Контрольная Макроэкономическое планирование и прогнозирование, тест. Экономическая политика опирается на оптимизацию рыночной экономики


Основы рыночной экономики

ТЕМА 1

ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИЧто же представляет собой рыночная экономика, какими основными понятиями она оперирует и какие характеристики современной экономики ведения бизнеса?

Рыночная экономика

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на свободе выбора, отношениях обмена, конкуренции, опирается на личные интересы человека, частную собственность и ограничивает вмешательство государство.

Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Прежде всего, рыночная экономика строится на свободе выбора, как потребителя, так и производителя. И именно этим она в корне отличается от любой другой экономической системы. Свобода выбора потребителя проявляется в покупке им тех товаров и услуг, которые ему больше нравятся и обладают, на его взгляд, большей полезностью. Свобода выбора дает возможность учета личных интересов: для потребителей этим интересом является максимизация полезности товаров или услуг, т.е. наиболее полное удовлетворение своих потребностей через них, для производителей — максимизация прибыли через успешную реализацию произведенных товаров и услуг.

Свобода выбора является основой конкуренции. В английском языке понятие «конкуренция» переводится словом «соревнование». Свобода выбора потребителя означает необходимость производителей соревноваться между собой за его предпочтение.

Конкуренция — экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.

Следствием конкуренции и свободы выбора является добровольный, без принуждения обмен между потребителем и производителем. Отношения обмена осуществляются в результате самостоятельного выбора партнеров, а самое главное — наличие у каждой из сторон некоей полезности, имеющей ценность для другой стороны.

Следствием конкуренции и свободы выбора является добровольный, без принуждения обмен между потребителем и производителем. Отношения обмена осуществляются в результате самостоятельного выбора партнеров, а самое главное — наличие у каждой из сторон некоей полезности, имеющей ценность для другой стороны.

Иными словами, нормальное цивилизованное общество строится на том, что вы можете удовлетворить свои потребности, если удовлетворяете потребности других и только в результате обмена. Т.е. каждый человек самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех рамках, которые позволяют его способности, и имеющийся капитал Это представляет собой свободу предпринимательства, которая существует в условиях рыночной экономики и основывается на частной собственности.

^ — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

Успешные производители должны понимать и определять, какие товары и услуги нужны потребителю. Они сами определяет: что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную прибыль. Рыночная суть прибыли как раз и заключается в том, что — это вознаграждение производителю со стороны потребителя за созданные с высокими потребительскими свойствами товары и услуги, которые обладают определенной полезностью для потребителя.

Деньги производителем вкладываются в производство товара, который выступает как носитель определенной потребности потребителя и предлагается ему для обмена. И только в результате последнего деньги вновь могут вернуться к производителю, причем с прибылью. Что представляет собой кругооборот капитала.

Люди вынуждены постоянно искать ответы на несколько ГЛАВНЫХ ВОПРОСОВ ЭКОНОМИКИ:

1. ЧТО И В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ ПРОИЗВОДИТЬ, т. е. какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?

2. КАК ПРОИЗВОДИТЬ, т. е. какой из способов изготовления благ с помощью имеющихся ограниченных ресурсов следует применить?

3. КАКИМ ОБРАЗОМ РАСПРЕДЕЛЯТЬ произведенные товары и услуги, т. е. кто может претендовать на их получение в свою собственность?

Рис. Схематическое представление рынка

В качестве основных характеристик современной экономики можно выделить следующие:

Рассмотрим основные рабочие понятия, которые будут необходимы для понятия процессов, протекающих в условиях рыночной экономики, и логику их рассмотрения.

^

Нужды и потребность. Эти два понятия необходимо рассматривать вместе для лучшего понимания. Каждый человек испытывает как нужду, так и потребность в чем-либо. Под нужной предлагается понимать то, без чего человек не может существовать, т.е. жизненно важные физиологические потребности или потребности первой необходимости, к которым относятся: пища, вода, жилье, одежда и т.д.

____________________________________________________________________

^

____________________________________________________________________

Нужда в чем-либо вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта. Выхода из этой ситуации два – либо найти средство, удовлетворяющее нужду, либо подавить ее.

Под потребностью предполагается понимать тоже нужду, но имеющую вторичное значение, это потребности, которые носят специфический характер и зависят от особенностей характера человека, его личности, уровня образования и т.д.

____________________________________________________________________

^

____________________________________________________________________

В чем же тогда отличие нужды от потребности, если на первый взгляд, они так похожи? Лучше всего это рассмотреть на примере. Каждый человек в течении дня осуществляет приемы пищи. Выбор блюд, которые мы осуществляем, будет отличаться от выбора других людей, и зависеть от наших предпочтений, культурных традиций, возможностей. Всем людям необходимо принимать пищу, это связано с нуждой всех живых организмов утолять голод для продолжения жизнедеятельности. А вот наш выбор, как мы будем утолять этот голод, зависит от выбора блюд, которые определяются нашими потребностями. Например, русские скорей предпочтут картошку, чем рис, в отличии от китайцев, которые, чтобы утолить голод, скорей предпочтут рис, чем картошку. Поэтому главное отличие нужды от потребности заключается в том, что нужда носит объективный характер, она по большому счету не создается человеком, а приобретается им вместе с рождением. В то время как потребность носит субъективный характер и всегда создается. Например, потребность в получении новых знаний.

По мере развития общества увеличиваются и расширяются потребности людей. Иногда по прошествии определенного периода времени люди так привыкают к использованию каких-то товаров, что потребность может превратиться в нужду. Т.к. их отсутствие делает людей беспомощными. Например, как можно обойтись в современном мире без компьютера или мобильного телефона?

Непрерывное развитие бизнеса заключается в поиске результатов достижений в различных областях науки и техники, которые позволяли бы более эффективно удовлетворять нужды потребителей, создавая новые модели товаров, а с их помощью новую потребность в кругу своих традиционных потребителей.

Потребности людей постоянно развиваются результате общественного прогресса. Они практически безграничны, а вот возможности для их удовлетворения ограниченны. Одним из главных ограничителей выступают деньги, поэтому человек обычно выбирает те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение в рамках имеющихся у него возможностей.

____________________________________________________________________

Запрос представляет собой те же потребности, но подкрепленные покупательной способностью.

____________________________________________________________________

Знание запросов потребителей дает возможность организации планировать объем производства. А знание нужд и потребностей потребителей предоставляет информацию для разработки новых моделей товара и совершенствования существующих товаров. Необходимо учитывать существующую нужду человека в необходимости разнообразия в потреблении. Людям надоедают вещи, которые в прошлом году пользовались спросом, им просто хочется заменить их на другие. Это надо учитывать при планировании запросов потребителей.

Удовлетворение нужд, потребностей и запросов осуществляется через товары или услуги. Под товаром понимается все, что производится на продажу, и обладает способностью удовлетворять нужды и потребности.

____________________________________________________________________

^

____________________________________________________________________

Услуги тоже являются товаром, только это товар, который носит нематериальный характер. Например, консультационные услуги, страховые услуги, услуги зубного врача, прическа от парикмахера и т.д. Конечно, услуга, как товар значительно отличается от товара в физическом воплощении. Однако, все эти услуги оказываются в ответ на какие-нибудь потребности, которые можно удовлетворять и продавать.

____________________________________________________________________

^

__________________________________________________________________

Все товары, которые удовлетворяют одну и туже нужду называются товарным ассортиментом. Например, нужду голода, как мы рассматривали выше можно удовлетворить картошкой или рисом, или мясом, или овощами и т.д. Выбирая тот или иной продукт для удовлетворения какой-то нужды, мы осуществляем процесс обмена.

^

Весь современный мир построен на принципах обмена. В повседневной жизни мы сосредотачиваемся на той деятельности, которая получается у нас лучше всего. А желаемые вещи мы получаем в результате обмена. Цивилизованное общество держится на обменных процессах результатов деятельности различных людей, которые осуществляются посредством денег. По мнению Ф.Котлера, существует 4 способа завладения желаемой вещью. Это самообеспечение, воровство, попрошайничество или обмен. Воровство и попрошайничество – действия, которые противоречат сущности нормального человека, самопроизводство и самообеспечение в современном мире по большинству продуктов является невозможным, остается один только приемлемый способ завладения желаемыми вещами – это обмен.

Обмен требует следующих условий:

1. Наличие, по меньшей мере, двух сторон.

2. Каждая сторона должна обладать товаром, представляющим ценность для другой стороны.

3. Каждый субъект должен обладать коммуникационными способностями (возможностями) и обеспечить доставку своего товара.

4. Каждая сторона должна быть свободна в принятии решений (согласиться или отказаться совершать обмен).

5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности и выгоды обмена с другой стороной.

Если все 5 условий имеются в наличие, обмен становится реальным и приобретает характер сделки.

«Человек — это единственное животное, которое заключает сделки; одна собака не обменивается костями с другой собакой». Адам Смит

Под сделкой следует понимать договор по поводу обмена, в котором оговариваются все условия, которые удовлетворяют обе стороны сделки. Т.е. это коммерческий обмен ценностями между сторонами.

Сделка может осуществляться как в классической форме (при помощи денег), так и в бартерной форме (при помощи обмена товарами в натуральной форме). Местом совершения сделок является рынок. Рынок прошел исторический путь своего эволюционного развития, отправной точкой его стало осознание человеком невозможности и неэффективности своего самообеспечения всем необходимым для жизни. Поэтому рынок стал местом обмена результатов труда людей, где покупались продукты питания и необходимые вещи для домашнего обихода. Современная трактовка рынка может звучать следующим образом:

____________________________________________________________________

Рынок – это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг для удовлетворения потребностей.

____________________________________________________________________

Т.е. рынок – это общественный механизм распределения благ посредством добровольного обмена. Как было сказано выше, этот обмен может осуществляться при помощи товаров в натуральной форме, а может осуществляться при помощи особого товара, признанной всеми средством обмена и счета, которым являются деньги. В этом случае обмен-сделка принимает форму купли-продажи, а участники обмена становятся продавцами и покупателями. Продавцы меняют товар на деньги, а покупатели – деньги на товар. Т.е. деньги выступают средством промежуточного обмена и значительно облегчают расчеты при процессе обмена.

Более узкая трактовка рынка с позиции маркетинга и применимая к теории эффективного управления бизнесом следующая:

^

Данное определение является узким, но оно как никакое другое характеризует, что является рынком для конкретной бизнес-структуры. Например, рынок туристических услуг, рынок бытовой техники и т.д. Т.е. это совокупность потенциальных для компании клиентов.

На рынке встречается два встречных потока: покупатели, которые испытывают определенную потребность и желающие приобрести определенный товар, и производители и/или продавцы, которые могут предоставить этот товар по определенной цене. Очень часто эти потоки могут не уравновешивать друг друга. Понятно, что спрос на рынке представляют покупатели, а предложение – продавцы. Соотношение между спросом и предложением на данный товар является важной характеристикой рынка. Рассмотрим более подробно, что является спросом и предложением, и какие факторы оказывают на них воздействие.

Потребность, подкрепленная материальной возможностью удовлетворения, называется спросом.

____________________________________________________________________

^

____________________________________________________________________

^ — объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.

Факторами, которые оказывают влияние на формирование спроса, являются:

Но главным фактором, который оказывает влияние на спрос, конечно, является цена. Закон спроса звучит следующим образом:

____________________________________________________________________

Между спросом и ценой при прочих равных условиях существует обратная зависимость.

Для дальнейшего рассмотрения особенностей закона спроса, поясним некоторые понятия.

^ (его следует отличать просто от спроса) какого-либо товара – это количество данного товара, которое согласны купить потребители за единицу времени (месяц, год) при прочих равных условиях.

^ – максимальная цена, которую потребители согласны заплатить за определенное количество товара.

Рис….Кривая спроса (зависимость спроса от цены)

Зависимость величины спроса от цены наблюдается благодаря:

1. ^ При снижении цены потребитель хочет купить больше товара и наоборот. Например, при снижении цены на фрукты в несколько раз, потребитель на свой постоянный доход может купить не 2кг фруктов, а 5 кг.

2. ^ Показывает взаимосвязь между ценами одной группы товаров и объемом спроса. Например, при снижении цены на яблоки по сравнению с другими фруктами (допустим, в следствии хорошего урожая), потребитель начнет замещать более дорогие фрукты (например, груши) более дешевыми яблоками.

Одним из важных показателей изменения спроса является его эластичность. ^ определяет изменение уровня спроса на отдельные виды товаров в зависимости от формирующих спрос ценовых и неценовых факторов.

Эластичность спроса может быть:

Предложение

Предложение – характеризуется готовностью продавцов продать определенное количество того или иного товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

^

Но, как и на спрос, наибольшее влияние на предложение будет оказывать цена.

^

__________________________________________________________________

Предложение на товары в количественном выражении изменяется в прямой зависимости от цены при прочих равных условиях.

Эластичность предложения по цене — масштаб изменения величины предложения товара (в %) при изменении цены этого товара на 1%.

Формула расчета эластичности изменения предложения при изменении цен (коэффициента ценовой эластичности предложения) имеет следующий вид:

Изменение числа товаров, предложенных к продаже (в%) / Коэффициент Изменение цены (в%) = ценовой эластичности предложения

Для дальнейшего рассмотрения закона рассмотрим некоторые понятия, которые будут использоваться.

^ – количество тех или иных товаров, которые желают продать продавцы за определенный период времени.

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество товара.

Рис. Кривая предложения (зависимость предложения от цены)

Как видно по графику с ростом цен производители предлагают большие количество товаров, а по мере их снижения – меньшие.

Такая зависимость наблюдается из-за следующих обстоятельств:

1. Когда на рынке повышается цена на товар, то предприятия, которые занимаются его выпуском, с целью получения дополнительной прибыли, вводят резервные или новые мощности по производству данного товара. Это будет способствовать увеличению предложения.

2. Предприятия других отраслей, видя устойчивое повышение цены на каком-то рынке, могут переквалифицироваться на выпуск данного вида товара, что также будет способствовать росту предложения.

Как и спрос, предложение тоже обладает эластичностью.

^ это показатель изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с изменением конкурентной цены.

Эластичность предложения зависит от:

• дифференциации индивидуальных производственных затрат на предприятиях,

• степени загрузки производственных мощностей,

• наличия свободной рабочей силы,

• быстроты перелива капитала из одной отрасли, в другую и т. д.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный,

среднесрочный и долгосрочный.

1. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления производителем каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции (садовод, вырастивший груши, и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им груш, какая бы ни сложилась рыночная цена).

Предложение в этом случае является неэластичным.

2. Среднесрочный период достаточен для изменения производства на существующих производственных мощностях, однако он недостаточен, для введения новых. Эластичность предложения в этом случае повышается .

3. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение предприятием производственных мощностей, а также приток новых производителей в отрасль в случае расширения спроса или уход при условии сокращения спроса на данную продукцию.

Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.

^

Поскольку спрос и предложение взаимодействуют на рынке, то вполне возможным становится совмещение графиков в одной системе координат (рис…..). Мы видим, что кривые спроса и предложения данного товара, пересеклись в какой-то точке. Эта точка определяется равновесие рынка данного товара, при котором продается столько единиц товара по какой-то цене Р, сколько и производится. Т.е. объем продаж равен объему спроса, а это означает, что на складах производителей ничего не осталось, все было продано, а на рынке нет ни одного покупателя, которому бы не хватило данного товара. Произвели столько, сколько было необходимо рынку. При этом данный объем продаж называют равновесным объемом продаж, а продажную цену — ценой равновесия.

Рис….Равновесие спроса и предложения

На первый взгляд, ситуация, когда объем продаж равен объему производства, является идеалистической. Но такое случается. Конкуренция, колебания спроса, предложения могут привести к равновесию на рынке. Это будет свидетельствовать о том, что ограниченное количество конкретного товара распределено между возможными его потребителями.

При определении равновесия спроса и предложения большое значение имеет цена, при которой достигается баланс. Она будет давать информацию производителю, при какой цене потребители намерены продолжать делать закупки в таком количестве продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.

Необходимо учитывать, что чаще всего рынок можно классифицировать рынком продавца или рынком покупателя, которое определяется по признаку соотношения спроса и предложения.

^ Характеризуется тем, что спрос превышает предложение. На рынке существует дефицит и условия диктует производитель. Он не беспокоится о качестве выпускаемой продукции, т.к. ее все равно купят. С примером такого рынка мы встречались не так давно в условиях плановой экономики.

^ – это ситуация когда предложение превышает спрос. Тогда свои условия диктует покупатель, а продавцу приходится затрачивать дополнительные усилия, чтобы реализовать свой товар, производителю приходится постоянно беспокоиться о том, как привлечь покупателя. Он улучшает качество продукции, придумывает различные способы донесения информации о товаре, изучает потребности потребителя и т.д. Такие условия характеризуют рыночную экономику и в них родились современные концепции маркетинга.

Согласно трудовой теории, цена трактуется как денежное выражение стоимости. Основным ценообразующим фактором является стоимость, определяемая затратами труда. Цена представляет собой наиболее развитую форму меновой стоимости услуги перевозки [11].

Согласно маржинальной теории, в основе цены лежит предельная полезность, представляющая собой субъективную оценку потребительной стоимости перевозки. Потребительная стоимость выражается в способности продукции удовлетворить потребность в перевозке. В рамках данной теории цена - форма выражения полезности блага, проявляющаяся при товарно - денежном обмене [48].

Основой цены перевозки является стоимость, определяемая издержками производства, и составляющая цену предложения. Влияние субъективных факторов проявляется через соотношение спроса и предложения, которое складывается в момент купли-продажи товара на рынке.

В соответствии с современной теорией экономическая категория цены определяется как сумма денег, за которую продавец готов продать, а покупатель купить товар (услугу).

Цена продукции компании - это денежное выражение ценности продукции, услуг, которые предоставляются компанией.

mir.zavantag.com

4.4. Фиаско рынка. Роль государства в современной рыночной экономике

"Провалы" (фиаско) рынка (market fail­ures) — это случаи, когда рынок оказы­вается не в состоянии обеспечить эф­фективное использование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, сви­детельствующих о "провалах" рынка:

1) монополия;

2) несовершенная (асимметричная) информация;

3) внешние эффекты;

4) общественные блага.

В качестве наиболее существенного фиаско рынка следует назвать проблему внешних эффектов, или экстерналий. Рынок обеспечивает эффективное размещение и использование производственных ресурсов, если выполняется следующее условие: только те, кто участвуют в рыночной сделке, несут все связанные с нею издержки и получают все выгоды. Однако в реальности оно трудновыполнимо. Например, если производство товара связано с загрязнением окружающей среды, то часть издержек производства перекладывается на третьих лиц — людей, живущих рядом с источником загрязнения, а все доходы получает продавец товаров. Таково проявление отрицательного внешнего эффекта. Но существуют и положительные внешние эффекты. Например, цветовод, разбивая клумбу около своего дома ради удовлетворения собственных эстетических потребностей, одновременно доставляет удовольствие соседям, и им не надо за это платить. К положительным экстерналиям также относят образование: обучаясь, человек преследует собственные интересы, но чем больше квалифицированных специалистов в стране, тем эффективнее работает экономика в целом, и выгоды получают все граждане.

Как положительные, так и отрицательные внешние эффекты возникают в связи с нечетко определенными правами собственности на блага и ресурсы и значительными издержками на определение и защиту прав собственности. Рынок не в состоянии сам решить данную проблему. Отрасли с отрицательными экстерналиями производят благ больше оптимального для общества уровня, в отраслях с положительными внешними эффектами наблюдается недопроизводство благ. Роль государства заключается в регулировании внешних эффектов — устранении отрицательных (например, борьба с загрязнением окружающей среды) и стимулировании положительных (например, государственные расходы на образование), для того чтобы привести объемы выпуска благ в таких отраслях к величинам, полнее соответствующим общественным потребностям.

Серьезным поводом для государственного вмешательства в рыночные процессы является проблема производства общественных благ. Общественные блага приносят положительные внешние эффекты всем, как только становятся доступными для кого-то. Они характеризуются признаками неисключаемости и неизбирательности. Другими словами, если общественное благо создано, затруднительно не позволить кому-то пользоваться им, даже если человек не желает платить. Кроме того, потребление блага одним человеком не снижает для других возможности пользоваться этим же благом (все имеют общественные блага в одинаковом количестве). Классический пример общественных благ — маяки: если маяк построен, никто не запретит смотреть на его огни капитанам всех кораблей вне зависимости от того, платят они за эту услугу или нет, и пользоваться услугами маяка все капитаны могут, не мешая друг другу.

Частные блага не обладают подобными свойствами. Например, хлеб, который продается в магазинах, во-первых, не доступен тому, кто не заплатит за него (конечно, кроме случаев воровства), а во-вторых, потребление хлеба одними людьми влияет на величину его потребления другими.

Подобные отличия общественных благ от частных обусловливают особенности функционирования рынков этих благ. Рынок хорошо (наверняка лучше, чем государство) справляется с обеспечением общества частными благами, т.е. тот же хлеб производится и продается в таких количествах и по таким ценам, которые близки к оптимальным для общества в существующих условиях. В то же время продавать общественные блага на рынке затруднительно — многие не согласятся платить за строительство маяка, зная, что их не смогут лишить возможности пользоваться его сигналами. Данная проблема «безбилетников» может привести к тому, что общественные блага либо вообще перестанут создаваться, либо объемы их производства будут недостаточными.

В этой связи важно, чтобы государство исполняло роль организатора производства общественных благ, собирало налоги (невзирая на возможную незаинтересованность меньшинства оплачивать общественные блага) и покупало для общества данные блага. Сколько и каких — должно определяться в рамках политического процесса (в демократической системе это выборы, референдумы и т.д.) принятия экономических решений. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, правоохранительная система.

Организовывать обеспечение страны общественными благами можно по-разному, необязательно задействуя при этом только государственные предприятия. Так, строить маяки, производить военное оборудование могут частные фирмы, а в некоторых странах действуют даже частные тюрьмы. Государство должно лишь оплачивать производство общественных благ из собранных налогов.

Еще одним фиаско рынка является монополизм. Мы уже рассмотрели ранее понятия конкуренции и монополии. Рыночная экономика функционирует нормально только в условиях соревнования, соперничества, конкуренции экономических субъектов — как продавцов, так и покупателей. Проблема заключается в том, что победивший в конкурентной борьбе зачастую захватывает все бóльшую долю рынка и усиливает рыночную власть. Логическим завершением данного процесса является монополизация рынка. При монополии товары производятся в меньших количествах, нежели при совершенной конкуренции, качество их, как правило, хуже, а цены выше. Кроме того, некоторые отрасли являются естественными монополистами, поскольку обеспечение рынка отдельными благами с помощью нескольких поставщиков бывает технически затруднено или признается неэффективным.

Государственное вмешательство в экономические процессы оправданно при проведении антимонопольной политики. Первые мероприятия такого характера были осуществлены в конце XIX — начале ХХ в., и всё последнее столетие правительства разных стран пытались решить проблему монополий.

Антимонопольную политику можно разделить на два направления:

стимулирования конкуренции в тех отраслях, где она возможна;

регулирования экономических процессов в тех отраслях, где конкуренция в принципе затруднительна.

Примером первого направления в конце ХХ в. явилось судебное решение, предписывающее разделить компанию «Microsoft» (США) на две относительно независимые компании, с тем чтобы уменьшить рыночную власть данного производителя программного обеспечения. В ситуации же естественной монополии (например, поставщиков коммунальных услуг) государство регулирует цены, тарифы, стандарты объема и качества благ и т.д.

Зачастую правительства предпочитают национализировать отрасли естественных монополий, чтобы поставки благ для потребителей осуществлялись государственными предприятиями, для которых получение монопольной прибыли — не самоцель. Однако результаты таких мер неоднозначны, далеко не всегда государственные монополии действуют эффективнее частных. С одной стороны, у государственных предприятий меньше стимулов к получению сверхприбыли за счет повышения цен, но с другой — у них также меньше стимулов к экономии издержек. Какой из данных аспектов «перевесит», таким и будет результат для общества.

В проблеме асимметричности рыночной информации также проявляется несовершенство рынка. Как уже отмечалось, рынок работает хорошо, только если все субъекты одинаково информированы об экономической конъюнктуре. Продавец и покупатель чаще всего владеют различным объемом информации о товаре: иногда продавец знает больше, иногда покупатель. Сделка, разные стороны которой неодинаково осведомлены, лишь случайно может быть заключена с оптимальными ценами. Скорее всего, один ее участник получит выгоду за счет другого (обычно более информированный за счет менее информированного).

Экономисты считают проблему асимметричности информации очень серьезной. Что мы знаем о товарах, которые покупаем и продаем, о ситуации на рынке, о действительных издержках и выгодах экономических субъектов? Совсем недостаточно, чтобы считать понятия «экономический оптимум», «лучше» и «хуже» вполне обоснованными, особенно в долгосрочном аспекте. Проблему следует разделить надвое. Прежде всего, она связана с неполнотой информации. Поскольку невозможно все знать об окружающем мире. К примеру, достоверно не известно, насколько вредны или полезны генетически модифицированные продукты питания. Будь иначе, рынок этих продуктов стал бы иным, развивался лучше или хуже либо вовсе исчез. В данном примере и продавец, и покупатель осведомлены одинаково слабо, причем их неосведомленность имеет временнóй аспекте — неясно, что произойдет в будущем. Проблема собственно асимметричности информации заключается не в том, много или мало знают продавец и покупатель, а в том, имеют ли они одинаковую информацию. Продавец плохого товара может выдать его за хороший и попытаться продать товар по более высокой цене. Но иногда и покупателю известно об объекте сделки больше, чем продавцу, и он обращает это в свою пользу. Однако необязательно обладание информацией приносит выгоду. Так, потенциальный работник может знать, какой он хороший специалист, но если этого не знает работодатель, пользу такая осведомленность никому не принесет. В интересах обоих, чтобы работник поделится с нанимателем информацией о своей квалификации. Оговоримся, что плохому работнику выгодно скрывать свои характеристики от работодателя.

Роль государства состоит прежде всего в распространении рыночной информации, принуждении более осведомленных субъектов делиться информацией с менее осведомленными. Например, соответствующие государственные органы заставляет продавцов писать на этикетках подробную информацию о товаре. Сегодня потребитель бифштекса, произведённого в странах ЕС, имеет возможность ознакомиться с полной «родословной» этого бифштекса.

Кроме того, некоторые рынки, (например, рынок страховых услуг) в принципе основаны на риске и неопределенности, и меры государственного регулирования, которые помогают снизить риск, тем самым ведут к оптимизации цен и, соответственно, увеличению объемов продаж на рынке. Примером государственного регулирования асимметричной информации является правило пользования ремнями безопасности в автомобилях. Почти каждый автолюбитель оценивает для себя риск пострадать в аварии как незначительный и зачастую пренебрегает мерами безопасности. Однако для страны в целом данный риск велик, и не вызывает сомнения целесообразность государственного принуждения к соблюдению этих предупредительных мер.

В качестве важной задачи государственного регулирования экономических процессов рассматривается снижение трансакционных издержек, т.е. издержек, которые несут рыночные агенты в процессе подготовки, заключения и исполнения сделок. Например, покупая товар в магазине, мы кроме самого товара оплачиваем проезд до магазина и обратно (или несем затраты по доставке товара на дом). К тому же поиск наиболее выгодных вариантов сделки требует сбора информации, что сопряжено с затратами времени, сил и средств. Человек регулярно ездит на работу, иногда на достаточно большое расстояние от дома, — это также трансакционные издержки. К другим примерам относятся издержки по защите прав собственности, обеспечению выполнения контрактов, ведению переговоров и многие другие. По сути все они составляют «силу трения» в экономической системе.

Очевидно, что чем ниже сила трения, тем выше коэффициент полезного действия механизма. Поэтому государственные усилия, направляемые на снижение трансакционных издержек в экономике, могут дать значительные выгоды в масштабах страны. Во многом данная функция связана с предыдущей (регулированием асимметричности информации), так как государственные усилия по увеличению степени информированности рыночных субъектов снижают уровень трансакционных издержек. Кроме того, государство может развивать инфраструктуру — строить более эффективные коммуникации, организовывать заключение сделок более дешевыми и быстрыми способами. В этом его роль перекликается с политикой обеспечения общественными благами (компьютеризация экономики, развитие системы банковских карточек и электронных денег и т.д.).

Все отмеченные направления государственного регулирования экономики связаны с повышением эффективности ее функционирования. Однако существуют и другие цели, стремясь к которым государство вмешивается в рыночные процессы. Такой целью является социальная эффективность (или социальная справедливость), для обеспечения определенного уровня которой государство может даже пойти на некоторое снижение экономической эффективности. В связи с этим следует выделить два направления государственной политики — перераспределение доходов и регулирование структуры потребления населения.

Политика перераспределения доходов прежде всего направлена на сглаживание дифференциации доходов между различными категориями населения внутри страны. Рынок «знает» лишь один способ распределения доходов — пропорционально обладанию правами собственности на ресурсы. Субъекты, имеющие в своем распоряжении относительно много ресурсов, получают соответственно и большие доходы. Субъекты же, не обладающие большим количеством ресурсов (а некоторые люди с ограниченными возможностями зачастую даже не могут трудиться), имеют очень малые доходы или не имеют их вовсе. Многие члены общества не готовы мириться со значительной дифференциацией доходов. Государство должно проводить (и обычно проводит) политику социальной защиты в интересах малообеспеченных граждан. Формы защиты разные, но общий принцип один — забрать часть доходов у богатых и передать их бедным.

Крайнюю степень перераспределения можно определить как «всем поровну», однако до нее дело практически не доходит, и тому есть две причины. Во-первых, при перераспределении снижаются стимулы к труду: зачем человеку с высоким уровнем доходов продолжать много трудиться и зарабатывать много денег, если их все равно заберут; зачем бедному работать больше, если стандартный уровень жизни ему обеспечит государство? Во-вторых, нерезультативность перераспределения доходов объясняется действием «эффекта дырявого ведра». Государство может взять у богатых миллион рублей, но какую часть из этого миллиона оно «донесет» до бедных? Какими будут издержки такого перераспределения? В идеальном случае (забудем о коррупции) придется тратиться только на зарплату и иные расходы чиновников, осуществляющих сбор налогов и выдачу пособий. Но на практике потери бывают столь велики, что обществу становится невыгодно перераспределять доходы.

Если не доводить дело до крайностей и определить границы вмешательства, государство может корректировать процесс образования и распределения доходов граждан с целью снижения неравенства в обществе. Следует упомянуть о случайных составляющих образования доходов: одному человеку повезет выиграть в лотерею, а другой пострадает от стихийного бедствия или потеряет работу в результате внезапного экономического кризиса.

Регулирование структуры потребления людей связано частично с проблемой асимметричности информации, а частично — с проблемой внешних эффектов. Общество и правительство неоднозначно относятся к структуре потребительского спроса. Одни блага признаются приоритетными, другие (например, наркотики) в большинстве стран попадают под запрет, потребление третьих ограничивается (алкоголь, табак), а четвертых — стимулируется и субсидируется государством (жилищное строительство). Такая политика может рассматриваться как ограничение свободы потребителей, но она проводится практически везде.

Перечисленные направления государственной экономической политики входят в сферу микроэкономической политики, т.е. ориентированы на улучшение функционирования отдельных фирм, отраслей и рынков. Но важной составляющей государственной активности является макроэкономическая политика.

Целями макроэкономического регулирования являются достижение устойчивых темпов экономического роста, полной занятости, стабильного уровня цен, внешнеэкономической сбалансированности. Первая цель определена тем, что рыночная экономика подвержена циклическим процессам со спадами и подъемами, периодически в ней возникают экономические кризисы. Некоторые экономисты утверждают, что рыночная экономика способна устранять подобные колебания самостоятельно, без вмешательства государства, но это не всегда подтверждалось практикой. А если рынок и урегулирует все колебания собственными усилиями, последствия этого нам не всегда нравятся.

Регулирование занятости в стране позволяет поддерживать минимально возможный уровень безработицы. Важно, чтобы основной производственный ресурс — труд — использовался как можно более полно и в то же время эффективно: экономике нужны не просто рабочие места, а по возможности эффективные рабочие места.

Борьба с инфляцией необходима для поддержания относительно стабильного среднего уровня цен в стране.

Регулирование курса национальной валюты, объемов экспорта и импорта способствует внешней сбалансированности национальной экономики. В идеале, при прочих равных условиях, в страну должно приходить столько же денег, сколько уходит из нее. Накопление значительной внешней задолженности нежелательно. Давать взаймы другим странам — значит уменьшать вложения в собственную экономику.

В конечном счете, все усилия государства по регулированию рыночной экономики должны быть согласованы между собой, непротиворечивы и подчинены достижению основной цели — максимизации общественного благосостояния.

studfiles.net

Макроэкономическое планирование и прогнозирование.Тест МФПУ Синергия Сдача Online

Готовую работу можно приобрести здесь

Главной отличительной чертой современной рыночной экономической системы является …Если уровни временного ряда y1,y2,…,yt,…,yn изменяются примерно с постоянным темпом роста, то прогноз на L шагов вперед с помощью среднего темпа роста может быть сделан по формулеЕсли ежеквартальная динамика процентной ставки банка представлена в таблице ниже, то процентная ставка банка в 6 квартале, рассчитанная с помощью среднего абсолютного прироста с точностью до десятых, составитРасчет 5-членной взвешенной скользящей средней на каждом активном участке сглаживания yt–2, yt–1, yt, yt+1, yt+2, осуществляется по формуле …Если при использовании скользящей средней были потеряны 3-го уровня в начале и 3-го уровня в конце временного ряда, то для сглаживания использовалась … скользящая средняяПредставление уровней временного ряда yt (t = 1, 2, …, n) в виде yt = ut + vt + st + εt , где ut – трендовая компонента, vt – циклическая компонента, st – сезонная компонента, εt – случайная компонента, соответствует …Исходя из ежеквартальной динамики процентной ставки банка (представлена в таблице), прогноз процентной ставки банка в 6 квартале, рассчитанный с помощью среднего темпа роста с точностью до десятых, равен …При сглаживании временного ряда 11-членной скользящей средней теряются … уровнейМакроэкономическое планирование и прогнозирование – это …… прогнозы имеют цель описать возможные или желательные перспективы состояния будущегоК основным показателям, характеризующим потенциал экономического развития, следует отнести …Предмет изучения дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» – это …Основная проблема, вызывающая необходимость планирования и прогнозирования на государственном уровне, – это …Структурные кризисы в экономике вызывают необходимость …В странах с рыночной экономикой инструментом воздействия на экономику является … планированиеНаибольшей эффективностью характеризуется такой тип экономического роста, как … ростОценка необходимых ресурсов для развития экономических процессов лежит в основе … прогнозаОтраслевая структура развитых стран характеризуется повышением доли …Основным показателем для планирования и прогнозирования с точки зрения кейнсианской теории являются факторы, определяющие …Экономическая структура – это …При расчете взвешенной скользящей средней весовые коэффициенты на каждом участке сглаживания удовлетворяют условию о том, что …Методология планирования – это система …Весовые коэффициенты при расчете взвешенной скользящей средней одинаковы при сглаживании каждого участка, как по полиному второго порядка, так и по полиному … порядкаТенденция изменения среднегодовой численности промышленно-производственного персонала предприятия описывается моделью , согласно которой среднегодовой темп прироста численностиРасчет 7-членной взвешенной скользящей средней на каждом активном участке сглаживания yt–3, yt–2, yt–1, yt, yt+1, yt+2, yt+3 осуществляется по формуле …… экономическая политика опирается на оптимизацию рыночной экономики с помощью антиинфляционной политики и развития достижений научно-технического прогрессаМетод экстраполяции в прогнозировании предполагает …… прогнозы предполагают использование информации о будущем при принятии решенийСтратегия стимулирования экономического роста на основе кейнсианской теории характеризуется …Макроэкономическое планирование – это научное предвидение уровня развития и результатов функционирования …Отрезок времени от момента, для которого имеются последние статистические данные об изучаемом объекте, до момента, к которому относится прогноз, называется …… относятся к микроэкономическим прогнозамПри использовании простой скользящей средней выравнивание на каждом активном участке производится по полиномуПредставление уровней временного ряда yt (t = 1, 2, …, n) в виде yt = ut * vt * st * εt , где ut – трендовая компонента, vt – циклическая компонента, st – сезонная компонента, εt – случайная компонента, соответствует …При сглаживании временного ряда 7-членной скользящей средней будут потеряны … уровнейПри сглаживании временного ряда скользящей средней при длине интервала сглаживания l =2p+1 теряются … уровней… опираются на использование математического аппаратаДля планирования и прогнозирования экономического роста используют …Более гладкий временной ряд будет получен при использовании … простой скользящей среднейЕсли уровни временного ряда y1,y2,…,yt,…,yn изменяются примерно с постоянным темпом роста, то прогноз на один шаг вперед с помощью среднего темпа роста может быть сделан по формулеПрогнозирование – это …К главным факторам экономического роста следует отнести …Прогноз с периодом упреждения 6 лет относят к … прогнозамОценка будущего состояния развития экономических процессов лежит в основе … прогнозаДля прогнозирования экономического роста необходимо измерить его, используя … показателиСтратегия стимулирования экономического роста на основе неоклассической теории характеризуется … подходомПредставление уровней временного ряда yt(t = 1, 2, …, n) в виде yt = ut * st + εt, где ut – трендовая компонента, st – сезонная компонента, εt – случайная компонента, соответствует …Для планирования экономического роста используют …

Вам необходима помощь в сдаче данного онлайн-теста? Сдадим на отметки Хорошо и Отлично!Напишите письмо на [email protected] в письме укажите Ваш логин/пароль и предметы какие необходимо сдать.Стоимость прохождения онлайн-теста 500руб.(оплата после сдачи теста).

 

turbodistant.ru

Ответы@Mail.Ru: Рыночная экономика – это

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики. Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке. Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной экономики.

Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически увязывать частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм.

Развитие рыночной экономики сталкивается с рядом противоречий. К основным из них относится неспособность рыночных механизмов удовлетворять Многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах: в услугах здравоохранения, образования, культуры, связи, охране окружающей среды и др. На индивидуально-частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др. Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное экономическое и социальное регулирование. На это в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, инновационная, антимонопольная и другие формы политики.

Современная рыночная экономика - социально ориентированная экономика. Государство не только дополняет и корректирует действие рынка, но и является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики.

otvet.mail.ru

3.Экономическая политика государства. Особенности современной экономической политики россии

Экономическая (макроэкономическая) политика государства представляет собой набор определенных целей в области нацио­нальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей. Экономическая политика — это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения.[2; стр 469]

Различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную экономическую политику.

Краткосрочная политика разрабатывается на текущий и бли­жайший период, долгосрочная — на перспективу, как правило, на пять, десять или пятнадцать лет.

Потребность деления экономической политики на кратко- и долгосрочную обосновал Дж.М. Кейнс. Целесообразность такого разграничения объясняется тем, что каждый из периодов реали­зации общей экономической концепции имеет (помимо общих) свои специфические цели и особые средства для их достижения. Например, если главной целью краткосрочной политики является либо выход из кризиса, либо поддержка макроэкономического равновесия, то основной задачей долгосрочного периода должен быть экономический рост, способный обеспечить благосостояние человека и развитие общества.

Центральное место в разработке экономической политики за­нимает процесс определения целей. Они должны отражать обще­национальные интересы и быть научно обоснованными: иметь под собой определенную матери&чъную базу и четкую экономи­ческую концепцию.

Различают конечные, долгосрочные и текущие цели эконо­мической политики.

Конечная цель представляет собой квинтэссенцию стратегии экономической политики. Ее основной смысл состоит в дости­жении максимально возможных параметров экономического рос­та для обеспечения подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания. Постановка и реализация ос­новной цели экономической политики в значительной мере за­висят от модификации избранной в стране модели социально-экономического развития. В чистом виде рыночная модель прак­тически не существовала никогда. Не существует она и теперь.

Краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся: сокращение тем­пов инфляции, снижение уровня безработицы, увеличение объ­ема ВВП, рост реальных доходов населения.

В определении курса экономической политики, а следова­тельно, и в определении и постановке экономических целей ве­дущая роль принадлежит государству. Именно его прерогативой является определение приоритетов в экономической деятельно­сти и выбор способов и средств по эффективной реализации экономической политики. Поэтому одной из функций прави­тельства — исполнительного органа государственной власти — является разработка основных направлений социально-эконо­мического развития страны. Утверждение, корректировка или отклонение представленных правительством направлений разви­тия являются обязанностью Совета Федерации и Президента.[5;стр 423-425]

Свою экономическую политику государство проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и тамо­женной политики. С помощью каждой из них и их системы в целом государство перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возможность существенно влиять на уро­вень инфляции, на инвестиционные процессы и внешнеэконо­мическую деятельность.

Экономическая политика России последних лет не была од­нозначной. В ней можно выделить два периода: политику пере­ходного периода, который продолжался все последнее десятиле­тие XX в., и нынешнею политику периода экономической стаби­лизации и экономического роста — конца XX — начала XXI в.[3;стр 404]

Переходный период от административно-командной модели к рыночной был чрезвычайно сложным и противоречивым этапом существования российской экономики. Это было время крушения старых, сложившихся еще в СССР экономических от­ношений и создания основ принципиально новой для России модели рыночной экономики.

Современный этап экономического развития России сущест­венно отличается от предыдущего. Он характеризуется опреде­ленной экономической стабилизацией, ростом объемов ВВП и реальных доходов населения. Экономика России теперь опирается не на заемные средства, а на внутренние источники, а в струк­туре ВВП стало преобладать производство товаров, а не услуг, стабилизировался курс рубля, растут занятость и доходы.

И так, государство, оказывает все более существенное влияние на сдерживание темпов и инфляции и ограничение безработицы, на улучшение инвестиционного климата и ускорение экономического роста, на борьбу с бедностью и увеличение доходов населения, на интеграцию российской экономики в мировое экономическое сообщество.[4,стр 229]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

В начале XXIстолетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. 2003.

  2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – 2005

  3. Макроэкономика: Учебник / Под ред. К.А. Хубиева. 2007.

  4. Экономическая политика государства: учебное пособие / Ю.Н. Мосейкин, 2009.

  5. Экономическая теория/ Под ред. И.П. Николаевой. Москва 2011

  6. Экономическая теория/ Под ред. И.П. Николаевой. Москва 2008

  7. Экономическая теория/Под ред. В.Д. Камаева. Москва 2010

studfiles.net

Контрольная Макроэкономическое планирование и прогнозирование, тест

"Тест по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»

1. Основная проблема, вызывающая необходимость планирования и прогнозирования на государственном уровне, – это … А. рост социальной напряженности в обществе Б. нехватка природных ресурсов В. политические и экономические кризисы Г. удовлетворение постоянно растущих потребностей

2. … экономическая политика опирается на оптимизацию рыночной экономики с помощью антиинфляционной политики и развития достижений научно-технического прогресса А. Кейнсианская Б. Неокейнсианская В. Классическая Г. Неоклассическая

3. Для прогнозирования экономического роста необходимо измерить его, используя … показатели А. порядковые Б. номинальные В. количественные Г. альтернативные

4. К главным факторам экономического роста следует отнести … А. численность населения Б. размер инвестиций В. стимулирование спроса Г. численность населения, размер инвестиций и стимулирование спроса

5. Предмет изучения дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» – это … А. совокупность макроэкономических показателей Б. совокупность методов планирования и прогнозирования макроэкономических показателей В. макроэкономика Г. федеральные министерства и ведомства, составляющие планы и прогнозы

6. Для планирования и прогнозирования экономического роста используют … А. абсолютные показатели Б. относительные показатели В. средние показатели Г. систему показателей

7. Для планирования экономического роста используют … А. абсолютные показатели Б. относительные показатели В. средние показатели Г. систему статистических показателей

8. Наибольшей эффективностью характеризуется такой тип экономического роста, как … рост А. интенсивный Б. экстенсивный В. интенсивно-экстенсивный Г. макроэкономический

9. Экономическая структура – это … А. соотношения между элементами экономической системы Б. динамика развития элементов экономической системы В. взаимосвязи между элементами экономической системы Г. макроэкономический рост

10. Отраслевая структура развитых стран характеризуется повышением доли … А. сельского и лесного хозяйства Б. добывающих отраслей Г. тяжелой промышленности Д. сферы услуг

11. Структурные кризисы в экономике вызывают необходимость … А. невмешательства государства в экономику Б. планирования и прогнозирования в экономике Г. стимулирования спроса Д. стимулирования предложения

12. Макроэкономическое планирование и прогнозирование – это … А. задача государственного регулирования экономики Б. задача государства В. функция государства Г. функция субъектов экономики

13. Оценка будущего состояния развития экономических процессов лежит в основе … прогноза А. нормативного Б. поискового Г. целевого Д. нормативно-целевого

14. Оценка необходимых ресурсов для развития экономических процессов лежит в основе … прогноза А. нормативного Б. поискового Г. целевого Д. нормативно-целевого

15. … относятся к микроэкономическим прогнозам А. Макроэкономические прогнозы Б. Межрегиональные и межотраслевые прогнозы В. Прогнозы предприятий и организаций Г. Региональные прогнозы

16. … опираются на использование математического аппарата А. Интуитивные методы прогнозирования Б. Методы экспертных оценок В. Алгоритмические методы прогнозирования Г. Аналитические методы прогнозирования

17. Макроэкономическое планирование – это научное предвидение уровня развития и результатов функционирования … А. экономики Б. фирм и организаций В. мировой экономики Г. отраслей и регионов экономики

"

www.gotovoe.ru

В условиях рыночной экономики

В условиях рыночной экономики – это "термин," отображающий суть, направление и особенности деятельности страны или отдельно взятой компании в торгово-хозяйственной сфере. Работа в таких условиях подразумевает ориентацию на товарно-денежные отношения, уважение к частной собственности, формированию рыночной цены на товар, ведение договорных отношений, минимального вмешательства государственных структур в дела частных компаний.

 

Современные условия рыночной экономики

 

Рыночная экономика – одно из направлений торгово-хозяйственной деятельности, которое можно охарактеризовать следующими принципами функционирования:

 

1. Главенствующей ролью потребителя. В рыночной экономике у производителя появляется особый вид ответственности. Потенциальный покупатель может диктовать свои желания, волю и вкус продавцу, а последний для повышения собственной прибыли и роста продаж должен выполнять эти «прихоти».

2. Свободой всех видов деятельности – социальной, предпринимательской, хозяйственной и экономической. Государство не «давит» бизнес, а всячески сотрудничает с ним. Это позволяет предпринимателям развивать свои компании и эффективнее бороться с конкуренцией.

3. Рыночного образования цены. Стоимость продукции формируется на основе текущего спроса и предложения, а также с учетом торга двух участников сделки – продавца и покупателя.

4. Договорных отношений. Все взаимоотношения осуществляются путем заключения контрактов, где прописываются условия сотрудничества, права и обязанности сторон. Такой подход позволяет защититься, как покупателю, так и продавцу от непредвиденных ситуаций в период острудничества.

5. Конкуренции. В условиях жесткой рыночной борьбы компании из одного сектора экономики вынуждены отвоевывать за «место под солнцем», повышать качество своей продукции, оптимизировать производство, снижать себестоимость продукции.

6. Государственного регулирования. Страна принимает активное участие в финансовой деятельности предприятий, но только посредством контроля налогообложения, банковской и финансово-кредитной системы. При этом административное давление со стороны государственных структур является минимальным.

7. Открытости экономической сферы. Все компании и бизнесмены, которые работают в условиях рыночной экономики, имеют полное право производить внешнеэкономические сделки с соблюдением всех действующих законов и существующих ограничений.

8. Обеспечения социальной защиты людей. Бизнес направляется таким образом, чтобы каждый потребитель продукции был максимально защищен от низкокачественной продукции.

Главная роль рыночной экономики состоят в следующем:

1. Рынок открывает пути для решения серьезных проблем, направленных на оптимизацию структуры экономики, повышения эффективности производства, а также уровня жизни.

2. Рынок открывает доступ к общечеловеческим ценностям. Это можно с легкостью проследить на примере развитых странах, где преобладает взаимоуважение, демократия и высокий уровень развития общества.

3. В условиях рыночной экономики практически исключен дефицит товаров и услуг. Единственным исключением может быть некоторая продукция импорта. В свою очередь, участники рынка не заинтересованы в появлении какого-либо дефицита – он сразу же компенсируется, поэтому носит временный характер.

4. В условиях рыночной экономики оказывается влияние на все сферы деятельности – изготовление, распределение продукции, обменные функции и потребление. При этом задача рынка – объединить двух участников рынка (потребителя и производителя). Минуя рынок, потоки ресурсов, услуг и товаров идут от производителя к потребителям, а обратно возвращается капитал, необходимый для дальнейшего производства.

5. Происходит дифференцирование рынка, что позволяет государству на высшем уровне контролировать социальную справедливость и выполнять регулировочные функции.

Главные условия работы рыночной экономики:

1. Полная свобода коммерческой и производственной деятельности. При этом такие правила действуют для всех участников производства.

2. Наличие авторитетной и устойчивой твердой валюты страны.

3. Уважение к частной собственности и полная персонификация. Это означает, что производитель товара является хозяином производства и может по собственному усмотрению распоряжаться имеющимся капиталом и результатами деятельности.

4. Идеально отлаженная структура финансовых и кредитных взаимоотношений.5. Умение управленцев и производителей товара работать в условиях рынка.

 

Функции государства в условиях рыночной экономики

 

В условиях рыночной экономики государство обязуется выполнять несколько основных функций:

 

1. Устанавливать лояльные законодательные нормы и правовые основы, также следить за их соблюдением. По сути, правительство выполняет арбитражные функции – следит за рынком, старается лишний раз не вмешиваться, но при этом контролирует соблюдение законов. Это необходимо, ведь многие участники рынка пытаются увилчить прибыль обманом и обойти законодательство.

Задача государственных органов – обеспечить равные права всем сторонам – производителям, продавцам и покупателям. В случае необходимости урегулируются все спорные вопросы, обеспечивается защита прав собственности, контролируется деятельность всех финансовых структур во избежание махинаций с их стороны. При нарушении законов или прав потребителей власть применяет соответствующее наказание.

Законодательно закрепленные права дают определенные гарантии участникам рынка в защите их интересов и прав, сохранности капитала и имущества. Именно благодаря правильным законам появляются шансы более эффективного развития бизнеса в условиях рыночной экономики.

2. Гарантировать рыночную конкуренцию. Свободный рынок – это не всегда качественная конкуренция, как считают многие. Если производители на каком-то одном рынке направляют силы на ограничение конкуренции и повышают ценовую политику, то потребители теряют право выбора. В дальнейшем падает мотивация и у самих производителей. В итоге сокращаются издержки, и повышается эффективность производства. Задача государства - защитить конкуренцию и поддерживать ее на стабильно высоком уровне.

 

Важно учитывать, что рыночная цена формируется на основе двух показателей – спроса и предложения. При появлении монополии производители и продавцы могут «давить» на рынок и устанавливать свою ценовую политику. Как правило, «монопольная» стоимость продукции намного выше рыночной. При этом объемы выпуска продукции падают в разы.

Благодаря антимонопольному регулированию, осуществляемому государством, соблюдаются все условия конкуренции. Суть такого регулирования – применение всего комплекса экономических, юридических и административных мер. Основная задача – создание препятствий для монополизации рынка, регулировка концентрации производства, а также корректировка цен и налогов. В России эту функцию возлагает на себя Министерство по антимонопольной политике.

3. Решать вопросы, связанные с выгодами и издержками. Государство берет на себя важную функцию – нейтрализацию внешних эффектов, которые влияют на рынок. Такие проявления могут быть, как отрицательными, так и положительными. Один из примеров внешних издержек – это оплата за воду у компании, которая занимается очисткой или ремонтом водного транспорта.

4. Предоставлять общественные услуги и товары. Особенность рыночной экономики в том, что потребители могут получить только ограниченный товар, выраженный через платежеспособный спрос. При этом большая часть услуг или товаров, которые производятся или продаются на рынке - это частные блага. Они предназначены исключительно для внутреннего потребления.

Товары индивидуального потребления имеют следующие свойства:

- их можно поделить на любые требуемые количества;- они дают возможность отлучения потенциального покупателя от совершения сделки в случае неплатежеспособности. Производитель имеет возможность закрыть допуск человеку к товару, на который у него нет денег;- индивидуальное потребление продукта одним человеком не дает возможности использовать его другим людям (в тот же момент времени). К примеру, если один человек купил квартиру, то без его разрешения никто этой жилплощадью пользоваться не сможет.

Общественные блага, в свою очередь, нельзя поделить по своей природе и их нельзя забрать у людей, которые отказываются платить. Кроме этого, при потреблении общественного блага одним членом общества, остальные также имеют к нему доступ.

5. Стимулирование экономического роста и работы по стабилизации экономической сферы. Рыночная экономика по своей сути нестабильная – инфляция, снижение уровня жизни, колебания ценовой политики, безработица – все это носит определенные коррективы в жизнь человека.

Со своей стороны государство препятствует появлению серьезных спадов или роста в сфере производства, способствует стабилизации цен, контролирует уровень безработицы, обеспечивает экономический рост.

6. Распределяет и перераспределяет национальную прибыль, а также обеспечивает людей в социально-экономическом плане. Правительства большинства стран ориентируются на то, чтобы максимально сгладить переход с бедных на богатых людей. Люди платят налоги, чтобы наполнить сферу медицинского и социального страхования. Государственная казна собирает средства путем начисления налогов на прибыль, а после этого распределяет их в области, где больше всего необходима поддержка страны (в том числе на социальные выплаты малоимущим).

В большинстве стран мира работают различные программы по повышению прибыли и уровня жизни населения – пенсионные программы, пособия, соцстрахование, продовольственные талоны и так далее. Но особенность рыночного механизма не в том, что он дает всем полный набор благ. Здесь каждый получает тем больше, чем больше он внес в «экономический пирог». В итоге социально незащищенные слои населения имеют минимальные гарантии или же остаются без них вовсе (к примеру, инвалиды, сироты и прочие).

7. Участвует в хозяйственной деятельности. Государство – не только следит за процессом взаимодействия покупателей и продавцов, но и само активно участвует в этом процессе. К примеру, оборонный сектор может заказывать танки, самолеты или корабли. Со своей стороны государство предлагает общие блага, такие как охрана общественного порядка, национальная оборона, здравоохранение и так далее. При необходимости государство вмешивается в процесс.

 

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики

 

Финансы – одна из составляющих частей экономики и денежных отношений участников рынка. В первую очередь они выполняют распределительную функцию, ведь именно с их помощью осуществляется распределение и перераспределение ВВП и национального богатства.

 

Финансы появляются в обществе, где работают товарно-денежные отношения, то есть в условиях рыночной экономики. С помощью финансов страна получает возможность управлять потоками денег и направлять их в нужную отрасль для дальнейшего развития. При этом финансы выполняют четыре основные функции – распределительную, стимулирующую, контрольную и информационную.

Финансовая деятельность страны в условиях рыночной экономики предусматривает эффективное образование капитала, его дальнейшее распределение и использование. Основные задачи – реализация планов по социально-экономическому развитию, а также обеспечение безопасности (обороноспособности) государства в целом.

Суть финансовой деятельности страны определена особенностью ее объекта, в роли которого выступает финансовое право с его правовыми особенностями, тонкостями регулирования и нормами взаимоотношений. Результатом финансовой деятельности страны становится ряд юридических последствий, которые необходимы государству для управления всеми процессами в финансовой структуре рынка. В свою очередь контроль в сфере финансов осуществляется с помощью трех основных ответвления государственной власти – судебной, исполнительной и законодательной.

 

При этом к основным признакам финансовой деятельности можно отнести:

- принятие участия в процессе муниципальных или государственных образований;- оформление всех принятых решений в форме специальных актов, которые утверждены на законодательном уровне и имеют официальный характер;- упор на принятие наиболее важных в юридической сфере решений;- значимость для различных субъектов, как публичных, так и субъектов финансового права.

Все фонды финансовых ресурсов образовываются и применяются в разных сферах товарно-денежных взаимоотношений. При этом каждая из сфер – это определенный канал, через который распределяется часть национального дохода страны.

Особенность рыночной экономики в том, что влияние административных методов управления со стороны государственных структур существенно сокращается. Как правило, наибольшее применение получают экономические методы, которые и становятся доминирующими. При этом регулирование финансовой деятельности государства направлено на то, чтобы находить экономически обоснованные решения, способные разрешить имеющиеся споры без особого «давления» на бизнес.

Одним из субъектов финансовой деятельности страны выступает и сам президент. Его задача – обеспечить нормальную работу и взаимодействие всех органов власти с учетом требований Конституции Российской Федерации, а также действующих законов. Нельзя не отметить и роль Центрального банка страны. Его цель – оперативное управление финансами. Следующий орган государственной власти, созданный для контроля и осуществления финансовой деятельности – Министерство финансов РФ.

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики организуется таким образом, чтобы обеспечивать не только развитие кредитных отношений, но и повысить эффективность всего финансового взаимодействия на уровне государственных структур. Один из основных инструментов при этом – финансовое планирование, опорой для которого становится рыночный механизм, признание затрат на производство продукции, а также товарообмен.

Важно отметить, что финансовая деятельность РФ производится на основании экономического сотрудничества между странами СНГ. При этом все операции производятся на основании денежного обращения, заключения ряда соглашений и договоров. Регулирование сотрудничества происходит посредством специально созданного органа – ГК РФ по экономическому сотрудничеству.

utmagazine.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта