На здравоохранение Красноярского края направят еще 500 млн рублей. Оптимизация здравоохранения в красноярском крае


Программа Красноярского края «Развитие здравоохранения»

смертность населения (без показателей смертности от внешних причин):

2014 год – 12,4 случая на 1000 человек;

2015 год – 12,2 случая на 1000 человек;

2016 год – 12,0 случаев на 1000 человек;

2017 год – 11,8 случаев на 1000 человек;

2018 год – 11,6 случаев на 1000 человек;

2019 год – 11,6 случаев на 1000 человек;

2020 год – 11,6 случаев на 1000 человек;

ожидаемая продолжительность жизни при рождении: 2014 год – 69,8 лет;

2015 год – 70,3 лет;

2016 год – 71,2 года;

2017 год – 72,4 года;

2018 год – 74 года;

2019 год – 74 года;

2020 год – 74 года;

охват профилактическими медицинскими осмотрами детей:

2014 год – 98,5%;

2015 год – 98,5%;

2016 год – 98,5%;

охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: 2014 год – 100%;

2015 год – 100%;

2016 год – 100%;

охват диспансеризацией определенных групп взрослого населения:

2014 год – 23,5%;

2015 год – 23,5%;

2016 год – 23,5%;

доля больных с выявленными злокачественными

новообразованиями на I – II стадии:

2014 год – 45,8%;

2015 год – 46,7%;

2016 год – 49,6%;

удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в получении лекарственной помощи на льготных условиях:

2014 год – 90,0%;

2015 год – 93,0%;

2016 год – 95,5%;

смертность от болезней системы кровообращения:

2014 год – 609,2 случаев на 100 тыс. человек;

2015 год – 609,1 случаев на 100 тыс. человек;

2016 год – 609,1 случаев на 100 тыс. человек;

смертность от новообразований (в том числе злокачественных):

2014 год – 220,5 случаев на 100 тыс. человек;

2015 год – 216,3 случаев на 100 тыс. человек;

2016 год – 206,2 случаев на 100 тыс. человек;

смертность от дорожно – транспортных происшествий:

2014 год – 14,2 случаев на 100 тыс. человек;

2015 год – 13,5 случаев на 100 тыс. человек;

2016 год – 12,5 случаев на 100 тыс. человек;

смертность от туберкулеза:

2014 год – 17,0 случаев на 100 тыс. человек;

2015 год – 16,0 случаев на 100 тыс. человек;

2016 год – 15,9 случаев на 100 тыс. человек;

материнская смертность:

2014 год – 16,0 случаев на 100 тыс. родившихся живыми;

2015 год – 15,9 случаев на 100 тыс. родившихся живыми;

2016 год – 15,9 случаев на 100 тыс. родившихся живыми;

младенческая смертность:

2014 год – 9,0 случаев на 1 000 тыс. родившихся живыми;

2015 год – 8,9 случаев на 1 000 тыс. родившихся живыми;

2016 год – 8,5 случаев на 1 000 тыс. родившихся живыми;

смертность детей от 0 до17лет:

2014 год – 10,1случаев на 10 000 тыс. населения соответствующего возраста;

2015 год – 9,6 случаев на 10 000 тыс. населения соответствующего возраста;

2016 год – 8,9 случаев на 10 000 тыс. населения соответствующего возраста;

охват реабилитационной медицинской помощью детей-инвалидов от числа нуждающихся:

2014 год – 15,0%;

2015 год – 17,0%;

2016 год – 20,0%;

охват реабилитационной медицинской помощью пациентов:

2014 год – 12,0%;

2015 год – 15,0%;

2016 год – 15,0%;

количество подготовленных специалистов по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования:

2014 год – 9027 человек;

2015 год – 9332 человека;

2016 год – 9646 человек;

доля медицинских и фармацевтических специалистов, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Красноярского края, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации системы здравоохранения Красноярского края:

2014 год – 80,0%;

2015 год – 85,0%;

2016 год – 90,0%;

обеспеченность врачами:

2014 год – 40,5 на 10 тыс. человек;

2015 год – 40,7 на 10 тыс. человек;

2016 год – 40,9 на 10 тыс. человек;

обеспеченность средним медицинским персоналом:

2014 год – 98,5 на 10 тыс. человек;

2015 год – 99,1 на 10 тыс. человек;

2016 год – 99,7 на 10 тыс. человек;

доля медицинских организаций Красноярского края, использующих технологию ведения электронной медицинской карты:

2014 год – 23,6%;

2015 год – 31,5%;

2016 год – 59,6%;

доля медицинских организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта:

2014 год – 48,5%;

2015 год – 48,3%;

2016 год – 48,0%;

доля мероприятий государственной программы Красноярского края «Развитие здравоохранения» на 2014-2016 годы, запланированных на отчетный год, которые выполнены в полном объеме:

2014 год – 95,0%;

2015 год – 95,0%;

2016 год – 95,0%;

оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств краевого бюджета:

2014 год – 75,0 баллов;

2015 год – 75,0 баллов;

2016 год – 75,0 баллов.

instryktsiya.ru

В больницах Красноярского края сокращают врачей

С больной головы на отсутствующую переложили проблемы медицины

11.03.2015 в 10:49, просмотров: 3864

 Систему здравоохранения Красноярского края продолжают оптимизировать. Есть опасения, что сокращение расходов сильно ударит по качеству медицинской помощи.

Фото: img.newsinfo.ru

 «МК» обратился в минздрав края, чтобы узнать, сколько в 2014 году сэкономлено бюджетных средств и на чем экономили. Ответ получили короткий и туманный. «В 2014 году в рамках оптимизации сумма составила примерно 25 млн рублей. Основные мероприятия: отмена индексации размеров денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности края, должностных окладов государственных гражданских служащих края на 5 % с 01.2014; оптимизация численности государственных гражданских служащих и работников (имеется в виду аппарат министерства) и сокращение расходов на текущее финансирование». В письме также сообщалось, что речь идет только о самом министерстве. То есть какова ситуация в медучреждениях края, мы не узнали. Хотя интересовало именно это. Впрочем, нам не привыкать получать из ведомства Вадима Янина витиеватые письма, либо вообще не содержащие ответов на конкретные вопросы, либо лишь частично раскрывающие сведения. Дескать, что нам хочется, то и сообщим, об остальном умолчим.

Но даже к тому, что написали в минздраве, остается много вопросов. Например, хотелось бы узнать, чего конкретно лишили себя чиновники? Что значит фраза «сокращение расходов на текущее финансирование»? Стали меньше бумаги и канцелярки покупать или сократили количество кабинетов, ужавшись по рабочим местам, дабы снизить затраты на коммуналку? Или другой вопрос: в связи с «оптимизацией численности госслужащих» сколько человек сократили и чем эти люди занимались? Интересно ведь, о ком идет речь в данном пассаже: одно дело рядовых сотрудников выкинули за штат и другое – неких руководителей. Хотя, скорее всего, речь идет о сокращении свободных ставок.

Служащие министерства, которые подготовили не устраивающий нас ответ, ни за два дня до выходных, ни в первый рабочий послепраздничный день телефонную трубку не поднимали. Неужто их оптимизировали?..

Меж тем в больницах региона идут реальные сокращения. Например, в Красноярской межрайонной клинической больнице скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича, именуемой красноярцами БСМП, из двух отделений нейрохирургии оставили одно (на 60 мест). Удивительно – не то слово в данной ситуации. Раньше, имея по сорок коек в каждом отделении, больница не могла предоставить всем пациентам необходимых условий, люди вынуждены были лежать в коридоре. Вот такая оптимизация. Сколько она сэкономила денег? И зачем она нужна, если в итоге отразится на качестве медуслуг? Разве в этом цель оптимизации здравоохранения?

Сокращаются ставки и в других больницах края. Об этом главврачи говорят неохотно, пытаясь представить все в радужном свете, мол, затеянная минздравом оптимизация расходов – во благо. Дело в том, что в 2014 году формально независимые муниципальные медучреждения, не подчинявшиеся напрямую краю, перешли под крыло министра Вадима Янина.

«91 штатная единица сокращена, это 10 % штатной численности, - рассказал «МК» главврач Сосновоборской ЦГБ Александр Ляхов. - Сокращались вакантные ставки, сокращался младший персонал путем перевода с одной должности на другую в связи с квалификационными требованиями. У нас все были санитарками, но они не выполняли тот функционал, который накладывается на младший медперсонал, и они переводились из санитарок в уборщицы служебных помещений. Врачебные ставки не сокращались». Однако в процессе разговора выяснилось, что терапевты, например, лишились возможности заработать больше, беря дополнительные ставки. «Если раньше врач получал 0,5 ставки за кардиолога, 0,25 – за уролога и ставку терапевта, он что - больше принимал пациентов или было качественнее обслуживание? Нет, - считает Ляхов. – Я ввел ставку полноценного кардиолога, а не переученного терапевта. Врач-совместитель, который всю жизнь работал на 0,5 ставки кардиолога, с него эта ставка ушла, он работает терапевтом и стал получать на 0,5 ставки меньше». Оптимизация расходов в больницах края идет по принципу: у медучреждения есть бюджет, в его рамках и проводите реформы. Каждый действует по своему разумению, сокращает то, что считает ненужным. Однако в условиях кризиса, когда расходные материалы подорожали в два-три раза, дело, вероятно, может дойти и до сокращения самого необходимого.

Ольга Соломонова

Заголовок в газете: С больной головы на отсутствующую

kras.mk.ru

как в Красноярском крае информатизируют здравоохранение

Система должна гарантировать попадание пациента в то профильное медучреждение, где ему будет оказана необходимая медицинская помощь.

Дмитрий Попов

Наши KPI — это сроки госпитализации, которые должны соблюдаться, исходя из требований программы государственных гарантий, состояния пациента и предусмотренных программой медицинских технологий

Мы можем планировать госпитализацию в краевые медучреждения, а они имеют возможность выстраивать под эту потребность закупочную политику, приобретать дорогостоящие расходные материалы под конкретного пациента. Зачем складировать в больнице огромное количество материалов на год, если выявлено, например, что эндопротезы с определенными характеристиками потребуются строго определенному количеству больных? В соответствии с планами госпитализации больницы составляют графики поставки расходных материалов, с которыми согласуются финансовые расчеты с поставщиками. Медучреждения могут подсчитать, когда и какие средства потребуются в течение года.

Наши KPI — это сроки госпитализации, которые должны соблюдаться, исходя из требований программы государственных гарантий, состояния пациента и предусмотренных программой медицинских технологий. Приезжая в больницу, пациент уже знает конкретную дату госпитализации — система позволяет избежать многократных ненужных поездок для уточнения этой даты.

Отмечу, что нормативные 30 дней — это общие сроки, в которые должна быть проведена госпитализация, без учета пожеланий самого пациента и профиля его заболевания. Но мы часто сталкиваемся с желанием пациента перенести госпитализацию на более поздний срок, например, из-за отпуска. При этом перенос не угрожает жизни пациента, не влияет на его состояние, но заставляет нас особым образом выстраивать отношения со страховыми медицинскими организациями, обосновывая эти новые сроки. К примеру, в случае снижения остроты зрения из-за катаракты или показаний к эндопротезированию суставов — такие заболевания формируются годами и в срочном принятии решения о госпитализации по состоянию здоровья у ряда пациентов нет необходимости. Подходы к решению подобных вопросов предстоит выработать. Но 99% пациентов попадают в логику нормативных сроков.

На сегодняшний день система планирования госпитализации (СПГ) охватывает 45 медицинских организаций, активное внедрение идет еще в 112 государственных и 15 частных медицинских организаций, до конца 2018 года планируется внедрить систему во все медучреждения Красноярского края, входящих в систему ОМС, а также в частных клиниках, которые этого пожелают

Тогда система работала на уровне конкретных учреждений — краевой больницы, онкодиспансера, но возможность направить пациента на оперативное лечение из районной больницы в краевую отсутствовала. В течение этого времени мы отрабатывали порядок взаимодействия районных, межрайонных и краевых больниц, а также необходимо было определить перечень медицинских технологий, которые пациент должен получать на каждом уровне. В конце 2016 г. мы выбрали пилотные учреждения для отработки взаимодействия между поликлиниками и стационарами, разработали новый интерфейс. Перед этим была создана рабочая группа, в которую вошли представители медицинских организаций разных уровней и с разной степенью экстренности пациентов. В результате появились требования к системе, включая интерфейс, созданный специально для врача. В течение 2017 г. проходила реализация этих пилотных проектов, а сейчас мы планируем уже широкое внедрение РИС СПГ.

www.cnews.ru

ККО ОИ Союз «Чернобыль» г.Красноярска

На прошлой неделе стало известно: правительство не даст Минздраву деньги, необходимые для реализации приоритетных проектов по здравоохранению с 2017 по 2025 год. Ведомство получит в 52 раза меньше средств, чем запрашивало. Прозвучала и еще одна цифра: только два региона - Москва и Санкт-Петербург - не имеют изъянов с точки зрения доступности оказания медицинской помощи.

Из статьи Натальи Нехлебовой. Журнал «Огонёк», октябрь 2016г

Медицина на селе всегда была действительно больной темой для нашей огромной страны. Сейчас, увы, стало еще больнее: в результате проведенных за последние пару лет оргмероприятий (в благих целях - ради оптимизации оказания медицинских услуг населению) из привычной цепочки фельдшерский пункт - участковая больница - районная больница - областной высокотехнологичный центр - во многих районах страны просто исчезли... три первых звена. Глава Счетной палаты Татьяна Голикова, выступая перед депутатами Госдумы в мае, фиксировала: из 130 тысяч сельских населенных пунктов в стране только в 45 тысячах можно получить хоть какую-то медицинскую помощь.

С 2006 года на строительство высокотехнологичных центров по госпрограмме "Здоровье" - кардиологических, диализных, перинатальных - было потрачено около 50 млрд рублей. И это, конечно, прорыв. Который, однако, оказывается бессмысленным, если уничтожается первичная помощь - ранняя диагностика и профилактика. Складывается удивительная ситуация: если раньше не хватало высо-котехнологичной помощи, но была ранняя, то теперь все наоборот.

"Конечно, это важно, что у нас есть современная высокотехнологичная помощь,- считает Николай Говорин, заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы, заслуженный врач РФ,- можно сделать операцию по замене тазобедренного сустава и прочее. Но это нужно далеко не всем. Однако всем нужна ранняя диагностика, эффективное лечение и профилактика. А это во многих регионах было существенно ослаблено, и люди в глубинке нередко стали умирать от пневмонии, заболеваний органов пищеварения, инфекционных заболеваний, то есть от того, что раньше лечилось в участковых больницах. Хотя все очевидно: должна быть и ранняя диагностика, и высокотехнологичные центры".

Заниматься ранней диагностикой и направлять на профилактические обследования должны врачи ФАПов и сельских амбулаторий. Но фельдшерско-акушерские пункты тоже пали жертвой оптимизации и все последнее время активно сокращались. В 2014 году были закрыты 642 ФАПа, а на их месте появилось 273 офиса врачей общей практики (то есть фельдшера, медсестру и акушера заменили врач и медсестра). А в 2015 году закрыли еще 246 ФАПов. Есть и другие цифры: объемы амбулаторной помощи в деревне сократились на 39 млн посещений по сравнению с 2011 годом. Сейчас заболевшим людям просто некуда идти.

"Мы ездим по регионам и видим, что многие из оставшихся ФАПов числятся только на бумаге, - рассказывает Эдуард Гаврилов,- и это при том что в 90 процентах случаев ФАП на селе - единственное место, где можно приобрести лекарства. Очень многие ФАПы без горячей воды и отопления". У 46 процентов ФАПов в стране вообще нет лицензии на медицинскую деятельность - настолько в плачевном состоянии они находятся. Эдуард Гаврилов объясняет: "Где-то нет канализации и даже водопровода - это необходимые требования, а где-то никто не озаботился получением лицензии.

В этом году Российским союзом сельской молодежи проводился мониторинг состояния ФАПов в 36 регионах. По словам 40 процентов опрошенных, в ФАПах отсутствует необходимое медоборудование, более 20 процентов рассказали, что нет лекарственных препаратов, 35 процентов - что в их селах отсутствуют выездные врачебные бригады. Больным нужно самим добираться в ближайший ФАП.

Год назад эта проблема поднималась на форуме Общероссийского Народного Фронта "За качественную и доступную медицину!". Были обнародованы приведенные выше жутковатые цифры, а по итогам форума президент поручил правительству разработать и утвердить комплекс мер, направленных на развитие первичной медико-санитарной помощи. Сегодня чиновники отчитываются: меры приняты, начали строиться ФАПы. Но вот чего нет в отчетах: оказывается, теперь в них некому работать.

Эксперты не скрывают уныния: будет еще хуже. Ведь работают в ФАПах в основном люди пенсионного возраста, которые пришли на работу еще в 1970-1980-х годах, и сейчас они постепенно уходят...

Для исправления ситуации была расширена программа "Земский доктор". По ней врачи, приехавшие работать на село, получают деньги (1 миллион рублей). Был увеличен допустимый возраст для медработников, которые могут получить деньги по этой программе,- до 50 лет. Программа заработала не только на территориях сельской местности, но и в поселках городского типа. С начала 2012 года на село приехали около 15 тысяч врачей. Но даже это проблему не решило. И на прошлой неделе премьер объявил: программа будет продолжена, правительство выделяет на нее 3 млрд рублей.

Так что ситуация для жителей многих населенных пунктов такова: единственная возможность попасть к специалисту - это центральная районная больница или областная консультативная поликлиника при городской больнице. А добраться до нее могут далеко не все. "Чтобы попасть на прием к врачу, надо записаться через электронную систему. В деревне это сделать практически невозможно, поэтому деревенские едут в райцентр на автобусе,- рассказывает Павел Воробьев.- Но там уже сформирована электронная очередь к врачу, можно записаться только на следующий день - не раньше. Стало быть, где-то надо переночевать. А после приема у врача домой удастся уехать только на третий день - автобусы если ходят, то раз в сутки и поутру. Это, заметим, если ехать недалеко. А если километров 100-200 (а таких поселков множество), то поход к врачу превращается для человека в целое событие. Так что сегодня территориальную доступность медицинской помощи выражать надо не в километрах, а в днях пути".

То, что происходит во многих поликлиниках при областных больницах, совершенно не преувеличивая, можно назвать испытанием: чудовищные очереди, чтобы получить талон на прием к врачу, необходимо занимать очередь с 5 утра, талонов мало и на всех не хватает, доходит до драк... И это при том что в начале года в программу государственных гарантий были внесены жесткие сроки оказания медицинских услуг. Но как их выполнить, если нет больниц, врачей и даже дорог? В сентябре ОНФ проводил опрос, в котором приняли участие 2,5 тысячи пациентов из 82 регионов. Во многих регионах пациенты заявили, что время ожидания медпомощи в этом году только увеличилось, 80 процентов упомянули о нехватке медицинских специалистов, а в 14 субъектах об этом говорили абсолютно все опрошенные.

Нельзя сказать, что в Минздраве об этом не знают. Создана рабочая группа совместно с ОНФ, которая должна решать эти вопросы. Кроме того, принят в первом чтении законопроект, запрещающий закрывать больницы без общественных слушаний. Сейчас к нему готовятся поправки, и есть надежда, что он будет принят. Николай Говорин считает: нужно вернуть сокращенные в районных больницах койки по оказанию специализированной помощи и снова открыть участковые больницы там, где в этом есть необходимость.

Не ясно, правда, где найти средства в дефицитном бюджете на восстановление разрушенного.

Есть и альтернативные решения, позволяющие, по мысли разработчиков, донести профилактику и диагностику до отдаленных сел. Павел Воробьев, например, предлагает систему MeDiCase. Это чемоданчик, в котором находится смартфон, приборы для измерения давления, сахара в крови, снятия биометрических данных. Предлагается выбрать в поселке "уполномоченного домового хозяйства" - ему поручается заветный MeDiCase, этот человек проходит краткий курс обучения, как использовать аппаратуру. Уполномоченный должен проводить опрос своих односельчан с помощью специального опросника на смартфоне и отправлять информацию врачу. У врача на рабочем месте установлена специальная программа, в которую скидывается информация с мест. Исходя из полученных данных, врач принимает решение и высылает рекомендации. Интернет такой системе не нужен - она работает через телефонную связь, если нет сотовой - возможна спутниковая. "В первую очередь проект нацелен на выявление хронических неинфек-ционных заболеваний,- говорит Павел Воробьев,- таких как гипертония, сахарный диабет, патология легких, суставов, и последующее постоянное мониторирование состояния этих пациентов". MeDiCase уже протестирован в нескольких карельских селах, об этом даже по телевизору говорили как о ценном почине: дескать, пора отказаться от идеи посадить врача в каждом селе, выход найден. Впрочем, до всероссийского внедрения чудесного чемоданчика и обученных уполномоченных дело пока не дошло.

Сухие цифры

90 тысяч - медицинских работников (врачей, медперсонал среднего звена) были сокращены за последние два года

140 тысяч - коек в стационарах было сокращено за последние два года. Соглас-но отчету Счетной палаты 2015 года, сокращение коек в районных больницах проводилось большими темпами, чем в областных.

55 тысяч - человек - общая нехватка врачей в стране

88 тысяч - человек - нехватка среднего медицинского персонала в стране

в 4 раза - меньше обеспеченность врачами на селе, чем в городе

Источник: ОНФ, Фонд "Здоровье", Счетная палата

24.10.2018 В Красноярских поликлиниках открылись кабинеты гериатрии

Вопрос об открытии в поликлиниках Красноярска кабинетов гериатрии обсуждался давно. Необходимость их дока-зана. И вот первые такие кабинеты начали раб... подробнее »

10.10.2018 Ну, вот и всё

Закон о повышении пенсионного возраста принят и подписан президентом. Как говориться: «Финита ля комедия!» (для не знающих итальянского: «Комедия оконче... подробнее »

23.07.2018 Кто «за»? Кто «против»?

Результаты голосования по пенсионной реформе в Госдуме не стали сенсацией. За проект проголосовали 328 депутатов (72,9%), против — 104 (23,1%), воздержавшихся не было. подробнее »

19.07.2018 Судный день

Сегодня, 19 июля, в Госдуме будут рассматривать правительственный законопроект о повышении пенсионного возраста. Напомним, что мужчины, согласно нововвед... подробнее »

16.07.2018 Мнения и взгляды политиков, депутатов, экономистов и прочих экспертов на предложенный правительством проект пенсионной реформы

Мнения и взгляды политиков, депутатов, экономистов и прочих экспертов на предложенный правительством проект пенсионной реформы подробнее »

16.07.2018 Продолжаем обсуждать проект закона о повышении пенсионного возраста

Мнения и взгляды политиков, депутатов, экономистов и прочих экспертов на предложенный правительством проект пенсионной реформы. подробнее »

16.07.2018 Продолжаем обсуждать проект закона о повышении пенсионного возраста

Ярослав Нилов: Вместо повышения пенсий десятки миллиардов рублей выводятся из пенсионной системы Председатель Комитета по труду, социальной политике и ... подробнее »

16.07.2018 «Единороссы» нашего заксобрания «за» повышение пенсионного возраста

В соответствии с порядком на внесённый законопроект необходимо получить мнение о нём законодательных собраний всех регионов. Срок – до 17 июля. подробнее »

04.07.2018 «Я против увеличения сроков пенсионного возраста. И пока я президент, такое решение принято не будет». В.В. Путин 2005 г.

Предстоящая пенсионная реформа не затрагивает нашу категорию. Ни ликвидаторов, ни вдов. 99,9% из нас пенсионеры, а пенсионеров новый законопроект не касает... подробнее »

14.06.2018 Зачем?

«Справедливая Россия» 04.05 этого года внесла в госдуму законопроект*, которым предполагается полная компенсация инвалиду стоимости техредства приобрет... подробнее »

www.kraschern.ru

В поисках оптимального варианта - НАШ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Здравоохранение Красноярского края, да и России в целом, модернизируется не первый год. По окончании каждого периода чиновники рапортуют о достигнутых результатах и сэкономленных средствах. Например, в 2014-м региональный минздрав оптимизировал само министерство, сократив 25 штатных должностей. А в первой половине 2015-го вновь возникли разговоры об оптимизации – на этот раз лечебных учреждений края.

Сокращение медработников на повестке дня не стоит

В чем заключается оптимизация медицинской системы – 2015 и чем грозит она пациенту, стоящему в очереди к врачу? Об этом мы разговариваем с заместителем министра здравоохранения Красноярского края Дмитрием ПОПОВЫМ.

– Дмитрий Владимирович, что же произойдет в системе здравоохранения края в ходе оптимизации? Чего стоит бояться нам, пациентам?

– Оптимизация предусматривает изменение порядков и стандартов оказания медпомощи и выстраивания единой системы здравоохранения Красноярского края по принципу многоуровневого ее оказания. Это значит, что на каждом уровне, от ФАПа до краевой клинической больницы, каждый из специалистов – врач, медсестра, санитарка – будет оказывать именно ту помощь, которую должен. Например, если мы говорим о ФАПе, фельдшер обязан организовать диспансерное наблюдение за прикрепленным населением. Должен уметь выявлять наиболее распространенные заболевания и оказывать экстренную неотложную и амбулаторно-поликлиническую помощь. Межрайонные центры в Канске, Ачинске, Минусинске, Красноярске оказывают специализированную медпомощь, в них имеются специалисты – хирурги, травматологи, онкологи, они оснащены всем необходимым оборудованием. Клинические больницы демонстрируют высокотехнологичные методы лечения. Например, в прошлом году у нас появился новый вид высокотехнологичной помощи – трансплантация органов, значит, она должна оказываться. В рамках оптимизации предусматривается объединение медорганизаций. План минздрава края согласован с Министерством здравоохранения России, есть постановление на уровне региона, где озвучены основные реорганизуемые медорганизации. Процесс объединения уже идет. Он предполагает появление единоначалия, то есть оптимизацию управленческих кадров и немедицинских работников. Это дублирование экономической, кадровой служб, бухгалтеров. Сокращение медработников на повестке дня не стоит из-за дефицита кадров, который у нас сегодня существует. Да и к учреждениям здравоохранения подходим выборочно. Особенно это касается северных и сельских территорий.

– Но объединение – это укрупнение медучреждений, значит, в одну больницу направятся пациенты, скажем, двух участков или территорий. Не увеличится ли очередь к специалистам?

– В части участковых врачей, терапевтов, педиатров, акушеров-гинекологов количество участков, обслуживающих население, не меняется. Вопрос доступности медицинской помощи решается не за счет количества медицинских работников, а за счет места, где эта помощь будет оказана. Если, скажем, в Минусинске мы объединили восемь разрозненных медорганизаций, это не значит, что сделаем одну большую больницу, в которую соберем всех врачей. Просто изменится их система управления. А медицинскими кадрами мы в первую очередь укомплектовываем базовые специальности. Узкие специалисты – кардиолог или невролог – в районе не будут иметь достаточной практики из-за небольшого количества населения. За здоровье человека здесь отвечают терапевт, хирург, акушер-гинеколог, педиатр.

– Но на терапевта сегодня и так ложится большая нагрузка – он должен всех больных распределить по узким специалистам. По сути, терапевт превращается в диспетчера. Правильно ли это?

– Именно этот врач должен в целом знать состояние здоровья человека на участке. И через него должны проходить все консультации к кардиологу, неврологу, другим специалистам. Если у человека 10 заболеваний, лечащий врач должен все это у себя аккумулировать и понимать, какое лечение возможно. Лучше иметь одного хорошего терапевта вместо 10 узких специалистов, которые посмотрят только один орган, а не станут в целом оценивать состояние здоровья человека. Терапевт должен стать лечащим доктором населения.

– Вы уверяете – оптимизация не предусматривает сокращения врачей. Но пару месяцев назад в СМИ появилась информация о сокращениях в БСМП Красноярска. Вместо двух отделений нейрохирургии оставили одно на 60 человек, хотя раньше, имея два по 40 коек, эта больница, говорят, не могла предоставить пациентам необходимых условий. Больные лежали в коридоре…

– БСМП – это крупная больница, которая оказывает скорую неотложную помощь, и регулировать поток поступающих очень сложно. И пребывание пациентов в коридоре связано в первую очередь с количеством поступающих. В одни сутки сюда может обратиться 50 человек, а в другие – 100. Потому человека временно госпитализируют в коридор, а по выписке другого пациента переводят в отделение. В 2014 году в БСМП действительно было реорганизовано одно из двух отделений хирургического профиля. Связано это с сокращением количества пациентов, нуждающихся в этих койках в БСМП, и имеющимися возможностями отделений краевой клинической больницы принимать больше больных. Весь медицинский персонал трудоустроен по прежнему месту работы, кроме двух медработников, которые не захотели идти на предложенные вакансии. Но и они уже нашли себе работу в системе здравоохранения.

– Планируется сокращать отделения или койки в других больницах?

– В Красноярске сокращений отделений мы не планируем. Мы перераспределяем потоки пациентов между учреждениями. Раньше потоки формировались так, что где-то имелся профицит коек, а где-то дефицит. Объекты медицины строились в 1970–1990-х годах, когда численность районов города была другой. А сейчас Красноярск разрастается неравномерно. Например, активно застраивается Советский район, а Кировский и Ленинский не растут. И нагрузка, выпадающая на медорганизации левого берега, превышает их запланированные возможности. Потому мы сейчас пересматриваем потоки между правым и левым берегами. Закрепляем пациентов за определенными больницами. При этом время доставки больного не страдает. Время доезда скорой помощи по Красноярску 20 минут. Минздравом уже документально закреплено, куда везти пациента с определенным заболеванием.

– На каком этапе сегодня оптимизация системы здравоохранения? Что мы увидим в конце года?

– В настоящий момент идет объединение межрайонных центров. В этом году запланировано объединение медорганизаций в Канске, Ачинске, Норильске. К концу года это должны быть единые юридические лица. В Канске все медучреждения объединятся в межрайонную больницу. В Ачинске останется две межрайонные больницы. Одна станет оказывать помощь взрослому населению, другая – детскому.

Если нет фельдшера?

В газету «Наш Красноярский край» пришло письмо из Дудинки. Тамара Михайловна Сараева каждое лето проводит в поселке Курейка Туруханского района. Женщина констатирует: медицинского работника в этом населенном пункте нет уже семь лет.

«В поселке живет 80 человек, а летом с гостями гораздо больше. Соседняя деревня Горошиха Туруханского района – за мысом по Енисею. Там медик есть, – пишет наша читательница. – Она приезжает в поселки раз в неделю и снова улетает в Горошиху. Хорошо, если погода дает возможность вертолету вылететь – нет пурги или ветра. А если задуло, о каком обслуживании можно говорить? В Курейке есть ФАП. Он в идеальном состоянии. А фельдшера нет, специалисты в деревню не едут. А здесь ведь живут люди».

Фельдшерско-акушерские пункты – самое ближайшее к человеку звено системы здравоохранения на селе. И в минздраве понимают это, а потому считают неправильным оптимизировать ФАПы. По нормативам, к каждому фельдшерскому пункту должны быть прикреплены 300 человек. Но даже если он обслуживает 15 жителей поселка, в удаленных районах ФАП остается жить и работать. Экстренная помощь может и запоздать в труднодоступные районы, а фельдшер всегда рядом.

На территории Красноярского края сегодня работает 872 ФАПа, больше 200 имеют прикрепленных меньше нормативного, тем не менее их не сокращают. ФАПы умирают самостоятельно, когда фельдшер уезжает из села, а молодой специалист не спешит в отдаленную территорию.

Так произошло и в поселке Курейка Туруханского района. Из-за кадрового дефицита населенные пункты приходится объединять между собой, передавать их на медицинский участок, где ФАП действует. Раз в неделю или в две недели фельдшер выезжает в соседние села, проводит прием. Кроме того, в северных территориях минздравом создаются выездные бригады врачей, которые комплексно осматривают население. По центральным и южным районам курсирует поезд здоровья. А два года назад при краевой клинической больнице появилась мобильная поликлиника, которая также разворачивается в селе и принимает всех желающих.

– Поселок Курейка мы закрепили за соседним ФАПом, – констатирует заместитель министра здравоохранения края Дмитрий Попов. – Находится он в ста километрах, расстояние приличное, потому здесь также работает санитарная авиация. В Туруханске есть пункт санавиации, и если у человека что-то случилось, вылетает самолет.

ФАПы существуют далеко не во всех населенных пунктах края. В этом случае жителей сел и деревень обучают навыкам оказания экстренной медицинской помощи, организуют домовые хозяйства и бесплатно выдают аптечки неотложной помощи, которые постоянно доукомплектовываются. Такая система действует в первую очередь в отдаленных труднодоступных районах. На Севере, где население в течение года живет разрозненно и даже роды происходят в тундре, медицинские бригады выезжают на крупные праздники, например, День оленевода. На это событие собираются семьями и кланами. И наличие медицинских бригад дает возможность пройти обследование, получить справки, оценить состояние здоровья.

Как сообщили нам в министерстве здравоохранения края, этим летом в поселок Курейка планируется выезд медицинской бригады – для раннего выявления заболеваний, их коррекции и лечения.

Кстати

В Красноярском крае действует программа строительства модульных ФАПов. Большинство фельдшерских пунктов в селах строилось в 50-х годах прошлого столетия, часть размещены в приспособленных помещениях – школах, клубах. Правительство края решило заменить их на новые. В первую очередь новые ФАПы появляются в населенных пунктах с нормативной численностью прикрепленного населения, в которых есть фельдшер. За три года в территориях региона построено уже 86 ФАПов, в этом году появится еще девять.

Ждите, вас вызовут

Активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Красноярском крае провели мониторинг ситуации в здравоохранении и на его основании сделали вывод, что объединение поликлиник приводит к снижению доступности специализированной медицинской помощи в связи с усложненной схемой направления на прием к врачам-специалистам только через обязательный промежуточный прием врача-терапевта.

В Красноярском крае насчитывается 80 поликлиник, 37 из них городские (33 в Красноярске). Социологический срез эксперты Народного фронта делали по 14 медицинским учреждениям, в том числе по шести сельским. В результате оказалось: для того, чтобы попасть на прием к невропатологу, пациенту необходимо ждать 37 минут, к стоматологу – 15, к офтальмологу – 20, к терапевту – 21, к хирургу – 15 минут.

2015-й объявлен президентом РФ Годом сердечно-сосудистых заболеваний, и эксперты регионального отделения ОНФ решили оценить работу кардиологов. Данные мониторинга показали, что среднее время ожидания в очереди к данному специалисту составляет 20 минут. При этом длительность приема 15 минут. 20 процентов респондентов, посетивших кабинет кардиолога, указали: им пришлось записываться на прием за три – семь дней.

Наталья Грушевская, сопредседатель регионального штаба ОНФ:

– Необходимо сформировать социально ориентированную модель медицинской помощи населению, привести в соответствие доступность и качество медицинского обслуживания сельских жителей в труднодоступных населенных пунктах Красноярского края, решить кадровые вопросы. Все это сделать с опорой на мнение людей, учесть их замечания и предложения. Для решения поставленных задач необходимо наладить межведомственное взаимодействие между министерствами и различными структурами, отвечающими за качество медицинского обслуживания населения, для того чтобы быстрее и эффективнее решать не только проблемы, но и разумно использовать выделяемые средства из краевого бюджета.

Работай дольше – получишь больше

Отрасль здравоохранения реформируется прежде всего для улучшения качества медпомощи и ее доступности для пациента, на какой бы территории он ни жил – в краевом центре или труднодоступном поселке. Всегда ли это получается? Наверное, нет. Но в министерстве здравоохранения края замечают: не перестают улучшать систему, думая о человеке.

В прошлом году министр здравоохранения Красноярского края подписал приказ об удлинении времени приема одного человека. Теперь врачу-терапевту и педиатру дается не менее 15 минут на осмотр больного и постановку диагноза (раньше прием шел 10 минут). Кроме того, все поликлиники перешли на шестидневный режим работы. По субботам медицинские учреждения (базовые специалисты и лабораторная служба) принимают больных до 14 часов. Удлинилось и время работы поликлиник. Взрослые теперь работают до 20 часов, а детские – до 19:00. В медучреждениях первичного звена появились кабинеты неотложной помощи. Отныне пациенту с острой болью не нужно записываться на прием к терапевту и ждать очереди, он может обратиться в специальный кабинет, где ему окажут необходимую помощь, назначат анализы и выпишут рецепты и больничный лист.

Кроме того, изменилась и система финансирования здравоохранения. Врач оценивается не по количеству принятых пациентов, нынче средства из Фонда обязательного медицинского страхования передаются в медорганизацию за все прикрепленное к этому учреждению население. Чтобы получить достойную зарплату, медработникам нет нужды гнаться за количеством посещений, есть время обратить внимание на качество работы. В оценке работы первичного звена на первый план вышло снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Это заложено в стимулирующих выплатах как медицинского персонала, так и административно-управленческого.

Буквально на этой неделе на совместном заседании Территориального фонда обязательного медицинского страхования и министерства здравоохранения края принято решение выплачивать участковым врачам премии за выполнение критериев, определяющих качество их работы.

Критерии, за выполнение которых врачам будут начисляться стимулирующие доплаты, обсуждались на рабочих группах с участием главных внештатных специалистов, руководителей медицинских организаций. Размер дополнительной стимулирующей выплаты будет определяться администрацией исходя из качества работы конкретного специалиста. При достижении необходимых показателей, отсутствии обоснованных жалоб и дисциплинарных взысканий врач будет получать дополнительно от 18 до 36 тысяч рублей раз в квартал.

Пока проект пилотный: в нем участвуют 29 лечебных учреждений – 20 красноярских больниц и девять межрайонных центров – в Ачинске, Канске, Лесосибирске и Минусинске. Определяющими факторами при выборе учреждений стали численность прикрепленного к больнице населения, продолжительность времени приема врача в поликлинике, качество обслуживания вызовов на дому, работа с диспансерной группой, показатели смертности на участках.

На реализацию этого проекта из Фонда ОМС будет направлено около 90 млн рублей. Стимулирующие выплаты по итогам второго квартала 2015 года (за апрель – июнь) будут выплачены уже в июле 2015 года в дни выплаты заработной платы. Стоит учитывать: премии адресованы только специалистам амбулаторно-поликлинической службы – терапевтам, педиатрам, врачам общей практики.

Справка:

Губернатором Красноярского края Виктором Толоконским подписано специальное распоряжение, касающееся первоочередных мер, направленных на повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. В нем, в частности, предусматривалось поэтапное повышение в учреждениях здравоохранения заработной платы участковым врачам – терапевтам и педиатрам.

№ 39 / 727

Ссылки по теме:

gnkk.ru

Медицина — новый формат - Красноярский краевой портал

Краевое и муниципальное здравоохранение объединяют

С нового года краевое здравоохранение ожидает ряд системных новшеств. В профильном министерстве уверяют — реформы приведут лишь к улучшению положения и пациентов, и врачей. Лечить будут эффективнее и быстрее. При этом в минздраве уже сегодня готовы рецепты насчет застарелых болячек в отрасли. К примеру, кадровом дефиците. В общем и целом медицину ждет ни много ни мало настоящее переформатирование.

Уже с января будущего года в крае будет действовать единая система здравоохранения. Никакого разделения на краевые и муниципальные учреждения не будет. Конечно, крупные федеральные центры останутся на своем месте, а вот краевые и территориальные больницы будут подведомственны исключительно краевому министерству здравоохранения. Министр здравоохранения Вадим Янин отметил, что красноярский Горздрав во время реформирования войдет в структуру его ведомства в виде территориального управления. Однако такая передача вовсе не означает, что муниципалитеты могут умыть руки и забыть об отрасли. Вовсе нет. Обеспечение инфраструктуры, создание условий для специалистов по-прежнему будет лежать на плечах территорий.

Сама суть реформы, по его словам, ни в коем случае не должна негативным образом повлиять на положение пациентов или врачей. Напротив, ситуация должна лишь улучшаться. Так, реформа предлагает уход от существующей ныне системы районирования, когда пациент из маленькой больницы одного района с трудом попадал в большую районку близлежащей территории. По словам Янина, произойдет разукрупнение зон ответственности, и врачи смогут переводить пациента без лишней волокиты. Это очень важно, когда медики имеют дело с тяжелыми случаями, и время дорого.

При этом вся лечебная сеть ни в коем случае не подвергнется какой-либо оптимизации. Министр уверил, что реформа не приведет к сокращениям. При этом Янин подчеркнул, что больницы и поликлиники должны меняться в лучшую сторону. В частности, главным врачам будут предложены так называемые эффективные контракты. Кроме того, большая работа предстоит в поликлиниках. По признанию Янина, сегодняшние поликлиники неудобны для пациентов: «Время сегодня другое, техника другая, а поликлиники работают по советской системе организации труда». И это при том, что здесь успешно внедряются и запись по интернету, и другие новшества. Сегодня в поликлинике более половины пациентов — это те, кто пришел за справкой. Насколько это эффективно и как можно переформатировать эти привычные лечебные учреждения мы узнаем уже очень скоро. В министерстве обещают, что первые результаты не заставят себя ждать.

Еще одна существенная проблема медицины — это кадровый голод. Тут ситуация отчасти парадоксальная. В крае всего около десяти тысяч врачей и 27 тысяч медсестер. При этом ежегодно выпускается около 500 врачей и 600 сестер, готовых работать в медицине. В то же время дефицит в отрасли составляет около 50%, то есть, все те же десять тысяч специалистов. Но тут нужно учитывать, что большая часть нормативов была создана в советское время. Иные положения датируются аж 30-ми годами прошлого столетия. Естественно сегодня другая техника, другие знания, иная диагностика. Один специалист может порою заменить нескольких.

И еще один занятный факт — даже в советское время идеальный штат рассчитывался с уже заложенным дефицитом. Планировалось, что работающие специалисты обязательно будут подрабатывать. Лентяи в медицине никогда не зарабатывали много просто так. Сегодня средняя зарплата по отрасли в крае составляет 43 тысячи рублей. Однако при этом есть и те, кто получает всего девять тысяч, а есть штучный товар — спецы экстракласса, зарабатывающие 250 тысяч рублей. Кстати, к 2018 году средняя заработная плата в отрасли должна сравняться со средней по экономике для сестер и в два раза превысить этот уровень для врачей. В любом случае от совместительства в здравоохранении никуда не уйти.

При этом Янин признает, что решить кадровый дефицит демографическим путем, то есть, банально увеличивая штат, не удастся. Людей столько неоткуда взять. Потому ничего иного не остается, как повышать эффективность работы.

Для этого разработан ряд мер. Так, для привлечения специалистов и более эффективного их обучения минздрав договорился с лечебными учреждениями о практических занятиях студентов-медиков. Янин рассказал, что студенты медицинских вузов и училищ будут больше практиковаться в реальных лечебных учреждениях, а не в аудиториях. «От того, насколько студенту понравится его работа, зависит, останется ли он в профессии. А получить представление об этом можно лишь в настоящей больнице», — подчеркнул министр.

В качестве еще одного из возможных рецептов решения проблемы может выступить привлечение частной медицины в сферу обязательного медицинского страхования. Так, сегодня в этой сфере работает несколько компаний, которые занимаются, в основном, диагностикой, в частности, проводят томографические исследования. Янин не исключил, что в ближайшем будущем в системе ОМС могут начать работать и врачи-частники клинического уровня.

krskplus.ru

На здравоохранение Красноярского края направят еще 500 млн рублей – журнал Vademecum

Бюджет на развитие здравоохранения Красноярского края в 2018 году получит дополнительно 501,5 млн рублей. Деньги нужны на модернизацию первичного звена медпомощи, особенно на селе, лекарственное обеспечение, внедрение информационных систем и паллиативных услуг.

Как сообщили в ведомстве, на условиях софинансирования с федеральным бюджетом будут реализованы шесть проектов, направленных на развитие первичного звена здравоохранения региона. «Они касаются укрепления материально-технической базы детских поликлиник, развития сельского здравоохранения, в том числе строительства фельдшерско-акушерских пунктов, оказания паллиативной помощи, внедрения медицинских информационных систем и лекарственного обеспечения федеральных льготополучателей», – отметили в краевом Минздраве

В частности, расходы на лекарственное обеспечение предполагается увеличить на 108 млн рублей, 83,7 млн рублей будет направлено на развитие сельского здравоохранения (на эти средства планируется приобрести три передвижных комплекса для Сухобузимской, Абанской и Ачинской межрайонных больниц, возвести 22 модульных ФАПа в 16 муниципальных образованиях), более 200 млн рублей направят на детскую медицину, на развитие паллиативной медицины будет добавлено 78,2 млн рублей (в том числе на обезболивающие препараты, что «позволит обеспечить соответствующими препаратами всех нуждающихся»).

В июне 2018 года в Красноярске открылся новый хирургический корпус межрайонной Клинической больницы скорой медицинской помощи им. Н.С. Карповича (БСМП) площадью 15 тысяч кв. м. Строительство началось в 2016 году в связи с подготовкой к проведению в крае Универсиады-2019. Объем инвестиций в проект составил 2,2 млрд рублей, большая часть из которых – 1,5 млрд рублей – были выделены из федерального бюджета, еще 700 млн – из регионального.

Поделиться в соц.сетях

vademec.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта