Руководитель ФНС России Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за 2017 год. Оптимизация налоговых органов в 2017 году


Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за восемь месяцев 2017 года | ФНС России

77 город Москва

Дата публикации: 07.09.2017 17:45

В Федеральной налоговой службе состоялось заседание расширенной коллегии под председательством руководителя ФНС России Михаила Мишустина, на которой были подведены основные итоги работы налоговых органов с начала года.

Открывая заседание коллегии, руководитель ФНС России заявил, что Службе удалось сохранить положительный тренд налоговых поступлений. Так, за восемь месяцев 2017 года в федеральный бюджет поступило 5,8 трлн рублей, что на 32% больше соответствующего периода прошлого года. В консолидированный бюджет Российской Федерации выросли на 19% и составили 11,2 трлн рублей.

При этом, как отметил Михаил Мишустин, основными драйверами роста поступлений (за исключением НДПИ, который увеличился на фоне восстановления цены на нефть) стали сборы:

«Анализ факторов, влияющих на динамику налоговых поступлений, показал, что кумулятивный эффект от налогового администрирования в общей структуре прироста вырос на 2 процентных пункта до 230 млрд рублей», - сообщил Михаил Мишустин.

Руководитель ФНС России уделил особое внимание выполнению задачи, поставленной Правительством РФ, по качественному администрированию страховых взносов. За январь-август 2017 года поступления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды составили 3,6 трлн рублей, что на 8%, или на 272 млрд рублей, больше соответствующего периода прошлого года и превышает темп роста заработной платы.

Он подчеркнул, что Служба продолжает курс на повышение аналитической составляющей и эффективности контрольной работы. По итогам первого полугодия количество выездных проверок снижено еще на 22%, в то же время их результативность выросла в 1,4 раза. В бюджет по результатам контрольно-аналитической работы с начала года поступило 131 млрд рублей, что на 7% больше аналогичного периода прошлого года.

Высокие результаты контрольной работы, отметил в докладе Михаил Мишустин, во многом достигнуты за счет качественного межведомственного взаимодействия с ФТС России. Пресечение непрозрачных схем поставок электротехники, фармацевтической продукции и автокомпонентов за первое полугодие принесло в бюджет более 40 млрд рублей.

«Завершается проект по пресечению схем незаконного возмещения НДС при экспорте зерновых культур. Предложение ФНС России отказаться от схем необоснованной налоговой оптимизации поддержано участниками зернового рынка - более 400 организаций подписали Хартию в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Уже сегодня экспортеры перешли на систему прямых поставок, отказавшись от контрактов с налогоплательщиками, обладающими признаками непрозрачных», - подчеркнул глава Налоговой службы.

Михаил Мишустин напомнил, что в 2017 году законодатель расширил полномочия налоговых органов – появились новые инструменты противодействия уклонению от уплаты налогов. Он, в частности, призвал коллег не злоупотреблять полномочиями в связи с принятием ФЗ №163, направленного на пресечение использования налогоплательщиками фирм – «однодневок».

Одним из инструментов оценки благонадежности контрагентов является Единый государственный реестр юридических лиц. В 2017 году из него исключено 20% фирм с признаками фиктивности. Всего в реестр внесено более 250 тысяч записей о недостоверности сведений.

В июне-сентябре вступили в силу поправки в закон о банкротстве, куда введена новая глава о субсидиарной ответственности. Закон направлен на привлечение к субсидиарной ответственности бенефициаров, а не номинальных директоров.

Всего же за семь месяцев 2017 года в ходе процедур банкротства в бюджет поступило 50 млрд рублей, что в 1,3 раза больше, чем за семь месяцев 2016 года.

Михаил Мишустин также рассказал о некоторых важных цифровых проектах ФНС России – внедрении ККТ и модернизации электронных сервисов.

«По итогам предыдущей коллегии была поставлена задача - максимально комфортно для налогоплательщиков перевести почти 400 тысяч организаций на новые кассы. В результате, по новым правилам зарегистрировано 1,26 млн касс, которые пробили 8 млрд чеков на сумму свыше 4,7 трлн рублей с суммой НДС в 451 млрд рублей», - отметил он.

Для удобства предпринимателей Налоговой службой создан сервис электронной регистрации ККТ - кассу можно зарегистрировать как при визите в налоговую, так и при помощи «Личного кабинета налогоплательщика» на сайте ФНС России.

Михаил Мишустин подчеркнул, что сейчас планируется второй этап перехода на новые кассы для представителей сферы услуг, плательщиков ЕНВД и патента. «Для этой категории налогоплательщиков особенно важно обеспечить комфортный переход на новый порядок», - отметил он.

В завершение глава ФНС России рассказал еще об одном цифровом проекте ФНС России – модернизации Личного кабинета физического лица для повышения удобства его использования и адаптации под мобильные устройства. В новом дизайне Личного кабинета предусмотрена возможность оплаты всех налогов, задолженности и пени в «два клика».

«Первое закрытое тестирование нового дизайна уже прошло в УФНС России по Орловской области – жители региона теперь могут оплачивать и просматривать имущественные налоги и объекты через открытый контур. В начале октября мы планируем подключить всех пользователей ЛК к новому дизайну», - сообщил Михаил Мишустин.

Фотоотчет

^К началу страницы

www.nalog.ru

Зарплата налоговиков | Про профессии.ру

 

Зарплата налоговиков

Учитывая высокую текучесть кадров налоговой службы (ежегодно до 40 тысяч человек), на федеральном уровне в 2015 году была озвучена решимость коренном образом преодолеть проблему дефицита налоговых кадров путем роста их заработных плат. Было констатировано, что налоговикам не повышались зарплаты с 2006, поэтому Минфином на рассмотрение Государственной Думы был направлен законопроект о 30 - процентном повышении окладов работникам ФНС за период до 2018 года.

В начале 2016 года в прессе появились сообщения в качестве ответов на вопросы когда повысят зарплату налоговикам, что к концу первого квартала жалования налоговиков будут сравнимыми с заработными платами работников таможни и приблизятся к среднему показателю в 43 тыс. рублей. А всего за 2016 год планировалось 15-процентное увеличение их окладов. Однако в прессе сообщалось, что такой размер увеличения всего лишь покроет процент инфляции, который прогнозировался на уровне 5-6 процентов, а фактически по подсчетам финансовых аналитиков инфляция составит на уровне 12 процентов.

По статистическим данным в течение 2016 года якобы зарплата налоговиков России в среднем была в пределах 70 тыс. рублей. Работники же региональных отделений имели зарплату около 30 тыс. рублей при окладах, которые составляют от 8 до 20 тыс. рублей, и зависящих от региона проживания. Разница между этими цифрами зарплаты и оклада – это различные надбавки в виде премий, сверхурочных, за выслугу лет и т.д. А надбавки, как известно, обладают отрицательным свойством нестабильности – их сегодня, вроде как уверенно выплачивают, а завтра – их может и не быть.

Повышение зарплаты налоговикам

Опросы свидетельствуют, что на самом деле ситуация с вопросом о том, какая зарплата у налоговиков, выглядит намного печальнее, чем та картина, которую рисует статистика. Например, молодые специалисты после окончания института без опыта работы в ФНС, а значит и не имеющие надбавок, вынуждены работать за 10 -12 тысяч рублей. Вот почему и существует кадровый дефицит в налоговых службах повсеместно по всех российских регионах. Выпускник ВУЗа, считающий, что зарплата ниже 50 тыс. рублей его не может устраивать идет работать простым экспедитором, развозить товары по торговым точкам, чем за предлагаемую ФНС зарплату нести высочайшую ответственность, работая в налоговой службе.

Скорее всего, такую ситуацию федеральные власти понимают и осознают, что если число работников налоговой будет сокращаться такими темпами, причем без притока молодых специалистов, то тот кадровый потенциал, который остается работать не сможет выполнять дополнительный объем работ, вместо ушедших. А учитывая, что уже второй год, как введен налог с граждан на недвижимость, остается открытым вопрос надлежащего администрирования этого налога. Более того, не смотря на огромную текучесть кадров, ФНС были анонсированы меры по сокращению руководящего аппарата службы, которые якобы не затронут специалистов, работающих с населением. Мол, эта категория работников обеспечивает наполнение бюджетов всех уровней.

Не смотря на то, что правительство планирует 10 процентное увеличение зарплат всем бюджетникам, где упоминаются и налоговики, по мнению многих экспертов, повышение зарплаты налоговикам в 2017 году произойдет по схеме, которая была осуществлена в свое время при реформе МВД. За счет сокращения числа сотрудников, происходит увеличение жалований оставшихся.

Зарплата налоговиков в 2017

Относительно того, какова будет зарплата налоговиков последние новости противоречивы и неоднозначны. Кроме уже анонсированного правительством повышения зарплат всем бюджетникам, где упоминается зарплата налоговиков в 2017 году, пресса сообщает о том, что в Думу поступил законопроект инициированный Минфином о ежемесячной индексации зарплат этой категории государственных служащих на 3 процента. Правда, другие источники указывают, что эта цифра якобы составляет лишь 0,3 процента.

И еще одна новость в ответ на волнующий вопрос повысят ли зарплату налоговикам в 2017 году о том, что налоговое ведомство будет переходить на почасовую оплату труда. Причем к почасовым выплатам будут полагаться существующие премии и различные надбавки.

Возможно Вас заинтересуют:

www.proprof.ru

что дали и отняли поправки в НК РФ о налоговой выгоде :: Экономика :: РБК

В силу вступили поправки к НК РФ, определяющие пределы законной и незаконной оптимизации налогов. РБК проанализировал, как новые правила повлияют на налогоплательщиков и придется ли бизнесу перестраивать налоговую политику

Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

В конце прошлой недели вступили в силу поправки в Налоговый кодекс (НК), дополняющие его новой статьей 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», которые устанавливают пределы прав налогоплательщиков на оптимизацию налогов. По сути поправки определяют, что считать обоснованной и необоснованной налоговой выгодой.

Необоснованной налоговая выгода будет считаться, если она получена в результате искажения сведений в учете или отчетности налогоплательщика. Если искажений нет, получение налоговой выгоды считается обоснованным при соблюдении одновременно двух условий. Первое — основной целью сделки не является неуплата (или возврат) налога. Второе — сделка реальна: стороны свои обязательства по ней исполняют. Это, считают законодатели, будет препятствовать использованию налогоплательщиками фирм-однодневок.

Также поправками закрепляется в НК РФ отказ от формального подхода налоговиков к выявлению необоснованной налоговой выгоды. Если первичные документы подписаны неуполномоченным лицом, контрагент является нарушителем налогового законодательства или тот же экономический результат можно было получить при совершении иных сделок, теперь само по себе не должно говорить налоговикам о неправомерности налоговой выгоды.

Положения закона распространяются не только на налоги, но и на страховые взносы и сборы, им должны подчиняться и налоговые агенты. Установить обоснованность налоговой выгоды налоговый орган может только при проведении проверки, по выездным налоговым проверкам положения закона начали приниматься с 19 августа, по камеральным проверкам — с третьего квартала 2017 года.

До появления поправок ясных правил, которые бы четко проводили границу между законной оптимизацией и уклонением от налогов, в законодательстве не содержалось. Последние десять лет споры бизнеса с Федеральной налоговой службой рассматривались арбитражными судами в рамках концепции необоснованной налоговой выгоды. Концепция необоснованной налоговой выгоды была введена в судебную практику Высшим арбитражным судом (ВАС) в 2006 году (постановление пленума ВАС от 12 октября 2006 года №53 «Об оценке арбитражными судами необоснованности получения налоговой выгоды»). Арбитражные суды в каждом рассматриваемом случае исследовали обстоятельства сделки и определяли, насколько действия компаний соответствуют формальным критериям, утвержденным ВАС России.

Чтобы оценить, как именно новые правила игры повлияют на взаимоотношения налоговиков и налогоплательщиков, решения арбитражных судов и в какой мере бизнесу придется перестраивать налоговую политику, РБК опросил юристов в области налогового права. Общая оценка — скорее со знаком «минус», хотя определенные плюсы, например отказ от формального подхода, эксперты все же отмечают. Юристы считают, что закон может негативно повлиять на бизнес: новая норма дает больше возможностей налоговым органам для доначисления налогов и сокращает число механизмов защиты для добросовестных налогоплательщиков. У ФНС — противоположная позиция.​

Долой формализм

Очевидный плюс поправок — теперь в НК РФ четко декларирован отказ от формального подхода к выявлению необоснованной налоговой выгоды. «Фактически уходят в прошлое те случаи, когда налоговая могла, например, отказать в возмещении налога налогоплательщику или отказать в признании расходов только потому, что в счете-фактуре пропущена запятая или допущена техническая ошибка. Закон ясно провозглашает приоритет реальности сделки над любыми ошибками, — рассказывал депутат, один из авторов поправок Андрей Макаров. — Теперь налогоплательщик не будет отвечать в тех случаях, если его контрагент не заплатил налоги».

Компании сталкивались с формальным подходом налоговых органов настолько часто, что ФНС даже пришлось издавать письмо, чтобы немного остудить пыл на местах, рассказывает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров. Более 90% доначислений налогов по результатам выездных налоговых проверок приходилось на претензии к подписям на документах и сомнениям в добросовестности контрагентов, поясняет руководитель правового департамента Heads Consulting Диана Маклозян. «Суммы доначисления по выездным налоговым проверкам редко составляют менее 15 млн руб. Почти каждое решение по выездной налоговой проверке оспаривалось, причем до момента вынесения решения судом со счета компании уже списывались деньги, если денежных средств недостаточно, блокировались счета, и по сути деятельность компании была парализована», — говорит Маклозян.

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Реальность сделки вместо «должной осмотрительности»

Исполнение обязательств контрагентом по сделке как подтверждение ее реальности вместо бесконечных проверок налогоплательщиком своих контрагентов как из числа поставщиков, так и из рядов покупателей (а именно это требовалось раньше) — тоже, по идее, должно быть в плюс налогоплательщикам, считают опрошенные РБК эксперты.

Последнее время сам факт контрактных отношений с фирмами-однодневками (о чем налогоплательщик может и не знать) зачастую рассматривался арбитражными судами как бесспорное доказательство получения необоснованной налоговой выгоды.

​«Тенденции в подходе судов к делам о необоснованной налоговой выгоде существенно ужесточились примерно с 2015–2016 годов — в настоящее время абсолютное большинство таких дел рассматривается не в пользу налогоплательщиков», — рассказывает руководитель группы разрешения налоговых споров Goltsblat BLP Александр Ерасов. Такой разворот в арбитражной практике совпал по времени с упразднением Высшего арбитражного суда России. В августе 2014 года Высший арбитражный суд прекратил свою деятельность, и начала действовать учрежденная в это же время коллегия Верховного суда по экономическим спорам. До 2015 года ситуация была лучше. Если компании удавалось доказать, что она проявила должную осмотрительность (один из критериев добросовестности налогоплательщика, утвержденных пленумом ВАС РФ) при выборе контрагента, то суды при условии реального совершения сделки поддерживали налогоплательщика.

Характерным является в этом отношении дело компании «Метинвест Евразия» (копии судебных решений размещены в СПС «Консультант Плюс»). Она дважды — в 2015 и в 2017 годах — оспаривала решения налоговой инспекции о доначислении налогов. В обоих случаях компании вменялось получение необоснованной налоговой выгоды при заключении контракта с перевозчиком. Налоговая инспекция сочла оплаченные компанией транспортные перевозки фиктивными. Арбитражный суд Московского округа пришел к противоположным выводам. В первый раз суд встал на сторону «Метинвест Евразия», но уже в 2017-м поддержал налоговую инспекцию.

Еще один пример. В 2014 году компании из Башкирии «Опытный завод Нефтехим» (входит в число крупнейших налогоплательщиков) удалось выиграть в трех инстанциях судебный спор с Межрегиональной инспекцией ФНС о якобы скрытых налогах в размере более 120 млн руб. Налоговая инспекция тогда посчитала, что завод не приобретал химическое сырье (как было указано в отчетности), а при производстве использовал простую воду. Арбитражные суды тогда не нашли признаков получения компанией из Башкирии необоснованной налоговой выгоды. Однако коллегия Верховного суда по экономическим спорам решения судов отменила. Свое решение коллегия обосновала тем, что арбитражный суд не исследовал саму возможность исполнения сделки контрагентом завода.

Теперь, согласно поправкам, исполнения сделки контрагентом достаточно для получения обоснованной налоговой выгоды. Но юристы указывают на несколько серьезных «но»: реальность сделки в результате исполнения ее контрагентом еще надо будет доказать. По их мнению, от детальной проверки контрагентов налогоплательщикам уйти все равно не удастся.

ФНС может счесть выгоду необоснованной, если не будет доказано, что у контрагента есть необходимые для оказания услуги оборудование и персонал, приводит пример Диана Маклозян. Поэтому важно проверить контрагента перед заключением сделки, убедиться, что у него есть необходимые ресурсы для выполнения условий договора.

Теперь бизнес должен превентивно формировать защитные механизмы, соглашается управляющий партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»​ Александр Лемчик. Чтобы у налоговых органов не возникло выводов о необоснованности налоговой выгоды, компаниям надо собирать «досье о реальности сделки»: фотоотчеты, протоколы встреч, переписка, контактные данные, коммерческие предложения, информация о внутренних тендерах при заключении контрактов, служебные записки о экономической, производственной, организационной необходимости заключения контрактов​. Юридически правильный документооборот и должная осмотрительность также сыграют в пользу налогоплательщика, уверен он.

Фото: Олег Яковлев / РБК

Деловая цель вместо экономической целесообразности

Второе обязательное условие, при котором компании смогут учитывать расходы и вычеты из налоговой базы, — наличие деловой цели сделки, а не только желания оптимизировать налоги.

Концепция деловой цели достаточно распространена в налоговых правоотношениях европейских стран. Суть ее заключается в том, что действия налогоплательщика не ставятся под сомнения, если у него есть разумная экономическая цель помимо собственно оптимизации налогов. «Поправки в НК РФ — это попытка законодателей ввести понятие деловой цели, которое перекочевало в российскую практику из зарубежной доктрины business purpose, легитимированной в 2006 году ВАС РФ», — говорит партнер юридической фирмы TertychnyAgabalyan Марат Агабалян.

В России попытки установить обязательность деловой цели как непременного условия признания расходов и вычетов делались неоднократно. Впервые эту концепцию предложили юристы компании Нaarmann, Hemmelrath & Partner, выигравшей еще в 2006 году конкурс администрации президента на разработку механизма разграничения законной и незаконной оптимизации налогов. Однако закрепить эту норму в кодексе законодатели тогда не решились.

Арбитражные же суды рассматривали деловую цель сделки как важное, но далеко не единственное условие права налогоплательщика на признание расходов.

Впрочем, юристы считают, что на практике при спорах с налоговиками поправка сильно ситуацию не изменит. Так, в поправках не описаны способы доказать, что основной целью совершения сделки не является неуплата налога, размышляет Диана Маклозян, а значит, эти вопросы опять будет решать суд. Например, если вы занимаетесь продажей продуктов, то расходы на закупку строительного оборудования вызовут вопросы у налоговой, приводит пример Маклозян. Поэтому надо четко понимать, как расходы связаны с вашей деятельностью и каким образом при проверке вы сможете доказать, что услуги были реально получены. «Скорее всего, ФНС РФ будет продолжать оспаривать экономическую целесообразность сделок налогоплательщиков. Ведь новые правила этого прямо не запрещают», — согласен и Марат Агабалян.

Иначе думает руководитель правового департамента ФНС России Олег Овчар: «Информация о нарушениях компанией налогового законодательства может быть самой различной. Вводить какие-либо ограничения по использованию этой информации для выявления нарушений по уплате налогов и возврате средств в бюджет никто не будет. Но экономическую целесообразность сделок мы не исследуем. Мы проверяем, во-первых, была ли сделка исполнена контрагентом, во-вторых, были ли обоснованы расходы по сделке, то есть послужили ли они достижению экономического результата. Вот и всё».​

НК РФ vs постановление пленума ВАС

Отдельный вопрос, который остается открытым, — как поправки НК РФ будут работать вместе с действующим постановлением пленума ВАС РФ, указывают опрошенные РБК юристы. Их мнения по этому поводу разошлись.

Так, Марат Агабалян считает, что поправки в Налоговый кодекс внесены с целью привести действующее законодательство в соответствие со сложившейся судебной практикой. «Новая статья 54.1 НК РФ дополняет постановление пленума Высшего арбитражного суда, но принципиально нового ничего не вносит», — говорит он. Схожее мнение у Александра Ерасова: «Фактически новая статья (54.1 Налогового кодекса. — РБК) представляет из себя сокращенную версию постановления ВАС №53». Но, оговаривается он, «со множеством пробелов и весьма нечеткой терминологией». Остается надеяться, продолжает Ерасов, что при рассмотрении споров в целях защиты добросовестного бизнеса арбитражные суды в дополнение к положениям новой статьи будут продолжать применять также и отсутствующие в ней положения постановления пленума ВАС».

​В новой статье отсутствуют и такие важнейшие гарантии, как презумпция добросовестности налогоплательщика, концепция должной осмотрительности и действительного экономического смысла сделок, добавляет Ерасов, которые устанавливались постановлением ВАС. ​Законодатель не построил новые рельсы, а проложил дополнительные пути налоговым органам, указывает и старший юрист BGP Litigation Денис Савин.

Олег Овчар видит совместную работу поправок и постановления пленума ВАС следующим образом: «Мы (налоговое ведомство. — РБК) стремимся к прозрачности во взаимоотношениях с бизнесом. Новая статья 54.1 ввела в Налоговый кодекс два ясных и понятных условия признания расходов по сделке: реальность исполнения обязательств контрагентом и ее деловая цель. Эти условия основные. На их основании будут приниматься решения о признании либо непризнании расходов и вычетов. Прочие критерии, в том числе и упомянутые пленумом ВАС в постановлении №53, могут использоваться как дополнительные».

Бизнесу предписана бдительность

С учетом всего вышесказанного бизнесу стоит удвоить бдительность, резюмирует Александр Ерасов: «Новая статья 54.1 НК РФ предусматривает гораздо меньше механизмов для защиты прав добросовестного бизнеса по сравнению с постановлением ВАС №53 и гораздо больше возможностей для обоснования налоговыми органами произведенных доначислений».

Кроме того, закон пронизан новой терминологией, но не дает определения этих терминов, указывает Савин: «Например, не совсем понятно, что следует понимать под «искажением сведений о фактах хозяйственной жизни», «правами при исчислении налоговой базы». Это дает возможности для крайне широкой трактовки норм закона, считает юрист.

Также предпринимателям не стоит думать, что способы получения налоговой выгоды, не попадающие под действие норм нового закона, теперь легализованы, поясняет Денис Савин. Такие методы агрессивной налоговой оптимизации, как др

www.rbc.ru

Глава ФНС России Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за 10 месяцев 2017 года на праздничной коллегии | ФНС России

77 город Москва

Дата публикации: 21.11.2017 13:00

21 ноября, в День работника налоговых органов, состоялось заседание расширенной коллегии ФНС России, итогам работы налоговых органов за 10 месяцев 2017 года и основных задачах до конца года.

Открывая заседание, Михаил Мишустин поздравил коллег с праздником, особо подчеркнув, что благодаря их профессионализму и самоотверженности в работе, ФНС России успешно справляется с поставленными перед ней задачами и обеспечивает 80% доходов бюджета.

Так, за 10 месяцев 2017 года в консолидированный бюджет поступило 14,3 трлн рублей, что на 19%, или на 2,3 трлн рублей, больше соответствующего периода 2016 года. В федеральный бюджет поступило 7,5 трлн рублей, что на 1,7 трлн рублей, или на 30% больше, заявил руководитель ФНС России.

Михаил Мишустин особо отметил, что 60% прироста поступлений (1,4 трлн рублей) обеспечили ненефтегазовые доходы:

Он подчеркнул, что пятая часть в структуре прироста поступлений, или 286 млрд рублей, обеспечены за счет более качественного налогового администрирования. «Так, система АСК НДС позволяет контролировать все налоговые транзакции по НДС в автоматическом режиме, а это 15 млрд операций в год», - пояснил Михаил Мишустин. В 2017 году налогоплательщикам направлено 660 тысяч автоматических требований, в результате они представили 90 тысяч уточненных деклараций с ростом НДС к уплате на 69 млрд рублей.

«Если при запуске системы в I квартале 2016 года доля сомнительных операций составляла 8% от всего НДС-оборота, то сейчас не более 1%. Контроль бизнеса на расстоянии без давления на добросовестных налогоплательщиков позволил Службе уйти от тотальных проверок. За девять месяцев 2017 года количество проверок бизнеса снизилось на 23%. При этом их результативность выросла на 40%. Наша цель – это создание прозрачной налоговой среды в различных секторах экономики», - отметил руководитель Налоговой службы.

В 2017 году ФНС России запустила отраслевой проект на зерновом рынке по пресечению незаконных схем возмещения НДС при экспорте зерновых и масличных культур. К Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции присоединились 1400 налогоплательщиков, в результате, при росте экспорта зерновых (масличных) культур на 20%, сумма возмещения НДС уменьшилась в 2,3 раза, что позволило предотвратить потери бюджета только за третий квартал 2017 года в размере 11,7 миллиардов рублей. Михаил Мишустин подчеркнул, что поступления страховых взносов, к администрированию которых Служба приступила с 1 января, также демонстрируют рост. За 10 месяцев поступило 4,6 трлн рублей, что на 364 млрд рублей, или на 8,6%, больше аналогичного периода прошлого года – превышение динамики заработной платы почти на 2 п.п. При этом динамика поступлений идет по нарастающей: в третьем квартале рост составил почти 10%, который планируется сохранить и по итогам четвертого квартала. Рост обусловлен, прежде всего, работой по взысканию задолженности, переданной Фондами, в сумме 96 млрд рублей.

Говоря о росте налоговых доходов, глава Налоговой службы также отметил эффективную работу с другими ведомствами. Рост поступлений по итогам совместных с правоохранительными органами проверок производителей крепкого алкоголя составил 17% (на 22 млрд рублей больше) при индексации ставок на 4,6% и росте объемов легального производства на 15%. Кроме того, за девять месяцев 2017 года по проверкам с использованием информации ФТС России дополнительно начислено 60 млрд рублей налогов.

Дистанционный контроль также доказал свою эффективность в сфере розничной торговли. Завершен первый этап реформы контрольно-кассовой техники, которая автоматически передает данные о покупках-продажах в налоговые органы. Более 470 тысяч налогоплательщиков зарегистрировали 1,4 млн касс, что превышает дореформенный парк касс на 20%. Ежедневно пробивается более 100 млн чеков, ежемесячная выручка превышает 2 трлн рублей.

Заключительный элемент системы контроля за оборотом товаров – это ГИС «Маркировка». Эффект от проекта по маркировке меховых изделий позволил с 1 июня 2017 года запустить систему маркировки лекарств. За пять месяцев в системе зарегистрировано 207 участников из числа крупнейших представителей фармотрасли, 41 наименование лекарств, промаркировано более миллиона препаратов.

Сейчас в Правительстве РФ рассматривается вопрос о расширении списка товаров, подлежащих обязательной маркировке. В перспективе, отметил Михаил Мишустин, интеграция информации систем маркировки, АСК ККТ и АСК НДС, а также баз данных ФТС России и других госорганов, обеспечит полную прозрачность рынка.

Инновационные технологии – не единственный инструмент эффективной контрольной работы. Важная составляющая – это качественно выстроенная доказательственная база, поддержанная арбитражной практикой. Так, за девять месяцев 2017 года количество жалоб, связанных с оспариванием результатов выездных налоговых проверок, снизилось на 10,5%. Число рассмотренных судами дел с бизнесом сократилось на 14,5%. Удельный вес сумм требований, рассмотренных судами в пользу бюджета, - 82%.

Также руководитель ФНС России отметил, что развитие электронных сервисов остается приоритетом Службы. За пять лет количество пользователей Личного кабинета для физических лиц выросло до 27 млн человек. С начала года пользователи заплатили онлайн 37,6 млрд рублей налогов – это 44% от всех поступлений по имущественным налогам граждан.

«Сегодня мы запускаем полностью модернизированную версию ЛК. Разработан удобный интерфейс, который адаптирован для мобильных устройств на базе iOS и Android. Данные об объектах налогообложения теперь обновляются всего за несколько часов после внесения в «единый налоговый файл». Появились наглядные формулы, поясняющие расчет налогов по объектам имущества. Функционал персонифицирован на примерах жизненных ситуаций с учетом анализа запросов за предыдущие периоды», - рассказал Михаил Мишустин.

В заключение он еще раз поздравил коллег с праздником, поблагодарил за работу и напомнил, что перед налоговыми органами стоят задачи по снижению низкоэффективных проверок и задолженности как по налогам, так и по страховым взносам. Но самая ответственная задача, по словам Михаила Мишустина, – обеспечение большей части доходов бюджета: «Я уверен, что учитывая профессионализм работников налоговых органов и опыт, умение смотреть в будущее, мы сможем с ними достойно справиться».

В коллегии приняли участие Первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов, председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Российской Федерации А.М. Макаров, заместитель Министра финансов Российской Федерации И.В. Трунин, Председатель счетной палаты Российской Федерации Т.А. Голикова, мэр Москвы С.С. Собянин, представители федеральных органов власти, территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

Фотоотчет

^К началу страницы

www.nalog.ru

Руководитель ФНС России Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за 2017 год | ФНС России

77 город Москва

Дата публикации: 28.02.2018 14:00

28 февраля состоялось заседание расширенной коллегии ФНС России, на котором руководитель Службы Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за 2017 год, а также обозначил основные задачи на будущие периоды.

Открывая коллегию, Михаил Мишустин отметил, что в 2017 году ФНС России обеспечила рекордные за последние 5 лет темпы роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны – более 17,3 трлн рублей, что почти на 20%, или на 2,9 трлн рублей больше, чем в 2016 году. Увеличение поступлений составило 3,1% к ВВП. В федеральный бюджет поступило - 9,2 трлн рублей, прирост составил 32%. Показатели закона о федеральном бюджете на 2017 год исполнены на 102,6% (дополнительно поступило 228 млрд рублей). 60% (1,7 трлн рублей) прироста поступлений обеспечили ненефтегазовые доходы. Драйверами роста стали налог на прибыль – 3,3 трлн рублей (рост на 18,8%) и НДС – 3,1 трлн рублей (рост на 15,5%). Двузначные темпы роста также показали:

Михаил Мишустин отметил, что прирост поступлений по ненефтегазовым доходам произошел не только благодаря росту ВВП (после снижения в 2015-2016 гг.) но и законодательным изменениям. Около 400 млрд рублей, или четвертая часть в структуре прироста, обеспечены за счет налогового администрирования, что говорит о сокращении теневого сектора экономики и формирования более прозрачной и конкурентной деловой среды.

Руководитель ФНС России заявил, что именно синергетический эффект от внедрения современных цифровых технологий в налоговое администрирование позволил добиться таких результатов.

«Создаваемая нами цифровая технологическая платформа позволяет непрерывно работать с гигантским массивом данных, совершенствовать взаимодействие с налогоплательщиками, – рассказал Михаил Мишустин. – Для нас важно понимать каков был эффект администрирования на протяжении всего времени внедрения новых технологий». Так, с 2013 года налоговые поступления (без НДПИ) выросли на 4,5 трлн рублей (с 8,8 до 13,3 трлн рублей), или в полтора раза. В реальном выражении за 5 лет рост ненефтегазовых доходов составил 17,7%, при росте экономики на 1,2%. В целом, с 2013 года рост налогов на 16 процентных пунктов опередил рост экономики, за счет чего бюджет дополнительно получил 1,9 трлн рублей.

Руководитель ФНС России обратил внимание, что в рамках проекта по администрированию иностранных организаций, оказывающих электронные услуги, компаниями задекларировано 9,4 млрд рублей. На налоговый учет добровольно встали 143 крупнейшие иностранные организации.

Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году стало обеспечение эффективного администрирования страховых взносов. По итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн рублей, на 9,1% (на 483 млрд рублей) больше 2016 года, в т.ч. в бюджет Пенсионного фонда – 4,5 трлн рублей, что на 8,7%, или почти на 360 млрд рублей больше, чем в 2016 году. Дополнительно к уточненному бюджету ПФР поступило 42 млрд рублей, к бюджету ФОМС – 27 млрд рублей. При этом темп роста поступлений страховых взносов на 1,9 процентного пункта превысил темп роста среднемесячной заработной платы (107,2%). Таким образом, за счет превышения динамики поступлений над заработной платой дополнительно поступило порядка 100 млрд рублей, в т.ч. по Пенсионному фонду превышение составило 1,5 процентного пункта (60 млрд рублей). Доходы, поступившие сверх установленных бюджетных показателей, позволят снизить нагрузку на федеральный бюджет в части выделения трансферта на покрытие дефицита бюджета Фондов.

Также ФНС России была проведена большая работа по урегулированию задолженности по страховым взносам. Из 522 млрд рублей задолженности, принятой от государственных внебюджетных фондов, образовавшейся на 1 января 2017 года, урегулировано более 173 млрд рублей. Значительную долю составила накопленная задолженность индивидуальных предпринимателей, рассчитанная исходя из восьмикратного размера МРОТ в случае непредставления отчетности – 111 млрд рублей на начало 2018 года. «Данная задолженность не может быть взыскана в полном объеме в связи с фактическим отсутствием доходов или прекращением налогоплательщиками предпринимательской деятельности без снятия с налогового учета, – пояснил Михаил Мишустин. – Во избежание социальной напряженности руководством страны было принято решение о её списании (Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ). Задача Службы на 2018 год - списать эту задолженность без участия налогоплательщиков по информации, которую нам передадут фонды. Работу планируется завершить в мае 2018 года».

Руководитель ФНС России рассказал, что внедрение в работу инновационных технологий позволило концептуально поменять парадигму контрольной работы, планомерно снижать административную нагрузку на налогоплательщиков. «Выездные проверки стали крайне редкой мерой реагирования на нарушения налогового законодательства», - отметил Михаил Мишустин. По итогам 2017 года количество выездных налоговых проверок снизилось на 23% (с 26 до 20 тысяч), при этом их результативность выросла в 1,4 раза. Всего за 5 лет число выездных проверок снизилось более чем в 2 раза.

Сегодня основной акцент Служба делает на побуждение налогоплательщиков к созданию прозрачной налоговой среды и добровольному уточнению налоговых обязательств. В 2017 году по результатам аналитической работы, в том числе благодаря работе АСК НДС, в бюджет дополнительно поступило 56 млрд рублей, что в 2 раза больше 2016 года, доля сомнительных вычетов за 3 квартал 2017 года снизилась до 0,7% - более чем в 13 раз, в то время как в 3 квартале 2015 года она составляла 9%. Михаил Мишустин заявил, что тренд на снижение жалоб бизнеса по результатам выездных проверок продолжается – в 2017 году их количество снизилось на 11%, а за 5 лет - более чем на 32% (с 10,2 до 7 тысяч). Снижение жалоб способствует и снижению судебных споров с бизнесом – их количество в 2017 году по сравнению с 2013 годом снизилось почти в 5 раз (с 53 до 11 тысяч), в том числе в 2017 году более чем на 9%.

Руководитель ФНС России особо отметил, что в 2017 году наметился очень важный тренд при применении института банкротства. Службой усилена роль согласительных процедур, направленных на погашение задолженности в рассрочку для сохранения бизнеса, рабочих мест, а также деловой репутации налогоплательщика. Так, в 2017 году заключено 741 мировое соглашение, что на 19% больше, чем в 2016 году. Поступления в бюджет в рамках мировых соглашений составили 4,2 млрд рублей и выросли по сравнению с 2016 годом более, чем в 3 раза, а по сравнению с 2015 годом - в 14,3 раза. Данный тренд будет продолжен и в 2018 году. Всего же по итогам 2017 года при применении процедур банкротства компаниями перечислено в бюджет 101 млрд рублей, что на 35% больше, чем в 2016 году. Говоря о проектах, реализованных в 2017 году, руководитель ФНС России отметил успешно проведенный первый этап реформы ККТ. «Мы провели всю необходимую работу по организации процесса. Во всех субъектах на базе Управлений были созданы оперативные штабы с участием уполномоченных по правам предпринимателей и деловых сообществ, которые вели всю необходимую информационно-разъяснительную работу. Для микро компаний, применяющих ЕНВД и патент, в соответствии с поручением Президента в конце 2017 года вступил в силу закон, предусматривающий налоговый вычет до 18 тыс. рублей для компенсации затрат на замену ККТ», - подчеркнул Михаил Мишустин.

Сегодня более 500 тысяч налогоплательщиков зарегистрировали 1,6 млн касс, что превышает дореформенный парк касс на 40%. Пробито 28 млрд чеков на сумму свыше 18,7 трлн руб., включая НДС – более 1,6 трлн руб. Ежедневно пробивается более 120 млн чеков. По разным подсчетам выручка по каждой кассе в 1,5 раза больше, чем была до реформы.

Вторым этапом реформы предусмотрен переход на кассы организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере торговли и общепита на патентной системе и ЕНВД (применяющие наемный труд), что составляет порядка 1 млн. касс. «Это очень чувствительная категория налогоплательщиков, т.к. ранее они не применяли кассовые аппараты. Задача Службы на текущий год - обеспечить их планомерный и безболезненный переход на новую технологию ККТ», - особо подчеркнул руководитель ФНС России.

В 2017 году для защиты населения от недоброкачественных лекарств и оперативного вывода недоброкачественных препаратов из оборота Службой реализован проект по маркировке лекарств, к которой подключились уже порядка 2 тысяч участников. Зарегистрировано более 222 лекарственных препаратов, промаркировано более 8 млн упаковок.

Михаил Мишустин отметил, что одна из задач Службы на ближайшую перспективу – интеграция систем АСК НДС, ККТ и Маркировка и таким образом обеспечить транспарентность рынка на основе достоверной информации о товарообороте в масштабах страны.

Служба уже приступила к этой работе - запущен пилотный проект по автоматическому отражению вывода меховых товаров из оборота через продажу в рознице. В перспективе вся фискальная информация автоматически будет отражаться в системе ГИС Маркировка через онлайн-чек.

Михаил Мишустин сообщил, что с 6 февраля 2018 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ в Москве, Красногорске Московской области, Санкт-Петербурге, Сочи заработал механизм Tax Free. Теперь иностранные покупатели могут вернуть НДС, включенный в состав суммы покупки на территории России. Важно, что и продавцы, которые участвуют в системе Tax Free, смогут получить к вычету НДС, который вернули иностранцу.

На октябрь 2018 года намечен запуск Единого государственного реестра ЗАГС, построенного на базе импортозамещающих технологий. Реестр объединит в единое «облако» 6,4 тысячи сотрудников органов ЗАГС, что позволит полностью централизовать информацию об актах гражданского состояния, упростить процедуру регистрации актов гражданского состояния и предоставления сведений, заложить фундамент для создания реестра населения Российской Федерации.

В завершении своего доклада Михаил Мишустин отметил, что налоговые органы реализуют множество масштабных проектов, на которые государство выделяет значительные средства и Служба проводит оценку эффективности государственных инвестиций. Так, при росте поступлений в полтора раза за 5 лет, расходы на содержание налоговых органов выросли всего на 20% (в сопоставимых условиях без расходов на администрирование страховых взносов). Поступления доходов в расчете на 1 служащего налоговых органов за тот же период выросли в 1,5 раза (с 85,7 млн рублей в среднем на 1 служащего в 2013 году до более чем 130 млн рублей в 2017 году). И самое главное – если в 2013 году 1 рубль затрат на Службу принес государству 96,5 рубля налогов, то в 2017 году - 123,4 рубля. Рост в 1,3 раза.

В коллегии приняли участие: Первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов, Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации И.А. Яровая, руководитель ФТС России В.И. Булавин, руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин, Руководитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка И.П. Чуян, Аудитор Счетной палаты Российской Федерации С.И. Штогрин, Председатель Фонда социального страхования Российской Федерации А.С. Кигим, Заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Н.В. Петрова, Заместитель Председателя Фонда социального страхования Российской Федерации А.П. Поликашин, Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации В.А. Мау, представители федеральных органов власти, территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

Фотоотчет

^К началу страницы

www.nalog.ru

Налоговая оптимизация 2017 | REDCG-эффективные решения для бизнеса

Налоговая оптимизация 2017

Нам часто приходиться отвечать на одни и те же вопросы наших клиентов: как сэкономить на налогах, как оптимизировать налоги наиболее безопасно, стоит ли рисковать, используя агрессивные «чёрные» схемы или лучше «серые», поэтому мы решили ответить на все эти вопросы в данной статье.

Начнём с главного – реальность поменялась: «чёрные» схемы и схемы так таковые можно использовать только в случае наличия доброжелательных к вам лиц в налоговой инспекции и некоторых других государственных структурах.

Если ещё 5 лет назад можно было дурачить государство, то сейчас, когда информация оцифрована и доступна, каждую операцию можно проследить при наличии желания и времени.

Но многие компании всё ещё работают по-старинке, используя откровенно криминальные способы ухода от налогов: обналичивают деньги с полной фальсификацией документов, не проводят наличную выручку через ККМ, платят зарплаты в конвертах, организовывают номинальные холдинги из взаимосвязанных юридических и физических лиц и др. Можно привести в пример более оформленные «легализованные» схемы: аутсорсинг (реализованный «на бумаге»), дробление бизнеса, обналичивание через промежуточные компании, периодическая перерегистрация компании с целью использования специальных налоговых режимов, приобретение тмц с их последующей кражей/порчей, использование ИП (6%УСНО) для вывода наличных и т.д. При желании инспекции в любой такой схеме можно найти слабое звено в виде необоснованной налоговой выгоды и взыскать пару миллионов рублей недоимки, штрафов, пеней или вовсе завести уголовное дело. И здесь существуют два заблуждения касательно налоговых доначислений: первое — доначислить налоги может инспекция в результате проведения выездной налоговой проверки, второе — в первые 3 года работы компании налоговая проверка ей не грозит. 

Мы же хотим предостеречь вас от вышеперечисленных схем оптимизации и напомнить, что в большинстве случаев, обвиняемым становится руководитель компании, при этом главный бухгалтер выступает в качестве основного источника свидетельских показаний. По данным Генпрокуратуры только за 2015 число возбуждаемых уголовных дел по экономическим статьям составило 234,6 тыс.  Также ФНС России отмечает рост поступлений в консолидированный бюджет за десять месяцев 2016 года на 2,6%, что составляет 300 миллиардов рублей, в том числе за счёт доначислений по НДС. Благодаря введению системы «СУР АСК НДС-2» (автоматическая система, созданная для контроля налога на добавленную стоимость) было выявлено, что каждая десятая организация в России имеет многочисленные нестыковки в налоговой отчётности. Налоговики сделали выводы о благонадёжности той или ной компании посредством деления налогоплательщиков на три класса:

Дальше-больше, в настоящее время в тестовом режиме работает система АСК-3 Налог. Система подключена к банкам и быстро вычисляет цепочку взаимозависимых компаний, пути движения денег и сумму выведенного из-под налогообложения НДС и прибыли. 

С 1 января 2017 года ФНС приступает к контролю и администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, поэтому вместо четырех форм отчётности разработана и утверждена единая форма расчета, порядок ее заполнения, форматы обмена информацией с государственными внебюджетными фондами в электронной форме. В дальнейшем планируется, что работники компаний с помощью личного кабинета смогут контролировать, сколько и каких взносов за них платят предприятия. А с середины 2017 года для контроля движения товаров в розничной торговле станет обязательной контрольно-кассовая техника (ККТ) онлайн-передачи информации в ФНС. Хотя и внедрение будет проходить поэтапно, на сайте ФНС уже открыт личный кабинет ККТ, где предприниматели могут регистрировать онлайн-кассы. Поэтому, если ваш бухгалтер или консультант предлагает нарисовать очередную схему оптимизации налогов – не соглашайтесь.

Лучше быть на свободе и зарабатывать меньше, чем хорошо сидеть и/или расстаться с бизнесом.

Стоит напомнить критерии самостоятельной оценки  для налогоплательщиков из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок:

  1. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  2. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  3. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
  4. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК  РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  5. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  6. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  7. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  8. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  9. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  10. Неоднократное снятие с учёта и постановка на учёт в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  11. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Бизнесу остаётся повышать свою эффективность не за счёт ухода от налогов, а посредством других методов. Безусловно, остаются легальные способы снижения налоговой нагрузки, но степень легальности зависит от разумности применения, от корректности и качества оформления всех документов. Вот некоторые из них:

компенсационные выплаты – компенсации за разъездной характер работы, морального вреда, расходов по профессиональной переподготовке, повышении квалификации, компенсация выплат связанных с исполнением трудовых обязанностей, а также с предоставлением жилых помещений, оплатой жилых помещений, коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива, компенсации за использование личного имущества в служебных целях, расходы на страхование сотрудников, материальная помощь сотрудникам;

аутстаффинг — снижение сумм страховых взносов за счёт оформления высокооплачиваемых сотрудников в компанию, применяющую УСНО с доходов и аккумулирующую прибыль группы компаний либо оформление некоторых сотрудников как ИП;

внедрение управляющего ИП — важно исключить взаимозависимость лиц, а также не оформлять в качестве управляющего ИП нынешнего генерального директора.

Каждое предприятие имеет свою специфику, поэтому настройка налоговой оптимизации должна проводится в «ручном режиме» с использованием нескольких способов одновременно, а также с привлечением консультантов и представителей налоговой инспекции.

Статья 21 НК РФ указывает на право налогоплательщиков «получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов». Поэтому перед тем как осуществлять какие-либо действия по оптимизации налогообложения, нужно узнать мнение вашей налоговой инспекции, направив им соответствующий запрос. В запросе нужно обязательно отразить все ключевые моменты вашего способа через постановку правильного вопроса, а также сформулировать нужный вам ответ, что дальнейшем позволит доказать, что вы действовали добросовестно и ваша позиция была подтверждена налоговой инспекцией.

 

 

redcg.ru

Будет ли повышение зарплаты налоговикам в 2017 году

Меню

superbigmoney.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта