Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества математического образования. Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества математического образования
Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества математического образования
Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества математического образования
Для меня проблема качественного освоения детьми предмета математики остается актуальной. Как учить результативно и вместе с тем оптимально?
необходимо вызвать интерес к предмету;
содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца;
использовать современные педагогические технологии;
осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению;
строгий контроль знаний.
Для этого использую книги, которые вызывают интерес, будят воображение.
- «Математическая смекалка», Е. И. Игнатьев «Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы», «Математическая шкатулка»
1. Интерес к предмету начинается с интересного урока. В своей работе использую такие формы урока, как:
Урок-викторина
Урок КВН
Урок-практикум
Помогают такие книжки: «Нестандартные уроки». Н. В. Барышникова, «Открытые уроки», Н. М. Ляшова и др.
2. Вовлекаю ребят во всевозможные заочные математические игры и конкурсы. Участвовали во II Минском городском открытом турнире юных математиков (младшая лига). Конкурсе Кенгуру.
3. Невозможно каждый день создавать праздник, поэтому необходим индивидуальный и дифференцированный подход, в этом мне помогают разно уровневые задания.
В зависимости от типа урока можно выделить 4 уровня таких заданий:
Несамостоятельная активность- восприятие учеником объяснения учителя, усвоение образца при решений задач, выполнение учеником работ воспроизводящего характера;
Полу самостоятельная активность-применение знаний в новых условиях и участием учащегося в поисках способа решения поставленной задачи;
Самостоятельная активность- ученик сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, контролирует, решает задачи среднего уровня сложности;
Творческая активность- выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки.
Вариативные задания позволяют:
Осмысливать учебный материал;
Закреплять полученные знания;
Формировать и развивать качества, необходимые для творческой исследовательской деятельности;
Овладевать приемами продуктивного мышления;
Приобретать опыт применения знаний в новой ситуации.
Мои помощники в составлении разноуровневых заданий:
-Разноуровневые карточки для индивидуальной работы по математике А. М. Лукашенок
-А. С. Конте «Математические диктанты»
4. В условиях современного общества предъявляются более высокие требования у ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к образованию и самообразованию, критичности мышления.
Следующий путь оптимизации современного урока – это использование современных педагогических технологий. Моим помощником является книга Гина Приемы педагогической техники. Эта книга содержит сборник педагогических приемов. Мои любимые приемы:
Прием «лови ошибку» - когда обьясняя материал я намеренно делаю ошибку
Прием «фантастическая добавка» - дополняю реальную ситуацию фантастикой
Прием «отсроченная отгадка» - в начале урока я задаю какой-то вопрос или задачу ответ на которой будет получен в конце урока при работе с новым материалом
Прием «удивляй» - когда обыденное подается под каким-то необычным углом
5. Также на своих уроках я использую технологию проблемного обучения. Она позволяет активизировать познавательную активность учащихся, что способствует более качественному усвоению знаний, повышает интерес к предмету. Придерживаюсь того, что формулировка проблемных вопросов должна содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями.
Данная технология позволяет:
-активизировать познавательную деятельность учащихся, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;
-сформировать стойкую учебную мотивацию;
- повысить самооценку учащихся, т.к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.
Примеры проблемных задач:
1.Тема «проценты». В конкурсе участвовали два класса. Из 5 «А» класса -50%, а из 5 «Б» - 40%. При подсчете оказалось, что количество учеников из каждого класса одинаково. Почему?
2. Задачи на разрыв причинно-следственных связей. Тема «Неравенство треугольника». Постройте треугольник со сторонами 2 см, 1 см, 4 см. (Ученики приходят к выводу, что нельзя построить треугольник с такими измерениями.)
3. Тема «Сумма углов треугольника». Самая известная задача: постройте треугольник с углами 40,60 и 95 градусов.
4. Задачи с недостающими данными.
5. Задачи с несколькими решениями и т.д.
На слайде показаны примеры приближенных задач, применяемых на моих уроках.
6.Чтобы добиться качественного образования, необходимо освоение каждым учащимся основных, базовых математических знаний и умений, без которых невозможно продвижение на более высокий уровень. Следующим шагом оптимизации современного урока является контроль знаний. Контроль осуществляется на каждом уроке, в каждом классе.
Я на своих уроках провожу диктанты, самостоятельные работы и контрольные работы, устный опрос. Рабочая программа составлена так, что после изучения каждой темы идет контрольная работа. Самостоятельные работы провожу нескольких видов в зависимости от цели урока – это самостоятельные работы с самопроверкой, взаимопроверкой и с моей проверкой.
7.И напоследок хотелось бы озвучить 7 заповедей современного учителя:
Как завоевать успех у учеников и тем самым повысить качество знаний учащихся:
Говорите популярно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих себя.
Не объясняйте «на пальцах». Наглядность – залог успеха.
Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории- обязательны.
Покажите причины неудач и пути исправления ошибок.
Не критикуйте учащихся голословно, доказывайте и переубеждайте. Лучше быть солидарным с идеями и предложениями. Разумными. Но не разумные идеи критикуйте деликатно. Пусть сами попробуют их реализовать.
Будьте предельно откровенны.
Замечайте и поддерживайте успехи учащихся в познании окружающей жизни.
Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом, как сказал французский писатель Анатоль Франс.
Я стараюсь развивать этот аппетит у наших ребят и качество знаний по математике, надеюсь, обязательно повысится.
Спасибо за внимание!
videouroki.net
Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества математического образования
Инфоурок › Другое › Презентации › Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества математического образованияОписание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества математического образования
2 слайд1. Стойкий интерес к предмету. 2. Индивидуально-дифференцированный подход. 3. Контроль знаний.
3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:деловая игра; урок-викторина; смотр знаний; урок-конкурс; математическая игра; урок-КВН; урок-практикум.
5 слайд Описание слайда:1-ый уровень – несамостоятельная активность. 2-ой уровень – полусамостоятельная активность. 3-ий уровень – самостоятельная активность. 4-ый уровень – творческая активность.
6 слайд Описание слайда:Вариативные задания позволяют: осмысливать учебный материал; закреплять полученные знания; формировать и развивать качества, необходимые для творческой исследовательской деятельности; овладевать приемами продуктивного мышления; приобретать опыт применения знаний в новой ситуации.
Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-225050
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества математического образования
В школе математика считается сложным предметом, вызывающим тревожность и неуверенность в своих силах у многих учащихся. Поэтому проблема качественного освоения детьми предмета математики остаётся актуальной. Вместе с тем возникает вопрос «Как учить и результативно и оптимально?» Оптимизация в общем виде означает выбор наилучшего варианта из возможных. Для процесса обучения оптимизация означает выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных затратах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях. На уроках математики имеется немало возможностей заинтересовать школьников содержанием этой науки. Вместе с тем основная цель уроков всё же состоит в обучении определённому комплексу процедур именно математического характера; занимательность изложения также подчинена этой цели и развитие способностей учащихся происходят в рамках изучения обязательного материала. Прежде всего, я считаю, что нужно вызвать интерес к предмету. А интерес к предмету начинается с интересного урока. Первые уроки в начале учебного года я провожу нетрадиционно, а виде уроков-викторин, путешествий. Так, например, первый урок в 5-ом классе, называется «Математическое путешествие»; в седьмом - "Ключи к учебнику алгебры". Для закрепления и систематизации знаний учащихся в своей работе я использую такие формы урока, как урок-конкурс. В конце первой четверти этого года я провела урок-конкурс в 6г классе по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». И именно такой нетрадиционный урок дал детям больше информации, чем обычный. Соревнование проходило по рядам и каждому ряду хотелось быть лидером. Элемент соревнования заставил разобраться с программным материалом не только сильных учащихся, но и заинтересовал слабых. На этом уроке дети не просто вспомнили алгоритмы вычисления суммы и разности целых чисел, но и старались блеснуть своими знаниями в других темах, изученных ранее. Помимо нетрадиционных форм уроков интерес к математике могут вызвать и творческие задания. Начиная с пятого класса я использую материал рабочих тетрадей Лебединцевой Елены Алексеевны и Беленковой Елены Юрьевны. Отличительной особенностью их пособия является то, что большинство заданий имеет занимательную форму. Выполнение этих заданий позволяет расширить кругозор учащихся в историческом аспекте, пополнить лексический запас новыми терминами, узнать об их этимологическом происхождении, получить дополнительную информацию об окружающем мире. Наряду с формированием математических знаний, задания пособия помогают развивать у детей логическое мышление, интерес к предмету. Помимо занимательных заданий других авторов ребята с удовольствием сами составляют творческие задания. Так, например, с учащимися мы пишем математические сказки, составляем математические тесты, кроссворды для устного счета, математические раскраски, придумываем задачи. Следующий путь оптимизации современного урока это использование современных педагогических технологий. Одной из этих технологий является технология проблемного обучения, которую я использую в своей практике. Она позволяет активизировать познавательную активность учащихся, что способствует более качественному усвоению знаний, повышает интерес к предмету. Придерживаюсь того, что формулировка проблемных вопросов должна содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; вызывать удивление при сопоставлении нового с ранее известными, неудовлетворенность имеющимися знаниями и умениями. Так же в своей работе я использую технология развития критического мышления. Дети с удовольствием используют в своей работе такие приемы как «Корзине идей», «Цепочка вопросов», «Кластеры», «Инсерт». Умелое сочетание современных технологий создаёт необходимые условия для оптимизации современного урока математики, способствует повышению качества математического образования. Сейчас самый актуальный вопрос - качество знаний выпускников. Чтобы добиться качественного образования, необходимо освоение каждым учащимся основных, базовых математических знаний и умений, без которых невозможно продвижение на более высокий уровень. Следующим шагом оптимизации современного урока является контроль знаний. Как оказалось у большинства детей самооценка значительно завышена. Они считают, что в современном мире не нужно проводить много времени за книгами, всю необходимую информацию можно найти в Интернете. Рабочая программа по математике составлена так, что после изучения каждой главы идет контрольная работа, а каждая тема заканчивается самостоятельной работой. Эти работы наглядно показывает знания и незнания ученика, его конкретные пробелы по определенным темам и являются материалом для выстраивания индивидуальной работы с учащимися. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Закончить мне хочется словами Б.Паскаля: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным».
strebkova-ta.edumsko.ru
Эффективность урока математики как условие повышения качества образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ПОЛИБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
461628 Оренбургская обл. Бугурусланский район
с. Полибино ул. Дорожная, 1
телефон: 8(35352) 58-1-25 e-mail: р[email protected]
(выступление на педсовете)
Выступила: Ветрова Т.А.,
учитель математики, физики и информатики
2017г.
Каким же на самом деле должен быть современный урок? Как повысить его эффективность?
Эффективность урока в первую очередь зависит от личности учителя.
Для того чтобы уровень проведения уроков был оптимально высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок?
Важным условием повышения качества уроков является разнообразие методов и приемов обучения, видов деятельности, которые выполняют ученики. Всякая однообразие, в конце концов, порождает у детей ощущение перегрузки. Оно возникает не столько от большого количества задач, их сложности, сколько от однообразия, серости и обыденности.
Учитель не должен довольствоваться тем, что ученик знает определения и теоремы, свойства и основные формулы, приводит примеры, он обязательно должен требовать мотивации и доказательств. Следует стремиться к тому, чтобы вопрос «почему» каждый раз возникал на уроке.
Уже с самого начала урока важно создать у учащихся рабочее настроение, от этого нередко зависит дальнейший успех. Проверяя задание, надо время от времени обращаться к ученикам с вопросами: «У кого иначе?», «А как у тебя?» или «Кто еще предложит иной способ решения?». Подобные обращения-вопросы поощряют учеников высказаться, исправить или дополнить ответ товарища. Следует следить, сосредоточивая внимание на слабых учащихся, чтобы все в классе исправляли ошибки в своих тетрадях, понимали их.
Эффективность урока во многом зависит от того, насколько ученик подготовлен активно воспринимать новый материал, поэтому необходимо проводить устную работу по актуализации опорных знаний (тестирование с взаимопроверкой, графические диктанты, компьютерные тренажеры, приемы «Найди ошибку» и «Допиши формулу»).
Среди применяемых приемов проверки и оценки знаний и навыков, в первую очередь следует назвать индивидуальный опрос, который позволяет основательно проверить знания учащихся, их умение логически мыслить, излагать своими словами содержание прочитанного. Ученики внимательно следят за тем, как отвечает их товарищ, задают ему вопросы, комментируют ответ (указывают на ее недостатки, приводят свои примеры). Именно такая работа активизирует их, в ней обычно участвуют все ученики.
Проводя фронтальный опрос, я иногда прибегаю к использованию игровых моментов, таких, в частности, как работа с загадками, ребусами, кроссвордами. Это очень оживляет занятия.
Важно не самому учителю сформулировать тему урока и его цели, а чтобы это сделал сам ученик. Это можно осуществить различными способами (расшифровать тему урока выполнив задания, при выполнении задания в конце дать задание из новой темы «Предложи свой способ решения», необычная формулировка темы урока «Удивительный мир корней», прием «Корзина идей»).
Чтобы показать значимость изучения данной темы использую задачи из жизни, например, тема «Решение экономических задач» с помощью формулы суммы геометрической прогрессии, при изучении темы "Действия с десятичными дробями" использую счет-квитанцию по оплате за коммунальные услуги, при изучении темы "Проценты" открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни: услуги банка, подоходный налог на заработную плату, скидка на различные виды товара.
Наиболее рациональные приемы технологии критического мышления на уроках математики- заполнение таблицы по ходу урока «Знаю, хочу знать, узнал» и «Чтение с остановками» - текст пункта разбивается на отдельные части (логические куски). Учащиеся читают часть, затем задается вопрос о дальнейшем развитии мысли, ученики высказывают свои суждения и читают дальше, сопоставляя свои предположения с прочитанным.
Большое значение для активизации учащихся имеет методично правильное использование учебника на уроке. Практика указывает на различные формы работы с учебником: при изучении новой темы, закреплении, домашнего задания. Возбуждает и поддерживает активное внимание учащихся введения при объяснении нового материала выборочного чтения ими учебника. Именно выборочное чтение является эффективным, так как оно обязывает учеников читать сосредоточенно, с напряжением. Таким образом, различные средства активизации мыслительной деятельности учащихся обеспечивают высокий научно-методический уровень урока и глубокое усвоение учащимися знаний, умений и навыков.
Важнейшим средством развития познавательной активности и самостоятельности является диагностика усвоения системы знаний и умений стандартного уровня и переходом на более высокий уровень, при этом необходим дифференцираванный подход к учащимся, который позволяет избежать перегрузки способствует реализации возможностей каждого из них.
Исключительное значение для активизации учебного процесса имеет постановка проблемных задач, например, вывести свойство (ученикам), которые выражают приведенные примеры. В этих условиях ученики работают активнее, чем тогда, когда учитель сам формулирует определения и правила, иллюстрируя их примерами.
Одним из таких приемов является предупредительные задачи. Цель таких задач в том, чтобы дети не просто повторили материал к уроку, а освоили проблемные задачи, для решения которых надо уделить больше внимания на самостоятельную проработку, здесь можно использовать Прием «ПОПС» (разработал Дэвид Маккой Мейсен).
П – позиция («Я считаю, что…)
О – объяснение ( Потому, что…)
П – пример (т.к. я могу подтвердить примером…)
С – следствие (Таким образом, я пришел к выводу…)
После первичного закрепления, учащиеся могут приступить к самостоятельной работе в группах. И в это время учитель выступает в роли консультанта и помощника, также в роли консультантов могут выступать учащиеся, которые хорошо усвоили данную тему.
В задания группам целесообразно включать и задачи развивающего, творческого характера.
Применение данной технологии способствует созданию в классе благоприятного психологического климата. У учащихся возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Каждый ученик чувствует себя «успешным». Дети перестают испытывать страх перед новыми задачами.
При обобщении материала хорошо использовать Прием «синквей» (от фр. Слова «пять»)- стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.
Выбор форм контроля и оценки знаний учащихся существенно влияет на оптимизацию урока. На своих уроках я провожу самостоятельные и контрольные работы, тесты, диктанты, минизачёты и обобщающие зачёты по окончании изучения темы, устные зачеты по теоретическому материалу и др.
При выполнении различных работ повышается роль самооценки и взаимооценки учащихся. От учителя требуется не только выставление отметки, но и её аргументирование, акцентирование внимания на продвижении ученика в познавательной деятельности, рекомендации по устранению выявленных пробелов. Следствием анализа результатов контроля является работа по коррекции знаний.
На уроках математики важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности положительным, личным опытом и, чтобы в конце урока возникла установка на дальнейшее обучение.
Поэтому в конце урока обязательно провести:
-рефлексию.
Вот примеры способов рефлексии, которые используют на своих уроках.
«Дерево удовлетворённости»
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – урок прошёл довольно неплохо;
Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком;
Жёлтый листок – урок не понравился, скучно.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
Французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
infourok.ru
Текст выступления на тему: Оптимизация современного урока в целях повышения качества образования: организационный этап урока.
Слайд1 Организационный этап урока Перемены, произошедшие в России за последнее десятилетие, определили новый заказ общества на деятельность системы образования. Модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Слайд 2 По-новому определяется роль ученика в процессе учения. Он не объект, на который воздействуют, а активно действующий, деятельный участник процесса обучения, инициатор своих действий, деловой партнёр учителя, важнейший субъект учебного процесса. Субъективизация процесса обучения меняет взгляд на урок. Хотя сохраняются традиционные типы уроков со всеми их основными этапами, но методика проведения каждого структурного этапа существенно меняется. Организационный этап. «Всякий труд, в том числе и учебный, начинается с организации условий, при помощи которых он протекает наиболее благоприятно. Поэтому урок по любому предмету, на любую тему, любого типа всегда начинается с предварительной организации». Слайд 3 Задача этого этапа носит не столько учебно-воспитательный, сколько психологический характер: 1) обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы; 2) психологически настроить учащихся на предстоящее занятие, подготовить к общению. Юрий Анатольевич Конаржевский в своей книге «Анализ урока» сравнивает «оргмомент» с «увертюрой» к уроку: «Только у одного учителя она иногда длится минуты, а у другого весь урок, подменяя собой «оперу». Содержание этапа: Слайд 4 Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка подготовленности классного помещения к уроку. Организация внимания. Предварительная организация класса заканчивается организацией внимания учащихся к предстоящей работе. Нельзя начинать ни одной работы, если вы не овладели вниманием к ней всех учеников. Организационный этап – это очень важный этап урока, от качества проведения которого во многом зависит весь ход, развитие и результат урока. У опытных учителей он длится мгновение, но это результат кропотливой работы учителя по формированию у учащихся класса навыка и привычки самоорганизации. Слайд 5 Показатели выполнения психологической задачи данного этапа: доброжелательный настрой учителя и учащихся; кратковременность организационного момента; полная готовность класса и оборудования урока к работе; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех, без исключения, учащихся. Следует отметить, что организационный этап – это, прежде всего,Слайд 6 Обращаясь к практике, необходимо отметить, что на уроке иностранного языка детям необходима разминка для того, чтобы настроиться на определенный вид деятельности. А поскольку на уроках иностранного языка основная деятельность – речевая, то начало урока при любом его названии: «Вход в урок», «Речевая зарядка», «Речевая разминка», «Организационно-психологический момент» или «Разогревающая активность» - имеет одну цель: настроить учащихся на готовность общаться на иностранном языке. Процедура вхождения в урок может быть разной в зависимости от возрастных особенностей обучаемых, от темы урока, времени года, условий проведения урока. Слайд 7 Урок можно начать традиционно: дети встают, приветствуют учителя и садятся. А можно обыграть само приветствие, обогатив и расширив его, используя различные методы. Слайд 8 Дети младшего возраста любят стихи и считалки, поэтому можно поздороваться в стихах:
weburok.com
Доклад на тему "Современный урок"
Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества образования.
Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность.
Бернард Шоу
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды.
Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.
Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированныйподход к обучению.
В-третьих, строгий контроль знаний.
Повышение качества образования учащихся связано с организацией образовательного процесса на всех его этапах: мотивация, объяснение нового материала и усвоение знаний учащимися, отработка знаний и умений, контроль знаний, умений и навыков.
Мотивация. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.
В основе уроков - мотивационный принцип, при подготовке в первую очередь необходимо искать ответы на вопрос: «как сегодня сохранить у учащихся желание писать, читать, решать, говорить, искать…»
Различают понятия “мотив” и “цель”.
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
Мотив — побуждение к достижению цели.
Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, чтобы он чувствовал свое участие в процессе получения знаний.
Эмоциональный рассказ, показ учителем, кратко раскрывающий суть предстоящего изучения учебного материала; практическая работа, которая ставит перед учащимися нерешённую пока проблему, показ видеофильма; игровая ситуация (получение письма-жалобы или телеграммы или СМС-сообщения).
Объяснение нового материала и усвоение знаний учащимися.Самостоятельная работа с книгой, получение информации по опорному конспекту, практические и лабораторные работы. Приём трёхкратного изложения учителем новой информации, но на разных уровнях.
Отработка знаний и умений. Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.
По группам предлагается выбрать из списка технологий наиболее перспективные школьные технологии: технология современного проектного обучения, технология полного усвоения, игровые технологии, технология разноуровневого обучения, технология программированного обучения, технология коллективного взаимообучения, технология проблемного обучения, технология модульного обучения.
(Перспективные школьные технологии – технология полного усвоения, технология разноуровневого обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного обучения).
Интерес к предмету начинается с интересного урока. Нетрадиционные формы урока:
Деловая игра
Урок - викторина
Смотр знаний
Урок - конкурс
Математическая игра
Урок-КВН
Урок-практикум.
Невозможно каждый день создавать праздник, поэтому необходим индивидуальный и дифференцированный подход, вариативные разноуровневые задания. В зависимости от характера взаимодействия учителя и ученика можно условно выделить четыре уровня вариативных заданий.
• 1-й уровень несамостоятельная (обычная) активность — восприятие учеником объяснения учителя, усвоение образца умственного действия при решении задач, выполнение учеником работ воспроизводящего характер;
• 2-й уровень — полусамостоятельная активность — характеризуется применением знаний в новых условиях и участием учащегося в поискеспособа решения поставленной учителем задачи.
3-й уровень — самостоятельная активность — предусматривает решение задач репродуктивно-поискового типа. Ученик сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, контролирует, решает задачи среднего уровня сложности.
4-й уровень — творческая активность — предполагает выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения,логического анализа и догадки, открытия нового способа решениявариативных задач, самостоятельных выводов и обобщений.
Вариативные задания позволяют
осмысливать учебный материал;
закреплять полученные знания;
формировать и развивать качества, необходимые для творческой исследовательской деятельности;
овладевать приемами продуктивного мышления;
приобретать опыт применения знаний в новой ситуации.
Исследования педагогов показали, что 1 уровень активности проявляют 38% обучающихся, 2 уровень - 33%, 3 уровень - 20%, 4 уровень - 9%.
Контроль знаний, умений и навыков. Контроль знаний осуществляется на каждом уроке, в каждом классе. Сейчас самый актуальный вопрос - качество знаний выпускников. Проверочная работа или самостоятельная работа, зачёт. Контроль за качеством знаний по отдельным предметам позволяет выявить, индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому учащемуся. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.
Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учащихся. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики.
kopilkaurokov.ru
Презентация на тему Пути и средства повышения качества современного урока математики
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам. В то же время школа и учитель сталкиваются с новыми трудностями, недостаточным вниманием со стороны общества. Снижен престиж учительской профессии. В этих сложных условиях на педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития. Основные пути совершенствования современного урока следующие: Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. Совершенствование типологии и структуры урока Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением - переводом ребенка в позицию субъекта. Ученик с радостью станет союзником учителя тогда, когда он с увлечением решает нестандартные задачи, выполняет более сложные для себя задания, чувствует себя одаренным исследователем, так как в основу заложен надежный, а значит неиссякаемый источник познавательного интереса. В связи с этим возникает необходимость использования на уроках математики исследовательских задач. Например: вывести формулу для нахождения площади треугольникаПлан исследования.I этап.Конечная цель: формула площади прямоугольного треугольника.Ход исследования.1. Изобразить прямоугольник АВСD. Провести диагональ АС.2. Сравнить треугольники АВС и ACD. Сравнить их площади.3. На основе полученного вывода, второй аксиомы площадей и формулы для площади прямоугольника получить формулу площади прямоугольного треугольника.II этап.Конечная цель: выявить зависимость между высотой, основанием и площадью остроугольного треугольника. Ход исследования.1. Изобразить произвольный остроугольный треугольник.2. Опустить высоту.3. Используя вывод I этапа, получить формулу площади треугольника, в которой будут присутствовать высота и основание треугольника.III этап.Конечная цель: проверить, является ли полученная формула верной для тупоугольного треугольника, т.е. в том случае, когда высота треугольника не принадлежит его внутренней области.Ход исследования составить самостоятельно. Анализ данных. Что можно найти, исходя из данных, а что нельзя?П р и м е р. В трапеции ABCD известны основания BC = a, AD = b и высота BH = h. Диагонали пересекаются в точке K. Какие из следующих величин можно найти, исходя из этих данных?а) Сторону AB.б) Отрезок, соединяющий середины диагоналей трапеции.в) Диагональ AC. г) Площадь треугольника AKD.Ответ обязательно поясните: если величину можно найти, то найдите ее, если данных недостаточно, то приведите пример двух трапеций с данными основаниями и высотой, но имеющих разные другие величины. Особенностью таких заданий на уроках является то, что кроме требования произвести те или иные вычисления они содержат вопроweburok.com