Мастер-класс для педагогов Дидактический синквейн как средство развития речи детей. Дидактический синквейн как средство оптимизации развития речи детей с овз


Дидактический синквейн | Школьные файлы SchoolFiles.net

МАСТЕР-КЛАСС «Дидактический синквейн, как инновационный метод, применяемый в коррекционно-педагогической работе у детей с тяжелыми нарушениями речи». Цель мастер-класса: дать представление об использовании инновационного метода для развития речи «синквейн», о значении этого метода в системе коррекционно-развивающей работе у детей с тяжелыми нарушениями речи. Определение коррекционных путей и психолого-педагогических условий эффективности формирования лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактического синквейнаАктуальность. Опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III – IV уровня показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа  Инновационность. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Основным критерием «инновационности» метода является повышение эффективности образовательного процесса за счет применения данной методики. Что такое «Синквейн». «Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи. Этапы работы. Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям. Сегодня расскажу о практическом внедрении метода синквейна в коррекционно-педагогический процесс. Для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс. Необходима предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна, которая не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР и служит средством оптимизации учебного процесса.

Чтобы правильно составить синквейн дошкольнику необходимо:  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы,  • понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,  • научиться правильно, понимать и задавать вопросы,  • владеть навыком обобщения,  • согласовывать слова в предложении,  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения.  Коррекционно-педагогическая работа над синквейном начинается в к

schoolfiles.net

Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи у детей с ОНР

 

         Дидактический синквейн одна из новых технологий используемая в логопедической практике как средство оптимизации работы по развитию речи дошкольников.

         Современная логопедия уже давно использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук: педагогики, психологии и медицины. Дидактический синквейн направлен на повышение эффективности работы по коррекции речевых нарушений у детей и помогает оптимизировать работу учителя-логопеда.  Дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную технологию – она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребенка, дающая новые стимулы, служащая созданию благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Технология синквейна уже получила распространение в школе, а сейчас подтвердила свою эффективность при использовании и в логопедической практике. Опыт работы со старшими дошкольниками с ТНР ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Развить эти способности еще в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна (синквейн- в переводе с франц.-«пять строк», пяти строчная строфа стихотворения).Эта технология не требует особых условий его применения, органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует актуализации словаря, уточняет содержание понятий, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления).  Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Синквейн – не рифмованное стихотворение, заставляющее думать, осмысливать каждую строчку. Его особенность – это структура.    В дидактических целях синквейн получил разнообразие вариаций своей формы.  Он используется как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат и полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.

Дидактический синквейн основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Использование технологии дидактического синквейна учителем-логопедом, наиболее эффективна для развития лексико-грамматической стороны речи и развития связной речи. У детей с ОНР трудности в развитии грамматически правильной речи очевидны. Лексико-грамматическая   сторона речи у таких детей значительно отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у детей в неумении правильно подобрать окончания слов. Для них характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность на занятиях, устойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания, при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания.

Все это позволяет добиваться хороших результатов. У детей повышается интерес, положительный настрой и желание творить.

Результаты обследования детей показывают, что использование технологии дидактического синквейна способствует достижению положительной динамики детей, увеличению коррекционного эффекта оказываемой логопедической помощи ребенку дошкольнику.

centr-cpk.minobr63.ru

Дидактический синквейн, как эффективное средство коррекции речевого развития дошкольников - Мои статьи - Мои публикации

Статья опубликована на педагогическом портале "Солнечный свет"

Дидактический синквейн, как эффективное средство коррекции речевого развития дошкольников.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с нарушениями речи. Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

 

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Одним из наиболее интересных и эффективных является применение «дидактического синквейна».

Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыcлить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать. 

Актуальность технологии «дидактический синквейн» заключается в следующем:

Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.

Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.

Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.

Учит определять грамматическую основу предложений.

Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.

Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи: Уточнение, расширение, активизация словаря;

Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;

Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;

Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;

Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

orlovanastya.ucoz.ru

Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи у детей с ОНР - 24 Декабря 2016

 

         Дидактический синквейн одна из новых технологий используемая в логопедической практике как средство оптимизации работы по развитию речи дошкольников.

         Современная логопедия уже давно использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук: педагогики, психологии и медицины. Дидактический синквейн направлен на повышение эффективности работы по коррекции речевых нарушений у детей и помогает оптимизировать работу учителя-логопеда.  Дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную технологию – она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребенка, дающая новые стимулы, служащая созданию благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Технология синквейна уже получила распространение в школе, а сейчас подтвердила свою эффективность при использовании и в логопедической практике. Опыт работы со старшими дошкольниками с ТНР ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Развить эти способности еще в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна (синквейн- в переводе с франц.-«пять строк», пяти строчная строфа стихотворения).Эта технология не требует особых условий его применения, органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует актуализации словаря, уточняет содержание понятий, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления).  Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Синквейн – не рифмованное стихотворение, заставляющее думать, осмысливать каждую строчку. Его особенность – это структура.    В дидактических целях синквейн получил разнообразие вариаций своей формы.  Он используется как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат и полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.

Дидактический синквейн основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
  •      Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Использование технологии дидактического синквейна учителем-логопедом, наиболее эффективна для развития лексико-грамматической стороны речи и развития связной речи. У детей с ОНР трудности в развитии грамматически правильной речи очевидны. Лексико-грамматическая   сторона речи у таких детей значительно отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у детей в неумении правильно подобрать окончания слов. Для них характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность на занятиях, устойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания, при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания.

Все это позволяет добиваться хороших результатов. У детей повышается интерес, положительный настрой и желание творить.

Результаты обследования детей показывают, что использование технологии дидактического синквейна способствует достижению положительной динамики детей, увеличению коррекционного эффекта оказываемой логопедической помощи ребенку дошкольнику.

centr-cpk.ucoz.ru

Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей

Консультация для педагогов тема: Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей учитель-логопед : Подгайной Христина Витальевна Логопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, современная логопедия использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. В логопедической практике их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем логопедических технологий, привнося в них новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы; служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. К таким технологиям относятся: · нейропсихологические; · кинезитерапия; · различные виды логопедического массажа; · суджок-терапия; · гимнастика А.Н. Стрельниковой. Развитие лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) значительно отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц. Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у таких детей в неумении правильно подобрать окончания слов. Для них характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность на занятиях, устойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания, при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания. Обладая в целом полноценными предпосылками к овладению мыслительными операциями, дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благопол

documentsite.net

Мастер-класс для педагогов Дидактический синквейн как средство развития речи детей

Мастер-класс для педагогов Дидактический синквейн как средство развития речи детей Подготовила учитель-логопед Богаченко Л.П. Слайд 1 тема Слайд 2 «Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…» К. Д. Ушинский

Слайд 3 (Целевые ориентиры ФГОС ДО)

Дети с нарушением речи испытывают трудности и плохо владеют навыками связной речи в достаточном объеме. Они испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений, для того чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс. Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Слайд 4 Что такое синквейн? Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», означает «стихотворение из пяти строк», в вольном переводе. Это означает «пять вдохновений», или «пять удач» Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами

Слайд 5 Немного истории Дидактический синквейн появился в 20 веке в США. История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения, в частности Хайку и Танка. В России синквейн начал применяться с 1993 года Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Слайд 6 Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего: открываются новые творческие интеллектуальные возможности гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК способствует обогащению и актуализации словаря является диагностическим инструментом носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление) используется для закрепления изученной темы является игровым приемом При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Слайд 7 К основным правилам составления синквейна относятся следующие: строка – одно ключевое слово – наз

profhelp.net

Дидактический синквейн в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Тема моего сообщения « Дидактический синквейн в логопедической работе с детьми с ОВЗ» слайд 1.

В рамках этой темы хочу продемонстрировать, разработанное мной дидактическое панно для составления синквейнов.

Работая с детьми в современных образовательных условиях, многие из нас являются участниками реализации инклюзивного подхода в воспитании и образовании слайд 2 . Инклюзивный подход имеет много положительных моментов и , в конечном счете, направлен на дальнейшую успешную социализацию данной категории детей. В то же время – это накладывает на нас, как на педагогов, огромную ответственность слайд 3 . Успешная инклюзия зависит не только от возможности детей с ОВЗ находиться с другими сверстниками, не только от готовности родителей участвовать в коррекционно- образовательном процессе, но и от готовности педагогов работать с такими детьми.

Категории детей с ОВЗ различны слайд 4. Поэтому подходы в воспитании и образовании таких детей весьма разные. Но в нашем д/с дети с ОВЗ ,в основном, - это дети с ТНР, поэтому сейчас остановлюсь только на данной категории детей.

Они отличаются от нормально развивающихся сверстников тем, что речевые нарушения у них всегда сопровождаются нарушением или недостаточным развитием ВПФ слайд 5, т.е. у таких деток отсутствует тот фундамент, который бы позволял им без труда справляться с образовательными нагрузками и , конечно же ,как следствие, здесь страдает мотивация.

Поэтому, создавая спец. образовательные условия для них, мы сочетаем применение традиционных коррекционно - развивающих методик с инновационными.

Одним из эффективных инновационных методов работы с данной категорией детей является дидактический синквейн слайд 6 , т.к. позволяет развивать именно те функции, которые у этих детей страдают ( развивает речь, память, внимание, мышление).

Синквейн – это специфическое нерифмованное стихотворение, состоящее из 5 строк, правила его составления продемонстрированы на данном слайде.

Мы видим, чтобы составить синквейн, ребенку необходимо владеть такими понятиями, как слово – предмет, слово – действие, слово – признак. А также ребенок должен уметь составлять предложение.

Для отработки данных умений, а также для облегчения составления синквейнов, мной было разработано данное дидактическое панно слайд 7 .

Как оно работает.

Слайд 8

Когда ребенок освоил эти понятия, переходим к составлению синквейнов слайд 9

Таким образом, мы видим, что метод составления синквейнов имеет педагогическое значение, ( слайд 10) как средство развитие речи и др. познавательных процессов.

А дидактическая панель облегчает применение данного метода в работе с детьми с ОВЗ, т.к. позволяет задействовать сохранные функции ребенка – а именно – зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы, включает в работу компенсаторные механизмы.

Слайд 11.

infourok.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта