Проблемы совершенствования налоговой системы (стр. 1 из 6). Оптимизации юридической конструкции налога как одной из проблем совершенствования налоговой системы


К вопросу о юридических конструкциях налогов и сборов — МегаЛекции

Кучеров И.И., 2010.

 

Статья посвящена одному из самых сложных вопросов теории налогового права. Автором раскрывается само понятие "юридическая конструкция налогов", анализируются составляющие ее элементы. В статье также уделяется внимание анализу и отграничению смежных понятий и схожих понятий, таких как "элементы налогообложения" и т.д.

К вопросу о юридических конструкциях налоговых платежей, который является наиболее сложным в налогово-правовой теории, нас подвигает неиссякаемое желание узнать, что собой представляет внутреннее строение налогов и сборов. Последовательно придерживаясь выработанной нами в свое время концепции определения налоговых платежей, как правовых форм возложения на физических лиц и на организации обязанностей по участию в формировании бюджета, попытаемся получить на него исчерпывающий ответ. В данном случае употребление термина "юридическая конструкция" применительно к налогам и сборам представляется нам вполне уместным, поскольку возложение указанных выше обязанностей предполагает определение их в нормативных правовых актах при установлении и введении налоговых платежей посредством использования приемов юридической техники. Очевидно, что требуемая при этом определенность устанавливаемого налогового платежа в целом напрямую зависит от определенности каждой отдельно взятой составной части его конструкции.

В том или ином виде наличие у налогов и сборов некой конструкции признается многими авторами. Другое дело, что, имея в виду их внутреннее строение, некоторые правоведы употребляют иные, во многом сходные по смыслу термины. Так, в литературе по налогово-правовой тематике обнаруживается упоминание таких словосочетаний, как "правовой механизм налога", "юридический состав налога", "элементный состав налога", "структура налога", "анатомия налога" и т.п. Полагаем, что все они имеют право на использование, поскольку в конечном счете обогащают научный оборот. Вместе с тем с позиций теории права в интересующем нас смысле более предпочтительным все же является употребление термина "юридическая конструкция налога". Утверждая это, мы в первую очередь принимаем во внимание, что еще в 1905 г. в одной из своих работ известнейший теоретик права Р. Иеринг причислял юридическую конструкцию к основным приемам юридической техники <1>. Это теоретическое положение было впоследствии воспринято современными представителями правовой науки. В частности, С.С. Алексеев обратил внимание на то, что само развитие права есть история становления и совершенствования юридических конструкций. Соответственно, достоинство той или иной юридической системы во многом определяется совершенством характерных для нее юридических конструкций <2>. В пользу отстаиваемого нами термина свидетельствует и суждение А.Н. Козырина, который, рассматривая законодательство о налогах и сборах с точки зрения совершенствования законодательной техники, обозначает юридические конструкции в качестве одного из составляющих ее элементов <3>. В свою очередь, одно из определений законодательной техники сводится к совокупности приемов и средств изложения законодательных норм, основными содержательными элементами которой выступают различные способы, с помощью которых сущность нормы объективируется и она приобретает соответствующую форму <4>. Исходя же из философского понимания термина "форма" как дефиниции, непосредственно выражающей сущность и содержание предметов и явлений, форму возложения обязанностей по участию тех или иных лиц в формировании бюджета следует рассматривать как юридическую конструкцию, состоящую из совокупности связанных внутренней структурой составляющих, - элементов налогов и сборов. В этой связи следует согласиться с тем, что налоговые законы, прежде всего, формулируют юридическую конструкцию налогов <5>.

--------------------------------

<1> См.: Иеринг Р. фон. Юридическая техника / Сост. А.В. Поляков. М., 2008. С. 67.

<2> См.: Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия. Некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи. М., 2000. С. 40.

<3> См. подробнее: Козырин А.Н. Принципы законотворчества в сфере публичных финансов (на примере актов законодательства о налогах и сборах) // Финансовое право. 2008. N 2.

<4> См.: Мазуренко А.П. Вопросы взаимодействия правотворческой политики и юридической (законодательной) техники: теоретический аспект // Юридическая техника. 2007. N 1. С. 42.

<5> См. подробнее: Гаврилюк Р.А. Диалектика содержания и формы налогового права как отражение его системной сущности // Финансовое право. 2006. N 12.

В данном случае юридическая конструкция налога и сбора есть средство юридической техники, используемое при построении нормативного материала, некая универсальная модель, элементы которой подлежат законодательному определению при установлении и введении конкретных налоговых платежей. В этой связи также представляется довольно точным определение юридической конструкции налога как системы законодательно закрепленных и реализующихся в правоотношениях, при наличии юридических фактов, элементов его модели, четко определяющей обязанность налогоплательщика по исчислению и внесению налогового платежа в бюджет или внебюджетный фонд <6>.

--------------------------------

<6> См.: Иванова В.Н. О возможности использования элемента правовой материи "юридическая конструкция" для формирования законодательной дефиниции "юридическая конструкция налога" с целью выражения юридической сущности налога в Налоговом кодексе Российской Федерации // Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы: Материалы международного круглого стола (Черновцы, 21 - 23 сентября 2006 г.) / Под ред. В.М. Баранова, П.С. Пацуркивского, Г.О. Матюшкина. Нижний Новгород, 2007. С. 854.

Позиционирование юридических конструкций прежде всего как средства юридической техники вполне согласуется с нашим общим теоретическим построением в этой части, вместе с тем необходимо учитывать, что их назначение этим не ограничивается. Справедливо отмечается, что нельзя также отрицать роль юридических конструкций в процессе познания права и налоговых правоотношений, т.е. в качестве средства толкования налогово-правовых норм, а также как элемента собственного содержания налогового права, средства правового регулирования налоговых правоотношений <7>. Полагаем, что юридическая конструкция налога и сбора, будучи средством юридической техники, безусловно, может быть также отнесена в качестве института к соответствующему разделу теории налогов и сборов либо на счет средств налогово-правового регулирования. Однако это лишь дополнительно подтверждает нашу правоту и указывает на сложность и важность рассматриваемой правовой категории.

--------------------------------

<7> См. подробнее: Изосимов С.М. Юридические конструкции как элемент нормотворчества и правоприменения (на примере налогового права) // Российская юстиция. 2007. N 11.

Что же представляют собой упомянутые выше элементы, и из каких элементов непосредственно складываются юридические конструкции налогов и сборов? Справедливости ради следует отметить, что правоведы на протяжении ряда последних лет целенаправленно пытаются в этом разобраться, разрабатывая соответствующие теоретические положения <8>. К сожалению, как в законодательстве, так и в теории налогового права отсутствует единый подход к определению структуры модели налогов <9>. В научной литературе обнаруживаются самые различные варианты определения элементов налогов, или, по меткому определению С.Г. Пепеляева, "слагаемых налоговых формул" <10>. Имеется также много существенно различающихся версий относительно их состава. Задача достижения определенности в этих вопросах осложняется тем, что примерно в том же значении употребляются и такие термины, как "элементы закона о налоге", "элементы юридического состава налога", "элементы правового механизма налога" и "элементы налогового обязательства".

--------------------------------

<8> См., напр.: Пепеляев С.Г. Законы о налогах: элементы структуры. М., 1995.

<9> См. подробнее: Иванова В.Н. Оптимизация юридической конструкции налога как одна из проблем совершенствования налоговой системы // Финансовое право. 2005. N 7.

<10> См.: Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 1995. С. 39.

Что касается собственно категорирования элементов налога, то предлагается рассматривать их как законодательно формализованные, пространственно-временные, физические, стоимостные, фактические и иные характеристики обстоятельств и предметов материального мира, а также порядок исчисления, документальной фиксации и внесения лицом конкретной суммы налога <11>. Отдельным авторам элементы налога видятся в качестве родовых признаков, отражающих социально-экономическую сущность налога <12>. Имеется и такая точка зрения, что основные элементы налога включают фундаментальные, сущностные характеристики налога, которые формируют основное представление о содержании налогового механизма <13>. Приведенные определения, к сожалению, настолько разнятся, что не позволяют сложить однозначного представления об элементах налогов и сборов и их предназначении. С учетом этого попытаемся составить о них собственное представление.

--------------------------------

<11> См. подробнее: Ногина О.А. К вопросу об элементном составе налога // Финансовое право. 2005. N 7.

<12> См.: Заяц Н.Е. Теория налогов: Учебник. Минск, 2002. С. 45.

<13> См.: Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков, 2001. С. 97.

По нашему мнению, искомое понятие может быть получено на основе общих представлений об элементах и конструкциях как таковых. Известно, что элемент всегда есть составная часть сложного целого. В свою очередь, конструкция - совокупность, состав взаимосвязанных элементов, образующих некий целостный механизм. Очевидно, что элементы, составляющие ту или иную конструкцию, имеют определенное функциональное предназначение, обусловленное наличием между ними определенных взаимосвязей, которые и обеспечивают указанную целостность. Полагаем, что все вышеизложенное в полной мере может быть отнесено на счет элементов и юридических конструкций налогов и сборов.

С учетом вышесказанного элементы налога могут быть определены как внутренние исходные функциональные единицы, которые в своей совокупности и составляют юридические конструкции соответствующих налоговых платежей. Состав этих функциональных единиц у всех налогов в основе своей совпадает, поэтому они являются универсальными составляющими их юридических конструкций. Однако непосредственно при установлении налоговых платежей конструктивные элементы определяются в соответствующих законодательных актах по каждому налогу отдельно. Исключение составляют лишь отдельные элементы, как, например, налоговые санкции, которые могут совпадать у налогов разных видов. Таким образом, юридическая конструкция конкретного налога обретает совокупность присущих только ей признаков, что, в общем-то, и позволяет отличать налоговые платежи одного вида от других.

Применительно к юридической конструкции сбора следует вести речь об элементах сбора. Несколько опережая последовательность изложения, следует заметить, что хотя эти элементы и имеют сходное с элементами налогов функциональное предназначение, тем не менее проявляют некоторые существенные особенности, особенно в части своего состава, обусловленные специфической юридической конструкцией налоговых платежей данного вида. Отдельные специалисты прямо отмечают, что не все элементы, необходимые для исчисления и уплаты налога, могут оказаться востребованными при установлении конкретного сбора <14>.

--------------------------------

<14> См., напр.: Науменко А.М., Хильченко Е.Н. Налоговый сбор: юридические признаки // Финансовое право. 2007. N 7.

В свою очередь, следует заметить, что элементы налога не следует во всех случаях отождествлять с элементами налогообложения. Это объясняется тем, что налогообложение по определению есть процесс, связанный с установлением и взиманием налогов и сборов, а налоговые платежи - одно из его правовых средств. Данное обстоятельство непосредственно указывает на то, что состав элементов налога и элементов налогообложения не может совпадать. Представляется, что состав элементов налогообложения много шире, поскольку помимо налогов со всеми их элементами включает также и целый ряд других составляющих. К примеру, налогооблагающий субъект, как публичное территориальное образование, в пользу которого уплачиваются обязательные налоговые платежи, безусловно относится к элементам налогообложения, однако элементом налогов не является. К последним мы относим лишь те элементы, которые являются необходимыми и обязательными при установлении и введении налога и непосредственно прописываются в соответствующем законодательном акте. В соответствии с этим критерием к элементам обязательных налоговых платежей также не могут быть отнесены такие важные элементы налогообложения, как предмет, источник и носитель налога. Дополнительно пониманию того, что элементы налогообложения и элементы налогов и сборов не совпадают, способствует теоретическое положение о том, что все налогово-правовые нормы подразделяются на два основных вида - общие (устанавливающие общие правила поведения, права, обязанности и субъектов налогового права и т.д.) и специальные (устанавливающие или отменяющие конкретные налоги и сборы) <15>. Получается так, что элементы налогообложения следует связывать с общими налогово-правовыми нормами, а элементы налогов и сборов - со специальными.

--------------------------------

<15> См.: Масленникова А.А. Культура построения налоговой нормы. Проблемы и перспективы // Финансы. 2002. N 3.

В этом смысле также заслуживает внимания позиция А.В. Демина, который обратил внимание на то, что в литературе неоднократно предпринимались попытки расширить перечень элементов налогообложения. В частности, отдельными авторами предлагалось дополнить его такими категориями, как "предмет налога", "источник налога", "метод учета налоговой базы", "налоговый оклад", "носитель налога" и т.д. По мнению ученого, в целях научного исследования отдельных аспектов налогообложения это может быть вполне полезным. Однако при этом необходимо разграничивать атрибутивные (нормативные) и доктринальные элементы налогообложения <16>. Полагаем, что рассматриваемые нами элементы налога как раз можно отнести на счет атрибутивных (нормативных) элементов налогообложения, поскольку они непосредственно прописываются в соответствующем законодательном акте при установлении и введении налога. Все же прочие элементы налогообложения, в соответствии с этой позицией, следует причислять к доктринальным.

--------------------------------

<16> См.: Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. М., 2006. С. 199.

Если же налогообложение понимать достаточно узко и свести это понимание исключительно к процессу исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов, соответствующее различие между элементами налога и элементами налогообложения становится уже не столь очевидным. Видимо, поэтому в ряде налогово-правовых норм (п. 6 ст. 3, п. п. 3, 4 ст. 12, п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 18 НК РФ) фактически в значении элементов налогов и сборов употребляются соответственно термины "элементы налогообложения" и "элементы обложения". Подобное отождествление элементов встречается и в литературных источниках, однако мы в последующем изложении все же полагаем необходимым их различать.

Наряду с определением самих элементов обязательных налоговых платежей, в рамках разрабатываемой теории существует потребность в определении их общих перечней, или иначе - элементных составов налогов и сборов.

Следует заметить, что в литературных источниках обнаруживаются самые различные версии относительно элементного состава налогов. В частности, в том или ином сочетании различные авторы относили к ним налогоплательщика (субъект налога), получателя налога, объект и предмет налога, источник налога, налоговую базу, метод учета налоговой базы, масштаб налога и единицу налогообложения, налоговый оклад, налоговый период, порядок исчисления налога, срок уплаты налога, порядок уплаты налога, налоговые санкции и др. <17>. Тем не менее ни одна из предлагаемых версий, на наш взгляд, не может в полной мере претендовать на теоретическую завершенность и, соответственно, на безоговорочное принятие. Основными причинами этого является то, что в одном случае авторами допускалось смешение элементов налогов и элементов налогообложения, в другом - имело место сведение в один ряд самостоятельных элементов и их частей, т.е. субэлементов; наконец, в третьем - одни элементы подменялись другими.

--------------------------------

<17> См. подробнее: Злобин Н.Н. Налог как правовая категория: Монография. М., 2003. С. 116 - 117.

Между тем определиться с элементным составом налогов в известной степени позволяет действующее законодательство о налогах и сборах. Согласно п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом соответствующие нормы должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. В п. 1 ст. 17 НК РФ определены общие условия установления налогов, в соответствии с которыми налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и такие элементы налогообложения, как:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

Полагаем, что в данном случае в целом как раз и перечислены наиболее важные, можно сказать базовые, составляющие элементного состава налогов, присутствующие в юридических конструкциях практически всех налоговых платежей данного вида. К слову, термины, обозначающие некоторые перечисленные элементы налога, относятся к разряду наиболее специфических понятий законодательства о налогах и сборах. По крайней мере согласно п. 3 ст. 11 НК РФ такие понятия, как "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база" и "налоговый период", и другие подобные специфические понятия и термины используются сугубо в значениях, определяемых законодательством о налогах и сборах.

Однако указанными элементами дело также не ограничивается, поскольку наряду с ними в налогово-правовом регулировании также широко используются и другие элементы, одни из которых в обязательном порядке присутствуют в юридических конструкциях лишь отдельных налогов, а другие вовсе не являются обязательными. Например, в соответствии с п. 2 ст. 17 НК РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы. Из этого следует, что налоговые льготы в принципе не являются обязательным конструктивным элементом налога.

Что касается элементного состава сборов, то он наряду с плательщиками также предусматривает некоторые элементы, однако их перечень существенно отличается от того, который был рассмотрен выше. Это обусловлено тем, что сама юридическая конструкция сборов является в известной степени усеченной, поскольку их уплата, как мы уже знаем, обычно связывается с совершением в интересах плательщика неких юридически значимых действий. К примеру, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, согласно ст. 333.5 НК РФ, уплачиваются при получении плательщиком лицензии (разрешения) на соответствующее пользование, оформленной в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти. Соответственно, наличие у плательщика сбора объекта налогообложения как такового в принципе не предполагается. В свою очередь, это указывает на отсутствие в юридической конструкции сбора таких тесно связанных с объектом элементов, как налоговая база и налоговый период. В наличии же у сборов обычно присутствуют такие конструктивные элементы, как ставка, порядок исчисления и уплаты.

Изложенное выше позволяет заключить, что рассматриваемые элементы, как составляющие юридических конструкций налогов и сборов, обладают разной степенью своей конструктивной необходимости и обязательности. Это обстоятельство служит теоретическим основанием для классификации элементов налогов и сборов, которое используется специалистами. В этой связи выделяются три основных теоретических подхода.

В частности, С.Г. Пепеляев по указанному выше основанию подразделяет все составляющие налогов на две группы, одну из которых составляют существенные или обязательные, а другую - факультативные, т.е. необязательные, элементы. При этом к первым им отнесены объект и предмет налога, масштаб налога, метод учета налоговой базы, налоговый период, единица налогообложения, налоговая ставка, порядок исчисления налога, отчетный период, сроки уплаты налога, способы и порядок уплаты налога, а ко вторым - налоговые льготы, порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога, а также ответственность за налоговые правонарушения <18>.

--------------------------------

<18> См.: Основы налогового права / Под ред. С.Г. Пепеляева. С. 40 - 41.

Как полагает Н.П. Кучерявенко, система элементов правового механизма налога состоит из группы основных и дополнительных элементов. При этом к основным элементам, включающим фундаментальные характеристики налога, которые формируют основное представление о содержании налогового механизма, им отнесены плательщик налога или сбора, объект налогообложения, ставка налога или сбора. Дополнительные же элементы, по его мнению, детализируют специфику конкретного платежа, создают завершенную и полную систему налогового механизма. Среди дополнительных элементов налога им выделяются те, которые детализируют основные и связанные с ними элементы (предмет налога, налоговая база и единица налогообложения) и те, которые имеют самостоятельное значение (налоговые льготы, методы, сроки и способы уплаты налога, бюджет или фонд, в которые уплачивается налог) <19>.

--------------------------------

<19> См.: Кучерявенко Н.П. Основы налогового права: Учебное пособие. Харьков, 2001. С. 63 - 64.

Наконец, в теории существует и еще один подход. Так, А.В. Брызгалин по тому же основанию выделяет основные (обязательные), дополнительные и факультативные элементы налога. При этом к первым он относит объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога и сроки уплаты налога. На счет вторых им отнесены предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад, получатель налога, а к третьим - причислены налоговые льготы <20>.

--------------------------------

<20> См.: Брызгалин А.В. Структура (элементы) налога: новое содержание в условиях Налогового кодекса // Налоговый вестник. 2000. N 9. С. 29.

В целом полагаем возможным придерживаться именно последней из приведенных классификаций, поскольку она в наибольшей степени отражает все возможные сочетания обязательности элементов налога, а именно обязательные, не всегда обязательные и необязательные. Однако при этом мы все же оставляем за собой право в последующем изложении уточнить принадлежность каждого элемента к тому или иному их виду, поскольку наше представление об этом несколько отличается от приведенных выше научных подходов.

Приведенными выше классификациями, впрочем, дело упорядочения элементов налогов и сборов не ограничивается, поскольку существует возможность подразделить их еще по одному основанию. Представляется, что на основе системного подхода, требующего выделения в той или иной системе (в данном случае мы исходим из того, что налоговая конструкция есть система) статической и динамической составляющей, в общем элементном составе налоговых платежей можно условно выделить как те элементы, из которых собственно сложен налог (статические элементы налога), так и элементы, определяющие его функционирование (динамические элементы налога).

К статическим элементам налога по указанному выше основанию полагаем возможным относить такие элементы, как субъект и объект налога, налоговую базу, масштаб налога, налоговый период и налоговую ставку. Именно эти элементы формируют материальное начало налога, поскольку определяют, кто, с чего и сколько должен уплатить в бюджет в рамках исполнения соответствующей налоговой обязанности. Из этих элементов в целом, по нашему мнению, в общем-то и составлено правовое тело налога.

В свою очередь, динамические элементы налога, сочетаясь с его статическими элементами, как бы приводят в движение всю юридическую конструкцию налога. В качестве динамических элементов налога можно рассматривать такие элементы, как порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, порядок зачета и возврата переплаченного или излишне взысканного налога. Особое место отводится элементам, составляющим механизм налогово-правового принуждения, к числу которых относятся порядок обеспечения уплаты налога и порядок применения налоговых санкций за неуплату налога. Из совокупности этих элементов в конечном счете и складывается процедура исполнения налоговой обязанности, которой фактически и определяется функционирование налога.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Шкурко К.С. Проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования

Шкурко Ксения СергеевнаДальневосточный федеральный университет

Библиографическая ссылка на статью:Шкурко К.С. Проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/34017 (дата обращения: 23.09.2018).

Научный руководитель:

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Данное весьма очевидно, так как это облегчает работу  как самих  налоговых органов ,так и юридических и физических лиц. С такой системой проще определять экономический итог, меньше заморочек  при составлении отчетных документов и тому подобное.  Но в нашей стране  такую направленность заметить невозможно, так как налоговая система имеет  сложную систему, что приводит к нестабильному положению нашу экономику.

Объектом исследования представленной статьи  являются проблемы и пути совершенствования налоговой системы.. Проблемы совершенствования налоговой системы очень значимы на сегодняшний момент, так как эта система  нуждается в еще большем развитии . Актуальность исследуемой проблемы заключается в том , что выбранная правительством РФ налоговая система препятствует  эффективному развитию рыночных отношений , поэтому она требует значительного усовершенствования

Основным регулятором экономических отношений является налоговая система .Она выступает главным инструментом влияния  государства на развитие хозяйства, а так же определяет преимущества  экономического развития. Налоги являются основными источниками пополнения государственного бюджета. От их формирования зависит каким образом будет развиваться общество в целом.

Большинство  проблем  налоговой системы как правило выступают результатом противоречивости и запутанности нормативной базы,и отсутствием эффективной  связи исполнительной и законодательной власти

Приведем ряд конкретных проблем налоговой системы:

Во-первых одной из главных проблем  является  - усложненность налоговой системы. Это проявляется в том ,что  в налоговой системе существуют различные  налоги, акцизы отчисления, сборы, которые практически ничем друг от друга не отличаются, но такая масса платежей вносит путаницу в работу какого –либо  предприятия  в результате чего возникают ошибки при отчислениях налогов, в итоге приходится платит пени за несвоевременную уплату налога.

Во-вторых –  нестабильность налогового законодательства, Это обусловливается тем ,что в налоговый кодекс периодически вносятся изменения и поправки, что приводит к неустойчивому положению экономику страны ,тем самым еще более обостряя  экономический кризис.

В – третьих  одним из недостатков налоговой системы  является, то что налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

В-четвертых, отметим – нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов.,что не способствует эффективному функционированию налоговой системы  .

Так же хочется выделить еще одну существенную проблему  слабый контроль за сбором налогов ,в результате чего происходит уклонению от уплаты налогов, тем самым уменьшаются  налоговые поступления

Таким образом ,мы выделили основные проблемы налоговой системы.

Что касаемо совершенствования налоговой системы: необходимо привести в действие  налоговый механизм. Благодаря этому произойдет  стимулирование  инвестиций  в  развитие  малонаселенных  регионов и будет наблюдаться стремительное  развитие  высокотехнологичных  производств, Все это позволит преобразовать  нынешнею  налоговую  систему.

Вносимые поправки  в законодательство о налогах и сборах  должны быть направлены на внесения   определенной ясности законодательства и на однозначность его применения , для этого нужно сохранить стабильность налоговой системы

Стабильность налоговой системы заключается в  неизменности правил уплаты налогов в течение длительного периода , что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений

Так же для усовершенствования налоговой системы ,необходимо дать право руководству РФ  на создание  дополнительных  нормативно-правовых  актов  по  вопросам  налогового  регулирования,  которые не  затронуты  либо же не   в  полном  объеме  затронуты  законодательством  РФ  в  области  налогов  и  налогообложения.

Итак в данной статье были  рассмотрены  проблемы налоговой системы и приведены возможные пути  ее совершенствования . Этот вопрос  остается актуальным посей день. Для функционирования эффективной налоговой системы  необходимо  привести ее в полный порядок. Для этого необходимо учесть все возможные  недостатки  и постараться сделать нашу систему проще.

Библиографический список
  1. Горский  И.В.  Налоговая  политика  России  начала  XXI  века  //  Налоговый  вестник.  2012.  —  105  с.
  2. Кучеров  И.И.  Налоговое  право  России:  курс  лекций.  2-е  изд.,  перераб.  и  доп.  М.,  2013.  —  71  с.
  3. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая Глава 26.2 ст 346.11
  4. Бобоев М. Важнейшие вопросы налоговой реформы России // Финансист- 2002-№ 7. С. 28-33.
  5. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 и 2: Федеральный закон от 31.07.1998, № 146-ФЗ.

 

 

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шкурко Ксения Сергеевна»

web.snauka.ru

2.3 Проблемы развития современной налоговой системы

Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста. [20; с. 8]

В России определены приоритетные направления налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению собираемости налогов. Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

Проводимая в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Само понятие «реформа» несет в себе смысл переустройства чего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний.

Необходимость проведения налоговых реформ объясняется следующими фактами, во-первых, налоговое законодательство по-прежнему претерпевают серьезные изменения. Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы. [3; с. 54]

Во-вторых, отсутствует «системность» проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная и др.

В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены том, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.

Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:

1. В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства.

2. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностям практики. Именно эта проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики.

Таким образом, любая налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов. [13; с. 25]

Перспективы развития налоговой системы РФ

Анализ налоговой системы РФ, проведенный во второй главе данной работы показал, что налоговая система нашей страны нуждается в дальнейшем совершенствовании. Попытаемся выделить основные направления совершенствования налоговой системы РФ:

1) по мере снижения обязательств государства в сфере оптимизации расходов на нужды государства и общества добиваться снижения уровня налоговых изъятий за счет уменьшения числа налогов и снижения налоговых ставок - сокращение числа налогов и налоговых ставок вполне может привести к тому, что многие налогоплательщики "выйдут из тени", перестанут скрывать свои налоги. Так, например, было в 2006 году, когда произошло значительное снижение ставки единого социального налога, что не только не привело к уменьшению собираемости указанного налога, а, наоборот, к значительному росту его поступлений в бюджет. Сокращение налогов благоприятно скажется и на финансовом состоянии предприятий, и на их инвестиционной деятельности - часть денежных средств, которые будут оставаться в результате уменьшения налоговых ставок, будет направляться на развитие хозяйствующих субъектов. [22, с. 65]

2) сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся не только в разных экономических условиях, но и с учетом единого экономического пространства для всех субъектов налога и единого механизма регулирования налогообложения.

3) налоговая система должна обеспечить снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для субъектов налога. Действительно, система налогового администрирования является, по сути, одним из слабых мест современной налоговой системы России. Большое количество налогов, сложные методики их исчисления, необходимость предоставления ежеквартальных налоговых деклараций делают налоговую систему неэкономичной и малоэффективной как для предприятий и граждан, так и для государства.

Для достижения указанной цели необходимо законодательно и практически решить следующие проблемы:

- законодательно ликвидировать многочисленные налоговые льготы как по отдельным видам налогов и сборов, так и по категориям налогоплательщиков;

- законодательно и организационно обеспечить полноту и эффективность сбора платежей со всех категорий субъектов налога;

- ликвидировать в налоговом законодательстве все условия, способствующие легитимным способом избежать снижения сумм уплаты налогов и сборов;

- законодательно и организационно упростить налоговую систему за счет уменьшения числа налогов и сборов, заменив их единым налогом на доход, сокращения и ликвидации всевозможных внебюджетных и бюджетных фондов, сокращения органов, ответственных за собираемость налоговых платежей.

Реализация указанных мероприятий будет способствовать созданию рациональной (оптимальной), эффективной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы, что позволит: [22, c. 66]

- выровнять условия налогообложения для всех субъектов налога посредством отмены исключений и налоговых льгот;

- добиться отмены налогов и сборов, взимаемых без учета результатов реальной хозяйственной деятельности субъектов налога;

- привести налоговую базу по взимаемым налогам в соответствие с экономическим содержанием деятельности субъекта налога;

- провести комплекс мер организационного характера по повышению уровня собираемости налогов и сборов, в частности, за счет включения в налоговое законодательство механизма повышения ответственности должностных лиц за налоговый контроль;

- снизить общее налоговое бремя посредством более равномерного распределения налоговой нагрузки между категориями налогоплательщиков, снижения нагрузки на фонд оплаты труда, снижения налоговых ставок на НДС, акцизы и другие виды налогов;

- упростить налоговую систему за счет сокращения общего числа видов налогов и сборов, унификации порядка уплаты налоговых платежей, замены ряда видов налогов единым налогом на доход субъекта налога.

4) необходимо обеспечить стабильность налоговой системы и налогового законодательства - действительно, в настоящее время, в течение календарного года принимается множество поправок в налоговом законодательстве. За ними должны следить как работники налоговых служб, так и работники бухгалтерий хозяйствующих субъектов. Это приводит к значительному увеличению трудоемкости ведения налогового учета на предприятиях, к налоговым ошибкам и так далее. Кроме того, неопределенная ситуация с налогами не только на долгосрочную, но и на среднесрочную перспективу сильно затрудняют организациям среднесрочное и стратегическое планирование, поскольку предсказать налоговую составляющую нашей экономики на длительный срок возможным не представляется. Нестабильность налогового законодательства приводит и к тому, что в силу непредсказуемости отечественной налоговой системы, к нам боятся ехать зарубежные инвесторы. В связи с этим представляется целесообразным принимать законодательные акты, касающиеся налогообложения на длительный срок. [22; с. 63]

5) упростить методики исчисления налогов - в первой главе говорилось, что методики исчисления ряда налогов в нашей стране сильно отличаются от тех, которые применяются в других развитых странах. Например, в состав расходов при исчислении налога на прибыль традиционно включаются все расходы, связанные с бизнесом. У нас же предприятия имеют возможность включать далеко не все расходы - например, командировочные, представительские и другие расходы включаются только в пределах норм. Это сильно усложняет ведение как налогового учета хозяйствующим субъектом, так и проверку налоговым расчетов налоговым инспектором и делает систему налогового администрирования громоздкой и неэкономичной.

6) необходимо также пересмотреть нормы амортизационных отчислений - дело в том, что в настоящее время за счет амортизации покрывается только часть расходов на восстановление основных средств, что приводит к их чрезмерному физическому износу. Целесообразно внедрение прогрессивных норм амортизации, позволяющих полностью амортизировать основные средства уже в первые годы их эксплуатации. 7) в настоящее время налоговое законодательство при исчислении конкретных налогов практически не принимает во внимание фактор инфляции - необходимо совершенствовать методики расчета налогов.

8) одним из важных направлений совершенствования налоговой системы является совершенствование налогового документооборота - необходимо интенсивное и расширенное внедрение электронных процессов с целью упрощения процедур регулирования, с целью сокращения документооборота, а также сокращения срока рассмотрения решений - определенные шаги в этом направлении делаются, в частности, у налогоплательщиков появилась возможность сдавать налоговую отчетность по электронной почте. [22; с. 69]

9) введение инвестиционных льгот по налогу на прибыль - с принятием главы 25 НК РФ была отменена льгота, которая исключала из налогообложения доходы, направляемые на инвестиции хозяйствующих субъектов. 25 глава НК РФ требует, чтобы все средства, которые пошли на развитие, модернизацию, закупку оборудования и социальные вопросы, включались в сумму, подлежащую налогообложению. Во всех же цивилизованных странах мира эти расходы, наоборот, исключаются из обложения налогом. Как показывает практика, после введения 25 Главы НК РФ собственные инвестиций предприятий снизились примерно на 26 %, что, естественно, неблагоприятно сказывается на развитии хозяйствующих субъектов, поскольку именно инвестиции традиционно являются главным источником развития предприятий. На наш взгляд, налоговое законодательство должно строиться таким образом, чтобы стимулировать развитие народного хозяйства, предоставлять хозяйствующим субъектам через экономию на налогах дополнительные средства на инвестиции, на развитие. Это одна из основных функций государственного регулирования. При том, что в стране провозглашается политика привлечения иностранных инвестиций, инвестиционная активность отечественных предпринимателей по каким-то причинам через систему налогового законодательства не стимулируется. Поэтому возврат к налоговым льготам по налогу на прибыль представляется, по моему мнению, необходимым шагом.

В феврале 2009 года Министерство Финансов РФ представило проект "Основных направлений налоговой политики на 2010-2011 года".

В Налоговый кодекс планируется внести ряд поправок, которые введут так называемый институт предварительного уведомления о трансфертных сделках. [22, с. 70]

Плюс к этому Минфин предполагает усовершенствовать администрирование одного из главных налогов - НДС. Во-первых, будет внедрена система специальной регистрации плательщиков НДС. Каждому зарегистрированному плательщику налога будет присваиваться идентификационный номер. При этом предприниматели и компании не будут по умолчанию признаваться налогоплательщиками НДС. Однако в обязательном порядке НДС станут выплачивать фирмы, у которых выручка превышает законодательно установленную величину (от 4 млн. руб. до 20 млн. руб. в год). Также Минфин намерен составить более подробный перечень документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС.

На 2010 год запланировано внедрение концепции консолидированной налоговой отчетности. Такая норма позволит холдингам оптимизировать свое налогообложение. Также правительство планирует обсудить совершенствование налога на добычу полезных ископаемых. В частности, Минфин предлагает проводить ежегодную индексацию НДПИ по природному газу на число, большее уровня прогнозируемой на год инфляции.

Документ может быть дополнен еще рядом предложений. Так, Минобразования уже заявило о желании расширить перечень льгот для предприятий, занятых в инновационной сфере. Минэкономразвития предлагает ускорить процесс создания института регистрации налогоплательщиков НДС. Наконец, консультационный совет по иностранным инвестициям намерен добиваться улучшения процедур налогового администрирования. [22, с. 72]

Заключение

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

В данной работе, в соответствии с поставленной целью, проведен анализ современной налоговой системы РФ и предложены рекомендации по ее совершенствованию.

Структурно работа состоит из введения, содержания, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

В первой главе рассматриваются понятие, основные характеристики и принципы построения налоговых систем, принципы построения налоговой системы РФ, дается детальная характеристика налоговой системы РФ, рассматриваются ее основные проблемы и подходы к определению эффективности современной налоговой системы.

Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования - налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Во второй главе проведен анализ налоговой системы страны по следующим направлениям:

- анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ - показал, что имеют место положительные тенденции в динамике практически всех видов налоговых доходов, как в текущих, так и в сопоставимых ценах, наибольший доход в нашей стране приносят таможенные пошлины, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами;

- анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней - как налоговые доходы федерального бюджета, так и налоговые доходы бюджетов субъектов РФ демонстрируют положительную динамику; анализ также показал, что большая часть налогов аккумулируется в федеральном бюджете, что ограничивает финансовые возможности и самостоятельность региональных органов власти в принятии решений;

Проведенный анализ поступлений прямых налогов в доходы бюджета Алтайского края показал, что прямые налоги занимают существенную долю, более 80 процентов всех налоговых доходов. Наблюдается рост доли прямых налогов за рассматриваемый период в налоговых доходах бюджета на 3,5 процентов. При этом основным налоговым доходным источником бюджета Алтайского края в 2010 году являются налог на прибыль организаций, и налог на доходы физических лиц, удельный вес которых в совокупности составляет 72,5 процентов. Следует отметить, что в 2010 г. резко уменьшаются объемы поступлений по налоговым дохода, и существенно увеличиваются объемы безвозмездных поступлений, что вызвано мировым финансово-экономическим кризисом. Финансово-экономический кризис оказал отрицательное влияние на все отрасли народного хозяйства и инфраструктуры.

Для повышения доходов бюджетов за счет прямых налогов необходимо:

-активизировать меры по финансовому оздоровлению убыточных предприятий;

-стимулировать привлечение инвестиций на территории;

-развивать объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, расширять доступ предпринимателей к информационным ресурсам, принимать действенные меры по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

В третьей главе "Перспективы развития налоговой системы РФ" предлагаются конкретные мероприятия и рекомендации по совершенствованию налоговой системы страны, в частности:

- постепенное снижение числа налогов и налоговых ставок с целью снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов, что позволит им аккумулировать дополнительные денежные средства на развитие;

- реформирование системы налогового администрирования с целью сокращения уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для субъектов налога;

- обеспечение стабильности налогового законодательства хотя бы в среднесрочной перспективе;

- совершенствование методик исчисления налогов;

- совершенствование налогового документооборота;

- упростить методики исчисления налогов;

- в законодательстве недостаточно проработаны вопросы налогообложения природных ресурсов;

- необоснованно высокие размеры санкций за налоговые правонарушения;

- необходимо пересмотреть пропорции соотношения налоговых доходов федерального и региональных бюджетов;

- введение инвестиционных льгот по налогу на прибыль и др.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть первая от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ (НК РФ) (с изм. и доп. от 19.07.2009 N 195-ФЗ г.).

2. Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

3. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика. - 2009.- № 9.- С. 51-56

4. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521600 - Экономика и другим экономическим специальностям - М.: ИНФРА-М, 2009. - 317 с.

5. Боброва А.В. Концептуальная модель структуры налоговой системы//Экономическая наука современной России. - 2007. - № 2. - с. 21-32

6. Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. - СПб.:Питер, 2008. - 416 с.

7. Гайдар Е. Головокружение от успеха // Экономическая политика. - 2009. - № 3.- С. 5-19

8. Григорьев К.С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе// Экономика.- 2009.- №4.- С. 16-18

9. Климова М.А. Налоги и налогообложение.: Учеб. пособие.- 5-е изд.- М.: РИОР, 2009.- 200 с.

10. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник - М.: Дело, 2004. - 400 с.

11. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2008. - 299 с.

12. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 416 с.

13. Налоговая система РФ в 2010-2012 годах серьёзно не изменится - Минфин/ Трухин И.// Аудит.- 2009.- №4.- С. 27-28

14. Налоговая система: как её сделать более эффективной?/ Кашин В.А.// Финансы.- 2009.- №10.- С. 39-42

15. Налоговая система России: от анализа проблем к их решению/ Починок А.П.// Проблемы теории и практики управления.- 2009.- №2.- С. 8-15

16. Нужна ли отмена НДС в России?/ Трунин И.// Вопросы экономики.- 2009.- № 9.- С. 34-49

17. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: учебник - М.: Финансы и статистика, 2007. - 464 с.

18. Парыгина В.А. Налоги и налогообложение в России - М.: Эксмо, 2009. - 640 с.

19. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2009. - 331 с.

20. Сделать налоговую систему конкурентоспособной: налоговые изменения должны стимулировать создание новых предприятий//Аудит. - 2009. - № 3.-С.8

21. Черник Д. Налоговая система России: нужна ли новая перестройка?//Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 3. - с. 23-31

22. Юрзинова И.Л. Концепция налоговой политики как механизма согласования экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов//Финансы и кредит. - 2008. - № 37. - с. 62-72

Приложение 1

Таблица Показатели консолидированного бюджета РФ

Показатели

Федеральный бюджет

Бюджеты территорий

Консолидированный бюджет

2008

2009

2008

2009

2008

2009

Всего доходов

4525,6

6188,1

3172,2

4335,5

7697,8

10523,5

Налоговые доходы

3167,8

4242,9

2432,4

3289.2

5600,5

7532,1

Неналоговые доходы

1878,2

2721,8

219,3

269,1

2097,5

2990,9

Всего расходов

3749,6

4686,2

3102,6

4257,4

6852,2

8943,6

В том числе по разделам:

Общегосударственные вопросы

647,04

821,3

271,0

337,1

918,0

1158,4

Национальная оборона

667,25

821,2

0,64

0.89

667,9

822,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

540,24

664,8

142,3

186,5

682,55

851,3

Национальная экономика

338,6

495,9

560,5

786,5

899,1

1282,4

ЖКХ

316,27

49,8

474,1

615,5

505,7

665,3

Охрана окружающей среды

6,3

7,85

12,3

21,98

18,7

29,8

Образование

206,02

278,5

678,6

951,7

884,6

1230,2

Культура, кинематография, СМИ

50,45

65,1

103,9

150,2

154,4

215,3

Здравоохранение и спорт

145,8

206,1

461,6

655,9

607,4

872,0

Социальная политика

209,6

210,9

397,6

541,0

607,2

752,0

Межбюджетные трансферты

906,6

1064,0

-

-

906.6

1064,0

Профицит

776,0

1501,8

69,6

78,0

845,6

1579,8

Приложение 2

Таблица Состав и структура поступлений налоговых доходов бюджета Алтайского края за 2008-2010гг.млн.руб

Наименование доходов

2008 год

2009 год

2010 год

Сумма

Уд. Вес, %

Сумма

Уд. Вес, %

Сумма

Уд. Вес, %

Налоговые доходы, из них:

63767,25

100,00

80773,08

100,00

64712,71

100,00

Прямые налоги, в т.ч.

58123,83

91,15

74764,68

92,56

57655,88

89,10

налог на прибыль организаций

29873,03

46,85

39560,74

48,98

24636,95

38,07

налог на доходы физических лиц

15544,48

24,38

19631,75

24,30

18537,25

28,65

налог на имущество организаций

6194,10

9,71

7360,79

9,11

8713,77

13,47

налог на игорный бизнес

52,95

0,08

45,47

0,06

13,01

0,02

транспортный налог

1146,59

1,80

1433,10

1,77

1269,59

1,96

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

3565,10

5,59

5137,57

6,36

3154,00

4,87

налог взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

1747,33

2,74

1583,69

1,96

1307,10

2,02

государственная пошлина

0,25

0,00

11,57

0,01

24,21

0,04

Косвенные налоги, в т.ч.

5643,42

8,85

6008,40

7,44

7056,83

10,90

налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

studfiles.net

Проблемы совершенствования налоговой системы

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ В 90-Х ГОДАХ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ………………………5

1.1 Исторические корни возникновения налогообложения в России…………6

1.2 Возникновение налоговой системы в Российской Федерации и ее развитие в 90-е годы……………………………………………..…………10

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……………….…15

2.1 Принципы построения налоговой системы РФ на основе Налогового кодекса……………………………………………………………………..…15

2.2 Реформирование налоговой системы государством………………………19

2.3 Анализ практики и исчисления федерального налога…………………….21

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…..............................................................................................................…26

3.1 Разработка рекомендаций по улучшению собираемости налогов……………………………………………………………………….26

3.2 Подходы к повышению эффективности налоговой системы…………….30

Заключение …………………………………………………………………….33

Список источников и литературы …………………………………………35

Введение

Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Современный этап налоговой реформы отличается высокой динамичностью: приняты кардинальные поправки в отдельные виды налогов, активно реализуется общая концепция развития налоговой системы. В этих условиях важно своевременно фиксировать и оценивать наиболее существенные сдвиги в налогообложении, а вместе с ними и качество налоговой политики.

Экономические реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об от­дельных видах налогов. За прошедшие годы было много, видимо, даже слишком много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.

Объектом исследования, является процесс формирования современной налоговой системы Российской Федерации. Предмет - налоговая система России, а также совокупность теоретических и практических вопросов, связанных с её формированием и реформированием.

Цель данной курсовой работы изучение проблем совершенствования налоговой системы России и ее правового регулирования.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

· этапы развития налоговая система страны

· в чем ее принципиальное отличие от налоговых систем западных стран.

· какая методика необходима для построения плана развития налоговой системы.

· каковы основные действия на пути реформирования налоговой системы в ближайшие 2-4 года.

1 Проблемы формирования новой налоговой системы России в 90-х годах прошлого столетия

1.1 Исторические корни возникновения налогообложения в России

Теоретические изыскания в области налогообложения появились в Европе в конце XVIII века. Основоположником теории налогообложения стал шотландский экономист и философ Адам Смит. В своей вышедшей в 1776 г. книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" он сформулировал основные постулаты теории налогообложения, которые впоследствии были развиты в учениях о налогах последующих исследователей, в том числе и российских.

Обзор литературы по проблеме формирования налоговой системы позволяет сделать вывод о том, что исследование проблем налоговой системы последние 10 лет оставалось актуальной темой для отечественной экономической науки.

Среди основных авторов работающих по вопросам налогов следует отметить, такие фамилии: Исаев А.А. «Очерк теории и политики налогов[3], Люсов А.Н. «Налоговая система России» [6], Мосин Е.Ф. «Налоговое право в России» [8], Сатарова А.А. «Актуальные проблемы и перспективы налоговой реформы в РФ», Аронов А.В., Кашин В.А. «Налоги и налогообложение» [10], Черник Д. Г. «Налоги» [18], Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение» [19] - у этих авторов мы находим наиболее обстоятельный анализ и раскрытие основных вопросов касающихся налоговой системы Российской Федерации. Самая оперативная информация по этой проблеме содержится в журнальных и газетных статьях, здесь самыми информативными для изучения являются журналы «Налоги» и «Вопросы экономики».

Основными нормативными актами регламентирующими деятельность налоговой системы являются:

- Гражданский кодекс (часть 1)

- Закон о валютном регулировании и валютном контроле

- Закон о налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (утратил силу)

- Закон о налоговых органах РФ

- Налоговый кодекс (часть 1)

- Налоговый кодекс (часть 2)

- Закон о налогах на имущество физических лиц

Не смотря на то, что в последние годы Правительством и Парламентом страны, предпринимаются реальные позитивные шаги по снижению налогового бремени, по улучшению инвестиционного климата, в борьбе с теневой экономикой и уклонением от уплаты налогов, обзор литературы по теме исследования свидетельствует, что действующая в России налоговая система, все еще вызывает множество обоснованных нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков

Понятие налогов возникло на заре человеческой цивилизации с появле­нием первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование. На протяжении веков в любом цивилизованном государстве они служат основным источником дохо­дов казны. В современном обществе налоговый механизм помимо выполне­ния фискальной функции используется как экономический инструмент воз­действия государства на развитие производства, его отраслевую и территори­альную структуру, состояние научно-технического прогресса, т.е. налоги, выполняют важнейшую функцию регулирования хозяйства[8,с.24].

Налоги, прежде чем стать частью экономики, на протяжении многих ве­ков развивались эмпирически.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три круп­ных этапа. На начальном этапе развития от Древнего мира до на­чала средних веков государство не имеет финансового аппарата для установ­ления и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто государство прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI—начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, опре­деляет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, совре­менный э т а п — государство берет в свои руки все функции установле­ния и взимания налогов, ибо уже выработаны правила обложения. Регио­нальные органы власти, местные общины выполняют роль помощников госу­дарства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: "повозом", когда она привозилась в Киев, и "полюдьем", когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал "выход", взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. "Выход" взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма "выхода" стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме "выхода" было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата "выхода" была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел "данные" деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: "ямские", "пищальные" - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило "сошное письмо", которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы "сохи" и определение на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор.

mirznanii.com

Исследование основных проблем, возникающих в процессе формирования и функционирования налоговой системы РФ

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики [7, c. 197].

В то же время, отечественная налоговая система еще достаточно противоречива и страдает рядом принципиальных недостатков, которые препятствуют ее нормальному функционированию.

Остановимся на некоторых проблемах налоговой системы страны.

1.      Система создает два различных налоговых режима. Первый — финансовый прессинг — для производителей и инвесторов, выставляемых в качестве кормильцев мира; второй — сравнительно льготный — для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

2.      Обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики.

3.      Необеспеченность региональных и местных бюджетов собственными стабильными и значительными источниками финансирования при значительной доли федеральных трансфертов, дотаций. Сложившаяся в России ситуация, при которой на долю собственных доходов муниципальных образований приходится около 20 %, а остальное — это средства вышестоящих бюджетов, свидетельствует о значительном отклонении от состояния, характеризующем бюджетную самостоятельность региональных и местных образований. Считается, что бюджетная самостоятельность имеет место при условии, когда соотношение собственных доходов и безвозмездных перечислений близко к пропорции 50:50.

4.      Несовершенство налогового законодательства. Действительно, многие недостатки налоговой системы являются следствием несовершенного законодательства, противоречивости и запутанности нормативной базы, процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполнительной и законодательной властей.

Несовершенство правового механизма регулирования налоговых отношений в Российской Федерации обусловлено отсутствием целостного (системного) взгляда на многие проблемы функционирования системы налогообложения, ее правовую основу, а главное — отсутствием серьезных разработок налоговых проблем как в юридической, так и в экономической науках [5, c. 77].

Налоговое ведомство непрерывно латает дыры в юридических конструкциях налогов, вводит и меняет критерии добросовестности компаний — налогоплательщиков, выступает ответчиком по тысячам судебных исков — и все это с единственной целью: пополнить государственную казну. Однако собираемость налогов, несмотря на принимаемые меры, растет весьма скромными темпами. Неудачи нововведений объясняются, вероятно, тем, что Правительство — в лице налоговой службы — действует исходя из ведомственной экономической эффективности, не пытаясь найти эффективный баланс фискальной и стимулирующей функций налогов.

5.      Недостаточное качество налогового администрирования.

К сожалению, нет нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретно администрирование, а в существующих правовых нормах имеются значительные недостатки, пробелы, и разрабатывались они без единого концептуального подхода к содержанию.

Невысокое качество проведения проверок, слабая доказательная база о взыскании налоговых санкций при рассмотрении дел в суде, широкое применение «фирм–однодневок», большое участие в обороте наличных денег и т. д. — все это указывает на неотлаженный механизм администрирования. Неразумное налоговое администрирование ведет к массовому уклонению от уплаты налогов, «бегству» капитала [2, c. 271].

Система налогового администрирования в России нуждается в совершенствовании. Одним из основных вопросов для обсуждения является упрощение требований к составлению подтверждающей документации.

6.      Отсутствие целенаправленной налоговой политики, которая бы отвечала приоритетам экономического развития.

Если задача — модернизация и диверсификация экономики, а принимаемые меры, в том числе в налоговой сфере, стимулируют только один сектор экономики, говорить об эффекте трудно.

Кроме того, при снижении нагрузки на высокодоходные сектора возникает необходимость компенсировать снижающиеся бюджетные доходы другими мерами. В результате налоговая нагрузка на те сектора, которые действительно нужно стимулировать, не снижается либо, наоборот, повышается.

7.      Одной их главных проблем налоговой системы РФ является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов, главной причиной чего является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации сегодня представляет большую опасность для бюджета страны и граждан и угрожает экономической безопасности государства.

Общественная опасность данного преступления заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ) [1], что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства [8, c. 91].

8.      Налоговая система не стимулирует повышение платежной дисциплины. Тезис, согласно которому соблюдение налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется, по меньшей мере, ошибочным, так как применение таких мер вызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются на результатах собираемости налогов и требуют значительных усилий для ее повышения.

9.      Значительный теневой оборот. Россию захлестнула волна разоблачений, связанных с незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика — это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и «сокрытий», требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных деяний в налоговой сфере.

Система национальных счетов показывает свершение экономических сделок, отраженных в отчетной документации, но наряду с этим существует теневая деятельность − различные виды экономических потоков, не отраженных официальной статистикой [6, c. 27].

Доля теневой экономики по данным экспертов Forbes в 2013 году составил 46 % ВВП. Занято в теневом бизнесе примерно 13 млн. человек или 18 % экономически активного населения. По словам главы Росстата Александра Суринова, примерно пятая часть экономики сейчас находится в тени.

Теневой оборот оказывает серьезное влияние на достоверность оценки налогового потенциала. Легализация «серого» оборота по мере совершенствования законодательства и оптимизации контроля за его соблюдением может существенно пополнить налогооблагаемую базу.

Таким образом, отечественная налоговая система, действительно, имеет ряд серьезных недостатков. Среди них превалирование фискальной функции налогов; неравномерное распределение фактической нагрузки по различным видам экономической деятельности; необеспеченность региональных и местных бюджетов собственными источниками финансирования. По-прежнему остро стоят проблемы уклонения от уплаты налогов, неплатежей налогов, слабой налоговой дисциплины и низкой налоговой культуры населения, проблема взаимной социальной ответственности и сотрудничества гражданина, бизнеса и государства.

Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.

То есть, трудность и, в то же время, важность решения проблемы, связанной с совершенствованием налоговой системы России, очевидна.

 

Литература:

 

1.      Абдуллаева Ш. Г., Магомедова З. А. Предпосылки и направления реформирования современной налоговой системы России / Ш. Г. Абдуллаева, З. А. Магомедова // Экономика и предпринимательство. — 2013. -№ 11. — С.62–65.

2.      Ахунова Д. С. Развитие налоговой системы в России на современном этапе / Д. С. Ахунова // Юридический вестник Российского государственного экономического университета. -2013. -№ 37. — С.268–278.

3.      Василенко А. А. Модернизация налоговой системы. Эпоха налоговой конкуренции / А. А. Василенко // Экономические исследования. — 2014. -№ 2. — С.34–39.

4.      Кирина Л. С. Оценка направлений совершенствования налоговой политики в Российской Федерации // Налоги и налогообложение.-2014.-5.-C. 476–489.

5.      Красноглазов А.Ю Подходы к определению эффективности современной налоговой системы / А. Ю. Красноглазов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2014. -№ 3. — С.76–82.

6.      Мороз В. В. Налоговая система РФ на современном этапе ее развития / В. В. Мороз // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 6. С. 24–32.

7.      Морозова Г. В., Жарова Е. Н. Влияние налоговой политики на повышение инновационной активности региона // Теория и практика общественного развития. — 2014. -№ 4. — С.196–198.

8.      Садков В. Г. Налоговая система России (состояние, проблемы, направления модернизации) / В. Г. Садков // Экономические и гуманитарные науки. — 2013. -№ 12. — С.88–96.

moluch.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта