Законтролировали! Надзорные органы не дают дышать малому и среднему бизнесу. Оптимизация контрольно надзорных органов последние новости


Ространснадзор и Ростехнадзор лишатся части своих полномочий

Первый пакет избыточных функций ведомств, которые подлежат устранению в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, подготовлен. Из 80 выявленных избыточных функций правительственная подкомиссия отобрала 13. 

В случае одобрения выбора вице-премьером Сергеем Приходько ведомства получат поручения по их упразднению — в частности, исключены будут устаревшие полномочия Минкомсвязи и Роскомнадзора, Ространснадзора, Ростехнадзора, Минтруда.

Подкомиссия Белого дома по совершенствованию контрольно-надзорных функций определилась с первым пакетом избыточных полномочий ведомств — пока их всего 13, они выбраны подкомиссией из более чем 80 функций, представленных на ее рассмотрение. По словам члена Экспертного совета при правительстве Александра Брагина, одобренные предложения будут собраны в доклад для представления в правкомиссию по административной реформе — ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько. В случае их согласования ведомствам будут даны поручения по подготовке соответствующих нормативных актов — проект поручений (есть у "Ъ") уже готов и направлен на согласование в заинтересованные госорганы.

Как следует из документа, послабления должны коснуться ввоза в Россию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств — для их реализации Минкомсвязи и Роскомнадзору необходимо подготовить изменения в закон "О лицензировании", предусматривающие упрощенную процедуру импорта. 

После этого предполагается отмена "в связи с неактуальностью" лицензирования изготовления программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей. 

Также планируется исключить функции Ространснадзора по контролю за ремонтом гражданской авиатехники — тем же самым занимается Минпромторг. 

Самая крупная оптимизация затронет полномочия Ростехнадзора, например, в части согласования техусловий на разрабатываемое газоиспользующее оборудование, регистрации проектов газоснабжения, а также лицензирования производства энергии путем использования приливов, течений и ветра в исключительной экономической зоне России.

Отметим, эти дублирующие полномочия выявили сами ведомства, и этот выбор не оспаривали их коллеги из других госорганов. Порядок согласования предложений бизнеса ожидаемо оказался сложнее — как следует из результатов заседания рабочей группы при подкомиссии, преимущественно по ним решения еще не приняты, либо же дублирования или избыточности функций найти не удалось. Впрочем, некоторые из идей предпринимателей все же вошли в одобренный пакет — как исключение требований о разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, инициированное РСПП. Кроме того, "Опора России", получив поддержку Минтруда и Роструда, добилась актуализации порядка обучения охране труда (включая возможность проходить его реже).

"Принимая эти решения, мы должны четко представлять обществу и бизнесу результаты этой работы",— подчеркнул министр по делам "Открытого правительства" Михаил Абызов, добавляя, что необходимо "четко сказать, когда это будет сделано и какой объем нагрузки мы снимаем с бизнеса и с контрольно-надзорных органов". 

Однако сейчас назвать результаты отмены 13 функций нельзя — анализ вероятных последствий только начинается. Как рассказали "Ъ" в Минэкономики, ведомство уже запросило у госорганов и бизнес-ассоциаций информацию для оценки возможной экономии.

Отметим, что в будущем подкомиссии предстоит рассматривать и поток предложений, которые будет готовить Минэкономики в процессе оценки фактического воздействия (ОФВ) новых видов госрегулирования. По словам замглавы Минэкономики Саввы Шипова, речь идет о надзоре за сохранностью автодорог, предупреждении разливов нефти в морской среде, контроле деятельности кредитных кооперативов и букмекерских контор — если такие административные барьеры будут признаны необоснованными, на подкомиссию будет вынесен вопрос об их отмене. 

Впрочем, план ОФВ на 2017 год должен быть утвержден только к ноябрю, и не исключено, что новые требования в него не попадут: инвентаризация только устаревших норм, с учетом кратного увеличения числа ведомственных приказов, может затянуться на несколько лет. www.nsopb.ru.

www.securitymedia.ru

Правительство приступило к масштабной реформе контрольно-надзорных ведомств. Ридус

найти ×    предложить новость Авторские колонкиФоторепортажиВидеоБездна Нет логина? Зарегистрируйтесь!

Добро пожаловать!

Войти через социальные сети:

www.ridus.ru

Новости - Правительство России

Ключевые цели программы – снизить административную нагрузку на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и повысить качество администрирования контрольно-надзорных функций, а также уменьшить число смертельных случаев, заболеваний и отравлений, материального ущерба.

Документ

По итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 декабря 2016 года утверждён паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Ключевые цели программы – снизить административную нагрузку на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и повысить качество администрирования контрольно-надзорных функций, а также уменьшить число смертельных случаев, заболеваний и отравлений, материального ущерба.

Срок реализации приоритетной программы – с декабря 2016 года по 2025 год (включительно).

В результате реализации приоритетной программы количество смертельных случаев, заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных по контролируемым видам рисков должно снизиться вдвое к концу 2025 года, а уровень материального ущерба – на 30%.

Также к концу 2025 года вдвое должна снизиться и административная нагрузка на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

К 2025 году предстоит актуализировать и систематизировать обязательные требования по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и по всем видам контроля и надзора. При этом должен соблюдаться принцип, что новое обязательное требование может вводиться только после отмены двух устаревших.

Кроме того, по 25 наиболее массовым видам контроля и надзора будут доступны онлайн исчерпывающие перечни обязательных требований для малого и среднего бизнеса, в соответствии с которыми проводятся проверки. Также в личном кабинете предприниматели смогут получить подробную консультацию по перечням обязательных требований, информацию о проведённых и планируемых контрольных мероприятиях, там же планируется реализовать и механизм самодекларирования.

Контрольные мероприятия будут проводиться на основе вероятности причинения ущерба охраняемым законом ценностям и с учётом истории поведения хозяйствующих субъектов. Уже к 2018 году за счёт внедрения риск-ориентированного подхода число плановых проверок должно сократиться на 30%. И в 2018 году не менее 90% плановых проверок будут проходить на объектах высоких категорий риска.

Также в 2017 году будет сокращено не менее 15% видов контроля и надзора.

В целом деятельность контрольно-надзорных органов должна быть переориентирована на предупреждение и профилактику нарушений.

В рамках реализации программы предстоит разработать и внедрить в том числе систему управления рисками в контрольно-надзорной деятельности, систему профилактики правонарушений и механизмы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, а также исключить избыточные, устаревшие и дублирующие обязательные требования.

Паспорта проектов, которые будут входить в программу, будут утверждаться на заседаниях соответствующего проектного комитета.

government.ru

МЫ ПЕРЕХОДИМ С КАРАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ГОСКОНТРОЛЯ НА ПАРТНЕРСКУЮ

Михаил Абызов — о грядущем обновлении оставшихся советских требований и ГОСТов, цифровизации в сфере проверок предпринимателей и реформах, которые позволят втрое сократить число надзорных мероприятий в ближайшие три года.

— Для повышения инвестиционной привлекательности сейчас активно реформируется контрольно-надзорная сфера деятельности в России. Можете ли вы подвести итоги проделанной работы за прошлый год?

— Система государственного контроля и надзора была сложной, многоуровневой. Существуют 190 видов контроля и надзора федерального уровня и 44 уполномоченных ведомства. Порядка 30 видов деятельности реализуется на уровне регионов и муниципалитетов. При этом единых стандартов и правил работы для надзорных органов не существовало. Это приводило к тому, что каждое надзорное ведомство самостоятельно вырабатывало модель взаимоотношений с бизнесом. Было тяжело ориентироваться в разных методологических подходах и в системах проведения проверок, в отчетности перед надзорными органами. В результате предприниматели несли дополнительные существенные административные расходы. 

В 2017 году мы старались упорядочить функции органов госконтроля. Сегодня в каждом ведомстве есть четкий перечень поднадзорных субъектов. Предприниматель может видеть, в поле деятельности какого государственного надзора он попадает: кто может прийти к нему с проверкой, кому он подотчетен.

Мы сделали прозрачной систему требований для поднадзорных субъектов. Впервые органы контроля и надзора опубликовали полный перечень нормативно-правовых актов, устанавливающих требования для предпринимателей.

Мы считаем важной сферу профилактических работ. Предприниматели будут ознакомлены с государственными требованиями и правилами, подготовятся к их выполнению.

В ближайшие три года надзорные мероприятия будут сокращены в 3 раза, а профилактические — увеличатся в 7–10 раз. Мы переходим с карательной модели госконтроля на партнерскую. Государственный контролер будет выступать наставником и помощником для предпринимателя

С прошлого года мы перешли на модель, в рамках которой результативность и эффективность надзорных ведомств оцениваются не по количеству проведенных проверок, не по палочной системе, а по снижению ущерба и причиненного вреда по рискам, которые контролирует соответствующий надзорный орган.

Эти изменения создают фундамент для дальнейшего реформирования, которое мы будем проводить до 2024 года.

— Какие цели вы ставите перед собой на 2018 год?

— Мы планируем цифровизировать и внедрить информационные системы в государственный контроль и надзор.

Для предпринимателей разрабатываются удобные сервисы и личные кабинеты, с помощью которых они смогут выстраивать отношения с органами госконтроля: получать онлайн-консультации и чек-листы, знакомиться с требованиями контролеров. Эти требования будут объясняться на примерах, с помощью технологии кейс-стади (case study — система обучения, основанная на обсуждении и решении реальных и возможных ситуаций — прим. ТАСС) и визуализации нормативно-правовой базы. Это даст возможность проводить самоаудит для устранения недостатков.  

В течение пяти лет цифровизация контроля и надзора должна привести предпринимателя и контролера к дистанционному взаимодействию. Поход [госконтролера] к предпринимателю будет занимать не более 10% от всей работы и всех инструментов контрольно-надзорных органов.

Для внедрения новых подходов и форматов в этом году мы начинаем обучать кадры. Мы намерены пересмотреть устаревшие и избыточные требования, которые приводят к административным затратам для бизнеса.

— Будут ли обновлены устаревшие советские требования и ГОСТы, которые предприниматели обязаны соблюдать и сегодня?

— Реформирование направлено на обновление не только старых советских, но и российских нормативных актов. Технологии настолько динамично развиваются, что даже правовая база 2000-х годов уже заметно отстает от времени.

— Какие отрасли являются приоритетными для реформирования?  

— В приоритете для нас массивные виды контроля и надзора, по которым проводится наибольшее количество проверочных мероприятий.

К ним относятся такие ведомства, как Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, МЧС и пожарный надзор, Федеральная антимонопольная служба.

Мы также будем прорабатывать виды, вызывающие постоянные вопросы и нарекания со стороны бизнеса.

— Ожидаются ли изменения системы органов контроля и надзора после возможных правительственных перестановок в связи с выборами?

— Я не сторонник такой реорганизации контрольно-надзорных органов. Бюрократическая и административная активность тормозит реальную работу. 

За последние два года мы сконцентрировались на конкретной работе с органами в той структуре, которая существует в правительстве. Этим мы обеспечили высокий темп реформирования.

Многие предприниматели и эксперты высказывают мнение, что структура контрольно-надзорных ведомств является избыточной. Избранный президент подпишет указ, который коснется структуры органов исполнительной власти. Будет определена структура министерств и ведомств: их количество, подчиненность. В рамках подготовки указа будет анализироваться и работа контрольно-надзорных органов.

— Насколько активно Открытое правительство участвует в обсуждении программы ускорения экономического роста?

— В 2012 году в рамках системы Открытого правительства был создан экспертный совет при правительстве Российской Федерации. Он работает по всем приоритетным для правительства вопросам и поддерживает подготовку новых стратегий, включая те, которые готовятся в рамках Центра стратегических разработок. Предложения, с которыми выступают наши компетентные эксперты, находят отражение в этой стратегии.

— Вы говорили, что необходимо подвергать проверкам меньшее количество предприятий и отраслей. Готов ли какой-то шорт-лист отраслей и предприятий, которые всегда будут находиться под обязательным контролем?

— 60% видов контроля и надзора и поднадзорных объектов были структурированы. Мы распределили объекты по режимам контроля, в зависимости от частоты проверок. На объекты высокого и постоянного риска мы должны будем приходить ежегодно.

В 2018 году, особенно в первом квартале, мы продолжим работу в этом направлении по оставшимся видам госконтроля.

Источник: http://xn—-8sbmmlgncfbgqis7m.xn--p1ai/news/mikhail-abyzov-my-perekhodim-s-karatelnoy-modeli-goskontrolya-na-partnerskuyu/

kroosp.ru

Законтролировали! Надзорные органы не дают дышать малому и среднему бизнесу

Сколько в России контролирующих органов? Более 70, утверждают эксперты. Однако точную цифру назвать не может никто, потому что, помимо основных, есть масса местных контролирующих инстанций. Малый и средний бизнес «кошмарят» если не все, то большая часть контролеров. Напрямую или через аффилированные компании, не важно. Главное – взять свой кусок с каждого участника экономической системы.

Президент России Владимир Путин поднимал вопрос «репрессий» бизнеса, отмечая «200 тысяч уголовных дел», из которых до суда дошли лишь 46 тысяч и еще 15 тысяч дел развалились в суде, при этом более 80% предпринимателей полностью или частично потеряли свой бизнес. Но даже заявления на самом высоком уровне не дают положительных результатов, потому что система, как маховик, продолжает свое движение, и словом ее не остановишь. Как следствие — малый и средний бизнес уходит в тень. По последним оценкам платформы «Mail.Ru для бизнеса», 40% сотрудников малого и среднего бизнеса получают зарплату в конвертах. В опросе приняли участие 640 участников. Реалии таковы: теневая экономика растет, а деловая активность в стране замерла.

Потеря управляемости

В 2017 году, по оценкам Минфина, закончится Резервный фонд. Не многим дольше хватит и Фонда национального благосостояния: до 2019 года большая часть средств будет израсходована.

«Масштабный кризис всегда связан с потерей управляемости. Законы, указы, приказы перестают выполняться. Плохие управленцы (менеджеры, говоря современным языком) в высоких креслах в такой ситуации хватаются за соломинку в виде создания очередного контролирующего органа. Создают новые надстроечные органы», − рассказал Юрий Голик, доктор юридических наук, профессор. Он также пояснил, исторический опыт показывает, улучшений при таком подходе не достичь – будет только хуже.

Бесконечные проверки

Получается, что контроль при неумелом или нечестном подходе становится разрушительной силой. По мнению российского предпринимателя Дмитрия Потапенко, ни одна проверка не приводит к улучшению качества услуги. «Мы работаем девять лет за рубежом и можем сказать со всей ответственностью, что там нет таких проверок», — Потапенко уверен, качество услуги не зависит от контролирующих органов. Он привел пример с ресторанами. Ни один зарубежный ресторатор не расскажет о проверках, − уточнил он. Между тем в России даже при наличии проверяющего в ресторанах все равно можно будет обнаружить «просрочку» в подсобке. «В результате проверки у чиновника вырастет дача и пузо. Проверяющий не влияет на то, отравлюсь я или нет», − заключает Потапенко.

Предприниматель также отметил, что благодаря опыту и «бывалости» у него незначительное количество проверок. В то же время он напомнил о 400 проверках сети «Азбука вкуса» за 2015 год. Если учесть, что в году 365 дней, вычесть выходные дни, то получится полторы проверки в день. Причем на каждую такую проверку приходится выделять человека из штата, который занимается проверяющим: предоставляет необходимые документы, запрашивает информацию и так далее. Кто оплатит предпринимателю эти расходы? По словам предпринимателя, − никто.

Публичность и конкуренция вместо надзора

Дмитрий Потапенко привел еще один показательный пример, связанный с пожарными как контролирующей структурой. «Технически вы можете построить пожарную систему. Но, самостоятельно защитить ее нереально. На практике пожарный приходит и рассказывает, что есть три-четыре организации, которые якобы не имеют к нему никакого отношения, через которые можно защитить проект. Эти организации «помогают» предпринимателям за определенную сумму денег. И это не взятка. Но аффилированность очевидна», − пояснил он.

Альтернативу Потапенко видит в отсутствии проверок и надзорного чиновничьего аппарата как класса. По его мнению, на качество услуг и товаров влияет публичность и конкуренция, а не надзорные органы.

Отзывы, личный опыт – все это становится самым лучшим подспорьем со стороны клиентов. «Во всем мире так и работают. Проверка в виде контроля общества куда результативнее. Самое сильное общество – это общество потребителя», − резюмировал предприниматель.

Среда не дает заниматься бизнесом

Главная проблема − это среда, именно она не дает заниматься свободно бизнесом, считает Павел Грудинин, директор Совхоза им. Ленина. По его мнению, малый бизнес, который является драйвером экономики, находится в ужасном состоянии: любой проверяющий может прийти и закрыть его. Грудинин рассказал историю с пуском «Камаза», который был нагружен в соответствие с паспортом транспортного средства. Грузовик остановили для проверки несколько раз. Сначала оказалось, что «перегрузили», потому что грузить надо не по паспорту, а на «ось». Далее не понравились «выхлопы» и «опасность груза». Естественно, все нюансы подразумевали штрафы. «Проехал дальше, система «Платон» не работает, но штраф все равно заплатишь. И ты все время виноват, по этой причине никто особо не хочет заниматься бизнесом», − считает Павел Грудинин.

Впрочем, сказать, что современные власти совсем не могут отрегулировать работу надзорных органов, нельзя.

Не так давно, 21 декабря 2016 года Дмитрий Медведев утвердил приоритетной программу «Реформы контрольной и надзорной деятельности». Ответственным за реализацию назначен Михаил Абызов, министр РФ по вопросам Открытого правительства. Главная цель программы – снизить административное давление на бизнес, повысить качество проверок, а также снизить число смертельных случаев, заболеваний, величину материального ущерба.

«По сути дела, нам надо переориентировать контрольно-надзорную деятельность с простой фиксации нарушений и наложения санкций на систему предотвращения рисков и причинения вреда и ущерба», − считает Михаил Абызов. Программа будет реализовываться в три этапа. В первую очередь «реформа» ждет 12 надзорных органов, на которые приходится около 90% проверок. Это МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС. К 1 марта 2017 года ведомства должны утвердить свои планы.

pasmi.ru

Новости - Правительство России

О паспортах приоритетной программы по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности» и приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития «Экология».

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг Михаила Абызова по итогам заседания 

Брифинг Сергея Донского по итогам заседания

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Сегодня мы завершаем рассмотрение приоритетных проектов и паспортов. Но прежде чем к этому перейти, хочу сообщить о принятых решениях. Подписано три постановления, которые направлены на формирование в нашей стране национальной системы поддержки экспорта – прежде всего это высокотехнологичные товары. Российские производители смогут компенсировать часть затрат, которые связаны с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности и сертификацией высокотехнологичной продукции, а также тех расходов, которые неизбежны при адаптации наших товаров к стандартам и требованиям внешних рынков.

Горки, Московская область

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

Кроме того, мы увеличиваем уставной капитал Российского экспортного центра. 732 млн рублей пойдут на создание региональной инфраструктуры поддержки экспорта, торговых домов за рубежом и на продвижение товаров и их популяризацию на иностранных рынках.

 В следующем году в рамках проекта по экспорту существенно нарастим объёмы поддержки по этим и другим направлениям.

Теперь – к запланированным вопросам. Мы завершаем формирование пилотного портфеля приоритетных проектов, утвердим ещё два паспорта.

Первый касается запуска реформы контрольно-надзорной деятельности. Это, без преувеличения, один из наиболее сложных и масштабных проектов. По сути, мы должны обновить идеологию работы всей системы контроля и надзора в нашем государстве, чтобы одновременно с сокращением рисков для жизни и здоровья людей перейти к современной модели контроля, которую принято называть партнёрской, сервисной. Одним из основных показателей станет не количество проверок, а развитие бизнеса. Это полностью соответствует идеям Послания Президента. Проектные предложения мы уже рассматривали, обсудили цели и задачи реформы, одобрили целый ряд базовых подходов, определили органы, которые должны будут заниматься реализацией этого проекта в первоочередном порядке.

В рамках реформы планируется внедрение риск-ориентированного подхода, чтобы не было вопросов, почему одни объекты проверяют слишком часто, а другие реже. Будут установлены классы опасности, исходя из них сформирован график проверок. Внимание инспекторов будет сосредоточено на тех объектах, которые отнесены к категориям чрезвычайного, высокого и значительного риска.

Участники заседания

Особое значение также будет уделено информатизации, которая позволит усовершенствовать работу единого реестра проверок, развить систему личных кабинетов, повысить прозрачность, электронную доступность обязательных требований и оперативно обмениваться результатами, чтобы исключить дублирование и потерю времени и сил. Там должны использоваться и современные технологии, в том числе связанные с обработкой больших массивов данных, и целый ряд других.

Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

Отдельно хочу подчеркнуть запланированную работу по системному пересмотру обязательных требований. Задача сложная, массив требований очень большой, но нужно разбирать завалы по отдельным секторам и видам деятельности, менять правила принятия новых требований. При этом имеется в виду и необходимость отмены существующих требований, если они поглощаются вводимым новым требованием.

Отдельный блок программы посвящён совершенствованию контроля на региональном уровне, внедрению лучших региональных практик. Посмотрим, как это будет работать.

Второй проект получил название «Чистая страна». Он позволит создать в России эффективную модель переработки твёрдых коммунальных отходов и попутно сформировать новую отрасль, которая не только поможет расчистить наши города от бытового мусора, но и даст довольно значительные дополнительные объёмы электроэнергии и новые рабочие места. Также будет сформирован спрос на профильное оборудование, инфраструктуру, на строительные услуги на значительные суммы – это десятки миллиардов рублей. И, конечно, самое главное, что улучшатся экологические условия для жизни миллионов людей. В рамках программы будет запущен пилотный проект по строительству пяти объектов термической обработки таких отходов – четыре объекта в Московской области и один в Татарстане. Кроме того, будет предотвращено возникновение довольно значительных объёмов вредных выбросов, в частности это диоксины, парниковые газы. Это тоже, естественно, будет способствовать оздоровлению экологической ситуации.

Определимся также с подходами к реализации проекта по другим направлениям, включая развитие Байкальской природной территории.

Из стенограммы:

М.Абызов : Сегодня на заседании президиума был утверждён паспорт проекта по реформам контроля и надзора. В рамках этого паспорта были определены три ключевые цели. Первое – это снижение ущерба по контролируемым государством рискам. Второе – это снижение административной нагрузки на бизнес. Третье – повышение качества государственного контроля. Для достижения этих трёх целей были определены восемь приоритетных проектов, параметры которых были утверждены сегодня на заседании президиума. На каких основных проектах хотелось бы остановиться особенно?

Первое – внедрение риск-ориентированного подхода и концентрация работы контрольно-надзорных органов по контролю за рисками, которые представляют наибольшую потенциальную опасность. Уже с 2018 года, по итогам работы в следующем году, все плановые проверки контрольно-надзорных органов должны будут осуществляться по объектам высокой категории рисков. Такой же подход будет применяться к другим надзорным мероприятиям, в том числе внеплановым проверкам.

Второе – упор на профилактику в деятельности контрольно-надзорных органов. Это та задача, которая была поставлена перед Правительством Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию. В рамках этой задачи в следующем году мы должны будем начать масштабную работу на уровне субъектов Российской Федерации, наших территориальных контрольно-надзорных подразделений, по профилактике особо опасных рисков. Это означает, что в ежеквартальном режиме мы будем проводить открытые слушания по итогам проверок, которые надзорные ведомства будут проводить в течение 2017 года. В рамках этой работы будем обобщать выявленные нарушения, выявлять нарушения высокой степени опасности и будем готовить соответствующие методические рекомендации и разъяснения для бизнеса, как организовать свою работу, чтобы избежать нарушений в будущем. За счёт этой масштабной работы мы рассчитываем существенно расширить понимание бизнесом тех требований, которые существуют на уровне государства и предъявляются контрольно-надзорными органами.

Третье – это существенная, глобальная информатизация и автоматизация в работе контрольно-надзорных органов. Необходимо за следующий год разработать и начать внедрение системы личных кабинетов. Такая практика в работе наших федеральных органов на сегодняшний день есть. Очень позитивно она себя зарекомендовала в деятельности Федеральной налоговой службы, когда бизнес своевременно оповещается о проверках и о системе надведомственного контроля и взаимодействия с контрольными органами.

Кроме того, это позволит нам существенно повысить качество межведомственного взаимодействия, когда информация о проверках, проведённых нашими ведомствами, будет доступна для других контрольно-надзорных органов. Это означает, что мы сможем избегать дублирующих проверок и снизить, таким образом, административную нагрузку для бизнеса.

Информационные системы являются мощным инструментом по профилактике коррупционных нарушений в деятельности контрольно-надзорных органов, потому что, чем меньше контакта у предпринимателя с контролёром, чем больше это взаимодействие построено в электронном формате, тем коррупционные риски меньше.

Нам необходимо существенным образом совершенствовать работу с кадровым составом наших надзорных ведомств. Это тоже сегодня обсуждалось. Высказывались в том числе предложения по оптимизации структуры контрольно-надзорных ведомств. На сегодняшний день на федеральном, региональном, межрегиональном, окружном уровне структур достаточно много, их деятельность может быть оптимизирована. А за счёт высвобождаемых ресурсов мы сможем в том числе поднять уровень оплаты труда нашего инспекторского состава.

Вот основные задачи, которые были определены на 2017 год. Сегодня мы этот паспорт проекта опубликуем, и можно будет детально ознакомиться со всеми параметрами его реализации – как в следующем году, так и на перспективу до 2024 года.

Из стенограммы:

С.Донской : Сначала расскажу о приоритетном проекте «Чистая страна». Подходы к этому проекту мы предварительно рассматривали в августе. Сегодня был утверждён паспорт этого проекта. Этот проект базируется на трёх группах мероприятий. Первая – это создание мусороперерабатывающей отрасли, и первые шаги здесь мы делаем, строя пять заводов по термической обработке отходов: четыре завода в Подмосковье и один завод в Казани, в Татарстане. Эти заводы являются как раз такими ключевыми способами утилизации отходов. Потому что надо признать, что сегодня отрасль фактически работает с минимальным уровнем эффективности. Утилизация отходов около 8% – это минимальный уровень даже со времен Советского Союза. Повышение эффективности работы этой отрасли, а фактически создание новой отрасли – это ключевая задача которую мы рассматриваем, реализуя этот приоритетный проект. Начали с этих заводов, с создания мусороперерабатывающих мощностей.

Вторая группа мероприятий акцентируется на задачах, связанных с ликвидацией прошлого экологического ущерба. В 20 регионах планируется проведение работ по ликвидации старых полигонов по захоронению отходов, накопленных промышленных отходов. Все объекты прошлого экологического ущерба в следующем году в соответствии с законодательством будут размещены в реестре. То есть мы хотим, кроме проведения конкретных работ, ещё и запустить всю процедуру, связанную с подсчётом или оценкой прошлого экологического ущерба, который накопился за всё это время у нас в России.

И последняя тема – это ликвидация незаконных свалок, которые возникли за последние годы. Оценки разные. Более 20 тыс. незаконных свалок было зафиксировано за последние пять лет, когда мы начали активно этим заниматься. В 2014 году был принят новый закон об отходах, который определяет ответственность тех, кто занимается незаконными, несанкционированными свалками и создаёт условия для образования источника финансирования подобных мероприятий. Этот закон позволяет нам сейчас масштабно развернуть уборку таких свалок. Вокруг городов, в лесах несанкционированных свалок достаточно много.

Один из элементов общей системы обнаружения и контроля работы по ликвидации этих свалок – это создание общественной информационной системы, где каждый человек сможет сообщить об обнаруженной свалке, а потом проследить и зафиксировать, что её убрали. Такую общественную информационную систему мы собираемся в следующем году ввести в эксплуатацию. Она уже фактически создана, надо будет отработать и регламентировать порядок её работы и получения информации от населения. Это третья группа мероприятий, которая включена в проект «Чистая страна».

Исходя из объёма планируемой работы в рамках приоритетного проекта и количества людей, которое проживает на территориях, затронутых мероприятиями, можно сказать, что через уборку и утилизацию отходов снижение негативного воздействия на окружающую среду затронет около 33 млн человек. Этот проект при его удачной реализации даст хороший эффект для решения проблем, связанных с качеством жизни, окружающей средой и конкретно с оборотом отходов.

Данный приоритетный проект является ключевой задачей в рамках реализации перехода всех регионов на новую систему оборота отходов. Несмотря на то что планируется некоторая корректировка по срокам введения в действие ряда мер (в Госдуму внесён и рассматривается закон), некоторые пилотные регионы собираются переходить на новую систему. Приоритетный проект является основным элементом, который поможет этим пилотным регионам перейти на новую систему. Мы стараемся это взаимоувязать.

Вопрос: Какие средства из бюджета будут выделены на мусоросжигательные заводы?

С.Донской: Из бюджета средства не выделяются. На строительство заводов будут потрачены исключительно частные инвестиции. Есть привлечённые средства банков, инвестора. Ключевая задача – сделать систему окупаемой с учётом новых тарифов. Планируется, что оператором всех пяти проектов будет «Ростех», который потратит на все проекты около 30 млрд рублей. Всё остальное – привлечённые средства.

Инициативу проявили регионы, они выступили с предложениями построить у себя и отрегулировать всю систему обработки отходов. Плюс ко всему учитывались возможности наиболее эффективно реализовать этот проект с точки зрения создания самих заводов по переработке. Машиностроительные мощности находятся ближе к Московской области. Исходя из этого «Ростех» выбирал территории.

Вопрос: Вы сказали, что на пять проектов «Ростех» выделит 30 млрд рублей. Какая общая стоимость всех пяти проектов?

С.Донской: Пока цифра – 150 млрд. Но эта цифра предварительная и ещё будут проходить разные экспертизы, цифры будут уточняться и скорее всего снижаться. А пока прошла только общая оценка.

Вопрос: Сергей Ефимович, получается, что проект «Чистая страна» – это как раз реализация поручений, содержащихся  в Послании Президента, потому что он говорил в том числе про необходимость ликвидировать свалки.

С.Донской: Это в том числе. У нас кроме этого проекта рассматривались и подходы по другим направлениям. Речь идёт, в частности, о водном хозяйстве, и здесь акцент мы делаем на Волгу. У нас есть поручение отработки схемы финансирования всех мероприятий по волжскому проекту с Минфином. Речь идёт о том, что для реализации задачи по очистке Волги, приведения её в благоприятное состояние, потребуется (предварительная оценка) от 150 до 200 млрд рублей. Сумма огромная. С другой стороны, конечно, это не в один год должно выделяться. Это распределяется на достаточно длительный период, когда надо будет и очистные строить, и разные мероприятия проводить. Исходя из этого, для того чтобы эту сумму можно было бы собрать и направить на конкретные мероприятия, у нас есть поручение провести согласительные, подготовительные работы с Минфином, выработать механизм финансирования.

Мы, естественно, затронули тему, связанную с Байкалом, эта тема и в прошлый раз, в августе, звучала. Речь идёт о подготовке приоритетного проекта по Байкалу. К апрелю мы должны сделать все необходимые шаги в части подготовки проекта, включая мероприятия, связанные с экологической реабилитацией, развитием экологического туризма и так далее.

Также рассматривался наш приоритетный проект «Дикая страна. Сохранить и увидеть». В качестве приоритета мы здесь ставили создание условий для расширения экологического туризма на особо охраняемых природных территориях, в национальных парках. Сейчас, по оценкам министерства, около 2 млн человек – исходя из той инфраструктуры, которая есть – могут посетить наши уникальные уголки природы. А потенциал здесь в 10 раз больше, около 20 млн человек. И мы взяли на себя обязательства в рамках подготовки приоритетного проекта отработать механизм концессионных соглашений на территории ООПТ, тем самым привлекая частных инвесторов для строительства такой инфраструктуры. На самом деле здесь очень большое поле деятельности и интерес у инвесторов достаточно большой. Такие уникальные объекты и с туристической, и рекреационной точки зрения очень интересны. Для того, чтобы их создать, чтобы они негативно не влияли на нацпарки и позволяли людям бывать в таких местах, мы как раз такие изменения в законодательстве и планируем.

В рамках проектов мы поставили задачу, связанную с созданием новых национальных парков и заповедников: у нас в Год экологии их запланировано больше восьми. Рассматривалась и тема по животным. В Послании Президента эта тема также прозвучала, что необходимо завершить подготовку законодательства, касающегося бездомных животных. Наша задача – подготовить все основания для того, чтобы весной можно было этот закон принять. А паспорт проекта мы собираемся разработать и утвердить после закона.

Вопрос: Вы встречались с коллегами из Норвегии. Обсуждали ли шельф? И каковы итоги заседания комиссии ООН по заявке?

С.Донской: Что касается Норвегии, была очень позитивная встреча. Мы возобновили работу межправкомиссии. Кроме встреч с министром экологии и климата и министром нефти и энергетики состоялась встреча с моей коллегой, которая возглавляет межправкомиссию со стороны Норвегии. Мы обсудили планы, и ожидается, что весной заседание межправкомиссии будет проведено. Мы не встречались с 2014 года.

Планируем до заседания комиссии в апреле подписать соглашение по обмену информацией и проведению геологоразведки в бывшей спорной, серой зоне. Сейчас там все интересы определились. Сейчас задача – подписать подобное соглашение. Об этом договорились с министром нефти и энергетики.

Звучала и климатическая тема. Мы рассказали о проведении у нас Года экологии и пригласили коллег участвовать в мероприятиях, в частности в «Экотехе». Эта встреча показала, что Норвегия готова начать активную деятельность в рамках межправкомиссии.

По ООН ситуация следующая. Эта встреча в какой-то мере является продолжением августовской встречи. Мы дополнительно предоставили информацию, дали четыре презентации по исследованиям, которые были проведены. В том числе выразили своё отношение к датской заявке. Договорились, что следующая встреча состоится весной.

Мы поставили вопрос о необходимости увеличения времени работы комиссии в отношении нашей заявки. Комиссия должна это рассмотреть и дать ответ. Пока ответа мы не получили. Мы настаиваем на том, чтобы максимально отработать нашу заявку до изменения состава комиссии по рассмотрению заявок стран о внешних границах континентального шельфа, которое произойдет летом этого года.

government.ru

Цифровизация, оптимизация и профилактика приоритеты реформы госконтроля в регионах

Цифровизация, оптимизация и профилактика приоритеты реформы госконтроля в регионах

26.02.2018

Для успешной реализации реформы контрольно-надзорной деятельности в регионах ведомства должны провести внутреннюю оптимизацию, внедрить в свою работу цифровые технологии и развивать новые, интересные методы профилактики нарушений. Такие рекомендации дал представителям субъектов РФ куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 22 февраля на конференции «Реформа контрольной и надзорной деятельности: новое качество государственного контроля в регионах».

«Первая рекомендация — займитесь вопросами, связанными с оптимизацией структуры управления. У нас есть куда оптимизироваться, это я точно говорю. Пример — Калининград, где создано единое министерство контроля и надзора. Я не говорю, что это универсальный рецепт, но подумать надо. Второе — это информатизация и цифровизация. Цифровая экономика будет на ближайшие годы топовым приоритетом федеральной власти, президента, председателя правительства. Люди, которые занимаются контролем и надзором, должны быть первыми в этой повестке», — сказал Михаил Абызов.

Без информатизации чек-листы — списки контрольных вопросов, внедряемые сейчас при проведении проверок, — принесут не пользу, а большой вред. Инспекторы «окажутся заваленными макулатурой» и будут анализировать «кипу галочек и клеточек», предостерёг министр. Все чек-листы, по его мнению, нужно перевести в «цифру». Каждому инспектору в его планшете должны быть доступны электронные протоколы проверок, которые затем сразу будут уходить в «облако». Такой подход уже позволил Москве в 3 раза повысить эффективность деятельности линейных инспекторов.

В каждом регионе, желательно по всем региональным видам контроля, за один год нужно провести работу по полной информатизации, подчеркнул Михаил Абызов. Стоит задача в течение пяти лет перейти на модель единого цифрового пространства для всех поднадзорных объектов в части взаимоотношений с контролем и надзором. За этот год, по словам министра, необходимо создать на федеральном уровне такую систему, в которой контрольно-надзорные органы в состоянии будут ежемесячно, а потом еженедельно и ежедневно подводить баланс работы сотрудников контрольно-надзорного органа: сколько времени и где провёл инспектор, начиная от проверки и заканчивая составлением отчётов и аналитикой первичных данных.

Третье важное направление работы — это профилактика нарушений. Профилактика должна быть интересной, подчеркнул Михаил Абызов.

«Профилактика — это та материя, которая требует нестандартных подходов. Вы должны придумывать, как вовлечь в профилактику, как сделать её интересной и для инспекторского состава, и для поднадзорных объектов. Соберите предпринимательское сообщество, сделайте для них презентацию того, что будете делать. Они не понимают многих нюансов, куда мы развиваемся. В советское время была школа профилактики, плакаты, в кинотеатрах показывали ролики про пожарную и дорожную безопасность до начала сеансов. Сейчас этого нет. Нужно придумывать новые форматы», — отметил Михаил Абызов.

Министр также предложил создавать при губернаторах конфликтные комиссии, куда люди могли бы жаловаться на различные случаи недопонимания с органами контроля и надзора. Благодаря таким комиссиям инспекторы смогут увидеть, какая существует правоприменительная практика, а граждане увидят объективный диалог.

«Масштаб работы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, проведённой за 2017 год, впечатляет. Мы изначально ставили достаточно амбициозные задачи. Безусловно, есть вещи, которые мы не успели сделать. Мы понимаем, по каким объективным причинам, а зачастую и субъективным причинам, это не получилось. Важно не стараться каким-то образом ретушировать отклонения. Надо объективно оценивать результаты и не бояться фиксировать неисполнение. Только так можно корректно планировать и видеть изменения в будущем», — отметил Михаил Абызов.

Если говорить о региональном аспекте реформы, то за прошедший год, по его словам, были наработаны очень разные практики. Поэтому было принято решение не задавать единую структуру надзорной деятельности от Калининграда до Камчатки. В части муниципального контроля и надзора, напротив, нужны типовые модели. По словам Михаила Абызова, надо дать субъектам РФ и губернаторам, а также их командам, которые работают над реализацией реформы, единую матрицу действий.

Также Михаил Абызов подчеркнул необходимость разграничения полномочий надзорных органов на федеральном и региональном уровне. Для этого, по его мнению, можно было бы заключать соглашения в регионах между региональным и федеральным надзором по пересекающимся прямо или косвенно полномочиям, в рамках которых они договорились бы о режиме совместных проверок.

Проанализировать виды контроля на предмет дублирования и решить проблему разграничения полномочий между «федералами» и регионами необходимо до принятия конкретных решений по внедрению системы управления рисками, отметил, в свою очередь, член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. Только после этого нужно принимать решение о целесообразности внедрения системы риск-ориентированного подхода по конкретным видам регионального контроля.

«У нас в части реформирования системы госуправления не так много удачно реализованных проектов. Задача моя, команды, которую мы объединили на федеральном уровне, и регионов — сделать эту реформу успешной. Судя по тому, как мы прошли 2017 год, я абсолютно уверен, что это может быть самая успешная реформа в части государственного управления. Для этого очень важно поддерживать высокий уровень вовлечённости первого руководителя региона», — заключил Михаил Абызов.

Источник: Открытое Правительство

www.opendata71.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта