное, так и уголовное — оно одинаково. Мы его воспринимаем как единое давление, и именно оно влияет на предпринимательский климат и предпринимательскую активность. Именно это является для предпринимателя решающим в вопросе — начинать бизнес или нет», — сказала она.

Ряд членов организации предложили внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство и вернуть прокурорам полномочия вмешиваться в дела хотя бы по экономическим составам.

Уровень образованности следователей сегодня, к сожалению, не так высок, как хотелось бы, подтвердил заместитель генерального прокурора Александр Буксман. Прокуратура, по его словам, двигается в направлении открытия новых каналов общения с предпринимателями, чтобы обеспечить быструю реакцию на нарушения, о которых они сообщают. Каждый год прокуратура выявляет более 200 тыс. нарушений прав предпринимателей. За прошлый год было вынесено 23 тыс. постановлений. Более 16 тыс. чиновников были привлечены к дисциплинарной ответственности, более 2 тыс. — к административной ответственности. По итогам прокурорских проверок было возбуждено 64 уголовных дела.

По итогам форума Михаил Абызов рекомендовал принять резолюцию, в которой были бы отражены особенности работы контрольно-надзорных органов с субъектами малого и среднего бизнеса. Она, по словам министра, будет восприниматься как определённый мандат на действия, которые будут приниматься для улучшения положения предпринимателей в стране.

Все события

open.gov.ru

Правительство в 2018 году откажется от плановых проверок по шести видам надзора 

МОСКВА, 28 декабря. /ТАСС/. Правительство в рамках работы над реформой контрольной и надзорной деятельности приняло решение в 2018 году отказаться от плановых проверок по шести видам надзора.

Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе Открытого правительства, подводя итог работы по реформе за текущий год.

В конце ноября правительство РФ одобрило ход реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» и реформы государственного и муниципального контроля, ответственным лицом по которым является министр Открытого правительства Михаил Абызов. Приоритетная программа реализуется в три этапа: за 2017 год был пройден первый этап программы, в 2018 году будет преодолен второй этап, и третий этап будет проходить в 2019-2015 годах. Приоритетная программа реализуется на площадке Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Работа по совершенствованию федерального, регионального и муниципального контроля началась в 2015 году, с поручения президента РФ Владимира Путина. Этот проект призван использовать основы «умного госконтроля», снизить нагрузку на бизнес и в итоге повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности. Реформа госконтроля стартовала в конце 2016 года и проходила весь текущий год.

"В 2018 году решено отказаться от плановых проверок по шести видам надзора. В общей сложности 60% предприятий не будут включены в план проверок. Приняты 50 методических документов — рекомендаций и стандартов в области осуществления контрольно-надзорной деятельности", — подвела итог годовой работы пресс-служба Открытого правительства.

Своими основными задачами на 2018 год структура называет информатизацию надзорной деятельности, полномасштабное внедрение чек-листов при проверках бизнеса, ликвидацию избыточных и устаревших требований, а также распространение риск-ориентированного подхода на внеплановые проверки.

Сплошная экономия

Как отмечают в ведомстве, за 2018 год было принято 18 постановлений правительства, которые устанавливают внедрение риск-ориентированного подхода и проверочных листов — списков контрольных вопросов. Всего от бизнеса поступило более 400 предложений по пересмотру конкретных требований, они находятся в стадии рассмотрения. Из них более 100 решено пересмотреть, что приведет к экономии для бизнеса более 5 млрд рублей в год. В 67 регионах Открытое правительство внедрило типовое облачное решение, что приведет к экономии еще 800 млн рублей.

По словам пресс-службы, большинство контрольных точек, поставленных в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности на 2017 год, пройдены. Из 48 контрольных точек, которые были установлены на 2017 год, 35 исполнены в срок и закрыты, восемь находятся в «зоне риска», из них основная часть — это проекты паспортов Минтруда по кадрам и антикоррупции. Абызов поручил подготовить предложения по повышению качества управления теми проблемными проектами, которые курирует Минтруд, затем эти предложения должны быть направлены заместителю председателя правительства Сергею Приходько, курирующему административную реформу.

Сама приоритетная программа по реформированию госконтроля предусматривает снижение неэффективной административной нагрузки на бизнес в два раза к 2024 году. «Один из основных индикаторов снижения издержек бизнеса — количество проверок», — говорят в пресс-службе. Так, сейчас фиксируется снижение плановых проверок примерно на 10% в зависимости от вида контроля. За 2 года число плановых проверок на федеральном уровне снизилось на 30%.

Избыточный контроль

По экспертным оценкам, ежегодно в России проводится около 2 млн проверок, из них лишь 15% выявляют нарушения, представляющие реальную угрозу. На всех уровнях насчитывается более 200 видов контроля. Сейчас 90% неэффективных издержек бизнеса связаны с выполнением устаревших и избыточных требований, что составляет около 5% ВВП.

Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации приоритетной программы, правительство поручило обратить особое внимание на достижение результатов в части сокращения количества и актуализации обязательных требований. Не менее приоритетными должны быть, согласно протоколу, такие направления, как внедрение эффективных механизмов кадровой политики и развитие информационных технологий в деятельности контрольно-надзорных органов.

Еще одна задача законопроекта и всей реформы — при снижении административной нагрузки на бизнес обеспечить новый уровень безопасности граждан, приближенный к уровню стран ОЭСР. Приоритетная программа, которая будет работать до 2024 года, предусматривает снижение количества смертельных случаев по контролируемым видам рисков не менее чем на 15% к 2018 году и не менее чем на 50% к 2024 году.

Также программа рассчитана на снижение числа заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных по контролируемым видам рисков не менее чем на 15% к 2018 году и не менее чем на 50% к 2024 году. Административная нагрузка на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, должна снизиться не менее чем на 20% к 2018 году и не менее чем на 50% к 2024 году. Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций должен составить не менее 25% к 2018 году и не менее 50% к 2024 году.

Регионы впереди

Регионы должны стать «точкой сборки реформы», поскольку именно на этом уровне пересекается федеральный, региональный и муниципальный надзор, говорят в Открытом правительстве. На площадке губернаторов должна осуществляться координация всех этих взаимоотношений и решаться актуальные проблемы взаимодействия контролеров и бизнеса. Для этого при главах регионах создаются специальные рабочие группы с участием чиновников надзорных органов, представителей бизнеса и общественных организаций.

В последние годы нагрузка на субъекты федерации серьезно выросла, в том числе из-за того, что регионы занимали деньги для выполнения обязательств по майским указам. И правительство по указанию президента приняло решение реструктуризировать долги регионов, заместить коммерческие кредиты, по которым выплачивались высокие ставки, на бюджетные кредиты, напоминает Открытое правительство.

"Это даст возможность регионам сформировать более сбалансированные бюджеты и, как следствие, повысить качество финансирования муниципальных обязательств по субсидиям. В ближайшее время ситуация должна измениться к лучшему", — заключили в пресс-службе.

Читайте также

news.rambler.ru

Надзорные органы отчитаются об актуализации и оптимизации требований к бизнесу 

Надзорные ведомства должны отчитаться о принятых мерах по оптимизации требований, которые предъявляются бизнесу. Также они должны будут представить информацию о том, как идёт актуализация нормативных актов, в которых эти требования содержатся. Кроме того, госорганам предстоит до 15 декабря подготовить списки нормативных актов времён СССР и РСФСР, в которых содержатся запрещённые к проверке требования. Такие поручения дал куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов по итогам заседания правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти. По данным Минюста, не все надзорные ведомства качественно выполняют пункты «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016-2017 годы, связанные с пересмотром и актуализацией требований. К разряду отстающих причислены Минприроды, Минстрой, Минтранс, Минтруд, Роспотребнадзор, Роструд, ФМБА, МВД, Россельхознадзор и Росрыболовство. Им поручено до 1 декабря разработать планы-графики по исключению устаревших, избыточных и дублирующих требований и указатьнормативные акты, в которые нужно внести корректировки. При этом Минпромторгу, МЧС, Росздравнадзору, Росприроднадзору, Россельхознадзору, Ростехнадзору и Ространснадзору необходимо до 15 ноября отчитаться в Минэкономразвития о мерах, которые они приняли по оптимизации обязательных требований, в том числе по отмене неэффективных и избыточных требований к бизнесу.

Кроме того, федеральным органам исполнительной власти поручено направить в Минэкономразвития перечни нормативных актов времён СССР и РСФСР, в которых содержатся обязательные требования, запрещённые к проверке с 1 июля 2017 года, а также план их отмены. Соответствующая норма была введена в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей в июле 2016 года, на её выполнение надзорным ведомствам был отведён год. Некоторые исключения были сделаны для Минтруда.

У вас есть анализ, как ведомства этим воспользовались? За год они должны были либо пересмотреть соответствующие нормы, либо отменить их. Представьте анализ, сколько требований и актов существовало и сколько из них надзоры перестали проверять, сколько актов было пересмотрено. Все понимают, что если завтра по требованиям, которые не отменили и которые по закону нельзя проверять, произойдёт какое-то несчастье, то Следственный комитет увидит в этом бездействие и халатность», — предупредил Михаил Абызов.

Также министр поручил подготовить списки нормативных актов, которые должны быть актуализированы, если будет решено запретить проверку требований, установленных до 2010 года — даты введения процедуры ОРВ. С такой инициативой ранее выступило Минэкономразвития.

Обобщённые предложения по дальнейшей актуализации требований к бизнесу Минэкономразвития подготовит до 15 февраля 2018 года.

Кроме того, Минэкономразвития с участием Генпрокуратуры должно, согласно поручению Михаила Абызова, до 1 декабря представить предложения по совершенствованию Единого реестра проверок proverki.gov.ru. Этот интернет-ресурс, работу которого курирует Генпрокуратура, заработал с 1 июля 2015 года. Его создание позволило существенно повысить прозрачность контрольно-надзорной деятельности и уменьшить риски необоснованных визитов контролирующих органов к предпринимателям. С 1 июля 2016 года в нём собирается информация не только о федеральных проверках, но и о региональных, а также об их результатах. В срок до 15 ноября госорганам, наделённым контрольно-надзорными полномочиями, а также ведущим деловым объединениям и бизнес-омбудсмену Борису Титову нужно представить свои рекомендации по доработке реестра, в том числе с точки зрения удобства работы с системой для предпринимателей.

Нужно собрать все замечания и кляузы на качество работы системы и создать своего рода «книгу жалоб и предложений». Критерии оценки должны быть простыми: удобство интерфейса, скорость работы системы, совместимость «личных кабинетов» с первоначальными данными. Мы должны провести «боевое»испытание всех систем, связанных с ЕРП, чтобы бизнес сказал своё слово, чего ему не хватает. Несвоевременное раскрытие какой информации может нанести ущерб бизнесу? Ваша задача — подготовить целостное представление о развитии Единого реестра проверок и смежных систем для удовлетворения запросов конкретных референтных групп пользователей», — сказал Михаил Абызов.

Не все надзорные ведомства готовы к тому, чтобы информация об их проверках заносилась в реестр. Так, ФНС и Минфин говорят о нецелесообразности включения в ЕРП информации о налоговых проверках, поскольку это, по мнению чиновников, будет свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика и возможных правонарушениях в его работе, а значит, приведёт к имиджевым рискам. Подкомиссия с этой позицией согласилась. В то же время Минфину и ФТС поручено подготовить предложения о размещении в реестре проверок информации о таможенных проверках. Одно из принципиально важных направлений реформы госконтроля — внедрение риск-ориентированного подхода при проведении проверок. В перспективе с учётом рисков будут осуществляться не только плановые, но и внеплановые проверки. Для этого надзорные органы должны разработать индикаторы риска нарушения обязательных требований. В рамках этой работы такие предложения поручено подготовить Минкомсвязи и Роскомнадзору. Затем они пройдут обсуждение с представителями бизнес-сообщества.

В рамках совершенствования контрольно-надзорной деятельности надзорные ведомства должны проводить научно-исследовательские работы в области внедрения риск-ориентированного подхода. В большинстве случаев НИР проводятся без учёта сроков реализации «дорожной карты» по совершенствованию госконтроля, рассчитанной на 2016-2017 годы. В значительной части работ отсутствует анализ практики и статистических данных, что делает эти исследования скорее теоретическими. Положительные практики эксперты отмечают у Ространснадзора, МЧС, Росприроднадзора и Ростехнадзора, их предложено рекомендовать остальным ведомствам.

Основная задача этих НИРов — получить приборную панель, статистику показателей результативности работы надзорных ведомств, чтобы можно было более качественно управлять рисками и прогнозировать планы по надзорной деятельности. Без цифр и статистики мы находимся в абсолютном вакууме», — отметил Михаил Абызов.

Министр поручил сформировать в открытом доступе библиотеку лучших практик научно-исследовательских работ в области риск-ориентированной контрольно-надзорной деятельности и учесть эти наработки при подготовке Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками. Стандарт разрабатывается в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется под эгидой Открытого правительства.

Читайте также

news.rambler.ru

Реформа контроля и надзора идет по плану

06 июля 2017 года

Специальная аттестационная комиссия на уровне правительства будет следить за работой руководства надзорных ведомств – об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. По информации министра РФ Михаила Абызова, программа по реформированию контроля и надзора идет по графику.

Премьер напомнил о ключевых моментах

Как продвигается реализация приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», обсудили на совещании у премьера Дмитрия Медведев. В режиме видеоконференции во встрече участвовали регионы.

Открывая совещание, глава правительства обратил внимание руководителей контрольных ведомств на ряд моментов.

Первое – с 2018 г. все плановые проверки должны проводиться исключительно исходя из категорий риска – по ним нужно распределить все поднадзорные объекты. Такой же подход применяться и при внеплановых проверках.

Второе – деятельность контрольных ведомств будет оцениваться не по числу проверок и величине выписанных штрафов, а по улучшению реальных показателей безопасности. То есть государство заявляет об отказе от «палочной системы».

Третье – необходимо разобраться с требованиями к бизнесу. К осени ведомства должны подготовить «дорожные карты» по сокращению и актуализации таких норм. А в дальнейшем требования должны быть кодифицированы по каждой сфере госконтроля. Предполагается, что такое объединение поможет бизнесу легче ориентироваться в правилах, сообщает корреспондент Fishnews.

Напомнил премьер и о внедрении проверочных листов – списков контрольных вопросов для использования при плановых проверках. Глава правительства сообщил, что подписаны постановления об использовании чек-листов при госконтроле в сфере природопользования, при федеральном государственном надзоре в области связи, при федеральном государственном пожарном надзоре. Предмет проверок будет строго ограничен согласованным перечнем вопросов, подчеркнул Дмитрий Медведев.

Остановился он и на планах по цифровизации государственного управления. Предполагается переходить к дистанционным методам контроля, в том числе с помощью фото- и видеофиксации.

Как заявляют власти, в результате реформы должна измениться сама философия контроля – с переходом к принципу партнерского отношения к бизнесу. Особое место отводится профилактике нарушений и предотвращению ущерба.

«Для оценки практических результатов хода реформы в правительстве будет создана специальная аттестационная комиссия. Она будет постоянно следить за работой руководящего состава надзорных ведомств», – заявил премьер-министр.

МВД досталось

С докладом на совещании выступил глава Генпрокуратуры Юрий Чайка. Только за последние два года в сфере защиты бизнеса пресечено около 150 тыс. нарушений, прокуроры отклонили почти 900 тыс. необоснованных заявлений контролирующих органов о проверках. «Это ощутимый для бизнеса результат. Однако, к сожалению, не все идет гладко», – сказал генпрокурор.

29 июня глава Генпрокуратуры и министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка провели в Хабаровске совместное заседание коллегий двух ведомств: обсуждалась защита прав инвесторов в ДФО. Юрий Чайка напомнил о результатах опроса, проведенного Минвостокразвития при подготовке к заседанию.

Генпрокурор указал на вопросы к деятельности сотрудников полиции. «Под видом гласных оперативных мероприятий они могут появиться в любой организации, изъять документацию, оргтехнику, парализовать работу», – прокомментировал глава Генпрокуратуры. Он отметил, что еще в 2013 г. выступил за обязательное согласование таких проверок прокурорами, но «соответствующие законодательные предложения, поддержанные Общественной палатой и бизнес-сообществом, торпедируются Министерством внутренних дел и другими силовиками и до сих пор не реализованы».

Юрий Чайка привел данные о том, что МВД является одним из лидеров по числу допущенных нарушений при реализации контрольных полномочий в отношении предпринимателей (свыше 4 тыс. в 2016 г.). «Больше только у МЧС – почти 6 тыс. Кроме того, прокурорами вскрыто около 4 тыс. нарушений в деятельности органов Роспотребнадзора, свыше 2 тыс. – в деятельности Ростехнадзора и Ространснадзора, по 1 тыс. – в Росреестре и Росприроднадзоре. Глава Генпрокуратуры рассказал о наиболее характерных недостатках в деятельности органов контроля – превышение разрешенного срока проведения проверок, невключение проверочных мероприятий в ежегодный сводный план, проверки по анонимным обращениям и т.д.

Юрий Чайка пообещал, что при формировании планов контрольных мероприятий на 2017 г. будет оцениваться применение риск-ориентированного подхода. Дальнейшее развитие должен получить функционал единого реестра проверок.

Генпрокурор сообщил, что в правительство направлен законопроект, призванный устранить диспропорции в согласовании с органами прокуратуры внеплановых проверок.

Как рассказал журналистам министр РФ Михаил Абызов, обсуждалось решение, чтобы приравнять административные расследования к проверкам. «Это означает, что административные расследования будут подлежать согласованию с органами прокуратуры и будут регламентироваться как обыкновенные надзорные мероприятия», – прокомментировал министр.

Он также сообщил, что будут прорабатываться предложения регионов о делегировании части надзорных полномочий в тех сферах, которые наиболее значимы для экономики и жизни конкретных территорий.

На совещании Михаил Абызов доложил, что в целом реформа идет по графику.

Fishnews

fishnews.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта