Методы бихевиоральной терапии и их эффективность. Поведенческая терапия в бихевиоризме


Бихевиоральная терапия | Psydeal

Со времен Платона ученые мужи думали над вопросом, что же движет поведением человека, что является его истинными мотивами. Эллинские философы на первый план выдвигали идеи вещей, а поведение человека лишь проявлением их. Христианские богословы средних веков видели в деяниях людей промысел Божий и козни Лукавого.

На смену христианскому мироощущению пришла классическая немецкая философия. Кант проповедовал первичность человеческих представлений над объективной реальностью и моралью, как «вещью в себе» и главным побудительным мотивом поступков человека. Гегель привнес в представления человека о самом себе диалектику и борьбу противоположностей.

Эстафету приняли Людвиг Фейербах с антропологическим материализмом, Карл Маркс и Фридрих Энгельс – теоретики классовой борьбы, а также успешный практик их идей, наш соотечественник Владимир Ленин. В конце 19, начале 20 века очень популярен был австрийский доктор Зигмунд Фрейд и его теория бессознательного.

Содержание статьи:

Бихевиоризм

Параллельно с психологией бессознательного, а отчасти и как реакция на нее, родилось бихевиоральное направление, отрицавшее первичность сознания человека в его поведении, и выступало категорически против выделения сознания, как обособленного феномена. Любые проявления сознания – чувства, эмоции, мысли – бихевиористы считали условными рефлексами, вырабатываемыми человеком в течении жизни.

Бихевиоризм это научный системный взгляда на поведение млекопитающих. Он предполагает, что любое поведение обусловлено реакциями на внешние раздражители – рефлексами и действиями, связанными с получением вознаграждения – подкрепления или наказания.

Собственно, само название бихевиоризм происходит от английского слова behaviour, что переводится как поведение.

Бихевиоризм как наука о поведении

Смысл идей бихевиоризма заключается в том, что любое поведение человека обусловлено реагированием его на внешнюю окружающую среду. Это может быть реакция на существующую ситуацию, либо поступки человека, направленные на получение того или иного подкрепления, либо поведение, обусловленное стремлением избежать наказания.

Торндайк

Начало бихевиоризма было положено американским педагогом и психологом Эдвардом Торндайком в его экспериментах над животными. Он вывел две закономерности:

«Закон упражнения» — по-русски бы мы выразили его пословицей «повторенье-мать ученья» — его смысл в том, что учение происходит быстрее при повторении определенного действия;

«Закон эффекта» — акт, который вызывает удовольствие быстрее и сильнее закрепляет связь между ситуацией и реакцией, действие, которое напротив приносит неудовольствие, связь между ситуацией и реакцией ослабляет.

Торндайк вывел метод проб и ошибок, в котором ситуация, сама по себе является стимулом, а поведение вырабатывается в ходе актов (действий). Торндайк выстроил концепцию, основанную на том, что поведение определяется чувствами: удовольствия и дискомфорта.

Павлов

Иван Петрович Павлов, российский и советский физиолог, в начале 20 века, также проводил эксперименты на животных с целью определить взаимосвязь реакций и стимулов. Он определил наличие у животных врожденных рефлексов, заложенных природой, а также возможность создавать искусственно некоторые рефлексы с помощью стимулирования.

Уотсон

Соотечественник Торндайка Джон Бродес Уотсон отрицал существование сознания как такового. С его точки зрения, психология – это естественнонаучная дисциплина, цель которой расчет реакций человека на те или иные стимулы, предвидение его поведения и его контроль. В своих исследованиях он пошел дальше Павлова, ставя эксперименты над маленькими детьми. Он выяснить три первичных реакции – любовь, страх и гнев. Все остальное поведение, по мнению Уотсона, это наслоение на первичное реактивное поведение. Эксперименты Джона Уотсона пришлись не по вкусу пуританской американской публике, а их выводы носили сомнительную достоверность.

Уотсон отвергал возможность самонаблюдения, и пытался разобраться в мотивах поведения используя только внешнее наблюдение.

Скиннер

Но настоящую революцию бихевиористский подход пережил с появлением исследований Борреса Фредерика Скиннера. Скиннер был основателем философского бихевиористического учения – радикальный бихевиоризм.

В противовес Уотсону и Павлову, строивших свои умозаключения на рефлексах и условиях их появления, Скиннер пришел к выводу, что вообще весь процесс получения данных и формирования поведения зависит от стимулов и подкреплений или ужесточения наказания.

Прежде всего, Скиннер предложил разделить факты – ими должна заниматься наука и домыслы, идеи, моральные ценности – эти вещи должны остаться в разделе философии, религии, этики.

Фактом является все, что можно увидеть, проверить и измерить – в психологии единственным таким фактом может быть наблюдаемое поведение объекта. Для поведения всегда есть причина – стимул. Любые действия человека обусловлены стимулами.

Если действие происходит после стимулирование, то по Скиннеру, оно респондентно, если действие человека предшествует стимулу – такое поведение он называл оперантным.

Что советуют врачи

Бессонница, нервное напряжение, стрессы и депрессия пагубно влияют на наш организм. Все это негативно сказывается на всех сферах нашей жизни, от работы до личных отношений. Человек становится раздражительным, агрессивным, не может сосредоточиться на работе, допускает ошибки. Поэтому очень важно высыпаться, беречь свои нервы, и своим пациентам я советую одно крайне эффективное средство, которое мягко работает, успокаивает нервную систему и нормализует сон.

Узнать подробнее...

Для своих экспериментов использовал собственную разработку, получившую название «ящик Скиннера» — камера обусловливания, ее посетителями были в основном, голуби и крысы

В общем, как сказали бы современники Скиннера, человек всегда стремиться к получению кайфа, избегнув обломов. На этом принципе строиться процесс обучения, когда стандартные стимулы вызывают стандартные реакции.

Радикальный бихевиоризм Скиннера ввел понятие оперантное обусловливание, которое легло в основу новой дисциплины в психологии – прикладного анализа поведения.

ПАП использует постулаты радикального бихевиоризма для решения прагматических задач, таких как обучение иностранных языков, воспитание детей, спорт, профилактика наркотической зависимости, и многих других.

Сама личность Скиннера весьма одиозна. Он известен тем, что научил лабораторных голубей играть в настольный теннис.

Также в список его заслуг входит изобретение механизированной «няни» отдаленно напоминавшей «ящик Скиннера», но больших размеров. В испытании «няни», в качестве подопытного выступала его дочурка – Дебора. 2,5 года она жила в теплом, проветриваемом, звукоизолированном, с окном в одной из его стенок, ящике Скиннера. Конечно же, Дебору, часто вытаскивали из «изобретения» для игр. Девочка выросла, и стала художником, своим детством она вполне довольно. Что интересно, замуж она вышла за кого бы вы думали, за психолога. А вот сестра Деборы, Джулия Скиннер росла без «механической няни» и пошла по стопам отца, стала психологом, вышла замуж, родила двоих детей, каждому из которых уже приобрела ящичек Скиннера.

Бихевиоральная психотерапия

Поведенческая психотерапия широко применяется для лечения различных недугов, как психических и психосоматических, так и телесных. Ее назначают при фобиях, навязчивых идеях, депрессиях, шизофрении, бессоннице, аутизме, синдроме повышенной возбудимости и гиперактивности.

Принципы поведенческой терапии:

— стереотипы поведения усугубляют психологические расстройства;

— используются только методы, которые эмпирическим путем доказали свою эффективность;

— решение проблем текущего момента;

— принцип минимального вторжения;

— отсутствие понятия «нормальное поведение», психотерапевт исходит из принципа, что желательное поведение для конкретного клиента – это цель терапии;

— психотерапевт главный, он задает вопросы, пациент лишь следует четким указаниям, и выполняет упражнения;

— иногда для поведенческой психотерапии привлекаются близкие родственники.

Схема бихевиоральной терапии

Прикладной анализ поведения клиента

Этот этап характеризуется наблюдением и описанием основных моделей поведения, отрицательно влияющих на пациента. Затем выявляются ситуации, которые вызывают негативную реакцию у пациента. При этом нужно обращать внимание на то, что некоторые отрицательные модели поведения могут нести в себе тайную пользу для клиента, так называемую вторичную выгоду, подкрепляющую негативное поведение. Затем доктор выявляет черты характера клиента, которые помогут в терапии. Нужно также установить ожидания клиента от поведенческой психотерапии, чего он ожидает, от каких, мешающих ему моделей поведения он хотел бы избавиться. Для этого пациент заполняет анкету в домашних условиях, используя наблюдение за собственным поведением. Процесс анализа поведения занимает до 2 недель.

Бихевиоральная терапия в лечении психических недугов требует тщательной подготовки для определения «отправной точки», от нее в дальнейшем будет отсчитываться динамика улучшений.

Подготовка плана терапии

В поведенческой терапии проблемы клиента решаются последовательно. При наличии у клиента нескольких моделей негативного поведения, психотерапевт выстраивает их в «лестницу проблем» и решает их в порядке значимости по принципу от простого к сложному. В обсуждении «лестницы» принимает участие сам клиент, приоритет в ходе терапии может быть пересмотрен.

Когда последовательность работы согласована с пациентом – врач подбирает соответствующие методики терапии. Мотивация клиента очень важна, поэтому терапевт подробно объясняет клиенту суть каждой выбранной методики, затем используя вопросник, выясняет, насколько правильно его понял пациент. Бихевиоральное направление часто использует метод наблюдения за собой и домашние задания, которое клиент должен выполнять ежедневно.

Нужно помнить, что цель поведенческой психотерапии не сводится к устранению отрицательных для пациента моделей поведения. «Свято место пусто не бывает». Освободившись от одних типов негативного поведения, клиент может заполнить их другими. Терапевт должен помимо избавления от негативного поведения, при планировании терапии учитывать позитивную замену.

Клиент и терапевт не только определяют проблемы, от которых хотят избавиться, но и утверждают позитивные достижения, к которым хотят прийти в результате терапии.

Окончание поведенческой терапии

Бихевиоральный метод лечения ставит своей целью не дать пациенту рыбу, а дать ему удочку и научить его самого ловить рыбу. Проще говоря, терапевт учит своего клиента приемам и методикам, которые сам же к нему применяет. В ходе процесса оба определят те, которые наиболее благотворно влияют на состояние пациента. Проблемы пациента терапия не решает, но она обучает справляется с ними, учит пациента распознавать признаки появления негативного поведения и применять полученные на терапии навыки. Пациент прошедший, поведенческую терапию больше внимания уделяет своему поведению, самонаблюдению и самоконтролю.

Методы

Методы, применяемые при поведенческой психотерапии это тема для отдельной статьи, здесь мы просто перечислим основные:

— «остановка мышления»;

— ролевые тренинги;

— обсервационное научение;

— биологический фидбэк;

— десенсибилизация;

— шейпинг;

— имплозивная терапия.

Противопоказания для бихевиоральной терапии

Поведенческая терапия противопоказана при тяжких психических недугах, таких как умственная отсталость, тяжелая затяжная депрессия, обостренные психозы. Это случаи, когда пациент просто физически не способен участвовать в своем лечении.

Критика бихевиоризма

Частыми упреками в адрес бихевиоризма как науки являются полный отказ от чувственных переживаний, трактовка поведения человека как некой машины, подчиненной механическим манипуляция через стимулы, исключает влияние генетики и врожденных способностей на жизнь человека (постулат о том, что всему можно научить, любой рефлекс привить).

Также бихевиоральная теория совсем не уделяет внимания целеполаганию, не может объяснить великие достижения науки и культуры.

Большинство опытов бихевиористы проводили над животными, соответственно выводы, экстраполируемые на человека, отражают лишь его животное начало, но это не все, что движет человеком.

И одна из главных претензий со стороны критиков бихевиоризма – это то, что данное направление не этично, не гуманно и полностью исключает то «человеческое», «божественное» или «социальное» над которым тысячелетиями ломали голову философы разных школ, от идеалистов до материалистов, от Аристотеля и Платона до Фрейда и Берна, от Мартина Лютера и Фомы Аквинского до Толстого и Достоевского.

psydeal.com

Методы бихевиоральной терапии и их эффективность

Бихевиоральная терапия стоит на фундаменте трудов И.П. Павлова и Б. Скиннера, ее суть - модификация поведения через отучение от нежелательных привычек и реакций и научение желательному поведению. При бихевиоральной терапии психолог не ставит задачи объяснить клиенту, в чем причина его проблем, он просто воздействует на нежелательное поведение, чтобы оно изменилось в нужную сторону.

В США бихевиоральная терапия встречается достаточно часто, используется в специфических ситуациях: для лечения фобий, дурных привычек (алкоголизм, курение, переедание), для борьбы с энурезом и заиканием, широко используется в психиатрических заведениях.

Как метод воздействия, чаще всего используется оперантное научение и классический метод условных рефлексов, - методы, использующие положительное и отрицательное подкрепление. Пациента не лечат - его обучают правильному поведению с помощью обучающей программы. Для психотерапевта, работающего по этому принципу, главное подобрать эффективные именно для этого пациента подкрепления. Иногда это делается простым расспросом: "Что будет для вас положительным, а что отрицательным подкреплением? Что вам будет нравиться, а что - нет?"

И тогда для кого-то положительным подкреплением будет разрешение смотреть телевизор, для кого-то – сладкое, для кого-то в психиатрических учреждениях – жить в отдельной комнате, посетить столовую еще один раз.

В бихевиоральной терапии применяются методы классического обусловливания.

Классическое обусловливание вы знаете: это когда загорается лампочка, вы должны отдернуть лапку, потому что если не отдернете, то получите электрический разряд. Через некоторое время этому научаются все: и люди, и собаки, независимо от уровня интеллекта и взглядов на жизнь.

Чаще всего применяется прием контробусловливание, или десенсибилизация (понижение чувствительности): как правило, для лечения фобий у собак и человека.

Например, у собак – боязнь громких звуков, а у человека - боязнь собак.

Методика: сначала мы узнаем, что было бы для клиента подкреплением, научаем его расслабляться. После этого расспрашиваем, какие ситуации вызывают у клиента тревогу, ранжируем эти ситуации от тех, которые чуть-чуть тревожат, до тех, с которыми он не может справиться. После стрессовую ситуацию связываем с мышечным расслаблением. В ситуации расслабленности напоминаем о ситуации, которая вызывает минимальную тревогу, потом так же обсуждаем другие ситуации, все более и более тревожные. Итого: оказавшись в стрессовой ситуации, человек будет испытывать гораздо меньшее напряжение, будет чувствовать себя в достаточной мере спокойно.

Просто, но это работает.

С собакой то же самое. Вы отрабатываете команду, которую она хорошо знает, например, «Сидеть!», «Играть в мячик!» (эта команда должна ассоциироваться с положительными эмоциями), а потом вводите в ситуацию десенсибилизации. Вы переключаете ее внимание на поведение, при помощи которого она может совладать с ситуацией. Через ситуацию десенсибилизации вы проводите собаку через ряд все более и более тревожных ситуаций. Например, если собаку в клинике испугали, и она отказывается идти туда пешком, то начинают работать с самой дальней дистанции. Как только она почувствовала тревогу (оглядывается, вертится вокруг хвоста и др.), переключаете ее на иной тип деятельности (как правило, игровую) или на выполнение отработанной команды, и потом постепенно сокращаете дистанцию.

На более обобщенном уровне: вы даете субъекту способ совладать с ситуацией, а потом вводите ее в ситуации, вызывающие тревогу, и переключаете его на то поведение, при помощи которого в других ситуациях он мог совладать с собой. Это контробусловливание через десенсибилизацию.

Другой прием - аверсивное обусловливание. Например, при борьбе с перееданием к биг-маку крепится простенькое устройство с батарейкой, человек кусает биг-мак и получает слабый разряд. Мелочь, а неприятно. Аналогично - если рука тянется к сигарете, получаем разряд за сигарету. Кодирование от алкоголизма – тот же принцип, хотя здесь чаще используется вызов рвотного рефлекса. Стакан ко рту – и приступ тошноты или ощущение, что умираешь.

Неприятно, но в ситуации выбора - будущая нормальная жизнь или потеря семьи, или тем более тюрьма, люди с готовностью на это идут и нужный результат получают.

Интересно, что так же лечится энурез: ребенок ложится на кровать, под простынь кладутся датчики влажности. Ребенок описался – включается свет, ребенку меняют пеленку. Ребенку не хочется просыпаться. но это происходит всегда, и обычно для прекращения энуреза этого хватает. Несколько повторений - проблема решается.

Когда-то, на заре исследований, в качестве отрицательного подкрепления пробовали использовать слабые удары электрического тока. Жизнь показала, что в этом нет никакой нужды: обычная смена пеленки – вовремя! – эту функцию полностью выполняет.

Методы оперантного научения применяются в психиатрических учреждениях - например, метод накопления жетонов.

Чистит зубы – жетон, убирает постель – жетон, жетоны обмениваются на привилегии: сигареты, проживание в отдельной комнате, дополнительное посещение столовой. Методика не идеальна, но среди всех возможных - признана наиболее эффективной.

Бихевиоральная терапия - это быстрая терапия, дающая возможность контролировать последствия.

Итого

Бихевиоральная терапия - не волшебство, в ней есть и свои минусы, и свои ограничения.

Не все определяется только примененными к пациенту техниками: если пациент заинтересован в излечении, эффективность излечения выше. Впрочем, это характерно для любых подходов, не только бихевиорального, и, заметим, что как раз в бихевиоральном подходе момент заинтересованности клиента играет меньшую роль, чем в других подходах.

Бихевиоральный подход показывает высокую эффективность для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В более сложных, запутанных, «личностных» случаях, касающихся не просто поведения, а ценностей и образа жизни (что характерно для многих проблем с наркоманами и алкоголиками), использование бихевиоральных методов неустойчиво и дает недолговременный эффект​.

Терапия с предъявлением поведенческой модели используется для лечения состояния тревожности и страхов. Тревожному человека показывают, как ведут себя в проблемной ситуации уверенные люди, и предлагают воспроизводить, повторять это поведение. Дополнительно психолог может объяснять способы выхода из тревожной ситуации, адекватные речевые ответы, и при необходимости отрабатывает навык использования этих средств.

Если то, что снимается бихевиоральной терапией, оказывается симптомом чего-то более серьезного и глубинного, могут быть возвраты и повторения. Впрочем, так называемый глубинный подход также не гарантирует устойчивых результатов, а хорошо проведенная бихевиоральная терапия нередко приводит не только к снятию беспокоящего человека симптома, но и общему улучшению его состояния.

С. Гингер пишет об этом в книге "Гештальт - терапия контакта":

В традиционном психоанализе симптом часто отодвигается на второй план и рассматривается как ориентир на пути самораскрытия. Последовательное осознавание подавленного материала ведется посредством глобального подхода к глубинной личности, через анализ трансфера и интерпретаций. Считается, что «выздоровление» при этом наступит само собой, как бы в довершение к вышесказанному; сам же Фрейд рекомендовал остерегаться чрезмерного «рвения к излечению». В этом случае предстает субъективный и довольно-таки пессимистичный взгляд на человека (давящий детерминизм раннего детства, природные «полиморфные извращенные» склонности и т. д.).

В поведенческом подходе, наоборот, лечится сам симптом; это объясняется заботой об эффективности терапии и «уважением к самой эксплицитной просьбе клиента», который с ней пришел на консультацию и, как правило, не просит чего-то большего. Ведь клиенту, зашедшему купить только галстук, не предлагают дорогостоящий костюм-тройку! Точные техники снятия обусловленности и десенсибилизации (Вольп) часто способствуют быстрому исчезновению симптома, например в случае фобий или сексуальных расстройств, что, однако, не сопровождается глобальной перестройкой всей личности. Добавим по ходу, что симптоматические смещения (появление новых, заместительных симптомов), по статистике, происходят намного реже, чем об этом думают психоаналитики. И даже наоборот, часто отмечаются позитивные «цепные реакции» (Например, с излечением полового бессилия прекращаются автомобильные аварии (интеграция телесной схемы) и вспышки гнева (иллюзия всемогущества). Сторонники такого подхода считают, что их взгляд на человека объективен и реалистичен.↑

Оценивая эффективность бихевиоральной терапии, нужно учесть и исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести.

www.psychologos.ru

идея, цели, методы при лечении наркомании и алкоголизма

Человек действительно может изменить свое поведение.

Бихевиоральная, или поведенческая терапия основана на идее того, что неадекватные формы поведения могут быть устранены путем принятия новых здоровых форм.

Основная идея состоит в том, что человек должен выбрать манеру поведения, основанную на результатах и последствиях своих действий.  Короче говоря, человек обучается вести себя определенным образом; а если такое поведение и стало причиной наркомании, тогда возможно переучить человека на более здоровую манеру.

Если в прошлом какое-либо действие привело к положительному результату, индивид, скорее всего, повторит это действие и в будущем. Это объясняет, почему люди склонны к злоупотреблению наркотиками, алкоголем и другими химическими веществами. Как только они ассоциируют алкоголь или наркотики с вознаграждением, у них появляется растущее желание злоупотребить этими веществами еще раз в будущем. Вознаграждение и наказание можно использовать как инструмент в процессе принятия человеком новой, более здоровой манеры поведения. Это привело к возникновению таких техник, как терапия отвращения и жетонная система.

Цели бихевиоральной терапии в лечении наркозависимости и алкоголизма:

Виды бихевиоральной терапии, которые используются в лечении зависимостей

Существует множество различных методов лечения поведения, которые помогают человеку справиться с наркотической, алкогольной и другими зависимостями.

Например, терапия отвращения, которая делится на два типа:

Когнитивно-поведенческая терапия помогает клиенту понять собственные мысли и чувства. Человек учится понимать, что он не всегда может контролировать происходящее во внешнем мире, однако он может справляться с мыслями и чувствами по этому поводу.

Жетонная система работает так: человек получает вознаграждение за хорошее поведение. Как правило, в виде жетонов, которые затем можно обменять на вещи или привилегии.

Мотивационное интервьюирование предполагает вызов или поощрение наркомана к действию, которое заставит его изменить свое поведение. Пациента поощряют глубже разобраться в сути его зависимости, и узнать о средствах, с помощью которых можно от нее избавиться.

 

Методы бихевиоральной терапии

Существует множество техник, которые может использовать терапевт. Подобные мероприятия помогут пациенту понять существующие обстоятельства, вызвавшие наркоманию, и разработать способы борьбы с ними. Методы терапии Полезного поведения включают:

Когнитивная поведенческая терапия

В последние годы наблюдается повышение интереса к когнитивно-поведенческой терапии, как к средству, которое помогает людям избежать зависимости. Это один из видов разговорной терапии, в которой делается упор на расширение возможности человека брать на себя ответственность за свои мысли и чувства. Большинство проблем, которые переживает человек, возникают из-за неправильного восприятия себя и окружающих. Хорошим примером этого может быть человек, который думает, что он не достоин любви. Такое негативное мышление может привести людей к зависимости.

Тщательно исследуя свои мысли и чувства, пациент с помощью психотерапевта может понять себя на много лучше. Одно из преимуществ КПТ – прорыв в сравнительно короткие сроки, хотя и не во всех случаях. Во время лечения пациент находит те мысли, которые толкают его к наркомании или алкоголизму. Как только он понимает, что именно эти мысли стали источником многих проблем, исправить их и избавиться от зависимости станет намного легче.

Плюсы и минусы бихевиоральной терапии в лечении зависимостей

Несмотря на то, что поведенческая терапия может быть весьма эффективным средством, она работает не для всех. Некоторые люди не могут извлечь преимущества из ситуации, в которой они оказались. А такие техники, как самоконтроль, требуют высокого уровня честности, с которым многие пациенты борются. Существует также опасение, что терапия отвращения вызывает тошноту и другие вредные последствия для организма. А некоторые средства могут привести к смерти в случае срыва лечения.

Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что бихевиоральная терапия помогает пациентам с алкогольной, наркотической и другими зависимостями. Поэтому этот метод широко распространен среди реабилитационных центров по всему миру. КПТ получила много признания за свою способность приучить человека отвечать за последствия своих действий и собственную жизнь.

 

centervasilenko.ru

Бихевиоральная психотерапия Википедия

Поведе́нческая терапи́я; бихевиора́льная терапи́я (от англ. behaviour — «поведение») — одно из ведущих направлений современной психотерапии[1]. Поведенческая психотерапия основана на теории научения[2], а также на принципах классического и оперантного обусловливания[3]. В основе этой формы психотерапии лежит идея, что симптомы некоторых психических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированным навыкам. Поведенческая психотерапия ставит своей целью устранение нежелательных форм поведения и выработку полезных для клиента навыков поведения. Наиболее успешно поведенческая терапия применяется для лечения фобий, поведенческих расстройств и зависимостей, то есть тех состояний, в которых возможно выделить какой-то определённый симптом как «мишень» для терапевтического вмешательства[2]. Научной базой поведенческой психотерапии является теория бихевиоризма.

Поведенческая терапия может применяться как самостоятельно, так и в комплексе с когнитивной психотерапией (когнитивно-поведенческая психотерапия)[3]. Поведенческая психотерапия представляет собой директивную и структурированную форму психотерапии. Её этапами являются анализ поведения, определение этапов, необходимых для коррекции поведения, постепенная тренировка новых навыков поведения, отработка новых навыков поведения в реальной жизни[4]. Основная цель поведенческой терапии — не понимание причин проблем, возникших у пациента, а изменение его поведения[5].

В процессе поведенческой терапии улучшение часто наступает раньше, чем при других видах психотерапии, и проявляется более конкретно. Быстрое улучшение может проявляться даже при расстройствах, длившихся многие годы (например, при длительной алкогольной зависимости, нарушениях приёма пищи, фобиях)[6].

История[ | ]

Несмотря на то, что поведенческая терапия является одним из новейших методов лечения в психиатрии, приёмы, которые в ней применяются, существовали уже в глубокой древности. Издавна было известно, что поведением людей можно управлять с помощью положительных и отрицательных подкреплений, то есть вознаграждений и наказаний (метод «кнута и пряника»). Однако лишь с появлением теории бихевиоризма эти методы получили научное обоснование.[5]

Бихевиоризм как теоретическое направление психологии возник и развивался примерно в то же время, что и психоанализ (то есть с конца XIX века). Тем не менее, систематическое применение принципов бихевиоризма для психотерапевтических целей относятся к концу 50-х — началу 60-х годов[7].

Методы поведенческой терапии в значительной степени основаны на идеях русских учёных Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927) и

ru-wiki.ru

Поведенческая (Бихевиоральная) терапия (БТ).

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

 

БТ предлагает множество методов, ориентированных на действия, чтобы помочь людям изменить образ мыслей и поведения. Психолог опирается на психическую или медицинскую модели поведения, а также на эмпирическую оценку эффективности психологического консультирования и психотерапии

История подхода.

БТ формируется в пятидесятые и ранние шестидесятые годы двадцатого столетия как радикальное отделение от психоаналитического подхода. В это время БТ отличает применение принципов классического и оперантного обусловливания для решения различных поведенческих проблем.

1960 – е годы. Возрастает количество различных бихевиорально – когнитивных направлений БТ, развивается когнитивизм.

Альберт Эллис создаёт Рационально-эмоциональную Бихевиоральную Терапию (РЭБТ).

Арон Бек создаёт когнитивную терапию (КТ).

Дональд Мейхенбаум разрабатывает метод -прививка против стресса и самоинструкционный тренинг.Когнитивно-бихевиоральные подходы фокусируются на изменении сознания, являющегося причиной психологического расстройства.

1970 – е годы. БТ становится главной силой в психологии и вносит существенный вклад в образование, психотерапию и психиатрию. Техники БТ используются в таких сферах как бизнес, индустрия и детское воспитание

1980 годы – идёт поиск методов, выходящих за пределы традиционной теории научения. Техники БТ начинают использовать для профилактики и лечения различных заболеваний.

Пионером клинической БТ является Лазарус, разработчик мультимодальной терапии (МТ).

В современной БТ выделяю три главные области:

1) Классическое обусловливание

2) Оперантное обусловливание

3) Когнитивизм

Классическое обусловливание.

В 50-е годы Волпе и Лазарус (Южная Африка) и Айзенк (Англия) стали использовать открытия, сделанные в ходе экспериментов над животными, для лечения в клинике людей с фобиями. Свою психологическую работу они проводили на основе теории научения и классического обусловливания Павлова.

Уотсон использовал классическое обусловливание для более объективного изучения поведения людей. Он изменил фокус психологии с изучения внутренних процессов на изучение внешнего поведения. Стало уделяться больше внимания роли социальной среды в личностном развитии и поведении.

Эксперимент с Альбертом в возрасте 11–и месяцев. Научили страху перед белой крысой.

Эксперимент с Питером (провела Мари Джонс) Сначала внушили страх к животным, а потом убрали его. Показывали белого кролика, когда Питер с удовольствием ел свою любимую еду. Еда тормозила тревогу.

Закон Эффекта Торндайка. Сущность этого закона состоит в том, что для научения реакциям, их необходимо сопровождать (подкреплять) сильными положительными стимулами, поощрениями.

Оперантное обусловливание.

Скиннер. Контроль за поведением осуществляется путём сочетания стимулов поощрения и наказания. В качестве самых важных детерминант поведения рассматривались детерминанты, лежащие вне человека, а именно, события и стимулы среды. Манипулирование стимулами реализует научение и контроль за поведением.

Когнитивизм.

Особенности мышления человека занимают центральную роль в понимании и коррекции поведения (Бандура, Бек, Эллис, Лазарус, Мейхенбаум и др.)

Философия и базовые положения.

1. Поведение является продуктом научения.

2. Люди являются как продуктами своего окружения, так и его создателями.

Ключевые концепции.

БТ акцентирует поведение в настоящем и фокусируется на изменении поведения в настоящем, на программе действий. Терапию отличают конкретные цели, разнообразие техник и упражнений, привязанных к этим целям, и объективная оценка результатов терапии.

Цель бихевиоральной терапии.

Общая цель – помочь клиенту избавиться от проблемного поведения и научиться более эффективным его паттернам. Цель достигается через научение новому опыту взаимодействия. Цель уточняется в конкретных и объективных терминах в сотрудничестве с клиентом.

Взаимоотношения клиент/психолог.

Хорошие рабочие отношения, основанные на сотрудничестве, рассматриваются как существенная предпосылка эффективности терапии. Роль психолога состоит в исследовании альтернативных действий клиента и их возможных последствий. В течение всего терапевтического процесса клиент активно в него включен и необходимо его желание опробовать новое поведение, как во время консультирования, так и вне его.

Техники и процедуры.

Процедуры подбираются в соответствии с потребностями клиента. Любая техника, способствующая изменению поведения может быть включена в психотерапевтический процесс.

Примеры: релаксация, систематическая десенсетизация, моделирование, программа самоуправления, мультимодальная терапия, прививка против стресса, разрушение иррациональных убеждений и др.

Приложение БТ.

Наиболее эффективна БТ для лечения фобий, депрессии, сексуальных расстройств, детских расстройств поведения, профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний.БТ используется для управления стрессом, коррекции проблемного поведения, а также в образовании и бизнесе.

 

Вклад в общую теорию консультативной психологии и психотерапии.

1) Краткосрочная терапия.

2) Важное значение придаётся исследованию техник и оценке их эффективности, что позволяет собрать статистические данные.

3) Роль психолога – искренний и точный помощник, консультант, модель, учитель и эксперт в оценке изменения поведения.

Ограничения подхода.

Успешность подхода пропорциональна способности контролировать переменные среды. В школах, больницах, в клинических группах, местах содержания осуждённых существует опасность внушения конформного поведения.

Психолог может манипулировать клиентом.

Главная критика подхода состоит в том, что он не затрагивает широких проблем существования человека: смысла жизни, поиска ценностей, а фокусируется на узких и специфических проблемах.

 

mykonspekts.ru

Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия

Контрольная работа

Тема: Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия

План

Введение

1 Оперантное поведение как содержание бихевиоральной психотерапии

2 Взгляды Б.Ф. Скиннера – основоположника бихевиоризма

Выводы

Список литературы

Введение

Психологи и психотерапевты, а также психоаналитики всегда интересовались тем, что происходит внутри человека, внутренними структурами и процессами, лежащими в основе наблюдаемых форм поведения и их расстройств - нуждающихся в психологической помощи (психологическом консультировании и психотерапии) - при неврозе, депрессии, фобии, или в ситуации стресса. Но равным образом значимым является и тот факт, что опыт отвечает за многое в нашем поведении. Бихевиоральное направление занимается открытыми, т.е. доступными непосредственному наблюдению, действиями человека, как производными от его жизненного опыта. Теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме» или в «бессознательном». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует психику человека.

В 1972 Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвал Б.Ф. Скиннера самым выдающимся психологом XX столетия.

Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма - школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного научения.

Цель контрольной работы – рассмотреть особенности бихевиоральной психотерапии.

1 Оперантное поведение как содержание бихевиоральной психотерапии

Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Бихевиоральное (от англ. behaviour – поведение) направление занимается доступными непосредственному наблюдению действиями человека, как производными от его жизненного опыта. Теоретики бихевиорального направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми внутри человека, они рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формируют трудовое поведение работника. Поведение работника в процессе его трудовой деятельности в высшей степени детерминировано и предсказуемо.

Основой бихевиоральной теории является изучение оперантного (от лат. оperatio – действие) поведения, вызываемого оперантным научением. Оперантное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Если последствия благоприятны для организма, то есть они подкрепляются, то поведение, порождающее такие последствия, усиливается. В свою очередь негативные последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливает поведение, устраняющее эти последствия.

Давно известно, что на поведение влияют его последствия. Мы награждаем или наказываем людей, например, чтобы они вели себя по-другому. При оперантном обусловливании на поведение также влияют его последствия, но этот процесс не является научением по методу проб и ошибок. Его лучше всего объяснить на примере. Голодную крысу помещают в частично изолированную от звуков камеру. На протяжении нескольких дней при помощи специальной автоматической кормушки ей периодически подаются в лоток шарики пищи. Вскоре крыса бежит к лотку, как только услышит звук работающей кормушки. Из стены камеры выступает небольшой горизонтальный рычаг, который при нажатии фиксируется в крайнем нижнем положении, но сейчас он слегка приподнят для того, чтобы при прикосновении к нему крысы он мог двигаться вниз. При этом замыкается электрическая цепь устройства, управляющего подачей пищи. Сразу после того как крыса съедает полученную т. обр. пищу, она начинает быстро нажимать на рычаг. В этом примере поведение усилилось, или подкрепилось, посредством лишь одного последствия. Крыса не "пытается" что-нибудь делать в тот момент, когда она впервые касается рычага, и не учится на каких-либо "ошибках". Для голодной крысы естественным подкреплением служит пища, но подкреплением в приведенном примере является звук автоматической кормушки, который был обусловлен в качестве подкрепления тем, что он постоянно сопровождал подачу пищи еще до того, как крыса нажала на рычаг. В действительности звук работающей кормушки вызвал бы наблюдаемый эффект даже при отсутствии подаваемой пищи. Если дальнейшее нажатие рычага больше не будет сопровождаться подачей пищи, крыса перестанет на него нажимать. О таком поведении говорят, что оно было угашено.

Оперант может возникать под управляющим воздействием какого-либо стимула. Если нажатия на рычаг подкреплять при включенном свете и не подкреплять при выключенном, реакции будут осуществляться при свете и чрезвычайно редко, если вообще будут, происходить в темноте. Крыса сформировала различение, или дискриминацию, света и темноты. Когда включается свет, это вызывает ее реакцию, однако такая реакция не является рефлекторной. Рычаг можно нажимать с различной степенью усилий, и если подкреплять только сильные реакции, крыса станет нажимать на него все сильнее и сильнее. Если подкреплять только слабые реакции, это приведет в конечном итоге к тому, что она станет реагировать лишь очень слабыми нажатиями. Такой процесс называется дифференциацией. До того как реакция начинает подкрепляться и становится оперантом, она может возникать в первый раз по другим причинам. Если необходимо выработать путем подкрепления какую-либо очень сложную реакцию, которая никогда не возникнет самостоятельно, ее можно сформировать путем выделения ее составных частей и подкрепления их по отдельности, с тем чтобы в конечном итоге объединить их в сложный оперант. Подкрепление операнта не только формирует топографию поведения, оно сохраняет это поведение и после того, как был сформирован оперант. В сохранении поведения важную роль играют режимы подкрепления. Если реакция подкрепляется в течение определенного времени, например, через каждые 5 минут, крыса не станет реагировать сразу после подкрепления, но будет все быстрее и быстрее реагировать по мере приближения следующего подкрепления (режим подкрепления с фиксированным интервалом). Если реакцию подкреплять в среднем каждые 5 минут, но непредсказуемым образом, крыса будет реагировать с определенной степенью постоянства (подкрепление с изменяющимся интервалом). Если такой средний интервал оказывается коротким, темп реагирования будет высоким; если он оказывается длинным, темп реагирования будет низким. Если реакция подкрепляется после возникновения определенного числа реакций, крыса будет все быстрее и быстрее реагировать по мере приближения к требуемому числу реакций (режим подкрепления с фиксированной пропорцией). Это число может достигать чрезвычайно высоких значений: крыса будет продолжать реагировать, даже несмотря на то, что ее реакции подкрепляются крайне редко.

Когда подкрепление осуществляется после некоторого среднего числа реакций, но непредсказуемым образом, такой режим подкрепления называется режимом с изменяющейся пропорцией. Он знаком нам по игровым автоматам и системам, которые созданы по принципу появляющихся время от времени, но непредсказуемых вознаграждений. Необходимое число реакций можно легко увеличивать, и в индустрии азартных игр усредненная пропорция устанавливается таким образом, что противоположная сторона - игрок - в конечном итоге всегда проигрывает.

Подкрепления могут быть положительными или отрицательными. Когда подается положительное подкрепление, оно усиливает ("подкрепляет") реакцию; отрицательное подкрепление "подкрепляет" реакцию, когда оно отменяется. Отрицательное подкрепление не является наказанием. Все виды подкрепления всегда усиливают поведение, что передается значением самого слова "подкрепление". Наказание используется для подавления нежелательного поведения. Оно состоит в отмене положительного подкрепления или подаче отрицательного.

Наказание основывается на процедуре обусловливания отрицательными подкреплениями. Наказанный человек действует теми способами, которые снижают угрозу наказания, а также теми, которые не связаны с наказуемым поведением. Отличительная особенность чел. как биологического вида заключается в том, что его голосовые реакции могут легко обусловливаться в качестве оперантов. У человека существуют множество разновидностей вербальных оперантов, поскольку его поведение подкрепляется при посредничестве других людей, которые делают множество различных вещей.

Такие способы подкрепления, практикуемые в определенной отдельно взятой культуре, составляют вместе то, что принято называть языком. Люди, однако, говорят друг другу то, что им надлежит делать. Мы овладеваем большей частью нашего поведения благодаря помощи такого рода. Мы прибегаем к советам, прислушиваемся к предостережениям, следуем правилам и подчиняемся законам, и наше поведение тем самым осуществляется под контролем последствий, который в иных случаях не оказывался бы столь эффективным. Большая часть нашего поведения оказывается слишком сложной, чтобы происходить с самого начала без такой вербальной помощи. Обращаясь за советом и следуя правилам, мы приобретаем гораздо более обширный репертуар, чем это было бы возможно лишь за счет непосредственного контакта с физ. окружением. Реагирование в результате подкрепления последствиями весьма отличается от реагирования в результате полученного совета, следования правилам или подчинения законам. Мы не обращаемся за советом из-за того, что вслед за этим наступит какое-либо конкретное последствие: мы прибегаем к нему лишь в тех случаях, когда выполнение др. совета, полученного из сходных источников, уже имело для нас подкрепляющие последствия. В целом, мы более склонны делать то, что имело бы немедленные подкрепляющие последствия, чем то, что нам просто посоветовали делать.

mirznanii.com

Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия (Контрольная работа)

Контрольная работа

Тема: Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия

План

Введение

  1. Оперантное поведение как содержание бихевиоральной психотерапии

  2. Взгляды Б.Ф. Скиннера – основоположника бихевиоризма

Выводы

Список литературы

Введение

Психологи и психотерапевты, а также психоаналитики всегда интересовались тем, что происходит внутри человека, внутренними структурами и процессами, лежащими в основе наблюдаемых форм поведения и их расстройств - нуждающихся в психологической помощи (психологическом консультировании и психотерапии) - при неврозе, депрессии, фобии, или в ситуации стресса. Но равным образом значимым является и тот факт, что опыт отвечает за многое в нашем поведении. Бихевиоральное направление занимается открытыми, т.е.  доступными непосредственному наблюдению, действиями человека, как производными от его жизненного опыта. Теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме» или в «бессознательном». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует психику человека.

В 1972 Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвал Б.Ф. Скиннера самым выдающимся психологом XX столетия.

Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма - школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного научения.

Цель контрольной работы – рассмотреть особенности бихевиоральной психотерапии.

1 Оперантное поведение как содержание бихевиоральной психотерапии

Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Бихевиоральное (от англ. behaviour – поведение) направление занимается доступными непосредственному наблюдению действиями человека, как производными от его жизненного опыта. Теоретики бихевиорального направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми внутри человека, они рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формируют трудовое поведение работника. Поведение работника в процессе его трудовой деятельности в высшей степени детерминировано и предсказуемо.

Основой бихевиоральной теории является изучение оперантного (от лат. оperatio – действие) поведения, вызываемого оперантным научением. Оперантное поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Если последствия благоприятны для организма, то есть они подкрепляются, то поведение, порождающее такие последствия, усиливается. В свою очередь негативные последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливает поведение, устраняющее эти последствия.

Давно известно, что на поведение влияют его последствия. Мы награждаем или наказываем людей, например, чтобы они вели себя по-другому. При оперантном обусловливании на поведение также влияют его последствия, но этот процесс не является научением по методу проб и ошибок. Его лучше всего объяснить на примере. Голодную крысу помещают в частично изолированную от звуков камеру. На протяжении нескольких дней при помощи специальной автоматической кормушки ей периодически подаются в лоток шарики пищи. Вскоре крыса бежит к лотку, как только услышит звук работающей кормушки. Из стены камеры выступает небольшой горизонтальный рычаг, который при нажатии фиксируется в крайнем нижнем положении, но сейчас он слегка приподнят для того, чтобы при прикосновении к нему крысы он мог двигаться вниз. При этом замыкается электрическая цепь устройства, управляющего подачей пищи. Сразу после того как крыса съедает полученную т. обр. пищу, она начинает быстро нажимать на рычаг. В этом примере поведение усилилось, или подкрепилось, посредством лишь одного последствия. Крыса не "пытается" что-нибудь делать в тот момент, когда она впервые касается рычага, и не учится на каких-либо "ошибках". Для голодной крысы естественным подкреплением служит пища, но подкреплением в приведенном примере является звук автоматической кормушки, который был обусловлен в качестве подкрепления тем, что он постоянно сопровождал подачу пищи еще до того, как крыса нажала на рычаг. В действительности звук работающей кормушки вызвал бы наблюдаемый эффект даже при отсутствии подаваемой пищи. Если дальнейшее нажатие рычага больше не будет сопровождаться подачей пищи, крыса перестанет на него нажимать. О таком поведении говорят, что оно было угашено.

Оперант может возникать под управляющим воздействием какого-либо стимула. Если нажатия на рычаг подкреплять при включенном свете и не подкреплять при выключенном, реакции будут осуществляться при свете и чрезвычайно редко, если вообще будут, происходить в темноте. Крыса сформировала различение, или дискриминацию, света и темноты. Когда включается свет, это вызывает ее реакцию, однако такая реакция не является рефлекторной. Рычаг можно нажимать с различной степенью усилий, и если подкреплять только сильные реакции, крыса станет нажимать на него все сильнее и сильнее. Если подкреплять только слабые реакции, это приведет в конечном итоге к тому, что она станет реагировать лишь очень слабыми нажатиями. Такой процесс называется дифференциацией. До того как реакция начинает подкрепляться и становится оперантом, она может возникать в первый раз по другим причинам. Если необходимо выработать путем подкрепления какую-либо очень сложную реакцию, которая никогда не возникнет самостоятельно, ее можно сформировать путем выделения ее составных частей и подкрепления их по отдельности, с тем чтобы в конечном итоге объединить их в сложный оперант. Подкрепление операнта не только формирует топографию поведения, оно сохраняет это поведение и после того, как был сформирован оперант. В сохранении поведения важную роль играют режимы подкрепления. Если реакция подкрепляется в течение определенного времени, например, через каждые 5 минут, крыса не станет реагировать сразу после подкрепления, но будет все быстрее и быстрее реагировать по мере приближения следующего подкрепления (режим подкрепления  с фиксированным интервалом). Если реакцию подкреплять в среднем каждые 5 минут, но непредсказуемым образом, крыса будет реагировать с определенной степенью постоянства (подкрепление с изменяющимся интервалом). Если такой средний интервал оказывается коротким, темп реагирования будет высоким; если он оказывается длинным, темп реагирования будет низким. Если реакция подкрепляется после возникновения определенного числа реакций, крыса будет все быстрее и быстрее реагировать по мере приближения к требуемому числу реакций (режим подкрепления с фиксированной пропорцией). Это число может достигать чрезвычайно высоких значений: крыса будет продолжать реагировать, даже несмотря на то, что ее реакции подкрепляются крайне редко.

Когда подкрепление осуществляется после некоторого среднего числа реакций, но непредсказуемым образом, такой режим подкрепления называется режимом с изменяющейся пропорцией. Он знаком нам по игровым автоматам и системам, которые созданы по принципу появляющихся время от времени, но непредсказуемых вознаграждений. Необходимое число реакций можно легко увеличивать, и в индустрии азартных игр усредненная пропорция устанавливается таким образом, что противоположная сторона - игрок - в конечном итоге всегда проигрывает.

Подкрепления могут быть положительными или отрицательными. Когда подается положительное подкрепление, оно усиливает ("подкрепляет") реакцию; отрицательное подкрепление "подкрепляет" реакцию, когда оно отменяется. Отрицательное подкрепление не является наказанием. Все виды подкрепления  всегда усиливают поведение, что передается значением самого слова "подкрепление". Наказание используется для подавления нежелательного поведения. Оно состоит в отмене положительного подкрепления или подаче отрицательного.

Наказание основывается на процедуре обусловливания отрицательными подкреплениями. Наказанный человек действует теми способами, которые снижают угрозу наказания, а также теми, которые не связаны с наказуемым поведением. Отличительная особенность чел. как биологического вида заключается в том, что его голосовые реакции могут легко обусловливаться в качестве оперантов. У человека существуют множество разновидностей вербальных оперантов, поскольку его поведение подкрепляется при посредничестве других людей, которые делают множество различных вещей.

Такие способы подкрепления, практикуемые в определенной отдельно взятой культуре, составляют вместе то, что принято называть языком. Люди, однако, говорят друг другу то, что им надлежит делать. Мы овладеваем большей частью нашего поведения благодаря помощи такого рода. Мы прибегаем к советам, прислушиваемся к предостережениям, следуем правилам и подчиняемся законам, и наше поведение тем самым осуществляется под контролем последствий, который в иных случаях не оказывался бы столь эффективным. Большая часть нашего поведения оказывается слишком сложной, чтобы происходить с самого начала без такой вербальной помощи. Обращаясь за советом и следуя правилам, мы приобретаем гораздо более обширный репертуар, чем это было бы возможно лишь за счет непосредственного контакта с физ. окружением. Реагирование в результате подкрепления последствиями весьма отличается от реагирования в результате полученного совета, следования правилам или подчинения законам. Мы не обращаемся за советом из-за того, что вслед за этим наступит какое-либо конкретное последствие: мы прибегаем к нему лишь в тех случаях, когда выполнение др. совета, полученного из сходных источников, уже имело для нас подкрепляющие последствия. В целом, мы более склонны делать то, что имело бы немедленные подкрепляющие последствия, чем то, что нам просто посоветовали делать.

Врожденное поведение, изучаемое этологами, формируется и сохраняется в силу его значения для выживания индивида и вида. Оперантное поведение формируется и сохраняется в силу его последствий для индивида. В отношении особенностей обоих процессов остается немало спорных вопросов. Однако ни в одном из них, по-видимому, не находится места для предварительного плана или цели. В обоих творчество заменяется отбором. Может создаваться впечатление, что личная свобода также находится в угрожаемом положении. Однако существует лишь чувство свободы, которое, в свою очередь, тоже зависит от подкреплений. Те, кто реагирует в силу того, что его поведение имело положительные подкрепляющие последствия, обычно чувствуют себя свободными. Им кажется, что они делают то, что им хочется делать. Те, кто реагирует в силу того, что подкрепление оказалось отрицательным, и кто поэтому, избегая или опасаясь наказания, делает то, что должен делать, не испытывают такого чувства. Эти различия никак не связаны с самим фактом свободы.

Экспериментальный анализ оперантного поведения привел к разработке технологии, которую часто называют модификацией поведения. Она заключается в изменении последствий поведения - удалении последствий, - которые вызвали проблемы, или выработке новых последствий для усиления желаемого поведения. Исторически человеческое поведение регулировалось преимущественно на основе отрицательного подкрепления, т.е. людей наказывали, когда они не делали того, что имело подкрепляющие последствия для тех, кто мог их наказать. Положительное подкрепление использовалось гораздо реже, отчасти потому, что его результаты оказываются несколько отсроченными во времени по сравнению с наказанием, хотя оно может быть столь же эффективным, как и отрицательное подкрепление, и к тому же вызывает гораздо меньше нежелательных побочных эффектов.

topref.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта