Способы оптимизации педагогического процесса. Оптимизация педагогического процесса


«Методическое сопровождение оптимизации педагогического процесса»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общей и социальной педагогики

Конспект к экзамену по дисциплине

Выполнила:

магистрант 2 года обучения

ГФ направления

«Психология и социальная

педагогика»

Пословская Е.В.

Проверила:

к.п.н., доцент

Козлова т.А.

Воронеж 2015г.

Вопросы:

  1. Педагогический процесс как система

  2. Технология подготовки лекции

  3. Технология подготовки и проведения семинарских занятий

  4. Оптимизация педагогического процесса

  5. Современные требования к преподавателю

  6. Методическое сопровождение адаптации и социализации учащихся

  7. Методическое сопровождение самостоятельной работы студентов

  8. Проблемы и их решение в современной системе образования

  9. Инновационные процессы в образовании

  10. Сущность и задачи индивидуальной траектории обучения

  1. Педагогический процесс как система

Педагогический процесс - развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качества воспитуемых.

В педагогическом процессе имеется много подсистем, объединенных между собой другими типами связей.

Педагогический процесс - это главная система, объединяющая все подсистемы. В этой главной системе воедино соединены процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогический процесс представляет собой динамическую систему. Выделены компоненты, их соотношения и связи, что необходимо для управления педагогическим процессом. Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. Педагогический процесс протекает в системах (учебное заведение), которые функционируют в определенных условиях.

Структура - это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты) и связи между ними.

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс - педагоги, воспитуемые, условия воспитания.

Педагогический процесс характеризуют: цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.

Компоненты, образующие систему: 1. Целевой, 2. Содержательный, 3. Деятельностный, 4. Результативный.

  1. Целевой компонент педагогического процесса включает цели и задачи педагогической деятельности: от генеральной цели (всестороннее и гармоничное развитие личности) до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

  2. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.

  3. Деятельностный компонент отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без этого не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент может быть назван также организационным или организационно-управленческим.

  4. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Между компонентами системы существуют следующие связи:

- информационные,

- организационно-деятельностные,

- коммуникативные связи,

- связи управления и самоуправления, регуляции и саморегуляции,

- причинно-следственные связи,

- генетические связи

Связи проявляются в процессе педагогического взаимодействия.

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов существуют одни и те же этапы. Этапы - это не составные части (компоненты), а последовательности развития процесса. Главные этапы: 1) подготовительный, 2) основной и 3) заключительный.

Этапы педагогического процесса

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Организация

Осуществление

Анализ

Целеполагание

 

Диагностика

 

Прогнозирование

Проектирование

 

Планирование

Педагогическое взаимодействие

Организация обратной связи

Регулирование и корригирование деятельности

 

Оперативный контроль

Выявление возникших отклонений

Выявление ошибок

 

Проектирование мер по устранению ошибок

 

Планирование

Целостный педагогический процесс направлен на достижение главной цели - формирование саморазвивающейся личности будущего специалиста. Несмотря на частные дидактические особенности преподаваемых дисциплин, педагогический процесс строится по одним и тем же этапам его развертывания, протекания и завершения

studfiles.net

20. Оптимизация педагогической системы

Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса. Разработку этой идеи возглавил в начале 70-х гг. академик Ю.К. Бабанский. Были достигнуты определенные результаты, которые и сегодня являются значимыми для отечественной педагогики и школы.

Оптимизация — процесс наилучшего варианта из множества возможных.

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана.

Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности – это признак, на основании которого производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них.

Критерии оптимальности процесса обучения (Ю.К. Бабанский): содержание, структура и логика функционирования его обеспечивают эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственного стандарта на уровне максимальных учебных возможностей каждого школьника; достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся.

Методологической основой оптимизации является системный подход, который требует рассматривать все компоненты педагогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамическими системами.

Основные методологические требования оптимизации педагогической системы:

– целостный охват процедурой оптимизации всей системы;

– опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебно-воспитательного процесса;

– последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы;

– рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения.

Основные способы оптимизации:

– комплексный подход как общее требование предотвращения односторонности в проектировании, планировании, внедрении мер практической деятельности, оценке результатов;

– конкретизация задач с учетом особенностей педагогической системы;

– выбор оптимального варианта содержания учебно-воспитательного процесса с помощью выделения главного, межпредметной и междунаправленческой координации, построения рациональной структуры содержания;

– выбор тех методов и форм учебно-воспитательного процесса, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в установленное время;

– осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим обучаемым;

– рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание;

– анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении «затраты – продукты».

studfiles.net

20. Оптимизация педагогической системы. Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса. Разработку этой идеи возглавил в начале 70-х гг. академик Ю.К. Бабанский. Были достигнуты определенные результаты, которые и сегодня являются значимыми для отечественной педагогики и школы.

Оптимизация — процесс наилучшего варианта из множества возможных.

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана.

Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности – это признак, на основании которого производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них.

Критерии оптимальности процесса обучения (Ю.К. Бабанский): содержание, структура и логика функционирования его обеспечивают эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственного стандарта на уровне максимальных учебных возможностей каждого школьника; достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся.

Методологической основой оптимизации является системный подход, который требует рассматривать все компоненты педагогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамическими системами.

Основные методологические требования оптимизации педагогической системы:

– целостный охват процедурой оптимизации всей системы;

– опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебно-воспитательного процесса;

– последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы;

– рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения.

Основные способы оптимизации:

– комплексный подход как общее требование предотвращения односторонности в проектировании, планировании, внедрении мер практической деятельности, оценке результатов;

– конкретизация задач с учетом особенностей педагогической системы;

– выбор оптимального варианта содержания учебно-воспитательного процесса с помощью выделения главного, межпредметной и междунаправленческой координации, построения рациональной структуры содержания;

– выбор тех методов и форм учебно-воспитательного процесса, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в установленное время;

– осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим обучаемым;

– рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание;

– анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении «затраты – продукты».

librolife.ru

Оптимизация педагогической системы

Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса. Разработку этой идеи возглавил в начале 70-х гг. академик Ю.К. Бабанский. Были достигнуты определенные результаты, которые и сегодня являются значимыми для отечественной педагогики и школы.

Оптимизация — процесс наилучшего варианта из множества возможных.

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана.

Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности – это признак, на основании которого производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них.

Критерии оптимальности процесса обучения(Ю.К. Бабанский): содержание, структура и логика функционирования его обеспечивают эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственного стандарта на уровне максимальных учебных возможностей каждого школьника; достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся.

Методологической основой оптимизации является системный подход, который требует рассматривать все компоненты педагогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамическими системами.

Основные методологические требования оптимизации педагогической системы:

– целостный охват процедурой оптимизации всей системы;

– опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебно-воспитательного процесса;

– последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы;

– рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения.

Основные способы оптимизации:

– комплексный подход как общее требование предотвращения односторонности в проектировании, планировании, внедрении мер практической деятельности, оценке результатов;

– конкретизация задач с учетом особенностей педагогической системы;

– выбор оптимального варианта содержания учебно-воспитательного процесса с помощью выделения главного, межпредметной и междунаправленческой координации, построения рациональной структуры содержания;

– выбор тех методов и форм учебно-воспитательного процесса, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в установленное время;

– осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим обучаемым;

– рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание;

– анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении «затраты – продукты».

Функции педагога

Педагог (учитель, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.

Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся.

Главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

1. Педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

Целеполагание. Цель представляет собой ключевой результат педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.

Диагностическая функция. Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и иного воспитания и т. д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Педагог должен в совершенстве владетьпрогностическими методами анализа педагогических ситуаций.

Прогностическая функция. Она выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и исходя из этого определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества.

Проективная (проектировочная) функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

Функция планирования. Диагноз, прогноз, проект являются основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

2. На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

Информационная функция. Педагог – главный источник информации для обучаемых.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем происходить намеченные изменения.

Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.

3. На завершающем этапе педагогического процесса учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела.

Кроме своих непосредственных профессиональных функций, педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.

Требования к учителю

Первое требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей, которые представляют собой качество личности, интегрированно выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними.

Главные группы способностей

Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.

Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.

Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в душный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

Важными профессиональными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Обязательное для учителя качество – гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость.

Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе. Педагогическая требовательность должна быть разумной.

Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Ядром педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника.

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных, приобретаемых в процессе профессиональной подготовки, связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Оптимизация педагогической системы

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 11Следующая ⇒

 

Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса . Разработку этой идеи возглавил в начале 70-х гг. академик Ю.К. Бабанский. Были достигнуты определенные результаты, которые и сегодня являются значимыми для отечественной педагогики и школы.

Оптимизация - процесс наилучшего варианта из множества возможных.

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана.

Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности – это признак, на основании которого производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них.

Критерии оптимальности процесса обучения(Ю.К. Бабанский): содержание, структура и логика функционирования его обеспечивают эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственного стандарта на уровне максимальных учебных возможностей каждого школьника; достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся.

Методологической основой оптимизации является системный подход , который требует рассматривать все компоненты педагогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамическими системами.

Основные методологические требования оптимизации педагогической системы:

– целостный охват процедурой оптимизации всей системы;

– опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебно-воспитательного процесса;

– последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы;

– рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения.

Основные способы оптимизации :

– комплексный подход как общее требование предотвращения односторонности в проектировании, планировании, внедрении мер практической деятельности, оценке результатов;

– конкретизация задач с учетом особенностей педагогической системы;

– выбор оптимального варианта содержания учебно-воспитательного процесса с помощью выделения главного, межпредметной и междунаправленческой координации, построения рациональной структуры содержания;

– выбор тех методов и форм учебно-воспитательного процесса, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в установленное время;

– осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим обучаемым;

– рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание;

– анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении «затраты – продукты».

 

Функции педагога

 

Педагог (учитель, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.

Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся.

Главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

1. Педагогические функции , выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

Целеполагание . Цель представляет собой ключевой результат педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.

Диагностическая функция . Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и иного воспитания и т. д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Педагог должен в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.

Прогностическая функция . Она выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и исходя из этого определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества.

Проективная (проектировочная) функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

Функция планирования . Диагноз, прогноз, проект являются основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

2. На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции .

Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

Информационная функция . Педагог – главный источник информации для обучаемых.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции , объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем происходить намеченные изменения.

Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.

3. На завершающем этапе педагогического процесса учитель выполняет аналитическую функцию , главным содержанием которой является анализ завершенного дела.

Кроме своих непосредственных профессиональных функций, педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.

 

Требования к учителю

 

Первое требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей , которые представляют собой качество личности, интегрированно выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними.

 

 

Главные группы способностей

Организаторские . Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.

Дидактические . Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.

Перцептивные , проявляющиеся в умении проникать в душный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

Научно-познавательные , сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

Важными профессиональными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Обязательное для учителя качество – гуманизм , т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание .

Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость .

Воспитатель обязан быть требовательным . Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе. Педагогическая требовательность должна быть разумной.

Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Ядром педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника .

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных , приобретаемых в процессе профессиональной подготовки, связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

 

Читайте также:

lektsia.com

Оптимизация педагогического процесса

Количество просмотров публикации Оптимизация педагогического процесса - 146

8.2.1. Общие сведения и сущность оптимизации

Оптимизация в широком смысле этого слова – выбор наилучшего варианта решения любой задачи при данных условиях. Соответственно оптимизацией педагогического процесса называют научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта задач, содержания форм и методов обучения и воспитания с точки зрения определенных критериев.

Методологической основой для разработки теории выбора оптимальных педагогических решений является диалектико-материалистический системный подход. Только в том случае, когда при принятии решения учитываются все закономерные связи между компонентами системы, можно ожидать, что будет избран оптимальный вариант.

Существенное методологическое значение для оптимизации имеет диалектико-материалистическое положение о конкретности истины. Из этого положения следует, что невозможно создать универсальный вариант решения, пригодный для всех случаев. Поэтому, говоря о разработке методов обучения и воспитания, следует подчеркнуть, что недопустимы методические рекомендации без указаний условий и границ их применения.

Оптимизация опирается на методологическое положение о необходимости выделять главное звено в деятельности. В педагогическом процессе без опоры на главное, существенное невозможно найти оптимальный вариант интенсификации процесса.

Изучив сравнительную эффективность различных методов обучения, можно показать, в каких условиях, какие их сочетания могут оказаться наиболее рациональными (оптимальными).

Процесс оптимизации опирается на психологическое обоснование принятия оптимальных решений. Оптимизация с психологической точки зрения представляет собой интеллектуально-волевой акт принятия и осуществления наиболее рационального решения определенной задачи. От исходной позиции до принятия решения выделяются такие этапы˸

- продумывание нескольких возможных вариантов решения поставленной задачи;

- осознание необходимости выбора из них оптимального для данных условий;

- ознакомление с данными о сравнительной эффективности возможных способов решения подобных задач;

- сокращение числа возможных вариантов до двух наиболее возможных;

- сравнение их эффективности и ожидаемых затрат времени;

- выбор одного варианта, наиболее соответствующего критерию оптимальности.

Выбор оптимального варианта требует проблемно-поискового стиля педагогического мышления. При догматическом подходе преподаватель просто копирует один из вариантов решения воспитательной задачи. При поисковом, творческом мышлении он выбирает из ряда возможных путей тот, который наиболее подходит для данной ситуации.

Оптимизация требует гибкого, нестандартного мышления, помогает освободиться от шаблона в педагогических действиях, развивает самостоятельность и творческий подход к делу, при котором педагог переживает радость методических находок, обретает чувство уверенности в своих силах.

Оптимизация и творчество взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как оптимизация учебного процесса ведет к творчеству, а творчество педагога обязательно ведет к оптимизации процесса ᴇᴦο конкретной деятельности.

referatwork.ru

Способы оптимизации педагогического процесса

Вторым критерием оптимальности обучения является соблюдение учащимися и преподавателями определенных Уставом учебного заведения норм времени на аудиторную и внеаудиторную работу.

Критерии оптимальности обучения и воспитания

Об оптимизации процесса обучения дают возможность судить критерии оптимальности.

Необходимо помнить, что теория оптимизации не формулирует новых задач для процесса обучения, она учит находить наилучшие пути решения задач, выдвигаемых обществом на каждом историческом этапе его развития

В современных условиях считают, что каждый учащийся усваивает материал на уровне своих максимальных (реально достижимых) возможностей в данный момент (на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»), одновременно продвигаясь вперед в своей воспитанности и развитости. Поэтому оптимизация обучения предполагает обязательное изучение реальных учебных возможностей обучаемых.

Реальные учебные возможности – это новое понятие, которое введено в теорию оптимизации. Реальные учебные возможности отражают в себе единство внутренних (здоровье, уровень знаний, развития мышления, отношения к учению, ответственность) и преломляемых личностью внешних условий (влияние семьи, сверстников). Педагогу важно знать не только сегодняшний уровень реальных учебных возможностей учащегося, но и зону их ближайшего развития, т.е. ему надо знать, какие задания, какого уровня трудности могут выполнить учащиеся при его направляющей помощи и руководстве.

Первым критерием оптимальности обучения является достижение каждым учащимся такого уровня успеваемости, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне ближайшего развития.

Значение этого критерия становится особенно ясным, если учесть положение К.Маркса о том, что мерилом всестороннего развития человека все более будет становиться свободное время. В этой связи представляется актуальной также и мысль А.С.Макаренко о том, что «для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени».

Система способов оптимизации основных компонентов педагогического процесса в практической деятельности преподавателей состоит в следующем:

1. Педагог выбирает наиболее рациональный для данного учебного занятия или воспитательного мероприятия комплекс задач образования, воспитания и развития учащихся.

2. Затем он конкретизирует задачи с учетом особенностей данной группы (на чем сделать акцент, какие стороны воспитанности и образованности подтянуть и пр.).

3. Подбирает необходимое содержание для успешного решения поставленных задач, выделяет в содержании главное, существенное.

4. Выбирает из ряда возможных вариантов подходящие методы, формы и средства обучения и воспитания. Право на такой выбор способствует преодолению шаблона и рецептурности в педагогическом процессе.

5. Оперативно корригирует процесс, когда по ходу его обнаруживаются затруднения в решении тех или иных задач. Вносит изменения в методы, формы и средства обучения и воспитания. Ведь даже хорошо обоснованный в самом начале планирования работы вариант может прийти в противоречие с меняющимися условиями, и тогда он уже не будет оптимальным. Это один из важных признаков методического мастерства преподавателей и воспитателей.

6. Завершающим способом оптимизации педагогического процесса является анализ его результатов и затрат времени педагогов и учащихся с точки зрения критериев оптимальности.

Педагог призван всегда сравнивать достигнутые образовательно-воспитательные результаты с теми, которые заранее были продуманы и обоснованы как оптимально возможные. Если их удалось достичь, то первый критерий оптимальности можно считать выполненным.

Далее надо изучить затраты времени педагогов и учащихся на подготовку и проведение мероприятия и сравнить их с нормативно допустимыми. Если окажется, что эти затраты не превысили норм, то и по второму критерию педагогический процесс можно считать оптимальным.

Если же будут в ходе анализа обнаружены расхождения между целями и результатами, между реальными и нормативными затратами, то на следующих этапах надо стремиться искать более удачное решение поставленных задач, искать новые оптимальные варианты построения учебного процесса.

Оптимизация – путь к методическому творчеству, путь преодоления шаблона и трафарета в обучении и воспитании, путь развития педагогического мышления преподавателей – мышления системного, конкретного, диалектического.

Оптимизация(от лат. optimum) – процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. В такой сложной, динамичной, многоплановой, иерархичной системе, как педагогическая, существуют многие тысячи возможных вариантов построения, течения и организации учебно-воспитательной деятельности, достижения намеченных целей. И лишь один из них будет наилучшим в имеющихся конкретных условиях. Отыскать его – главная задача оптимизации. Она решается путем сравнения возможных вариантов и оценки имеющихся альтернатив.

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия педагогической системы тем целям, для достижения которых она создана. Оптимальность, достигнутая для одних условий, почти никогда не имеем места при других условиях, поэтому понятие оптимизации всегда конкретно. Оптимизации не может быть «вообще» она возникает лишь по отношению к выбранной задаче. При этом необходимо четко представлять, что именно должно быть оптимизировано, какой параметр педагогической системы должен достичь оптимального значения в соответствии с поставленной целью. Принцип оптимальности предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов учебного процесса. Он зовет к максимально возможным результатам при минимально необходимых затратах времени и усилий. В этом состоит его большое гуманистическое значение.

«Оптимальным, - пишет академик Ю.К.Бабанский, - мы считаем процесс обучения, отвечающий одновременно следующим критериям:

а) содержание, структура и логика функционирования его обеспечивает эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с требованиями государственных учебных программ на уровне максимальных учебных возможностей каждого учащегося;

б) достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим учебным планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей, что одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся». Требования критерия оптимизации однозначны – оптимальным можно считать только такой учебно-воспитательной процесс, который протекает безперегрузки учащихся и учителей, работающих в то же время с максимально возможной для них отдачей.

Итак, в качестве основного критерия оптимизации учебно-воспитательного процесса применяется во взаимосвязи два показателя:

1) получение максимально возможных (реально достижимых) в данных условиях результатов в образовании, воспитании и развитии учащихся;

2) соблюдение установленных нормативов затрат времени на классную и домашнюю работу учащихся данного возрасти и учителей.

Методологической основой оптимизации является системный подход, который требует рассматривать все компоненты педагогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираясь на общую теорию управления сложными динамическими системами.

К основным методологическим требованиям оптимизации педагогической системы относятся:

1. Целостный охват процедурой оптимизации всей системы.

2. Опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебно-воспитательного процесса.

3. Последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы.

4 Рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения.

Последнее из требований означает, что оптимизированная в некотором отношении педагогическая система уже не будет оптимальной через некоторое время: изменение условий, возникновение новых факторов нарушат установленное равновесие и все придется начинать сначала. В это вечное противоречие педагогического процесса, из которого рождается движущая сила его прогресса.

Необходимо обратить внимание и на то, что, с одной стороны, оптимизация предполагает приспособление педагогического процесса к имеющимся условиям, а с другой – сама создает новые условия и требует приспособления к ним этого процесса. Тут нет никакого противоречии, так как оба процесса идут во взаимосвязи.

Оптимизация реализуется через систему способов, которая органически вытекает из закономерностей и принципов учебно-воспитательного процесса и носит характер конкретных мер.

Известны следующие уровни деятельности школы, педагогов и учащихся – недостаточный, критический, доступный и оптимальный. Для обеспечения последнего применяются следующие основные способы оптимизации учебно-воспитательного процесса:

1. Комплексный подход как общее требование предотвращения односторонности в проектировании, планировании, внедрении мер практической деятельности, оценке результатов.

2. Конкретизация задач с учетом особенностей (назначения, возможностей и т.д.) педагогической системы.

3. Выбор оптимального варианта содержания учебно-воспитательного процесса с помощью выделения главного, межпредметной и междунаправленческой координации, построения рациональной структуры содержания

4 Выбор тех методов и форм учебно-воспитательного процесса, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в установленное время.

5 Осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и все другим обучаемым.

6. Рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание.

7. Анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении затраты-продукты.

Учителю (преподавателю) оптимизация учебно-воспитательного процесса дает следующее:

Во-первых, методика оптимизации обучения помогает ему научиться комплексно решать задачи образования, воспитания и развития учащихся.

Во-вторых, вооружает учителя умением изучать реальные учебные возможности учащихся и учитывать их при планировании уроков.

В-третьих, учит постоянно выделять главное, существенное в содержании учебного материала, избирать рациональную последовательность основных элементов урока.

В-четвертых, формирует умение выбирать эффективные методы и средства обучения.

В-пятых, учить дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наиболее подготовленным, всем остальных учащихся.

В-шестых, учить избирать оптимальный темп обучения.

В-седьмых, формирует умение создавать необходимые условия для успешного обучения.

В-восьмых, учит экономно расходовать время и усилия учеников и учителей.

В-девятых, открывает простор для развития творчества учителей.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса возможна лишь в том случае, когда педагоги владеют основными педагогическими знаниями и умениями, знают ведущие закономерности и принципы педагогики. Они понимают задачи образования, воспитания и развития учащихся, владеют технологиями организации коллективной, групповой и индивидуальной деятельности. Избрать оптимальный вариант процесса можно, только зная всю систему в цель и каждый ее элемент в отдельности. Иначе можно дискредитировать идею оптимизации, считать ее слишком сложной. Вот почему оптимизации должно предшествовать глубокое овладение основами педагогики, ее нормативными элементами, ее фундаментом.

Лучшие педагоги всегда находили оптимальные для соответствующих условий варианты учебно-воспитательного процесса. Оптимизация опирается на опыт передовых учителей. Но она не ограничивается этим опытом, а является качественно новой и целостной системой мер, позволяющей повышать эффективность педагогического процесса.

Исследования показывают, что учителя, успешно оптимизирующие учебно-воспитательный процесс, овладевают такими личностными качествами:

- творческим стилем мышления;

- мобильностью мышления;

- конкретностью мышления;

- системностью мышления при умении выделить главное;

- чувством меры в принятии решений и в действиях;

- конкретностью в общении, чувством такта.

Все эти качества необходимо развивать на студенческой скамье, имея в виду непреходящий характер педагогических инноваций



3-net.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта