Законность оптимизации налогообложения. Что такое налоговая оптимизация статьи


Статья: Налоговая оптимизация, или Что такое "хорошо" и что такое "плохо"

"Новая бухгалтерия", 2006, N 12НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ "ХОРОШО" И ЧТО ТАКОЕ "ПЛОХО"12 октября 2006 г. Пленум ВАС РФ принял Постановление N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". Председатель ВАС РФ Иванов А. отметил, что теперь суды получили инструмент, позволяющий выявлять незаконные налоговые схемы и привлекать бизнес к ответственности.Не секрет, что многие налогоплательщики в процессе своей деятельности используют те или иные способы "налоговой оптимизации" (налоговые схемы), позволяющие им значительно экономить на налогах. Причем среди этих схем имеются как откровенно криминальные (связанные, например, с подделкой документов и незаконным возмещением экспортного НДС), так и такие, которые внешне выглядят вполне легально, поскольку формально соответствуют букве закона, но по сути своей не имеют никакого экономического смысла и совершаются исключительно на бумаге. В настоящее время таких налоговых схем существует великое множество. К их числу можно отнести приобретение товара (работ или услуг) у фирм-однодневок; оформление штатных сотрудников в качестве предпринимателей и заключение с ними договоров на оказание услуг; "аренда" персонала у дочерней компании, находящейся на УСН; выплата аффилированной компании значительных штрафов за невыполнение условий договора и другие подобные операции. До сих пор налоговики и суды боролись с такими налоговыми схемами, используя термин "недобросовестный налогоплательщик", который был введен в оборот Конституционным Судом РФ четыре года назад (Определение КС РФ от 25.07.2001 N 138-О). Однако, как показала практика, указанный метод борьбы себя не оправдал, поскольку ни законодатель, ни высшие судебные инстанции так и не смогли выработать четкие критерии, позволяющие установить факт недобросовестности налогоплательщика. Поэтому от него решили отказаться. И вот, "заточив", за "изготовление" нового оружия борьбы взялся ВАС РФ, приняв Постановление N 53. Теперь при разрешении налоговых споров судам предписано оценивать не самого налогоплательщика (добросовестный он или нет), а его действия, т.е. те хозяйственные операции, которые он совершает.Налоговая выгодаЛюбая операция, проводимая налогоплательщиком, влечет за собой возникновение у него определенных налоговых обязанностей. Размер этих обязанностей налогоплательщик может снизить путем уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Возможность подобного уменьшения размера налоговой обязанности рассматривается теперь как получение налогоплательщиком "налоговой выгоды" (новый термин, введенный ВАС РФ).Примечание. ВАС РФ ввел в употребление новый термин - "налоговая выгода" взамен термина "недобросовестный налогоплательщик", который впервые применил Конституционный Суд РФ.Скажем, организация при исчислении налога на прибыль учла в составе расходов стоимость приобретенных товаров, а НДС, уплаченный поставщику, поставила к вычету. Результат этих действий и есть налоговая выгода для налогоплательщика. При этом ВАС РФ определил, что налоговая выгода может быть как обоснованной, так и необоснованной. Как следует из Постановления, налоговая выгода не признается обоснованной, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением им реальной деятельности, а также тогда, когда налогоплательщик учитывает операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учитывает операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). И наоборот, если действия налогоплательщика экономически оправданы и сведения, содержащиеся в отчетности, достоверны, то такая налоговая выгода признается обоснованной.Пример. Организация, чтобы уменьшить налог на прибыль и ЕСН, зарегистрировала своих сотрудников в качестве индивидуальных предпринимателей, применяющих "упрощенку", и заключила с ними договоры на оказание услуг. С формальной точки зрения все вроде бы законно. Но ведь реально между работниками (предпринимателями) и организацией имеют место трудовые отношения, а не оказание услуг по гражданско-правовому договору. В этой связи действия организации и сотрудников в свете принятого Постановления могут быть расценены налоговиками как получение необоснованной налоговой выгоды.Незаконные схемыВ Постановлении N 53 сказано, что о необоснованности налоговой выгоды может также свидетельствовать наличие следующих обстоятельств: 1) невозможность реального осуществления налогоплательщиком соответствующих операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.Пример. Согласно документам организация произвела определенное количество товара. Расходы на его производство она учла при исчислении налога на прибыль и НДС. Однако в ходе проверки выяснилось, что производственные мощности организации не позволяют ей произвести то количество товара, которое она отразила в учете. Следовательно, налоговая выгода (в виде уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль и НДС) может быть признана необоснованной;2) отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.Пример. Организация оплатила консультационные услуги и учла эти расходы при исчислении налога на прибыль. В ходе встречной проверки обнаружилось, что у исполнителя нет и не было специалистов, которые могли бы оказать заказчику подобные услуги. В штате организации числится только директор, не имеющий специального образования. Представляется, что налоговый орган может расценить уменьшение организацией налоговой базы как необоснованную налоговую выгоду;3) учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций.Пример. Организация, применяющая "упрощенку", приобретает основное средство, но, не желая переходить на общую систему налогообложения из-за превышения лимита в 100 млн руб., не отражает у себя в учете данную операцию. С точки зрения налоговиков, данный факт повлечет за собой возникновение у организации необоснованной налоговой выгоды;4) совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.Пример. Организация вывезла на экспорт приобретенный товар. Она применила ставку НДС 0% и соответствующие вычеты. При проверке оказалось, что объем произведенного товара не соответствует данным завода-изготовителя. В таком случае применение ставки 0% и вычеты по НДС будут квалифицированы как необоснованная налоговая выгода.Деловая цельВ Постановлении N 53 также отмечено, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому, если налогоплательщик совершает сделки только для того, чтобы уменьшить налоговую нагрузку, то на налоговую выгоду (читай: снижение налоговой нагрузки) он претендовать не вправе. Отметим, что данный подход не является чем-то новым. Подобные выводы уже неоднократно звучали из уст Конституционного Суда РФ. Так, в Определении от 08.06.2004 N 226-О было сказано, что сделки, совершенные без намерения создать реальные хозяйственные последствия, с целью уклонения от уплаты налогов, являются ничтожными сделками в силу своей антисоциальности. А в Определении от 08.04.2004 N 168-О он указал на недопустимость использования инструментов гражданско-правовых отношений для создания схем незаконного обогащения за счет бюджетных средств. В качестве иллюстрации последствий подобных сделок можно привести достаточно распространенный случай, когда организация, чтобы снизить нагрузку по ЕСН, создает "дочку", работающую на "упрощенке", и оформляет в нее своих сотрудников. "Арендованные" сотрудники работают в материнской компании на основании договора между юридическими лицами. Такая "дочка" платит в бюджет только пенсионные взносы и единый налог, а ее доход равен расходам на оплату труда и обязательное пенсионное страхование. Кроме оказания услуг материнской компании ничем другим "дочка" не занимается. Очевидно, что такая схема выстроена лишь с целью экономии на налогах. Учитывая разъяснения ВАС и КС РФ, любую подобную экономию на налогах следует считать незаконной.Примечание. Экономию на налогах, полученную от взаимоотношений между организациями, выстроенных лишь с целью получения этой экономии, ВАС РФ и КС РФ считают незаконной.Немаловажно, что ВАС РФ обязал суды выяснять причины и цели совершения налогоплательщиком "подозрительных" операций. Он исходит из того, что на основании формальных признаков отказать налогоплательщику в налоговой выгоде нельзя. Поэтому такие обстоятельства, как создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции; взаимозависимость участников сделок; неритмичный характер хозяйственных операций; нарушение налогового законодательства в прошлом; разовый характер операции; осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика; проведение расчетов с использованием одного банка; осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций; использование посредников при осуществлении хозяйственных операций сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. При рассмотрении налогового спора суд должен будет дать оценку - насколько проводимые налогоплательщиком операции экономически оправданы.Будьте бдительны!Отдельного внимания в Постановлении N 53 был удостоен вопрос об ответственности налогоплательщика за действия своего контрагента. ВАС указал, что налогоплательщик не должен и не может отвечать за своего контрагента. Поэтому неуплата контрагентом налогов не может служить основанием для отказа налогоплательщику в получении налоговой выгоды. Однако в то же время ВАС призвал налогоплательщиков при выборе контрагентов действовать с "должной осмотрительностью и осторожностью". Иначе претендовать на получение налоговой выгоды они не смогут.Примечание. Признав, что налогоплательщик не должен и не может отвечать за своего контрагента, ВАС РФ в то же время призвал выбирать их осмотрительно и осторожно.Что следует понимать под "должной осмотрительностью и осторожностью", ВАС РФ не пояснил, но очевидно, что во избежание неблагоприятных последствий налогоплательщику, перед тем как совершить сделку с контрагентом, необходимо будет удостовериться, что последний реально существует, осуществляет свою деятельность, имеет органы управления и место нахождения. Представляется, что налогоплательщику при работе с контрагентом достаточно будет иметь у себя копии его учредительных документов и выписку из ЕГРЮЛ. Этого должно хватить, чтобы налоговый орган не счел выбор контрагента "неосторожным".ПереквалификацияЕсли налоговый орган установит, что налогоплательщик применяет незаконные способы налоговой оптимизации, то ему придется обратиться в суд, чтобы взыскать с налогоплательщика недоплаченные налоги (п. 1 ст. 45 НК РФ). В суде именно налоговый орган вынужден будет доказывать, что налогоплательщик необоснованно получил налоговую выгоду в результате совершенных им действий. При этом самому налогоплательщику не надо будет оправдываться, поскольку в отношении него действует презумпция добросовестности. Хотя никто не лишает налогоплательщика права представить в суд свои доказательства, которые суд также должен будет рассмотреть. Если налоговый орган сумеет убедить суд в незаконности действий налогоплательщика, то суд определит налоговые обязательства налогоплательщика исходя из реального (подлинного) экономического содержания совершенной лицом хозяйственной операции и взыщет с него недоплаченные налоги и пени. Слабым утешением для налогоплательщика станет только то, что штрафы в таком случае начисляться не будут. Итак, риски, связанные с использованием различного рода налоговых схем, в основе которых лежат притворные и мнимые сделки, существенно возросли. А потому хотелось бы рекомендовать налогоплательщикам использовать только те способы налоговой оптимизации, которые основаны на реальных хозяйственных операциях.В.Константинов АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 23.11.2006

www.lawmix.ru

Кому нужна налоговая оптимизация

Все без исключения физические и юридические лица заинтересованы в сокращении налоговых платежей в казну. Для того чтобы уменьшить объем отчислений, вовсе не обязательно пользоваться запрещенными приемами «черной» бухгалтерии. Вполне законным способом экономии затрат выступает налоговая оптимизация.

Что такое налоговая оптимизация

Она представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых налогоплательщиком в целях сокращения объема налоговых выплат на законных основаниях.

Мероприятия по оптимизации не предусматривают полной отмены платежей или доведения их до ничтожно малого уровня: такая тактика может навлечь на фирму многочисленные проверки. В этом вопросе важно учитывать два момента:

Очевидно, что решение этого вопроса под силу только квалифицированным юристам-практикам.

Кто заинтересован в оптимизации налогов

Налоговая оптимизация – это инструмент, создающий более комфортные условия функционирования для бизнеса. Она важна как для крупных корпораций, так и для небольших фирм, как для ИП, так и для ООО, поскольку:

Рациональная налоговая политика предполагает выработку такого варианта осуществления хозяйственной деятельности, который будет способствовать законному сокращению платежей и упрощению процесса администрирования.

Методы налоговой оптимизации

В современной практике хозяйственной деятельности предприятий существует несколько методов налоговой оптимизации. Рассмотрим основные.

  1. Договорные отношения. Способ позволяет замещать один тип сделки другим в целях сокращения налоговой ставки (например, продажу можно заменить дарением).
  2. Прием делегирования. Предполагает создание дочерних фирм, имеющих право на использование специальных налоговых режимов – ЕНВД и УСН.
  3. Метод оптимальной учетной политики. Позволяет компании выбрать самый эффективный для нее прием амортизации основных средств, учета активов и др.
  4. Метод прямого сокращения объекта налогообложения. Предполагает отказ от некоторого имущества, а также ряда операций, облагаемых налогом. При этом негативного влияния на хозяйственную деятельность быть не должно.

Важно помнить, что применение любого из методов требует строгого следования нормам российского законодательства. Поскольку грань между налоговой оптимизацией и уклонением от уплаты налогов чрезвычайно тонка, то упущение законодательных нюансов может стать причиной серьезных санкций со стороны соответствующих органов. Именно поэтому проведение налоговой оптимизации стоит доверить про

buhprocons.ru

Оптимизация налогов: методы и схемы налоговой оптимизации, налоговая минимизация и оптимизация налогообложения

УСНО и ЕСХН: сравниваем и выбираем

Сельхозпроизводитель вправе применять любой из названных режимов налогообложения (УСНО и ЕСХН). Оба режима относятся к категории льготных (что немаловажно). Чтобы выбрать один из них, хозяйствующему субъекту нужно оценить преимущества и недостатки каждого с учетом специфики своей деятельности. В предлагаемом вашему вниманию материале мы проанализировали и сравнили характеристики этих режимов налогообложения. Вот что у нас получилось.

Как при обнаружении ошибки подать уточненку без штрафа

При обнаружении ошибок, приведших к занижению налоговой базы, налогоплательщик должен подать уточненную налоговую декларацию. Если это делается после истечения срока, установленного для уплаты налога, то, чтобы освободиться от штрафа, в большинстве случаев надо уплатить пени и недоимку еще до подачи уточненки. Посмотрим, что будет, если вовремя не поделиться с бюджетом.

Подтверждение налоговых вычетов: НДС, акцизам, прямогонному бензину, НДФЛ

Налоговые вычеты, как и льготы по налогам и сборам, должны быть подтверждены предусмотренными для этого документами. Причем сегодня стоит более активно пользоваться преимуществами электронного документооборота и представлять контролирующим органам подтверждения права на налоговые вычеты в электронной форме.

Классификаторы и налогообложение

Внедрение новых классификаторов неизбежно оказывает влияние на различные отрасли законодательства РФ, в том числе и на налогообложение. Так, в части второй НК РФ имеются ссылки на классификаторы в главах 21, 26.1, 26.2, 26.3, 26.5. Введение новых классификаторов повлекло необходимость изменения в их названиях. В связи с этим был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 248-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Отказ от применения упрощенки

Переход с общего режима налогообложения на УСН и обратно возможен только с начала календарного года. При этом такой переход носит просто уведомительный характер. Но что будет, если с небольшим опозданием уведомить, к примеру, об отказе в применении "упрощенки"? По большому счету, если организация или ИП будет уплачивать вместо "упрощенного" налога налоги в рамках общего режима налогообложения, бюджет от этого только выиграет, но... Давайте разбираться, так ли все просто.

Как снизить налог на имущество по жилью

Налог на имущество физических лиц за 2015 год инспекторы будут считать по новым правилам с учетом кадастровой стоимости. Этот порядок действует уже в 28 регионах. Впервые заплатить налог, рассчитанный по обновленной формуле, понадобится в 2016 году. Но чтобы налоговики определили его с учетом льготы, о ней надо сообщить.

Перенос вычета НДС на другой квартал

Налогоплательщик вправе переносить вычеты НДС на более позднике отчетные периоды (кварталы) в пределах трех лет. Такой маневр может быть целесообразным, например, для того, чтобы избежать сумму налога к возмещению в декларации. Например, чтобы избежать НДС к возмещению в декларации или превышения безопасной доли вычетов по региону.

Переход с одного налогового режима на другой

После того как налогоплательщик выяснил, имеет ли он право применять УСН, ему необходимо выбрать объект налогообложения: доходы (налоговая ставка - 6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (налоговая ставка - 15%). Субъекты РФ вправе устанавливать и пониженные налоговые ставки для плательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы минус расходы в интервале от 5% до 15%. Согласно п. 2 ст. 346.14 НК РФ объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Определив объект налогообложения, налогоплательщик должен подать соответствующее уведомление в налоговую инспекцию. Следует отметить, что НК РФ не предусмотрен особый порядок налогового учета при переходе с уплаты ЕНВД на УСН.

Использование права на освобождение от уплаты НДС

Отметим, что Конституционный Суд РФ в Определении от 10.11.2002 N 313-О указал, что положение п. 2 ст. 145 НК РФ по запрету на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС распространяется законодателем только на операции с подакцизными товарами, но не касается операций с иными товарами (работами, услугами), осуществляемыми тем же лицом. В противном случае это лицо ставилось бы в неравное положение с другими лицами, реализующими только неподакцизные товары или имеющими два самостоятельных регистрационных удостоверения индивидуального предпринимателя на реализацию подакцизных и неподакцизных товаров.

Упрощенка и выбор режима налогообложения на 2014 год

По общему правилу специальный режим освобождает компанию от уплаты налога на прибыль и налога на имущество. Кроме того, организации на упрощенной системе не являются плательщиками НДС. Таким образом, сдавать квартальные декларации, как правило, не надо. Вот и получается, что большинство компаний на спецрежиме отчитываются в свою инспекцию лишь раз в год: по итогам года сдают декларацию по упрощенному налогу и бухгалтерскую отчетность. Низкие ставки упрощенного налога. Он, по сути, заменяет 20-процентный налог на прибыль. Его ставки составляют 15 и 6 процентов. 6-процентный налог исчисляют, если компания выбрала в качестве объекта налогообложения доходы. А 15-процентный платят с разницы между доходами и расходами.

www.pnalog.ru

Законность оптимизации налогообложения

 

Вопрос законности методов, применяемых для оптимизации налогообложения, становится все более актуальным. Для его решения следует, прежде всего, выделить критерии законности.

Сразу же оговоримся: в российском законодательстве нет понятия "налоговая оптимизация". Не установлены и правила, определяющие пределы дозволенного при оптимизации налогообложения. Для некоторых налогоплательщиков основополагающим является принцип "все, что в НК РФ не запрещено, - разрешено". Судебная практика данную позицию не подтверждает.

Если проанализировать судебные споры по налоговым вопросам, а также разъяснительные письма официальных органов, можно выделить четыре основных принципа, которые необходимо соблюдать при налоговом планировании для своей безопасности:

- добросовестность налогоплательщика;

- наличие деловой цели;

- преимущество экономического смысла, а не юридической формы;

- реальность экономической деятельности.

Рассмотрим каждый принцип в отдельности.

 

Добросовестность налогоплательщика

 

Формальное соблюдение законодательства не означает автоматически, что действия налогоплательщика являются добросовестными. Недобросовестные действия, даже если они формально соответствуют закону, не могут быть признаны законными.

Термин "добросовестность/недобросовестность" налогоплательщика начал широко использоваться при разрешении налоговых споров после его применения Конституционным Судом РФ в Определении от 25.07.2001 N 138-О (далее - Определение КС РФ N 138-О) при разрешении дела об уплате налогов через так называемые проблемные банки.

Если налогоплательщик намеренно создавал схему расчетов через проблемные банки, заведомо зная, что деньги в бюджет не поступят, он является недобросовестным. Его обязанность по уплате налога в бюджет не может считаться исполненной, даже несмотря на то, что формально он исполнил требование закона и направил платежное поручение в банк (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.08.2006 по делу N А29-12985/2005а).

Необходимо рассмотреть характерные ситуации, поясняющие этот принцип.

Компания приобретает товар у фирмы-"однодневки" (не подающей отчетность и не уплачивающей налоги) и принимает к вычету НДС в цене приобретенных товаров. Фактически контроль над "однодневкой" осуществляется самой компанией. Такой налогоплательщик согласно позиции арбитража является недобросовестным, т.к. заведомо знает о неисполнении обязанностей налогоплательщика его контрагентом, а принятие им к вычету НДС - неправомерным (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.04.2006 по делу N А79-9108/2005).

Встречаются ситуации, когда предприятие приобретает товары у фирм-"однодневок", но доказать взаимозависимость налогоплательщика - покупателя товаров и "однодневки"-поставщика формально нельзя. В таких случаях есть один нюанс: если фирмами-"однодневками" является большинство контрагентов налогоплательщика, суды нередко признают последнего недобросовестным. Разве может большинство контрагентов нормальной фирмы, работающей на реальном рынке, не сдавать отчетность и оказаться зарегистрированными на лиц без определенного места жительства? По мнению судов - нет (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 04.07.2006 N Ф08-2921/2006-1225А и ФАС Уральского округа от 15.02.2006 N Ф09-1541/05-АК).

Вообще суд, оценивая действия налогоплательщика с точки зрения его добросовестности, обязан исходить из совокупности всех обстоятельств, их объективного указания на злоупотребление налогоплательщиком своими правами (например, правом на возмещение НДС, создание схемы, направленной на уклонение от уплаты налога одними участниками сделки и получение НДС из бюджета другими).

 

Концепция экономической целесообразности или деловой цели

 

Данный принцип означает: если действия налогоплательщика не имеют так называемой деловой цели, а ставят основной задачей лишь получение налоговых выгод, то действия налогоплательщика могут быть признаны незаконными (а в налоговых выгодах в этом случае отказывают).

Для иллюстрации приведем пример, когда компания перевела большинство своего персонала в отдельную, специально созданную компанию, применяющую упрощенную систему налогообложения, и использовала в дальнейшем его по договору найма персонала (часто встречающаяся схема снижения единого социального налога). При этом единственной экономической причиной перевода, по указанию самой компании, являлась возможность оптимизировать налоги. В такой ситуации правомерно решение налогового органа о доначислении налогоплательщику налогов, сэкономленных при переходе на данную схему.

Правомерность такого подхода налоговых органов признают и суды. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12418/08 РФ сделан вывод о том, что подобная схема (ее еще называют аутсорсингом персонала или аутстаффингом) с "привлечением" персонала фирмы, использующей специальный режим налогообложения, позволяет компании, находящейся на общем режиме налогообложения, недобросовестно минимизировать налоги путем уклонения от уплаты ЕСН.

 

Концепция преимущества экономического содержания над юридической формой

 

Налоговые последствия определяются не юридической формой, а экономической сущностью действий и деловой целью участников.

Приведем пример из практики. Налогоплательщик не стал заключать с покупателем договор купли-продажи основных средств, а внес их в качестве вклада в уставный капитал созданной им дочерней организации. Затем налогоплательщик продал основные средства, оформив сделку как продажу доли в уставном капитале вновь созданной организации. В результате собственником имущества стала организация-покупатель, а налогоплательщик-продавец сэкономил на налоге на добавленную стоимость (при уступке доли в уставном капитале НДС не платится; если же товар был бы продан по договору купли-продажи, НДС со стоимости товара необходимо было бы уплатить).

Несмотря на то что налогоплательщик прямо не нарушил никакие нормы законодательства, налоговый орган при проверке наверняка доначислит налогоплательщику НДС, пени и наложит штраф.

Другой яркий пример, иллюстрирующий данный принцип: организация заключала договоры займа с другой организацией. В счет погашения этого займа она поставляла свою продукцию заимодавцу.

При налоговой проверке займополучателя налоговые органы посчитают займы предоплатой за продукцию и доначислят налог на добавленную стоимость с полученных авансов (займов), т.к. деловой целью предприятий было не получение и предоставление займа, а получение продукции. Заем нужно рассматривать как аванс в счет поставляемой продукции, и с него необходимо уплачивать налог на добавленную стоимость.

Известны случаи, когда организации, не имеющие на балансе или в аренде никаких основных фондов и содержащие в штате только директора, умудрялись оказывать и транспортные, и полиграфические, и любые другие услуги. При этом заказчики не очень часто интересуются наличием у исполнителя достаточной материально-технической базы для исполнения подписанного соглашения. Их больше интересует порядок расчетов и прочие условия.

Синхронизация юридических и фактических действий не только важна для обеспечения защиты от недобросовестных участников процесса, но и имеет огромное значение для отражения возможных подозрений со стороны проверяющих.

Это связано, в частности, с существованием в Гражданском кодексе РФ таких понятий, как "недействительная сделка", "притворная сделка", "мнимая сделка", "недееспособный гражданин" и т.д., а также с наличием в Уголовном кодексе РФ статей, посвященных уклонению от налогов, фиктивному предпринимательству, фиктивному банкротству, отмыванию денежных средств и имущества и т.п.

 

Требование реальности экономической деятельности

 

Только при отражении в налоговой отчетности реальных хозяйственных операций схемы налогового планирования являются законными.

В качестве примера приведем распространенную ситуацию, когда общество передало функции единоличного исполнительного органа (руководителя, генерального директора) управляющей компании и уменьшала налог на прибыль на расходы по оплате ее услуг. При этом, как было установлено налоговой проверкой, фактическое управление предприятием осуществлялось самим обществом, без реального участия управляющей компании. Об этом свидетельствовали: территориальная удаленность управляющей компании, фактическая передача бывшему генеральному директору, переведенному на другую должность, всего оперативного руководства компанией; отсутствие изменений в штатном расписании (все работники аппарата управления остались на своих местах, функции их не поменялись). Суд посчитал данные факты основанием для выражения сомнений в экономической оправданности затрат на оплату услуг по управлению юридическим лицом (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.08.2006 N Ф04-5188/2006(25457-А27-33)).

Ранее подходы судов при оценке законности действий налогоплательщика были самими различными и порой противоречили друг другу. ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление ВАС РФ N 53) определил перечень критериев, по которым налоговая выгода может быть признана необоснованной. Еще одним важным элементом Постановления являются предусмотренные им гарантии интересов добросовестного налогоплательщика.

Статьи по теме:

www.pnalog.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта