Поведенческие нарушения и проблемы у детей. Поведенческие нарушения
виды, причины, коррекция. Модели поведения
Тема взаимоотношений детей и родителей, а также психология человека по поведению в настоящее время приобретают все большую актуальность. Многие мамы задаются вопросом: «Почему мой ребенок в определенный период стал вести себя иначе? По какой причине он стал таким неспокойным, агрессивным, гиперактивным и проблемным?» Ответы на эти вопросы следует искать в пособиях классических педагогов, таких как Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко и т. д. Но если у вас на это совершенно нет времени, предлагаем прочитать данную статью, чтобы понять все тонкости детской психологии изучить типы расстройств и нарушения поведения, а также найти правильный подход к его коррекции и воспитанию ребенка в целом.
Произвольное и непроизвольное поведение
В психологии разделяют два типа поведения: произвольное и непроизвольное. Первым обладают организованные дети, проявляющие выдержку и ответственность в делах. Они готовы подчиняться собственным целям и установленным в обществе нормам, законам, правилам поведения, а также обладают высокой дисциплинированностью. Обычно детей с произвольным типом поведения относят к числу чересчур послушных и примерных. Но согласитесь, что такой способ самоподачи тоже не является идеальным.
Именно поэтому психологи выделяют еще один тип: непроизвольное (слепое) поведение. Такие дети ведут себя неосмысленно и нередко лишены инициативности, они предпочитают игнорировать правила и законы – их просто не существует для таких детей. Нарушения постепенно становятся систематическими, ребенок перестает реагировать на замечания и упреки в свою сторону, считая, что он может поступать так, как ему хочется. И такое поведение тоже считается отклонением от нормы. Вы спросите: какой же тип наиболее приемлем для ребенка? Обе модели поведения требуют коррекционной помощи, которая будет направлена на преодоление негативных личностных черт.
В чем заключается причина отклонений?
Как известно, каждый человек индивидуален, и полагать, что возникновение отклонений в поведении двух детей имеет одинаковые причины, в большинстве случаев ошибочно. Иногда нарушения могут иметь первичную обусловленность и являются особенностью человека. Например, это может быть постоянное изменение психических процессов, моторная заторможенность или же расторможенность, нарушения интеллекта и т. д. Такие отклонения носят название "нейродинамические расстройства". Ребенок может страдать от нервной возбудимости, постоянной эмоциональной неустойчивости и даже от резких смен поведения.
Отклонения от нормы у здоровых детей
Если же эмоциональный фон ребенка в норме и достаточно устойчив, то причиной отклонений в психологическом плане могут послужить неудачи, например, в учебной деятельности или общении и, как следствие, неумение ребенка справляться с этими трудностями самостоятельно. Такие дети очень нерешительные, пассивные, упрямые и агрессивные. В таком случае главное - понять, что ребенок совершает эти действия непроизвольно, и уж тем более не для того, чтобы кому-то «насолить». Он попросту не может адаптироваться к обстановке и подстроиться под развитие событий. Далее мы более подробно разберем отдельные виды поведения, а именно их особенности, причины и способы коррекции.
Гиперактивное поведение
Гиперактивность является, пожалуй, самым популярным видом расстройства поведения. Таким детям просто необходима повышенная двигательная активность. Но это часть проблемы. Когда ребенок с гиперактивным поведением попадает в социум с прописанными в нем определенными нормами и распорядком, у него нарастает нервное и мышечное напряжение. Ребенок не может терпеть таких запретов, результатом чего становится ухудшение внимания, снижение работоспособности, быстрая утомляемость и эмоциональная разрядка, выражающаяся двигательным беспокойством и неусидчивостью. А такое поведение как раз относится к числу дисциплинарных проступков.
Этим детям гораздо сложнее находиться в общественных местах, в общении со сверстниками и близкими им очень трудно найти общий язык. Дезадаптирующие особенности поведения ребят с гиперактивностью указывают на недостаточно сформированные регуляторные механизмы психики, в первую очередь контроля над собой как основного обстоятельства и звена в образовании нарушения поведения.
Демонстративное поведение
При таком поведении ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы и правила. Причем обращены все его действия в основном ко взрослым. Чаще всего это поведение проявляется следующим образом: дитя кривляется в присутствии взрослых людей, но если они не обращают на него внимания, то это быстро проходит. Если же ребенок находится в центре – он продолжает вести себя как клоун, демонстрируя свою развязность. Интересной особенностью такого поведения является и то, что, если взрослые высказывают замечания ребенку по поводу его некорректного поведения, он начинает еще более активно показывать себя и всячески дурачиться. Таким образом, ребенок при помощи невербальных действий как бы говорит: «Я делаю то, что вас не устраивает. И буду продолжать так себя вести до тех пор, пока вы не потеряете ко мне интерес».
Нехватка внимания – главная причина
Этот способ поведения используется малышом в основном в тех случаях, когда он испытывает недостаток внимания, т. е. общение со взрослыми дефицитное и формальное. Как известно, поведение и психика тесно связаны между собой, поэтому иногда демонстративное поведение применяется детьми и в довольно благополучных семьях, где ребенку уделяют достаточно внимания. В этих ситуациях самоочернение личности используется как попытка выйти из-под власти и контроля со стороны родителей. Кстати, необоснованный плач и нервозность в большинстве случаев также применяется ребенком для самоутверждения перед взрослыми. Дитя не хочет принимать то, что он подвластен им, должен во всем подчиняться и слушаться. Он наоборот пытается «взять верх» над старшими, поскольку ему это необходимо для увеличения собственной значимости.
Протестное поведение
Непокорность и излишнее упрямство, нежелание идти на контакт, повышенная самооценка – все это относится к основным формам проявления протестного поведения. В трехлетнем возрасте (и меньше) такие резкие проявления негативизма в поведении ребенка можно считать нормой, но в дальнейшем это следует расценивать как нарушение поведения. Если дитя не хочет выполнять какие-либо действия только потому, что его об этом попросили или, еще хуже, приказали, то можно сделать вывод, что ребенок просто стремится к независимости, хочет доказать всем, что он уже самостоятельный и не будет следовать приказам. Дети доказывают свою правоту всем независимо от ситуации, даже если в действительности осознают, что поступают неправильно. Таким ребятам крайне важно, чтобы все было так, как они хотят. Считаться с мнением старшего поколения для них непозволительно, да и общепринятые нормы поведения они всегда игнорируют.
В результате во взаимоотношениях возникают разногласия, а перевоспитание без помощи специалиста становится практически невозможным. Чаще всего такое поведение приобретает постоянную форму, особенно когда в семье часто возникают разногласия, но взрослые не желают идти на компромисс, а просто пытаются воспитывать ребенка криками и приказаниями. Нередко упрямство и напористость определяются как «дух противоречия». Ребенок, как правило, чувствует вину и переживает по поводу своего поведения, но тем не менее снова продолжает себя так вести. Причиной такого постоянного упрямства является длительный стресс, с которым дитя не может справиться в одиночку, а также нарушения интеллекта и перевозбудимость.
Следовательно, возникновение нарушения поведения может иметь разные причины. Разобраться в них — значит найти ключ к чаду, к его активности и деятельности.
Агрессивное поведение
Агрессивное поведение является целенаправленным и разрушительным. Используя такой вид, ребенок намеренно сопротивляется законам и нормам жизнедеятельности людей в социуме, всячески вредит «объектам нападения», причем это могут быть как люди, так и вещи, вызывает у тех, с кем взаимодействует, отрицательные эмоции, неприязнь, страх и подавленность.
Подобные действия могут осуществляться для непосредственного достижения важных целей и психологической разрядки. Самоутверждение и самореализация – вот то, ради чего ребенок может вести себя слишком агрессивно. Агрессия может быть направлена либо на сам объект, из-за которого возникает раздражительность, либо на отвлеченные предметы, которые не имеют к ней никакого отношения. Ребенок в таких случаях практически неуправляем: завязать драку с кем-либо, разрушить все, что попадется под руку, закатывать истерики – все это ребенок может делать без зазрения совести, считая, что за этими действиями не последует наказания. Однако агрессивность может проявляться и без рукоприкладства, а значит, могут использоваться другие поведенческие факторы. Например, дитя может оскорблять окружающих, дразнить их и ругаться. В этих действиях проглядывается неудовлетворенная необходимость в повышении собственной значимости.
Зачем и почему ребенок себя так ведет?
Проявляя агрессию, ребенок чувствует свое сомнительное превосходство над другими, силу и непокорность. Основными причинами нарушения поведения являются проблемы и трудности, возникающие у детей из-за учебы. Профессионалы называют такое невротическое расстройство дидактогенией. Именно оно выступает одной из главных причин, приводящих к суициду. Но в чрезмерной агрессивности ребенка нельзя винить только обучение. Негативное воздействие компьютерных игр, влияние СМИ и изменения системы ценностей в отношениях, дисгармония в семье, а именно постоянные ссоры родителей и драки – все эти факторы также могут оказывать негативное влияние на детскую психику. Если ваш ребенок стал слишком импульсивным, вспыльчивым, тревожным или эмоционально неустойчивым, то самое время обратиться к психологу либо попробовать самостоятельно провести беседу и выяснить, в чем кроется причина проявления агрессии.
Инфантильность в поведении
Если вы замечаете, что ребенок ведет себя не по возрасту и ему присущи детские повадки, то дитя можно считать инфантильным. Такие школьники, занимаясь довольно серьезной деятельностью, продолжают видеть во всем лишь развлечение и игру. К примеру, во время уроков ребенок, даже сам того не замечая, может внезапно отвлечься от работы и начать играть. Учителя обычно расценивают такое поведение как нарушение дисциплины и непослушание, но в таком случае необходимо учитывать то, что ребенок делает это совсем не для того, чтобы разозлить преподавателя или получить выговор. Даже если ребенок нормально или слишком быстро развивается, в его поведении все равно проглядывается некоторая незрелость, беззаботность и легкость. Таким детям жизненно необходимо постоянно чувствовать чью-то заботу или внимание, они не могут самостоятельно принимать решения, боясь ошибиться или сделать что-то неправильно. Они беззащитны, нерешительны и наивны.
Инфантильность впоследствии может приводить к нежелательным последствиям в социуме. Дитя, у которого наблюдается такой тип поведения, нередко оказывается под влиянием ровесников или детей старшего возраста с асоциальными установками. Не думая, он приобщается к действиям и поступкам, нарушающим общую дисциплину и правила. Этим детям присущи такие поведенческие факторы, как переживание и душевная боль, поскольку они имеют предрасположенность к карикатурным реакциям.
Конформное поведение
Теперь поговорим о чересчур дисциплинированном поведении. Специалисты называют его конформным. Как правило, взрослые гордятся подобным поведением своих детей, однако оно так же, как и все вышеперечисленное, является отклонением от нормы. Беспрекословное послушание, слепое следование правилам вопреки своему мнению в некоторых случаях может привести даже к более серьезным расстройствам психики ребенка.
Причиной чрезмерного подчинения может быть авторитарный стиль воспитания у родителей, гиперопека и контроль. Дети в таких семьях не имеют возможности развиваться в творческом плане, так как все их действия ограничиваются родительскими установками. Они очень зависимы от чужого мнения, склонны к быстрой смене точки зрения под чужим влиянием. И как вы уже поняли, очень большую роль в определении поведения играет именно психология человека. По поведению можно определить, имеются ли у ребенка проблемы с психикой, как у него обстоят дела в общении с родными, близкими и друзьяи, насколько он уравновешен и спокоен.
Способы коррекции детского поведения
Методы коррекции напрямую зависят от характера педагогической запущенности, модели поведения и того, как воспитан ребенок в целом. Образ жизни, поведение окружающих людей и социальные условия также играют немаловажную роль. Одним из основных направлений коррекции считается организация деятельности детей в соответствии с их интересами и увлечениями. Задача любой коррекции заключается в активизации и побуждении детей к борьбе с наблюдающимися у них негативными качествами, плохими манерами и вредными привычками. Конечно же, сейчас существуют и другие направления и методические приемы коррекции отклонений в поведении детей, а именно внушение, библиотерапия, музыкотерапия, логотерапия, арттерапия, игротерапия. Как было упомянуто выше, последний способ является наиболее популярным и эффективным.
fb.ru
Поведенческие нарушения и проблемы у детей
Лечение поведенческих нарушений и проблем у детей
Как только проблема идентифицирована и определена ее этиология, предпочтительно раннее вмешательство, поскольку чем дольше существует проблема, тем сложнее ее скорректировать.
Врач должен убедить родителей, что физически с их ребенком все в порядке (например, что нарушение его поведения не является признаком физического заболевания). Выявив разочарование родителей и указав на распространенность различных поведенческих нарушений, врач часто может снизить чувство вины родителей и облегчить поиск возможных источников проблемы и способов ее лечения. При простых нарушениях часто достаточно обучения родителей, успокаивания их, а также несколько конкретных советов. Родителям также следует напомнить о важности проведения как минимум 15-20 минут в день в доставляющем удовольствие общении с ребенком. Также следует советовать родителям регулярно проводить время без ребенка. При некоторых проблемах, однако, полезно оказывается применять дополнительные методы, чтобы дисциплинировать ребенка и модифицировать его поведение.
Врач может советовать родителям ограничить поиск ребенком самостоятельности, а также его манипулирующее поведение, что позволяет восстановить взаимное уважение в семье. Следует четко определить желаемое, а также недопустимое поведение ребенка. Необходимо установить постоянные правила и ограничения, родители должны постоянно следить за их соблюдением, обеспечивая должное вознаграждение при успешном их выполнении и последствия при несоответствующем им поведении. Положительное подкрепление соответствующего правилам поведения является сильным инструментом, у которого нет отрицательных эффектов. Родители должны попытаться минимизировать гнев, настаивая на соблюдении правил, и повысить позитивные контакты с ребенком («похвалить ребенка, когда он хороший»).
Неэффективные меры наказания могут привести к нарушению поведения. Крик или физическое наказание способны на короткое время контролировать поведение ребенка, однако в конечном итоге могут снизить чувство безопасности ребенка и его самооценку. Угрозы бросить ребенка или отослать его прочь являются травматичными для него.
Хорошим способом повлиять на неприемлемое поведение ребенка является методика «тайм-аут», при которой ребенок должен сидеть в течение короткого промежутка времени в одиночестве в малолюдном скучном месте (угол или комната, кроме спальни ребенка, в которой нет телевизора и игрушек, однако в которой не должно быть темно или страшно). «Тайм-ауты» - это обучающий процесс для ребенка, лучше всего их использовать при одном проступке или небольшом их числе за раз.
Механизм замкнутого круга можно прервать, если родители игнорируют поступки ребенка, которые не мешают окружающим (например, отказ от еды), и отвлекают внимание или временно изолируют ребенка, если его поведение нельзя проигнорировать (публичные истерики, вспышки раздражения).
Если поведение не изменяется в течение 3-4 месяцев, необходимо повторно обследовать такого ребенка, оценив проблему; может быть показана оценка его психического здоровья.
«Тайм-аут»-методика
Этот дисциплинарный метод лучше всего применять, когда ребенок осознает, что его поведение неправильно или неприемлемо; обычно этот метод не применяют у детей младше 2 лет. Следует осторожно пользоваться этой методикой в детском коллективе, например в детском саду, так как это может привести к тому, что ребенок будет чувствовать себя униженным.
Этот метод применяют, когда ребенок знает, что его поведение ведет к «тайм-ауту», но все равно не корректирует его.
Ребенку объясняют причины наказания и говорят идти сидеть на «тайм-аут стуле» или при необходимости отводят туда сами.
Ребенок должен сидеть на стуле по 1 минуте на год жизни (максимум 5 минут).
Если ребенок встает со стула раньше положенного времени, его возвращают на место и засекают время заново. Если ребенок сразу же поднимается со стула, может потребоваться удерживать его (но не на коленях). При этом избегают разговоров с ребенком и контактов глаза в глаза.
Если ребенок остается сидеть на стуле, однако все положенное время не успокаивается, время засекают снова.
Когда время «тайм-аута» истекает, ребенка спрашивают о причине наказания, избегая гнева и раздражения. Если ребенок не может ее назвать, ему коротко напоминают правильную причину.
Вскоре после «тайм-аута» ребенка следует похвалить за хорошее поведение, которого легче достигнуть, если ребенок занимается другим видом деятельности, чем тот, при котором он был наказан.
ilive.com.ua
Поведенческие нарушения - Кабинет нейропсихолога
На приеме у психологов часто озвучиваются жалобы родителей на поведение ребенка: «плохо ведет себя», «дерется», «назло мне кусает свою руку», «падает на пол в магазине и кричит», «не слушается и не слышит, что я ему говорю», «хлопает дверями, бросает вещи» и т.д. Первым шагом решения этой проблемы является понимание самого термина «поведение». Принято считать поведение – внешне наблюдаемыми реакциями человека. При этом причиной считаются внутренние особенности ребенка, на которые сложно повлиять простым замечанием, проговаривается это родителями как «он такой», «у него плохой характер», «он это на зло делает, а так-то он добрый»…. Следует понимать, и это очень важно, что оценочное суждение опасно, так как проблему данная оценка не решает, а со временем негативное отношение к ребенку становится привычным и обычным, приводя к искажениями в развитии личности в целом. Определяя поведение, правильнее пользоваться не общими фразами («мой ребенок агрессивный», «он постоянно так делает»), а следует четко описывать и обращать внимание на конкретные движения: «сынок кусает кулачки», «дочка, сосет палец», «дочка трясет руками в воздухе», «сын дергает волосы», «бьет ребят в садике», «пинается» и т.д.
Почему определение поведения должно быть столь конкретным?
Важно понять адекватность возникновения реакции, если с агрессией и аутоагрессией более-менее понятно родителям: это плохо, это требует коррекции, то вот крик, плач и смех возникает абсолютно у всех детей, но вот появление их в определенных ситуациях бывает не адекватным: «дочка смеется, когда мне больно», «сынок плачет, когда я зову его играть», «сынок кричит, когда дома тихо и мы с мужем разговариваем спокойно, почему?"... Например, негативизм на учебный процесс бывает выражен в виде физического сопротивления (мальчик пытается покинуть рабочее место, отталкивает руки взрослого при оказании физической помощи) и вокализаций (пищит). Негативизмом у данного мальчика не будет считаться отсутствие реакции на предъявляемые просьбы, инструкции и задания.
Отсутствие реакций, мутизм это тоже проявление поведения, но характер и причину их можно и нужно устанавливать, чтобы построить взаимодействие с ребенком.
Точные описания помогают психологу разобраться в причинах поведенческих нарушений, скорректировать работу психо-эмоциональной сферы, а чаще требуется помощь именно врача- невролога (обследование и подбор лечения), нейропсихолога (качественная диагностика и коррекция нарушений), психиатра (терапия различных нарушений) и других специалистов, включенных в процесс коррекции поведения пациента.
Крик души родителей звучит обычно так «сделайте что-нибудь, мы уже перепробовали всё, даже ремень»…
Начнем с того, что физическое воздействие это негативное подкрепление и закрепление негативных реакций ребенка на ситуацию, выстраивание искаженных, нездоровых отношений ребенка с родителями, конечно возникновение такой реакции родителя это полная капитуляция перед ребенком. Сам родитель подписывается в своей беспомощности, неграмотности, более того: нуждается в личной терапии, ведь агрессивное поведение в своей сути потеря внутреннего психо-эмоционального баланса… Такое воспитание не приведет к положительным результатам. Есть такое явление, что увеличивается в размерах то, на что мы направляем фокус своего внимания. Если родители заняты своими делами, а ребенок в это время тихо-мирно играет, то ситуация приятна сама по себе и бесконфликтна. Конечно, вряд ли придет в голову подойти в этот момент родителю к ребенку и сказать: «Сынок, пойдем попьем чайку, я соскучился по тебе и хочу тебе рассказать кое-что»… Но в тот момент, когда родители заняты, ребенок почувствовал острый дефицит тактильного, вербального, эмоционального контакта, да и просто устал и начал кричать, перебивать взрослых, то многие реагируют негативно на поведение ребенка, резко обрывая его криком в ответ, замечаниями, чем в свою очередь устанавливают «нездоровые» отношения в семье в целом.
Таким образом, положительное подкрепление того, что является позитивным в поведении ребенка, способствует его развитию и наоборот, наказания, крики, грубость, унижения, побои, истерики со стороны родителей это внимание, путь и негативное, направленное на усиление проявлений поведенческих нарушений.
Но не все так просто, ведь и у грамотных, гармоничных и психически-устойчивых родителей (хоть и значительно реже) возникают нарушения поведения у детей. Причиной тому бывают органические поражения головного мозга, родовые травмы, болезни, перенесенные ребенком, стрессовые ситуации (смерть, развод, переезд) и т.д. В таком случае, требуется комплексное обследование ребенка и после этого выстраивание стратегии помощи близких и специалистов.
При заболеваниях головного мозга, нервной системы, задержке психо-моторного развития возникают различные виды поведенческих нарушений: нарушения пищевого поведения; нарушения сна; проблемы с туалетом; аутостимуляции; сопротивление изменениям; недостаточная дисциплинированность; недостаточность навыков игры; безынициативность; аффективные вспышки; игнорирование других людей; агрессия; причинение себе вреда; эхолалия; неправильное употребление личных местоимений; неологизмы. Наличие большинства перечисленных симптомов свидетельствуют о развитии аутизма (сложного психического нарушения, требующего длительной коррекции и адаптации пациента к окружающему миру), часто поведенческие нарушения выступают признаками искаженного развития психики.
Почему же дети плохо себя ведут?
- Если ребенок с патологией работы нервной системы и головного мозга, с нарушениями психики, эмоциональной сферы, то плохому поведению способствуют сложные нарушения, причины которых можно установить только в ходе длительного обследования пациента.
- Если ребенок условно здоров, нормативно развивается, то плохое поведение выступает сигналом конфликта, как столкновения интересов двух сторон, это, в целом, явление естественное в среде детей и подростков. Детям свойственна поляризация, то есть восприятие мира «или черное, или белое». В возрасте до 16-17 лет еще недостаточно готов мозг и психика ребенка к компромиссам, но самое главное, что сфера регуляции не развита до необходимого уровня. Ведь регуляция: это баланс между возбуждением и торможением в нервных клетках, процесс этот в силу разных причин у всех детей осуществляется по-разному.
Чаще бывают аффективно-возбудимые дети, реже достаточно уравновешенные, нередко и тормозимо-инертные. Все дети разные, но абсолютно у любых детей могут возникать приступы, например, агрессии. Связано это прежде всего с особенностью школьной нагрузки на психику. Ежедневно, много часов подряд активно задействуется когнитивный уровень, при этом регуляторные функции направлены не на разрядку, не на физическую активность, игру, а на поддержание внимания, усидчивости, мышления, логических процессов, навыков письма, счета и чтения. Вот и получается, что ребенок, выйдя из класса, переполнен скопившейся энергией, нерастраченной на движение! Одни умеют эту энергию направить в мирное русло, донести ее до секции после уроков, а другие дети – нет.
Очень важно отметить, что нарушение поведения среди детей (особенно мальчиков) явление естественное. Желание лидировать часто связано с внутренними амбициями, которые двигают поведением ребенка, но важно обучить детей направлять эту энергию в мирное русло, давать возможность и главное научить выплескивать скопившийся негатив не на одноклассников и членов семьи, а в движение, в работу над собой, в спорт, творчество.
Родителям же нужно структурировать жизнь ребенка: предоставить возможность реализовывать свои базовые потребности в игре, творчестве, познании окружающего мира и интенсивно физически развиваться!
Здоровье детей и атмосфера семьи в руках родителей!
chernikova-neiro.ru
Нарушение поведения - причины появления симптома, способы лечения
Общие сведения
Поведение это термин, который указывает на внешние проявления.Могут рассматриваться как поверхностные черты, так и многозначные. Поведение склонно выражать глубинные переживания, отношение к окружению, сущность индивида. Нарушение поведения это его изменения или проявления, которые осложняют, искажают или препятствуют:
-
Свободному выражению себя;
-
сковывают, ухудшают отношения;
-
наносят вред нашему душевному, физическому здоровью;
-
негативно сказываются на трудоспособности, адаптации к требованиям окружающего мира;
-
ухудшают качество жизни.
Многие из подобных нарушений тесно связаны с другими сферами нашей жизн: эмоциональной, волевой, межличностной, выделение их в отдельную группу имеет чисто практический смысл – упрощается распознавание серьезных затруднений в функционировании нашей психики.
Нарушение поведения это совершение поступков, которые прямо противоречат принятым нормам социального поведения в том или ином сообществе. В исследованиях девиантного (отклоняющегося) поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. Преступность как вид девиантного поведения изучается преимущественно криминологией с использованием психологических исследований.
Девиантное поведение
Девиантное поведение также в значительной степени объясняется недостатками воспитания, приводящими к формированию устойчивых психологических свойств, обусловливающих совершение безнравственных поступков. В детском и подростковом возрасте девиантное поведение объясняется незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и зависимостью от воздействия требований ближайшего окружения сверстников. В зрелом возрасте девиантное поведение является результатом негармоничного развития личности, стрессов и ситуаций в которых оказывался больной.
Для предупреждения девиантных поступков следует с ранних лет прививать уважение к моральным нормам и вырабатывать нравственные привычки у ребенка. Нарушение поведения возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).
Симптомы нарушения поведения
В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер. Наиболее часто к нарушениям поведения относят следующие явления:
-
Навязчивые действия;
-
повышенная возбудимость;
-
конфликтность и агрессивность;
-
нуживчивость;
-
стеснительность, нерешительность;
-
чрезмерная эмоциональная восприимчивость;
-
повышенная внушаемость;
-
пагубные привычки;
-
повышенная возбудимость, расторможенность;
-
чрезмерное погружение в работу;
-
неуместный конформизм;
-
шаблонность поведения;
-
демонстративность.
Причины науршения поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов.
В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории психотерапевта Зигмунда Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества.
Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.
Лечение нарушений поведения
В соответствии с социологическими теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания.
Здоровый человек, без отклонений в поведении, должен воспринимать нормы культуры таким образом, чтобы автоматически действовать в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному аномией (состояние отсутствия норм).
Работа с психологом поможет пациенту с нарушением поведения преодолжеть внутреннее беспокойство и ограничения, наладит контакт с внутренним "я", поможет простить себя и окружающих. Эффективной является групповая психотерапия. Отклонения в поведении имеют тенденцию усугубляться со временем, и раннее лечение может предотвратить их прогрессирование. Спокойные доброжелательные отношения повышают самооценку пациента. Налаживание таких отношений помогает прервать порочный круг, включающий негативное поведение, провоцирующее отрицательную реакцию.
www.likar.info
Гиперкинетическое расстройство поведения.
Нарушения в поведении у детей и подростков. Причины и формы поведенческих нарушений.
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям,
отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные, противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.
Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального.
При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.
Возникновение нарушений поведения может быть обусловлено и психологическими особенностями.
Среди поведенческих нарушений выделяют следующие:
Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть.
Расстройство поведения, ограничивающееся семьей.
Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.
Несоциализированное расстройство поведения.
Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подросток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги,
Социализированное расстройство поведения.
Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.
Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко
агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными
симптомами депрессии или тревоги, В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным
страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других - нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья.
Делинквентное поведение.
Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени
криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные - недостатки воспитания. У 30%-80% делинквентных детей - неполная семья, 70% подростков - с серьезными нарушениями характера, 66% - акцентуанты. Среди больничных пациентов без психоза 40% с делинквентным поведением. У половины из них оно сочеталось с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинквентностью. Четверть госпитализированных - с побегами.
Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а
затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают:
. как следствие недостаточного надзора;
. в целях развлечения;
. как реакция протеста на чрезмерные требования в семье;
. как реакция на недостаточное внимание со стороны близких;
. как реакция тревоги и страха наказания;
. вследствие фантазерства и мечтательности;
. чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей;
. как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;
. как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой
предшествует скука, тоска.
Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение).
Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в
подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма.
studfiles.net
Диагноз расстройства поведения у детей. Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния
Диагноз расстройства поведения у детей
Расстройства личности – это по определению постоянные модели мышления, переживания и поведения, сравнительно стабильные в течение длительного времени. У детей и подростков симптомы личностных расстройств должны присутствовать в течение значительного периода (как правило, более шести месяцев), а не просто быть реакцией на социальное окружение. Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-IV-TR) Американской психиатрической ассоциации использует такие термины, как «расстройство поведения» и «оппозиционно-вызывающее расстройство», для описания детей и подростков с серьезными деструктивными проблемами поведения. Симптомы этих расстройств по DSM-IV-TR перечислены во вставке 3.
ВСТАВКА 3
Расстройство поведения и оппозиционно-вызывающее расстройство основаны на следующих критериях:
РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ
А. Повторяющаяся и устойчивая схема поведения, при которой нарушаются базовые права других людей или основные для данного возраста нормы и правила поведения, при этом три (или более) следующих критерия наблюдались в последние 12 месяцев и не менее одного критерия наблюдается в последние 6 месяцев:
Агрессия по отношению к людям и животным
1) ребенок часто третирует, запугивает окружающих или угрожает им
2) часто провоцирует драки
3) применяет орудия, способные причинить серьезный физический ущерб (например, бейсбольную биту, камень, разбитую бутылку, нож, пистолет)
4) проявляет физическую жестокость к людям
5) проявляет физическую жестокость к животным
6) совершает хищения при личном контакте с жертвой (то есть занимался грабежами или разбоем, вырывал сумки, вымогал деньги)
7) принуждает кого-либо к сексу
Вандализм
8) сознательно участвует в поджоге с намерением причинить серьезный ущерб
9) сознательно уничтожает чужую собственность (помимо поджогов)
Обман или кража
10) влезает в чужие дома или машины
11) часто лжет ради получения вещей или услуг либо ради избежания ответственности (то есть манипулирует другими)
12) ворует сравнительно дорогие вещи без личного контакта с жертвой (например, кража из магазина, но без взлома; подделка)
Серьезные правонарушения
13) часто допоздна оставался на улице, несмотря на родительский запрет, начиная с возраста младше 13 лет
14) ночевал вне дома не менее двух раз, когда жил с родителями или в приемной семье (или один раз, но несколько ночей)
15) часто прогуливал школу в возрасте до 13 лет
Б. Расстройство поведения приводит к клинически значимым нарушениям социального, учебного или профессионального функционирования.
В. Если индивиду 18 и более лет, к нему неприменимы критерии антисоциального расстройства личности.
Код расстройства в зависимости от возраста начала
312.81 Расстройство поведения, начало в детском возрасте: не менее одного критерия, характерного для расстройства поведения, проявляется в возрасте до 10 лет
312.82 Расстройство поведения, начало в подростковом возрасте: какие-либо критерии, характерные для расстройства поведения, отсутствуют до возраста 10 лет
312.83 Расстройство поведения, начало не определено: возраст начала неизвестен
Тяжесть расстройства
Слабое: поведенческие проблемы сверх тех, которые требуются для установления диагноза, малочисленны либо отсутствуют; поведенческие проблемы причиняют лишь мелкий вред другим (то есть ложь, прогулы, пребывание на улице допоздна без разрешения)
Умеренное: количество поведенческих проблем и их воздействие на окружающих варьируется между слабым и тяжелым (то есть кража без личного контакта с жертвой, вандализм)
Тяжелое: множество поведенческих проблем сверх тех, которые требуются для установления диагноза, либо поведенческие проблемы причиняют значительный вред окружающим (то есть изнасилование, физическая жестокость, применение оружия, грабеж, взлом с проникновением)
ОППОЗИЦИОННО-ВЫЗЫВАЮЩЕЕ РАССТРОЙСТВО
А. Схема негативистского, враждебного и вызывающего поведения, продолжающаяся не менее 6 месяцев, в течение которых наблюдаются четыре (и более) следующих критериев:
1) ребенок часто выходит из себя
2) часто спорит со взрослыми
3) часто ведет себя вызывающе или отказывается выполнять указания взрослых и установленные ими правила
4) часто намеренно раздражает окружающих
5) часто упрекает других в собственных проступках и ошибках
6) часто обидчив и легко раздражается
7) часто злится и возмущается
8) часто злобен или мстителен
Примечание: ребенок соответствует критерию только в том случае, если данное поведение встречается чаще, чем обычно у детей и подростков аналогичного возраста и уровня развития.
Б. Поведенческие проблемы приводят к клинически значимым нарушениям социального, учебного или профессионального функционирования.
В. Поведение наблюдается не исключительно при психозе или аффективном расстройстве.
Г. Пациент не соответствует критериям расстройства поведения или, если пациенту 18 и более лет, критерии антисоциального расстройства личности неприменимы.
Впервые действующее определение расстройства поведения было включено в DSM-III, и с тех пор критерии расстройства существенно варьировались. Сначала расстройство поведения определялось как тенденции поведения, при которых нарушаются права других лиц, в том числе проявляется физическая агрессия в отношении людей и вещей. На DSM-III значительно повлияла бихевиористская теория, и в силу этого воздействие окружающей среды приобрело большую роль в определении двух подтипов: социализированного и несоциализированного.
К несоциализированному типу относятся дети, неспособные к привязанности, эмпатии, социальным и романтическим связям с окружающими обычной степени и качества. Социализированный тип, напротив, может испытывать обычную привязанность к другим лицам, но все равно постоянно попадает в неприятности. В основе этого разделения лежит учет всех симптомов проблемных детей и так называемый факторный анализ, который статистически разводит симптомы по двум категориям.
В DSM-IV отказались от разграничения между несоциализированным и социализированным подтипами. Сейчас несоциализированная группа – это группа начала в раннем возрасте. Слабый родительский контроль также стал играть важную роль в оценке расстройства поведения. Исследования показывают, что для детей и подростков с серьезными межличностными проблемами в раннем возрасте, а также другими психологическими факторами риска (то есть плохими родителями) характерны более стабильные антисоциальные черты в зрелости.
DSM-IV перечисляет четыре общие категории расстройства поведения: агрессия по отношению к людям и животным, вандализм, лживость и воровство, серьезное нарушение правил. Чтобы поставить данный диагноз ребенку или подростку, у него должны наблюдаться не менее трех из пятнадцати симптомов в течение как минимум 12 месяцев.
Рассматривая известные нам факты жизни Брайана и Эрика, мы видим, что Брайан и Эрик соответствуют критериям тяжелого расстройства поведения с началом в детском возрасте. А так как они соответствуют критериям этого более тяжелого расстройства, психологи не поставят им более мягкий диагноз оппозиционно-вызывающего расстройства (даже если они отвечают всем критериям).
Что означает диагноз «расстройство поведения»? Станет ли пациент психопатом, когда вырастет? Что ж, на самом деле все не так уж однозначно. Диагноз «расстройство поведения» основан исключительно на наблюдаемом поведении; он не оценивает эмоциональные, межличностные и аффективные черты, связанные с психопатией. Фактически в диагнозе «расстройство» поведения по DSM-IV не упоминаются отсутствие эмпатии, вины и раскаяния или скудость эмоций. Многие ученые полагают, что невключение в диагноз таких черт, как бессердечие и безразличие, значительно ограничивает его полезность. Есть и другая критика диагноза «расстройство поведения». Почти у 80 процентов детей, получивших такой диагноз, не развивается личностное расстройство или психопатия в зрелом возрасте. То есть можно предположить, что расстройство поведения на самом деле не расстройство. Иными словами, диагноз не позволяет предсказать, какие дети будут всю последующую жизнь испытывать личностные проблемы и у каких проявится антисоциальное поведение или психопатия.
Пожалуй, наиболее резко данный диагноз критикует бывший президент Американской психологической ассоциации, директор клиники детского поведения Йельского университета и автор более чем семисот статей в рецензируемых журналах и сорока книг доктора Алана Каздина. Доктор Каздин заметил, что существует 32 647 комбинаций симптомов, которые могут наблюдаться у ребенка или подростка, позволяя поставить ему диагноз «расстройство поведения»{52}. Фактически симптомы расстройства не зависят друг от друга; иными словами, есть более 32 тысяч разных типов детей с расстройством поведения. Это настоящий кошмар клинического психолога. Диагноз не обладает чувствительностью и специфичностью. С такими критериями его можно поставить огромному количеству очень разных детей. И он не позволяет сделать никаких выводов. Это не более чем сборная солянка из симптомов с весьма малой практической применимостью.
В рамках исправительных учреждений для несовершеннолетних, где я проводил исследования, врачи зачастую даже не оценивают их на расстройство поведения, поскольку практически любой подросток, юноша соответствует критериям. Диагноз просто не помогает отличить одних несовершеннолетних заключенных от других. Таким образом, у него много тех же недостатков, что и у диагноза «антисоциальное расстройство личности» у взрослых (который мы рассматривали в главе 2).
Но эта картина начинает меняться. Примерно последние двадцать лет ряд ученых упорно разрабатывали способы оценки и измерения черт бессердечия и безразличия у детей и подростков. Психологи считают, что рассмотрение этих двух качеств в дополнение к чертам антисоциальности и импульсивности у детей и подростков поможет установить тех, кто относится к группе самого высокого риска сформироваться в настоящего взрослого психопата.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
bio.wikireading.ru
Поведенческие нарушения у детей
скачатьПоведенческие нарушения у детей.
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание на- рушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные тре- бования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинар- ные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему проис- хождению могут быть обусловлены различными отклонениями в разви- тии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социаль- ного окружения.
Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое превос- ходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собствен- ных способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может воз никнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание ком- пенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их испра- вить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию движений, что проявится в неуклю- жести. Намеки или упреки окружающих но поводу внешности или нелов- кости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Акселери- рованные рослые мальчики убеждены в своей мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внима- ния. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружаю- щим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоян- но проявлять изобретательность, предприимчивость, «храбрость», нахо- диться на виду, и своими «достижениями» доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, кото- рые создают условия для девиантного поведения.
Половое созревание также влияет на поведение. При преждевремен- ном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмо- циональные расстройства, в других - нарушения поведения (претен- циозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особен но сексуального. При задержанном половом развитии появляются медли- тельность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.
Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено пси- хологическими особенностями. У младших подростков отмечаются дисп- ропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональ- ность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настрое ния, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоя- тельности, а также в ответ на критику физических способностей или внеш них данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое наст- роение отмечается в 11-13 лет у мальчиков и в 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабаты- вается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Од- нако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще ужи- ваются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверен- ность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверен- ностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, ро- мантизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садиз- мом.
Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших его, связано с социально-экономическим положе- нием и полом. Половое созревание у современных подростков завер- шается раньше наступления социальной зрелости, имеющаяся свобода вы бора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социаль ное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образо вания, материальной независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособ- ленным и тяжело переживать свою несостоятельность. Например, распо- лагая авторитетом в группе спортсменов, подросток может оказаться со- вершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола.
В течение жизни подростка происходит расширение диапазона со- циальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Однако их освоение происходит с трудом, что может при- вести к большому эмоциональному напряжению и нарушению поведения. Среди поведенческих нарушений могут быть следующие:
Гиперкинетическое расстройство поведения.
Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо ре- гулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрас судность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, по- лучать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызываю- щего нарушения правил. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувст- вуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка.Расстройство поведения, ограничивающееся семьей.
Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протес- тующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с ро- дителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, раз- рушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.Несоциализированное расстройство поведения.
Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессив ного поведения с нарушением социальных норм и со значительными на- рушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутст- вием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к вз- рослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаи- моотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть со- путствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подрос- ток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспыш- ки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджо- ги.Социализированное расстройство поведения.
Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрес- сивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие. Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выра- женными симптомами депрессии или тревоги, В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляю- щейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадеж- ности, В других - нарушения поведения сопровождаются тревогой, бояз- ливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здо- ровья.Делинквентное поведение.
Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компа- ниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымога- ния денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мо- шенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные – не- достатки воспитания..Первые побеги из дома происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный сте- реотип. Побеги возникают:
как следствие недостаточного надзора;
в целях развлечения;
как реакция протеста на чрезмерные требования в семье;
как реакция на недостаточное внимание со стороны близких;
как реакция тревоги и страха на наказания;
вследствие фантазерства и мечтательности;
чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей;
как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;
как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.
Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение).
Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начи- наются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы упот ребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрос- лым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раско- ванности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно су- дить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, заб- вение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление под- ростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже - ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика.Девиации сексуального поведения.
У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко воз- никают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть визионизм (подглядывание за обнаженными), эксгибицио- низм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами младших детей или животных.По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они стано- вятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуаль- ным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной поло- вой жизни, совращающем влиянии. Возникновение половых отношений до полного физического созревания может рассматриваться как девиация. Подростковый промискуитет (неоднократная смена партнеров) – сексуаль ная девиация. Она нередко сочетается с алкоголизацией, которая у одних растормаживает влечения, а у других приводит к пассивной подчиняе-
мости.
Психогенное патологическое формирование личности.
Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием:уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций;
тяжелых переживаний жизненных трудностей;
затяжных неврозов;
дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний.
В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения поведения.
Описанные мною поведенческие нарушения нередко ставят в тупик не только родителей, но и опытных педагогов, так как воспитательные ме ры оказываются недостаточными для исправления подростков. В этих слу чаях можно добиться заметного успеха с помощью психологов, спо- собных вскрыть истинные причины расстроенного поведения и дать необ ходимые рекомендации. скачатьnenuda.ru