Indexed in. Оптимизация численности работников предприятия в рб
Оптимальная численность персонала в сельскохозяйственных организациях. Как этого достичь?
На сегодняшний день проблема оптимизации численности работников стоит весьма остро, в т.ч. и для сельскохозяйственных организаций. Кроме того, данный вопрос находится на контроле у Главы государства.
Основополагающим при решении данной проблемы является эффективное использование нормирования труда. Примененное в комплексе с другими технологиями управления персоналом, оно обеспечивает существенное повышение эффективности деятельности подразделения, а также улучшение таких показателей, как текучесть персонала, удовлетворенность трудом.
В предлагаемом материале названы основные нормативные правовые акты в сфере нормирования труда и определения оптимальной численности персонала в сельскохозяйственных организациях, а также приведен пример определения оптимальной численности служащих организации на основе имеющихся отраслевых нормативов.
Как показывает практика, обоснование численности персонала с помощью методов нормирования труда позволяет сократить ее в необходимых пределах без потери эффективности и качества работы либо повысить производительность труда сотрудников в разы. Эффект достигается за счет:
– сокращения непродуктивных затрат рабочего времени;
– оптимизации трудовых процессов;
– возможности установить для работников объективные показатели работы в виде технически обоснованных норм выработки и обслуживания.
С помощью методов нормирования может быть не только обоснована необходимая численность, но и создана основа для внедрения новых, более эффективных схем оплаты труда.
И, как следствие, результаты мероприятий по нормированию труда будут являться гарантом принятия руководителем правильных, дальновидных управленческих решений.
Нормативными правовыми актами (далее – НПА) в сфере нормирования труда и определения оптимальной численности в сельскохозяйственных организациях являются как постановления Минтруда и соцзащиты, так и отраслевые приказы Минсельхозпрода. В табл. 1 представлен перечень основных НПА, используемых на практике экономистами.
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 6/ 2016.
www.nitt.by
сокращение числа работников и отток кадров за границу
Белорусский рынок труда, как и другие сферы жизни, переживает непростые времена. И хотя он достаточно стабильный и подконтрольный (а цифрам зарегистрированной безработицы может позавидовать любая страна), все же здесь есть ряд проблемных мест и негативных тенденций. Так что же нас ждет в ближайшем будущем и какие задачи предстоит решать?
Молодежь не хочет идти в рабочие
Для Беларуси характерен высокий уровень занятости - почти 77%. Как заявил на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник, несмотря на сложные экономические условия, массовых высвобождений и увольнений не происходило. Вместе с тем, в последнее время ситуация на рынке труда характеризуется снижением количества обращений в государственную службу занятости и, соответственно, снижением регистрации безработных. В стране свободных рабочих мест сейчас практически вдвое больше, чем безработных, а в Минске - в 6 раз больше.
На рынке труда, по словам Петра Грушника, стали проявляться и некоторые новые тенденции. Так, в прошлом году снизилось количество работников. По данным Национального статистического комитета, в экономике Беларуси в январе 2012 года были заняты 4 млн. 557 тыс. человек, что на 2,8% меньше, чем в январе 2011 года. Наиболее значительное снижение численности работников наблюдалось в строительной отрасли - на 5,5 тыс. человек, на транспорте и в связи - на 3,9 тыс., в промышленности - на 5,6 тыс. человек. Кроме того, в последние месяцы прошлого года наблюдался устойчивый рост недозанятости в ряде отраслей, в том числе в строительстве.
Одновременно снижается привлекательность рабочих мест для молодежи, а средний возраст работников растет. Как сообщил заместитель министра труда и социальной защиты, средний возраст работников в 2007 году составлял 39,8 года, в 2010 году - уже 40,4 года. Еще хуже положение дел в промышленности и сельском хозяйстве.
Необходима оптимизация численности работников целых отраслей
Если в предыдущие годы основной упор делался на сохранение любыми путями рабочих мест и трудовых коллективов, то сейчас поставлена задача реструктурировать организации, чтобы минимизировать социальные издержки из-за оптимизации численности работников. Необходимо также обеспечить организованный переток освобожденной рабочей силы на новые рабочие места, в другие виды экономической деятельности.
Процессы оптимизации, по словам Петра Грушника, уже идут. Так, ликвидированы аппараты ГО "Белбыт" и концерна "Белбиофарм" в Минске. Заканчивается ликвидация РУПП "Гроднотекстиль", где сокращению подлежали более 300 работников. Ведется подготовка к ликвидации нерентабельного производства Могилевского завода искусственного волокна (поэтапно до 1 апреля планируется освободить 835 из 1452 работников).
Важнейшей мерой по поддержке высвобождаемых работников является их переподготовка и повышение квалификации. Поэтому в республике подготовлен законопроект о занятости, который будет рассмотрен во втором чтении в апреле. Он гарантирует для нанимателей возмещение затрат на обучение высвобождаемых работников, а также увеличение размера стипендии (для тех, кто проходит переподготовку и повышение квалификации) до 8 базовых величин. При этом законодательством предусмотрено опережающее обучение работников, находящихся под риском увольнения, с финансированием затрат. Кроме того, Петр Грушник считает, что следует серьезно заняться восстановлением и развитием системы внутрипроизводственного обучения, переподготовки и повышения квалификации работников непосредственно на производстве.
Остановить отток квалифицированных работников за границу
Сегодня, когда границы стран ЕЭП открыты, граждане Беларуси имеют возможность выезжать на работу за границу, в первую очередь в Российскую Федерацию. Как заявила недавно на коллегии Минтруда и соцзащиты министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина, с одной стороны, это расширение возможностей для человека, а с другой - нашей стране нужны эти кадры.
Чтобы снизить отток работников из страны, необходимо обеспечить одинаковый уровень оплаты труда по сравнению с нашими соседями. Сейчас в Беларуси проводится серьезная работа по кардинальному совершенствованию законодательства в области оплаты труда. Из-под прямого государственного регулирования выведено более 87 тыс. организаций негосударственной формы собственности. Однако далеко не все руководители стали внедрять гибкую систему оплаты труда. "Это говорит о том, что руководителям удобнее работать как раньше, - сказала министр. - Как в таком случае удерживать квалифицированные кадры, если им не платить?!"
P.S. Подробнее о заработной плате мы расскажем в одном из ближайших номеров газеты.
Светлана Бусько.
Правительство приняло государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год с объемом финансирования 225,9 млрд. руб. Ее основная цель - повышение эффективности использования трудовых ресурсов, конкурентоспособности рабочей силы.
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ...
В мире образовался "запас" безработных в размере 200 млн. человек
Как отмечается в ежегодном докладе о глобальной занятости, подготовленном Международной организацией труда (МОТ), мир столкнулся с необходимостью создать в ближайшее десятилетие 600 млн. новых рабочих мест, чтобы обеспечить устойчивый рост и сохранить социальное единство.
"После трех лет непрерывного кризиса на глобальных рынках труда и на фоне перспективы дальнейшего спада экономической активности во всем мире образовался "запас" безработных в размере 200 млн. человек", - утверждает МОТ в своем ежегодном докладе "Глобальные тенденции занятости 2012 года: предотвратить развитие кризиса занятости". Кроме того, в докладе указывается, что в течение ближайшего десятилетия необходимо будет создать еще более 400 млн. новых рабочих мест, чтобы "поглотить" прирост рабочей силы примерно на 40 млн. работников в год.
К тому же необходимо создание не просто рабочих мест, а достойных рабочих мест (в основном в развивающихся странах) для 900 млн. работников, живущих вместе со своими семьями менее чем на 2 доллара США в день.
"Несмотря на энергичные усилия правительств, кризис занятости не ослабевает, и каждый третий работник в мире (это примерно 1 млрд. 100 млн. человек) либо не имеет работы, либо живет в бедности," - заявляет Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия. Среди тех, кто больше всего страдает от кризиса занятости, по-прежнему остается молодежь.
29 февраля 2012 года.
Газета «Звязда», оригинал на белорусском языке: http://zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=93988&idate=2012-02-29
Еще записи по теме
www.bel-jurist.com
Оптимизация численности работников финансовых органов Вооруженных Сил Pеспублики Беларусь
xmlui.dri2xhtml.METS-1.0.item-title-alternative
Optimization of Financial Personnel Number in Armed Forces of the Republic of Belarus
Bibliographic record
Большакова, А. В. Оптимизация численности работников финансовых органов Вооруженных Сил Pеспублики Беларусь = Optimization of Financial Personnel Number in Armed Forces of the Republic of Belarus / А. В. Большакова // Наука и техника = Science & Technigue. – 2014. – № 6. – С. 70 - 75.
Abstract
В статье рассматривается проблема сокращения численности Вооруженных Сил Республики Беларусь и необходимости проведения экономически обоснованных реформ, оптимизирующих численность работников финансовых органов, сокращая ее, однако не подрывая финансово-хозяйственную деятельность Вооруженных Сил в целом. Предлагается оптимизировать численность работников финансовых органов Вооруженных Сил путем проведения организационно-штатных преобразований – внедрением централизованной системы расчетов с личным составом по примеру Министерства обороны Российской Федерации. На основе межотраслевых нормативных материалов рассчитан норматив численности работников финансовых органов, занятых учетом расчетов с работниками по заработной плате и другим платежам, предполагаемого единого расчетного центра. На примере условной организации «В» со списочной численностью работающих в ней, равной численности Вооруженных Сил Республики Беларусь, определена возможная эффективность внедрения централизованной системы расчетов с личным составом. Согласно приведенным расчетам, сокращение численности работников финансовых органов, занятых учетом расчетов по заработной плате и другим платежам, в целом по организации «В» может составить до 60 человек при количестве филиалов, осуществляющих самостоятельный расчет выплат личному составу своего филиала более 200. Определена зависимость норматива численности от количества финансовых органов, процента личного состава, получающего выплаты через единый расчетный центр, и концентрации финансово-экономического документооборота. Отмечено, что для объективности отражения эффективности возможного внедрения централизованной системы расчетов с личным составом в Вооруженных Силах недостаточно определения количественных показателей. Для полноты информации необходимо рассмотреть качественные изменения, обращая особое внимание на проблемные вопросы и возможные пути их решения. Статья отражает вопросы нормирования труда и представляет интерес как для финансово-экономических, так и организационно-мобилизационных органов Вооруженных Сил.
rep.bntu.by