DEMING.PRO | Инновационный менеджмент. Ранжирование персонала это
Как ваша система ранжирует людей в компании
Как рассматриваемая система ранжирует людей в компании
«Ежегодные аттестации проникли в организации и стали популярны в них, поскольку они ни от кого не требуют решения проблем, связанных с людьми. Гораздо проще этих людей проранжировать, сосредоточившись на выходах.
Идея аттестации соблазнительна. Звучание слов подстегивает воображение: платите за то, что вы получаете; получайте то, за что вы заплатили; мотивируйте людей на то, чтобы они давали все, на что они способны, для их же собственной пользы. Эффект получается совершенно противоположным тому, что обещают на словах. Каждый представляет или пытается подать себя в выгодном свете для собственного выживания. Организация в целом проигрывает.
Более того, аттестация бессмысленна с точки зрения предсказания будущих результатов аттестуемого, за исключением тех случаев, когда эффект индивидуальных отличий человека превышает различия, обусловленные системой, в которой работают люди.
Традиционные системы аттестации персонала увеличивают разброс в результатах работы людей. Проблема заключается в предполагаемой точности методов аттестации. К чему это приводит? Те, чьи результаты оказались ниже среднего уровня, смотрят на тех, у кого они оказались выше среднего, и удивляются: в чем же различие? Это заставляет людей работать со средними показателями. В итоге ухудшаются результаты.
Руководство в этом случае просто перекладывает свою ответственность на людей, которые не могут повлиять на качество, производительность и предложить инновации».
[2] Э. Деминг, "Выход из кризиса"
Статья, целью которой было показать, как построена работа с персоналом в цехе демонстрировала фотоматериалы Рис. 1 и Рис. 2.
Рис. 1. Фотография доски с рейтингом персонала цеха Штамповки
Рис. 2. Фотокопия критерием оценки персонала цеха штамповки используемых для рейтинга показанного на Рис. 1.
Кто присваивает человеку положение в этом рейтинге персонала?
Как он умудряется преобразовать рейтинг сотрудника по каждому критерию в общее число по оси Y?
А если вы просто не увидели "проблемы" одного сотрудника и, случайно, наткнулись на "проблемы" другого, как вы отразите это в рейтингах обоих?
Что с этим делается дальше? Для чего кто-то осуществляет эту работу?
Скорее всего, руководству этого предприятия нечего делать, за все отвечают рабочие, "хорошие", "средние" и "плохие". Правда, в "плохие" в рейтинге никто не попал, всех "плохих", скорее всего, оставили рядом с границей от "средних" к "плохим" на стороне "средних". Посмотрите на участок крупной штамповки (вторая колонна), там разместилось 9 человек в один ряд.
Попробуйте выставить себе оценку в виде конкретного числа по каждому из приведенных критериев. Это просто невозможно! Как операционально точно или хотя бы приблизительно определить число, справедливо соответствующее человеку? Нет смысла отцифровывать эту доску для построения контрольной карты Шухарта, понимая, что выразить эти критерии численно невозможно, даже приблизительно.
Эта доска с ранжирование фотографий сотрудников — демонстрация непонимания руководством предприятия, как управлять людьми на производстве. Сбрасывание менеджментом с себя ответственности за работу людей. Эти люди работают в системе, созданной этим менеджментом, обучаются менеджментом, используют оборудование, стандарты, правила и методы, предоставленные менеджментом, оборудование обслуживается ремонтной службой завода управляемой этим же менеджментом. Нет предела списку того, чем необходимо заняться и что необходимо улучшить менеджменту предприятия, вместо занятий рейтингами.
"Многие знают о статистическом контроле качества на производстве. Это важно, но производство лишь малая часть общей системы. Можно добиться 100%-гo успеха в рамках производства и, в конце концов, обанкротиться. Самое важное применение принципов статистического контроля качества, под которыми я подразумеваю знания об общих и особых причинах вариаций, в управлении человеческими ресурсами".
[3] Эдвардс Деминг
В одном исследовании мне пришлось продемонстрировать руководителю, как его бизнес-система взаимодействует с 9-ю сотрудниками отдела продаж. Для этого были выбраны используемые в компании параметры оценки, характеризующие три последовательные стадии взаимодействия с потенциальными Заказчиками. В этом кейсе, мы продемонстрируем анализ только 1-й стадии. Чем выше значение показателя, тем лучше эффективность продавца.
Здесь будет полезным вспомнить четвертую часть Системы глубинных знаний Э. Деминга, а именно понимание и принятие естественных различий людей.
Естественные различия не являются превосходством одних над другими, но являются той основой, которую использует для ранжирования людей конкретная, далеко не совершенная бизнес-система. В любой другой бизнес-системе, оцениваемые параметры рассматриваемых людей, скорее всего, будут существенно отличаться. Увольняя сотрудников «непринятых» системой, нанимая новых, даже с декларируемым ими прекрасным прошлым опытом, никто не может предсказать как их примет ваша система.
Я использовал показатели (метрики) за период с 30 по 41 неделю отчетного года, применяемые в компании для оценки производительности продавцов.
Для первой части аналитического исследования, т. к. данные представляли непрерывные величины, мной была выбрана XR-карта средних подгрупп. Сгруппировал данные по 4 последовательные недели по каждому продавцу и построил карту средних подгрупп с картой групповых размахов. См. Рис. 3.
Что наблюдаемая в контрольной карте средних изменчивость пытается нам сообщить о системе и людях, которые работают в ней?
Рис. 3. Взаимодействие системы с группой сотрудников.
Система демонстрирует статистически неуправляемое состояние. Нет смысла предсказывать потенциальные возможности такой системы и рассуждать о ее воспроизводимости. Первым делом, менеджменту потребуется привести систему в состоянии статистической управляемости, устранив особые причины вариабельности, действие которых проявилось в точках, соответствующих подгруппам вышедших за нижнюю контрольную границу (НКГ). Потребуется выяснить особые причины, вызвавшие выход точек за верхнюю контрольную границу (ВКГ).
Рисунок 3.2. Определение пределов системы.
На Рис. 3, только продавцы 1, 8 и 9 работают в пределах системы. Их можно оставить в покое. Продавец 2 требует особого внимания к себе из-за размаха в 3-й подгруппе, превышающего возможности системы. Возможно, причина в несовершенстве начисления показателя при переходящем остатке между двумя смежными неделями.
Продавцы 3 и 4 требуют особого внимания к себе, т. к. превосходят возможности системы по средним третьих подгрупп (вне системы с лучшими результатами). Возможно, они находились в этот период в привилегированном положении или их методы стоит изучить и перенять другим продавцам. В любом случае ищите причину.
Продавцы 5, 6 и 7 требовали к себе особое внимание по результатам средних первых подгрупп (вне системы с худшими результатами). Возможно, они находились в более сложных условиях, чем остальные продавцы, или им требовалась помощь со стороны менеджмента. Менеджменту требуется быть внимательным к этим сотрудникам и разобраться с причинами. Например, Э. Деминг приводит множество примеров, когда на работах, связанных с требованием хорошего зрения, использование очков возвращало людей в пределы системы.
На следующем этапе, я построил контрольную карту индивидуальных значений и скользящих размахов (XmR-карту) по результатам каждой недели с 30 по 41, отдельно для всех продавцов, смотрите Рис. 4. Что контрольная карта пытается нам сообщить о системе и людях, в этом случае?
Рис. 4. Взаимодействие системы с различными сотрудниками. Условные обозначения: CL(x) – среднее индивидуальных значений рассматриваемого параметра; UNPL(x) – верхняя и LNPL(x) – нижняя естественные границы рассматриваемого параметра взаимодействия "система - сотрудник".
Данные продавцов (Рис. 4) 1, 2, 3, 8, 9 демонстрируют состояние статистической управляемости. Вмешательство в их работу крайне не желательно. Их можно оставить в покое и продолжать вести индивидуальные контрольные карты. Дальнейшее обучение этих сотрудников теми же методами уже не изменит результаты их работы и будет экономически неэффективным. Переобучать всегда сложнее, т. к. достигнув состояния статистической устойчивости, у сотрудников уже вырабатываются привычки и навыки работы, которые будет сложно изменить.
Продавцы 4, 6,7 находятся в состоянии статистической неуправляемости. Им требуется особое внимание менеджмента. Обучение теми же методами еще будет для них экономически эффективно.
Продавец 5 демонстрирует состояние статистической управляемости с худшими результатами в группе. Возможно, обучение, которое он прошел было недостаточным или неподходящим ему. Возможно, он находится постоянно в более сложных условиях, чем остальные продавцы или он занимается не своим делом и его придется перевести на другую работу.
Несмотря на массу новой и полезной для улучшений информации, которую несет в себе статистическое мышление, абсолютное большинство руководителей предпочитает просто ранжировать людей в команде на лучших и худших. Расставить числа в порядке убывания или возрастания, простая задача для детей подготовительной группы детского сада.
Что делать менеджменту для повышения эффективности продаж, когда система будет приведена в состояние разумной степени статистической управляемости? Смотрите в рекомендациях к кейсу: Анализ количества исходящих звонков отдела продаж и произвольных норм, предъявляемых руководителем к продавцам.
Дополнительные материалы
Microsoft отказывается от рейтинга сотрудников (12 ноября 2013)
"Корпорация Microsoft отказывается от системы рейтинга сотрудников "стек-рейтинг" и системы компенсаций на ее основе.
Компания заявила, что больше не будет ранжировать сотрудников, настраивая их друг против друга, оценивая их по шкале от одного до пяти. Рейтинг приводил к тому, что некоторая часть из 100 тыс. сотрудников Microsoft, должны были быть признанными как отстающие.
Рейтинг был ключевым фактором в распределении бонусов и решений о повышении в должности. Многие нынешние и бывшие сотрудники Microsoft жаловались, что система рейтингов привела к борьбе за власть среди руководителей, и нездоровой конкуренции среди коллег.
Microsoft заявила во вторник, что отказывается от численного рейтинга в пользу более частых и качественных оценок персонала. Изменения вступили в силу немедленно.
Это делает Microsoft последней в серии компаний, отказавшихся от принудительного рейтинга персонала, метода, который был широко скопирован в 1980-х после роста популярности у General Electric, во главе с исполнительным директором Джеком Уэлчем".
The Wall Street Journal
Читайте большую статью на английском "Kill Your Performance Ratings" (Убейте ваш рейтинг эффективности).
Источник: www.strategy-business.com
www.deming.pro
Ранжирование персонала то же самое зло что и MBO!
Приведем четыре вопроса, возникшие у участников четырехдневных семинаров, и ответы, которые они получили от Деминга:
«Чем вы замените аттестацию персонала?» —
«Не хотите ли вы взамен одной болезни заполучить другую?»
«Как насчет людей, которые не гордятся своей работой, приходят только за деньгами и т. п.?» —
«Это не их вина, они забиты системой».
«Как вы удовлетворите потребность сотрудников в объективной оценке?» —
«Этого нельзя сделать, поэтому мы здесь. Лучше нам продолжать учебу».
«Почему системы аттестации персонала все еще распространяются в Мире?» —
«Невежество неискоренимо».
Очевидно, с вопросом об аттестации персонала тесно связан вопрос о продвижении сотрудников по службе. В ответ на вопрос «Как вы вознаграждаете и продвигаете людей?» Деминг говорит:
«Я готов рассматривать все что угодно, только не ранжирование».
Ранжирование людей в системе — та же лотерея. Оно разрушает людей, компанию, страну. Да, Деминг готов рассматривать что угодно, лишь бы это не подразумевало ранжирования. Прекрасно, но это не далеко не полный ответ на поставленный вопрос. Тогда каков он? Каково ваше мнение о том, чтобы оценивать кандидатов на выдвижение с точки зрения их лидерских способностей, перечисленных в перечне «Некоторые характерные черты лидера»? Личный контакт и личные знания работают довольно хорошо. Кого вы знаете, кто знает вас? Может быть, это выглядит как проявление протекционизма. Но существует ли лучший путь с практической точки зрения?
На рисунке мы видим время, проходящее по диагонали листа, от рождения (вверху слева) до смерти (внизу справа). Мы видим, что рождение ребенка открывает перед ним целый мир. Он получает полный потенциал внутренней мотивации, любознательности, достоинства, радости, доброжелательности. Но что происходит дальше? Он оказывается под кованым сапогом традиционного образования и системы менеджмента: ранжирования, конкуренции, оплаты по результатам, управления по целям, порочной практики — всего того, что противоречит пунктам 11 и 12 и философии Деминга в целом. В результате прекрасный потенциал, которым ребенок наделен с рождения, постепенно сходит на нет и разрушается, чтобы замениться плодами конкурентного эгоистичного общества, основанного на внешней мотивации:
«За время жизни они выдавливают из личности ее врожденную внутреннюю мотивацию, самоуважение, достоинство и встраивают в нее страх, закрытость, внешнюю мотивацию».
Похожие материалы
Это грустная картина. Но разве она не содержит больше, чем просто намек на реальную жизнь?
Однако цель этой картины не в том, чтобы вызвать депрессию. Как и во всем учении Деминга, ее цель заключается в возможности для нас понять, что нужно сделать, чтобы остановить упадок и развернуть корабль в нужном направлении.
Рис. 1. Диаграмма жизни (рисунок Деминга) Рис. 2. Диаграмма жизниПорочные практики, показанные в верхней части рисунка, давят на нас всю жизнь, неумолимо наращивая разрушения и снижая возможности взращивания личности. Без них взращивание могло бы продолжаться всю жизнь и не было бы «разрушительной» части рисунка. Послание ясно. Проявления порочной практики нужно уменьшать, ослаблять и устранять. По мере снижения давления сверху рисунка линия, разделяющая взращивание и разрушение, будет подниматься вверх, к правому углу диаграммы жизни, выдавливая разрушения и увеличивая взращивание:
Деминг возлагает на всех нас, его учеников, ответственность за то, чтобы идти и внедрять его учение. Иначе, предупреждает он, «мы все за это поплатимся».
Картина очень яркая, сильная — таков же и призыв Деминга к преобразованиям.
Организация как система: Принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга / Генри Нив ; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 370 с.
davtyan.pro
Потребность такой оценки. Большинство схем оценки квалификации (ранжирования) сотрудников разрабатывается для крупных организаций и совершенно очевидно, что потребность в таких схемах является вполне обоснованной, а усилия по внедрению схем вполне оправданными, если полученная в результате система охватывает сотни или тысячи конторских служащих. Крупная организация является сложной структурой со многими должностями специалистов и потребность в наличии стандартных средств для сопоставления одной работы (должности) с другой является вполне очевидной. Однако, у небольших организаций имеются не меньшие, чем у крупных, потребности в оценке квалификации своих сотрудников. Установление правильной взаимозависимости окладов в соответствии с ценностью выполняемой работы и получение правильного представления о сравнительной важности работ (должностей) является важным для организаций с численностью работников от 10 до 20 человек не менее, чем для более крупных организаций. В действительности у малых фирм есть аспекты, которые усиливают эту потребность. В более мелких организациях наиболее вероятно, что взаимоотношения персонала или сильных личностей могут явно сказываться на балансе должностных окладов. В частности, в тех случаях, где компанией владеет семья, и где члены семьи занимают различные должности в организации, применение объективной системы оценки квалификации работников поможет избавиться от подозрительности между работниками как внутри семьи, так и со стороны других работников. В целом малая организация сталкивается с теми же проблемами, что и все другие, в отношении сопоставления должностей с внешними рыночными ставками и закрепления хорошего персонала с помощью соответствующих должностных окладов. Руководитель небольшой организации, однако, испытывает обычно недостаток средств для привлечения консультантов или специалистов в свой малочисленный штат, и он просто вынужден самостоятельно разрабатывать схему ранжирования работ. В малых фирмах работы имеют более широкий диапазон и менее сконцентрированы на выполнении одной узкоспециальной функции. Так, служащий, отвечающий за выплату зарплаты, вероятно, имеет также дело с работой кассира и рассчитывает заработную плату персонала на основе табельного учета, выполняемого им же. При очень малом количестве персонала руководителю несложно иметь полное представление о вкладе таких работников, однако, по мере роста организации, когда приходится делить эти широкие должностные обязанности, потребуется ввести должность специалиста по кадровым вопросам для администрирования систем оплаты труда. Простейший анализ и классификация должностных заданий, а также приблизительное определение времени, необходимого для выполнения каждого задания, могут быть выполнены без больших трудностей и это позволит выявить не только те задания, которые требуют большего времени, но также определить и требования, предъявляемые к уровню работника. Преимущества небольших организаций. Вероятно, наибольшее преимущество более мелких организаций, которые разрабатывают правильные системы оценки квалификации работников, заключается в том, что их размеры намного облегчают установление контактов, и что в таких организациях большинство работников и руководителей достаточно хорошо знают работы, входящие в круг должностных обязанностей большинства работников. Поэтому здесь намного менее вероятны трудности в подборе работника, который знает весь диапазон работ, или в формировании сбалансированных комитетов по выбору базовых работ в качестве фиксированных пунктов для сравнения рангов должностей. И здесь, конечно, точно так же важно следовать системной процедуре, информируя персонал о назначении и методе разработки схемы ранжирования, и анализируя задания, составляющие работы, а также классифицируя затем работы в стандартную структуру, которая воспринимается как справедливая. И здесь применимы те же самые общие принципы, и так же важно согласовать с работниками их должностные инструкции, а затем, в случае необходимости, и присвоенный им класс. Это может быть организовано одним работником и возможно с меньшим привлечением людей к этой процедуре и всего лишь за несколько недель, при условии временного отвлечения работников от своей основной работы. Другое преимущество заключается в том, что, используя структуру, предложенную Институтом административного управления, для анализа работ, глава малой фирмы может сразу же и намного успешней произвести сопоставление окладов своих служащих со служащими большой компании. Развивая данный тезис, следует отметить, что для более мелких организаций, которые используют схему Института административного управления, применимую одинаково для организаций любого размера, это преимущество заключается еще и в том, что схема обеспечивает системный подход при оценке работ, который признается справедливым. Размер организации не имеет никакого значения, если работники считают, что им платят несправедливо по отношению друг к другу, а это может быть более вероятным в небольшой фирме, где отсутствует начальник отдела кадров, который может уравновешивать искаженное мнение владельца фирмы. Особые проблемы малой фирмы. Существует три проблемы, которые чаще всего затрагиваются управляющими малых фирм. Первая проблема заключается в том, что фирма слишком мала для того, чтобы нести расходы по разработке схемы ранжирования, или иметь доход, достаточный для периодического проведения оценки квалификации работников. Эта проблема действительно может иметь место там, где стоимость проводимых работ высока, однако нетрудно разработать небольшую схему, для чего совсем не обязательно держать штатных специалистов как это практикуется в крупных конторах. Подход, который может быть признан подходящим для управляющего малой фирмой, состоит во внимательном ознакомлении с изложенными в данном или аналогичном цикле статей принципами и общей практикой применения схемы, и использовании указанных материалов при разработке проекта схемы, отражающего собственные требования этого управляющего. Специалисты компании обычно бывают очень довольны, когда их просят дать совет по своей специальности, и дают его с готовностью. Второй проблемой является тенденция (почти вынужденная) классифицировать личности, а не работы. Эта проблема существует в любой схеме, однако в малой фирме, где работы почти все индивидуальны и каждый знает каждого, особенно трудно избежать классификации мисс Смит, а не счетной работы, которую она выполняет. Способности или популярность личности никогда не должны влиять на классификацию работы, которую эта личность выполняет. Нельзя сказать, что очень способная личность не будет влиять на работу за счет проявления большей ответственности. При этих обстоятельствах, будет возникать необходимость пересмотреть класс выполняемой работы. Аналогичным образом, если способная личность выполняет работу низкого класса, то правильный ответ будет заключаться в том, чтобы создать все условия для получения этой личностью работы более высокого класса с тем, чтобы гарантировать перевод работника в более высокий класс. Во все времена ключевым требованием при оценке квалификации работника был класс работы, а не личность работника. Третьей часто возникающей проблемой является то, что работы в малой организации являются очень изменчивыми и обычно нуждаются в систематическом проведении классификации. Проблема эта может быть охарактеризована следующим образом: "мы не можем позволить себе роскошь держать специалистов - мы все объединены и выполняем все или любую из работ в этой конторе". В очень маленькой конторе вполне вероятно, что каждый помогает кому-нибудь еще, однако это применимо также и к маленьким отделам в больших организациях. Необходимо иметь очень малое число работников для того, чтобы сформулированная выше проблема была бы в действительности. Даже два человека, вероятно, будут делить работу на регулярной основе в соответствии с их индивидуальным опытом и интересами или в соответствии со старшинством или занимаемым положением. Анализ заданий будет нередко выявлять различие класса работы, подлежащей выполнению различными лицами даже в том случае, когда кажется, что все уже распределено. Иногда такой анализ будет выявлять преимущество прекращения принципа "мы все участвуем", когда становится очевидным, что более трудные задания лучше выполнять более способному или более опытному работнику. Общий подход. В статье описаны некоторые из специфических проблем, которые возникают в ходе внедрения схемы оценки квалификации работников в небольших фирмах. Системная схема классификации имеет много достоинств и является такой же необходимой и для малых, и для больших бюрократических организаций. Те, кто всю жизнь специализируются на оценке квалификации работников, поймут, что нет ничего мистического в создании подобных систем - просто необходимо выполнить разумный анализ работ на согласованной основе. Однако, при этом очень важно следовать общим принципам проведения эффективной оценки квалификации работников, которые не зависят от размеров организации. |
b-news.narod.ru
[1] 2 » |
www.jobgrade.ru
( http://www.bkg.ru ) Система классификации и ранжирования должностей, разработанная Институтом административного управления, восходит к 30-м годам, когда управляющие, в частности управляющие крупных компаний, поняли выгоды от наведения определенного порядка в шкалах должностных окладов и смогли провести сравнения этих шкал между своими компаниями. Среди тех, кто первым разработал схемы классификации должностей конторских служащих, были работники Института, под эгидой которого произошел обмен идеями, и были разработаны общие основы работы системы. Первая публикация относится к 1942 году. Она называлась "Анализ должностных окладов конторских служащих". Этот анализ, который теперь издается ежегодно, вскоре стал - и остается до сих пор - крупнейшим и наиболее всеохватывающим ежегодным обзором должностных окладов конторских служащих, публикуемым в Великобритании. Он охватывает около 90 000 должностей конторских служащих ежегодно.Успех разработанной Институтом схемы, вероятно, обусловлен четырьмя факторами: схема сосредоточивается на оценке фактической конторской работы и обязанностей служащих, а не на требованиях к качественным характеристикам лица, необходимого для выполнения этой работы; схема проста, и легко может быть приспособлена к любому типу организации; схема легка для понимания; схема содержит всеобъемлющий перечень предлагаемых классификаций в качестве примеров, которые готовы к применению.Рассмотрим цели ранжирования должностей административного и технического персонала (конторских служащих).Главная цель. В любой организации, цели и задачи распределяются в соответствии с потребностями групп к индивидуальными способностями их членов. На основании этого, построение иерархии происходит в соответствии с относительной важностью (ценностью), которую имеет каждая должность. В этой ситуации, иерархическая структура имеет важное значение, не только для социального статуса или положения, которые она дает, но и в силу того, что уровень оплаты труда при работе в большинстве организаций связан с местом в иерархии, занимаемым отдельной должностью.Любая работа, за которую предлагается заработная плата или должностной оклад, оценивается тем или иным способом в зависимости от достижения уровня получаемой оплаты труда. В этом смысле можно сказать, что все организации, которые производят оплату труда служащих, производят оценку их квалификации (здесь и далее мы будем применять термин «оценка квалификации», согласно английской терминологии, вместо привычного американскому уху термина «ранжирование должностей»). Оценка квалификации используется в настоящие время для стандартизованного ранжирования работ /должностей/ и группирования их в классы. Общепринятым является следующее определение Британского Института Управления: "Оценка квалификации представляет собой процесс анализа и оценки работ /должностей/ с целью расположения их в виде структурированного ряда, который может быть использован затем в качестве базы для построения системы оплаты".В большинстве случаев главной причиной принятия принципа оценки квалификации является необходимость формирования базы для создания беспристрастной структуры должностных окладов, причем различные управленческие структуры видят в системах оплаты труда по результатам оценки квалификации одно из средств снижения внутрикорпоративной напряженности. Прежде чем приступить к исследованию причини, по которым оценка квалификации стала считаться полезной при разработке структур должностных окладов, стоит кратко рассмотреть альтернативы этому методу. Для работников физического труда используется традиционная структура, имеющая обычно форму ряда тарифных ставок, каждая из которых определяется по традиции и требованиями рынка труда и в современных условиях пересматривается регулярно профсоюзами. Применительно к конторским служащим альтернативой является установление, ставок /окладов/ индивидуально /в частности, в более мелких организациях/, по мнению работодателя. В тех случаях, когда должностные оклады устанавливаются индивидуально администрацией, система обычно базируется на личностной оценке больше, чем на квалификации. Каковы же тогда преимущества структур должностных окладов, основанных на оценке квалификации работников? В приведенных ниже абзацах описаны наиболее известные из этих преимуществ.Во-первых, оценка квалификации базируется на фактическом изучении содержания работы и систематическом сравнении содержания данной работы и других работ. И администрация, и служащие могут наблюдать, как это сравнение осуществляется, и могут легче судить сами о полноте сравнения и вытекающей отсюда разнице в оплате. Нередко, главная причина внедрения системы оценки квалификации лежит в неудовлетворенности существующей структурой ставок /окладов/, которая сложилась под воздействием случайных обстоятельств в течение ряда лет, и которая больше не отражает тех справедливых различий, которые были установлены между различными работами ранее. Большинство проблем, касающихся установления ставок оплаты, связано с сопоставимостью работ и созданием системы, которая обеспечила бы сравнение работ на известной единообразной основе, при этом была бы с точки зрения работников более справедливой, чем системы, базирующиеся на оценках администрации, в которых используемые критерии неизвестны.Во-вторых, система оценки квалификации более подходит для создания, такой структуры должностных окладов, которую можно поддерживать на современном уровне. Когда возникает недовольство по поводу окладов, это обычно является результатом изменения условий или взаимоотношений, которые не отражаются различием в окладах. Когда система базируется на разработке фактических должностных инструкций, изменения в содержании работы легче распознаются как администрацией, так и работниками. Большинство систем оценки квалификации содержит стандартные процедуры пересмотра должностных инструкций и классов должностей, или классификации новых работ/должностей. Необходимость изменения, поэтому, быстрее выявляется и пересмотр может быть осуществлен с использованием тех же критериев, которые применялись для других работ.В-третьих, оценка квалификации имеет дело только с содержанием работы в структуре окладов и непосредственно не касается других аспектов, подобных персональным заслугам и спросу на рынке труда. Эти требования также должны быть удовлетворены, однако неразумным является удовлетворение их за счет волевого изменения классов, которое нарушает взаимосвязь между работами /должностями/. Если должность старшей машинистки отнесена к тому же классу, что и должность старшего клерка, то можно сказать, что обе эти должности должны оставаться в одном классе, даже если может потребоваться платить больший оклад машинистке для удовлетворения требованиям рынка труда. Путем отделения квалификационных оценок от рыночных схема оценки квалификации позволяет сохранять постоянную взаимосвязь между работами /должностями/, и предотвращать нелогичные изменения в классах, которые так легко возникают, если позволить нарушить классификацию под воздействием временной рыночной конъюнктуры или случайных обстоятельств. В-четвертых, оценка квалификации может помочь сохранить сбалансированную структуру должностных окладов для всего спектра профессий и должностей. В наш технологический век существуют не только крупные организации, использующие специалистов. Даже в более мелких организациях необходимо обеспечивать соответствие окладов для таких различных категорий работников как счетоводы, рядовые клерки, торговые агенты, закупщики, инженеры или машинистки. Сравнение этих типов работников является нелегким делом и оставляет место для субъективных оценок. Если такие оценки принимаются после проведения проверки каждой работы в свете стандартных критериев, более вероятно, что можно будет сохранить определяемость и приемлемость структуры окладов сотрудников.И, последнее, но приобретающее сегодня возрастающее значение / преимущество заключается в том, что формальная система оценки квалификации является, вероятно, для нанимателя наилучшим способом продемонстрировать, что он платит зарплату за работу, а не за личные качества работника. Особенно в тех конторах, где ставки оплаты устанавливаются персонально администратором, а работы нередко являются в данной организации уникальными, возникает необходимость изучить работы для того, чтобы избежать возможной дискриминации и проблемы, которые могут возникнуть в связи с этим.Прочие выгоды. Хотя оценка квалификации работников используется главным образом в качестве базы для построения схем оплаты, имеется несколько других преимуществ, которые не связаны с должностными окладами, но которые можно получить в результате их применения. Эти преимущества являются, в основном, результатом сбора и анализа информации относительно содержания работ, которая необходима для нормальной системы оценки трудовой деятельности самих работников.Другим важным направлением использования этой информации является экономичное и эффективное комплектование штата. Сама должностная характеристика представляет собой ту базу, которая помогает работнику отдела кадров подбирать нужную кандидатуру с соответствующим опытом работы, а структура классификации, основанная на оценке квалификации, облегчает работникам отдела кадров оценивать уровень кандидата и его соответствие будущей работе. Аналогично, претендент на какую-либо работу может легче сориентироваться при выборе работы в организации, если его ознакомить с должностной инструкцией и основами структуры оценки квалификации работников и рассказать ему, к какому классу относится вакантная должность.Другие преимущества могут быть получены при составлении планов обучения, продвижения, по службе и подготовки кадров. Структура может оказаться полезной при определении потребности в подготовке кадров, так как она показывает относительную важность работ, требуемые обязанности и практический опыт. Для работников легче будет знакомиться с вакансиями, если они будут знать структуру классов оценки квалификации.На практике внедрение принципа оценки квалификации может также дать побочные выгоды за счет прояснения организационных проблем. Обсуждение должностной инструкции или предложенной классификации может выявить поразительное расхождение точек зрения у служащего, занимающего должность, и менеджера на обязанности и цели работы. Организация должна выигрывать от обнаружения и улаживания таких разногласий. 0граничения. Оценка квалификации была в течение ряда лет модной управленческой новинкой, и ее применение быстро возрастало. Большинство модных течений возбуждает некоторый ненужным энтузиазм, и метод оценки квалификации в этом плане не является исключением. Рьяные сторонники видят в нем ответ на самые различные вопросы, связанные с промышленным производством, и рассматривают это направление как научное, которое сможет создать объективную базу для разработки структур оплаты труда. Несомненно, этот метод является полезным инструментом управления, когда он правильно используется, однако, для того, чтобы этот метод не потерял своей ценности и в будущем, необходимо подчеркнуть ограничения применения этого метода и его недостатки.Первое и, вероятно, самое главное ограничение состоит в том, что оценка квалификации не является научным методом, базирующимся на измеряемых фактах и зависимостях. В действительности работы не могут быть проанализированы или оценены в понятиях точных измерений. Даже наиболее сложный анализ базируется на субъективных выводах. Достаточно лишь рассмотреть типичные факторов оценки квалификации, таких как принятие решения, образование, опыт, ответственность перед персоналом, умственные способности, физические способности, новаторство, решение проблем, общественные способности, ответственность за ошибки и материальные ценности, чтобы увидеть, что современные знания не позволяют точно определить или измерить большую часть этих факторов. Первоначальный выбор и определение веса факторов, а также значение, присвоенное конкретному фактору, являются предметом обсуждения (дискуссии), а не измерения. В этом смысле определения, данные классам или факторам, являются всего лишь словами до тех пор, пока они но получат практического толкования. Другое дело, что методы оценки квалификации обеспечивают некую структуру, внутри которой субъективные суждения принимаются на единообразной основе. Второе ограничение заключается в том, что оценка квалификации связывается только с работами, а не напрямую с людьми или деньгами. Структуры зарплаты и должностных окладов должны принимать во внимание личные качества или величину усилий и отдачу работника. Уровень работы, подлежащей выполнению, является одним из аспектов, которые требуется рассмотреть. Другим аспектом является установление эффективности или быстроты выполнения работы. Оценка квалификации имеет дело только с первым аспектом. Физический труд и рутинные канцелярские работы являются более легкими для определения, поскольку они более связаны с физической деятельностью. Чем выше уровень работы в конторе, тем большие требования предъявляются к оценке умственных способностей и тем более проявляется тенденция к определению работ в плане человеческих качеств, требуемых для их выполнения, чем самой работы. Поэтому труднее отделить обязанности по работе от качеств исполнителя работы. Третье ограничение заключается в том, что оценка квалификации не устанавливает суммы денег, подлежащей выплате. Она помогает установить относительные ценности работ внутри организации, но не дает в руки администратора, отвечающего за вопросы оплаты труда, инструмент, учитывающий колебания спроса на рынке труда на конкретные виды работ. Общее движение окладов /например, для учета уровня инфляции/ может быть выбрано в соответствии с движением ставок, установленных по классам, однако, если в каком-либо конкретном виде труда -ощущается временный недостаток, может потребоваться установка только для этой работы повышенной оплаты, когда нет необходимости повышать ставки для других работ (должностей) того же класса. И, наконец, подобно большинству методов, оценка квалификации требует осторожности, и внимания. Она требует затрат управленческого времени и усилий для получения правильной схемы, а для успешного функционирования этого метода требуется периодическое приложение усилий для корректировки классификаций в зависимости от изменений, происходящих в организации, или от изменений обязанностей по отдельным видам работ.Хотя оценка квалификации не является панацеей от всех бед, присущих устаревшим системам оплаты труда, она помогает дать необходимые оценки сопоставляемым работам на систематической и согласованной основе. Невозможно измерить работы в научном смысле, особенно в учреждениях, однако можно предусмотреть критерии, которые можно единообразно применять. Почти все типы структур оплаты труда нацелены на обеспечение справедливости, структура, построенная на основе оценки квалификации, позволяет намного легче достичь этой справедливости. |
b-news.narod.ru