Социальные процессы и проблемы в сфере духовной жизни постсоветского общества. Каковы главные проблемы оптимизации социальной сферы в жизни общества


Основные социальные проблемы

Проблемы, связанные с существованием факторов общественной жизни, прямо или косвенно влияющих на состояние сообщества, а также требующие коллективных усилий для их решения, принято называть социальными. В любом государстве, вне зависимости от того, насколько развитым и прогрессивным оно является, такие проблемы существуют. Естественно, что в зависимости от уровня жизни населения или государственной политики перечень этих вопросов неодинаков для разных стран.

Многие считают, что социальная проблема – это один из вопросов, связанных с положением малоимущих граждан или отдельных категорий населения. Однако это слишком ограниченное понимание вопроса. Эти проблемы имеют более широкий диапазон и могут касаться не только отдельно взятого государства, но и мирового сообщества в целом.

Виды социальных проблем

Классифицировать социальные проблемы можно по разным признакам. Можно выделять экономические, демографические, продовольственные и т.п. Одни из них имеют общемировое значение, другие возникают только в некоторых странах. Разделить проблемы можно на следующие группы:

Если говорить о глобальных проблемах, то, естественно, в их число входят:

Решение вышеописанных вопросов требует совместных усилий всех государств и сообществ.

Государственные проблемы в социальной сфере

Помимо участия в решении проблем планетарного масштаба, правительство любого государства должно решать и внутренние социальные проблемы, которые у каждой страны свои. Основные социальные проблемы России:

Конечно, полный список проблем, которые существуют в нашем государстве, гораздо шире. Их решение требует постоянной поддержки и финансирования как на федеральном, так и на региональном уровне.

Для осуществления социальной поддержки населения страны сформированы различные социальные институты. Деятельность этих организаций направлена на предоставление населению различных услуг. В их числе:

fb.ru

Проблемы социальной сферы

Каждое государство заботиться о своих гражданах, особенно это касается самых незащищенных слоев населения. Однако в социальной сфере России существует ряд проблем, которые обязано решить правительство. Каждый человек, оказавшийся в трудной ситуации, должен чувствовать себя защищенным.

Причины проблем социальной сферы

В настоящее время уровень социального обслуживания на территории постсоветских республик недостаточно высок. Объективная потребность граждан значительно выше, чем то, что предлагает государство.

Это объясняется рядом причин:

— экономической ситуацией;

— несовершенством законодательства;

— малоразвитостью негосударственной системы социального обеспечения.

Сфера соцобеспечения населения недостаточно финансируется, что в свою очередь приводит к низкому качеству услуг, кадровому дефициту, плохому материальному оснащению соответствующих учреждений. Законодательство также препятствует успешному развитию данной сферы, ведь часто в законодательных актах встречается противоречивость, а четко сформулированные понятия видов социального обеспечения отсутствуют. Поэтому в обществе зреет потребность реформирования этой сферы.

Оформление инвалидности

Не секрет, что в стране наблюдается тенденция старения нации, у многих людей ухудшается здоровье. Подливают масла в огонь безработица и малообеспеченность. Но, пожалуй, соцзащита больше всего необходима людям с ограниченными возможностями. Огромное количество инвалидов попросту исключено из жизни общества, они не могут реализовать свое право на медицинское обслуживание, образование и занятость. Статистика утверждает, что в России на данный момент насчитывается более 13 млн инвалидов. Все они нуждаются в помощи.

Когда беда стучится в дверь, многие люди теряются и не знают, что делать. Если вы утратили трудоспособность по причине инвалидности, то имеете право на получение социальных выплат. Но для начала инвалидность надо оформить. Лечащий врач должен дать направление на медико-социальную экспертизу. Также за направлением можно обратиться в соответствующие органы защиты населения по месту жительства. В случае отказа направить больного на МСЭ выдается справка, с которой можно обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно.

По признанию человека инвалидом на руки выдаются два документа:

— индивидуальная программа реабилитации;

— справка МСЭ об установлении инвалидности.

Затем необходимо обратиться в местное Управление социальной помощи, чтобы оформить пенсию, льготы и пособия. После признания инвалидности требуется периодически проходить переосвидетельствование. Сроки повторной экспертизы обозначены законодательно.

Отказ в оформлении инвалидности: что делать

Отказ в установлении инвалидности можно обжаловать в главном бюро медико-социальной экспертизы. Для этого необходимо подать заявление. В течение месяца со дня подачи документа проводится повторный осмотр. В крайнем случае, каждый может настаивать на проведении независимой экспертизы. Тогда обследование будут проводить врачи и эксперты, которые не заинтересованы в результатах. При независимой экспертизе человек может сам выбирать как экспертное учреждение, так и экспертов.

Следует отметить, что гражданин имеет право в судебном порядке обжаловать отказ в оформлении инвалидности. Если возникает такая потребность, необходимо отстаивать свои права. Однако суд — это последняя инстанция, так как решение, вынесенное по вашему иску, не подлежит обжалованию.

Если инвалидность была снята после переосвидетельствования МСЭ, подобное решение также можно оспаривать. Алгоритм оспаривания аналогичный вышеуказанному. Если суд признает действия медико-социальной экспертизы правомочными, то выплаты из Пенсионного фонда прекращаются.

ИА " Тема Уфа ". При использовании материала гиперссылка обязательна.

www.temaufa.ru

Перспективы развития социальной сферы России

Перспективы строительства социального государства логично вписываются в российские трансформационные процессы и связаны с проведением социальной политики, которая, я думаю, будет состоять в разрешении назревших социальных проблем и стремлении достичь статуса социального государства не только законодательно, но и в действительности. Перед Россией стоит задача сохранения сети общественной безопасности с учетом опыта и реального состояния экономики и социальной сферы. В связи с этим Россия для начала должна быть нацелена на: создание стратегической программы социального развития; использование рыночных и нерыночных механизмов управления экономикой; формирование непротиворечивой, внутренне согласованной правовой основы социально-экономического развития, что в принципе почти реализовано. Далее, прежде всего следует «выравнивать социальные неравенства», что понимается не как равный социальный статус, а как необходимость обеспечения достоинства человека, который не может обрести его в обстоятельствах, унижающих его в повседневной жизни (безработица, бедность, отсутствие нормальных жилищных условий, доступной медицинской помощи, необходимость в ограничении потребностей в питании, одежде, хорошем отдыхе и развлечениях) приобретает все большую остроту. При сохранении существующей ситуации, когда темпы роста доходов богатых оказались существенно выше темпов роста доходов бедных, снижение уровня относительной бедности в принципе невозможно. Масштабы данного явления могут быть сокращены только за счет уменьшения избыточного неравенства, что можно выполнить лишь путем ограничения темпов роста наиболее высоких доходов при сохранении ускоренного роста реальных доходов населения в целом. Доходы бедных нельзя повысить без соответствующего повышения доходов выше границы бедности, не создавая при этом новых социально-экономических диспропорций.

Исходя из диалектики взаимоотношений общества и социального государства, предполагается, что последнее должно создавать условия для реализации фундаментальных интересов и жизненных планов своих граждан. К числу мероприятий следует также отнести совместные действия учреждений здравоохранения, социального обеспечения, средств массовой информации, в некоторых случаях административного и уголовного правосудия. Кроме того, усилия государства и общества должны быть сконцентрированы на профилактике заболеваний и активном сохранении здоровья человека, углубленное понимание его ценности, что составляет в конечном счете культуру самосохранительного поведения нации, ее безопасность.

Можно выделить ключевые идеи, исследуя механизмы социального обмена в контексте общественного договора: ядро социального контракта образуют права человека, которые выступают не врожденными, не естественными, а договорными, то есть обусловленными договором между самими людьми, при этом государство как агент лишь фиксирует и обслуживает их; соглашение людей по поводу прав, их отношения с государством как с агентом обслуживаются довольно сложными структурами – институтами, группами, организациями; идея политики как обмена правами, то есть новое понимание политики как публичной деятельности.

Соответствующее понимание и широкое распространение социальных прав не получили развития ни в теории, ни на практике, необходимо использовать опыт зарубежных стран, что далее значительно ускорит модернизацию российского социального государства на уровне международного взаимодействия.

В то же время можно отметить, что путь к реализации принципов социального государства – солидарность, ответственность, обеспечение достоинства человека – длительный, а точнее, нескончаемый.

В России нет возможности контролировать государство из-за неразвитости гражданского общества. Перспективой создания социального государства является его развитие, тогда социальная политика не будет целиком прерогативой государственной власти, перестанет зависеть от того, насколько власть сострадательна к нуждам и заботам простых людей.

Однако с другой стороны, на сегодняшний день шансы превращения России в социальное государство невелики из-за ряда причин: значительная мера имитации деятельности профсоюзов по защите интересов работников; безразличие или нежелание основной массы работников активно участвовать в отстаивании своих интересов; преимущественное использование властью и бизнесом «административных» механизмов, задающих базовые параметры социально-трудовой сферы.

Таким образом, есть множество причин для того, чтобы Россия стала действительно социальным государством, но есть и трудности, которые могут стать главным препятствием страны на пути к достижению социального статуса. Но в итоге все зависит от самого государства и российского народа, их осознания со временем важности преобразования социальной сферы и их взаимодействия для поддержания значимости России на международном уровне: поймет ли государство необходимость и всю значимость реализации социальной политики на практике; активизируется ли общество, забыв страх опыта предыдущих поколений тоталитарного режима, встав на защиту своих интересов.

studfiles.net

Проблемы экономики социальной сферы

Экономические проблемы социальной сферы

В советском государстве долгое время существовало разделение на материальное и нематериальное производство и сферу услуг. Нематериальное производство представлялось как продолжение материального, но не влияющее на сам процесс производства. Данное умозаключение связано с марксистской теорией нематериального производства, и его ролью в развитии общества.

Создание и предоставление социальных льгот не имели решающего влияния на общественный процесс. Они считались лишь необходимым условием производства, поскольку в создании ВВП может участвовать только человек, который здоров и обладает определенным уровнем знаний, квалификацией.

Замечание 1

Россия в 80-90-х гг. начала экономическое реформирование экономики, отмеченное социальной деградацией, подрывом здоровья, снижением продолжительности жизни населения, уменьшением расходов на образование, медицину, жилищно-коммунальное хозяйство.

Это обстоятельство привело к развитию конфликта относительно места материального производства в социальной сфере. Как результат – абсолютное снижение темпов экономического развития, обнищание населения, росту уровня беспризорности и криминальной среды. К тому же появилось такое понятие, как депрессивные регионы, подразумевающее те регионы, которые имеют низкий уровень культурного и социального развития.

В институциональной структуре указанное противоречие закрепилось в бюджетной политике, когда доля расходов на развитие социальной сферы значительно снизилась.

Необходимо отметить, что в различных сферах человеческой жизни значение понятия «социальное» существенно колеблется. К примеру, социальная инфраструктура все чаще представляется совокупностью ответвлений непроизводственной сферы. Одновременно такие термины, как «социально-экономическая ситуация», «социальное напряжение», «социальная защита», «социальные расходы» и тому подобное, несут совсем другое смысловое значение и чаще всего употребляются с целью подчеркивания негативных последствий экономического активности. История экономической мысли также свидетельствует и о существовании разделения взглядов в отношении определения социального, включая понятие «социальная сфера».

Человеческий капитал в системе экономики социальной сферы

Согласно теоретическим аспектам следует различать понятия «человеческий капитал» следующих уровней:

В условиях перехода к инвестиционно-инновационной модели развития экономики, преодоления последствий финансово-экономического кризиса, попытки интегрироваться в мировое сообщество, эффективное формирование человеческого капитала, как источника экономического развития и процветания страны, является первоочередным и важным заданием.

Пример 1

Всемирный банк на примере исследования 192 стран, сделал выводы, что только 16% роста в странах с переходной экономикой обусловлены физическим капиталом (оборудование, сооружения и производственная инфраструктура), 20% – природным капиталом, 64% связаны с человеческим и социальным капиталом. Так 40% валового национального продукта наиболее развитые страны получают за счет эффективной системы образования.

spravochnick.ru

3.3 Основные социальные проблемы и пути их решения

На первое место поставлена бедность населения. Эта проблема представлена в процентных показателях соотношения богатых слоев, средних и бедных, в том числе и по критериям ООН: в нищете живут 20-30% населения, в бедности - три четверти населения.

А разрыв между наиболее богатыми слоями (10%) и самыми бедными (10%) составляет 15-20 раз. При сравнении уровня минимальной оплаты труда в России с тем же показателем в развитых странах, выявляется разница в 10 раз. Взрослые трудоспособные люди составляют 30% всех бедных, а 61% бедных семей - семьи с детьми. Основная причина бедности - коррупция и экономическая политика властного класса.

Алкоголизм - не менее острая проблема современной России, приводящая к деградации и вымиранию населения. По данным ООН, душевое потребление 8 л алкоголя в год уже приводит к деградации нации, в России это потребление, по официальным оценкам, достигло 18 л, а по неофициальным - свыше 20 л. Свыше 80% населения употребляют спиртные напитки, треть регулярно пьёт водку, в стране 3 млн. зарегистрированных алкоголиков, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства. Обостряет проблему "левая", теневая, водка, продаваемая нелегально. Но наибольшую опасность для пьющего населения представляют всевозможные суррогаты на основе технического спирта. По данным опроса 47%. населения называют причиной пьянства нищету, безработицу, неустроенность. Автор констатирует, что в государстве нет долгосрочной, понятной населению стратегии борьбы с алкоголизмом.

Что касается наркомании, то за последние десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. По данным социсследований регулярно потребляют наркотики 5 млн. человек, при этом, свыше 7% населения в возрасте 11-40 лет. Это в 8 раз больше, чем в странах Евросоюза.

Кроме того, потребители инъекционных наркотиков - основной источник ВИЧ-инфекции: среди этой группы ВИЧ поражены 18%, гепатитом С - 80% и гепатитом В - 27%. Одна из причин роста наркомании - недостаточное финансирование. Так, на Федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» было выделено 3,09 млрд. р., в то время как в США ежегодно на эти цели тратится 34 млрд. долл. Другие причины - недоработки в законодательной нормативной базе и наркокоррупция в органах власти.

Распространение в стране ВИЧ - инфекции и туберкулеза приобретает характер эпидемии. В 2014 г. рост заболеваемости ВИЧ составил 10% по сравнению с предыдущим годом. А от туберкулёза ежегодно умирают 25 тыс. человек. В 2008 г. профилактические осмотры для раннего выявления туберкулёза прошли лишь 67% взрослого населения, а в ряде субъектов Федерации этот показатель не превышает 50%. В результате растёт численность тяжёлых и среднетяжёлых форм туберкулёза, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность для окружающих. Рост заболеваемости туберкулезом вызван,

во-первых, разрушением советской системы здравоохранения, а во-вторых - недостатком средств, лекарств, туберкулёзных коек в стационарах, медицинского персонала. В 2008 г. лишь 76% зарегистрированных очагов туберкулёзной инфекции были в нужном количестве обеспечены средствами текущей дезинфекции. А в целом по стране были госпитализированы только 86% больных активным туберкулёзом. Прогноз на ближайшие годы неутешителен.

В январе-июле 2014 года родились 1119,7 тысячи детей. По данным Министерства труда и соцзащиты РФ, рост рождаемости отмечен в 57 регионах, снижение числа умерших зарегистрировано в 55 регионах. В июле 2014 года родились 187,2 тысячи детей — на 2,5 тысячи или 1,3% больше, чем в июле 2013 года. При этом в январе-июле этого года умерли 1124,7 тысячи человек, это на 8,9 тысячи человек или на 0,8% меньше, чем в соответствующем периоде 2013 года.

Успешному решению многих социальных проблем препятствует коррупция. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9-10 трлн. р. в год. Если учесть, что подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идёт из бюджетов и чаще всего в результате конкурсов, тендеров на распределение этих средств, половина из них уходит в «откат» коррупционным бизнесменам и чиновникам.

Получается, что вследствие коррупции половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, что и приводит к недофинансированию социально ориентированных отраслей экономики.

В заключение автор подвергает критике монополизацию власти в руках одной правящей партии. Отсутствие публичного обсуждения социальных проблем, по мнению Н.П. Попова, явилось главной причиной их не решения.

Из предшествующего обзора статей можно сделать вывод, что все перечисленные социальные проблемы, так или иначе, ухудшают демографическое положение в России. Решение этих проблем, безусловно, может улучшить демографическую ситуацию, но не решит ее полностью, к тому же, это довольно длительный процесс.

В. Третьяков в статье «Демография и революция» предлагает для реализации новую революционную демографическую политику:

- Законодательное объявление всех детей национальным достоянием России с возложением обязанностей по их сохранению, воспитанию, образованию и материальному обеспечению во всех случаях, когда это не могут делать родители, на государство. Введение института государственных детей.

- Рождение детей - в браке или вне брака, - провозглашается главным общественным предназначением и обязанностью женщины. До максимально возможного уровня повышаются выплаты и льготы, связанные с рождением детей. Неполная семья должна получать материальную помощь, полностью компенсирующую отсутствие одного из родителей.

- Полный запрет на искусственное прерывание беременности, если к тому нет медицинских, либо серьезных психологических показаний.

- Всё медицинское обеспечение, связанное с беременностью и родами, становится полностью бесплатным.

- Резкое повышение уголовной ответственности за нелегальное производство абортов. Повышение уголовной ответственности за насилие над детьми и, особенно за их убийство.

- Введение налога на бездетность, который полностью аккумулируется в специальном Федеральном детском фонде.

- Признание за любой родившей женщиной права свободного (без объяснения причин) отказа от родившегося ребенка и официальной передачи его за государственный счет в детские воспитательные дома. При этом каждая мать должна иметь право в течение полутора лет со дня рождения вернуть себе своего ребенка. Если за полтора года мать не захотела вернуть ребенка, то она полностью и навсегда лишается родительских прав на него.

- Моментальное начало реализации программы строительства воспитательных домов лицейского типа, материальная обеспеченность которых должна не уступать обычным школам, а превосходить их.

- Сохранение системы начисления, так называемого материнского капитала (и других форм поддержки рождаемости в сложившихся семьях). Модернизация этой системы применительно к возникшему институту государственных детей: все средства, получаемые в виде налога на бездетность, должны ложиться на именные неотчуждаемые счета государственных детей с момента их перехода под опеку государства.

- После достижения государственными детьми 18-летия они должны в обязательном порядке получать в собственность новое отдельное жилье.

Действенность предложенной программы автор подтверждает простым расчетом: В 2008 году в России родилось 1,7 миллиона детей и зарегистрировано 1,2 миллиона абортов. Если путем запрета уменьшить число абортов до 200 тысяч (медицинские показания), то уже на следующий год Россия перестанет вымирать.

В 2014 году виден результат предложенной программы, это подтверждается данными министра труда и социальной защиты. По их данным в стране в 2014 году родилось 1 млн 947 тысяч детишек. 

studfiles.net

Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается, прежде всего, отношений между социальными группами, обществом и его членами, связанных с изменением в социальной структуре, ростом благосостояния населения, улучшением качества жизни граждан страны, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, улучшением образа жизни. Данные показатели являются одними из важнейших, так как определяют уровень благосостояния и степень процветания каждого государства, ведь, по сути, удовлетворенность граждан напрямую связана с развитием государства в целом.

Сегодня под социальной политикой государства понимают воздействие органов управления страны на социальную сферу общества, их деятельность в целях удовлетворения социальных потребностей людей и прежде всего повышения уровня жизни, предоставление социальных услуг населению [6, 496 с.]

Увеличение степени социальной направленности развития российской экономики является одним из необходимых условий повышения качества жизни населения. Социальное развитие в стране зависит от состояния социальной сферы в регионах.

Эффективное управление развитием социальной сферы охватывает такие отрасли как правовые, методические, финансовые, информационные обеспечения, что позволит увеличить результат. А отсутствие эффективного управления будет осложнять выбор стратегических направлений развития социальной сферы, что в дальнейшем будут происходить конфликты при решении практических вопросов при предоставлении социальных услуг.

Социальная политика государства должна учитывать не только материальные, политические, но и духовные интересы общества, она является одной из приоритетных и стратегически важных направлений развития страны. Согласно статье 7 Конституции РФ: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1, Конституция РФ].

В социальной сфере региона складываются и удовлетворяются потребности во благах, необходимые для реализации творческого потенциала человека. Из отраслей определяющих образ жизни людей, их благосостояния относятся образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение и физическая культура, развивающиеся за счет бюджетных средств.

Отрасли социальной сферы региона

Рис.1 Авторская работа

 

В условиях рыночной экономики социальная политика должна создавать необходимые предпосылки для удовлетворения населения его основных потребностей. Без эффективной реализации этой стратегической задачи не будет нормальное функционирование рыночного хозяйства.

Для полной реализации социальной политикой региона должна основываться на следующие принципы:

-        обеспечение государственной целостности;

-        единства системы государственной власти

-        разграничение предметов ведения между органами государственной власти и субъектов.

Развитие социальной инфраструктуры региона позволяет создавать фундамент для поддержания социально-экономических прав и гарантий населения, помогает обеспечить и сохранить доступность социальных услуг и способствует максимальному приближению потребностей к ресурсным возможностям региона.

Социальная политика региона реализуется через механизм государственных программ и системы социальных услуг.

На данный момент социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2015–2017 гг.) определятся на основе приоритетов, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

Состояние социальной сферы государства все еще нельзя назвать удовлетворительным и не в ближайшее время произойдут перемены, ведущие к положительному результату.

Актуальной проблемой в условиях развития социальной политики является низкий уровень реальных доходов населения, их дифференциация. В 2014 эта дифференциация не изменилась к 2013 году, и составляет 33 % от общего объема денежных доходов, на необеспеченное население, 1,8 % наименее обеспеченное население.

Остаются острыми вопросы в сфере здравоохранения и образования. В настоящее время ощущается дефицит качества социальных услуг и дефицит квалифицированных кадров в образовании и здравоохранении. [2, Указ Президента РФ]

В настоящее время в России существует немало острых проблем, касающихся государственной социальной политики, среди которых наиболее значимыми являются: низкий уровень пенсионных выплат и реальных доходов населения, наличие слабо защищенных слоев населения, включая бюджетную сферу, острый дефицит квалифицированных социальных кадров, а также яркая асимметрия в сфере ведения государственной политики [8, 272].

Основными приоритетами социальной политики в прогнозный период должны являться

-        увеличение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации, развитие и реформирование пенсионного и социального обеспечения, повышение адресности социальных выплат;

-        реализация мер по стимулированию трудовой мобильности населения, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики. Должны также реализовываться меры, направленные на упрощение процедуры привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию условий их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации;

-        развитие системы здравоохранения путем реформирования системы обязательного медицинского страхования, модернизации используемого оборудования и технологий, формирования сети современных центров высоких медицинских технологий, а также перинатальных центров, продолжения реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационарозамещающих медицинских технологий, использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, увеличения доли медицинских учреждений новых организационно-правовых форм, в том числе в форме автономных учреждений;

-        развитие открытости системы образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые образовательные подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;

-        продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья экономического класса и малоэтажного жилищного строительства, восстановление снизившихся в условиях кризиса темпов роста покупки жилья на условиях ипотеки. [3]

На фоне достижений социальной политики в России в последнем двадцатилетии достаточно ярко высвечиваются весьма острые и фундаментальные нерешенные проблемы, требующие осмысления и поиска путей их преодоления.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России предполагает к 2020 г. увеличение государственного инвестирования в образование с 3,9 до 4,5 % ВВП. Это практически ничего не меняет и существенно отстает от потребностей общества с позиций заявленного курса развития государства как социально ориентированного.

Стабильный рост инвестиций государства в сферы всех видов образования (общего, среднего и высшего профессионального) — весьма насущная задача социальной политики в ближайшие годы и более отдаленной перспективы. Только на этой основе возможно обеспечить достойный уровень образования и предоставления услуг обучения на бесплатной основе.

Безусловного внимания и глубокого рассмотрения требуют вопросы перевода подготовки специалистов высокой квалификации на трехступенчатую систему:

-        бакалавриат,

-        специалитет

-        магистратура.

Сами по себе эти процессы, широко внедряемые в практику Минобрнауки России, не вызывают возражения, поскольку позволяют дать молодым людям углубленные знания по профильным специальным предметам и освоить теоретические основы наук, но анализ практики образовательного процесса свидетельствует, что нет достаточного эффекта.

Органы управления образованием и наукой не решили предварительно вопросы методического обеспечения новых видов профессиональной подготовки: отсутствуют дифференцированные программы обучения, во многих случаях нет соответствующих учебников и учебных пособий. Наконец, и это весьма важно, профессорско-преподавательский состав вузов не прошел необходимой подготовки. В реальных условиях существенных различий в подходе к обучению слушателей бакалавриатуры, специалитета и магистратуры нередко нет. Очевидно, преодоление отмеченных недостатков как на федеральном, так на региональном и корпоративном уровнях, весьма важно, и его нельзя откладывать на дальнюю перспективу.

В современных условиях минимально допустимый для обеспечения полноценных услуг здравоохранения населения страны уровень государственных инвестиций в эту сферу по оценкам авторов учебника «Экономика общественного сектора» должна составлять 5 % ВВП [7, с.264, 288]. В развитых экономиках государственные вложения в здравоохранение составляют 7–8 %ВВП, а совокупные вложения в сферу оказания медицинских услуг — около 11 %. В России государственные инвестиции в здравоохранение не превышают 3 % ВВП. В стратегической перспективе в соответствии с Концепцией социально-экономического развития России до 2020 г. планируется их увеличить до 4,8 % ВВП, т. е. уровень усилий общественного сектора экономики будет по-прежнему отставать от параметров развитых стран.

Вряд ли правомерно и в дальнейшем мириться с непрерывным переводом услуг в области всех видов образования и охраны здоровья граждан на платную основу. А именно эти процессы становятся преобладающими в современной России. Такая ситуация неизбежно скажется на возможности населения с невысокими доходами получать полноценные образование и медицинскую помощь.

Социальное расслоение населения по уровню доходов и заработной плате свидетельствует о недостаточной справедливости и нравственности распределительных отношений в нашей стране. На протяжении последнего десятилетия соотношение средней заработной платы 10 % работников с наибольшей и 10 % с наименьшей заработной платой сохранялось стабильным (25–30 раз), и лишь в последние годы наблюдается сближение различий [4, с. 418,484]. Такую тенденцию можно считать положительной, но в то же время расслоение общества продолжает быть существенным. Особенно если его сравнивать с аналогичным показателем в странах с развитой экономикой, где различия в уровнях трудовых доходов не превышают 5–7 раз [5, с. 412].

В качестве государственных мер в области преодоления социального расслоения общества могут быть использованы меры, присущие рыночной экономике: установление государственного минимума заработной платы на социально приемлемом уровне, система подоходного налогообложения (возврат к его прогрессивной шкале), индексация заработной платы в связи с ростом стоимости жизни.

Итак, Россия всегда имела свои особенный путь развития, и социальная сфера не стала исключением. В настоящее время создаются и разрабатываются множество законов и нормативных актов в сфере государственного регулирования экономики в социальной сфере, направленные на максимальное удовлетворение потребностей населения и обеспечения их комфортного проживания. Конечно, еще осталось множество проблем и нерешенных вопросов и есть, куда стремится, однако государство сделало огромный шаг к достижению максимально высокого уровня жизни и благосостояния российских граждан в рамках социальной политики.

 

Литература:

 

1.      Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7 -ФКЗ)]

2.      Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях организации государственной социальной политики» // Российская газета. — 2012. — № 5775.

3.      http://www.garant.ru- Электронный ресурсКонцепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года

4.      Труд и занятость в России. М.: Росстат, 2005. Табл. 8.3. 2009. Табл. 8.25.

5.      Труд и занятость в России. М.: Росстат, 2009. Табл. 8.20.

6.      Кушлин, В. Государственное регулирование экономики: Учебник. — М.: Экономика, 2013. — 496 с.

7.      Савченко П. В.. Экономика общественного сектора: Учебник /. М.: ИНФРА-М, 2009.

8.      Самойлов, В. В. Государственно — правовое регулирование социально — экономических и политических процессов: Учебник. — М.: Юнити, 2013. — 272 с.

moluch.ru

Социальные процессы и проблемы в сфере духовной жизни постсоветского общества.

Поиск Лекций

1 Выделение духовной жизни в особую форму человеческого существования связано с особенностями духовного (в отличие от материального) производства, которое заключается в том, что продукты его (духовные блага) предназначены для «потребления», состоящего в их восприятии и умственном постижении, в результате чего происходят изменения в сознании людей и соответственно в их деятельности и взаимоотношениях с другими людьми.

Специфика духовной жизни в том, что она представляет собой единство идеального и материального. Она не сводится к формам общественного сознания (наука, философия, религия и др.), которые являются, однако, её сердцевинной частью, определяющей её суть. Духовная жизнь существует как выражающая указанные формы сознания практическая активность людей. Она заключается в создании и потреблении ими научных, художественных, философских, нравственных, религиозных знаний и идей, во взаимоотношениях их по поводу этих ценностей. Духовная жизнь включает в себя также деятельность людей, состоящую в решении ими различных проблем социальной жизни с помощью идейно-духовных средств.

Потребление духовных благ имеет сходство с их созданием. У создателей и потребителей науки это выражается – в познании, логическом усвоении ее тезисов, искусства – в эстетическом переживании художественных образов, религии – в принятии на веру ее догматов.

Особой областью духовной деятельности является художественноеисполнительство – инструментальная и речевая творческая интерпретация музыкальных и литературных произведений.

Велика роль в сфере духовной жизни общества деятельности по трансляции знаний и идей с целью образования, обучения и воспитания людей. Она служит мостом, соединяющим деятельность по их созданию с деятельностью по их потреблению. В результате ее создается почва для массового постижения духовных ценностей. Поэтому субъектами духовной деятельности являются наряду с учеными, мастерами искусства, теологами и учителя, священнослужители, интерпретаторы научных и художественных идей (искусствоведы, музыковеды, литературные критики).

Отличительными чертами духовной жизни являются ее идеологичность и эзотеричность, т.е. наличие в ней идей, которые отвечают интересам лишь определенных общественных групп и которые доступны только посвященным. Основанием для выделения, эзотеричных групп служат не только различия их в интеллектуальной деятельности (разные профессии умственного труда), но и наличие или отсутствие у них определенной информации. В обществе существуют группы населения, обладающие разным объемом научной, художественной, религиозной информации. Неспособные или нежелающие приобщиться к такой информации оказываются в положении духовной изоляции. Это не может не сказаться на их социальном статусе.

Социология в духовной жизни изучает преимущественно 1) субъективною сторону деятельности по созданию и потреблению духовных благ, деятельности по их трансляции (в том числе путём образования), а также осуществляемой людьми духовной деятельности для решения каких-либо социальных проблем; 2) духовно-идеологические (по поводу знаний и идей) взаимоотношения людей.

Духовная и социальная жизнь существуют и развиваются в тесной связи и взаимовлиянии. В данном вопросе мы рассматриваем особенности воздействия первой на вторую. Духовная жизнь является выражением преимущественно цивилизационных свойств общества. Все ее составляющие и проявления несут на себе печать существующей в стране цивилизации. Последнюю нередко считают формой и способом жизни какого-либо народа. Но такое ее определение схоже с понятием культуры и поэтому нуждается в уточнении.

Понятие цивилизации дает представление не только о способе жизнедеятельности, но и о состоянии общества в целом. При этом цивилизационная его трактовка учитывает значение всех форм жизни, в том числе духовной, формирующейся во многом под влиянием веками складывающегося у народа менталитета – традиционного для него образа мыслей.

Главное влияние духовной жизни на социальную осуществляется посредством воздействия на нее форм общественного сознания, прежде всего науки, искусства, религии. Научные знания, художественные образы, религиозные идеи являются плодами разной духовной деятельности и с точки зрения их технологии, рассматриваются специальными изучающими формы общественного сознания науками. В последних находит выражение гносеологический аспект их познания. Социология же, опираясь на него, учитывая особенности отражения наукой, искусством и религией действительности, занимается выяснением выполняемых ими социальных функций, той роли, которую они играют в жизни разных групп населения, всего общества.

Наукапредставляет собой рациональное, логически обоснованное познание людьми мира. Она дает истинное, адекватное отражаемой реальности, знание о ней. В этом смысле она объективна. Основу науки составляют теории, в которых изложено понимание сущности и законов познаваемых ею явлений и процессов. Науки различаются объектами познания. Главными ее отраслями являются математические, технические, общественные, естественные, гуманитарные науки.

Научное знание является всеобщим и императивным – обязательным для усвоения. В этом состоит его общественное назначение. Оно обусловлено потребностями современного общества – широким использованием наукоемкой техники и технологии, все усложняющейся организацией многих видов деятельности людей. Под воздействием науки происходит сужение поля социальных действий, основанных на здравом смысле, на эмпирическом жизненном опыте.

Искусствопредставляет собой постижение действительности, суть которого состоит в воспроизведении ее по законам красоты. Результатом его является создание художественных образов. Восприятие искусства связано с организованными художником переживаниями. Постижение художественного творчества доставляют людям эстетическое наслаждение.

Искусство является мощным фактором формирования и развития эмоционального мира людей, их просвещения и воспитания. Художественные образы служат образцами для подражания. Искусство не столь рассудочно, как наука; его эстетические и нравственные свойства действуют на людей одухотворяюще. При этом оно способствует взаимопониманию людей и групп, и в этом смысле осуществляет в отношении их регулятивную функцию. Важно и то, что восприятие искусства происходит добровольно и охотно. Этим обусловлено личное, свойственное каждому конкретному человеку, отношение к искусству, и тем самым особенно сильное обратное его воздействие. Однако очень острым является вопрос о качестве потребляемой людьми художественной информации.

Религияявляется фактически иллюзорной формой сознания и освоения мира. Она дает знания о сверхъестественном, которые не требуют доказательств и берутся людьми на веру. Сторонники религии отводят богу (сверхъестественному) главную роль в своей жизни, веруют в него с целью влияния на него и себя. Религия дает ответы на многие сложнейшие вопросы (выяснением которых занимается и философия). Ее трактовка их позволяет ей иметь свою нишу распространения.

Религия предлагает людям вероучение, обязывающее их во всех своих действиях следовать его предписаниям и нормам. Она служит верующим каноном их взаимоотношений между собой. В этом проявляется ее функция социального контроля. В России нынче наблюдается рост влияния религии и церкви на все стороны жизни людей. Это связано с происходящими изменениями в духовной жизни и в немалой степени с серьезным ухудшением материального положения большинства населения. Обремененные множеством проблем, люди обращаются за поддержкой к религии. Между тем для многих стран Запада характерен процесс секуляризации – освобождения общества от влияния церкви и религии.

Таким образом, каждая форма общественного сознания используется в соответствии со своими особенностями. Если выделить в них главные, то наука доказывает, искусство убеждает, а религия требует послушания. Религия не менее императивна (обязывает людей действовать определенным образом), чем наука, но только в отношении верующих. К тому же, послушания их она добивается с их согласия. Наука в этом не нуждается. Ее предписания, по существу, безальтернативны и относятся ко всем. Но воздействие науки рассчитано на людей, обладающих достаточными знаниями для ее понимания. Воздействие науки, искусства, религии на субъекты социальной жизни зависит и от степени их усвоения ими. Важную роль в этом играют институты социализации: семья, школа, высшее образование. Основным субъектом распространения духовной информации является интеллигенция.

Наука, искусство, религия оказывают цивилизационное влияние – способствуют овладению людьми существующим в обществе способом поведения, образом жизни; выполняют регулятивные функции – помогают взаимопониманию между людьми, их социально-идейному объединению. Все это можно рассматривать как деятельность по решению социальных проблем идейно-духовными средствами.

Важнейшим результатом воздействия на субъекты социальной жизни форм общественного сознания является их образовательная и идейная стратификация, т.е. существование различий между людьми по уровню знаний (начальное, среднее, среднее специальное, высшее образование) и идейному развитию (степень освоения той или иной идеологии, религии). От этого зависит способ участия их в разных формах социальной жизни.

 

2 Духовная жизнь испытывает сильное влияние со стороны социальной жизни общества, что связано прежде всего с участием в ней разных социальных общностей, субъектов, обладающих разными социальными чертами. Дело в том, что разнообразной духовной жизнью живут, и тем самым имеют отношение к духовной сфере общества: 1) группы людей, профессионально занимающиеся духовной деятельностью, главным образом созданием духовных благ, их принято называть интеллигенцией и 2) общности всех разновидностей социальной жизни, участвующие в потреблении научной, художественной, религиозной информации. При этом интеллигенция предстаёт не только как субъект духовной деятельности, характеризующийся профессиональными признаками, но и как общность, обладающая вместе с тем социальными и социетальными (духовно-идеологическими) свойствами, являющаяся субъектом и социальной и духовной сферы жизни общества.

В духовной жизни общества участвует прежде всего интеллигенция – и та, которая занимается созданием духовных благ, и та, которая связана с другими операциями умственной деятельности. Интеллигенция характеризуется не только способностью заниматься умственным трудом, но и выполнять социальные действия. Поэтому в своей деятельности она руководствуется не только знаниями и идеями, но и присущими ей социальными интересами. Последними обуславливается место и роль каждой группы интеллигенции (будь то учителя, инженеры, офицеры) в жизни общества, ее стремление к своему воспроизводству и развитию. В связи с этим важно отметить, что существенными чертами российской интеллигенции считаются большая профессиональная компетентность, а также высокая нравственность, совестливость, стремление жить интересами Отечества и народа, делать доброе дело. Такое понимание интеллигенции выходит далеко за рамки определения ее как группы, занимающейся только интеллектуальным трудом, которое является распространенным на Западе.

Возникшее в глубокой древности разделение труда на умственный и физический стало важным основанием для выделения в обществе интеллигенции. История умственной деятельности тесно связана с индивидуальными особенностями ее творцов, талантом которых развивались наука и искусство, религиозная мысль.

В зависимости от особенностей объекта умственной деятельности, содержания интеллектуального труда выделяются такие отряды интеллигенции как научная, техническая, художественная, управленческая, военная, религиозная. В зависимости от сложности умственного труда (и необходимости для этого соответствующего образования) различают специалистов высшего и среднего уровня, например, инженеров и техников. Интеллигенция была наиболее динамично развивающейся группой общества: в 80-е годы она составляла 1/4 всего населения нашей страны.

Важнейшим признаком интеллигенции является эзотеричность. Группы людей разной умственной деятельности имеют дело с определенной информацией, обладают своими профессиональными научными, техническими, художественными знаниями. Поэтому все, кто не занимаются данной умственной деятельностью, являются в нее не посвященными, не располагают достаточными для ее понимания знаниями. Разделение людей на посвященных и непосвященных является важнейшим критерием дифференциации людей в духовной сфере жизни общества. В условиях все ускоряющегося научного прогресса и растущего значения научных знаний в жизни общества обладание ими отдельными группами людей становится важным основанием социальной стратификации населения. Монополия на знания позволяет этим группам использовать их в своих интересах и занимать господствующее положение в обществе. Смягчение таких различий возможно только путем повышения образования всего населения, расширения контингента лиц, владеющих разной специфической информацией.

В духовной жизни участвуют и все социальные общности. Каждая семья, производственная и бытовая группа, поселенческая и этническая общность имеет те или иные духовные потребности и интересы и прилагает определенные усилия для их удовлетворения, чаще путем потребления (восприятия, усвоения, переживания, оценки) духовных ценностей. При этом содержание потребляемой ими научной и художественной информации, их отношение к религиозным идеям во многом зависит от их национальных, профессиональных, половозрастных интересов, отражающихся на научных ориентациях, художественных вкусах, религиозных взглядах.

Потреблением духовной информации занимаются все группы и слои населения, хотя по-разному. Например, больше всего любителей искусства. Потребителей научно-популярной литературы значительно меньше, а информацией религиозного содержания интересуются только верующие. На потребление науки, искусства, религии оказывают влияние стратификационные различия в обществе – наличие социальных групп с разным уровнем образования, денежного дохода. Разные материальные и духовные возможности людей стали главными факторами их досуговой художественной и интеллектуальной активности.

 

3 Происходящие в России социальные процессы имеют отношение и к духовной жизни общества. Следствием их являются изменения в социальной структуре, а те, в свою очередь, оказывают влияние на положение и роль всех, кто ведет духовную жизнь. Мы уже отметили, что в ней участвуют все социальные субъекты. Вследствие происходящих в стране процессов социальной дезинтеграции и маргинализации – участие одних субъектов в духовной жизни ослабло, других – усилилось. Активнее стали проявлять себя в ней и вновь появившиеся социальные группы. Это относится прежде всего к нарождающейся буржуазии и той части интеллигенции, которая обслуживает ее интересы. Усилиями последней разработан российский вариант либеральной идеологии, осуществляется активное его распространение среди населения.

Характерным явлением духовной жизни России стал рост числа «культуросоциальных» групп, т.е. объединений людей, разных по социальному составу, связанных между собой общими увлечениями в искусстве, какими-то околонаучными идеями. Это оказывает влияние на их образ жизни. И хотя, с одной стороны, это свидетельствует о возросшей свободе духовной жизни людей, с другой, – об ослаблении их социальных связей. Социальные интересы уступают силе влияния массовых духовных ценностей.

В духовной жизни существует и немало социальных проблем. К числу наиболее значимых следует отнести неохотное приобщение значительной части населения к ставшей господствующей в духовной жизни современного российского общества либеральной идеологии. Его можно объяснять по-разному, в частности, пережитками социалистического сознания или особенностями русского менталитета, выступающих против преобладания в поведении людей рыночных отношений и личных интересов. Но ясно одно: пока в сознании российского общества не возобладают принципы либеральной идеологии – не произойдет и существенных изменений в его отношении к рыночной экономике. Между тем принятие населением либеральной идеологии таит в себе угрозу утраты им очень важных своих цивилизационных особенностей. Это приведет к потере народом своей ментальности и не может не сказаться на его исторической судьбе.

Не менее острой является проблема духовно-идеологической разобщенности народа, порожденная происходящими в стране трансформационными процессами. Причем серьезные идейные различия существуют не только между формирующимися классами, но и национальными, трудовыми, поселенческими, семейными общностями. Они проявляются в их приверженности разным идеологиям, духовным ценностям, идеалам. Положение осложняется существованием в обществе поразившей широкие слои населения бездуховности – обесцениванием многих традиционных для него моральных ценностей, падением нравов. Поведением людей все чаще руководят эгоизм, алчность, корысть. В немалой степени это связано с крайне отрицательным влиянием на сознание наших людей западного да и отечественного массового искусства, откровенно пропагандирующего насилие и разврат, самые низменные чувства.

В связи с этим большие надежды возлагаются на религию. Но современное российское общество достаточно секуляризованное (светское), и поэтому религии трудно выполнять в нем нравственно-консолидирующую функцию. Исследования показывают, что к числу верующих относят себя 60% россиян, но приобщение к религии очень часто поверхностно, не отличается глубокой верой, регулярным соблюдением даже основных ритуалов. Так, тех из них, кто посещает храмы, причащается, читает Евангелие, соблюдает посты, обсуждает богословские вопросы, т.е. вовлечён в церковную жизнь (воцерковлен) составляет 27%.

Снижение уровня образования, происшедшее в 90-е годы, затрудняет использование науки. В своих социальных действиях люди все больше опираются на здравый смысл. Этим же обстоятельством во многом обусловлено и усиление влияния на них массового искусства и религии. Это особенно очевидно в отношении тех из них, которые занимают низшие ступени образовательной стратификации.

В своем большинстве население имеет низкий художественный вкус, тянется только к развлекательному искусству. Значительная часть их ориентирована на самое малосодержательное и примитивное искусство, называемое попсой. Потребление его ведет к духовному оскудению, падению нравов, к идейной индифферентности. Следует сказать, что современное искусство, особенно в модернистском его толковании, всё больше предстаёт как великий симулякрум, поскольку является не столько удвоением действительности, сколько её фальшивкой, искажённым отображением. Засилье такого искусства не оставляет места для подлинного искусства, для удовлетворения людьми своих художественных потребностей. Тем самым теряет своё значение, вырождается специфика художественного постижения мира, связанного с его эстетическим переживанием. Люди приучаются получать его от общения их с заменителями художественных ценностей.

Не хватает людям и научной образованности, особенно в новых областях знания. Очень многие тянутся к псевдонаучной информации, увлекаются аккультистскими учениями. Применение их на практике приводит к самым тяжелым последствиям. Между тем, им не хватает необходимого для жизни экономического, экологического, правового просвещения, от которого напрямую зависит их жизненное благополучие.

Проблематичной является и разработка в ближайшее время объединяющей классы и разобщенные социальные группы общенациональной (государственной) идеологии.

Серьезной проблемой духовной жизни является опасность потери интеллигенцией (главным субъектом духовной жизни) ряда своих характерных признаков, прежде всего тех, которые указывают на ее особую роль в нашем обществе (см. п. 2). Это связано с усилением ее профессиональной разобщенности, с отстаиванием в публичном сознании значения для общества только ее высоких специальных знаний. Последние рассматриваются как единственный признак интеллигенции.

Многие группы интеллигенции, особенно ученые, работники образования, испытывают сегодня большие материальные трудности. Труд специалистов, дающих людям профессиональные знания, развивающих науку, оплачивается крайне низко. Между тем научной потенциал страны серьезно ослаблен: многие десятки тысяч ученых в 90-е годы выехали за границу. Интеллигенция нуждается в серьезной государственной поддержке. Вместе с тем ей самой предстоит многое сделать, чтобы повысить свой уровень жизни и социальный статус.

Основные понятия темы:

Духовная жизнь общества. Духовные блага, ценности. Формы общественного сознания – наука, искусство, религия. Производство и потребление духовных благ. Трансляция духовных ценностей. Субъекты духовной деятельности. Образовательная и идейная стратификация. Социально-идеологические процессы. Интеллигенция (научная, художественная, культовая). Эзотеричность интеллигенции. Социологический аспект исследования духовной жизни.

Таблица № 1. Основные виды духовной жизнедеятельности общества.

 



poisk-ru.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта