Оптимизация учебного процесса через интеграцию предметов. Оптимизация учебного процесса


Методический доклад. Оптимизация учебного процесса в современных условиях

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Горловский колледж городского хозяйства»

преподавателей дисциплин математической и

естественно-научной подготовки

и рекомендовано к утверждению

Протокол №____ от «___»______20____ г.

Председатель цикловой комиссии

_________________ Г.А.Коренюк

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на тему «Оптимизация учебного процесса в современных условиях»

Составитель_________Е.К.Светличная

2016

Оптимизация учебного процесса в современных условиях

В настоящее время основной задачей в подготовке специалистов становится обеспечение качественного образования, соответствующего потребностям личности и государства. Обучаясь в колледже, студент должен получить не только определенный объем учебной информации, но и приобрести навыки учебных действий, на основе которых будет строиться его профессиональная деятельность. Основным результатом обучения студентов в колледже должна стать «не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций» в области профессиональной деятельности. А.В. Хуторской утверждает, что компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. При возрастающем объеме информации, которую должен усвоить студент, актуальным становится вопрос об оптимизации процесса обучения, а в связи с ней и о выборе средств, при помощи которых подобный процесс осуществим.

Анализ многочисленных исследований показывает, что проблема оптимизации процесса обучения не снята с «повестки дня» ни в школе, ни в ВУЗе, и приобретает все большую актуальность в системе непрерывного образования.

В своих работах Ю.К. Бабанский определяет термин «оптимальный» как «наилучший для данных условий с точки зрения определенных критериев», а оптимизацию процесса обучения как управление, организованное на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения, а  также особенностей данной системы, ее внутренних и внешних условий с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса с точки зрения заданных критериев. В качестве критериев оптимальности могут выступать эффективность и время решения поставленных задач. Следует отметить, что термин «оптимальный» не идентичен термину «идеальный». Когда говорят об оптимальности, то обязательно подчеркивают, что речь идет о максимально возможных результатах не вообще, а именно в данных, конкретных условиях учебного заведения, определенной группы обучаемых, то есть имеют в виду весь круг возможностей, которыми располагают в данном случае учащиеся и педагоги.

Говоря в целом о педагогическом процессе, Ю.К. Бабанский пишет, что «под оптимизацией учебно-воспитательного процесса понимают целенаправленный выбор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возможную эффективность решения задач образования и воспитания школьников».

Рассмотрим компоненты процесса обучения и попробуем выяснить, что можно сделать в плане оптимизации на уровне преподавателя. Воспользуемся выделенными Ю.К. Бабанским компонентами процесса обучения:

1) социально детерминированные цели обучения;

2) содержание обучения;

3) формы деятельности педагогов и обучаемых;

4) методы и средства деятельности педагогов и обучаемых;

5) анализ результатов обучения;

6) самоанализ результатов обучения.

Цели и содержание обучения, которыми руководствуется преподаватель, изначально заложены в ГОСО и типовой учебной программе по дисциплине. То есть их оптимизация относится к республиканскому уровню. Анализ и самоанализ результатов обучения подразумевает выявление соответствия между целью, ресурсами и результатами учебного процесса, и поскольку связан с оцениванием собственной работы самим преподавателем, то в этом компоненте присутствует элемент субъективности. Поэтому, хоть он и относится к деятельности преподавателя, но всегда дублируется на более высших уровнях, например, на уровне руководства факультета. Следовательно, говорить об оптимальности этого компонента применительно к деятельности преподавателя представляется некорректным.

Таким образом, доступными преподавателю для оптимизации компонентами, которые не выдаются ему в качестве внешних условий, являются формы, методы и средства обучения студентов. Однако, чтобы оценить действительно ли оптимальным будет использование той или иной формы обучения или их сочетания, педагогу должны быть предоставлены методики такой оценки. Наиболее эффективные методы и средства обучения для данных условий, безусловно, выбирает преподаватель. Таким образом, «задачи оптимизации должны решаться всеми участниками учебно-воспитательного процесса» на всех уровнях. По крайней мере, к этому надо стремиться.

Основными элементами процесса обучения в ВУЗе являются: лекционное и практическое (лабораторное) занятия. Преподаватель ВУЗа должен организовать эти занятия таким образом, чтобы студенты достигли наилучших результатов.

В условиях кредитной системы обучения оптимизировать процесс обучения преподаватель может с помощью учебно-методического комплекса дисциплины (в дальнейшем УМКД), основными составляющими компонентами которого являются:

– силлабус;

– карта учебно-методической обеспеченности дисциплины;

– лекционный комплекс;

– план практических (лабораторных) занятий;

– материалы для СРС;

– материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся.

Силлабус – рабочая учебная программа для студентов, в которой определены цель и задачи учебной дисциплины, указаны пререквизиты и постреквезиты, организация и планирование курса.  Лекционный комплекс содержит тезисы лекций, иллюстративный и раздаточный материал, список рекомендуемой литературы. Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся включают семестровые задания с решенным нулевым вариантом, примерные самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания.

Использование УМКД позволяет частично компенсировать недостаток часов для аудиторной работы, улучшить усвоение материала, организовать активную самостоятельную работу студентов, повысить эффективность процесса контроля знаний, умений и навыков.

Рассмотрим процесс оптимизации обучения на примере дисциплины «Электротехника и электроника». Преподаватель на лекции кратко излагает теоретический материал по изучаемой теме согласно рабочей учебной программе, расширяя материал, изложенный в УМКД. На занятиях СРСП (лекция) студенты дополняют теоретический материал доказательствами некоторых теорем, иллюстрациями, схемами-чертежами, алгоритмами решения уравнений, то есть обобщают и систематизируют изученный материал, приобретают навыки работы с учебной и учебно-методической литературой.

Основными этапами практического занятия являются:

– теоретический  опрос;

– решение типовых задач;

– самостоятельное решение задач;

– разбор типовых ошибок при решении задач;

– домашнее задание.

Теоретический опрос можно организовать в устной или письменной форме. Для этого преподаватель разрабатывает в УМКД перечень вопросов или тестовых заданий по теме занятия.

Преподаватель на занятии предлагает для решения задачи, которые студенты могут решать как самостоятельно с последующей проверкой, так и консультируясь с преподавателем.

В конце текущего занятия преподаватель выдает семестровое задание, для решения которого студент может использовать нулевой вариант, приведенный в УМКД.

Таким образом, использование УМКД в учебном процессе позволяет, в рамках отведенного времени, организовать обучение каждого студента по индивидуальной траектории и оптимизировать процесс обучения. 

Литература:

  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование.- 2003.- №2. – с.58-63.

  2. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А. и др. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479с.

  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). – М.: Педагогика, 1977. –256с.

  4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560с.

infourok.ru

Оптимизация учебного процесса в современных условиях

Методический доклад

на тему

«Оптимизация учебного процесса в современных условиях»

Выполнил:

преподаватель ц/к

«Учетно-экономических

дисциплин»

План:

Введение

  1. Понятие оптимизации учебно-воспитательного процесса

  2. Способы оптимизации учебного процесса

Заключение

Цель:

1. Сформировать умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу

2. Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации

3. Качественная подготовки будущих специалистов, в формировании целостной и гармоничной личности.

Введение

Оптимизация (от лат. optimus — «наилучший») в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т.п. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил преподавателя и обучающихся в данных условиях.Оптимизация достигается не одним каким-то хорошим, удачным методом. Речь идет о сознательном, обоснованном выборе преподавателем одного из многих возможных вариантов.

Теория оптимизации вводит в дидактику новую категорию — систему способов оптимизации обучения, которая органически вытекает из закономерностей и принципов обучения, но носит более конкретный характер.

Способом оптимизации обучения называют такую взаимосвязанную деятельность преподавателя и студентов, которая заранее ориентирована на получение максимально возможной в данной ситуации эффективности обучения при соблюдении установленных нормативов затрат времени (или даже меньше их), т. е. без перегрузки студентов и преподавателей.

Целостный процесс оптимизации процесса обучения состоит из совокупности способов выбора оптимального варианта каждого из его основных элементов — задач, содержания, методов, средств, форм и др.Очень важно осознать новизну системы способов обучения, так как сами по себе отдельные способы деятельности преподавателя, ведущие к оптимизации обучения, в той или иной мере уже знакомы, особенно опытным педагогам. Но здесь происходит как бы качественный скачок. Когда преподаватель овладевает всей совокупностью способов оптимального построения учебного процесса, он достигает значительно больших результатов при том же расходе времени.

Обратим внимание на то, что в одних случаях можно говорить о способах оптимизации, в других — об умениях оптимизировать учебный процесс. Умение в данном случае понимается как овладение преподавателем определенным способом оптимизации. Можно также выделить и определенные этапы оптимизации, так как сами способы ее расположены не случайно, а поэтапно.

В теории научной организации педагогического труда выделяют четыре основных уровня деятельности учителя: недостаточный, критический, доступный и оптимальный (И. П. Раченко).

  1. Понятие оптимизации учебно-воспитательного процесса

В настоящее время основной задачей в подготовке специалистов становится обеспечение качественного образования, соответствующего потребностям личности и государства. Обучаясь в техникуме, студент должен получить не только определенный объем учебной информации, но и приобрести навыки учебных действий, на основе которых будет строиться его профессиональная деятельность. Основным результатом обучения студентов в техникуме должна стать «не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций» в области профессиональной деятельности.

А.В. Хуторской утверждает, что компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. При возрастающем объеме информации, которую должен усвоить студент, актуальным становится вопрос об оптимизации процесса обучения, а в связи с ней и о выборе средств, при помощи которых подобный процесс осуществим.

Анализ многочисленных исследований показывает, что проблема оптимизации процесса обучения не снята с «повестки дня» ни в школе, ни в ВУЗе, и приобретает все большую актуальность в системе непрерывного образования.

В своих работах Ю.К. Бабанский определяет термин «оптимальный» как «наилучший для данных условий с точки зрения определенных критериев», а оптимизацию процесса обучения как управление, организованное на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения, а  также особенностей данной системы, ее внутренних и внешних условий с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса с точки зрения заданных критериев. В качестве критериев оптимальности могут выступать эффективность и время решения поставленных задач. Следует отметить, что термин «оптимальный» не идентичен термину «идеальный». Когда говорят об оптимальности, то обязательно подчеркивают, что речь идет о максимально возможных результатах не вообще, а именно в данных, конкретных условиях учебного заведения, определенной группы обучаемых, то есть имеют в виду весь круг возможностей, которыми располагают в данном случае учащиеся и педагоги.

Говоря в целом о педагогическом процессе, Ю.К. Бабанский пишет, что «под оптимизацией учебно-воспитательного процесса понимают целенаправленный выбор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возможную эффективность решения задач образования и воспитания школьников».

Рассмотрим компоненты процесса обучения и попробуем выяснить, что можно сделать в плане оптимизации на уровне преподавателя. Воспользуемся выделенными Ю.К. Бабанским компонентами процесса обучения:

1) социально детерминированные цели обучения;

2) содержание обучения;

3) формы деятельности педагогов и обучаемых;

4) методы и средства деятельности педагогов и обучаемых;

5) анализ результатов обучения;

6) самоанализ результатов обучения.

Цели и содержание обучения, которыми руководствуется преподаватель, изначально заложены в ГОСО и типовой учебной программе по дисциплине. Анализ и самоанализ результатов обучения подразумевает выявление соответствия между целью, ресурсами и результатами учебного процесса, и поскольку связан с оцениванием собственной работы самим преподавателем, то в этом компоненте присутствует элемент субъективности. Поэтому, хоть он и относится к деятельности преподавателя, но всегда дублируется на более высших уровнях, например, на уровне руководства отделения. Следовательно, говорить об оптимальности этого компонента применительно к деятельности преподавателя представляется некорректным.

Таким образом, доступными преподавателю для оптимизации компонентами, которые не выдаются ему в качестве внешних условий, являются формы, методы и средства обучения студентов. Однако, чтобы оценить действительно ли оптимальным будет использование той или иной формы обучения или их сочетания, педагогу должны быть предоставлены методики такой оценки. Наиболее эффективные методы и средства обучения для данных условий, безусловно, выбирает преподаватель. Таким образом, «задачи оптимизации должны решаться всеми участниками учебно-воспитательного процесса» на всех уровнях. По крайней мере, к этому надо стремиться.

  1. Способы оптимизации учебного процесса

Основными элементами процесса обучения в ВУЗе являются: лекционное и практическое (лабораторное) занятия. Преподаватель ВУЗа должен организовать эти занятия таким образом, чтобы студенты достигли наилучших результатов.

В условиях кредитной системы обучения оптимизировать процесс обучения преподаватель может с помощью учебно-методического комплекса дисциплины (в дальнейшем УМКД), основными составляющими компонентами которого являются:

– силлабус;

– карта учебно-методической обеспеченности дисциплины;

– лекционный комплекс;

– план практических (лабораторных) занятий;

– материалы для СР;

– материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся.

Силлабус – рабочая учебная программа для студентов, в которой определены цель и задачи учебной дисциплины, указаны пререквизиты и постреквезиты, организация и планирование курса.  Лекционный комплекс содержит тезисы лекций, иллюстративный и раздаточный материал, список рекомендуемой литературы. Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся включают семестровые задания с решенным нулевым вариантом, примерные самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания.

Использование УМКД позволяет частично компенсировать недостаток часов для аудиторной работы, улучшить усвоение материала, организовать активную самостоятельную работу студентов, повысить эффективность процесса контроля знаний, умений и навыков.

Теоретический опрос можно организовать в устной или письменной форме. Для этого преподаватель разрабатывает в УМКД перечень вопросов или тестовых заданий по теме занятия.

Преподаватель на занятии предлагает для решения задачи, которые студенты могут решать как самостоятельно с последующей проверкой, так и консультируясь с преподавателем.

В конце текущего занятия преподаватель выдает семестровое задание, для решения которого студент может использовать нулевой вариант, приведенный в УМКД.

Таким образом, использование УМКД в учебном процессе позволяет, в рамках отведенного времени, организовать обучение каждого студента по индивидуальной траектории и оптимизировать процесс обучения. 

Заключение

Оптимизация учебного процесса:

• помогает преподавателю научиться комплексно решать задачи обучения, воспитания и общего развития студентов;

• формирует у преподавателя умение изучать реальные учебные возможности обучающихся, т. е. осуществлять в доступной мере прогнозирование ожидаемых успехов студентов в учебе и учитывать их особенности при планировании предмета;

• учит постоянно выделять главное, существенное в содержании учебного материала;

• формирует умение выбирать наиболее рациональные методы и средства обучения, освобождая преподавателя от механического требования применять все методы на одном уроке;

• учит дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и ко всем остальным студентам;

• учит создавать оптимальные учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и эстетические условия;

• соединяет поиск большей эффективности обучения с обязательной экономией времени студентов и преподавателей, с предупреждением их перегрузки;

• открывает простор для развития методического творчества преподавателей, их диалектического мышления, ограждает педагогов от шаблонных требований при контроле за качеством уроков.

В целом же оптимизация учебно-воспитательного процесса является одним из реально доступных шагов на пути к внедрению научной организации педагогического труда. Без овладения методикой оптимизации научная организация труда преподавателя лишается своей сердцевины, сосредоточиваясь на многих внешних факторах и условиях, а не на самой структуре учебного процесса.

Овладение методикой оптимизации повышает общий уровень педагогической культуры преподавателя, позволяет ему в целостной взаимосвязи, а не разрозненно воспринимать через нее категории, закономерности и принципы педагогики, руководствоваться всей системой их при выборе наилучших в данной ситуации методических подходов к организации учебно-воспитательного процесса. А это, в свою очередь, способствует более успешному решению усложняющихся задач современного обучения при рациональных затратах времени и усилий.

В этом состоит не только социально-практическое, но и гуманистическое значение идей оптимизации для современного образования.

infourok.ru

Оптимизация процесса обучения — Мегаобучалка

Два обстоятельства, сложившиеся в области педагогики к 70-80-м годам, породили еще одно направление поиска в дидактике— оптимизацию процесса обучения. Во-первых, уже были исследования по алгоритмизации обучения, программированному и проблемному обучению, обобщен липецкий опыт по совершенствованию обучения. Во-вторых, к этому времени уже состоялись существенные разработки по общей теории оптимального управления (раздел кибернетики). И еще одно: скорее всего, не психолого-педагогический, а идейно-политический лозунг “Школа без второгодников!”, утвердившийся уже к тому времени в стране, и подсказали мысль об исследовании этой проблемы.Оптимизация (от лат. optimus — “наилучший”) в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т.п. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.Оптимизация достигается не одним каким-то хорошим, удачным методом. Речь идет о сознательном, обоснованном выборе учителем одного из многих возможных вариантов.Чтобы оценить оптимальность (или неоптимальность) методики учебного процесса, надо определить ее критерии. Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник выделили 4 критерия.1. Максимально возможные результаты в формировании знаний, учебных умений и навыков.2. Минимально необходимые затраты времени учащихся и учителей на достижение определенных результатов.3. Минимально необходимые затраты усилий на достижение определенных результатов за отведенное время.4. Минимальные, по сравнению с типичными, затраты средств на достижение определенных результатов за отведенное время.Говоря обобщенно, учебный процесс будет оптимальным, если его результат высокий и достигается в короткий срок с минимальными усилиями учащихся и учителей.Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных форм и методов. При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие, так сказать, без “изъянов”. Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим — при других. Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации.Ю.К. Бабанский, И.Т. Огородников с коллегами и другие ученые исследовали сравнительные возможности (эффективность) разных методов обучения при решении основных образовательных задач. Так, Ю.К. Бабанский полагает, что словесные методы обучения успешнее других решают задачи по формированию теоретических и фактических знаний, словесно-логического мышления и речи. Но эти же методы слабо решают задачи формирования практических и трудовых умений, наглядно-образного мышления, его самостоятельности, хотя при этом достигается быстрый темп обучения. Учебные дискуссии успешно формируют теоретические знания, словесно-логическое мышление, самостоятельность мышления, речь, познавательный интерес, развивают навыки учебной работы, волю, эмоции, но темп обучения медленный. Таким же образом анализируются и оцениваются возможности 12 других методов по 13 параметрам. И готовясь к уроку, преподаватель учитывает разные условия учебного процесса: цель урока, особенности содержания учебного материала и т.д. — для каждого этапа урока отбирает оптимальный метод.Исследователи не считают оптимизацию особым методом или приемом обучения. Это целенаправленный (не стихийный или случайный) отбор и выбор методов для конкретного учебного занятия.Проведя экспертную оценку работы учителей-мастеров, Ю.К. Бабанский предложил ряд этапов проектирования оптимального варианта обучения.1. Формулирование задач обучения.2. Отбор и конкретизация содержания обучения.3. Выбор наилучшего сочетания форм обучения для данных условий.4. Выбор рационального сочетания методов обучения.5. Составление оптимального плана обучения.6. Максимально возможное улучшение условий для реализации плана обучения.7. Реализация избранного плана обучения.8. Анализ оптимального решения поставленных задач.Надо сказать, что Ю. К. Бабанский в предыдущей монографии назвал лишь 6 этапов действий учителя, хотя общие комментарии в той иной монографии совпадают. Нам кажется, указанный вариант более по-нятен педагогу-практику, поэтому именно его и приводим.Оптимизация процесса обучения предполагает и учет особенностей интеллектуального развития школьника, его общеучебных умений и способностей. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных учащихся будет неодинаковым. При оптимизации обучения предполагается, что каждый школьник достигает возможно высшего для себя уровня.Таким образом, оптимизация процесса обучения синтезирует различные формы и методы в определенном сочетании, каждый раз наилучшим образом для конкретной ситуации.

 

megaobuchalka.ru

Оптимизация учебного процесса через интеграцию предметов

ГУ «УСТЬ-КАМЕНОГОРСКАЯ ГОРОДСКАЯ СПЕЦАЛИЗИРОВАННА ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОДАРЕННЫХ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ, ИНФОРМАТИКИ»

« Оптимизация учебного

процесса через

интеграцию предметов»

(географии, истории,

экономики и

обществознания)

Учитель истории - Еремеева И.Г.

Учитель географии - Хоренко Е.А

Усть-Каменогорск, 2014г

Современное социально-экологическое развитие нашей страны представляет все новые требования к человеческому фактору не только в области производства, но и в сфере образования, которая должна лучше готовить молодежь к жизни и труду.

Обновление всех сторон жизни общества , необходимость выхода на передовые рубежи научно-технического прогресса, обеспечения высокой эффективности производства, наиболее полного развития творческого потенциала общества – все это ставит перед общеобразовательной и профессиональной школой совершенно новые учебные и воспитательные задачи. Необходимо, чтобы обучение формировало новый тип мышления, новый стиль деятельности, ориентированный на более эффективное решение производственных, социальных, культурных и многих других проблем. Все это нашло отражение в «Государственной программе развития образовательная РК на 2011-2020 годы.

Основная цель данной программы: кардинальная модернизация системы образования улучшение качества образования и выход на европейский уровень. Поэтому педагогам необходим активный поиск интенсивных методов, форм и средств обучения. Одним из основных направлений перестройки обучения в современной школе на наш взгляд является оптимизация учебного процесса. Под оптимизацией учебно-воспитательного процесса в современной школе подразумевается выбор такой методике его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся.

Для того чтобы напряженность труда учителя и учеников оставалась на допустимом уровне, не вела к перегрузке, не отражалась отрицательно на их здоровье и чтобы в тоже время их труд был высокоэффективным, необходимо выбирать оптимальны варианты обучения.

Поэтому оптимизация обучения - это важнейший принцип научной организации педагогического труда. Внедрение его в школьную практику способствует преодоления формализма в обучении, переход от догматического к творческому построению учебного процесса.

Оптимизация, являясь качественно новым состоянием учебно- воспитательного процесса, предполагает повышение эффективности не средствами вообще, а а целесообразными для данной образовательно-воспитательной ситуации. Оптимизацию педагогического процесса следует рассматривать как логическую последовательность действий учителя для избранного сценария учебно-воспитательного процесса.

Одним из направлений оптимизации современного учебного процесса на наш взгляд является интеграция учебных предметов, так как она считается одним из важнейших принципиальных требований современной отечественной дидактики.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь с друг другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов, и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных. Такое ее понимание делает возможным выдвижение гипотезы о новой образовательной парадигме: существующее образование предметоцентрично, т.е. все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени; и мы предполагаем, что введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Такие уроки позволяют более четко осознать, для каких целей эти знания могут быть применены.

Связь между дисциплинами учебного плана нужна и для того, чтобы один предмет помогал школьнику лучше освоить другой, а также для того, чтобы некоторые общие логические операции, методы и приемы познавательной работы, приобретаемые при изучении одной дисциплины, переносились на изучение других предметов, в данном случае обществознания, географии, истории и экономики.

В российской и зарубежной дидактике идея интеграции имеет глубокие истоки. Как отмечает исследователь А.Я. Данилюк, «проблема интеграции активно обсуждалась педагогами еще тогда, когда ею серьезно не интересовались ни философы, ни методологи, ни политики».

Анализ научно-педагогической литературы приводит к выводу об отсутствии четкого определения понятия «интеграция».

Исторически сложилось, что понятием «интеграция» длительное время оперировали в педагогике, почти не определяя его. Оно предполагалось как бы интуитивно понятным не требующим объяснения, но с течением времени возникла необходимость дать определение данному понятию. В данный момент существует множество определений понятия «интеграция». В своей работе мы опираемся на определение Н.С. Сердюкова.

Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации и представляющий высокую форму воплощение межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.

При интеграции предметов необходимо выполнение трех условий:

Соблюдение данных условий позволяет нам достичь следующих результатов:

В конечном счете, интеграция способствует воссоединению целостности мировосприятия – единства мира и человека, живущего в нем и его познающего, единство земли и космоса, природы и человека. Здесь имеет месть общегуманистическая основа процесса – постановка в центр современного человека, с его местом и ролью в природной и социальной среде.

Таким образом, интеграция учебных предметов представляется весьма перспективным средством оптимизации учебного процесса, так как включается в себя следующие факторы:

  1. Повышение целенаправленности обучения;

  2. Усиление мотивации учения;

  3. Повышение информативной емкости содержания образования;

  4. Применение активных методов и форм обучения;

  5. Ускорение темпа учебных действий;

  6. Развитие навыков учебного труда;

  7. Использование компьютеров и других новых технических средств.

Учитывая профиль нашей школы (ЕМЦ) в учебном плане сокращены часы общественных дисциплин с 8 класса. И чтобы избежать фрагментарности мировоззрения учащихся мы разработали курс интегрированных уроков по истории, обществознанию, географии и экономики, так как в этих предметах существует взаимосвязь общих проблем и тем:

Которые и были взяты нами за основу при составлении календарно-тематического планирования интегрированных уроков с 8 по 11 класс.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКов

по географии, истории, экономике, обществознанию (8-11 кл.)

Тема

Интеграция наук

Кол-во часов

Технологии

8 класс

  1. История географических и исторических исследований территории Казахстана с Древних времен до XX в.

История, физическая география Казахстана

5 ч

Проектная, проблемного обучения, традиционная

9 класс

  1. Экономика Казахстана: прошлое, настоящее, будущее.

История Казахстана, экономическая география Казахстана

2 ч

Традиционная, дебатная

  1. Казахстан на карте мира: территория, положение, государственный строй.

Экономическая география, ЧОП

1 ч

Традиционная, проблемного обучения

  1. Геополитическое положение Казахстана.

История Казахстана, экономическая география Казахстана

1 ч

Традиционная, проблемного обучения

  1. Внешнеэкономические и гуманитарные связи современного Казахстана.

История Казахстана, экономика, экономическая география Казахстана

1 ч

Проектная

  1. Казахстан в мировой экономике.

История Казахстана, экономика, экономическая география Казахстана

1 ч

Традиционная

  1. Взаимодействие природы и общества.

Экономическая география Казахстана, ЧОП

1 ч

Традиционная

10 класс

  1. Политическая карта мира.

География, всемирная история

1 ч

Традиционная

  1. Типы стран. Международные организации.

География, всемирная история, обществознание

1 ч

Компьютерная

  1. Взаимодействие общества и природы.

География, обществознание

1 ч

Проблемного обучения

  1. Природные ресурсы мира.

География, экономика

3 ч

Традиционная

  1. Население мира. Трудовые ресурсы.

География, всемирная история, экономика, обществознание

5 ч

Проблемного обучения, проектная, традиционная

  1. Международные экономические отношения.

География, экономика

2 ч

Традиционная

11 класс

  1. Глобальные проблемы человечества.

География, обществознание

3 ч

Проектная, дебатная

  1. Внешнеэкономические и международные отношения Казахстана.

География, история Казахстана

2 ч

Традиционная, проблемного обучения

Использование интеграции предметов по данным темам позволило нам усилить мотивацию учащихся, что способствовало повышению качества их знаний, а также выделить ресурс времени для изучения объемных тем и подготовке к ЕНТ.

Такой подход, на наш взгляд, может принести действительные успехи в оптимизации процесса обучения.

Разработки интегрированных уроков сданы в печать и будет выпущена брошюра со сценариями наших уроков.

infourok.ru

Статья "Оптимизация учебного процесса"

Зайцева С.А.,

МБОУ «Средняя школа №25»

г.Нижневартовск

Оптимизация учебного процесса.

Психологические эффекты в практике педагогов.

На современном этапе развития педагогической теории и практики возникла противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса. Это отражает потребность в новом типе связей и отношений между людьми, характеризуется не господством, подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием.Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания дисциплин.

Одни психолого-педагогические эффекты полезны для обеспечения успехов в обучении учащихся, другие позволяют решать проблемы воспитательного характера. Целесообразно классифицировать эффекты, учитывая их роль в образова­тельном процессе.

Выделяют следующие группы психолого-педагогических эффектов:

1) позволяющие благотворно влиять на процесс воспи­тания личности;

2) дающие ученикам возможность легче и прочнее усваивать изучаемый материал;

3) используемые учителем в качестве методических приемов обучения;

4) позволяющие разоблачать обман;

5) способствующие личностному и профессиональному росту педагога.

Знание эффектов, входящих в каждую группу, и умение их добиваться делает педагога хозяином даже очень непро­стых педагогических ситуаций.

Эффекты как методические приемы обучения.

Эти психолого-педагогические приемы, поначалу учителем не раскрываются с точки зрения их воздействующей силы. Но в какой-то момент, когда сами учащиеся начнут восхищаться, как легко они усваивают материал, учитель почувствует необходимость раскрыть своим подопечным, благодаря чему эта легкость достигается. Если учитель знает о существовании определенных психолого-педагогических эффектов и умеет их добиваться, он хороший педагог. Одной из важнейших задач своей деятельности он ста­вит облегчение для учащихся процесса постижения трудного материала. В этом случае учитель выступает в роли настав­ника, облегчающего своим подопечным процесс преодоления сложностей учебы. Такой педагог нужен детям: он хорошо понимает их переживания и стремится сделать школьную жизнь как можно более привлекательной.

Эффект метода «круги на воде»

При изучении нового материала полезно использовать прием «круги на воде». Суть его поясняют следующие при­меры.

«Рафинадрастворимый; что еще —растворимый? Кофе. Кофе — какой? Горький. Что еще — горькое? И т.д.

Другой пример: почва — семя — дерево — доски — дом — дрова — печь — зола — почва. Круг замкнулся.

На уроке математики учительница может взять любое число и развернуть развивающую работу вокруг этого числа. Так, берется число 7. Учительница спрашивает ребят:

— Какое это число?

— Какие еще простые числа вы знаете?

— Какие числа меньше 7?

— Какие числа больше 7?

— Сколько получится, если это число удвоить, утроить и т.д.?

— На какие числа можно разделить число 7?

— Сколько единиц нужно добавить, чтобы получить десяток?

— Какие два слагаемых в сумме дадут число 7?

— Кто больше приведет различных примеров в ответ на предыдущее задание. И еще много вопросов можно задать, взяв для обсуждения лишь одно число или одно слово: от него как бы идут круги на воде.

Так например «Детям дается касса букв (заранее выбранных). Им необ­ходимо составить как можно больше слов из предложенного набора и рассказать о каждом получившемся слове: что оно обозначает — неодушевленный предмет или животное? Этот прием развивает логическое ассоциативное мышление, речь, помогает выявлять связи между предметами или явлениями. Применение этого метода доставляет детям огромное удовольствие».

Эффект квантового выброса информации.

Чтобы рассказ учителя был увлекательным, рекомендует­ся строить его по принципу россыпи новизны: вставлять оригинальные суждения, яркие цитаты, риторические вопро­сы и т.п. Одних учащихся это заставляет вздрагивать, дру­гих — пробуждаться от дремоты, третьих настраивает на охот­ничий азарт погони за мыслью учителя.

Работоспособность человека, его настроение, готовность выполнять поручения или отказ от них зависят во многом от состава крови в данный момент. А от того, какие вещества превалируют, зависит эмоциональное состояние человека. Могут выбрасываться в кровь такие гормоны, как адреналин, норадреналин, эндорфин и др. Эндорфин обеспечивает бодрое, радостное, работоспособное настроение. Он вырабатывается в большей мере организмом, если человек искренне улыбается, смеется в ответ на шутки. Один психолог мудро заметил: «Учебное занятие без юмора, что суп без соли». Это важно помнить преподавателям, которые «кормят» иной раз своих

учащихся из года в год «пресным супом», так и не понимая, почему обучаемые остаются равнодушными к тому, о чем сообщается на учебных занятиях.

Эффект квантового выброса информации может быть достигнут благодаря юмору. Юмор к месту и по делу позволяет усилить работоспособность учащихся, становится кирпичиком в строительстве образовательного проекта «Учение с увле­чением». Юмор вышучивает не самого ученика, а лишь его оплошности и в то же время выражает сочувствие, доброе отно­шение к самому школьнику. Вот почему надо не отвергать этого способа решения сложных проблем, не бояться его применять.

Учитель может, например, неожиданно рассказать об исто­рии теоремы Ферма, об ошибках великих людей, чьих-то оплошностях. Это окажет позитивное влияние на работо­способность учащихся, не уведет их в сторону от изучаемого материала, а поможет лучше осознать и усвоить его.

Эффект метода градиента цели.

Метод градиента (от лат. gradientis — шагающий) цели заключается в изменении мотивации деятельности в зависи­мости от «психологического расстояния» до цели: по мере приближения к конечной или промежуточной цели актив­ность личности, направленная на ее достижение, возрастает.

В своей практической работе учителя имеют возможность наблюдать эффект от применения этого метода по мере приближения контрольной работы, зачета или экзаменов. Умело спланированное психологическое воздействие на уча­щихся дает продуктивный результат.

Популярным среди учителей является метод убеждения. Этот метод реализуется при наличии у учителя соответ­ствующих доводов, доказательств, аргументов, фактов, обоснований. Метод убеждения изучается во всех педагоги­ческих профессиональных учреждениях образования, о нем рассказывается во многих пособиях для учителей, имеется богатая учебно-методическая литература.

Однако использование его не всегда психологически подготовлено. Лучшим обоснованием для изучения опреде­ленной темы является признание ее практической значимости, учителя же нередко аргументируют тем, что изученное сегодня пригодится во взрослой жизни: «Будете потом работать, зна­ние этого материала потребуется».

Для подростка отдаленное «потом» все равно что конец XXI в. Но явная перспектива — хорошее обоснование изучить новый материал. Например, такая. Начиная изучение новой темы, учитель говорит своим ученикам: «Сегодня приступаем к освоению важного материала. А в конце недели проведем деловую игру по изученному материалу, для чего разделимся на команды. Если кто-то не выучит, он подведет свою команду, своих товарищей. На следующей неделе будет открытый урок, на который придет много ваших учителей: не подведите ни меня, ни себя. А в субботу проведем открытый урок для родителей. Ведь никто не хочет подвести своих родителей? Чтобы им не было стыдно друг перед другом, учите заданное лучше. Далее предстоит устный зачет. Думаю, что к зачету, как и к последующей письменной работе, вы уже хорошо подготовитесь».

Вот так с помощью обозначения этапов деятельности, приближающих учащихся к достижению конечной или промежуточной цели, учитель, опираясь на пошагово возрастающую мотивацию, помогает школьникам и себе решать текущие образовательные задачи.

Эффект метода абстрактной наглядности.

Под использованием метода наглядности обычно имеют в виду показ школьникам предметов или явлений реальной действительности. Однако ориентационно-мотивационный этап цикла изучения учебных тем эффективен лишь при опоре на абстрактную наглядность — схематические свертки изучаемой, информации. Свертки могут быть любого типа: структурно-логические схемы, рисуночные, графические, табличные, даже обычный текстовой план. Важно, чтобы изучаемая информация была легко обозрима. Причем эффект этот действует на всех ступенях школьного обучения — от начальной до полной средней школы.

Добиться высокой эффективности этого метода можно, например, необычно используя учебные пособия. Например учительница географии, работающая в сельской школе и имеющая высшую квалификационную категорию, в ответ на сетования коллег, что географические карты в школах поистрепались, а новых достать не удается, воз­разила: «А я, когда подходят уроки о частях света или о матери­ках, иду в кабинет математики и беру там большой треуголь­ник. И с помощью этого пособия учу ребят абстрактно мыслить. Вот показываю треугольник острым концом вправо и говорю учащимся: «Это Азия. Где здесь Чукотка? Где должна быть Камчатка? А полуостров Индостан где бы вы прикрепили?» Затем опускаю треугольник острым концом вниз и говорю по-другому: «А теперь это Африка. Укажите, где пустыня Сахара. Где мыс Доброй Надежды? А где должен быть расположен остров Мадагаскар?» Проделываю те же манипуляции с Северной и Южной Америкой, поднимая треугольник немного вверх, а затем опуская его ниже. Мои учащиеся научились видеть в этом треугольнике и материк Евразию. Конечно же они много работают и с обычными географическими картами — имен­но это позволяет успешно «общаться» с «географическим треугольником», но без него я не могу сказать, что достаточно развиваю абстрактное мышление и воображение учащихся».

Как много полезного учащимся дает такая незамыс­ловатая находка учительницы. Эффект абстрактной наглядности позволяет учащимся лучше изучить географи­ческие карты: заставляет держать в памяти, в своем представ­лении те подробности очертаний материков, которые в ином случае усваивались бы гораздо слабее.

Каждый учитель может своим путем добиться эффектив­ности метода абстрактной наглядности.

Эффект метода «слово-магнит».

Слово может утешить или обидеть. С помощью слова педагог решает дидактические задачи. Работая со словом, выбранным для развития речи учащихся, учитель «притяги­вает» к нему такие факты, обстоятельства, пояснения, свойства, признаки, особенности, которые дают ученикам широкое представление о связях явлений или предметов в окружающей действительности. И не только в материальной действительности, но и "в мышлении. Выбранное слово становится магнитом для объяснений, рассуждений, для привлечения новых фактов и обстоятельств.

Например, стол. О нем можно сказать: из чего сделан, какой формы, на скольких ножках (опорах), для чего пред­назначен, в каком состоянии, какого цвета, какого размера, степени новизны, художественной ценности и т.д.

При работе с составом слова на уроках русского языка каждая морфема станет тем магнитом, который притянет к себе подобные или альтернативные части слова — по значе­нию и употреблению.

На уроках математики можно организовать работу вокруг числа — ответа на вопрос задачи. Это число способно притя­нуть к себе многочисленные вопросы, чтобы интерпрети­ровать ответ, обсудить смысл получившегося ответа: много это или мало? что было бы лучше, а что хуже? каким образом следовало бы поправить положение? и др.

На уроках истории или литературы «магнитом» может стать дата — вариант «слова-магнита». Существует простой способ запоминания дат рождения писателей, чье творчество пришлось на середину и 2-ю половину XIX в. Для этого учитель выбирает одну наиболее запоминающуюся дату. Например, И.С. Тургенев родился в году, который запомнить очень легко: дважды подряд восемнадцать — в 1818 г. Ф.М. Достоевский и Н. А. Некрасов — ровесники — родились на три года позже: в 1821 г. Н.Г. Чернышевский и Л.Н. Тол­стой — тоже ровесники: они на десять лет моложе Тургенева. А вот А.Н. Островский моложе Тургенева лишь на пять лет: следовательно, он родился в 1823 г. М.Е. Салтыков-Щедрин родился на три года позже Островского (так же, как Некрасов и Достоевский позже Тургенева). А.И. Герцен и И.А. Гон­чаров (их имена и отчества «перевертываются») — еще два ровесника, но родившихся на шесть лет раньше Тургенева. А.А. Фет на два года моложе Тургенева. Так учитель с по­мощью метода «дата-магнит» подводит учащихся к понима­нию того, что эти писатели - люди одной генерации, исто­рически связанные с эпохой начала XIX в., патриотическим подъемом 1812 г. и рожденной Отечественной войной 1812 г. проблемой отношения к народу, его социальному и истори­ческому самосознанию.

Целесообразно из всего большого круга этих приемов выделить такие, которые, будучи принятыми учителем, помогают ему лучше утвердиться в своем мастер­стве. Психологические эффекты, которые достигают с помощью этих приемов, влияют на развитие личности даже опытного, умудренного годами педагога: делают его чело­вечнее, проницательнее, реалистичнее.

Посредством знания этих эффектов учитель сможет увидеть свои прежние профессиональные ошибки, сломать не работающие в современных условиях стереотипы — взгляды и убеждения и, главное, найти пути преодоления того, что в педагогике не соответствует нынешнему времени и потому вредит делу формирования и развития молодого поколения.

Самовлияние человека на развитие своей личности вели­ко. Не приходится сомневаться в том, что и педагоги осоз­нают, как важно идти в ногу со временем, не отставать от молодого поколения в понимании новшеств эпохи и чело­веческих отношений и более мудрыми глазами смотреть на то, что совершается на нашей планете.

infourok.ru

Средства оптимизации процесса обучения

Мясникова Ольга Валентиновна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков естественнонаучных факультетов ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул[email protected]

Средства оптимизации процесса обучения

Аннотация.Статья посвящена вопросам оптимизации процесса обучения. Предлагается новый взгляд на педагогический процесс в целом и на его компоненты. Раскрывая учебный процесс как культуру, автор вводит новые элементы, реализация которых на практике, по его мнению, может оптимизировать процесс обучения. Ключевые слова.Оптимизация, культура, процесс обучения, взаимодействие, организация, условия.

Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных форм и методов. [1]При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какойто метод или форма самые лучшие, так сказать, без «изъянов». Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим —при других. Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации. Следуя теории оптимизации Ю.К. Бабанского, пытаемся выявлять новые средства, способствующие выстраиванию учебного процесса с наименьшими затратами времени и сил для получения наилучших в данных условиях результатовобучения его непосредственных участников.В данной работе рассмотрим одно из таких средств, основывающееся на культурной компоненте учебного процесса и нацеленного на его организациюЛюбая культура выражается через определенные правила и ритуалы, которые способствуют бесконфликтному взаимодействию внутри сообщества. В них отображаются принятые ценности данной социальной группы. И именно они, правила и ритуалы, помогают людям находить компромиссы между своими потребностямии социальным заказом. Правила и ритуалы существуют в каждой образовательной ячейке и они выполняют там похожие функции: они являются выражением определенных ценностей, они структурируют процесс и наконец,они обеспечивают системность. Другими словами, они выполняют три основные функции:

ценностносмысловую;

организаторскую;

систематизирующую.Остановимся на каждом элементе отдельно.Понятие «ритуал», назовем его «педагогический ритуал», дополняет современный педагогический тезаурус: метафоричность, драматизация, творческое письмо, мизансцена и другие. Данные явления педагогического процесса подводят нас к понятию «педагогическая философия» [4]или у Ю.В. Сенько «стиль нового педагогического мышления, который основываются на основных принципах: другодоминантность, диалогичность, понимание, рефлексивность, метафоричность». У Л.Н. Толстого можно встретить «Каждая семья счастлива одинакова, несчастна посвоему».Перефразируя на педагогический язык, интерпретируем: «Любой методический прием, способ приведет в различных аудиториях с различными преподавателями к индивидуальнымрезультатам». Другими словами, «Все теоретические методы одинаковы для всех, работа их на практике у каждого педагога разная». Это открытие позволило взглянуть на методику/дидактику как науку, помогающую педагогу выстроить свою философию, свой собственный путь восхождения в профессии, а не следовать только регламентированнымправилам и законам, которые необходимо соблюдать строго и безоговорочно. Методика не может дать окончательного, единого для всех рецепта, плана идеального урока. У каждого педагога в своей собственной аудитории будут свои идеалы, свои успехи и достижения.Не случайно множество споров вызвала пирамида компетенций учителя по Ланкеру, где он профессиональные компетенции ставит на последнее место, а личностную –на первое. Между ними он располагает другие не менее важные компетенции: дидактическую, организаторскую, коммуникативную, межличностную компетенции. Действительно, после длительных споров с коллегами и собственных наблюдений, соглашусь с автором, что личность педагога –важнейшая компетенция, через которую педагог может прийти к любым другим компетенциям и успех или поражение в процессе обучения во многом зависит от личности педагога. Данная тема довольно популярна в современной научной литературе, исследователи утверждают, что в педагогическом процессе очень многое зависит от поведения самого педагога. Занятие –это, по словам авторов современной теории обучения немецкому языку –совместная игра взаимодействующих полей: обучения и учения. В этой игре есть участники, условия, правила, ритуалы. В условиях занятия педагог вместе со своими воспитанниками создает такое пространство, которое уникально именно для этой аудитории «здесь и сейчас». Некоторые авторы называют данное пространство«собственной культурой». Понятие «культура» в данном случае рассматривается в контексте учебного процесса. Процесс обучения –это в первую очередь социальный процесс, в котором встречается определенная группа людей для совместного достижения поставленных целей. Впроцесседостижения формируются присущие именно этой группе людей отношения со своими правилами для договоров, возникают свои ритуалы, понятные только данной группе. Если понаблюдать за любой учебной группой человеку непосвященному, многое может показаться странным и непонятным, если истинные значения какихто действий останутся необъясненными. В данном случае мы можем утверждать, что любая учебная группа является своеобразной, отдельной, маленькой, самобытной культурой со своим небольшим ценностным материалом, поведенческими правиламии определенной стабильностью.И в этой связи педагог играет очень важную роль в выстраивании в процессе обучения уникального культурного пространства. Каждый педагог обладает своими собственными секретами, которые отличают его от всех, оставляют в памяти учеников свой след. Важно в данной ситуации уметь рефлексировать свое поведение. При осмыслении и создании своего собственного нового педагогического мышления важную роль играют так называемые «ритуалы» [4], другими словами некие «фишки». Каждый педагог имеет таковые и употребляет их часто неосознанно на своих занятиях. Воспитанники к ним привыкают и воспринимают как обычные, слитые с личностью педагога. Особенность ритуалов –это их символический характер. Связать тотили иной ритуал с действием и его значением могут только посвященные, которые могут декодировать эти сигналы. Для членов этой культуры все значения ясны и ритуал является неким знаком сплочения и идентичности всех членов группы. Для ритуалов характерны такие действия, которые в обычных условиях (не учебных) не свойственныисполнителюритуала. Ритуал может выражаться любым способом: через жест, с помощью речи, через действие и т.д. Вот именно своей неповседневностью ритуал привлекает внимание окружающих.Ритуалы особенно распространены в переходах с одной на другую фазу на занятиях. Например, песняприветствие в начале урока, упражнениеразминка в середине урока, релаксация после тяжелого задания или какойнибудь определенный ритуал для окончания занятия. С помощью ритуалов педагог может достигать разнообразные цели, не уходя при этом в рутину:

структурировать занятие, когда каждая фаза начинается с определенного действия или жеста, или стиха, текстаи т.д.;

создавать рабочую обстановку на занятии. Например, существуют такие действия, которые позволяют педагогу переключать обучающихся на различные виды деятельности: говорение, чтение и т.д.Данная предсказуемость действий педагога успокаивает обучающихся, позволяет сэкономить временной диапазонзанятия, т.к. отсутствует объяснение и пояснение. Некоторые ритуалы возникают спонтанно и приживаются в той или иной культуре, они являются некой личностной характеристикой педагога. Но существуют ритуалы, которые предлагают сами обучающиеся (например, при изучении иностранного языка в одной группе было принято следующее действие: при затруднении говорить на иностранном языке обучающийся запрашивал определенным жестом разрешения перейти на родной язык). Все участники группы договорились об этом и это также распространялось на педагога.Ритуалы являются отображением внутреннего мира педагога и его воспитанников, они показывают микроклимат коллектива. Ритуалы выражают саму личность педагога, его индивидуальность, темперамент и даже в некоторых случаях его актерский талант.В отличие от ритуалов правила несут в себе элементы рациональности. Правила также как и ритуалы могут затрагивать все аспекты обучения: общение, поведение, использование родного и иностранного языка (при изучении иностранного языка), реагирование на опоздание на занятие и другие моменты. Важно соблюдение одного условия: при введении какихлибо правил,они обязательно обсуждаются в коллективе, вносятся совместные коррективы, а также все члены данной культуры уведомляются о санкциях, которые последуют при несоблюдении правил. Правила –это своего рода совместный продукт взаимодействия педагога и обучающихся. Главное в данной ситуации –предоставить обучающимся возможность дискутировать, обсуждать, предлагать свои варианты. Приведем примеры правил и ритуалов на занятиях иностранного языка:1. Кто скажет слово на родном языке, тот в качестве домашнего задания должен написать 5 предложений, где будет фигурировать это слово. (правило)2. В начале каждого урока всепоют песню на иностранном языке. (ритуал)3. Все по порядку пишут протокол урока на иностранном языке, который затем комментируется и обсуждается. (правило)4. При групповой работекаждая группа получает кубик, который определяет выступающего в группе. (ритуал)5. При возникновении вопросов вопрошающий принципиально обращается сначала к группе, если не получает ответа, тогда к учителю. (правило)6. Когда звучит определенная музыка, все понимают, что наступает следующая фаза занятия. (ритуал)В заключении хотелось бы отметить несомненный положительный эффект от включения правил и ритуалов в учебный процесс. Но не следует умалчивать и недостатки. По мнению авторов M. Scharte, M. Legutkeправила и ритуалы придают учебному процессу определенную предсказуемость,что может отрицательным образом повлиять на творческое начало. Они могут привести к шаблонам, т.е. результаты всегда ожидаемы. Поэтому необходимо проводить постоянную рефлексию и выявлять:какие правила ценны, для каких целей, а какие следует уже корректировать, какие ритуалы имеют ожидаемый положительный эффект, а какие потеряли в силу определенных обстоятельств свою актуальность. Но при всех достоинствах и недостатках система правил и ритуалов в учебном процессе имеет колоссальное влияние на общую культуру педагогического процесса. Они (правила и ритуалы) несомненно, способствуют:

созданию своего собственного, свойственного именно данной учебной группе «здесь и сейчас» микроклимата;

усилению творческой компоненты в учебном процессе;

достижению разнообразных воспитательных, образовательных, развивающих целей;

оптимальному структурированию учебного процесса.Для подтверждения выводов и перспективности использования осознанного применения правил и ритуалов в учебномпроцессе автором статьи был проведен эксперимент среди студентов первого курса АлтГУ. Цель эксперимента заключалась в следующем: подтвердить или опровергнуть целесообразность включения системы правил для создания на занятиях коммуникативного пространства на иностранном языке (полный или частичный, по договоренности, отказ от родного языка на занятиях иностранного языка). Эксперимент проходил в три этапа:IПодготовительныйIIЭкспериментIIIРефлексияНа первом этапе были подготовлены правила и санкции. В данном случае правило было одно: общение во время занятие только на иностранном языке, за нарушение данного правила вводилась система санкций. Все пункты были обсуждены со студентами,и каждый имел право внести коррективы, участникибыли согласны с правилами этой«игры». Все было оформлено вформе «санкционного дерева», на котором «росли яблоки», с обратной стороны которых были написаны санкции за нарушения. Нарушив правило, студент подходил к дереву, срывал яблоко и выполнял задание. Уже за три занятия это вошло в систему. Студентам не требовалось напоминание, они сами контролировали процесс правонарушений. В этом и заключался второй этап. На третьем этапе было проведена рефлексия, котораязаключалась в собственном наблюдении, в отзывах студентов, в качественных и количественных показателях деятельности студентов. Проанализировав все полученные данные, можно было утверждать, что данный эксперимент подтвердил целесообразность использования правил в качестве эффективного средства для достижения разнообразных целей в учебном процессе. В частности, проведенный автором эксперимент по достижению максимального иноязычного коммуникативного пространства на занятиях доказал, что с помощью определенной разработанной системы правил и санкций были достигнуты по

e-koncept.ru

Пути и условия оптимизации учебного процесса в СтГМУ

В.Н. МУРАВЬЁВА, ректор Ставропольского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор

А.Б. ХОДЖАЯН, проректор по учебной работе, доктор медицинских наук, профессор

Ю.В. ПЕРВУШИН, заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики, кандидат медицинских наук, профессор

Как держать руку на пульсе

Век принес ускорение

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось невиданными прежде изменениями планетарного масштаба. Жизнь в непрерывно меняющихся условиях становится привычной, а это требует умения постоянно решать возникающие чередой нестандартные проблемы.

На вызовы времени приходится отвечать модернизацией образования, формированием принципиально новых требований к его процессу и итогам, что нашло отражение в ФГОС ВПО третьего поколения. Новые стандарты на первое место выводят требования к результатам образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым.

Понимание сущности образовательного результата зависит от схемы постановки проблем и их решения, в рамках которой рассматривается образование и его цель. Государственный стандарт разработан в свете деятельностной парадигмы, провозглашающей в качестве цели образования развитие личности обучающегося на основе становления различных групп компетенций. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

В работах педагогов-исследователей Ю.К. Бабанского, И.Т. Огородникова, В.В. Давыдова и других выделены принципы модернизации системы образования. Среди них оптимизация процесса обучения, подразумевающая достижение наилучшего результата в заданных условиях, что актуализирует проблемы обеспечения качества высшего профессионального образования.

Таким образом, происходящая в современных условиях модернизация образования определяет новые требования к уровню профессионального мастерства, поэтому особая роль отводится созданию эффективной и объективной системы оценки результатов.

Выбор образца

Система менеджмента качества (СМК), внедренная и сертифицированная в Ставропольском государственном медицинском университете в 2006 году, базируется на требованиях ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и типовой модели системы качества образовательного учреждения с применением принципа Э. Деминга (РDCA), которые основываются на принципах системного и процессного подходов, имеют высокую степень совпадения, взаимно дополняют друг друга и отличаются лишь полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов организации и степенью перекрытия СМК с общей системой менеджмента вуза. Принцип системности в управлении вузом реализуется СтГМУ как ряд взаимосвязанных процессов, направленных на достижение заданных целей.

Принятая модель СМК соответствует требованиям к гарантии качества услуг для всех потребителей и заинтересованных сторон, достаточно легко адаптируется к новым требованиям, выдвигаемым заинтересованными сторонами, подлежит общественной сертификации в российских и международных органах по сертификации. Несомненно, система менеджмента качества является понятной, удобной и доступной в реализации, содержит документально зафиксированную последовательность процессов, процедур, методик и свидетельств выполненных действий, что позволяет постоянно контролировать и улучшать их качество. Она сопоставима с ресурсными возможностями университета и требованиями системного и процессного подхода к организации управления деятельности вуза на всех уровнях.

Система в работе

Одним из важнейших путей реализации такого подхода является внутренний аудит и контроль качества учебного процесса, производящийся на разных уровнях и всевозможными методами. В СтГМУ регулярно осуществляется контроль над проведением занятий и выполнением рабочих программ, оценка эффективности применения образовательных технологий, анкетирование «Преподаватель глазами студентов», аудит кафедр и деканатов, а результаты доводятся до сведения преподавателей и сотрудников вуза на совете по качеству обучения, советах факультетов и совете университета. При необходимости вносятся изменения в деятельность кафедр и структурных подразделений университета. Преподаватели учитывают мнение студентов и недостатки, выявленные в ходе аудита, в своей дальнейшей работе. Итоги контроля качества учебного процесса и аудита кафедр оказывают влияние на аттестацию преподавателей и избрание на должности профессорско-преподавательского состава.

Общий эффект от внедрения системы менеджмента качества состоит в том, что подход к управлению вузом становится системным, а значит, вуз развивается динамично, все аспекты управления организацией координируются и согласуются с общим стратегическим планом развития университета.

Важным механизмом является оценка уровня подготовки студентов. Она осуществляется систематично и непрерывно на всех этапах обучения.

Традиционно в сентябре проводится диагностическое тестирование студентов первого курса по оценке базовых знаний. Результаты тестирования позволяют определить разделы, по которым были показаны слабые знания, что необходимо для организации и тематического планирования дополнительных занятий с обучающимися на первом курсе. Также проводятся предсессионное тестирование, предшествующее экзаменам, и оценка остаточного уровня знаний по дисциплинам спустя год после окончания изучения предмета. Это позволяет оптимизировать деятельность кафедральных коллективов, направленную на совершенствование образовательного процесса.

Активизация учебного процесса предполагает повышение качества системы текущего контроля работы студентов, введение балльно-рейтинговой оценки знаний, с помощью которой преподаватель эффективно организует внешний контроль, что позволяет обучающемуся постоянно получать информацию об успешности своих академических занятий, сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других студентов. Кроме того, студент, являясь субъектом образовательного процесса, имеет возможность управлять своей внеаудиторной работой, видеть, насколько успешен он в освоении того или иного раздела учебного материала, соответственно, корректировать свои знания. Всё это повышает мотивацию к хорошей и отличной успеваемости.

Внедрение в вузе балльно-рейтинговой оценки позволило обеспечить все основные требования, предъявляемые к контролю качества результатов обучения. Балльно-рейтинговая система способствует максимально объективной оценке учебной деятельности студентов, так как результаты, полученные в ходе изучения дисциплины, учитываются при выставлении оценки при проведении итогового контроля, который осуществляется с участием внешних экспертов, ведущих преподавателей вуза и членов ректората, что исключает субъективность оценивания уровня знаний студентов.

Совершенствование практики

Компетентностный подход в образовании подчеркивает первостепенное значение умений и опыта практической деятельности по реализации полученных знаний.

С этой целью в СтГМУ был создан центр практических навыков. Его основной задачей является обеспечение последовательности и преемственности в освоении практических навыков на всех курсах обучения в университете. Инновационные технологии в обучении требуют использования современных тренажеров, симуляторов экспертного класса, позволяющих в полной мере осваивать программы ухода за больным и выполнять алгоритмы оказания медицинской помощи на всех этапах лечения больных и пострадавших.

Поэтапная оценка качества образования и постоянное внесение корректив осуществляется и на этапе послевузовского образования. В период получения постдипломного образования акцент делается не только на передачу и усвоение передового профессионального опыта, но и на продуцирование новых знаний, умений и навыков непосредственно в ходе осуществления профессиональной деятельности, ориентацию учебной деятельности на самостоятельное приобретение знаний. Всё это, несомненно, способствует реализации компетентностного подхода и повышению уровня профессиональной и личностной ответственности обучающихся.

Принцип оптимизации учебного процесса не будет эффективным без учета адаптации студента к обучению в вузе. Это интенсивный и динамичный, многосторонний и комплексный процесс, в ходе которого обучающийся вырабатывает устойчивые навыки удовлетворения тех требований, которые предъявляются к нему в ходе обучения и воспитания в высшей школе.

При этом на первом и втором курсах происходит адаптация к образовательной и социокультурной среде вуза, а на старших – к профессии.

Считая этот процесс чрезвычайно важным, так как именно от него во многом зависят сегодняшние и завтрашние успехи студентов и процесс их профессионального становления, администрация, профессорско-преподавательский состав СтГМУ создают условия для скорейшей адаптации студентов.

Результат всесторонней деятельности вуза не замедлил сказаться: накануне семидесятипятилетия Ставропольский государственный медицинский университет внесён во всероссийский реестр «100 лучших учреждений здравоохранения 2013 года».

Таким образом, оптимизация процесса обучения в значительной степени решает проблемы эффективности образования. Это целенаправленный комплексный подход к организации процесса, связанный с поиском современных форм работы, по решению задач, выдвинутых социальными и научно-техническими потребностями общества.

www.akvobr.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта