ОБЩЕСТВЕННОЕ МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЛ. Поведенческая когнитивная терапия


Как когнитивная психотерапия может помочь решить психологические проблемы?

На данном этапе развития психологической науки коррекция любых проблем может проводиться несметным количеством способов. Одно из ведущих мест по популярности и эффективности занимает когнитивно поведенческая психотерапия (КПТ). Попробуем разобраться, в чем состоит суть этого метода, и какими могут быть показания для его применения.

Что такое когнитивно-поведенческая терапия?

Название метода сложено из двух слов: «когнитивная» от слова cognition, что означает мышление и «поведенческая» от слова behavior — поведение. Когнитивная психотерапия не сразу была одним целым с наукой о человеческом поведении, это слияние произошло постепенно к середине ХХ века.

В целом этот метод строится на теории научения. Ее классическим примером можно назвать исследования выработки условных рефлексов Павловым. Помимо того в основе метода лежат теории оперантного научения Скиннера и социального научения Бандуры.

Основа когнитивно-поведенческой науки строится на принятии того, что человеку свойственно совершать ошибки. Таким образом, информационная составляющая любого психологического расстройства может иметь влияние, как на мыслительную способность индивида, так и на его поведение.

Например, если клиент твердо убежден в том, что он беспомощен в трудных ситуациях, то ним испытываются чувства тревоги и отчаянья. В связи с этим, человек всеми силами попытается избежать самостоятельного принятия решения.

Известно, что почвой для развития неврозов выступает внутриличностный конфликт. В процессе психотерапии проводится поиск истоков проблемы. Модель, которая используется психологами для работы в настоящее время, сводится не только к анализу поверхностных мыслей и коррекции рациональных установок, но и углубляется к ядру личности, системе его отношений и, собственно, к конфликтам, которые служат причиной проявляемых человеком симптомов.

Суть проведения психотерапии методом КПТ

Изменения в поведении и мышлении у клиентов, работающих с психотерапевтом в этом методе, происходят по принципу метапозиции. Это значит, что индивиду дают возможность оценить собственные действия непредвзятым взглядом. Это позволяет ему почерпнуть больше информации о себе и скорректировать поведение и мышление.

Задача психотерапевта, как специалиста, заключается не только в анализе мыслей и убеждений, которые за ними прячутся, но и в разъяснении своих наблюдений клиенту. Не стоит путать эти действия с поучениями в форме вербальных приказов о том, что человек должен делать или о чем думать.

Ответственность во взаимоотношениях клиента и психотерапевта делится поровну. В свою очередь, партнерское взаимодействие строится на разъяснении модели того как человек делает себе плохо, для того чтобы он мог взглянуть на себя со стороны и что нужно для воспрепятствования этому. Для увеличения эффекта от психотерапии специалист может давать специальные упражнения, которые клиент должен выполнять дома в свободное время.

Для достижения результатов от когнитивно-поведенческой терапии необходимо придерживаться 3 основных принципов:

  1. Осознание. В процессе терапии важно помнить о том, что не всегда инсайт, или озарение, моментально приводит к катарсису — очищению. Клиенту предстоит еще совершить долгую и кропотливую работу над собой;
  2. Формирование альтернативы — выработка нового паттерна поступков и мыслей, алгоритмов познания и обработки информации;
  3. Закрепление новых установок в повседневной жизни. На этом этапе психотерапевт поможет клиенту закрепить новую систему, подобно тому, как создавались условные рефлексы Павловым, только в отношении человеческой психики это более сложная многоуровневая форма.

Показания и противопоказания для прохождения психотерапии КПТ методом

Не существует четкого разграничения, с какими психологическими проблемами или расстройствами может работать только когнитивно-поведенческая терапия. Этот поход используется, как для консультирования, в том числе по поводу семейных конфликтов, неуверенности в себе или проблем с обучением, так и для терапии клинических форм. В связи с этим нередко в литературе проскакивает утверждение о том, что именно КПТ является «золотым стандартом» для коррекции невротических расстройств: депрессий, тревожных состояний, нарушений пищевого поведения, зависимостей и т.д.

Таким образом, чем больше когнитивный субстрат в проблеме, тем лучше на клиенте отразится эффект от проведенной работы в этом методе. Эти рамки можно расширить путем подбора специалистом ключевых фраз, которые хорошо знакомы для его подопечного, то есть научиться говорить на одном языке с терапевтируемым индивидом.

Единственным противопоказанием для применения метода КПТ может быть только острое состояние при заболеваниях психиатрической природы (шизофрения и другие заболевания, которые протекают с бредовыми идеями), а также при органических поражениях мозга.

Как проходит психотерапия и что необходимо об этом знать

Высокий уровень недоверия населения объясняется неумением определять, где настоящий специалист, а где шарлатан. Прежде всего, выбирать психотерапевта необходимо с дипломом, который выдала ассоциация когнитивно поведенческой психотерапии. Получить такой документ нечестным путем невозможно, а для сдачи экзамена от специалиста потребуется показать все, что он смог усвоить за годы обучения и практики.

Далее между терапевтом и клиентом происходит заключения контракта. В нем прописываются место встреч, время встреч, условия, если клиент не явится по какой-либо причине на встречу и т.д.

Контракт не является юридическим документом, а создан для уточнения запроса клиента и для уточнения того, чего он хочет получить в конечном итоге от терапии.

Психотерапия может быть краткосрочной (около 15 сессий по 60 минут) или длительной (более 40 сессий по 60 минут). Для каждого клиента после окончания диагностики (около 3 сессий) предлагается индивидуальный план и сроки проведения консультаций.

Оцените статью:  Loading ...

Записи по теме:

vashnevrolog.ru

Когнитивно-поведенческая терапия | База знаний

Когнитивно-поведенческая терапия (cognitive behavior therapy)

 

К.-п. т. — это подход, предназначенный для изменения умственных образов, мыслей и мыслительных паттернов с тем, чтобы помочь больным в преодолении эмоциональных и поведенческих проблем. Он основан на теории, согласно к-рой поведение и эмоции отчасти обусловлены когнициями и когнитивными процессами, изменять к-рые можно научиться. Традиционные методы психотер. всегда признавали важную роль когниций в поведении и эмоциях; однако К.-п. т. отличается от прежних инсайт-ориентированных подходов тем, что ее материалом яв-ся лишь когниций, появляющиеся «здесь и сейчас». Работа с этими когнициями проводится тж более систематически, чем в др. методах психотер. Она использует принципы модификации поведения для обнаружения имеющихся когниций и выявления тех из них, к-рые создают проблемы. Поведенческие техники используются для устранения нежелательных когниций, предложения новых паттернов мышления и способов продумывания проблем и для подкрепления этих новых когниций. Эти техники включают: а) регистрацию желательных и нежелательных когниций и фиксацию условий их появления; б) моделирование новых когниций; в) использование воображения для визуализации того, как новые когниций могут быть соотнесены с желательным поведением и эмоциональным благополучием; г) использование этих новых когниций на практике в реальных ситуациях, с тем чтобы они стали привычным образом мышления пациента.

Когниций, изменение к-рых может потребоваться, включают отдельные мнения и убеждения и их системы, а также мысли и образы. Чел. организует и использует когниций с помощью когнитивных процессов. Эти процессы включают: а) способы оценки и орг-ции информ. о себе и окружающей среде; б) способы переработки информ. для приспособления в жизни и решения проблем и в) способы предсказания и оценки будущих событий.

История

К.-п. т. как самостоятельное направление выделилась из области модификации поведения и поведенческой терапии. Поведенческая терапия 1960-х гг. пыталась объяснять и лечить эмоциональные и поведенческие нарушения, используя те же законы оперантного (и др. видов) обусловливания, которые успешно использовались в исслед. поведения низших организмов, младенцев и лиц с задержкой психич. развития. Однако при исслед. взрослых было обнаружено, что даже очень мощные внешние манипуляции часто не могли закономерно изменять поведение. Напр., при лечении депрессий можно, в принципе, подкреплять «счастливое» поведение и наказывать за «депрессивное». Однако если когнитивные процессы больного содержат тенденции к самообвинению или к видению себя в качестве неудачника, эти внешние манипуляции окажутся неэффективными.

Интерес к самоконтролю или способность к независимости от непосредственных вознаграждений и наказаний при достижении цели способствовал переходу многих бихевиористов от концепции внешнего контроля поведения к теориям, постулирующим возможность использования индивидуумом когнитивных навыков для решения проблем, возникающих в окружающей среде. Мыслительным процессам стала придаваться важная роль в детерминации поведения и эмоций.

Монография Альберта Бандуры Principles of behavior modification («Принципы модификации поведения») стала важным событием для мн. поведенческих терапевтов, находившихся в поисках более интегративных моделей, поскольку она представляла теоретические интерпретации оперантного и классического обусловливания, подчеркивая одновременно важность когнитивных процессов в регуляции поведения.

Теория

Когниций никогда не затрагивались в работах с низшими животными. Жизнь чел. столь сложна и мы получаем через речевой канал так много информ., что когниций и когнитивные процессы могут создавать то, что не яв-ся точным отражением окружающей индивидуума реальности; эти когниций могут вызвать неадекватное, нежелательное поведение и/или эмоции. Одни и те же внешние условия могут вызвать у одних людей страх или депрессию и не вызвать никаких реакций у др.

Люди учатся удовлетворять свои нужды, наблюдая исход событий и поведения. На основе из этих наблюдений у них возникают ожидания относительно того, что произойдет в будущем и собственной способности действовать в этих обстоятельствах. Они тж обнаруживают, что определенный ход событий вызывает определенные эмоциональные реакции. Они сравнивают себя с другими и формируют оценочные суждения относительно своего поведения и поведения окружающих. Т. о., наше поведение определяется не только внешними условиями, но и решениями, к-рые мы принимаем на основе наших когниций относительно этих условий. Так, когниций могут вызывать нежелательное поведение или эмоции, в зависимости от того, какие когниций индивидуум научился использовать в различных жизненных ситуациях. Если люди приучаются думать о себе как о неудачниках, они могут становиться депрессивными. Если они начинают думать, что не могут справиться с ситуацией, они будут пытаться избегать ее. Целью когнитивной терапии является изменение ошибочного образа мышления пациента в отношении себя и обучение его навыкам, необходимым для того, чтобы справиться с проблемными ситуациями. Терапия включает опыт обучения, имеющего целью изменить когниций т. о., чтобы они стали более адекватными и не препятствовали социальному или эмоциональному развитию.

Обзор разновидностей когнитивной терапии

Рационально-эмотивная терапия

А. Эллис обнаружил у своих пациентов наличие таких иррациональных убеждений, как «я должен быть совершенным» и «каждый должен любить меня». Эти убеждения сопутствуют озабоченности пациента тем, как о нем думают окружающие его люди. Любое отклонение реальности от этих убеждений пациент интерпретирует как ужасное событие. Поскольку реальность редко соответствует иррациональным ожиданиям, развитие депрессии становится вероятным. Терапия основывается на том, что пациента стимулируют к принятию более рациональных когниций путем моделирования адекватных мыслей. Пациентов стимулируют к отслеживанию качества своих мыслей, сознательной регистрации частоты их появления и воздействия на эмоции.

Когнитивная терапия

А. Бек описал, как люди могут стать депрессивными при использовании ими искаженного мышления. Примеры такого мышления включают фиксацию скорее на неудаче, чем на успехе, убеждение в том, что одна неудача означает тотальный провал, и др. когнитивные тенденции видения себя в негативном свете. Терапия состоит в распознавании этих тенденций и выполнении домашних заданий, предназначенных для получения успешного опыта. Больному демонстрируют примеры более адаптивных, позитивных когниций, к-рые он использует на практике до тех пор, пока они не заменят старый стиль мышления.

Тренинг самоинструктирования

Д. Мейхенбаум рассматривал когниций как самоинструкции, используемые при развитии поведенческих навыков. Эти инструкции находились на уровне сознания в начале обучения поведенческому паттерну. После завершения обучения инструкции исчезают из сознания и поведение совершается автоматически. Заучивание анормальных инструкций может вести к нежелательному поведению. Если инструкции яв-ся ошибочными или неполными, пациент будет испытывать тревогу в связи с возможностью неадекватного поведения. Терапия заключается в обучении путем моделирования новым самоинструкциям. Пациент, опираясь на свое воображение, представляет себе использование новой системы инструкций для новой системы поведения. Эта терапия использовалась гл. обр. с агрессивными детьми и при экзаменационных фобиях.

Терапия методом скрытого моделирования

Дж. Котела исследовал способы обучения людей совладанию со стрессовыми, вызывающими тревогу ситуациями, предлагая им мысленно репетировать требуемое поведение. Пациенты учатся представлять себе, что случится в рез-те их поведения и какие действия они могут предпринять, чтобы справиться с ситуацией. Больной тж использует техники релаксации; т. о., тревога и стресс не препятствуют выполнению плана. Этот метод использовался в лечении фобий и неуверенности в себе.

Тренировка навыков копинга

Эта терапия, описанная М. Голдфридом, сходна со скрытым моделированием. Пациент представляет себе стрессовую ситуацию, а затем совладание с тревогой. Однако при тренировке навыков совладания (копинга) визуализация проводится в виде последовательности все более устрашающих образов. Использование техники мышечной релаксации позволяет переносить более высокий уровень тревоги на каждой последующей ступени. Т. о., тревога никогда не мешает пациенту продолжить работу над совершенствованием совладающего поведения. Он может также практиковаться в ролевом разыгрывании проблемной ситуации. Эта терапия использовалась в лечении фобии экзаменов и при оказании помощи людям в совладании с собственной нерешительностью.

Тренинг контроля тревоги

Эта терапия, описанная Р. Суинном и Ф. Ричардсоном, имеет сходство с др. методами в том отношении, что в ней используется мысленное представление событий, вызывающих тревогу. Врач учит больного распознавать и использовать симптомы тревоги в качестве сигнала для использования таких копинговых стратегий, как мышечная релаксация или мыслительные паттерны, ориентированные на успех. В этой модели считается важным использование широкого спектра воображаемых ситуаций, с тем чтобы лучше подготовить пациента к многообразию реальных жизненных проблем. Она обычно используется с лицами, к-рые не могут успешно действовать в определенных ситуациях вследствие чрезмерной тревоги.

Тренинг «прививка против стресса»

В рамках концепции этого метода, предложенного Д. Мейхенбаумом, страх и тревога считаются следствием восприятия повышенного физиолог. возбуждения и провоцирующих тревогу мыслей. Тренинг заключается в обучении мышечной релаксации и коррекции тревожных мыслей и чувств. Эти техники репетируются мысленно, а затем используются в актуальной стрессовой ситуации, в к-рую больной вводится врачом (напр., неожиданный удар электрического тока). Стрессовая ситуация позволяет пациенту развивать навыки использования релаксации и паттернов мышления, снижающих тревогу. Интенсивность действия стрессоров тщательно контролируется, давая больному возможность обрести уверенность в себе и не оказаться подавленным влиянием стрессора.

Терапия методами решения проблем

Эта разновидность терапии исходит из того, что разрешение жизненных проблем требует набора когнитивных навыков, таких как способность подбирать адекватные средства решения для получения ожидаемых рез-тов, находить альтернативные решения и правильно предвидеть рез-ты этих решений. При отсутствии этих способностей могут возникать поведенческие и эмоциональные проблемы. В рамках варианта поведенческой терапии методом решения проблем, разработанного Т. Дзуриллой и М. Голдфридом, пациенты обучаются уточнению своих жизненных проблем, нахождению возможных решений и использованию лучших из них. Пациенты сами регистрируют свой процесс сопоставления средств решения и ожидаемых рез-тов и способность оценивать собственное поведение. Эта терапия использовалась в лечении детей с нарушениями поведения и взрослых с дефицитом навыков решения проблем.

М. Махони постулирует, что люди могут лучше адаптироваться к жизни, если они систематически используют последовательность процедур для нахождения решения, примерно так, как это делает ученый или инженер. Этими процедурами являются: а) спецификация проблем, б) сбор информации, в) идентификация причин или ситуативных паттернов, г) анализ вариантов выбоpa, д) сужение числа этих вариантов и их опробирование, е) сравнение рез-тов и ж) расширение и пересмотр вариантов на основе полученных рез-тов.

Методология

Методология К.-п. т. предполагает идентификацию и коррекцию специфических когнитивных процессов, детерминирующих эмоциональные и поведенческие проблемы. Акцент в терапии делается на систематическую работу с целевыми когнициями, возникающими «здесь и сейчас», с использованием принципов соц. научения (моделирование и репетиции) наряду с тренировкой самонаблюдения и мышечной релаксации.

Когнитивная терапия депрессии

А. Бек описал свой подход к лечению депрессии в работе Cognitive therapy and emotional disorders («Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства»). Депрессивные больные считают себя неудачниками; терапия имеет целью дать им возможность почувствовать себя победителями. Вначале терапевт выбирает нек-рые из проблем пациента — эмоциональных, мотивационных, когнитивных, поведенческих или физиолог. Каждая проблема исследуется на трех уровнях: в аспекте анормального поведения, такого как пассивность или соц. изоляция; в аспекте эмоциональных нарушений, таких как тенденции к бегству, и в аспекте когниций безнадежности и поражения.

Пациентам сообщают, что включение в повседневную деятельность улучшит их самочувствие. Терапевт и пациент вместе разраб. программу ежедневной активности. Поведение градуируется по степени сложности, что мотивирует пациента выполнять последовательность заданий нарастающей трудности, облегчая приближение к решению целевой проблемы. Если степень трудности нарастает медленно, пациент проходит через серию успехов. Терапевт в виде обратной связи комментирует успехи пациента, разрывая т. о. депрессивный порочный круг неудач и отрицательной самооценки.

С целью когнитивной переоценки пациент вместе с терапевтом рассматривает взаимосвязь между депрессивными когнициями и симптомами. Пациент самостоятельно отслеживает мысли, чувства и поведение, имевшие место до, во время и после проблемных ситуаций. С целью коррекции когнитивных процессов терапевт предлагает ему формулировать альтернативные объяснения прошлого опыта, демонстрируя существование других способов интерпретации событий помимо тех, к-рые отрицательно отражаются на самооценке. Терапевт осторожно исследует закрытую систему представлений больного, включающую негативистское отношение к себе и окружающему миру; он выявляет причины появления таких представлений и противопоставляет им свидетельства, подтверждающие более позитивные установки. Когнитивные репетиции состоят в том, что пациент представляет себе последовательность событий, имеющих отношение к области проблем. Выявленные при этом препятствия и конфликты подвергаются обсуждению; при их проработке используются методики когнитивной переоценки и решения проблем.

Резюме

Важность мыслительных процессов как возможных причин эмоциональных и поведенческих проблем издавна признавалась во всех психотер. подходах. Однако отношения между мышлением, эмоциями и поведением часто объяснялись абстрактными теориями, что затрудняло понимание их больными и эмпирическую оценку исследователями. В качестве реакции на этот перекос в сторону невидимых и таинственных процессов поведенческая терапия ограничивалась лишь зримыми внешними событиями. И только позднее К.-п. т. сконцентрировалась на мыслях как поведении чел.

Однако К.-п. т. не представляет собой возвращение к традиционной инсайт-терапии. В отличие от более ранних подходов, К.-п.т. систематически исследует внутренний материал, категоризируя мыслительные процессы и увязывая их с внешними событиями в ходе тщательного наблюдения мыслей, чувств и поведения по ходу времени.

К.-п. т. нацелена на обучение — посредством тренировки — специфическим навыкам, имеющим прямое отношение к существующей проблеме. В К.-п. т. акцент на овладении навыками и собственной ответственности пациента за рез-ты применения этих навыков может способствовать повышению самообладания пациента и его способности справляться с трудностями. Если в конце концов будет подтверждена эффективность К. п. т. как метода лечения, это будет означать успешное применение научного метода к анализу и коррекции наших невидимых мыслительных процессов.

См. также Когнитивные терапии, Современные методы психотерапии, Психотерапия, Систематическая десенсибилизация

Дж. Форейт, К. Гудрик

psyweb.global

Когнитивная поведенческая терапия | Общественная инициативная группа

Когнитивная поведенческая терапия (КПТ) краткосрочная, ориентированная на психотерапию модель лечения различных психических нарушений. Терапия направлена на изменение дисфункционального мышления и поведения человека. Используется комбинирование поведенческих и когнитивных принципов. Большинство врачей, работающих с пациентами, имеющими тревожные и депрессивные расстройства, используют сочетание познавательной и поведенческой терапии. Этот метод лечения основан на признании пациентом того, что у человека может быть поведение, которым он не может управлять с помощью рационального мышления.

КПТ не ориентирует пациента на конкретные действия, терапевт пытается помочь клиенту в выборе конкретных стратегий.

КПТ показывает эффективность в лечении ряда проблем, в том числе связанных со сферами нарушенного настроения, тревожными расстройствами, навязчивыми и зависимыми формами поведения.

Когнитивная поведенческая терапия предполагает, что изменение неадекватного мышления приводит к изменению поведения. В последнее время подчеркивается, что влияние терапии направлено на изменение дезадаптивного мышления, на нормальное мышление такое воздействие не направлено. Методы КПТ используются, чтобы помочь людям осознавать патологические или пограничные психоконструкции так, чтобы уменьшить их влияние. Терапия помогает людям заменить неадекватные навыки, эмоции и поведение, включающие определенные привычки или поведение, на более адаптивные.

Когнитивная терапия делает больший акцент на самосознании как основе терапевтического процесса.

КПТ имеет несколько фаз:

  1. Психологическая оценка;
  2. Переосмысление;
  3. Приобретение навыков;
  4. Консолидация навыков и практическое закрепление;
  5. Использование полученных навыков;
  6. Оценка постлечебных результатов.

Фаза переосмысления составляет большую часть «Познавательной» части когнитивно-поведенческой терапии.

Терапия применяется как в групповой, так и в индивидуальной форме, а также в формате самопомощи.

В первоначальных психотерапевтических исследованиях, когнитивная терапия часто контрастирует с поведенческой терапией, в целях сравнительной эффективности.В 1980-90-х годах когнитивные и поведенческие методы были объединены в когнитивно-поведенческую терапию.

Новые данные свидетельствуют о возможной роли когнитивно-поведенческой терапии в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), ипохондрии, последствиями рассеянного склероза, нарушения сна, биполярного расстройства. Но для объективной картины требуются больше исследования, поэтому данную информацию необходимо интерпретировать с осторожностью.

Существует ряд доказательств, что когнитивно-поведенческая терапия увеличивает эффективность бензодиазепиновых препаратов в лечении бессонницы.

У детей и подростков, КПТ является эффективной частью планов лечения тревожных расстройств, суицидального поведения, обсессивно-компульсивного расстройство, посттравматического стрессового расстройства и других нарушений поведения. Когнитивно-поведенческая терапия, направлена научить детей и подростков, как решить свои собственные проблемы.Это способ терапии, который является весьма эффективным лечением несовершеннолетних, имеющих поведенческие расстройства.

Основная концепция в КПТ  при тревожных расстройствах, заключается в воспроизведение ассоциированных с травмирующим фактором ситуаций или объектов в естественных, комфортных условиях.Например, женщина с посттравматическим синдромом, которая боится места, где она подверглась нападению, может с помощью своего психотерапевта это место посетить и непосредственно устранить эти опасения.

Когнитивная поведенческая терапия считается эффективным лечением клинической депрессии. Люди в состоянии депрессивного расстройства думают и действуют определенным образом, потому что их мышление смещено в сторону отрицательных интерпретаций. В определенных случаях, люди, страдающие хронической депрессией? приобретают отрицательную схему окружающего мира в детстве и подростковом возрасте как следствие стрессовых жизненных событий, и отрицательная схема активируется позднее в жизни, когда человек сталкивается с подобными или схожими ситуациями.

В лечении психозов КПТ может использоваться как дополнение к медикаментозной терапии и адаптирована для удовлетворения индивидуальных потребностей.

Проведенное в 2010 году исследование не показало каких-либо ощутимых результатов применения когнитивно-поведенческой терапии применяемой в сочетании с плацебо, при любом варианте шизофрении, а также тяжелых депрессиях.

КПТ используется, чтобы помочь людям всех возрастов, но терапия должна быть скорректирована с учетом возраста пациента, с которым терапевт имеет дело.

Эффект когнитивно-поведенческой терапии зависит от терапевтического альянса между специалистом и пациентом. В отличие от многих других форм психотерапии, пациент принимает активное участие в процессе. Пациент получает конкретные поведенческие задания, которые выполняет самостоятельно или в присутствии терапевта.

КПТ может проводиться как стационарно, так и амбулаторно, а также дистанционно при помощи интернета. Такая форма терапии имеет экономическое обоснование. Широко распространенная программа «12 шагов» может рассматриваться как модель когнитивно-поведенческой терапии. Данная программа эффективно применяется в терапии зависимого поведения, связанного с наркотиками или алкоголем.

Похожее

rehab-centers.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта