Тема 1. Предмет и задачи теории обучения. Автор теории оптимизации педагогического процесса


Тема 5. Педагогические технологии — Мегаобучалка

Тема 1. Предмет и задачи теории обучения

1. Термин «дидактика» впервые в научно-практический оборот ввел:

б) В. Ратке;

2. Дидактику как систему научных знаний впервые разработал:

а) Я.А. Коменский;

3. Под дидактикой понимал «всеобщее искусство всех учить всему»:

в) Я.А. Коменский;

4. Труд «Великая дидактика» Я.А. Коменский написал в:

б) 1657 г.;

5. Термин «дидактика» не применяется в современной:

а) англо-американской педагогике;

6. Для западной педагогики первой половины XX в. характерна теория обучения:

б) педоцентрическая;

7. Основоположником педоцентрической дидактики является:

а) Дж. Дьюи;

8. Одним из ведущих специалистов в области методологических и теоретических проблем теории обучения в зарубежной педагогике выступает:

в) Ж. Пиаже;

9. Проблемы методологии и методики дидактических исследований изучали:

а) Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский и др.;

10. Изучение реальных процессов обучения, установление фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, раскрытие их сущности состав­ляют суть следующей функции дидактики:

а) научно-теоретической;

11. Теории обучения, основанные на тех или иных математических моделях, алгоритмах и т.п., относятся к:

в) формализованным теориям;

12. Для теории обучения особенно важны:

Г) индуктивно-дедуктивные теории.

13. Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является:

б) наблюдение;

14. Выводы, полученные в результате применения метода исследования ограничены по объему, по степени всеобщности и точности:

Б) наблюдения.

Тема 2. Образование как многоаспектный феномен

1. Понятие «образование» впервые упоминается в педагогических статьях в:

в) XVIII в.;

2. До середины XIX века понятие «образование» употреблялось как:

а) синоним воспитания;

3. Примат средств над целью, задач образования над смыслом составляет суть парадигмы образования:

б) «технократической»;

4. Принципы государственного управления обществом выступают в качестве эталона парадигмы образования:

Г) «социетарной».

5. Критерием выделения теоретического и прикладного образования выступают:

б) вид доминирующего содержания образования;

6. Модель образования, которая обеспечивает передачу-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры, называется:

Г) рационалистической моделью образования.

7. Представителями феноменологической модели образования являются:

б) А. Маслоу, К. Роджерс;

Тема 3. Понятие и сущность процесса обучения

Тема 4. Целостность процесса обучения

1. Специфически экспериментальный характер теории обучения придал:

а) В.А. Лай;

2. Главным систематизирующим фактором в процессе обучения выступает:

б) содержание образования;

3. Впервые обучение разделил на учение и преподавание:

в) И.Ф. Гербарт;

4. Если обучение рассматривается в единстве преподавания и учения, то это:

б) дидактический аспект;

5. Проблемы взаимосвязи обучения и развития относятся к исследованиям:

а) фундаментальным;

6. Термин «воспитывающее обучение» в научный оборот ввел:

б) И.Ф. Гербарт;

7. Автором знаменитого высказывания «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» является:

а) Б. Паскаль;

8. Система обучения И. Гербарта базируется на теоретических достижения;

Г) этики и психологии.

9. Авторами теории содержательного обобщения являются:

б) Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов;

10. Автором теории оптимизации педагогического процесса выступает:

Г) Ю.К. Бабанский.

11. Автором теории обучения младших школьников на повышенном уровне трудности является:

а) Л.В. Занков;

12. Проблемы интенсификации обучения с позиций принципов обучения, основных аспектов учебной деятельности, построения педагогических систем изучаются в:

а) дидактическом подходе;

13. Разработка и применение методов активного обучения (деловых игр, aнализа конкретных ситуаций, разыгрывания ролей и т.п.) соответствуют ……….подходу к интенсификации обучения:

а) дидактическому;

14. Программированное обучение соответствует подходу к интенсификации обучения:

б) кибернетическому;

15. Проблемы контроля за результатами обучения изучали:

б) В.М. Полонский, СИ. Руновский;

16. Целостную систему обучения во второй половине XIX века создал:

а) К.Д. Ушинский;

17. Системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляют суть:

Г) антропологического подхода.

18 компонент процесса обучения (по П.И. Подласому) определяет его в аспекте познания учащимися под руководством учителя объективной действи­тельности, фактов и законов природы и общества, самих себя:

б) гносеологический;

19 функциональный компонент педагогической системы (по Н.В. Кузьминой) включает действия, связанные с процессом накопления новых знаний о целях системы и средствах их достижения:

а) гностический;

Тема 5. Педагогические технологии

1. Рассмотрение педагогических технологий как части педагогической науки соответствует аспекту их анализа:

а) научному;

2. Рассмотрение педагогической технологии как синонима педагогической системы соответствует………….уровню использования понятия «педагогическая технология» в образовательной практике:

а) общепедагогическому;

3. Соответствие современных дидактических технологий требованиям возможности диагностического целеполагания, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики и т.п. характеризует такое ее качество, как:

в) управляемость;

4. Общепедагогические, частнометодические и локальные (модульные) педагогические технологии выделяются по:

Г) уровню применения.

5. К педагогическим технологиям, построенным на основе эффективности организации и управления процессом обучения, относится:

б) программированное обучение;

6. На основе эффективности организации и управления процессом обучения созданы:

megaobuchalka.ru

Тема 1. Предмет и задачи теории обучения

68

1. Термин «дидактика» впервые в научно-практический оборот ввел:

б) В. Ратке;

2. Дидактику как систему научных знаний впервые разработал:

а) Я.А. Коменский;

3. Под дидактикой понимал «всеобщее искусство всех учить всему»:

в) Я.А. Коменский;

4. Труд «Великая дидактика» Я.А. Коменский написал в:

б) 1657 г.;

5. Термин «дидактика» не применяется в современной:

а) англо-американской педагогике;

6. Для западной педагогики первой половины XX в. характерна теория обучения:

б) педоцентрическая;

7. Основоположником педоцентрической дидактики является:

а) Дж. Дьюи;

8. Одним из ведущих специалистов в области методологических и теоретических проблем теории обучения в зарубежной педагогике выступает:

в) Ж. Пиаже;

9. Проблемы методологии и методики дидактических исследований изучали:

а) Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский и др.;

10. Изучение реальных процессов обучения, установление фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, раскрытие их сущности состав­ляют суть следующей функции дидактики:

а) научно-теоретической;

11. Теории обучения, основанные на тех или иных математических моделях, алгоритмах и т.п., относятся к:

в) формализованным теориям;

12. Для теории обучения особенно важны:

г) индуктивно-дедуктивные теории.

13. Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является:

б) наблюдение;

14. Выводы, полученные в результате применения метода исследования ограничены по объему, по степени всеобщности и точности:

б) наблюдения.

Тема 2. Образование как многоаспектный феномен

1. Понятие «образование» впервые упоминается в педагогических статьях в:

в) XVIII в.;

2. До середины XIX века понятие «образование» употреблялось как:

а) синоним воспитания;

3. Примат средств над целью, задач образования над смыслом составляет суть парадигмы образования:

б) «технократической»;

4. Принципы государственного управления обществом выступают в качестве эталона парадигмы образования:

г) «социетарной».

5. Критерием выделения теоретического и прикладного образования выступают:

б) вид доминирующего содержания образования;

6. Модель образования, которая обеспечивает передачу-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры, называется:

г) рационалистической моделью образования.

7. Представителями феноменологической модели образования являются:

б) А. Маслоу, К. Роджерс;

Тема 3. Понятие и сущность процесса обучения

Тема 4. Целостность процесса обучения

1. Специфически экспериментальный характер теории обучения придал:

а) В.А. Лай;

2. Главным систематизирующим фактором в процессе обучения выступает:

б) содержание образования;

3. Впервые обучение разделил на учение и преподавание:

в) И.Ф. Гербарт;

4. Если обучение рассматривается в единстве преподавания и учения, то это:

б) дидактический аспект;

5. Проблемы взаимосвязи обучения и развития относятся к исследованиям:

а) фундаментальным;

6. Термин «воспитывающее обучение» в научный оборот ввел:

б) И.Ф. Гербарт;

7. Автором знаменитого высказывания «Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» является:

а) Б. Паскаль;

8. Система обучения И. Гербарта базируется на теоретических достижения;

г) этики и психологии.

9. Авторами теории содержательного обобщения являются:

б) Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов;

10. Автором теории оптимизации педагогического процесса выступает:

г) Ю.К. Бабанский.

11. Автором теории обучения младших школьников на повышенном уровне трудности является:

а) Л.В. Занков;

12. Проблемы интенсификации обучения с позиций принципов обучения, основных аспектов учебной деятельности, построения педагогических систем изучаются в:

а) дидактическом подходе;

13. Разработка и применение методов активного обучения (деловых игр, aнализа конкретных ситуаций, разыгрывания ролей и т.п.) соответствуют ……….подходу к интенсификации обучения:

а) дидактическому;

14. Программированное обучение соответствует подходу к интенсификации обучения:

б) кибернетическому;

15. Проблемы контроля за результатами обучения изучали:

б) В.М. Полонский, СИ. Руновский;

16. Целостную систему обучения во второй половине XIX века создал:

а) К.Д. Ушинский;

17. Системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляют суть:

г) антропологического подхода.

18 компонент процесса обучения (по П.И. Подласому) определяет его в аспекте познания учащимися под руководством учителя объективной действи­тельности, фактов и законов природы и общества, самих себя:

б) гносеологический;

19 функциональный компонент педагогической системы (по Н.В. Кузьминой) включает действия, связанные с процессом накопления новых знаний о целях системы и средствах их достижения:

а) гностический;

studfiles.net

Выполнить письменно до 18.12.2012г.

Тесты по курсу «Педагогики». 1, 2 курс Психология (ЗФО)

1. Термин «дидактика» впервые в научно – практический оборот ввел:

а) Я.А. Коменский;

б) В.Ратке;

в) Ж.Ж.Руссо.

2. Дидактику как систему научных знаний впервые разработал:

а) В. Ратке;

б) Ж.Ж. Руссо;

в) Я.А. Коменский.

3. Труд «Великая дидактика» Я.А. Коменский написал в:

а) 1650г.;

б) 1657г.;

в) 1687г.

4.Проблемы методологии и методики дидактических исследований изучали:

а) П.И. Подласый;

б) Ю.К.Бабанский , В.И. Загвязинский;

в) А.В. Мудрик.

5. Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является:

а) эксперимент;

б) анкетирование;

в) наблюдение.

6. Дидактика – это:

а) отдельная наука о закономерностях развития личности;

б) раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения;

в) отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.

7.Противоречия между выдвигаемым ходом обучения, практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся является:

а) педагогической проблемой;

б) движущие силы процесса обучения;

в) сущностью процесса обучения.

8. Понятие «образование» впервые упоминается в педагогических статьях в:

а) XVI в.;

б) XVIIIв.;

в) XVII в.

9. До середины XIX века понятие «образование» употреблялось как:

а) синоним теории обучения;

б) родовое понятие по отношению к обучению;

в) синоним воспитания.

10. Целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности называется:

а) образовательным процессом;

б) воспитательным процессом;

в) развивающим процессом.

11. Как соотносятся между собой процессы обучения и развития?

а) обучение и развитие не зависимы друг от друга; (Обучение – чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается над развитием,

и здесь снимается всякий вопрос о коррекции дефективного развития, активности ребенка и т.п.)

б) обучение ведёт за собой развитие;

в) развитие ведёт за собой обучение.

12. Целями обучения являются:

а) формирование мировоззрения;

б) усвоение знаний, умений, навыков;

в) развитие обучаемых;

г) внедрение новшеств;

д) использование диалоговых новшеств.

13. Целостный педагогический процесс характеризуется:

а) авторитарным стилем педагогического общения;

б) взаимосвязью обучения и воспитания;

в) низким уровнем развития материально – технической базы школы;

г) совместной деятельностью педагогов и учащихся.

14. Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей ее жизни, называется:

а) образованием;

б) системой образования;

в) непрерывностью образования.

15. Отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования называется…

а) педологией;

б) дидактикой;

в) гносеологией.

16. Впервые обучение разделил на учение и преподавание:

а) И.Песталоцци;

б) А. Дистервег;

в) И.Ф. Гербарт.

17. Если обучение рассматривается в единстве преподавания и учения, то это:

а) общепедагогический аспект;

б) методический аспект;

в) психологический аспект.

18. Проблемы взаимосвязи обучения и развития относятся к исследованиям:

а) прикладным;

б) фундаментальным;

в) количественным.

19. Термин «воспитывающее обучение» в научный оборот ввел:

а) А. Дистервег;

б) И.Ф. Гербарт;

в) Ж.Ж. Руссо.

20. Автором знаменитого высказывания «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» является:

а) М.В. Ломоносов;

б) Ж.Ж. Руссо;

в) Б. Паскаль.

21. Система обучения И.Гербарта базируется на теоретических достижениях:

а) психологии;

б) этики и психологии;

в) эстетики.

22. Автором теории оптимизации педагогического процесса выступает:

а) М.М. Поташник;

б) Л.В. Занков;

в) Ю.К. Бабанский.

23. Автором теории обучения младших школьников на повышенном уровне трудности является:

а) В.В. Давыдов;

б) П.Я. Гальперин;

в) Л.В. Занков.

24. Целостную систему обучения во второй половине XIX века создал:

а) К.Д. Ушинский;

б) Н.А. Корф;

в) В.П. Вахтеров.

25. Теоретическая концепция, лежащая в основе педагогической системы школы, реализуется в таких процессах, как…

Воспитание и обучение

а) моделями;

б) средствами;

в) формами.

26. Выделите номера, которые можно отнести к содержанию образования.

studfiles.net

20. Оптимизация педагогической системы

Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса . Разработку этой идеи возглавил в начале 70-х гг. академик Ю.К. Бабанский. Были достигнуты определенные результаты, которые и сегодня являются значимыми для отечественной педагогики и школы.

Оптимизация — процесс наилучшего варианта из множества возможных.

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана.

Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности – это признак, на основании которого производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них.

Критерии оптимальности процесса обучения (Ю.К. Бабанский): содержание, структура и логика функционирования его обеспечивают эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственного стандарта на уровне максимальных учебных возможностей каждого школьника; достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся.

Методологической основой оптимизации является системный подход , который требует рассматривать все компоненты педагогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамическими системами.

Основные методологические требования оптимизации педагогической системы:

– целостный охват процедурой оптимизации всей системы;

– опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебно-воспитательного процесса;

– последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы;

– рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения.

Основные способы оптимизации :

– комплексный подход как общее требование предотвращения односторонности в проектировании, планировании, внедрении мер практической деятельности, оценке результатов;

– конкретизация задач с учетом особенностей педагогической системы;

– выбор оптимального варианта содержания учебно-воспитательного процесса с помощью выделения главного, межпредметной и междунаправленческой координации, построения рациональной структуры содержания;

– выбор тех методов и форм учебно-воспитательного процесса, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в установленное время;

– осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим обучаемым;

– рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание;

– анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении «затраты – продукты».

studfiles.net

Методологическая основа оптимизации педагогического процесса

Мержуева Луиза Майрбековна старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Чеченского института повышения квалификации работников образования

Оптимизация в широком смысле этого слова — выбор наилучшего варианта решения хоть какой задачки при данных критериях. Соответственно оптимизацией педагогического процесса именуют научно обоснованный выбор и воплощение наилучшего для данных критерий варианта задач, содержания форм и способов обучения и воспитания исходя из убеждений определенных критериев.

Методологической основой для разработки теории выбора хороших педагогических решений является диалектико-материалистический системный подход. Лишь в этом случае, когда при принятии решения учитываются все закономерные связи меж компонентами системы, можно ждать, что будет избран сбалансированный вариант.

Существенное методологическое значение для оптимизации имеет диалектико-материалистическое положение о конкретности истины.Из этого положения следует, что нереально сделать всепригодный вариант решения, подходящий для всех случаев. Потому, говоря о разработке способов обучения и воспитания, следует выделить, что недопустимы методические советы без указаний критерий и границ их внедрения.

Оптимизация опирается на методологическое положение о необходимости выделять основное звено в деятельности. В педагогическом процессе без опоры на основное, существенное нереально отыскать сбалансированный вариант интенсификации процесса.[1]

Исследовав сравнительную эффективность разных способов обучения, можно показать, в которых критериях, какие их сочетания могут оказаться более оптимальными (хорошими).

Процесс оптимизации опирается на психологическое обоснование принятия хороших решений. Оптимизация с психической точки зрения представляет собой интеллектуально-волевой акт принятия и воплощения более оптимального решения определенной задачки.

Выбор рационального варианта просит проблемно-поискового стиля педагогического мышления. При догматическом подходе педагог просто копирует один из вариантов решения воспитательной задачки. При поисковом, творческом мышлении он выбирает из ряда вероятных путей тот, который более подступает для данной ситуации.

Оптимизация просит гибкого, необычного мышления, помогает освободиться от шаблона в педагогических действиях, развивает самостоятельность и творческий подход к делу, при котором преподаватель переживает удовлетворенность методических находок, обретает чувство убежденности в собственных силах.

Оптимизация и творчество взаимосвязаны и взаимообусловлены, потому что оптимизация учебного процесса ведет к творчеству, а творчество преподавателя непременно ведет к оптимизации процесса его определенной деятельности.

Первым аспектом оптимальности обучения является достижение каждым учащимся такового уровня успеваемости, который соответствует его настоящим учебным способностям в зоне наиблежайшего развития.

Вторым аспектом оптимальности обучения является соблюдение учащимися и педагогами определенных Уставом учебного заведения норм времени на аудиторную и внеаудиторную работу.[2]

Требования аспекта оптимизации однозначны — хорошим можно считать лишь таковой учебно-воспитательной процесс, который протекает без перегрузки учащихся и учителей, работающих в то же время с очень вероятной для их отдачей.

Оптимизация реализуется через систему методов, которая органически вытекает из закономерностей и принципов учебно-воспитательного процесса и носит нрав определенных мер.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса возможна только в этом случае, когда преподаватели обладают основными педагогическими познаниями и умениями, знают ведущие закономерности и принципы педагогики. Они соображают задачки образования, воспитания и развития учащихся, обладают технологиями организации коллективной, групповой и персональной деятельности. Выбрать сбалансированный вариант процесса можно, лишь зная всю систему в цель и каждый ее элемент в отдельности. По другому можно дискредитировать идею оптимизации, считать ее очень сложной. Вот почему оптимизации обязано предшествовать глубочайшее овладение основами педагогики, ее нормативными элементами, ее фундаментом.

Литература:

  1. Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста //Проблемы и перспективы педагогического образования в 21 веке. 2014. № 2. — С. 22-124.
  2. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя //Педагогика. 2001. № 10. — С. 28-33.

nauka21veka.ru

20. Оптимизация педагогической системы

Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса . Разработку этой идеи возглавил в начале 70-х гг. академик Ю.К. Бабанский. Были достигнуты определенные результаты, которые и сегодня являются значимыми для отечественной педагогики и школы.

Оптимизация — процесс наилучшего варианта из множества возможных.

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана.

Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности – это признак, на основании которого производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них.

Критерии оптимальности процесса обучения (Ю.К. Бабанский): содержание, структура и логика функционирования его обеспечивают эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственного стандарта на уровне максимальных учебных возможностей каждого школьника; достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся.

Методологической основой оптимизации является системный подход , который требует рассматривать все компоненты педагогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамическими системами.

Основные методологические требования оптимизации педагогической системы:

– целостный охват процедурой оптимизации всей системы;

– опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебно-воспитательного процесса;

– последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы;

– рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения.

Основные способы оптимизации :

– комплексный подход как общее требование предотвращения односторонности в проектировании, планировании, внедрении мер практической деятельности, оценке результатов;

– конкретизация задач с учетом особенностей педагогической системы;

– выбор оптимального варианта содержания учебно-воспитательного процесса с помощью выделения главного, межпредметной и междунаправленческой координации, построения рациональной структуры содержания;

– выбор тех методов и форм учебно-воспитательного процесса, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в установленное время;

– осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим обучаемым;

– рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание;

– анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении «затраты – продукты».

studfiles.net

20. Оптимизация педагогической системы

      Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса. Разработку этой идеи возглавил в начале 70-х гг. академик Ю.К. Бабанский. Были достигнуты определенные результаты, которые и сегодня являются значимыми для отечественной педагогики и школы.        Оптимизация —процесс наилучшего варианта из множества возможных.       Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана.       Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности– это признак, на основании которого производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них.        Критерии оптимальности процесса обучения(Ю.К. Бабанский): содержание, структура и логика функционирования его обеспечивают эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственного стандарта на уровне максимальных учебных возможностей каждого школьника; достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся.        Методологической основойоптимизации является системный подход, который требует рассматривать все компоненты педагогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамическими системами.        Основные методологические требования оптимизациипедагогической системы:       – целостный охват процедурой оптимизации всей системы;       – опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебно-воспитательного процесса;       – последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы;       – рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения.        Основные способы оптимизации:       – комплексный подход как общее требование предотвращения односторонности в проектировании, планировании, внедрении мер практической деятельности, оценке результатов;       – конкретизация задач с учетом особенностей педагогической системы;       – выбор оптимального варианта содержания учебно-воспитательного процесса с помощью выделения главного, межпредметной и междунаправленческой координации, построения рациональной структуры содержания;       – выбор тех методов и форм учебно-воспитательного процесса, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в установленное время;       – осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим обучаемым;       – рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание;       – анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении «затраты – продукты».

studfiles.net


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта