Разработка компьютерного лабораторного практикума "Теория оптимизации и численные методы" (стр. 7 из 12). Методы оптимизации лабораторный практикум
Метод равномерного поиска Этот метод основан на том, что переменной x присваиваются значения x+∆x с шагом ∆x = const и вычисляются значения F(x). Если F(x n+1)>F(xn), переменной x даётся новое приращение. Как только F(xn+1)станет меньше F(x) поиск останавливается. При малой заданной погрешности этот метод неэкономичен по затратам машинного времени. Метод поразрядного приближенияЭтот метод является разновидностью метода равномерного поиска и реализуется следующим алгоритмом:
Метод дихотомииМетод дихотомии (деление интервала поиска [a, b] пополам) реализуется следующим алгоритмом:
x1=(a + b - E)/2 и x2=(a + b + E)/2
Метод ФибоначчиВ методе Фибоначчи точка деления интервала исследования определяется с каждым новым расчётом (в методе дихотомии необходимо на каждом шаге выполнять два расчёта). В интервал исследования попадет предыдущий расчёт и для продолжения поиска достаточно произвести расчёт симметрично имеющемуся.FN=FN-1+FN-2 F0=F1=1 Алгоритм метода Фибоначчи состоит из следующих этапов:
Рис. 6. Процесс сужения интервала исследования. Последний N–й расчёт определяет интервал длиной l, в котором находится экстремум целевой функции. |
topuch.ru
Разработка компьютерного лабораторного практикума "Теория оптимизации и численные методы"
2.2 Анализ программных средств
В наше время практически никакой, даже самый маленький проект в программировании выполняется с помощью специализированных сред пограммирования. Для создания программного продукта в рамках архитектуры клиент-сервер необходимо подобрать программные средства, которые будут использоваться в дипломной работе.
Выбор основывается на способности программной среды выполнять поставленные задачи в рамках выбранной архитектуры.
2.2.1 Свободное программное обеспечение
В настоящее время большинство создаваемых в мире программных продуктов распространяется потребителям в соответствии с условиями пользовательского соглашения. Обычно это соглашение закрепляет программный продукт как объект авторского права. Этот объект не передается в собственность потребителю, а принадлежит изговотовителю, а передается только права использовать этот продукт на определенных условиях. Эти условия, как правило, запрещают практически все другие действия с программами, кроме тех, для которых она предназначена.
Философия свободного программного обеспечения обращается не к личной выгоде разработчиков программ, а к общественной выгоде от программирования как рода деятельности. При этом приводятся убедительные доводы о том, что выгода общества от перехода к модели бесплатного программного обеспечения настаивает перевешивает ту выгоду, которую оно получает от работы по модели авторского права и собственности в этой сфере.
Основными общественными организациями, продвигающими свободное программное обеспечение, являются международные Free software foundation (FSF) и проект GNU, цель которого — создание полностью свободной операционной системы. С большим количеством материалов по данной теме можно ознакомиться на сайтах этих организаций в интернете.
2.2.2 Серверные программные средства
Для реализации клиент-серверной модели можно пойти путем создания отдельно клиентской части, отдельно серверной части и разработать протокол на уровне операционной системы, посредством которого эти части будут сообщаться.
Это наиболее прямолинейный способ, но возможно упростить задачу путем использования готовых решений, если они позволяют сократить трудозатраты.
Преимущества и недостатки этих двух подходов представлены для сравнения в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Преимущества и недостатки готовых решений
Как можно видеть, при небольших недостатках подход с использованием готовых решений дает преимущество, заключающееся в простоте разработки и высокой надежности, которая связана с использованием известных и хорошо зарекомендовавших себя продуктов.
Из общедоступных средств разработки приложений, наиболее универсальным и простым в использовании является язык HTML. Он позволяет описывать пользовательский интерфейс стандартным способом, который можно отобразить на широком спектре устройств, в том числе на компьютерах с помощью различных программ и операционных систем.
Для передачи форм в формате HTML и программ на клиентскую сторону используется HTTP сервер, в качестве которого могут выступать программы разных производителей, в том числе свободно распространяемые. В таблице приведены наиболее распространенные программы.
Таблица 2.3 Сравнение HTTP-серверов
Как мы видим, Apache и ngnix более универсальны, но требуют более тщательной настройки. В дипломной работе используется веб-сервер Apache, но возможен переход и к другому веб-серверу, если он будет поддерживать используемые технологии.
Для реализации серверной логики используется язык программирования PHP, как универсальный язык, применимый в широком спектре задач. Язык позволяет сохранять информацию в памяти сервера во время работы клиентов с данными и сохранять отчетность на диск по завершении операций.
2.2.3 Клиентские программные средства
Для отображения пользовательского интерфейса, организации диалога с пользователем используется веб-браузер. Требования к нему заключаются в поддержке следующих технологий:
- Javascript
- CSS
- XSLT
- Cookies
Данным требованиям удовлетворяют наиболее популярные веб браузеры, созданные в последнее время, работа программ тестировалась в браузерах Mozilla Firefox версий 2 и 3 и Microsoft Internet Explorer версий 6 и 7.
Javascript — это язык программирования, единственный в настоящее время, который используется в веб-браузерах для программирования действий на HTML страницах. Язык обладает богатыми возможностями, поддерживает работу с объектами и позволяет подключать дополнительные библиотеки, реализующие в готовом виде многие требуемые операции.
При создании форм приложений в формате HTML в составе программного продукта желательно, чтобы эти страницы имели одинаковое оформление элементов управления и отображения информации. В настоящее время для этого разработана технология CSS (Cascading Style Sheets), которая описывает задание общих параметров отображения на уровнях иерархии элементов управления.
Условия задания требуют отображения составленных программой графиков, но у различных веб-браузеров до сих пор нет единой реализации набора процедур для использования возможностей рисования. Наиболее распространенная модель, SVG, работает в большинстве браузеров, но не работает в Microsoft Internet Explorer. Поскольку данный браузер широко используется на практике, то игнорирование его недопустимо. Поэтому применяется специальная библиотека Dojo, которая реализует рисование графиков в любом веб-браузере, используя технологии SVG, VML, Silverlight, когда они доступны.
Также используется библиотека Jquery, облегчающая написание кода работы с элементами управления в окнах программы и выполнение запросов на сервер.
2.3 Описание практикума
В соответствии с клиент-серверной архитектурой, основу практикума составляет серверная часть, которая хранит и передает клиентской части по требованию составленные программы и модули интерфейса пользователя.
Клиентская часть практикума обеспечивает работу пользовательского интерфейса и позволяет пользователям подключаться к серверной части и выполнять выданное им задание (рис 2.1).
Рисунок 2.1 Клиент-серверная архитектура
Библиотека алгоритмов, использующаяся в практикуме, состоит главным образом из алгоритмов расчета методов оптимизации и алгоритмов построения линий уровня, которые хранятся в библиотеке алгоритмов. Серверная часть использует алгоритмы расчета методов оптимизации для работы методов, а клиентская часть отвечает за рисование линий уровня и использует соответствующие алгоритмы. Общая схема работы алгоритмической части представлена на рис.2.2
Рисунок 2.2.Алгоритмическая часть
По завершении работы пользователя с клиентской частью практикума серверная часть создает протокол работы, который записывается в базу данных протоколов для последующего анализа.
Также в состав практикума входит справочная система, содержащая основные сведения по работе с практикумом.
Общая последовательность операций при работе с практикумом представлен на рис. 2.3
Рисунок 2.3. Функциональная схема практикума
2.3.1 Описание серверной части
Серверная часть состоит из набора HTML-страниц программ на языке PHP. HTML-страницы обеспечивают отображение пользовательского интерфейса и справочной системы, а PHP-программы — хранение информации о проводимых работах, произведение математических расчетов и ведение отчетности.
mirznanii.com
Разработка компьютерного лабораторного практикума Теория оптимизации и численные методы
Введение
В современном мире постоянно происходило совершенствование системы образования. Происходит модернизация старых, поиск новых способов обучения, способных улучшить сделать образовательный процесс более эффективным.
В настоящее время активно идут процессы внедрения в образовательный процесс компьютерных технологий. Компьютеры, разработанные первоначально для автоматизации вычислительных операций, с развитием средств мультимедиа превратились в мощнейший инструмент обработки информации различного рода. Свое применение они нашли и в сфере образования, предоставив свои возможности при работе с объемом человеческих знаний, накопленных за всю историю человечества.
Использование информационных технологий позволяет заменить часть ручного труда преподавателя трудом машинным, который, как и в других сферах, обходится дешевле, и, следовательно, более эффективен. Машины не устают, готовы к работе в любое время, не совершают арифметических ошибок и способны обладать огромными объемами памяти. Поэтому они внедряются в учебный процесс там, где это возможно.
Большое развитие компьютерные технологии получили в сфере дистанционного обучения. С появлением компьютерных сетей дистанционное обучение, подразумевающее работу обучающего с обучаемым на расстоянии, получило возможность мгновенной передачи информации между ними. Это позволило оперативно предоставлять учебные материалы и проводить контроль полученных знаний при снижении расходов на транспорт и связь.
Когда мы говорим о сетевых технологиях, то прежде всего имеем ввиду сеть интернет. Эта сеть, связывающая компьютеры по всему миру, позволяет организовать дистанционный учебный процесс практически в любой точке планеты в кратчайшие сроки.
Использование интернет-технологий также помогает в расширении виртуального образовательного пространства, ввиду того, что знания и учебные материалы из разных источников можно моментально получить в одном месте, стоит лишь правильно сформировать поисковый запрос. Данное обстоятельство несомненно способствует творческому процессу обучения и самостоятельной работе обучаемых в виртуальном образовательном пространстве.
Системы компьютерного дистанционного обучения в результате развития приняли различные формы, предназначенные для выполнения соответствующих задач, это и компьютерные учебники, содержащие учебные материалы в оптимизированной для наилучшего восприятия мультимедийной форме, и системы тестирования, обеспечивающие контроль знаний обучаемых путем анализа ответа на серии тематических вопросов, и лабораторные практикумы, обеспечивающие получение практических навыков использования полученных знаний.
В сфере информационных технологий зачастую при разработке нового продукта можно использовать готовые решения, которые поставляются в виде некоторой оболочки и наполняются содержимым по заданной тематике. Если использование готовых решений представляется затруднительным в связи с особенностями предметной области, приходится создавать новые программные продукты, позволяющие учесть эти особенности.
В направлении информатизации сферы образования работают сейчас практически все гуманитарные и технические учебные заведения разных стран. Разработки в этом направлении ведутся и в Московском авиационном институте. Кафедра «Математическая кибернетика» факультета «Прикладная математика и физика» института в течении многих лет разрабатывает учебные материалы с использованием компьютерных технологий. За это время создан комплекс компьютерных пособий и учебников, охватывающих предметы, читаемые преподавателями кафедры. Комплекс, включающий в себя более 70 компьютерных учебников, поддерживает 8 разделов курса "Теория управления", 7 разделов курса "Системный анализ", 3 раздела курса "Линейная алгебра и аналитическая геометрия", а также курсы "Теория графов", "Теория функций комплексного переменного", "Линейное программирование", "Линейные дифференциальные уравнения" и другие. Также функционирует кафедральных сайт в интернете, позволяющий студентам и преподавателям института обмениваться информацией дистанционно. В настоящее время на кафедре ведется работа по созданию других средств обучения с применением информационных технологий.
Кафедра «Математическая кибернетика» факультета «Прикладная математика и физика» института читает студентам курс «Методы оптимизации», изучающий методы оптимизации математических функций. На кафедре был создан практикум по этому курсу в среде Microsoft DOS, позволяющий студентам изучать методы на примерах, работая за компьютером в терминальном классе. В рамках дипломного проекта поставлена задача создания аналогичного практикума, работающего в сетевом режиме с целью упростить проведение работ. Также требуется расширить функционал имеющегося практикума для достижения большей наглядности примеров.
В рамках дипломного проекта требуется:
Изучить описываемые методы оптимизации и составить документацию по ним в мультимедийной форме.
Разработать архитектуру практикума
Разработать пользовательский интерфейс
Выбрать программные средства для разработки и составить алгоритмы
Раздел 1 содержит теоретические сведения о математических методах поиска безусловного экстремума функций многих переменных. Приводятся алгоритмы, графические иллюстрации и условия окончания методов.
Раздел 2 содержит описание практической части разработанного практикума. Проводится анализ современных программных архитектур, обоснование выбора клиент-серверной модели, анализ и выбор программных сред. Также приводится описание пользовательского интерфейса, форм отчетности и справочной системы практикума.
Раздел 3 содержит расчет экономических показателей, связанных с выполнением дипломного проекта.
В разделе 4 описаны вредные воздействия, возникающие при использовании информационных технологий в обучении и способы их сокращения.
1. Теоретическая часть
Решение задачи о поиске безусловного экстремума функции многих переменных с помощью необходимых и достаточных условий приводит к необходимости решать систему нелинейных уравнений с неизвестными с последующей проверкой знакоопределенности матрицы Гессе . Как правило, для достаточно сложных функций такая процедура решения задачи достаточно трудоемка и подразумевает численное решение нескольких задач. Поэтому возникает необходимость использовать так называемые прямые или численные методы безусловной оптимизации, которые позволяют найти стационарные точки функции, не используя аппарат необходимых и достаточных условий экстремума.
Компьютерный лабораторный практикум предназначен для студентов технических специальностей вузов и позволяет в наглядной и доступной форме представить численные алгоритмы отыскания экстремумов. Особенностью практикума является интерактивная форма реализации алгоритмов, при которой студент на каждой итерации принимает решение о выборе параметров методов, основываясь на числовой и графической информации о ходе процесса оптимизации.
Целью лабораторного практикума является изучение студентами прямых методов поиска безусловного экстремума двух типов функций:
Для достижения цели студент должен, изменяя параметры методов, добиться выполнения критерия окончания счета для каждого метода с одной и той же заданной точностью , из одной и той же начальной точки, за заданное для каждого метода число итераций N.
Методы, реализованные в лабораторном практикуме
Прямые методы, представленные в практикуме имеют один и тот же алгоритм
где
и отличаются друг от друга способом задания и выбором .
Алгоритм работы прямых методов схематически изображен на рис. 1.1
Рисунок 3.1. Алгоритм работы прямых методов
В практикуме реализованы:
методы первого порядка, использующие информацию о 1-х производных функции :
метод градиентного спуска;
метод наискорейшего градиентного спуска;
метод покоординатного спуска;
метод Гаусса-Зейделя;
метод сопряженных градиентов.
методы второго порядка, использующие для своей реализации информацию о 1-х и 2-х производных функции :
ua.coolreferat.com
Разработка компьютерного лабораторного практикума Теория оптимизации и численные методы
Введение
В современном мире постоянно происходило совершенствование системы образования. Происходит модернизация старых, поиск новых способов обучения, способных улучшить сделать образовательный процесс более эффективным.
В настоящее время активно идут процессы внедрения в образовательный процесс компьютерных технологий. Компьютеры, разработанные первоначально для автоматизации вычислительных операций, с развитием средств мультимедиа превратились в мощнейший инструмент обработки информации различного рода. Свое применение они нашли и в сфере образования, предоставив свои возможности при работе с объемом человеческих знаний, накопленных за всю историю человечества.
Использование информационных технологий позволяет заменить часть ручного труда преподавателя трудом машинным, который, как и в других сферах, обходится дешевле, и, следовательно, более эффективен. Машины не устают, готовы к работе в любое время, не совершают арифметических ошибок и способны обладать огромными объемами памяти. Поэтому они внедряются в учебный процесс там, где это возможно.
Большое развитие компьютерные технологии получили в сфере дистанционного обучения. С появлением компьютерных сетей дистанционное обучение, подразумевающее работу обучающего с обучаемым на расстоянии, получило возможность мгновенной передачи информации между ними. Это позволило оперативно предоставлять учебные материалы и проводить контроль полученных знаний при снижении расходов на транспорт и связь.
Когда мы говорим о сетевых технологиях, то прежде всего имеем ввиду сеть интернет. Эта сеть, связывающая компьютеры по всему миру, позволяет организовать дистанционный учебный процесс практически в любой точке планеты в кратчайшие сроки.
Использование интернет-технологий также помогает в расширении виртуального образовательного пространства, ввиду того, что знания и учебные материалы из разных источников можно моментально получить в одном месте, стоит лишь правильно сформировать поисковый запрос. Данное обстоятельство несомненно способствует творческому процессу обучения и самостоятельной работе обучаемых в виртуальном образовательном пространстве.
Системы компьютерного дистанционного обучения в результате развития приняли различные формы, предназначенные для выполнения соответствующих задач, это и компьютерные учебники, содержащие учебные материалы в оптимизированной для наилучшего восприятия мультимедийной форме, и системы тестирования, обеспечивающие контроль знаний обучаемых путем анализа ответа на серии тематических вопросов, и лабораторные практикумы, обеспечивающие получение практических навыков использования полученных знаний.
В сфере информационных технологий зачастую при разработке нового продукта можно использовать готовые решения, которые поставляются в виде некоторой оболочки и наполняются содержимым по заданной тематике. Если использование готовых решений представляется затруднительным в связи с особенностями предметной области, приходится создавать новые программные продукты, позволяющие учесть эти особенности.
В направлении информатизации сферы образования работают сейчас практически все гуманитарные и технические учебные заведения разных стран. Разработки в этом направлении ведутся и в Московском авиационном институте. Кафедра «Математическая кибернетика» факультета «Прикладная математика и физика» института в течении многих лет разрабатывает учебные материалы с использованием компьютерных технологий. За это время создан комплекс компьютерных пособий и учебников, охватывающих предметы, читаемые преподавателями кафедры. Комплекс, включающий в себя более 70 компьютерных учебников, поддерживает 8 разделов курса "Теория управления", 7 разделов курса "Системный анализ", 3 раздела курса "Линейная алгебра и аналитическая геометрия", а также курсы "Теория графов", "Теория функций комплексного переменного", "Линейное программирование", "Линейные дифференциальные уравнения" и другие. Также функционирует кафедральных сайт в интернете, позволяющий студентам и преподавателям института обмениваться информацией дистанционно. В настоящее время на кафедре ведется работа по созданию других средств обучения с применением информационных технологий.
Кафедра «Математическая кибернетика» факультета «Прикладная математика и физика» института читает студентам курс «Методы оптимизации», изучающий методы оптимизации математических функций. На кафедре был создан практикум по этому курсу в среде Microsoft DOS, позволяющий студентам изучать методы на примерах, работая за компьютером в терминальном классе. В рамках дипломного проекта поставлена задача создания аналогичного практикума, работающего в сетевом режиме с целью упростить проведение работ. Также требуется расширить функционал имеющегося практикума для достижения большей наглядности примеров.
В рамках дипломного проекта требуется:
Изучить описываемые методы оптимизации и составить документацию по ним в мультимедийной форме.
Разработать архитектуру практикума
Разработать пользовательский интерфейс
Выбрать программные средства для разработки и составить алгоритмы
Раздел 1 содержит теоретические сведения о математических методах поиска безусловного экстремума функций многих переменных. Приводятся алгоритмы, графические иллюстрации и условия окончания методов.
Раздел 2 содержит описание практической части разработанного практикума. Проводится анализ современных программных архитектур, обоснование выбора клиент-серверной модели, анализ и выбор программных сред. Также приводится описание пользовательского интерфейса, форм отчетности и справочной системы практикума.
Раздел 3 содержит расчет экономических показателей, связанных с выполнением дипломного проекта.
В разделе 4 описаны вредные воздействия, возникающие при использовании информационных технологий в обучении и способы их сокращения.
1. Теоретическая часть
Решение задачи о поиске безусловного экстремума функции многих переменных с помощью необходимых и достаточных условий приводит к необходимости решать систему нелинейных уравнений с неизвестными с последующей проверкой знакоопределенности матрицы Гессе . Как правило, для достаточно сложных функций такая процедура решения задачи достаточно трудоемка и подразумевает численное решение нескольких задач. Поэтому возникает необходимость использовать так называемые прямые или численные методы безусловной оптимизации, которые позволяют найти стационарные точки функции, не используя аппарат необходимых и достаточных условий экстремума.
Компьютерный лабораторный практикум предназначен для студентов технических специальностей вузов и позволяет в наглядной и доступной форме представить численные алгоритмы отыскания экстремумов. Особенностью практикума является интерактивная форма реализации алгоритмов, при которой студент на каждой итерации принимает решение о выборе параметров методов, основываясь на числовой и графической информации о ходе процесса оптимизации.
Целью лабораторного практикума является изучение студентами прямых методов поиска безусловного экстремума двух типов функций:
Для достижения цели студент должен, изменяя параметры методов, добиться выполнения критерия окончания счета для каждого метода с одной и той же заданной точностью , из одной и той же начальной точки, за заданное для каждого метода число итераций N.
Методы, реализованные в лабораторном практикуме
Прямые методы, представленные в практикуме имеют один и тот же алгоритм
где
и отличаются друг от друга способом задания и выбором .
Алгоритм работы прямых методов схематически изображен на рис. 1.1
Рисунок 3.1. Алгоритм работы прямых методов
В практикуме реализованы:
методы первого порядка, использующие информацию о 1-х производных функции :
метод градиентного спуска;
метод наискорейшего градиентного спуска;
метод покоординатного спуска;
метод Гаусса-Зейделя;
метод сопряженных градиентов.
методы второго порядка, использующие для своей реализации информацию о 1-х и 2-х производных функции :
ua.coolreferat.com