В Казахстане предложили не напрягать детей домашним заданием. Таблица ранжирования предметов по трудности казахстан


В Казахстане утвердили новые критерии оценивания учащихся

В Казахстане утвердили новые критерии выставления оценок школьникам. Правила разработаны для всех предметов, преподающихся в казахстанских школах.

Фото novosti44.ru

Полный текст документа приведен на сайте Информационно-правовой системы нормативных правовых актов.

Согласно опубликованному приказу, учащиеся уровня начального образования - «Казахский язык и литература» для классов с казахским языком обучения, «Русский язык и литература» для классов с русским языком обучения, «Родной язык и литература» для классов с узбекским, таджикским, уйгурским языками обучения должны иметь целый набор навыков.

Они обязаны понимать и передавать основное содержание беседы, прочитанного или услышанного текста, определять, как представлена точка зрения говорящего, делать выводы, понимать тему дискуссии и участвовать в ее обсуждении, соблюдая речевые нормы, осознанно используя в речи синонимы, антонимы, омонимы, слова с прямым и переносным значением.

Кроме того, ученики младшего школьного возраста должны использовать различные приемы пересказа содержания повествовательных и описательных текстов, используя эмоционально-окрашенные средства выразительности, применять различные приемы пересказа содержания художественных произведений, рассуждать по поводу прочитанного и услышанного.

Среди обязательных умений - делиться своими мыслями и эмоциями, аргументировать свою точку зрения, соблюдая логическую последовательность, самостоятельно составлять связные, логичные аргументированные высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно заданной установкой, участвовать в диалоге, используя различные приемы речевого общения, анализировать представления о духовно-нравственных ценностях казахского и других народов на основе прочитанной, услышанной информации.

Учащиеся начальных классов также должны уметь писать собственные тексты различных типов, жанров и стилей, обоснованно подбирая соответствующие слова в соответствии с изученными грамматическими, пунктуационными и орфографическими нормами, писать тексты с использованием различных форм представления (рисунков, схем, графиков, таблиц), соблюдать гигиенические и каллиграфические навыки письма, синтезировать небольшие тексты на темы, связанные с культурой, обычаями своего и других народов, выражая свою нравственную позицию.

При изучении иностранного языка учащиеся должны понимать основное содержание непродолжительной беседы на знакомую тематику, распознавать звучание знакомых слов и фраз, понимать короткие вопросы о цветах и числах, использовать контекстные подсказки для прогнозирования содержания и смысла короткой беседы на знакомую тематику, понимать общий смысл коротких историй, звучащих медленно и отчетливо.

При изучении «Естествознания» - знать основные виды полезных ископаемых и их значение, основные месторождения полезных ископаемых в Казахстане, понимать смысл понятий макро - и микромира, важность бережного отношения к окружающей среде и сохранения биоразнообразия на Земле, защитные функции организма, значение компонентов природы для живых организмов, особенности организмов как средств приспособления к окружающей среде, простые различия позвоночных и беспозвоночных животных, необходимость рационального использования природных ресурсов.

Применять некоторые методы исследования, простые приборы и некоторые единицы измерения для изучения природных объектов, процессов и явлений и уметь анализировать причинно-следственные связи между компонентами природы.

При изучении предмета «Познание мира» учащиеся начальной классов должны знать структуру, состав и функции семьи, школьного сообщества, основные социальные функции человека, понятия «безопасность», «здоровье» и их ведущие признаки, особенности личности, семьи, сообществ и общества в целом, их значение и роль в жизни человека, основные виды предметов обихода, их состав, свойства и источники.

Также они должны усвоить общие сведения о географии и истории Казахстана, основные традиции и фольклор казахского народа и народов Казахстана, роль и место Казахстана в мире, государственные символы Казахстана, общечеловеческие ценности, правила позитивного и дружеского общения, правила этикета, права и обязанности школьника, правила здорового образа жизни.

Кроме того, понимать причинную обусловленность внешних признаков человека, свою гражданскую идентичность в форме осознания себя как юного гражданина Казахстана и свою принадлежность к определенному этносу, ценность семьи, малой родины и Отечества, ценности многонационального казахстанского общества, значение государственной символики Казахстана и прочее.

Кроме того, школьники должны научиться анализировать положение Казахстана в мире, роль и значение изучаемых общественных явлений и процессов в жизни людей, сходства и различия в культурно-обрядовых традициях казахского народа и других народов, факторы развития личности, семьи, школьного сообщества, значение основных ресурсов в жизнедеятельности человека, факторы здоровья и безопасности, проявления человеческих чувств и поступки людей, их причины и следствия, собственное эмоциональное состояние.

Синтезировать знания и навыки для систематизации и классификации общественных явлений и процессов, знания и навыки для определения некоторых актуальных проблем общества, собственные решения для ориентации в пространстве (место), времени (хронология), социальной среде (общество), модели коммуникаций в семейной, межличностной и общественной сферах, собственные проекты по безопасности жизнедеятельности, организации путешествий, решения по собственному духовно-нравственному развитию.

В свою очередь критерии оценивания учебных достижений учащихся общего среднего образования, к примеру, по предмету «Казахстан в современном мире», предусматривают знание значения, уровней, видов, количественных и качественных методов социальных исследований, общественных, социальных и политических объектов, процессов и явлений в Казахстане.

Кроме того, школьник усвоит пути формирования, основные признаки, формы и методы реализации основных функций государств, место Казахстана в политической типологии стран мира, функции, структуру и виды политики Казахстана, структуру, деятельность, принципы государственного аппарата и органов, индикаторы политического, экономического, социального, культурного развития, структуру и ценности общества Казахстана, ценности общенациональной идеи «Мәңгілік Ел», а также роль основных общественных социальных институтов и гражданского общества, роль гражданина в развитии государства, деятельность Казахстана в решении глобальных проблем человечества, глобальные инициативы Казахстана, мероприятия, направленные на укрепление национального имиджа Казахстана.

Учащийся должен уметь применять количественные и качественные методы социологических исследований, иметь навыки планирования малых социологических исследований, знания о формах представления результатов социологических исследований, знания о требованиях к публичным представлениям результатов социологических исследований, навыки объяснения, определения, классификации, сравнения, ранжирования, моделирования, прогнозирования, методы анализа и оценки состава, структуры, признаков и отличительных особенностей, значения, роли, функций, факторов и проблем развития общественных, социальных и политических объектов, процессов и явлений.

При изучении предмета «Начальная военная подготовка», школьники, в частности, должны понимать особенности воздействия ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия и других современных средств поражения на людей, объекты хозяйствования, окружающую среду и экологические последствия его применения, последствия и возможный экономический, экологический ущерб при возникновении чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера.

Уметь пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, действовать в роли разведчика в составе поста радиационного и химического наблюдения, оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, кровотечениях и ожогах, накладывать бинтовые повязки при различных видах поражения на различные части тела, оказывать первую медицинскую помощь при открытых и закрытых переломах различных частей тела, оказывать первую доврачебную помощь при обморожении, солнечном (тепловом) ударе, электротравме, утоплении.

Анализировать возможные нештатные ситуации при применении современных средств поражения, возможные ситуации при возникновении чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера, а также оценивает последствия принимаемых решений.

При изучении «Основ права» школьники обязаны знать системы, нормы, источники Конституционного права, конституционные политические права, системы, нормы, субъекты административного права, трудовое право, его значение, задачи организации административной трудовой дисциплины, ответственность за нарушение трудовой дисциплины, источники, отношения гражданского права, формы права собственности, сферу применения потребительского права, семейные отношения, права и обязанности родителей и детей, понятие, признаки уголовного права, уголовную ответственность, ее виды, защиту прав граждан, необходимость и возможности их осуществления.

Применять доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов, правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству РК, навык самостоятельного поиска правовой информации и правовые правила при участии в дискуссиях по актуальным общественным и правовым проблемам, в повседневной жизни.

Оценивать самостоятельно особенности применения законодательства РК при решении конкретных проблем.

Приказ вводится в действие с 1 сентября 2017 года для 1 классов, с 1 сентября 2018 года для 2, 5 и 7 классов, с 1 сентября 2019 года для 3, 6, 8 и 10 классов, с 1 сентября 2020 года для 4, 9, 11 и 12 классов и подлежит официальному опубликованию.

www.nur.kz

В Казахстане предложили не напрягать детей домашним заданием

МОН РК вынесло на обсуждение педагов и родителей вопрос по сокращению выполнения домашнего задания школьниками, сообщает NUR.KZ со ссылкой на пресс-службу ведомства.

Казахстанские школьники. Фото: ktk.kz

Данные международного исследования PISA показывают, что казахстанские школьники уделяют слишком много времени на подготовку домашнего задания (4-ое место из 65 стран), при этом доказано, что на успеваемость детей лучшее влияние оказывает небольшой объем домашнего задания.

К тому же, при подготовке к урокам наши дети прибегают к помощи своих родителей чаще своих сверстников из других стран мира (1 место из 65 стран). Вопрос чрезмерности объема домашних заданий поднимался родителями казахстанских школьников неоднократно.

Время, проведенное школьниками на выполнение домашнего задания

Для изучения проблемы было проведено социологическое исследование, созданы две рабочие группы из числа лучших специалистов в сфере среднего образования.

На сегодня группы закончили свою работу и представили две версии методических рекомендаций: обе направлены на сбережение здоровья школьников и недопущение перегрузок - путем установления оптимального объема и интенсивности нагрузки, применения необходимых педагогических приемов.

Обе группы, как и родители – участники социсследования, едины в своем выводе: время, отводимое на домашнее задание, требует сокращения. При этом первая группа предлагает сократить время заданий вдвое от определенного санитарно-эпидемиологическими требованиями, вторая - достаточно сократить это время на 40 минут.

Обе группы рекомендуют в основной и старшей школе проводить сдвоенные уроки по языковым предметам и математическим дисциплинам (алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа).

Учителям-практикам рекомендуется сочетать задания-минимум (обязательные для выполнения) и задания-максимум (для добровольного выполнения), а также домашние задания не задавать на выходные, праздничные, каникулярные дни, после выполнения контрольных работ.

Учебные предметы предлагается дифференцировать на три группы: по предметам первой группы домашнее задание дается обязательно, по предметам второй группы - в рекомендательной форме, по предметам третьей группы вовсе не даются. Можно допустить интегрированные задания, но они должны задаваться по всем предметам.

Одной из рабочих групп предложена формула расчета времени на выполнение домашнего задания по одному предмету. В другом проекте представлены временные нормативы по учебным предметам в соответствии с таблицей их ранжирования по трудности, а также примерный объем домашних заданий для обучающихся 2 – 11 классов.

Все варианты вынесены на обсуждение педагогов, родителей. Обсуждение в педагогической среде завершится 15 марта и изменения объемов домашних заданий будут введены в сентябре 2017 года.

Проекты рекомендаций размещены на сайте национальной академии образования имени Алтынсарина и информационно-аналитического центра.

Читайте также: 

В Казахстане из-за ОРВИ и гриппа закрыли 8 школ и 3 детских сада>>

Коммунальщики Костаная мыли забор вручную в мороз (фото)>>

Невеста из Британии поделилась невероятной историей похудения (фото)>>

Очередников Павлодара заселили в дом без батарей и с разбитыми окнами (фото)>>

Назначен официальный представитель службы центральных коммуникаций>>

В Астане началась встреча по перемирию в Сирии>>

www.nur.kz

Утверждены критерии оценки знаний учащихся в РК

Документ предусматривает критерии оценок по всем предметам, преподавание которых ведется в казахстанских учебных заведениях.

Министр образования и науки РК своим приказом утвердил критерии оценки знаний обучающихся, сообщает Zakon.kz.

Документ предусматривает критерии оценок по всем предметам, преподавание которых ведется в казахстанских учебных заведениях.

Так, учащиеся уровня начального образования - «Казахский язык и литература» для классов с казахским языком обучения, «Русский язык и литература» для классов с русским языком обучения, «Родной язык и литература» для классов с узбекским, таджикским, уйгурским языками обучения должны понимать и передавать основное содержание беседы, прочитанного или услышанного текста, определять, как представлена точка зрения говорящего, делать выводы, понимать тему дискуссии и участвовать в ее обсуждении, соблюдая речевые нормы, осознанно используя в речи синонимы, антонимы, омонимы, слова с прямым и переносным значением, использует различные приемы пересказа содержания повествовательных и описательных текстов, используя эмоционально-окрашенные средства выразительности, применяет различные приемы пересказа содержания художественных произведений, рассуждает по поводу прочитанного и услышанного, делится своими мыслями и эмоциями, аргументирует свою точку зрения, соблюдая логическую последовательность, самостоятельно составляет связные, логичные аргументированные высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно заданной установкой, участвует в диалоге, используя различные приемы речевого общения, анализирует представления о духовно-нравственных ценностях казахского и других народов на основе прочитанной, услышанной информации.

Учащиеся начальных классов также должны уметь писать собственные тексты различных типов, жанров и стилей, обоснованно подбирая соответствующие слова в соответствии с изученными грамматическими, пунктуационными и орфографическими нормами, писать тексты с использованием различных форм представления (рисунков, схем, графиков, таблиц), соблюдать гигиенические и каллиграфические навыки письма, синтезировать небольшие тексты на темы, связанные с культурой, обычаями своего и других народов, выражая свою нравственную позицию.

При изучении иностранного языка учащиеся должны понимать основное содержание непродолжительной беседы на знакомую тематику, распознавать звучание знакомых слов и фраз, понимать короткие вопросы о цветах и числах, использовать контекстные подсказки для прогнозирования содержания и смысла короткой беседы на знакомую тематику, понимать общий смысл коротких историй, звучащих медленно и отчетливо.

При изучении «Естествознания» - знать основные виды полезных ископаемых и их значение, основные месторождения полезных ископаемых в Казахстане, понимать смысл понятий макро - и микромира, важность бережного отношения к окружающей среде и сохранения биоразнообразия на Земле, защитные функции организма, значение компонентов природы для живых организмов, особенности организмов как средств приспособления к окружающей среде, простые различия позвоночных и беспозвоночных животных, необходимость рационального использования природных ресурсов.

Применять некоторые методы исследования для изучения природных объектов, процессов и явлений, стандартные и нестандартные единицы измерения природных объектов, явлений и процессов, простые приборы для измерений некоторых характеристик природных объектов, процессов и явлений, соответствующую научную терминологию для объяснения проведенного исследования, знания о простых признаках видов растений и животных своей местности для составления их классификации. Кроме того, они должны уметь анализировать причинно-следственные связи между компонентами природы, свойства материалов для определения возможностей их применения, животный и растительный мир определенной территории, схожие и отличительные черты разных сред обитания, данные собственных исследований и материалы из различных источников. Синтезировать полученные знания и навыки для планирования и проведения исследований объектов и явлений живой и неживой природы, информационные материалы в виде рисунков, схем, графиков, диаграмм, таблиц, идеи по вопросам охраны окружающей среды, имитационные и графические модели объектов, явлений и процессов микро- и макромира.

При изучении предмета «Познание мира» учащиеся начальных классов должны знать структуру, состав и функции семьи, школьного сообщества, основные социальные функции человека, понятия «безопасность», «здоровье» и их ведущие признаки, особенности личности, семьи, сообществ и общества в целом, их значение и роль в жизни человека, основные виды предметов обихода, их состав, свойства и источники, общие сведения о географии и истории Казахстана, основные традиции и фольклор казахского народа и народов Казахстана, роль и место Казахстана в мире, государственные символы Казахстана, общечеловеческие ценности, правила позитивного и дружеского общения, правила этикета, права и обязанности школьника, правила здорового образа жизни.

Кроме того, понимать причинную обусловленность внешних признаков человека, свою гражданскую идентичность в форме осознания себя как юного гражданина Казахстана и свою принадлежность к определенному этносу, ценность семьи, малой родины и Отечества, ценности многоционального казахстанского общества, значение государственной символики Казахстана, нормы нравственного поведения человека в обществе, свою сопричастность к жизни школы, села, города, страны, значимость служения обществу, функциональные и структурные особенности разных типов населенных пунктов, важность соответствия мыслей, слов и поступков, ответственность за них, значение национальных традиций, обычаев, роль путешествий в жизни людей и развитии общества, значимость самопознания и саморазвития человека, содержание понятий «труд», «взаимопонимание», «жизнерадостность», «оптимизм», «доброжелательность», «щедрость», «великодушие», «патриотизм».

Анализировать положение Казахстана в мире, роль и значение изучаемых общественных явлений и процессов в жизни людей, сходства и различия в культурно-обрядовых традициях казахского народа и других народов, факторы развития личности, семьи, школьного сообщества, значение основных ресурсов в жизнедеятельности человека, факторы здоровья и безопасности, проявления человеческих чувств и поступки людей, их причины и следствия, собственное эмоциональное состояние. Синтезировать знания и навыки для систематизации и классификации общественных явлений и процессов, знания и навыки для определения некоторых актуальных проблем общества, собственные решения для ориентации в пространстве (место), времени (хронология), социальной среде (общество), модели коммуникаций в семейной, межличностной и общественной сферах, собственные проекты по безопасности жизнедеятельности, организации путешествий, решения по собственному духовно-нравственному развитию.

В свою очередь критерии оценивания учебных достижений учащихся общего среднего образования, к примеру, по предмету «Казахстан в современном мире», предусматривает знание - значение, уровни, виды, количественные и качественные методы социальных исследований, общественные, социальные и политические объекты, процессы и явления в Казахстане, пути формирования, основные признаки, формы и методы реализации основных функций государств, место Казахстана в политической типологии стран мира, функции, структуру и виды политики Казахстана, структуру, деятельность, принципы государственного аппарата и органов, индикаторы политического, экономического, социального, культурного развития, структуру и ценности общества Казахстана, ценности общенациональной идеи «Мәңгілік Ел», роль основных общественных социальных институтов, виды социальных отношений, пути решения социальных конфликтов, признаки правового государства и гражданского общества, роль гражданина в развитии государства, основные элементы и функции культуры, роль институтов культуры, значение и основные цели управления экономикой, национальную модель экономики Казахстана, факторы развития экономики, экономические стратегии Казахстана, методы исследования и средства геополитики, геополитическое положение и место Казахстана, геополитические интересы Казахстана, участие Казахстана в интеграционных процессах, инструменты глобализации, деятельность Казахстана в решении глобальных проблем человечества, глобальные инициативы Казахстана, мероприятия, направленные на укрепление национального имиджа Казахстана.

Понимание сущности понятий «государственность» и «государство», «власть», «политика», «внутренняя и внешняя государственная политика», «управление», «политический прогресс», «реформа», «правовое государство» для определения эффективных путей политического развития, значение понятий «национальная безопасность», «геополитика», «геополитическое положение», «геополитическая мощь», «геополитические интересы» в целях всестороннего изучения геополитической активности Республики Казахстан, категории «ценность», «национальная идеология», «национальная идентичность», «общество», «общественный институт», «гражданин», «гражданское общество», «социальные отношения», «социальный конфликт» в качестве важных факторов общественно-политического развития, смысл понятий «культура», «культурное наследие», «национальный имидж» для определения устойчивых форм человеческой деятельности, значимых идей, ценностей, традиций, норм и правил поведения, организации жизнедеятельности и моделирования среды самореализации, регулирования социального взаимодействия и поведения, понятия «индикатор», «экономический прогресс», «экономика», «стратегия», «интеграция», «глобализация», «глобальные проблемы человечества» для определения эффективных путей экономического развития.

Уметь применять количественные и качественные методы социологических исследований, иметь навыки планирования малых социологических исследований, знания о формах представления результатов социологических исследований, знания о требованиях к публичным представлениям результатов социологических исследований, навыки объяснения, определения, классификации, сравнения, ранжирования, моделирования, прогнозирования, методы анализа и оценки состава, структуры, признаков и отличительных особенностей, значения, роли, функций, факторов и проблем развития общественных, социальных и политических объектов, процессов и явлений.

Кроме того, учащиеся средней школы должны уметь оценивать факторы, функции стратегии и проблемы развития государства Казахстан, общественных, социальных и политических объектов, процессов в Казахстане, место Казахстана в политической типологии стран мира, пути укрепления государственности, направления внутренней и внешней политики Казахстана, систему государственной власти Казахстана, индикаторы политического, экономического, социального, культурного развития и прогресса, геополитическое положение Казахстана, ценности общества Казахстана, деятельность, роль и развитие основных общественно-политических и социально-культурных институтов, социальные отношения, роль гражданина в развитии государства, политические, геополитические, экономические, социально-культурные проблемы государства и своей местности, меры по сохранению культурного наследия Казахстана, национальную модель экономики Казахстана, факторы экономического развития, геополитическое положение и место Казахстана, геополитическую мощь Казахстана, направления геополитической активности Казахстана в мире, участие Казахстана в интеграционных процессах, влияние глобализации на Казахстан, средства распространения процесса глобализации, деятельность Казахстана в решении глобальных проблем человечества, глобальные инициативы Казахстана, международный имидж Казахстана.

При изучении предмета «Начальная военная подготовка», школьники, в частности, должны понимать особенности воздействия ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия и других современных средств поражения на людей, объекты хозяйствования, окружающую среду и экологические последствия его применения, последствия и возможный экономический, экологический ущерб при возникновении чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера. Уметь пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, действовать в роли разведчика в составе поста радиационного и химического наблюдения, оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, кровотечениях и ожогах, накладывать бинтовые повязки при различных видах поражения на различные части тела, оказывать первую медицинскую помощь при открытых и закрытых переломах различных частей тела, оказывать первую доврачебную помощь при обморожении, солнечном (тепловом) ударе, электротравме, утоплении.

Анализировать возможные нештатные ситуации при применении современных средств поражения, возможные ситуации при возникновении чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера, а также оценивает последствия принимаемых решений.

При изучении «Основ права» школьники обязаны знать системы, нормы, источники Конституционного права, конституционные политические права, системы, нормы, субъекты административного права, трудовое право, его значение, задачи организации административной трудовой дисциплины, ответственность за нарушение трудовой дисциплины, источники, отношения гражданского права, формы права собственности, сферу применения потребительского права, семейные отношения, права и обязанности родителей и детей, понятие, признаки уголовного права, уголовную ответственность, ее виды, защиту прав граждан, необходимость и возможности их осуществления.

Применять доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов, правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству РК, навык самостоятельного поиска правовой информации и правовые правила при участии в дискуссиях по актуальным общественным и правовым проблемам, в повседневной жизни.

Оценивать самостоятельно особенности применения законодательства РК при решении конкретных проблем.

Приказ вводится в действие с 1 сентября 2017 года для 1 классов, с 1 сентября 2018 года для 2, 5 и 7 классов, с 1 сентября 2019 года для 3, 6, 8 и 10 классов, с 1 сентября 2020 года для 4, 9, 11 и 12 классов и подлежит официальному опубликованию.

Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

www.zakon.kz

В Казахстане изменилась система оценки качества знаний учеников средней школы

03.11.2017 в 17:30, просмотров: 11831

Раньше преподаватель оценивал степень погружения ученика в материал в течение всего учебного времени. Наиболее активные и “зубрилы” на этом могли неплохо заработать - тянули руку, стремились отвечать на вопросы раньше остальных. Открыв классный журнал, можно было легко разобраться, где отличники, где ударники, а где троечники и двоечники. Можно было видеть и динамику изучения предмета. Например, двойку по физике или математике можно было исправить. То есть, подтянув знания и закрыв пробелы, ученик мог ответить тему и по итогу четверти получить боллее высокий общий балл, вплоть до пятерки.

Теперь учитель не выставляет оценок в течение четверти, а выносит суммативные оценки работы (СОр) и суммативные оценки за четверть (СОч).

Расскажем. Суммативное оценивание - такой вид оценивания, который преподаватель производит по завершении определенного учебного периода (четверть, полугодие, учебный год), разделов учебных программ с выставлением баллов. За учебный период обучающийся может получить максимум баллов СОр плюс баллы СОч, что в сумме не может превышать “100”, что можно воспринимать эквивалентно процентам. Годовая же оценка станет процентным соотношением набранной суммы баллов к максимально возможному баллу за все учебные периоды.

Для примера: процентное содержание баллов в пределах двадцати будет соответствовать неудовлетворительной оценке или двойке. В пределах 50 процентов - тройка. До 80 процентов - четверка. Далее содержание баллов в пределах 81-100 процентов эквивалентно пятерке.

Как бы ни было, но от ежедневного оценивания учителю нынешней школы приходится уходить к оцениванию эпизодическому. С одной стороны, теперь ребенку необязательно механически вызубривать тему к уроку - зубрежка чаще всего дает поверхностные знания. С другой стороны - дети есть дети. Ребенок довольно быстро способен разобраться, что уровень его знаний будут оценивать только в определенных контрольных точках, как правило, незадолго до каникул. Создается навязчивая иллюзия, что в течение всей учебной четверти или семестра можно не погружаться в предмет, а на суммативной контрольной попытаться “отыграться” и выглядеть достаточно убедительно.

Процесс усугубляется двумя попутными проблемами. Одна из них - весьма спорные качество и содержание учебников, запущенных в учебный процесс именно в этом году. Вторая - сократившийся аудиторный час. То есть урок теперь на пять минут короче, причем на фоне увеличившейся нагрузки.

Родители от нововведений, оценить которые они смогли только сейчас, по окончании первой четверти и выставлении итоговых оценок, мягко говоря, не в восторге. Трудно однозначно ответить, насколько позитивно оценили новую систему школьные учителя. Открыто протестовать они не могут в принципе. Но не против, чтобы общие оценки хоть по району, хоть по региону “упали” (а они “упали”) - и, таким образом, идея сама себя дискредитирует. В глазах теперь уже и чиновников...

mk-kz.kz

Нужна ли пятидневка казахстанским школам?

В Казахстане заговорили о пятидневной учебной неделе в школах. В Министерстве образования и науки РК в настоящее время изучают этот вопрос и делают расчеты о целесообразности перехода на пятидневку. В случае положительного решения изменения будут внесены в действующий Государственный общеобязательный стандарт образования.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Этот шекспировский вопрос уже может стать девизом нашего образования. Хотя… если порассуждать, он может звучать так: «Внедрять или не внедрять?» или так: «Учить или не учить?»…

В системе школьного образования производятся и вводятся различные методы обучения, происходит трансформация и перетрансформация школьных реформ. Та скорость, с какой все это делается, порой даже не дает времени ни ученикам, ни педагогам, ни родителям опомниться. И несмотря на то, что ученые мужи в министерстве стараются, изучают, головы ломают над тем, как повысить уровень образования наших с вами детей, воз, как говорится, и ныне там.

Интересен еще и другой факт. В Министерстве образования еще не успеют сказать «А», а на местах уже начинают договаривать весь алфавит и проявлять инициативу.

Простой пример как раз по поводу внедрения двенадцатилетнего образования.

Еще в 2009 году я проходила тренинг, который в Алматы организовало для журналистов международное агентство новостей IWPR. Одна из тем касалась образования в Казахстане, и специалисты из Министерства образования РК рассказывали нам о преимуществах перехода на двенадцатилетнее обучение в школах. Тогда все это находилось только лишь на стадии разработки, однако у нас, в Шымкенте, в тот же год, быстренько сориентировавшись, в детских садах устроили выпускные для шестилеток и, помахав на прощанье платочками, проводили их в первый класс!

Понимаете, о чем я? Реформу еще не объявили, а у нас она уже была в действии. Так сказать, с опережением графика. Знаю это не понаслышке. Как раз именно в том году моей дочке исполнялось шесть лет, и нам в детском саду заявили, что мы обязаны покинуть садик и пойти в школу. Дескать, двенадцатилетка теперь у нас…

И этот тренинг в Алматы случился как нельзя кстати. Мне было о чем спросить представителей министерства. «Подкованная» и обученная после тренинга, я отправилась в детский сад с заявлением, что мой ребенок остается в садике еще на год, подкрепив это законом, который гласит: «… дети могут пойти в школу с 6 или 7 лет на усмотрение родителей». В итоге выпускной наша группа для своих детей провела, но годом позже.

Лично я совсем не против двенадцатилетнего образования. Я всеми руками «за», так как считаю, что многие дети к окончанию школы еще не могут выбрать профессию и определить свой жизненный путь. А так у них будет еще один год временного люфта. Но только прежде чем проводить какие-либо реформы, и особенно в образовании, необходимо создать для них прочную базу. Теперь давайте честно ответим на вопрос: «Она у нас есть?».

В прошлом году против кардинального изменения формата среднего образования выступили депутаты фракции КНПК («Народные коммунисты»).

Свою позицию народные избранники обосновали тремя причинами. «…Нужно признать, что даже в существующем формате средней школы у нас все еще есть дефицит квалифицированных педагогических кадров и ученических мест, есть аварийные и трехсменные школы. Именно эти проблемы в ближайшее время должно достойно решить Министерство образования и науки Казахстана», – заявили они в своем запросе к премьер-министру РК Кариму Масимову.

Итак, переход на двенадцатилетнее образование пока отложили.

ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ

И вот очередной «привет!» образованию: внедрение пятидневной учебной недели. Этот вопрос сегодня изучается и просчитывается министерством. Сокращение учебных дней планируется провести за счет сокращения дней каникулярных. По словам министра образования и науки РК Аслана Саринжипова, увеличения нагрузки не будет. «Может быть, будут отдельные школы, где у нас еще сохраняется вопрос переполненности классов, трехсменный режим работы – там, может быть, шестидневка еще будет сохраняться, но это будут отдельные, единичные случаи. В целом мы берем направление на то, чтобы нагрузка не увеличилась и была пятидневная учебная неделя», – сказал министр.

К слову, об «отдельных школах» с переполненными классами и трехсменным режимом работы. Я не знаю, как в других областях, но у нас на юге «единичным случаем» их назвать ну никак нельзя.

Только согласно официальным данным, в девяти школах Шымкента учащиеся обучаются в три смены. Однако как мама, которая общается с родителями из разных школ города, хочу спросить: а каким словом, если не «смена», можно назвать то, что в некоторых школах для некоторых классов занятия начинаются в 8:15, следующие классы приходят к 11:00, дальше к 12:00, другие к 15:00? Это называют у нас «подсменкой».

Теперь представьте переполненность таких школ! О каком соблюдении санитарных норм здесь может идти речь? А между тем эти нормы существуют, и их никто не отменял.

ПО РАНЖИРУ СТРОЙСЯ!

К общеобразовательным школам и школам-интернатам предъявляются требования по санитарным правилам №179 от 29 декабря 2014 года. Этот приказ утвержден Министерством экономики РК. Согласно этим правилам наполняемость школ должна соответствовать проектной мощности школы.

«Например, если школа рассчитана на 1200 учащихся, то там и должны учиться 1200 человек, – рассказывает главный специалист департамента по защите прав потребителей ЮКО Алмагуль Токабаева. – Санитарные правила допускают увеличение числа учеников, если обучение проходит в две смены. В этом случае между сменами обязательно для проведения санитарной уборки и подготовки школы ко второй смене должен быть предусмотрен сорокаминутный перерыв. После каждого урока должен быть десятиминутный перерыв. Предусматриваются еще и большие перемены: после второго и третьего уроков по 20 минут или одна 30-минутная. Это делается для того, чтобы ребенок, пребывая в школе более четырех часов, имел возможность поесть и отдохнуть.

Недельная учебная нагрузка в классах составляется в зависимости от затрачиваемого умственного напряжения. Например, в понедельник и субботу при составлении расписания необходимо ставить «легкие» предметы. Это делается по таблице ранжирования, которая также предусмотрена санитарными правилами. Она включает все предметы, и каждый предмет имеет свой балл трудности. Самые трудные предметы – математика, казахский язык для русских школ и русский язык для казахских школ – имеют оценку в 11 баллов. На втором месте по степени сложности стоят иностранные языки – 10 баллов. Третье место – физика, химия, биология. Ниже по балльной оценке идут гуманитарные предметы, далее труды, пение и рисование.

Так вот, согласно таблице ранжирования, легкие предметы как раз и должны стоять в расписании занятий в начале и в конце недели. Самые оптимальные дни для обширного задействования предметов у младшего и среднего звена – вторник и четверг, а у старшего звена – вторник и среда. Кроме того, согласно нормам, сдвоенные уроки по трудным предметам не допускаются».

Стоит еще добавить, что согласно санитарным правилам наполненность класса типовой школы на одного учащегося предусматривается по 2,5 квадратного метра. И в классе не допускается больше 25 детей. В старших классах гимназий и лицеев допускается уменьшить количество до 20 человек. В этом случае у преподавателя будет больше времени для индивидуального подхода к ребенку.

Но с шымкентскими школами эти нормы как-то не вяжутся.

Заметим при этом, что городские власти не бездействуют и делают что могут. Например, в новом году запланировано строительство еще шести новых школ (помимо того, что в прошлом году велось строительство семи новых детских садов и пяти школ). В частности, в новых зданиях школы в микрорайоне «Ынтымак» смогут обучаться 900 детей, в «Каратобе» – 600, «Сауле» – 1200 учеников. В прошлом году четыре городские школы были признаны аварийными, в трех из них был проведен капитальный ремонт, они уже сданы в эксплуатацию. Ремонтные работы здания школы №34 завершатся в 2016 году. Также запланировано строительство дополнительных пристроек к школам №№59, 82 и 83, начнут его в этом году.

Всем нам есть о чем подумать. Ведь хорошее образование – это залог успешного развития государства. Не зря говорят: «Что посеешь – то и пожнешь». И мы уже пожинаем. Несмотря на то, что в стране уровень образования уже начал падать, мы все продолжаем реформировать и преобразовывать. А по большому счету практически ни одна образовательная реформа у нас не доведена до логического завершения.

Татьяна БУРДЕЛЬ

otyrar.kz

Ранговая шкала трудности предметов для школьников

 

(по И.Г. Сивкову, 1975)

 

Исследования показывают, что не всегда предложенная И.Г. Сивковым оценка соответствует реальной трудности учебных предметов[78]. Как предполагается, в первую очередь она определяется личностью учителя и его профессиональным мастерством. В частности, если учитель сумеет сформировать у школьников заинтересованное отношение к изучаемому материалу, свяжет его со значимыми для обучающихся данного возраста приоритетами, то они будут считать этот предмет вообще не столько трудным, сколько интересным. Поэтому сам термин «трудность учебных предметов» представляется относительным и больше относится к используемым данным педагогом методикам и приемам. В связи с этим в оценке реальной трудности следует исходить из конкретной ситуации, и каждое образовательное учреждение может провести свою собственную ее диагностику, используя «метод экспертных оценок» (Н.В. Васильева, 2003).

Для практического использования метода необходимо:

1. Подготовить наборы с названиями предметов.

2. Учащимся раздать наборы карточек с названиями предметов и листки для ответов.

3. Предложить выбрать карточки с названиями тех предметов, которые изучаются в данном классе.

4. Уточнить понятие «трудность предметов».

5. Предложить самостоятельно определить трудность каждого предмета путем ранжирования, т. е. раскладывания карточек в порядке убывания трудности предмета (карточки укладывать сверху вниз, т. е. на первом месте сверху кладется самый трудный предмет, ниже – менее трудный и т. д.).

6. Полученный расклад предметов записать на лист ответов.

7. После этого разобрать и уточнить понятие «утомительность предметов».

8. Выполнить аналогичную процедуру ранжирования и записать полученный расклад на лист ответов.

9. Листы с ответами собрать и обработать (табл. 23).

 

Таблица 23

Форма сводной таблицы для обработки экспертных оценок трудности учебных предметов

 

 

Расчет среднего балла не имеет значимых различий при расчете как по среднему баллу классов в параллели, так и по сумме баллов по предмету в параллели.

Средний балл предмета в параллели рассчитывается по формуле:

Ср. б. пр. = Σmk / n

где mk – средний балл по предмету одного класса;

n – количество классов в исследуемой параллели.

Можно воспользоваться и следующей формулой:

Ср. б. пр. = ΣWk / n

где Mk – сумма баллов по предмету в параллели;

п – количество учащихся одной параллели, участвующих в исследовании.

Средний балл рассчитывается отдельно по трудности и утомительности. Затем находится средний балл приемлемости (рассчитывается как среднее значение от суммы средних величин трудности и утомительности).

Полученные результаты дают возможность создать шкалу приемлемости предметов, отражающую особенности каждого конкретного образовательного учреждения (табл. 24).

 

Таблица 24

Примерная шкала приемлемости предметов

 

 

В предлагаемом варианте шкалы приемлемости предметов в столбец «предметы по рангу» вносятся предметы, ранги которых были получены в данном образовательном учреждении на основании своей собственной диагностики «методом экспертных оценок». Поэтому по своей структуре предлагаемая шкала постоянна, а по содержанию вариативна. Шкала приемлемости может быть составлена на каждую параллель классов.

Уже доказано, что нецелесообразно ставить в расписании два или даже три сложных урока подряд, а лучше чередовать трудные предметы, требующие значительных умственных усилий (математика, иностранный язык, химия, физика), с менее трудными, – с преимущественно физическими нагрузками, связанными с письмом или записыванием (русский, иностранный языки) или с преимущественным объяснением учителя (история, география) и т. д.

В расписании учебных занятий на неделю следует исходить из суммарной нагрузки учебных дней в определенной закономерности, отраженной в табл. 25.

Таким образом, судя по приведенной таблице, наименьшей работоспособностью учащиеся отличаются в понедельник, а наивысшей – в среду и четверг. В связи с этим можно было бы рекомендовать количество и трудность учебных предметов в каждом учебном дне подбирать таким образом, чтобы их суммарная дневная величина не превышала половины приведенных в таблице значений. В полной мере это относится и к объему и трудности задаваемых для домашней самостоятельной работы заданий.

 

Таблица 25



infopedia.su

В Казахстане предлагают сократить объем домашних заданий для школьников

Астана. 8 февраля. Kazakhstan Today - Министерство образования и науки РК вынесло на обсуждение педагогов и родителей два проекта методических рекомендаций по организации и выполнению домашнего задания учениками 2-11 классов. К обсуждению приглашаются все, кому небезразличны вопросы школьной педагогики и развития интеллектуального потенциала страны, говорится в сообщении на странице ведомства в Facebook.

"Данные международного исследования PISA показывают, что казахстанские школьники уделяют слишком много времени на подготовку домашнего задания (4-е место из 65 стран), при этом доказано, что на успеваемость детей лучшее влияние оказывает небольшой объем домашнего задания. К тому же при подготовке к урокам наши дети прибегают к помощи своих родителей чаще своих сверстников из других стран мира (1 место из 65 стран). Вопрос чрезмерности объема домашних заданий поднимался родителями казахстанских школьников неоднократно", - отметили в МОН, передает Kazakhstan Today.

Для изучения проблемы было проведено социологическое исследование, созданы две рабочие группы из числа лучших специалистов в сфере среднего образования. На сегодня группы закончили свою работу и представили две версии методических рекомендаций: обе направлены на сбережение здоровья школьников и недопущение перегрузок - путем установления оптимального объема и интенсивности нагрузки, применения необходимых педагогических приемов.

По информации министерства, обе группы, как и родители - участники социсследования, едины в своем выводе: время, отводимое на домашнее задание, требует сокращения. При этом первая группа предлагает сократить время заданий вдвое от определенного санитарно-эпидемиологическими требованиями, вторая - достаточно сократить это время на 40 минут. Обе группы рекомендуют в основной и старшей школе проводить сдвоенные уроки по языковым предметам и математическим дисциплинам (алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа). Учителям-практикам рекомендуется сочетать задания-минимум (обязательные для выполнения) и задания-максимум (для добровольного выполнения), а также не задавать домашние задания на выходные, праздничные, каникулярные дни, после выполнения контрольных работ.

Кроме этого, учебные предметы предлагается дифференцировать на три группы: по предметам первой группы домашнее задание дается обязательно, по предметам второй группы - в рекомендательной форме, по предметам третьей группы вовсе не даются. Можно допустить интегрированные задания, но они должны задаваться по всем предметам. Одной из рабочих групп предложена формула расчета времени на выполнение домашнего задания по одному предмету. В другом проекте представлены временные нормативы по учебным предметам в соответствии с таблицей их ранжирования по трудности, а также примерный объем домашних заданий для обучающихся 2-11 классов.

"В любом случае все варианты вынесены на обсуждение педагогов, родителей. Обсуждение в педагогической среде завершится 15 марта, и изменения объемов домашних заданий будут введены в сентябре 2017 года", - уточнили в МОН.

Проекты рекомендаций размещены на сайте Национальной академии образования имени И. Алтынсарина www.nao.kz и Информационно-аналитического центра www.iac.kz.

Просмотров: 6225

При использовании информации с сайта гиперссылка на информационное агентство Kazakhstan Today обязательна. Авторские права на материалы агентства. Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

www.kt.kz


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта