Оптимизация ндс: Помощь в оптимизации НДС – стоимость услуг компании RUSTAX

Содержание

Оптимизация налогообложения: допустимые способы оптимизации НДС

Ведущий юрист отдела налогового права

Дорофеев С.Б.

Оптимизация налогообложения: незаконные, полузаконые и законные способы

Оптимизация налогообложения вообще, и по налогу на добавленную стоимость в частности, — обширнейшая тема, в полной мере осветить которую в рамках одной работы попросту невозможно. В настоящее время начинает выделяться даже отдельный вид специалистов в налоговой области, специализирующихся исключительно на поиске и выявлении для налогоплательщиков различных способов снижения НДС, а также других налогов.

Традиционно в данном вопросе способы минимизации налоговой нагрузки классифицируются на незаконные, полузаконные и законные (легальные).

В качестве незаконного способа оптимизации налогообложения (т.н. «черной оптимизации») в большинстве случаев выступает банальная неуплата налогов, маскирующаяся с помощью определенных обстоятельств. В случае снижения НДС такая неуплата распространена, пожалуй, больше чем с каким бы то ни было другим налогом в силу его косвенного характера и сложности исчисления.

Следует отметить, что за годы существования рыночной экономики российские предприниматели придумали множество конкретных способов не платить налоги и, в особенности, снижать НДС по-черному, однако, суть их в большинстве случаев едина — это применение налоговых вычетов одной организацией (во многих случаях приводящих к возмещению налога из бюджета) и неуплате исходящего НДС другой, взаимосвязанной организацией, у которой приобретаются (часто, фиктивно) товары, работы, услуги. В общем виде эта схема представляет собой одно звено т.н. «карусельных» схем возмещения НДС, когда каждый последующий покупатель товара возмещает предъявленный продавцом НДС, а каждый последующий продавец этот НДС в бюджет не уплачивает.

Сокрытие объектов налогообложения, например, безучетная реализация продукции или безучетное получение иных благ, подлежащих налогообложению, также относится к указанным способам оптимизации НДС.

Полузаконными способами является формальное соблюдение норм НК РФ, но использование их без деловой цели, исключительно для целей снижения НДС и других налогов. Примерами таких способов оптимизации налогообложения является искусственное дробление крупного бизнеса на более мелкий с целью применения специальных налоговых режимов (за исключением случаев законных способов реализации права на свободу эконмической деятельности и применение этих режимов), перевод работников в организацию на УСН с целью минимизации ЕСН (в настоящее время, правда, уже не актуально), фиктивный наем инвалидов с целью использования льгот, оформление предоплаты займом, чтобы не платить налог на добавленную стоимость с аванса, уплата неустойки, не включаемой в налоговую базу по НДС, но экономически являющейся ценой товара и т.д., тысячи их.

Отличительной чертой данных схем, как уже отмечено, является обязательный элемент фиктивности или искусственности тех или иных обстоятельств, позволяющих налогоплательщику добиваться снижения НДС к уплате и, в целом, налоговое бремя. То есть получение налоговой выгоды в таких ситуациях является единственной деловой целью налогоплательщика.

Естественно, что получение такой выгоды признается неправомерным по разъяснениям ВАС РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).

Однако, именно в данных схемах наиболее велика степень усмотрения и субъективной оценки юридически значимых обстоятельств (в первую очередь, деловой цели) со стороны налоговых органов и судов, которые по своему внутреннему усмотрению (в определенных пределах, конечно) могут устанавливать наличие или отсутствие указанной цели у налогоплательщика. Фактически данные полномочия им и предоставил ВАС РФ в указанном Постановлении.

Учитывая данные обстоятельства, налогоплательщики пытаются создавать видимость наличия деловых целей в своих действиях, выдавая снижение налогового бремени за побочный продукт. Именно при разработке таких схем в наибольшей степени может раскрываться «творческий» потенциал указанных в начале данной статьи «специалистов», придумывающих эти цели и «создающих» дли их реализации документацию.

Разработка и внедрение таких способов оптимизации НДС и других налогов является, безусловно, активно обсуждаемым при практической реализации в налогообложении, однако, стоит учитывать установленные законом налоговые и уголовно-правовые последствия такой оптимизации, в частности опыт руководства небезызвестной компании ЮКОС.

Не стоит также забывать и о законных возможностях снижения НДС и других налогов.

Здесь нужно отметить, что обычно такие возможности связаны с неким выбором, предоставляемым НК РФ налогоплательщику в конкретной ситуации осуществления им реальной хозяйственной деятельности. Просчитав варианты налогообложения, налогоплательщик может просто сделать наиболее выгодный конкретно для него выбор, при этом, учитывая реальность операций, наличие деловой цели в таких случаях играет не столь важную роль, как при полузаконных способах.

Законным способом оптимизации НДС и других налогов является, например, выбор для хозяйственной деятельности операций, не облагаемых НДС по ст. 149 НК РФ, или экспортных операций, позволяющих систематически возмещать НДС из бюджета, выбор того или иного режима налогообложения при создании компании, осуществление инвестиций через офшорного учредителя или займодавца, позволяющая минимизировать налог на прибыль в связи с применением соглашений об избежании двойного налогообложения, выбор более выгодного метода начисления амортизации (в т.ч., применение ускоренной амортизации), разработка и применение эффективной методики раздельного учета по НДС (раздельный учет входящего НДС).

Такие способы оптимизации налогообложения наиболее устойчивы к претензиям со стороны налоговых органов и являются, по сути, не оптимизацией, а грамотным налоговым планированием хозяйственной деятельности, позволяющим достигать необходимую налоговую экономию с допустимыми налоговыми рисками.

Говоря о способах оптимизации НДС, а также других налогов в целом, нельзя не упомянуть такого излюбленного российскими предпринимателями способа, как формирование центров прибыли у взаимозависимых субъектов с пониженным налоговым бременем. Пожалуй можно сказать, что этот способ минимизации налогов наиболее распространен в бизнес среде России в связи с потенциальными возможностью существенной экономии и при этом оцениваемом не слишком сильно рисом.

Обычно этот способ реализуется с помощью различного рода посреднических договоров (хотя бывают и другие) с взаимозависимыми лицами и манипулирования ценами в сделках с ними. Так, например, предприятие может реализовывать свою продукцию через агента на УСН, вознаграждение которого экономически составляет почти всю прибыль предприятия. В этом случае НДС с агентского вознаграждения не уплачивается вовсе, а налог на прибыль уплачивается по пониженной ставке от 5 до 15%.

Либо, например, предприятие на УСН (или еще лучше, офшорная компания) может оказывать некие услуги основной фирме, изымая таким образом ее прибыль и облагая ее в меньшем размере.

При этом можно даже сказать, что такие действия налогоплательщика законны, но с одной оговоркой, имеющей, тем не менее, огромное значение. Налоговые последствия такой деятельности не должны отличаться от последствий, которые были бы, если бы участники сделки не были взаимозависимыми. То есть, государство не запрещает изымать таким образом прибыль и уводить ее куда угодно, хоть за рубеж, но налоги требует платить в России.

Стоит ли говорить, что добровольно никто из компаний, занимающихся такой оптимизацией налогообложения, налоги в России не доплачивает. Между тем, отдельному главе компании Мечел за увлечение этим способом оптимизации (с помощью агента-офшора) со стороны высших представителей государственной власти было публично сделано замечание по этому вопросу с указанием возможности проведения целенаправленной проверки для устранения возможных проблем.

Общая тенденция регулирования налоговой оптимизации, в т.ч., оптимизации НДС

Напоследок отметим, что из тенденций развития налогового права в РФ можно сделать вывод, что государство решило уделить самое пристальное внимание именно данному способу оптимизации налогообложения (в т. ч., в части оптимизации НДС) и наиболее активно с ним бороться. В связи с этим с 01.01.2012 г. вступил в силу раздел V.1 НК РФ о контроле за ценообразованием в сделках между взаимозависимыми лицами, по большей части вводящий в налоговую систему РФ абсолютно новые институты и понятия (например, контролируемых сделок), а также новые формы контроля (особы вид проверок за ценами в контролируемых сделках).

В этом контексте можно отметить, что в современных условиях оптимизация налогообложения как элемент свободы экономической деятельности требует взвешенного подхода к решению поставленной задачи — в первую очередь в аспекте минимизации риска возникновения и негативного для налогоплательщиков развития налоговых споров при возмещении НДС и реализации иных мер по достижению налоговой экономии.

Эффективность оптимизации налога на прибыль и НДС