Программу расселения неперспективных поселков приняли на Колыме. Программа оптимизации системы расселения


Оптимизация системы расселения распоряжение правительства РФ от 05-07-2010 1120-р (2018). Актуально в 2018 году

размер шрифта

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 05-07-2010 1120-р (2018) Актуально в 2018 году

Ключевым направлением оптимизации системы расселения станет формирование опорной структуры поселений и их развитие.

Для районов Арктического и Северного поясов развития основными приоритетами оптимизации системы расселения в 2010-2020 годах будут:

восстановление в опорных поселениях (Норильск, Дудинка, Диксон, Хатанга, населенных пунктах вдоль трассы БАМа, рек Енисей, Обь, Лена, Нижняя Тунгуска и Хатанга, Енисейского залива, побережья и островов Карского моря и моря Лаптевых) численности трудоспособного населения и вахтовиков, достаточной для надежного обеспечения функционирования БАМа, Северного морского пути и создания баз освоения Арктического пояса развития;

формирование в опорных поселениях современной социальной инфраструктуры, структур технического и технологического обслуживания и сопровождения современных средств навигации, связи, логистики, управления и сервиса для Северного морского пути, оборудования для геологоразведки, добычи, переработки и транспортировки полезных ископаемых;

превращение опорных поселений в центры управления инфраструктурой межмуниципального значения и многофункциональные культурные и образовательные центры, в том числе в центры национальной культуры и образования коренных малочисленных народов Севера.

В целях выравнивания пространственных и демографических дисбалансов, сохранения и развития сибирских сел, расположенных в отдалении от административных центров и дорожной инфраструктуры, в 2010-2020 годах в Сибири за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и при организационной помощи федерального центра необходимо реализовать ряд пилотных проектов по строительству поселений нового типа. Основными отличиями данных поселений будут: автономное жизнеобеспечение, построенное на возобновляемых источниках энергии и энергосберегающих технологиях, социальная самодостаточность, наличие информационно-коммуникационных средств связи, применение передовых архитектурно-планировочных решений, экологически чистых строительных материалов и экологически чистых средств утилизации отходов.

Основными формами пространственной организации системы расселения Арктического и Северного поясов развития в 2010-2020 годах будут:

городские и сельские поселения как системообразующие элементы хозяйственного и культурного освоения территории и обеспечения коренных малочисленных народов Севера необходимыми социальными услугами;

локальные системы расселения в зонах нового освоения, функционирующие по вахтовому принципу;

места традиционного проживания и регулярного присутствия коренных малочисленных народов Севера в районах традиционной хозяйственной деятельности (поселения, имеющие непостоянный состав населения, - стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов).

Для районов Южного пояса развития основными приоритетами оптимизации системы расселения в 2010-2020 годах будут:

превращение городских округов - административных центров субъектов Российской Федерации в Сибири и тяготеющих к ним населенных пунктов в агломерации с интенсивно заселенными пригородами, обеспечивающие в совокупности формирование цепи крупных урбанизированных систем - промышленных, научных, образовательных и культурных центров опорной структуры поселений на юго-востоке России;

сохранение и развитие сельских поселений, обеспечивающих, с одной стороны, формирование равномерной пространственно-сетевой структуры системы сельского расселения, а с другой стороны, возможность наиболее полного использования одного из основных природных ресурсов Южного пояса развития - комфортной для постоянного проживания и развития сельскохозяйственного производства территории;

диверсификация производственной специализации моногородов и моноотраслевых городских и сельских поселений за счет развития сети предприятий по производству продукции и услуг;

диверсификация профессиональной ориентации трудовых ресурсов городских и сельских поселений и сглаживание сезонных характеристик рынков труда за счет подготовки кадров вахтовых смен для работы в Арктическом и Северном поясах развития;

формирование сети поселений, способных принять на себя в силу имеющихся природно-климатических и рекреационных ресурсов функции бальнеологических и спортивно-оздоровительных центров;

формирование и обеспечение устойчивого функционирования инфраструктуры (транспортной, информационно-коммуникационной, энергетической, инженерной и т. д.) федерального, межрегионального и муниципального значения.

Основными формами пространственной организации системы расселения Южного пояса развития в 2010-2020 годах будут:

городские округа и городские агломерации - крупные промышленные, научные, образовательные и культурные центры опорной структуры поселений;

городские поселения - промышленные, образовательные и культурные центры второго эшелона опорной структуры поселений;

сельские поселения - основные элементы опорной структуры поселений.

Основными критериями результативности оптимизации системы расселения будут являться показатели роста населения сибирских регионов и обеспечения экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами.

www.zakonprost.ru

3.2. оптимизация системы расселения - стр.23

3.2. Оптимизация системы расселения

Важным условием успешного функционирования механизмов реализации целей и приоритетов «Стратегии Сибири 2020» является наличие и устойчивое воспроизводство качественного человеческого ресурса, как в районах нового хозяйственного освоения, так и в районах исторически сложившейся хозяйственной деятельности регионов Сибири.

Исходя из этого, федеральным, региональным органам государственной власти будет необходимо в рамках реализации Стратегии решить ряд взаимосвязанных задач. Во-первых, обеспечить трудовыми ресурсами инвестиционные проекты в зоне Сибирской Арктики и Северо-Сибирской широтной зоне хозяйственного освоения. Во-вторых, обеспечить трудовыми ресурсами расширяющийся научный, производственный, агропромышленный и социальный сектор Южно-Сибирской широтной зоны хозяйственного развития. В-третьих, не только сохранить, но и укрепить опорную структуру поселений вдоль всей юго-восточной границы Российской Федерации, увеличив не только их количество, но и численность проживающего в них населения.

Это потребует формирования соответствующей демографической, миграционной, молодежной политики и соответствующих подходов в организации вахтового способа производства.

3.2.1. Формирование демографической политики

Основными приоритетами демографической политики «Стратегии Сибири 2020» должно стать общее снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста. Данные приоритеты должны быть реализованы за счет снижения смертности населения в трудоспособном возрасте, в первую очередь, от болезней системы кровообращения – в 1,5 раза, от внешних причин – в 2,2 раза, снижения младенческой и материнской смертности до уровня лучших показателей в мире, снижения заболеваемости и инвалидизации (особенно детей и трудоспособного населения). За 10 лет необходимо добиться роста суммарного коэффициента рождаемости до 1,5-1,7, увеличения средней продолжительности жизни до 70-75 лет и смены отрицательного сальдо миграции на устойчиво положительное.

Достижение этих целевых показателей является необходимым условием устойчивого развития Сибири на перспективу.

Механизм реализации демографической политики «Стратегии Сибири 2020» предполагает наличие комплекса организационных, информационных, ресурсных и правовых инструментов, детализированных по срокам и исполнителям в федеральных (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации, приоритетные национальные проекты, федеральные (ведомственные) целевые программы), межрегиональных (программы реализации Стратегии социально-экономического развития округа, комплексные программы развития межрегиональных территориально-производственных комплексов), региональных (стратегии и комплексные программы социально-экономического развития субъектов Федерации) и муниципальных документах (комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований).

Для обеспечения реализации целей и приоритетов «Стратегии Сибири 2020» необходимо:

- на федеральном уровне внести изменения в законодательство Российской Федерации в сфере семейного и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений и миграционной политики, направленные на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития; - на региональном уровне в рамках Комплексных программ социально-экономического развития субъектов Федерации сформулировать согласованные по срокам и финансам мероприятия, обеспечивающие сочетание материнства с работой путем развития гибких форм занятости (неполной, сезонной, дистанционной), замещению пребывания иностранных мигрантов на региональном рынке труда местными трудовыми ресурсами. Необходимо формирование системы мер государственной поддержки не только при рождении, но и воспитании детей, которая была бы понятна, доступна и реально обеспеченна финансами. Особое внимание должно быть уделено росту рождаемости и укреплению семьи, распространению идеологии здорового образа жизни, в том числе через СМИ и систему образования, формированию в сознании населения ценностей семьи, рождения и воспитания детей, неразрывности связи поколений, дальнейшему развитию системы социальной защиты населения, укреплению материально-технической базы учреждений социальной защиты населения, в первую очередь семьи и детей, кадрового потенциала;

- на муниципальном уровне разработать в качестве отдельных разделов Комплексных программ социально-экономического развития городов, городских и сельских поселений мероприятия, направленные на профилактику и своевременное выявление профессиональных и социальных заболеваний, поэтапное сокращение рабочих мест с вредными для здоровья населения условиями труда, реализацию специальных мер по содействию занятости женщин с детьми и другие мероприятия, направленные на улучшение демографии.

3.2.2. Формирование миграционной политики

Подходы к политике привлечения и закрепления населения в сибирских регионах должны базироваться на сочетании морального и материального стимулирования постоянного населения, трудовых мигрантов, переселенцев из других регионов России и стран ближнего зарубежья.

В основе моральных стимулов должно лежать представление о сибиряках как об успешных людях, патриотах, которые своим трудом не только формируют значительную часть экономического потенциала России, но и создают новую Сибирь – российскую территорию инноваций и равноправного партнерства со странами АТР. Обучение в сибирских вузах и работа на сибирских предприятиях должны восприниматься обществом, властью и бизнесом как устойчивая предпосылка для быстрого карьерного роста в любом другом регионе Российской Федерации.

Участие в приоритетных проектах освоения Сибирской Арктики, Северо-Сибирского широтного пояса, модернизации предприятий и инфраструктуры Южно-Сибирского широтного пояса должно восприниматься отечественными предпринимателями не только как высокодоходный бизнес, но как их патриотический долг.

Результатом деятельности федеральных, региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления в предстоящее десятилетие должно быть коренное изменение образа Сибири и ее жителей. Сибирь в глазах гражданского сообщества России и мирового сообщества должна ассоциироваться с территорией комфортного проживания и успешного бизнеса.

Усилия власти по формированию положительного бренда «Сибирь» должны быть объединены с реальными действиями бизнеса. В течение 10 лет необходимо добиться в оценке продукции, выпускаемой на предприятиях Сибири, тождественности понятий «сибирский», «инновационный», «успешный», «качественный», «долговечный», «надежный» и т.д.

Основными элементами миграционной политики в отношении сибирских субъектов Федерации будут:

- экономическое стимулирование работодателей на создание высококвалифицированных, высокооплачиваемых рабочих мест и подготовку для них специалистов из числа постоянно проживающих в Сибири;

- экономическое стимулирование компаний-работодателей на строительство жилья для семей вахтовиков в Южно-Сибирском широтном поясе хозяйственного развития;

- экономическое и моральное стимулирование граждан Российской Федерации, определивших в качестве места работы и жительства регионы Сибири;

- система выдачи жилищных сертификатов уходящим на пенсию военнослужащим (контрактникам), переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, стимулирующая их территориальное переселение на постоянное место жительства в Южно-Сибирский широтный пояс хозяйственного развития;

- система организованного набора, обучения и трудоустройства, в том числе молодежи, граждан, уволенных со срочной службы в силовых структурах страны, граждан из числа выпускников школ-интернатов для детей-сирот, достигших совершеннолетия и не имеющих жилья и родственников, а также других категорий граждан, выбравших Сибирь в качестве места работы и жительства;

- система профориентации, подготовки и переподготовки кадров, ориентированная на профессии, востребованные в экономике и социальной сфере сибирских регионов;

Степень реализации сформулированных элементов миграционной политики в отношении сибирских регионов будет являться основным критерием успешности миграционной политики Российской Федерации в 2010-2020 годах и определяющим критерием оценки деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, формирующих и реализующих мероприятия по привлечению и закреплению трудовых ресурсов и населения на территории Сибири.

3.2.3. Формирование молодежной политики

Одним из важнейших способов оптимизации системы расселения, как основного условия реализации целей и приоритетов «Стратегии Сибири 2020», является наполнение коллективов, реализующих прорывные стратегические инвестиционные проекты, и населенных пунктов, формирующих опорную структуру российской Сибири, молодежью. В связи с этим при формировании долгосрочных, среднесрочных и текущих годовых планов и программ по реализации разделов «Стратегии Сибири 2020» федеральные, региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприниматели обязаны предусматривать специальные разделы, посвященные участию в них молодежи.

Основным лейтмотивом молодежных разделов планов и программ должен являться тезис: «молодежь России – стратегический партнер и субъект общества, государства и бизнеса в процессах реализации стратегий, планов и программ развития отдельных отраслей экономики, социальной сферы и социально-экономического развития Сибири в целом».

Приоритетными направлениями формирования молодежной политики будут являться:

- формирование инфраструктуры и механизмов межрегиональной, межведомственной координации и общественно-государственного управления молодежной политикой в Сибирском федеральном округе;

- формирование условий для самоопределения молодежи в деятельности и образе жизни, осознания и принятия молодежью гражданской и исторической ответственности перед будущими поколениями. Особо будет поддерживаться разработка и развитие кадровых программ по обновлению управленческих аппаратов органов местного самоуправления и их представительных органов, а также инновационных моделей включения молодежи в процессы реализации «Стратегии Сибири 2020», начиная с уровня поселений;

- разработка современной межведомственной модели профессиональной ориентации молодежи, удовлетворяющей перспективным направлениям социально-экономического развития Сибири, перспективной потребности экономики в трудовых ресурсах и способствующей формированию структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда;

- подготовка и систематическое повышение квалификации молодых специалистов для отраслей (или сфер), ориентированных на инновационное социально-экономическое развитие Сибири;

- поддержка инновационной деятельности молодежи, как важнейшей части государственной политики, направленной по создание инновационной экономики;

- повышение образовательной и трудовой межрегиональной и внутрирегиональной мобильности молодежи;

- создание молодежных школ (студенческих, молодежных бизнес-инкубаторов и т.п.) предпринимательства, формирование предпринимательского образа мышления в молодежном сообществе, а также создание благоприятной институциональной среды для развития молодежного предпринимательства;

- развитие механизмов, обеспечивающих формирование социально успешной личности в молодежной среде;

- формирование механизмов передачи молодежным профессиональным командам «зон ответственности» в процессах реализации отдельных проектов и направлений «Стратегии Сибири 2020»;

- формирование благоприятной социально-экономической среды для молодых специалистов и молодежи в целом на всех уровнях административно-территориального деления сибирских регионов и во всех субъектах и сферах хозяйственной деятельности;

- совершенствование механизмов обеспечения доступным, современным и малобюджетным жильем молодых семей, молодых специалистов, молодых ученых;

- формирование здорового образа жизни молодежи как основного системообразующего элемента развития человеческого потенциала регионов Сибири.

Механизмы и инструменты реализации приоритетных направлений формирования молодежной политики в Сибири будут сформулированы (с учетом региональной специфики) в актуализированных стратегиях и комплексных программах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Сибирского федерального округа.

3.2.4. Оптимизация опорной структуры поселений

Ключевым направлением оптимизации опорной структуры поселений и наличия устойчивой системы обеспечения реализации целей и задач «Стратегии Сибири 2020» трудовыми ресурсами является синхронизация реализации основных инвестиционных, инфраструктурных проектов и приоритетных направлений экономического и социального развития районов Сибирской Арктики, Северо-Сибирского и Южно-Сибирского широтных поясов.

Основными приоритетами деятельности федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления по данному разделу «Стратегии Сибири 2020» для районов Сибирской Арктики и Северо-Сибирского широтного пояса хозяйственного освоения будут:

- восстановление в опорных поселениях (Норильск, Дудинка, Диксон, Хатанга, населенных пунктах вдоль трассы БАМа, рек Енисей, Обь, Лена, Нижняя Тунгуска и Хатанга, Енисейского залива, побережья и островов Карского моря и моря Лаптевых) численности трудоспособного населения и вахтовиков, достаточной для надежного обеспечения функционирования БАМа, Северного морского пути (СМП) и создания баз освоения северо-широтных, полярных, приполярных районов и арктического шельфа;

- формирование в опорных поселениях современной социальной инфраструктуры, структур технического и технологического обслуживания и сопровождения современных средств навигации, связи, логистики, управления и сервиса транспортной инфраструктуры СМП, оборудования для геологоразведки, добычи, переработки и транспортировки полезных ископаемых;

- превращение опорных поселений в центры управления инфраструктурой межмуниципального значения и многофункциональные культурные и образовательные центры, в том числе – в центры национальной культуры и образования коренных народов Севера.

В целях выравнивания пространственных и демографических дисбалансов, сохранения и развития сибирских сел, отдаленных от административных центров и дорожной инфраструктуры, в 2010-2020 годах в Сибирском федеральном округе за счет средств региональных и муниципальных бюджетов и с финансовой и организационной помощью федерального центра будет реализован ряд «пилотных» проектов по строительству поселений нового типа. Основными отличиями данных поселений будут: автономное жизнеобеспечение, построенное на возобновляемых источниках энергии и энергосберегающих технологиях, социальная самодостаточность, наличие информационно-коммуникационных средств связи, применение передовых архитектурно-планировочных решений, экологически чистых строительных материалов и экологически чистых средств утилизации отходов.

Критерием включения населенного пункта в опорную структуру поселений Сибирской Арктики и Северо-Сибирского широтного пояса хозяйственного освоения будет необходимость сохранения присутствия человека в том или ином районе (с учетом сохранения традиционных укладов жизни коренных народов Севера).

Основными формами пространственной организации системы расселения Сибирской Арктики и Северо-Сибирского широтного пояса хозяйственного освоения в 2010-2020 годах будут:

- городские и сельские поселения как системообразующие элементы хозяйственного и культурного освоения территории и обеспечения коренных народов Севера необходимыми социальными услугами;

- локальные системы расселения в зонах нового освоения, функционирующие по вахтовому принципу;

- места традиционного проживания и регулярного присутствия коренных народов Севера в районах традиционной хозяйственной деятельности (поселения, имеющие непостоянный состав населения, – стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов).

Для районов Южно-Сибирского широтного пояса хозяйственного развития основными приоритетами оптимизации системы расселения в 2010-2020 годах будут:

- превращение городских округов – административных центров сибирских субъектов Российской Федерации и тяготеющих к ним населенных пунктов в агломерации с интенсивно заселенными пригородами, обеспечивающие в совокупности формирование цепи крупных урбанизированных систем – промышленных, научных, образовательных и культурных центров опорной структуры поселений на юго-востоке России;

- сохранение и развитие сельских поселений, обеспечивающих, с одной стороны, формирование равномерной пространственно-сетевой структуры системы сельского расселения, а, с другой стороны, возможность наиболее полного использования одного из основных природных ресурсов Южно-Сибирского широтного пояса хозяйственного развития – комфортной для постоянного проживания и развития сельскохозяйственного производства территории;

- диверсификация производственной специализации моногородов и моноотраслевых городских и сельских поселений за счет развития сети предприятий по производству продукции и услуг для обеспечения экономики и социальной сферы Сибирской Арктики и районов Северо-Сибирского широтного пояса хозяйственного освоения;

- диверсификация профессиональной ориентации трудовых ресурсов городских и сельских поселений и сглаживание сезонных характеристик рынков труда за счет подготовки кадров вахтовых смен для работы в Сибирской Арктике и Северо-Сибирском широтном поясе хозяйственного освоения;

- формирование сети поселений, способных принять на себя, в силу имеющихся природно-климатических и рекреационных ресурсов, функции бальнеологических и спортивно-оздоровительных центров;

- формирование и обеспечение устойчивого функционирования инфраструктуры (транспортной, информационно-коммуникационной, энергетической, инженерной и т.д.) федерального, межрегионального и муниципального значения.

Основными формами пространственной организации системы расселения Южно-Сибирского широтного пояса хозяйственного развития в 2010-2020 годах будут:

- городские округа и городские агломерации – крупные промышленные, научные, образовательные и культурные центры каркаса опорной структуры поселений;

- городские поселения – промышленные, образовательные и культурные центры второго эшелона опорной структуры поселений;

- сельские поселения – основные элементы опорной структуры поселений.

Основным критерием результативности оптимизации системы расселения будут являться показатели роста населения сибирских регионов и обеспечения экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами.

4. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ, СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

4.1. Трансформация роли Сибири в едином

экономическом пространстве России

Начиная с первой половины 90-х годов прошлого столетия под воздействием таких факторов, как распад СССР, переход от административно-плановой к рыночной экономике, либерализация внешнеэкономической деятельности, экономический кризис, в России начали отчетливо наблюдаться дезинтеграционные процессы и формироваться фрагментация ее экономического пространства.

Не избежала данных процессов и экономика сибирских регионов. Ее роль в экономическом пространстве России в силу ряда объективных и субъективных причин претерпела за последние два десятилетия существенные изменения.

В течение 20 лет, в силу сжатия внутреннего потребления и крайне медленной замены механизмов директивного планирования и управления на механизмы рыночного регулирования, предприятия Сибири либо по мере своих возможностей стали переориентироваться на внешние рынки, либо существенно снизили объемы своего производства, либо совсем прекратили свое существование. Внешняя (транснациональная) интеграция стала заметно доминировать над внутренней, и, как следствие, экономики регионов Сибири оказались относительно слабо связаны друг с другом. В общем объеме произведенных и реализованных продукции и услуг стали преобладать поставки не в соседние регионы, а в районы европейской части России и за рубеж. Одновременно сформировался большой объем завоза импортной продукции и продукции из других регионов.

Возросшие транспортные расходы, наряду с обвальным сокращением продукции военного назначения, потерей рынков бывших союзных республик, входивших в СССР и бывших стран Варшавского договора, открытием внутреннего рынка для недорогого импортного оборудования и ширпотреба, неизбежно повлекли за собой изменение объемов производства и структуры реального сектора экономики. Наиболее конкурентоспособными оказались добывающие, энергетические предприятия, имеющие доступ к трубопроводному и сетевому транспорту, предприятия металлургических переделов, имеющие относительно широкий внешний рынок и относительно низкую себестоимость продукции, перерабатывающие предприятия АПК, имеющие устойчивый внутренний рынок сбыта, и предприятия, производящие инновационные товары и услуги с высокой добавленной стоимостью.

Наименее конкурентоспособными, как показали рыночные реформы, оказались машиностроительные гиганты социалистической индустрии с предметно-замкнутым циклом производства. Помимо обвального сокращения объемов производства именно они дали регионам Сибири первую волну безработных. Дефицит высококвалифицированных рабочих мест, ухудшение качества жизни в сибирских регионах повлекли за собой миграцию трудовых ресурсов, естественную убыль населения и, как следствие, сокращение численности жителей Сибири.

Наряду с объективными причинами на трансформацию роли экономики сибирских регионов в экономическом пространстве России существенное влияние оказали причины, носящие субъективный характер. Наиболее значимыми из них являются две. Первая причина – включение большинства крупных добывающих и перерабатывающих предприятий в вертикально интегрированные коммерческие структуры и госкорпорации, определившие по решению учредителей в качестве мест размещения своих центров управления и формирования прибыли города европейской части России и дальнего зарубежья. В результате этого в конце XX – начале XXI века фактически состоялось повсеместное разделение центров производства, центров управления и центров формирования прибыли, и, как следствие – искажение фактической роли регионов Сибири в экономическом пространстве России.

Вторая причина – образование федеральных округов. Они были сформированы таким образом, что регионы Сибири оказались в двух округах: Уральском и Сибирском. Экономико-географическое понятие «Сибирь» оказалось размыто и исключено как объект статистического наблюдения. Со временем Сибирь стала ассоциироваться с Сибирским федеральным округом, в который включены 12 из 15 сибирских регионов.

Таким образом, в силу исторически сложившихся объективных и субъективных предпосылок, трансформация роли Сибири в едином экономическом пространстве России к 2010 году привела к усилению асимметрии развития регионов, характеризующейся значительным несоответствием долей европейской части России, Сибири и Дальнего Востока по занимаемой площади, численности населения и объему ВРП.

Сибирский федеральный округ занимает 30,1% территории Российской Федерации, на территории округа проживает 13,7% населения России. На долю округа приходится 10,7% ВВП. В целом Восточная и Западная Сибирь (регионы Сибирского федерального округа, Тюменская область с ее автономными округами, Республика Саха (Якутия)) занимает 56,7% территории страны, где проживает 16,8% россиян, доля ВРП – 21,4%. Для европейской части России эти значения – 25,3%, 79,3% и 74,9% соответственно.

Изменение в системе расстановки мировых центров силы, повлекшее за собой усиление потенциала и роли стран АТР в развитии мирового сообщества на современном этапе, придает экономической и социальной асимметрии развития регионов России геоэкономический и геополитический характер. На начальном этапе реализации «Стратегии Сибири 2020» при более слабой составляющей собственного потенциала регионы Сибири должны будут взаимодействовать, в основном, с развитыми странами, чьи геополитические и экономические интересы распространяются на многие юго-восточные районы России.

refdb.ru

Программу расселения неперспективных поселков приняли на Колыме

МАГАДАН, 30 авг — РИА Новости, Людмила Щербакова. Власти Колымы приняли программу внутрирегиональной миграции, которая позволит переселить жителей неперспективных поселков региона в населенные пункты, где есть развивающиеся предприятия, сообщает администрация региона.

Власти Колымы готовят программу по расселению неперспективных поселков"Областная целевая программа "Содействие муниципальным образованиям в оптимизации системы расселения в Магаданской области на 2013-2018 годы" принята на заседании региональной администрации. Она разработана по поручению исполняющего обязанности губернатора Владимира Печеного", — говорится в сообщении.

Печеный дал поручение главам администраций всех районов Колымы составить списки жителей неперспективных поселков, в которых будет указано, какая семья куда хотела бы переехать в пределах Магаданской области.

Программа внутрирегиональной миграции на Колыме заработает с 2013 года"Ко мне подходило очень много колымчан с жалобами на отсутствие работы в поселках, социальной инфраструктуры, на ветхость жилья. Действительно, горняцкие поселки появились в советские годы во время интенсивной разработки россыпных месторождений золота. Вокруг предприятия и создавалась инфраструктура. В настоящее время с ликвидацией таких градообразующих предприятий в этих населенных пунктах возникли проблемы", — цитирует Печеного администрация.

Он также отметил, что эта программы позволит решить важную задачу — остановить отток населения и качественно улучшить условия проживания людей, переселив их в поселки, где есть работа, социальная инфраструктура и перспектива развития. Кроме того, программа поможет развитию тех муниципальных образований, куда будут переселяться колымчане.

"Отсутствие градообразующего предприятия, низкий уровень занятости населения, высокий процент социально незащищенных групп населения и значительные расходы на содержание поселка стали теми признаками населенного пункта, которые относят его к разряду неперспективных. Таких в Магаданской области 32, в них проживают около 4 тысяч человек. В программу переселения включены также два микрорайона города Сусумана (Берелех и Заречье)", — говорится в сообщении.

ria.ru

13.4. ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМ РАССЕЛЕНИЯ - стр.21

13.4. ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМ РАССЕЛЕНИЯ

Приоритетной задачей градостроительной деятельности на территории Токаревского района является развитие градообразующих процессов, одним из которых является рациональное формирование и совершенствование системы расселения, удовлетворяющей градостроительным и социально- экономическим критериям.

Основная цель данного раздела заключается в определении параметров развития ведущих центров расселения, сети поселений на перспективу, а также планировочной организации сети населенных пунктов, в наибольшей степени отвечающей требованиям эффективного развития агропромышленного комплекса, улучшения социально-экономических условий

В разделе было проанализировано существующее положение по развитию системы расселения района, выявлены проблемы расселения, определены перспективные направления по оптимизации системы расселения района.

В результате были разработаны предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию сложившейся системы расселения на базе наиболее стабильных и выгодно расположенных в транспортном отношении населенных пунктов.

Основной задачей проектирования расселения в Схеме является разработка принципиальных предложений по формированию и оптимизации на территории Токаревского района единой рационально организованной сети населенных мест – системы расселения.

Развитие районной системы расселения предусматривает:

Проектом определяются перспективы развития населенных пунктов района и предлагаются рекомендации по формированию групповой системы населенных мест, исходя из необходимости создания предпосылок для оптимального градостроительного и хозяйственного развития района.

В данном разделе применяется следующий понятийный аппарат:

Расселение – территориальная организация населения путем создания системы пространственно-территориального размещения сети населенных пунктов.

Опорный каркас расселения – форма проявления расселения как территориальной структуры.

Система расселения – территориально и функционально взаимосвязанная совокупность населенных мест, объединенных территориально-производственными, социально-культурными связями, транспортно-инженерной инфраструктурой, единой сетью центров социально-культурного обслуживания и мест отдыха населения.

Сельские территории (сельская местность, село в широком смысле) – территории за границами городов, включающие территории сельских населенных пунктов и межселенные территории.

Сельское поселение – один или несколько сельских населенных пунктов с общим местным самоуправлением.

Сельские населенные пункты – места проживания (села, деревни, поселки, др.), отнесенные независимо от людности к сельским населенным пунктам административно-территориальным делением, установленным в субъектах Российской Федерации.

Сельский муниципальный район – муниципальное образование, состоящее из центра (которым является сельский населенный пункт, поселок городского типа или малый город) окруженного сельскими поселениями и межселенными территориями. Внутри этого муниципального образования развитие села происходит в тесной взаимосвязи с центром района.

Сельское население – постоянные жители всей совокупности сельских населенных пунктов.

      1. ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА РАССЕЛЕНИЯ

Для выявления причин особенностей формирования и тенденций развития системы расселения, в работе выполнен ретроспективный анализ расселения на территории района

Ретроспективный анализ расселения на территории Токаревского района помог спрогнозировать возможные варианты дальнейшего развития расселения на территории района.

Характер расселения на территории района обусловлен рядом природных и планировочных факторов и отражает основные исторические особенности освоения территории.

Расселение Токаревского района формировалась в процессе и под воздействием многовекового освоения и заселения территории различными народностями и племенами.

Тамбовский регион исторически является зоной тесного контакта различных по происхождению и культуре народностей, славянской, тюркской, финно-угорской. Следы древней пространственной организации территории прослеживаются в современной структуре поселенческого, историко-культурного и транспортно-коммуникационного каркасов Тамбовской области и соответственно, Токаревского района.

Характерной чертой формирования расселения района является развитие его в условиях разветвленной речной сети.

Исторически главными осями расселения и структурными элементами организации территории были природные оси - реки Битюг Большой Эртиль, Токай, Бурначка и их притоки. Здесь проходил наиболее интенсивный процесс расселения, имеющий, преимущественно, меридиональную ориентацию.

Меридиональная ориентация расселения нашла отражение в общей направленности сети водных путей, которые с использованием системы волоков, в древности, соединяли территорию современного Токаревского района с соседним территориями.

Преимущественно меридиональное направление расселения дополнялось широтными направлениями по притокам рек.

Водные пути являлись долгое время доминирующими, пока не появились современные дороги. Вместе с населенными пунктами они составляют каркас расселения и организации территории Токаревского района. Районом очагового градообразования явились долины рек Битюг и Бол.Эртиля.

Большое влияние на формирование расселения на территории района оказало строительство магистральной железной дороги «Грязи– Поворино» Юго-Восточной железной дороги, автодорог территориального значения от Федеральной автодороги М-6 «Каспий» – Токаревка и Токаревка – Мордово, Токаревка-Жердевка, территории вдоль которых интенсивно заселялись.

Строительство дорог заменило транспортное использование рек, гужевые трактовые пути оказали известное влияние на формирование и развитие сети поселений района.

Главным узлом каркаса расселения и организации территории стал рабочий поселок (пгт) Токаревка, (известный с 18 века), что способствовало его положение на реке Бол.Эртиль и прохождение через него железнодорожной магистрали.

Токаревский район был образован в составе образовавшейся Центрально-Черноземной области. 16 июля 1928 года ВЦИК и СНК РСФСР определили состав округов ЦЧО, а 30 июля 1928 года была утверждена сеть районов.

На территории бывшей Тамбовской губернии были образованы 3 округа (Борисоглебский, Козловский и Тамбовский), которые в свою очередь делились на районы. Токаревский район входил в состав Борисоглебского округа Центрально-Черноземной области

В его состав вошла территория следующих упраздненных волостей: Федоровской (без Мало-Зверяевского сельсовета) и Токаревский, а также Калиновский, Карловский, Кулешовский, Павловский, Сергиевский и Девяткинский сельсоветы Пичаевской волости и Остроуховский сельсовет Паново-Кустовской волости. Центр нового района был установлен в с. Токаревка.

Токаревский район был в составе Центрально-Черноземной области до 1934 года. Постановлением Президиума ВЦНК от 13 июня 1934 года ЦЧО была разделена на две области: Воронежскую и Курскую.

Токаревский район в числе 89 районов вошел в состав Воронежской области. В 1937 году, когда ЦИК СССР принял Постановление о разделение Воронежской области на Тамбовскую и Воронежскую, Токаревский район продолжал относиться к Воронежской области.

И только с 1939 года после принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР о разделении Тамбовской области на Пензенскую и Тамбовскую к 24 районам, оставшимися в составе Тамбовской области, были присоединены 14 районов Воронежской области, в их числе и Токаревский район.

С 1939 года Токаревский район вошел в состав Тамбовской области в числе 42 районов. С середины 50-х годов в области проводилось укрупнение районов, в основном за счет ликвидации экономически отсталых. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 сентября 1958 года был упразднен Полетаевский район с передачей его территории Токаревскому району.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года произошло укрупнение сельских районов. Территория упраздненного Токаревского района была передана частично Жердевскому району (сельсоветы Больше-Лозовский, Васильевский, Красивский, Львовский, Остроуховский, Павловский, Сергиевский, Токаревский, Троицко-Росляйский), частично Мордовскому району (сельсоветы Абакумовский, Гладышевский, Кочетовский, Малозверяевский и Семеновский).

На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года «Об изменении в административно-территориальном делении Тамбовской области» решением Тамбовского облисполкома от 13 января 1965 года, одновременно были образованы новые районы, в их числе и Токаревский район с центром с. Токаревка.

В 1968 году решением Тамбовского облисполкома село Токаревка отнесено к категории рабочего поселка.

Токаревский район расположен в южной части Тамбовской области. На юго-западе граничит с Эртильским районом Воронежской области и Мордовским районом, на востоке с Сампурским и Жердевским районом и на севере со Знаменским районом Тамбовской области.

Среди других населенных пунктов выделяется крупные населенные пункты, села: Троицкий Росляй, Васильевка, Малая Даниловка, Березовка, Полетаево, Калиновка, Сергиевка, Львово, Семеновка, деревени: Абакумовка, Старогрязное, Чичерино, Гладышево.

Характерной чертой формирования сети населенных пунктов района является развитие её в условиях типичного земледельческого района с зерновой специализацией на протяжении длительного времени (начиная с 17 столетия).

По мере интенсивного заселения этих земель и формирования хозяйства, складывалась определённая территориальная структура населенных пунктов, его расселенческая структура.

К концу 18 века здесь уже сложилась сеть сельских населенных мест, которая с небольшими дополнениями существует и сейчас.

Позднее заселение этих земель явилось причиной относительно низкой плотности населения района и преимущественного преобладания небольших (до 200 чел.) сельских населенных пунктов.

13.4.2. СЕТЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Сеть населенных пунктов Токаревского района по данным Территориального органа ФСГС по Тамбовской области в соответствии с переписью населения на 01.01.2008 насчитывает 76 единиц.

Сеть населенных пунктов Токаревского района – практически сельская, за исключением рабочего поселка (пгт) Токаревка.

Плотность населенных пунктов в районе составляет 52 ед. на 1000 кв. км, что выше, чем по Тамбовской области.

Территория района включает 14 поселений, из них: 1 поссовет (городское поселение) и 13 сельсоветов (сельские поселения).

Поссовет – административно-территориальное образование, составляющее единую территорию и объединяющее в своих границах рабочий поселок или рабочий поселок и один или несколько связанных с ним географически и экономически сельских населенных пунктов.

Сельсовет – административно-территориальное образование, составляющее единую территорию, объединяющее в своих границах один или несколько сельских населенных пунктов.

Городская сеть населенных пунктов

Территория района не является урбанизированной, городскую сеть формируют всего один рабочий поселок (пгт), входящий в группу малых городских населенных пунктов - Токаревка, выполняющий при этом функции районного центра.

Рабочий поселок (пгт) Токаревка располагается вдоль магистральной железной дороге «Грязи–Волгоград», автомобильной дороги Мордово-Токаревка, реки Эртил.

В поселке проживает 7,4 тыс. человек, что составляет 37 % от общей численности населения района.

Сельская сеть населенных пунктов

Токаревский район является аграрным районом Тамбовской области, здесь существуют практически сельская сеть населенных пунктов.

В границах района расположено 4,3% сельских населенных пунктов Тамбовской области и проживает в них 2,6 % сельского населения Тамбовской области.

В настоящее время Токаревский район относится к числу среднезаселенных районов области. Территориальная насыщенность сельскими населенными пунктами в среднем такая же, как и по Тамбовской области.

Сельскую сеть формируют 75 населенных пунктов различных по категориям, численности и статусу, входящих в 13 муниципальных образований – сельсоветов (сельских поселений).

Сельские населенные пункты представлены разнообразным статусом: 4 сельских поселка, 21 село, 50 деревень.

По количеству населения, существующие сельские населенные пункты группируются следующим образом.

Таблица 1

Населенные пункты с населением

Количество населенных пунктов

01.01.2008\2009г.г.

Население

01.01.2008 г.

Население

01.01.2009 г.

всего

%

Человек

%

Человек

%

без жителей

2\ 2

2,8\ 2,8

до 50 чел

21\23

28,0\ 36

440

3,4

498

3,94

от 51 до 100 чел

13\11

17,3\ 14,6

935

7.2

765

6,06

от 101 до 200 чел

18\ 17

24,0\22,7

2813

21,7

2442

19,35

от 201 до 500 чел

16\ 17

21,3\22,7

4964

38,4

5115

40,53

от 501 до 1000 чел

5\ 5

6,6\6,6

3783

29,3

3802

30,12

Всего

75\ 75

100,0

12 935

100, 0

12 622

100,0

Количество населенных пунктов до 50 человек увеличивается, количество пунктов с численностью населения более 500 человек не растет.

Следовательно, половина населенных пунктов являются средними и малыми. Всего 5 населенных пунктов являются крупными.

Средний размер сельского населенного пункта -172 человек (при среднем показателе по Тамбовской области -285 человек)

Таким образом, можно сделать вывод, что сеть населенных пунктов района является мелкоселенной.

Особенностью расположения сельских населенных пунктов района является определенная неравномерность их распределения по территории.

Наибольший уровень концентрации сельских населенных пунктов наблюдается в центральной части территории района.

Наиболее заселенной территорией является центральная и южная части района, вдоль основных рек Битюг, Эртиль. Здесь проживает 82 %, сельского населения района.

Наиболее крупными муниципальными образованьями на территории района являются: Троицкоросляйский сельсовет с числом жителей 1655 человек (или 12,8% сельского населения района), Абакумовский сельсовет – 1274 человека (9,8%) и Безукладовский сельсовет – 1273 человека (9,8%). При этом численность сельского населения десяти муниципальных образований района составляет менее 1000 человек, а пяти из них (Александровского, Красивского, Малозверяевского, Павловского и Семеновского сельсоветов) – не достигает и 500 человек.

Для остальной части территории района характерна низкая концентрация сельских населенных пунктов. Самая низкая численность сельских населенных пунктов в территориальной структуре района – в Львовском, Малозверяевском, Александровском, Даниловском сельсоветах, соответственно, 3, 3, 5, 5 населенных пунктов.

Самая высокая численность сельских населенных пунктов в территориальной структуре района – в Абакумовском, Троицкоросляйском сельсоветах, соответственно, 18, 7 населенных пунктов.

Средняя численность одного сельского населенного пункта составляет 186 человек.

Мелкие населенные пункты, численность которых не превышает 50 человек в каждом, составляет 29% от общего числа населенных пунктов.

Плотность населения составляет 13,9 человек на 1 кв.км (на 01.01.2008).

Средняя плотность сельских населенных пунктов на территории района – 52 ед. на 1000 кв. км, практически такое же, как по Тамбовской области – 49 ед. на 1000 кв. км.

Средняя людность одного сельского населенного пункта Токаревского района составляет 174,7 человек, что ниже средних областных показателей - 296 чел.

В малых сельских населенных пунктах (до 200 человек) проживает 19,3 % сельского населения района. Общее количество таких сельских населенных пунктов 51, с населением 2442 человек.

Следует также отметить, что в районе на данный момент существует 2 сельских населенных пунктов без населения, т. е. пустующих. К нему относится: п. Красный Токай и п. Мамонтово.

Существенные различия величины средней людности сельских населенных пунктов района, свидетельствуют о разном уровне концентрации населения в населенных пунктах различных сельсоветов.

Наибольший уровень концентрации населения наблюдается в Троицкоросляйском, Абакумовском, Безукладовском, Даниловском сельсоветах, где средняя людность населенных пунктов составляет 236, 106, 254, 221 человек, соответственно.

Низкий уровень концентрации населения – в Чичеринском, Павловском, Гладышевском сельсоветах, где средняя людность сельских населенных пунктов составляет 144, 66, 146 человек, соответственно.

Наиболее крупными сельскими населенными пунктами (более 500 человек) являются административные центры сельсоветов – д. Безукладовка, с. Сергиевка, с. Троицкий Росляй, с.Полетаево и д. Старогрязное, входящая в состав Токаревского поссовета.

По совокупной оценке величин средней людности сельских населенных пунктов и средней плотности поселений можно косвенно судить о степени хозяйственного освоения территории. Таким образом, к высокому уровню хозяйственного освоения можно отнести территории Абакумовского, Безукладовского, Даниловского сельсоветов.

В таблице 2 представлена динамика численности населения района и входящих в него сельсоветов за период 2007-2009 годы.

Таблица 2

refdb.ru

Оптимизация системы расселения РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 05.07.2010 N 1120-р

действует Редакция от 05.07.2010 Подробная информация
Наименование документРАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 05.07.2010 N 1120-р
Вид документараспоряжение, стратегия
Принявший органправительство рф
Номер документа1120-Р
Дата принятия05.07.2010
Дата редакции05.07.2010
Дата регистрации в Минюсте01.01.1970
Статусдействует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
  • "Собрание законодательства РФ", N 33, 16.08.2010, ст. 4444
НавигаторПримечания

Оптимизация системы расселения

Ключевым направлением оптимизации системы расселения станет формирование опорной структуры поселений и их развитие.

Для районов Арктического и Северного поясов развития основными приоритетами оптимизации системы расселения в 2010-2020 годах будут:

восстановление в опорных поселениях (Норильск, Дудинка, Диксон, Хатанга, населенных пунктах вдоль трассы БАМа, рек Енисей, Обь, Лена, Нижняя Тунгуска и Хатанга, Енисейского залива, побережья и островов Карского моря и моря Лаптевых) численности трудоспособного населения и вахтовиков, достаточной для надежного обеспечения функционирования БАМа, Северного морского пути и создания баз освоения Арктического пояса развития;

формирование в опорных поселениях современной социальной инфраструктуры, структур технического и технологического обслуживания и сопровождения современных средств навигации, связи, логистики, управления и сервиса для Северного морского пути, оборудования для геологоразведки, добычи, переработки и транспортировки полезных ископаемых;

превращение опорных поселений в центры управления инфраструктурой межмуниципального значения и многофункциональные культурные и образовательные центры, в том числе в центры национальной культуры и образования коренных малочисленных народов Севера.

В целях выравнивания пространственных и демографических дисбалансов, сохранения и развития сибирских сел, расположенных в отдалении от административных центров и дорожной инфраструктуры, в 2010-2020 годах в Сибири за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и при организационной помощи федерального центра необходимо реализовать ряд пилотных проектов по строительству поселений нового типа. Основными отличиями данных поселений будут: автономное жизнеобеспечение, построенное на возобновляемых источниках энергии и энергосберегающих технологиях, социальная самодостаточность, наличие информационно-коммуникационных средств связи, применение передовых архитектурно-планировочных решений, экологически чистых строительных материалов и экологически чистых средств утилизации отходов.

Основными формами пространственной организации системы расселения Арктического и Северного поясов развития в 2010-2020 годах будут:

городские и сельские поселения как системообразующие элементы хозяйственного и культурного освоения территории и обеспечения коренных малочисленных народов Севера необходимыми социальными услугами;

локальные системы расселения в зонах нового освоения, функционирующие по вахтовому принципу;

места традиционного проживания и регулярного присутствия коренных малочисленных народов Севера в районах традиционной хозяйственной деятельности (поселения, имеющие непостоянный состав населения, - стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов).

Для районов Южного пояса развития основными приоритетами оптимизации системы расселения в 2010-2020 годах будут:

превращение городских округов - административных центров субъектов Российской Федерации в Сибири и тяготеющих к ним населенных пунктов в агломерации с интенсивно заселенными пригородами, обеспечивающие в совокупности формирование цепи крупных урбанизированных систем - промышленных, научных, образовательных и культурных центров опорной структуры поселений на юго-востоке России;

сохранение и развитие сельских поселений, обеспечивающих, с одной стороны, формирование равномерной пространственно-сетевой структуры системы сельского расселения, а с другой стороны, возможность наиболее полного использования одного из основных природных ресурсов Южного пояса развития - комфортной для постоянного проживания и развития сельскохозяйственного производства территории;

диверсификация производственной специализации моногородов и моноотраслевых городских и сельских поселений за счет развития сети предприятий по производству продукции и услуг;

диверсификация профессиональной ориентации трудовых ресурсов городских и сельских поселений и сглаживание сезонных характеристик рынков труда за счет подготовки кадров вахтовых смен для работы в Арктическом и Северном поясах развития;

формирование сети поселений, способных принять на себя в силу имеющихся природно-климатических и рекреационных ресурсов функции бальнеологических и спортивно-оздоровительных центров;

формирование и обеспечение устойчивого функционирования инфраструктуры (транспортной, информационно-коммуникационной, энергетической, инженерной и т. д.) федерального, межрегионального и муниципального значения.

Основными формами пространственной организации системы расселения Южного пояса развития в 2010-2020 годах будут:

городские округа и городские агломерации - крупные промышленные, научные, образовательные и культурные центры опорной структуры поселений;

городские поселения - промышленные, образовательные и культурные центры второго эшелона опорной структуры поселений;

сельские поселения - основные элементы опорной структуры поселений.

Основными критериями результативности оптимизации системы расселения будут являться показатели роста населения сибирских регионов и обеспечения экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами.

zakonbase.ru

оптимизация системы расселения — Выпускные квалификационные работы студентов НИУ ВШЭ — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Лазарев Егор Викторович

Государственное регулирование пространственного развития Российской Федерации: оптимизация системы расселения

2018

Цель работы - формирование принципов и мер пространственно-миграционной политики, максимально эффективных с точки зрения актуальных социально-экономических приоритетов.

В работе были выявлены и подтверждены следующие гипотезы:

Система российского расселения не является оптимальной с точки зрения характеристик современной экономики, что является одной из ключевых причин социально-экономического неравенства российских регионов.

В современном мире, большинство привлекательных рабочих мест создаётся в мегаполисах, и поэтому недостаток мегаполисов означает снижение общей производительности труда. А для людей проживающих в провинции это означает дефицит хороших рабочих мест.

С целью решения проблем социально-экономического неравенства регионов, а так же общего экономического отставания России, государство должно делать инвестиции в мегаполисы, причём, расположенные в экономически привлекательных местах. Данные инвестиции должны заключаться как в создании инфраструктуры этих мегаполисов, так и в определении их в качестве приоритетных мест расселения. В том числе должно осуществляться оказание помощи населению различных периферийных территорий экономической депрессии, в переезде в эти места. Данные меры будут способствовать оптимизации системы расселения, что выразится в пространственном выравнивании социально-экономических показателей России, а так же их общей максимизации.

По итогам проведённого анализа были предложены конкретные приоритетные направления расселения («точки роста»), освоение которых будет способствовать оптимизации системы расселения России. А так же были предложены некоторые оптимальные способы привлечения миграции в этих направлениях.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Расширенный поиск ВКР

www.hse.ru

Пространственная организация системы расселения в регионе

Михайлова Елена Владимировна,кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Волгоградский аграрный университет», г. Волгоград[email protected]

Карпова Анна Александровна,кандидат экономических наук, доцент, заведующаякафедрой«Менеджмент» ФГБОУ ВО «Волгоградский аграрный университет», г. Волгоград[email protected]

Пространственная организация системы расселения в регионе

Аннотация. В статье проведен анализ пространственной организации системы расселения Волгоградской области, который выявил ряд проблем, характерных в целом и для РФ:сокращение общего количества сельских населенных пунктов, ростколичествавымерших сел, увеличениечисламелких и мельчайших деревень.В целях оптимизации системы расселения сельского населения рассмотрена возможность по переселению жителей поселений численностью менее 500 человек, в более крупные сельские населенные пункты. Предложены этапы пространственной организации системы расселения территории.Ключевые слова:пространственное развитие, система расселения,опорный каркас расселения, плотность сельского населения, сельские территории, территориальное планирование.

В 2014 году был принят Федеральныйзакон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[1], который предусматривает создание стратегии пространственного развития РФ на основе принципов стратегического и территориального планирования. Данная стратегия должна определить основные приоритеты социальноэкономического развития территории, оценить имеющуюся систему расселения и предложить направления ее оптимизации. Одними из комплексных документов стратегии пространственного переустройства России являются схемы территориального планирования и расселения субъектов РФ.В этой связи территориальное планирование выступает как средство достижения устойчивого социальноэкономического развития России, предполагающее последовательную трансформацию существующей пространственной организации системырасселения и отраслевой структуры экономики[2].

Трансформация системы расселения территорий во многом зависит от особенностей размещения и развития производительных сил.Совершенно очевидно, что существует определенная территориальная дифференциация, предполагающая неоднородность регионов по совокупности природных, социальноэкономических и исторических условий. При этом необходимо отметить, что подобная дифференциация имеетсяне только на уровне региональных систем расселения, но и на уровне муниципальных образований. Система расселения включает в себя совокупность поселений, между которыми существуют производственные и социальные связи. Основойтерриториальной организации населения выступает опорный каркас расселения, состоящий изсетикрупных городских поселений. На формирование опорного каркаса оказывает влияние концентрация населения и производства, а также уровень развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры[3, c. 145].Крупные города являются центрами экономической активности в регионе, в связи с большим инвестиционнопромышленным потенциалом, и развитой системой социальной и инженерной инфраструктуры. На основе теории «центр перифирия» Дж. Фридмана можно отметить, что близость к городу является одним из основных факторов, влияющих на дифференциацию сельских территорий.Опережающее развитие пригородных сельских территорий связано с агломерационным эффектом, концентрации в них объектов экономической деятельности[4, c. 44]. Таким образом,при осуществлении территориального планирования внутри региона необходимо оценить сложившуюся структуру экономики и устойчивость системы расселения.Целью исследования является анализ пространственной организации системы расселенияВолгоградской области.Задачи исследования:

произвести анализдемографических тенденций;

выявить основные проблемы пространственного развития на современном этапе;

предложить этапыпространственнойорганизации системы расселениятерритории.Опорный каркас расселения Волгоградской области на конец 2014 года представлен 17 средними и малыми городами, 17 поселками городского типа и 408 сельскими поселениями(табл. 1).Таблица 1Динамика системы расселения Волгоградской области в 2011 –2014 гг.

НП*численность населения2011 г.2012 г.2013 г.2014 г.колво НПдоля насния, %колво НПдоля насния, %колво НПдоля насния, %колво НПдоля насния, %городаболее 50 тыс. чел.236,74236,75236,73236,71от 20 до 50 тыс. чел.635,58531,27531,25531,17от 10 до 20 тыс. чел.825,75930,03930,08930,17от 5 до 10 тыс. чел11,9311,9511,9411,95ПГТболее 20 тыс. чел.114,6114,75114,90114,95от 10 до 20 тыс. чел.435,53435,57435,59435,54от 5 до 10 тыс. чел.1045,71045,511045,35941,96менее 5 тыс. чел.24,1724,1724,1637,56СНПболее 3 тыс. чел.27 19,9126 20,4326 20,5825 20,16от 1 до 3 тыс. чел.250 63,61228 60,87224 60,24219 59,70менее 1 тыс. чел.146 16,48155 18,70158 19,19164 20,14* НП –населенные пункты

Центрами первого порядка являются города Камышин и Михайловка, в них сконцентрировано 36,71% городского населения, проживающего в средних и малых городах. В центрах второго порядка, городах численностью от 20 до 50 тыс. чел., количество населения сократилось. Это связано с переходом г. Суровикино в нижестоящую категорию городов численностью от 10 до 20 тыс. чел. Необходимо отметить, что во всех городах, за исключением г. Краснослободска наблюдается сокращение численности населения.Концентрация населения, проживающего в поселках городского типа, наблюдается в населенных пунктах с числом жителей от 5 до 10 тыс. чел., при этом их количество в 2014 году сократилось (пгт. Даниловка перешел в нижестоящую категорию). В период с 2011 по 2014 годы в населенных пунктах Ерзовка, Иловля, Быково и Городище количество населения увеличилось, во всех других происходит исход местных жителей. Общее количество сельских населенных пунктов в Волгоградской области в анализируемом периоде уменьшилось на 15 единиц (с 423 до 408). Около 60% всего сельского населения проживает в поселках численностью от 1 до 3 тыс. чел., при этом их количество сократилось на 31 ед. Наблюдается увеличение доли сельского населения и числа сел с численностью до 1 тыс. чел.Таким образом, опорный каркас расселения Волгоградской области не достаточно устойчив: сокращается как городское, так и сельское население. Однако, наиболее сложная демографическая ситуация сложилась в сельских поселениях: растет количество вымерших сел, увеличивается число мелких и мельчайших деревень. Данная тенденция характерна и для всей Росси в целом. Так если в 1959 году доля населенных пунктов с числом жителей до 6 человек была7,74%, то к 2010 году она возросла до 27,68%.Общая доля поселений численностьюдо 500 человек в 2010 году составляла 88,55%[5, с. 20].Рассмотрим, существует ли взаимосвязь между количеством сельских поселений и расстоянием до областного центра(табл. 2). Таблица 2Количество сельских поселений в Волгоградской области в зависимости от расстояния до Волгограда

Расстояние до ВолгоградаКоличество сельских поселений с числом жителей, человекдо 500500 9991000 19992000 29993000 49995000 69997000 9999Всегодо 100 км1153916112084от 100 до200 км33345431089от 200 до 300 км629615021104от 300 до 400 км17554212510132

Из таблицы 2 видно, что с увеличением расстояния от областного центра количество сельских поселений увеличивается.При этом в радиусе 100 км от города находится всего лишь одно поселение с числом жителей до 500 чел., в то время как на расстоянии от 300 до 400 км таких поселений уже 17. Аналогичная ситуация наблюдается с поселениями от 500 до 999 чел.: около города их всего 15 единиц, на периферии 55.Таким образом, при удалении от Волгограда наблюдается преобладание мелкопоселенческой структурырасселения, с более низкой плотностью сельского населения. Совершенно очевидно, что Волгоград как крупная агломерация оказывает влияние на расселение, экономику, производствои другие сферы близлежащих территорий.Определим радиус влияния городана плотность сельского населения. Для этого построим графики зависимости средней плотности сельского населения от расстояния до областного центра (рис. 1).Построенные графики с достаточно высокой степенью точностисвидетельствуют об обратной зависимости средней плотности сельского населения от расстояния до областного центра.Наиболее сильное влияние наблюдается в радиусе до 100 км, от 100 до 200 км воздействие города ослабевает, после200 км практически отсутствует. Такое доминирование Волгограда над другими городами области объясняется не только численностью населения, но и более высокой экономической активностью, лучшей инфраструктурной обеспеченностью и разнообразием социальных функций.

Рис.1.Зависимость средней плотности сельского населения Волгоградской области от расстояния до Волгограда: а) по данным 2011 г.;б) по данным 2012 г.;в) по данным 2013г.;г) по данным 2014г.

Динамика численности сельского населения по муниципальным районам демонстрирует нарастание центральнопериферийного расселения (табл. 3). При этом из 33 районов прирост жителей наблюдается только в пяти. Три района –Дубовский, ЛенинскийиИловлинский находятся в 100 км радиусе от Волгограда. Увеличение сельского населения в Ольховском и Клетском районах связано с ростом количества мигрантов из соседних республик.

Таблица 3Динамика численности сельского населения по муниципальным районам Волгоградской области в 20122014 гг.

№ п/пМуниципальные районыТемп изменения численности населения к предыдущему году,%Расстояние до Волгограда, км2012 г.2013 г.2014 г.средний1.Ленинский0,8760,6770,2220,592672.Ольховский0,0680,1820,4300,2271853.

Клетский0,0790,2700,4820,2242304.

Дубовский0,4090,6870,7960,100525.Иловлинский0,1690,1100,4440,055806.Среднеахтубинский0,1210,1170,2340,077387.Городской округ город Михайловка0,0310,7920,3050,3761908.Фроловский0,4750,3530,7430,524155…….….….………26.Новониколаевский2,5860,7441,9581,76230027.Руднянский1,0142,2402,2811,84536028.

Еланский1,8561,4872,3481,89736029.Алексеевский2,0682,0251,7891,96130230.Жирновский2,5882,7341,1682,16334831.Нехаевский2,2292,3612,3082,29939632.Даниловский2,5412,4162,1192,35927633.Котовский3,5412,6641,1322,446220

На окраине области, в радиусе более 300 км происходит наибольшее сокращение сельского населения и увеличение числа поселений с числом жителей до 500 чел. Миграция сельских жителей в основном связана с неразвитостью сферы услуг и отсутствием рабочих мест.На основе вышесказанного можно заключить, что практически во всех районах сокращается численность сельского населения и происходит изменение соотношения городского и сельского населения (вследствие высоких темпов сокращения сельского населения доля городского населения увеличивается). Так как темпы снижения численности сельского населения неадекватны темпам уменьшения количества сельских населенных пунктов, то в связи с этим наблюдается изменение структуры населенных пунктов в группах по числу жителей: растет количество малых по численности населения населенных пунктов, снижается численность населения в больших населенных пунктах с их переходом в низшие группы по числу жителей[6,7].Рост числа малых сельских населенных пунктов приводит к необходимости свертывания в них объектов социальной инфраструктуры, что делает их еще менее привлекательными для проживания населения.В целях повышения устойчивости опорного каркаса расселения необходимо выделить наиболее значимые малые и средние города, которые будут узлами этого каркаса, и сосредоточить в них новое промышленное строительство. Эти города должны одновременно стать центрами сосредоточения трудовых ресурсов и всестороннего обслуживания населения окружающих сельских поселений с размещением специализированных учреждений здравоохранения, образования, культурнобытового и коммунального обслуживания.Создание рациональной территориальной сети всестороннего обслуживания городского и сельского населения позволит сократить транспортные расходы населения по культурнобытовым и другим поездкам в региональный центр[8]. Так как в ходе проведенного анализа было выявлено, что Волгоград оказывает влияние на территорию в радиусе около 200 км, то такие центры лучше было бы располагать на расстоянии 200300 км от областного центра. В качестве таких центров предлагается взять следующие города: г. Михайловка (190км), г. Камышин (190 км), г. Палласовка (290 км), г. Котельниково (210 км), г. Урюпинск (340 км). Города должны быть включены в Государственную программу поддержки моногородов, с финансированием таких программ как: переселение жителей из ветхого жилья, развитие малого предпринимательства, модернизация градообразующих предприятий, реконструкция объектов ЖКХ. В инвестиционных проектах необходимоособое внимание концентрировать на развитие АПК и ЖКХ, строительстве животноводческих комплексов, открытии новых перерабатывающих производств.Остальные малые города и поселки городского типа

этоузлывторого ранга. Они выполняют административные, социальнокультурные функции и являются производственными центрами окружающей сельской местности. Их поддержка также необходима, например, на условиях государственночастного партнерства.Наиболее сложной является ситуация с сельскими населенными пунктами: увеличивается количество малых и мельчайших сел, а число остальных сокращается. С управленческой точки зрения данная ситуация является критической, так как в этихселах невозможно в полной мере организовать предоставление населению социальнокультурных услуг[9, c. 189]. Действующие нормативы предоставления государственных услуг образования и здравоохранения в поселениях с численностью жителей до 600 человек не предусматривается функционирование общеобразовательной школы и даже фельдшерскоакушерского пункта. Следовательно, прогнозировать развитие таких поселений вряд ли возможно[10, c. 250]. Решением проблемы может выступать переселение жителей из сельских поселений численностью до 500 человек в такие, которые могли бы обеспечить более широкий спектр предоставления социальных услуг. С учетом того, что более устойчивыми являются поселения с числом жителей более 3 тыс. человек необходимо выделить в муниципальных районах Волгоградской области поселения, в которые было бы целесообразно переселить 10 587 человек, живущих в поселениях с числом жителей менее 500 человек.Расселение малых деревень позволит решить ряд проблем сельской местности:

отпадет необходимость в бюджетном финансировании малонаселенных сел;

повысится качество жизни сельского населения;

сократятся бюджетные расходы на содержание управленческого аппарата;

в укрупненных сельских поселениях появятся новые рабочие места в сфере услуг (образование, здр

e-koncept.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта