Когнитивная и когнитивно-поведенческая психотерапия. Когнитивно поведенческая


Когнитивно-поведенческая психология | Надежда Кренц

Моё основное направление в, котором я практикую — это когнитивно-поведенческая психология.

«Наши мысли материальны»- что означает эта фраза? Всё, что происходит в нашем сознании, подсознании тем или иным образом проецируются в нашу жизнь. Возникает ощущение, что происходящее в нашей жизни уходит из-под контроля.

Плохо или совсем не получается взять ответственность за череду событий, которая запустилась и раскручивается, как карусель. Что послужило толчком? Каковы причины гряды тех или иных неудач? Получается ли найти корень всего происходящего, разобраться, докопаться до истинного источника проблем.

Когнитивно-поведенческая психология- это сочетание двух подходов в психотерапии  и психологическом консультировании: когнитивного (от латинского cognitio – познание, изучение, осознание, когниция — мысль) и поведенческого (от английского behavior — поведение). На эти и похожие вопросы она даёт очень чёткий и довольно логичный ответ. Источник  нежелательных явлений в нашей жизни и негативных эмоциональных состояний- это наши мысли (когниции), которые формируют и поведение, и отношение к чему-либо или кому-либо.

Вывод лежит на поверхности: мы сами рождаем ошибочные идеи, мысли, которые становятся отправной точкой наших злоключений. Но у меня для вас есть и хорошая новость, если вы сами способны режиссировать свой ошибочный жизненный сценарий, значит и рычаги управления своей судьбой тоже в ваших  руках, а это означает только одно- у вас существует реальная возможность перенаправить ваши мысли, а впоследствии и события вашей жизни в необходимое для вас самих русло. Просто надо научится правильно смотреть на те или иные  проблемы и адекватно воспринимать происходящее.

В данном подходе рассматривается такое явление, как «Когнитивный  (мыслительный) сдвиг». Он  провоцирует замену нормальной программы на аномальные программы-«тревожные программы», «депрессивные программы», «панические программы».

А. Бек один из основателей данного подхода считает, что у каждой личности есть «когнитивная уязвимость», именно она располагает человека к психологическому стрессу.

Все наши схемы построения своего жизненного пространства, наши убеждения формируются ещё в детстве на основе личного опыта и опыта значимых для нас людей. И, как говорилось ранее, схемы могут быть адаптивными и неадаптивными.

Например, в «когнитивную триаду депрессии» входит:

— негативное представление о себе ( я никчёмный, никому ненужный, всеми отверженный)- а вы у всех спросили?;

— негативный взгляд на мир (этот мир слишком жесток, он опасен и представляет мне непомерно тяжёлые требования)- не берите больше того, чем можете унести;

— нигилистический взгляд на будущее (ничего хорошего уже не будет и т д),-откуда вы настолько хорошо можете знать своё будущее, если только не обладаете даром провидца;

То есть между событием и нашим эмоциональным состоянием стоит некий мыслительный фильтр- наша психика, которая порой кроме негатива больше ничего не желает  пропускать.

Я вам приведу примеры когнитивных искажений, а вы сами рассмотрите, насколько часто вы подвергаетесь подобным ошибкам:

— Персонализация — склонность все происходящие события идентифицировать со своей личностью. Люди  с повышенной тревожностью предпочитают считать что все события, происходящие вокруг , направлены против них лично Например: встретив хмурый взгляд прохожего, возникает мысль: «Это именно ко мне он чувствует такую неприязнь!» А дальше-больше: «Да и вообще я у многих вызываю негативное отношение».

Или ученик в школе во время контрольной ловит себя на мысли, что все вокруг только на него и смотрят. Если он на время перестанет в первую очередь сам себя так пристально рассматривать и оглядится вокруг, то он увидит, что в основном все заняты своими собственными делами, но или во всяком случае не только на него смотрят.  Поняв это намного, легче справится с текущим заданием, не загружая себя лишними переживаниями.

— Дихотомическое мышление. В тревожном состоянии люди склонны мыслить крайностями, чёрно- белое восприятие: «Плохо-хорошо, правильно- неправильно, прекрасно-ужасно…». На моих консультациях  зачастую клиент при раскрытии своей проблемы в первую очередь интересуется оценкой того, что с ним происходит: «Это плохо или хорошо?!». Пока я могу вам сказать: « Это пока так, как есть». И встречный вопрос: «Вам плохо или хорошо?», если хорошо- какой смысл что-то менять? Ну  а если ситуация вас не совсем устраивает, то давайте будем работать. Оглянитесь вокруг-  мир полон красок и полутонов и к каждой ситуации применима своя цветовая гамма.

 

Какой вариант вам по душе?

 

— Выборочное абстрагирование. Порой мы извлекаем отдельный момент из контекста, так как выгодно нам в данный момент, что интересно только для нас или мы просто не в состоянии увидеть ситуацию целиком.

Например: Вы заметили, что во время вечеринки, ваш муж склонился над молодой дамой, и они о чём-то увлеченно беседуют. Вряд ли вы будете внимательно слушать его объяснения, сделав соответствующие выводы, несмотря на то, что контекст может быть абсолютно безвинен. Например,  администратор данного заведения, подошла разрешить  срочный вопрос с вашим мужем, а музыка гремит настолько, что если не кричать буквально в ухо, то никто ничего не услышит.

Или пример из взаимоотношений  с нашими детьми, допустим всеми любимая школьная тематика. Ваш ребёнок рассказывает о какой-то ситуации, произошедшей во время школьных занятий. Слушая его, вы вдруг обратили внимание на момент, который  вам показался не очень приятным, не совсем правильным именно  с вашей точки зрения. Акцентируя внимание  на этом, абсолютно упускаете из вида то, о чём всё-таки ваш ребёнок пытался рассказать и вполне возможно новости были весьма приятными для вас обоих. Но вырванный эпизод из целого контекста смял всю картину общения и перенаправил дальнейший разговор совершенно в другое русло.

— Произвольные умозаключения- это мысли , которые просто возникают из неоткуда, лишённые реального подтверждения фактами, а иногда и противоречат очевидным вещам.

Например: работающей маме, которая именно по этой причине недостаточно много времени проводить со своими детьми, но выкладывается на работе и дома, насколько это возможно, именно ради своей семьи , вдруг в конце рабочего дня приходит в  голову мысль : «Я плохая мать!».

Или в примере с детьми. Ваш ребёнок успешен в учёбе или в спорте, занятиях танцами или в другой области своего развития. Но вы порой ловите в разговоре с ним фразы о своей не успешности, невезучести, что абсолютно не подтверждается очевидным фактами и результатами. Здесь тоже присутствует данное искажение, одна из причин которого, возможно и не совсем любимое дело, которым он занимается и неплохо бы рассмотреть вопрос относительно самостоятельности выбора вашего ребёнка.

Ну вот- это всего несколько примеров тех ошибок, которые мы сначала допускаем в свои мысли, а потом они начинают формировать в нас определенное отношение и эмоциональное состояние, а порой и целые периоды в нашей жизни.

В свете приведенных выше примеров моя с вами работа будет заключаться  в том, чтобы приблизить вас к более объективному восприятию происходящих событий. Научиться заменять неудачные жизненные программы на более полезные и эффективные, приносящие в вашу жизнь радость и удовлетворение от прожитого дня.

Этот подход позволяет работать с теми ситуациями,  с которыми сталкиваетесь вы в сегодняшнем дне, не заглядывая далеко в прошлое, не пытаясь там найти какие то причины, а просто обучает тому, что предпринять в настоящей момент.

Когнитивно- поведенческая терапия не рассчитана на длительные сроки. В среднем- это до 7-8 встреч с периодичностью 1-2 раза в неделю.

Конечно, от вас необходима активность и желание начать работать над переменами и улучшениями в своей жизни.

 

Автор статьи : Надежда Кренц.

comments powered by HyperComments

nadegda.me

Когнитивно-поведенческая терапия (CBT) – история возникновения

Что такое когнитивно-поведенческая терапия (CBT)?

Какие процессы привели к возникновению когнитивно-поведенческой терапии (CBT).

Какое место занимает когнитивно-поведенческая психотерапия (CBT) среди современных психотерапевтических техник?

Теория Фрейда

В конце 19 века Фрейд представил на обозрение общественности свой взгляд на психику человека, ее составляющие, причины образования психопатологии и принципы ее лечения – психоанализ. Главный упор в своей теории Фрейд делал на исследовании бессознательных психических процессов, представляя их основным источником, как психопатологии, так и ежедневных поведенческих актов.

Поведенческая теория и поведенческая психотерапия

В том же конце 19 века начала развиваться поведенческая теория – бихевиоризм (behaviorism), берущая начало с Павлова и Бехтерева и представшая в качестве оформившейся теории в работах Скинера и Бандуры к середине 20 века. Скинер предпочел объяснить психику человека, его личность, поведение и психопатологию в поведенческих терминах, утверждая, что оперировать следует только теми понятиями, которые можно эмпирически измерить. Бихевиаристы утверждали, что объективно-измеряемыми понятиями являются только стимул и поведение. При этом утверждалось, что человеческий мозг является “черной коробкой” (black box) – эдакая черная дыра, в которой происходят объективно не измеряемые и непознаваемые процессы. Поэтому бихевиористы в своей работе обращались только к стимулу и поведению.

Новые данные о мозге и когнитивно-поведенческая терапия

В 60-70 гг. 20-го столетия появляются новые данные о мозге и когнитивных процессах. Развиваются компьютерные науки (знания о мозге и когнитивных процессах кладутся в основу составления компьютерных программ, в свою очередь мозг и когниция объясняются по аналогии с компьютером) и теперь уже становится невозможным относиться к мозгу, как к черной дыре.

Как следствие, работы Пиаже и его учеников, описывающие когнитивные процессы занимают все большее место в работе психолога. Работы Выготского активно переводятся на другие языки и занимают прочное место в западной академической психологии. В психотерапии, Арон Бек развивает когнитивную теорию, а Альберт Эллис рационально-эмотивную теорию, впоследствии объединенные в когнитивно-поведенческую терапию (CBT). Главный упор в этих теориях делается на когнитивные процессы, во многом определяющие психику человека, его личность, поведение и психопатологию.

Когнитивно-поведенческая психотерапия на кончике ножа

CBT объясняет психопатологические процессы влиянием мыслей-паразитов на человеческое поведение. Мысли-паразиты это мысли, отрицательно влияющие на человеческую самооценку, восприятие внешнего и внутреннего мира. Подобные мысли имеют различную окраску: чтение мыслей (“я знаю, что обо мне думают другие”), самобичевание (“я во всём виноват”), негативное восприятие действительности, временной линии, себя или другого, называемое ‘Триадой Бека’, по имени Аарона Бека, впервые указавшего на этот вид мыслей-паразитов (“все плохо, так было всегда, есть и будет, и я никогда не выкарабкаюсь из этой ямы”). Мысли-паразиты влияют негативным образом на чувства человека и толкование, воспринимаемых человеческими органами чувств, ощущений (меня специально толкнули, весь мир против меня и мне чрезвычайно плохо). Подобная цепочка замыкается соответствующим поведением (если мне так плохо и все против меня, то мне незачем жить, я не хочу выходить из дома). Соответственно и наши действия и наши чувства влияют на наш образ мышления.

Лечение с помощью когнитивно-поведенческой терапии (CBT)

Существует множество подходов и техник, вытекающих из теоретических разработок когнитивно-поведенческой терапии (CBT). Психотерапевт направления когнитивно-поведенческой терапии (CBT) предложит определить мысли-паразиты и изменить их направленность при помощи так называемых Сократовских вопросов: кто сказал, что все плохо?; с чего вы взяли, что так будет вечно? и т.д. Множество других когнитивных техник позволяют изменить негативное течение мыслей. Но одного только изменения образа мышления не достаточно для облегчения душевного страдания или налаживания отношений. Требуется определенная когнитивно-поведенческая терапия (аутотреннинг, медитативные техники, тренинги общения и т.д.), применение которой приводит пациента как к изменению негативного мышления на более оптимистичное, так и к приобретению более адаптивных паттернов поведения.

Эффективность когнитивно-поведенческой терапии (CBT)

По современным исследованиям в области психотерапии, проведенными как ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения), так и Министерством здравоохранения США когнитивно-поведенческая психотерапия является наиболее эффективным средством лечения большинства душевных расстройств. Среди проблем с успехом поддающихся лечению данным методом психотерапии тревожные расстройства, зависимости, навязчивости, посттравматическое стрессовое расстройство, фобии, сексуальные расстройства и т.д. Она также дает великолепные результаты в таких областях как лечение неврозов, лечение депрессии и лечение панических атак. Редкий психолог или психиатр отрицает эффективность данного метода. В западной психотерапии когнитивно-поведенческая терапия (CBT) является наиболее распространенной техникой лечения, показывающей хорошие результаты в относительно короткий срок.

matzpen.ru

Когнитивная и когнитивно-поведенческая психотерапия

Когнитивная психотерапия. Начало когнитивной терапии связывается с деятельностью Джорджа Келли. В 20-х гг. Дж. Келли использовал в своей клинической работе психоаналитические интерпретации. Его изумляло то, с какой легкостью пациенты принимали фрейдовские концепции, которые сам Дж.Келли находил абсурдными. В качестве эксперимента Дж.Келли начал варьировать интерпретации, которые он давал пациентам, в рамках различных психодинамических школ.

Оказалось, что пациенты одинаково принимают предлагаемые им принципы и полны желания изменить свою жизнь в согласии с ними. Дж.Келли пришел к выводу, что ни фрейдовский анализ детских конфликтов, ни даже изучение прошлого как такового не имеют решающего значения. По мнению Дж.Келли, интерпретации Фрейда оказывались эффективными, поскольку они расшатывали привычный для пациентов способ мышления и предоставляли им возможность мыслить и понимать по-новому.

Успехи клинической практики при самых различных теоретических подходах, согласно Дж.Келли, объясняются тем, что в процессе терапии происходит изменение того, как люди интерпретируют свой опыт и как они смотрят на будущее. Люди становятся депрессивными или тревожными, потому что попадают в западню ригидных, неадекватных категорий собственного мышления. Например, некоторые люди полагают, что авторитетные фигуры всегда правы, поэтому любая критика со стороны авторитетной фигуры действует на них удручающе. Любая техника, приводящая к изменению этого убеждения, будь она основана на теории, которая связывает такое убеждение с эдиповым комплексом, со страхом потери родительской любви или с потребностью в духовном руководителе, будет эффективна. Дж.Келли решил создать техники для непосредственной коррекции неадекватных способов мышления.

Он предлагал пациентам осознать свои убеждения и проверить их. Например, тревожная, депрессивная пациентка была убеждена, что расхождение с мнением ее мужа вызовет в нем сильный гнев и агрессию. Дж.Келли настоял на том, чтобы она попробовала высказать мужу собственное мнение. Выполнив задание, пациентка убедилась в том, что это не опасно. Такие домашние задания стали обычными в практике Дж.Келли. Он использовал также ролевые игры, предлагал пациентам играть роли новой личности. Он пришел к выводу, что сердцевиной неврозов является неадаптивное мышление. Проблемы невротика лежат в настоящих способах мышления, а не в прошлом. В задачу терапевта входит выяснение неосознаваемых категорий мышления, которые приводят к страданиям, и обучение новым способам мышления.

Келли был одним из первых психотерапевтов, которые старались непосредственно изменить мышление пациентов. Эта цель лежит в основе многих терапевтических подходов, которые объединяются понятием когнитивная психотерапия.

Когнитивная психотерапия - представляет собой развитие поведенческого подхода в психотерапии, рассматривающего психические расстройства как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами, приобретенными в прошлом, то есть в качестве промежуточной переменной между стимулом и реакцией вводится мысль. Представителями когнитивной психотерапии являются: А. Бек, А. Эллис и др.

Согласно Аарону Беку, три ведущие школы: традиционная психиатрия, психоанализ и поведенческая терапия, утверждают, что источник расстройства пациента лежит вне его сознания. Они мало внимания обращают на сознательные понятия, конкретные мысли и фантазии, то есть когниции. Новый подход - когнитивная терапия -полагает, что к эмоциональным расстройствам можно подойти другим путем: ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациентов.

Когнитивная терапия предполагает, что проблемы у индивида вытекают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Эти неверные представления возникают в результате неправильного научения в процессе развития личности. Отсюда легко можно вывести формулу лечения: терапевт помогает пациенту отыскать искажения в мышлении и научиться альтернативным, более реалистическим способам формулирования своего опыта.

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд на самого себя и свои проблемы. Отказавшись от представлений о себе как беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов или автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них и исправить их.

Главная концепция когнитивной терапии состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации.

При различных психопатологических состояниях (тревога, депрессия, мания, параноидное состояние и др.) на переработку информации оказывает влияние систематическое предубеждение. Это предубеждение специфично для различных психопатологических расстройств. Другими словами, мышление пациентов тенденциозно. Так, депрессивный пациент из информации, предоставляемой окружающей средой, выборочно синтезирует темы потери или поражения. А у тревожного пациента имеется сдвиг в отношении тем опасности.

Эти когнитивные сдвиги можно по аналогии представить как компьютерную программу. Программа диктует вид вводимой информации, определяет способ переработки информации и результирующее поведение. При тревожных расстройствах, например, активируется "программа выживания". Результирующее поведение будет состоять в том, что он будет чрезмерно реагировать на относительно незначительные стимулы как на сильную угрозу.

Стратегии и тактики когнитивной терапии предназначены для дезактивации таких дезадаптивных программ, для сдвига аппарата переработки информации (когнитивного аппарата) в более нейтральное положение.

Соответственно, работа психотерапевта состоит из нескольких этапов. Важная задача начального этапа - сведение проблем (идентификация проблем, имеющих в своей основе одни и те же причины, их группировка). Следующий этап - осознание, вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности; объективное рассмотрение неадаптивных когниций (отдаление). Следующий этап получил название этапа изменения правил регуляции поведения. Перемена отношения к правилам саморегуляции, обучение видеть в мыслях гипотезы, а не факты, проверка их истинности, замена их новыми, более гибкими правилами - следующие этапы когнитивной психотерапии.

Когнитивно-поведенческая психотерапия. В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в частности в исследованиях Ж.Пиаже, были сформулированы ясные научные принципы, которые можно было применить на практике. Даже изучение поведения животных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивные возможности для понимания того, как у них проходит научение.

Кроме того, возникло понимание того, что поведенческие терапевты, сами того не подозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов. Десенситизация, например, использует готовность и способность пациента к воображению. Использование воображения, новых способов мышления и применение стратегий включает когнитивные процессы. У поведенческих и когнитивных терапевтов обнаруживается ряд общих черт:1. Те и другие не интересуются причинами расстройств или прошлым пациентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие терапевты сосредотачиваются на актуальном поведении, а когнитивные - на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем.2. Те и другие смотрят на терапию как на процесс научения. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные - новым способам мышления.3. Те и другие дают своим пациентам домашние задания.4. Те и другие оказывают предпочтение практическому, лишенному абсурдности (имеется в виду психоанализ) подходу, не обремененному сложными теориям личности.

Клинической областью, сблизившей когнитивный и поведенческий подходы, явилась невротическая депрессия. А.Бек (1967), наблюдая больных с невротической депрессией, обратил внимание на то, что в их переживаниях постоянно звучали темы поражения, безнадежности и неадекватности. Под влиянием идей Ж.Пиаже, А.Бек концептуализировал проблемы депрессивного пациента: события ассимилируются в абсолютистскую когнитивную структуру, результатом чего является уход от действительности и социальной жизни. Пиаже также учил, что деятельность и ее последствия имеют силу изменять когнитивную структуру. Это привело Бека к составлению терапевтической программы, которая использовала некоторые из инструментов, разработанных поведенческими терапевтами (самоконтроль, ролевая игра, моделирование).

Другим примером является рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса. Эллис исходит скорее из феноменологической позиции, что тревога, чувство вины, депрессия и другие психологические проблемы вызываются не психотравмирующими ситуациями как таковыми, а тем, как люди воспринимают эти события, что они думают о них. Эллис говорит, например, что вы расстраиваетесь не из-за того, что провалились на экзамене, а потому, что считаете, что провал - это несчастье, которое указывает на вашу неспособность. Терапия Эллиса стремится, прежде всего, идентифицировать подобные наносящие ущерб личности и вызывающие проблемы мысли, которые пациент приобрел в результате неправильного научения, а затем помочь пациенту заменить эти малоадаптивные стереотипы мышления на более реалистические, используя при этом моделирование, поощрение, логику. Как и в когнитивной терапии А.Бека, в рационально-эмотивной терапии Эллиса много внимания уделяется поведенческим техникам, домашним заданиям.

Итак, новый этап в развитии поведенческой терапии знаменуется трансформацией ее классической модели, основанной на принципах классического и оперантного обусловливания, в когнитивно-поведенческую модель. Мишенью поведенческого терапевта является изменение поведения; мишенью когнитивного терапевта - изменение в восприятии себя и окружающей действительности. Когнитивно-поведенческие терапевты признают и то и другое: знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.

Основные положения когнитивно-поведенческой психотерапии состоят в следующем:1. Многие поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении и воспитании.2. Имеются реципрокные взаимотношения между поведением и средой.3. С точки зрения теории научения, случайный опыт оставляет более значимый след в личности, чем традиционная модель "стимул-реакция".4. Моделирование поведения представляет собой одновременно обучающий и психотерапевтический процесс. Когнитивный аспект является решающим в ходе научения. Дезадаптивное поведение может быть изменено посредством личностных самообучающих приемов, активизирующих когнитивные структуры.

Когнитивное научение включает в себя самоконтроль, самонаблюдение, составление контрактов, работу в системе правил пациента.

psyera.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта