1.1. Экономическое поведение и информация. Функция оптимизации выбора в институциональной экономике


Институциональная экономика

Александр Александрович Аузан

Глава 1. Нормы, правила и институты

В данной главе будет рассмотрено одно из основных понятий новой институциональной экономической теории — понятие института. Первый, вводный, параграф главы посвящен обсуждению роли информации в процессе принятия экономических решений и значимости образцов поведения для сокращения издержек принятия решений, во втором параграфе вводится и детально анализируется понятие института, а третий параграф содержит общее описание институциональной структуры экономики.

1.1. Экономическое поведение и информация

Экономическое поведение как принятие решений. В рамках экономической теории поведение экономических агентов — действия, нацеленные на рациональное использование ограниченных ресурсов, — рассматривается как последовательность актов принятия решений. Экономический агент, исходя из своей целевой функции, — функции полезности для потребителя, функции прибыли для предпринимателя и т. п., — и имеющихся ресурсных ограничений, выбирает такое распределение ресурсов между возможными направлениями их использования, которое обеспечивает экстремальное значение его целевой функции.

Такая трактовка экономического поведения базируется на ряде явных и неявных предпосылок (которые подробно рассматриваются в заключительной главе учебника), среди которых здесь важно выделить одну: упомянутый выбор варианта использования ресурсов имеет сознательный характер, т. е. предполагает знание агентом как цели своих действий, так и возможностей использования ресурсов. Такое знание может иметь как достоверный, детерминированный характер, так и включать знание лишь некоторых вероятностей, но в любом случае без наличия информации о цели действия и ресурсных ограничениях выбор варианта действия (использования ресурсов) невозможен.

Информация, необходимая для принятия решения, может как уже иметься в памяти экономического агента (индивида), так и специально собираться им для выбора варианта действий. В первом случае принятие решения может быть осуществлено незамедлительно, во втором — между возникновением необходимости в распределении ограниченных ресурсов и самим актом их распределения должно пройти определенное время, необходимое для получения (сбора, покупки и т. п.) необходимых данных. Кроме того, получение нужной информации (помимо той, что уже имеется в памяти индивида) неизбежно требует расходования ресурсов, т. е. несения агентом определенных издержек.

Ограничения при принятии решений. Это означает, что ограничения, возникающие в рамках задачи принятия решений, опосредующей экономическое действие, включают не только «стандартные» ограничения на доступные материально-вещественные, трудовые, природные и т. п. ресурсы. Они включают также и ограничения на доступную информацию, а так же временное ограничение — на величину того отрезка времени, в течение которого необходимо оптимально (с точки зрения той или иной целевой функции) распределить ресурсы.

Если время сбора необходимой информации в условиях существования других ограничений (например, на денежные средства для ее приобретения) превышает максимально допустимое, индивид вынужден принимать решение при неполной информации, заведомо теряя в эффективности использования имеющихся у него ресурсов.

Предположим, что правительство объявило конкурс на исполнителя весьма выгодного контракта, установив ограниченные сроки подачи предложений, и объявив, что победитель устанавливается не только по критерию цены, но и по критерию качества проработки проекта по исполнению контракта. В таких условиях фирма, не способная в течение установленного срока разработать детальный план исполнения контракта, может оказаться в проигрыше, несмотря на адекватные возможности выполнения контракта по существу.

Очевидно, в данном примере временное ограничение определяет повышенные расходы других ресурсов на его выполнение. Если бы фирма, например, не стремилась разработать бизнес-план только собственными (ограниченными) силами, а наняла для его разработки сторонних специалистов (естественно, понеся большие издержки), она вышла бы на конкурс с более качественной документацией и смогла бы стать его победителем. Иначе говоря, данный пример демонстрирует некоторую «взаимозаменяемость» временного и ресурсных ограничений.

Рассмотрим, однако, другой пример: пусть рабочий получил задание выточить некоторую деталь на токарном станке. Очевидно, это задание предполагает выполнение целой серии отдельных действий, каждое из которых, в принципе, может осуществлять многими разными способами: заготовку от места их хранения до станка можно нести быстро или медленно, по прямой или по иной линии, заготовку можно крепить, закручивая гайки с большей или меньшей силой, резать можно разными резцами, скорость резания тоже можно выбирать в довольно широком диапазоне, и т. д. Если бы наш работник решил оптимизировать все свои действия, в явном виде ставя и решая соответствующие задачи распределения ресурсов, нетрудно догадаться, что, получив задание в прошлом году, он все еще решал бы такие задачи в году нынешнем. Дело в том, что, скажем, только оптимизация режимов резания требует постановки сотен экспериментов для получения необходимых данных, а формулирование, например, критерия оптимизации траектории движения индивида вообще представляет собой задачу, которую не ясно как решать. Этот пример подчеркивает также важность такого типа ограничений, как ограниченные калькулятивные способности людей, невозможность проведения ими без соответствующего инструментария длительных и масштабных вычислений.

Разберем еще один пример. Пусть группа граждан, желающая совместно заняться предпринимательством на территории России, стремиться зарегистрироваться в качестве юридического лица. Она может подготовить некоторый набор документов, который, как ей кажется, вполне достаточен для этого, затратив на это свои усилия, время и средства, и прийти с ним в регистрационные органы. Если этот набор не соответствует требованиям закона, эти органы, естественно, не зарегистрируют такое юридическое лицо. Наша группа граждан может в течение неопределенного срока повторять свои безуспешные попытки, используя, в сущности, метод проб и ошибок, однако не добиться успеха. Ведь упомянутые

выше ограниченные калькулятивные и предсказательные способности не позволят им угадать, какие именно документы и в какой форме необходимо представить в регистрирующие органы для получения желаемого статуса.

Приведенные положения, примеры и рассуждения ясно показывают, что реальные экономические агенты, — хозяйствующие субъекты, — принимают решения не только на основе неполной, ограниченной информации о ресурсах и способах их использования, но и ограничены в возможностях обработки и переработки этой информации для выбора наилучшего варианта действий. Тем самым, реальные экономические агенты, согласно терминологии, предложенной Гербертом Саймоном, являются ограниченно рациональными субъектами.

Ограниченная рациональность — это характеристика экономических агентов, решающих задачу выбора в условиях неполной информации и ограниченных возможностей по ее переработки.

Между тем, разумеется, никакой нормальный человек в очерченных выше ситуациях с обработкой детали на токарном станке или подготовкой документов для регистрации предприятия не ставит и не решает задач последовательной оптимизации каждого из своих действий, или предсказания набора требований к документам. Вместо этого люди используют образцы (шаблоны, модели) поведения.

Так, применительно к примеру с принятием технологического решения, вместо расчетов оптимальной траектории и скорости движения от склада заготовок к станку рабочий идет так, как привык ходить: привычка — это типичный и массовый образец поведения. Вместо того, чтобы экспериментально обнаруживать наилучший режим резания для материала, с которым он еще не работал (если опыт работы уже есть, то действует привычка), рабочий воспользуется справочником, в котором записаны оптимальные режимы обработки различных материалов.

Для примера с подготовкой документов для регистрации предприятия, вместо «экспериментального» выявления требований к этому набору люди используютнормативно-правовые документы, например, текст Гражданского кодекса РФ (ч. 1, гл. 4) и других нормативных актов.

Легко видеть, что такая запись в справочнике или положение нормативного акта (а также и привычка, если попытаться ее логически реконструировать) представляет собой готовую модель рационального (оптимального) действия:

если текущая ситуация есть S, действуй способом A(S).(1.1)

При этом подразумевается, что способ A(S) таков, что получающийся результат является наилучшим из возможных с точки зрения типичных для ситуации S критериев принятия решений.

Независимо от того, имеется ли готовый шаблон поведения непосредственно в памяти индивида (выработан он на основе собственного опыта, серии проб и ошибок, или же получен в процессе обучения, также не имеет значения), или обнаруживается во внешних источниках информации, его применение происходит по вполне стандартной схеме:

идентификация ситуации;

подбор шаблона вида (1.1), включающего идентифицированную ситуацию;

• действие способом, соответствующим шаблону.

Если сравнить приведенные этапы с этапами процесса принятия решений, налицо очевидная экономия усилий (а стало быть, экономия ресурсов и времени) при определении того, какое действие осуществлять. Прибавив к этому то обстоя-телыс во, что перечисленные действия зачастую выполняются неосознанно, в «автоматическом режиме», легко прийти к выводу о том, что

Шаблоны и образцы поведения представляют собой средства экономии ресурсов в рамках задач определения наилучших способов действий.

Выделенная характеристика моделей поведения, используемых экономическими агентами в ходе рационализации использования своих ограниченных ресурсов для определения того, каким способом их использовать, неявно предполагает, что индивиды либо пользуются внутренними образцами (привычками), либо сами выбирают какие-то внешние образцы для подражания (для следования им). При этом они, следуя образцам и шаблонам, в полном соответствии с положения экономической теории, ведут себя рационально, максимизируют свою полезность (ценность, сти мость и т. п.).

Однако непосредственное наблюдение показывает, что в жизни есть и другие шаблоны и образцы поведения, следование которым мешает человеку максимизировать свою функцию полезности.

Рассмотрим еще один пример, имеющий на этот раз не условный, а вполне конкретный характер. В западных университетах при проведении письменных экзаменов зачастую в аудиториях нет преподавателей или других сотрудников факультета. Казалось бы (с точки зрения типичного отечественного студента), созданы идеальные условия для списывания, пользования шпаргалками и т. п. Однако никто из экзаменуемых не ведет себя так. Объяснение (точнее, его первый, поверхностный слой) очень просто: если кто-то из сдающих экзамен решится на такое, его коллеги немедленно сообщат от этом преподавателю («донесут» или «настучат», как принято говорить), и нечестный студент получит заслуженный нулевой балл (если вообще не будет изгнан).

Со стороны студентов, честно пишущих свои работы, такое поведение («доносительство») будет простым следованием привычке, которая, как многие другие привычки, имеет вполне рациональное основание. Ведь в зависимости от результатов экзаменов студенты получают соответствующий рейтинг, а в зависимости от рейтинга формируется спрос на выпускников со стороны работодателей. Следовательно, студент, пользующийся шпаргалкой или списывающий на экзамене, получает необоснованное конкурентное преимущество при приеме на работу и определении его оклада. Сообщив о его неправильном поведении, другие студенты устраняют, тем самым, недобросовестного конкурента, что является вполне рациональным действием.

В то же время для того из экзаменующихся, кто обладает недостаточными знаниями для успешной сдачи экзамена, упомянутая привычка других явно мешаетсовершить действие, способное принести ему пользу. Вместе с тем, будучи уверенным в том, что обман обязательно раскроется (что грозит значительной утратой полезности), такой студент, несмотря на искус, все же воздержится от попытки получить неадекватно высокий балл.

В этой ситуации можно сказать, что он также следует образцу или шаблону поведения, — однако вопреки своему желанию, рационально сопоставляя выгоды и издержки отклонения от этого, фактически навязанного ему другими образца.

Модели или образцы поведения, говорящие о том, как следует себя вести в той или иной ситуации, принято называть правилами или нормами.

Обобщая сказанное, мы можем заключить, что в реальной жизни, кроме известных из экономической теории ресурсных, временных и информационных ограничений на выбор направлений действий и способов использования ресурсов, существуют и другие типы ограничений, связанные с существованием норм или правил1.

studfiles.net

Институциональная экономика

Институциональная экономика изучает механизм индивидуального выбора экономических агентов, методы, с помощью которых в нем могли бы быть использованы различные наборы институциональных ограничителей. Нормы и традиции в обществе не только являются ограничителями поведения индивидов, но и используются как инструменты, побуждающие экономических субъектов действовать в соответствии с определенными в обществе правилами, норм поведения и предоставленных прав. Развитие институтов прошел длительный процесс, который содержал создания, отбор и формирование их оптимальной системы.           Важнейшей составляющей институциональной теории является институциональное изменение, проявляющееся в существующем длительном по становлению изменении.  Последнее выражается в устойчивом и оборотном по скорости осуществления преобразовании и разнокачественных по эффекту действия воздействии на институциональные субъекты, политические организации и формальные институты.  Институциональный процесс характеризуют эволюционное, кумулятивное и адаптивное изменение. Под первым понимают изменение периферийных правил и их постепенное превращение в правила высшего порядка. Кумулятивное изменение определяется степенью развития институтов и проявляется в общих изменениях функционирующих норм, правил и институтов. Адаптивное изменение характеризует использование и адаптацию норм и правил поведения экономических субъектов в существующих условиях. В процессе институционального изменения, что сопровождается созданием институтов, созданием и использованием новых норм, правил в обществе, происходит переход трансформированной системы к новому состоянию равновесия.           Институциональным порядком считают поведение экономического агента, института ( учреждения ) по стандартному образцу, формы и способы их экономической координации. Эффективный экономический порядок означает совпадение индивидуальных и общественных результатов экономической деятельности.      Преемственность пути исторического развития и использования различных координационных форм определяют комбинацию форм рационального поведения экономических агентов, с наперёд предполагаемым поведением, их взаимосвязью, а также относительность и преходящий характер институциональных состояний.          Представляется, что в качестве критерия разделения на внутренние и внешние институты следует рассматривать формы деятельности людей. Внутренние институты определяют совокупность правил и механизмов, координирующих формы поведения людей в обществе. К ним относятся экономическая и политическая культуры, ценности, отношения в обществе, традиции. Внешние институты характеризуют нормы, правила взаимодействия человека и внешней среды, определяют формы взаимоотношений государств.

           В зависимости от субъектного признаки институты разделяют на институты государства, фирм (предприятий ), различных форм предпринимательской деятельности, банков, бирж, инвестиционных компаний, консалтинговых компаний, инвестиционных фондов, страховых компаний и пенсионных фондов. Анализ институтов проводят в зависимости от микро или макро-уровней исследования. Как критерий разграничения институтов следует рассматривать экономические субъекты. На микро-уровне предприниматели, производители и финансовые посредники организуют работу фирм, выполняют функции по созданию и обслуживанию рыночной инфраструктуры. Международные институциональные  организации не являются основными субъектами, выполняющие функции координации системы. Эффективное функционирование институтов на микро и макро-уровнях достигается посредством согласования целей деятельности институциональных субъектов разных уровней на основе обмена информацией, оптимизации ее объема и направленности сигналов. В случае несбалансированности информационных векторов происходит нарушение в работе институтов. Этот процесс сопровождается деформациями в функционирующей экономической системе. Под информационным вектором понимают определенной длины и направленности отрезок ( поток ) информации. В зависимости от совпадения направленности векторов поток информации, передаваемой увеличиваться или уменьшаться.

          Новая Институциональная экономика изучает различные структуры управления государством, элементами которых являются контрактная система, организации (институты ), институциональная структура общества, хозяйственные системы. Это направление основывается на эволюционно - социологическом методе. Использование интегрированного подхода в изучении хозяйственных систем позволяет расширить границы экономического анализа за счет введения в объект исследования теорий общего порядка, политического порядка, интеграции теории институционального поворота. Толкование понятия « институт » был расширен представителями этого направления через отделения в нем формальных и неформальных правил, определяющих способ взаимоотношений экономических агентов, а также организаций. В отличие от традиционного подхода в новой институциональной экономике поведение экономических субъектов рассматривают как ограниченно рациональную в условиях асимметричности информации. Такое поведение приводит к нерациональному использованию экономических ценностей и нередко характеризуется как оппортунистическое.

В большинстве случаев институты являются внутренними ограничителями экономического поведения агентов и будто встроенными в функционирующую экономическую систему. В зависимости от характера определения институциональных правил могут происходить разнокачественные изменение в системе. Д. Норт определяет институт как совокупность созданных человеком ограничений, которые структурируют политическую, экономическую и социальную взаимодействие. Институты рассматривают двояко : с одной стороны, как условие рационального поведения экономического агента, с другой как средство, с помощью которого появляется возможность экономить на рациональности. Существование пределов рационального поведения экономических субъектов влияет на процесс управления. Выбор структуры управления зависит от селекции и получения знаний. Отличительной чертой новой институциональной экономики является признание существования трансакционных издержек.

           В отличие от концепции новой институциональной экономики неоинституциональная экономика основывается на неоклассическом подходе и методах маржинального анализа, теории игр. Неоинституционалисты используют принцип методологического индивидуализма при рассмотрении рациональности как переменной величины, причем анализируют ситуации, их повторяемость, учитывают объем информации при принятии индивидом решения, а также степень мотивации работника.

Современная институциональная теория основывается на решении следующих основных проблем: объяснение возникновения институтов, изучение их функционирования в изменившихся условиях, выяснение сущности институтов -ного порядка и оценка роли институциональных изменены. Применение плюралистического метода для анализа различных направлений институционализма способствует углубленному изучению их сущности, использованию междисциплинарного подхода исследования в выявлении закономерностей формирования институтов.

           Изучение содержания переходных процессов в рамках описанных выше направлений институциональной экономики расширяет рамки традиционного экономического анализа. Исследование различных институциональных направлений свидетельствуют о целесообразности использования комплексного подхода, который учитывает общие теоретические основы рассматриваемых концепций при анализе исследования проблем формирования институциональной системы переходной экономики. Оказывается, что как общие теоретико - методологические основы комплексного институционального подхода следует отделять определенные черты, характерные только для каждого, отдельно рассматриваемого направления. В традиционном институциональном анализе определяют понятие института как формы ограничения и предоставления прав экономическим субъектам.

           Характерными чертами новой институциональной экономики является анализ контрактной системы, формальных и неформальных правил, исследования форм организации и институциональной структуры. В неоинституциональной экономике отделяют использование принципа методологического индивидуализма, применение методов маржинального анализа, контрактного подхода, обоснование использования альтернативных институциональных форм интернационализации экстерналий, в эволюционной введения в объект институционального исследования форм поведения институциональных субъектов на организационном уровне и его подуровнях. В технологической парадигме отделяют изучение технологических и эволюционных изменены. Применение комплексного институционально - го подхода, в котором учитываются указанные выше типичные черты, характерные для каждого из направлений, позволит глубже исследовать современные институциональные процессы в странах переходной экономики. Использование же инструментария институциональной теории способствовать активизации институциональных преобразований в переходной экономике.

Современные представители институционализма выделяют два основных методологических уроки углубленного познания институциональной теории. Во-первых, институциональная онтология субъективна, ее следует изучать с позиций отдельно взятой личности. Институциональные факты существуют для убеждений участников, а не для обеспечения адекватного функционального или Поведенческая анализа. Индивиду следует чувствовать себя в институциональной среде для того, чтобы его понять. Во-вторых, общество должно логическую строение, и теория познания указанного феномена должен содержать логический анализ его структуры.

Остановимся подробнее на подходе, предложенном В. Скотт том, согласно которому институты рассматриваются как многоплановые структуры длительного использования, содержащие институциональные элементы, социальную деятельность и материальные ресурсы. При этом автор сосредоточивает внимание на анализе сути трех институциональных элементов: регулировочной системы, нормативной системы, культурно - познавательной системы. Он отделяет такие институциональные направления: новая Институциональная экономика, экономическая история, традиционная институциональная социология, неоинституциональная социология и эволюционная экономика. Несмотря на неординарность предложенного В. Скоттом подхода, кажутся недостаточно обоснованными отделения различных уровней исследования институтов.

При переходе к рыночной экономике страны сталкиваются с необходимостью проведения экономических преобразований в традиционных сферах деятельности, преодоления искажений, оставшиеся от прежнего режима, принятие новых общепризнанных норм и процедур, создания новых институтов. Эффективному функционированию институтов в странах с переходной экономикой препятствует уход части экономических субъектов в теневой бизнес, « всплытия мозгов » в индустриально развитые страны, преобладание краткосрочных инвестиций над долгосрочными, преимущество хранения капитала в зарубежной валюте, отток капитала за границу, приток иностранного капитала в небольшом объеме.

Организация и развитие системы новых институтов направлены на уменьшение фактора неопределенности, достижение компромисса по различным интересов всех субъектов общества. Вместе с тем не все индивиды принимают активное участие в разработке и создании институтов, придерживаются правил поведения, определенных законодательно. Следует отметить, что не всегда институциональные изменения приводят к формированию эффективных институтов. В частности, нередко в процессе возникновения институтов наблюдалась противоположная тенденция, связанная с ростом уровня трансакционных издержек и преобразованием институтов с возрастающей предельной отдачей на менее эффективные институты с убывающей предельной отдачей. Воспроизведение неэффективных институтов может быть преодолено в процессе эволюции общества и в процессе обучения актеров, которые являются представителями того населения, для блага которого задуманы все реформы.

Институциональное закрепление функциональных связей между экономическими субъектами определяет границы доступа к определенному массива ресурсов в обществе. Успешность трансформационного процесса зависит от того, какие связи будут преобладать и значение которых будет снижаться и нивелироваться.

Отмечая, что демократизация не является единственным условием успешного построения демократии, М. Кастаньера пишет: «Решение этой задачи требует соблюдения законности, создания реальных прав собственности, обеспечение исполнения контрактов и др.. Напротив, быстрая демократизация и проведения реформ при отсутствии « власти закона » ведет к институциональному коллапса усиливает институциональный спад и препятствует хозяйственному оживлению ». Функционирование системы институтов связано с созданием сети конкурентоспособных

институтов. Благодаря становлению институтов рыночной экономики предельные и средние политические издержки будут сокращаться. Институциональной на система, создается, стремиться к достижению равновесия между предельными социальными выгодами и предельными социальными издержками. Формирование институтов непосредственно связано с дополнительными затратами на проведение институциональных реформ. В случае неэффективного функционирования системы институтов и возникновения дефицита государство будет вынуждено субсидировать расходы за счет дополнительного финансирования.

Постоянное возникновение и разрешение противоречий является основой для перехода системы от одного уровня развития к другому, качественно нового. Главными элементами противоречий являются: принципиальная неопределенность выбора между альтернативными направлениями дальнейшего развития, сохранения внеэкономических ( властных ) методов управления, высокий уровень социально - экономических затрат рыночной трансформации, большой удельный вес в ВВП результатов деятельности уголовного теневого сектора, отсутствие государственной политики, определяющей приоритеты др. - институционального оформления отношений между экономическими субъектами. Институциональные процессы противоречивы и несистемными. Экономика, трансформируется, характеризуется неоднородностью, имеет признаки, присущие переходной системе.

Институты социального партнерства, организации, координирующие и регулирующие разнонаправленные интересы социальных групп в обществе, опосредующие отношения распределения в рамках воспроизводственного цикла, не является развитыми в странах с переходной экономикой.

Использование комплексного институционального подхода, который бы учитывал характерные черты каждого из рассмотренных институциональных направлений, будут направлены на ускорение осуществления институциональных реформ в странах с переходной экономикой. Распределение институтов на внешние и внутренние расширяет рамки исследования и познания переходных процессов. Ясность, стабильность правил в обществе, обеспечения их гибкости и изменения в случае инноваций будет способствовать получению максимальной выгоды от наличия институтов.

По словам А. Л. Яременко, можно определить четыре основных этапа институциональной трансформации фундаментального типа .

Первый этап это этап бесструктурной деятельности, характеризующийся тем, что социальная масса в момент катастрофы зря тратит энергетический запас в митинговой стихии, в разрушении всего, что считается нежизнеспособным.

Второй этап возникновения новых видов деятельности, в которых нуждается рыночная экономика. Для этого этапа характерно состояние « негативной свободы» для всех желающих получать доходы новыми способами. Здесь мало ограничений, запретов, но мало и реального профессионализма.

Третий этап можно назвать этапом формализации и бюрократизации. Полная свобода заменяется жесткой регламентацией чиновничества.

Четвертый этап это этап создания зрелых институциональных форм, которые смогут ограничить бюрократическое вмешательство в свою деятельность благодаря высокому профессионализму и собственным традициям, правилам и ограничениям как формальным, так и неформальным, не подпадающих под прямой бюрократический контроль. Этот этап является самым длинным и тяжелым.

Украина сейчас находится на третьем этапе. Реформирование экономики предусматривает:

    перестройку органов государственного управления экономикой;     изменение в структуре экономики ;     разгосударствления экономики ;     формирование новой институциональной системы.

Основные направления проведения институциональной реформы предусматривают укрепление законности, предоставление и обеспечение гарантий реальных прав собственности, соблюдения и исполнения контрактов, норм и правил в обществе, развитие неформальных правил, качественное совершенствование функционирующих институтов, создание институтов социального партнерства, организаций, координирующих и регулирующих интересы социальных групп общества.

Следует отметить стратегические направления институционального развития в Украине :

опережающее развитие общих институтов рынка и правового государства;

повышение общего уровня транспарентности механизмов хозяйствования, присвоение и реализация собственности и власти, создание институциональных условий для привлечения населения в процесс инвестирования путем более широкого доступа к участию в акционерных обществах и других корпоративных структурах через финансовые рынки ;

профессионализация рыночной, социальной и государственной деятельности, стимулирования развития негосударственных институтов;

развитие целостного инфраструктурного комплекса, учреждений анализ и проектирование создания системы социологического изучения представлений различных слоев населения об основных правила, нормы и ценности, которые являются наиболее глубокими институциональными -ми основами поведения людей, учет этой информации в институциональных строительстве, составной частью которой должно стать подсистема анализа и прогнозирования институциональных механизмов и последствий любых существенно изменены в истории. Взаимодействие институтов рыночной экономики и социального экономического развития происходит благодаря частной собственности, конкуренции, свободном ценообразованию.

В ХХ в. складывались институты социальной защиты населения. Их целью было снизить влияние последствий безработицы и уменьшения нищеты, обеспечения населения доступной медицинской помощью, образованием. Это способствовало консолидации общества, снижению внутренних противоречий и конфликтов, препятствующих социальному и экономическому развитию. В это время возрастала роль государства, его бюджета, государственных институтов.

Следует отметить, что положительные функции институтов во многих развитых странах не обеспечили эффективной деятельности таких институтов в странах - импортерах, наоборот, выросли институциональные расходы и практически не увеличилась эффективность экономики. Важным фактором стали управленческие, политические и иные решения, что сделало их объектом купли -продажи, а это является экономической и институциональной основой коррупции. Поскольку имеющиеся институты не соответствуют уровню экономического и социального развития предпринимательства, развивается теневая экономика.С уважением команда Портала – «Размут»Razmut.ru ©

< Предыдущая Следующая >
 

www.razmut.ru

1.1. Экономическое поведение и информация

1.1. Экономическое поведение и информация

Экономическое поведение как принятие решений. В рамках экономической теории поведение экономических агентов — действия, нацеленные на рациональное использование ограниченных ресурсов, — рассматривается как последовательность актов принятия решений. Экономический агент, исходя из своей целевой функции, — функции полезности для потребителя, функции прибыли для предпринимателя и т. п., — и имеющихся ресурсных ограничений, выбирает такое распределение ресурсов между возможными направлениями их использования, которое обеспечивает экстремальное значение его целевой функции.

Такая трактовка экономического поведения базируется на ряде явных и неявных предпосылок (которые подробно рассматриваются в заключительной главе учебника), среди которых здесь важно выделить одну: упомянутый выбор варианта использования ресурсов имеет сознательный характер, т. е. предполагает знание агентом как цели своих действий, так и возможностей использования ресурсов. Такое знание может иметь как достоверный, детерминированный характер, так и включать знание лишь некоторых вероятностей, но в любом случае без наличия информации о цели действия и ресурсных ограничениях выбор варианта действия (использования ресурсов) невозможен.

Информация, необходимая для принятия решения, может как уже иметься в памяти экономического агента (индивида), так и специально собираться им для выбора варианта действий. В первом случае принятие решения может быть осуществлено незамедлительно, во втором — между возникновением необходимости в распределении ограниченных ресурсов и самим актом их распределения должно пройти определенное время, необходимое для получения (сбора, покупки и т. п.) необходимых данных. Кроме того, получение нужной информации (помимо той, что уже имеется в памяти индивида) неизбежно требует расходования ресурсов, т. е. несения агентом определенных издержек.

Ограничения при принятии решений. Это означает, что ограничения, возникающие в рамках задачи принятия решений, опосредующей экономическое действие, включают не только «стандартные» ограничения на доступные материально-вещественные, трудовые, природные и т. п. ресурсы. Они включают также и ограничения на доступную информацию, а так же временное ограничение — на величину того отрезка времени, в течение которого необходимо оптимально (с точки зрения той или иной целевой функции) распределить ресурсы.

Если время сбора необходимой информации в условиях существования других ограничений (например, на денежные средства для ее приобретения) превышает максимально допустимое, индивид вынужден принимать решение при неполной информации, заведомо теряя в эффективности использования имеющихся у него ресурсов.

Предположим, что правительство объявило конкурс на исполнителя весьма выгодного контракта, установив ограниченные сроки подачи предложений, и объявив, что победитель устанавливается не только по критерию цены, но и по критерию качества проработки проекта по исполнению контракта. В таких условиях фирма, не способная в течение установленного срока разработать детальный план исполнения контракта, может оказаться в проигрыше, несмотря на адекватные возможности выполнения контракта по существу.

Очевидно, в данном примере временное ограничение определяет повышенные расходы других ресурсов на его выполнение. Если бы фирма, например, не стремилась разработать бизнес-план только собственными (ограниченными) силами, а наняла для его разработки сторонних специалистов (естественно, понеся большие издержки), она вышла бы на конкурс с более качественной документацией и смогла бы стать его победителем. Иначе говоря, данный пример демонстрирует некоторую «взаимозаменяемость» временного и ресурсных ограничений.

Рассмотрим, однако, другой пример: пусть рабочий получил задание выточить некоторую деталь на токарном станке. Очевидно, это задание предполагает выполнение целой серии отдельных действий, каждое из которых, в принципе, может осуществлять многими разными способами: заготовку от места их хранения до станка можно нести быстро или медленно, по прямой или по иной линии, заготовку можно крепить, закручивая гайки с большей или меньшей силой, резать можно разными резцами, скорость резания тоже можно выбирать в довольно широком диапазоне, и т. д. Если бы наш работник решил оптимизировать все свои действия, в явном виде ставя и решая соответствующие задачи распределения ресурсов, нетрудно догадаться, что, получив задание в прошлом году, он все еще решал бы такие задачи в году нынешнем. Дело в том, что, скажем, только оптимизация режимов резания требует постановки сотен экспериментов для получения необходимых данных, а формулирование, например, критерия оптимизации траектории движения индивида вообще представляет собой задачу, которую не ясно как решать. Этот пример подчеркивает также важность такого типа ограничений, как ограниченные калькулятивные способности людей, невозможность проведения ими без соответствующего инструментария длительных и масштабных вычислений.

Разберем еще один пример. Пусть группа граждан, желающая совместно заняться предпринимательством на территории России, стремиться зарегистрироваться в качестве юридического лица. Она может подготовить некоторый набор документов, который, как ей кажется, вполне достаточен для этого, затратив на это свои усилия, время и средства, и прийти с ним в регистрационные органы. Если этот набор не соответствует требованиям закона, эти органы, естественно, не зарегистрируют такое юридическое лицо. Наша группа граждан может в течение неопределенного срока повторять свои безуспешные попытки, используя, в сущности, метод проб и ошибок, однако не добиться успеха. Ведь упомянутые

выше ограниченные калькулятивные и предсказательные способности не позволят им угадать, какие именно документы и в какой форме необходимо представить в регистрирующие органы для получения желаемого статуса.

Приведенные положения, примеры и рассуждения ясно показывают, что реальные экономические агенты, — хозяйствующие субъекты, — принимают решения не только на основе неполной, ограниченной информации о ресурсах и способах их использования, но и ограничены в возможностях обработки и переработки этой информации для выбора наилучшего варианта действий. Тем самым, реальные экономические агенты, согласно терминологии, предложенной Гербертом Саймоном, являются ограниченно рациональными субъектами.

Ограниченная рациональность — это характеристика экономических агентов, решающих задачу выбора в условиях неполной информации и ограниченных возможностей по ее переработки.

Между тем, разумеется, никакой нормальный человек в очерченных выше ситуациях с обработкой детали на токарном станке или подготовкой документов для регистрации предприятия не ставит и не решает задач последовательной оптимизации каждого из своих действий, или предсказания набора требований к документам. Вместо этого люди используют образцы (шаблоны, модели) поведения.

Так, применительно к примеру с принятием технологического решения, вместо расчетов оптимальной траектории и скорости движения от склада заготовок к станку рабочий идет так, как привык ходить: привычка — это типичный и массовый образец поведения. Вместо того, чтобы экспериментально обнаруживать наилучший режим резания для материала, с которым он еще не работал (если опыт работы уже есть, то действует привычка), рабочий воспользуется справочником, в котором записаны оптимальные режимы обработки различных материалов.

Для примера с подготовкой документов для регистрации предприятия, вместо «экспериментального» выявления требований к этому набору люди используют нормативно-правовые документы, например, текст Гражданского кодекса РФ (ч. 1, гл. 4) и других нормативных актов.

Легко видеть, что такая запись в справочнике или положение нормативного акта (а также и привычка, если попытаться ее логически реконструировать) представляет собой готовую модель рационального (оптимального) действия:

если текущая ситуация есть S, действуй способом A(S).(1.1)

При этом подразумевается, что способ A(S) таков, что получающийся результат является наилучшим из возможных с точки зрения типичных для ситуации S критериев принятия решений.

Независимо от того, имеется ли готовый шаблон поведения непосредственно в памяти индивида (выработан он на основе собственного опыта, серии проб и ошибок, или же получен в процессе обучения, также не имеет значения), или обнаруживается во внешних источниках информации, его применение происходит по вполне стандартной схеме:

идентификация ситуации;

подбор шаблона вида (1.1), включающего идентифицированную ситуацию;

• действие способом, соответствующим шаблону.

Если сравнить приведенные этапы с этапами процесса принятия решений, налицо очевидная экономия усилий (а стало быть, экономия ресурсов и времени) при определении того, какое действие осуществлять. Прибавив к этому то обстоя-телыс во, что перечисленные действия зачастую выполняются неосознанно, в «автоматическом режиме», легко прийти к выводу о том, что

Шаблоны и образцы поведения представляют собой средства экономии ресурсов в рамках задач определения наилучших способов действий.

Выделенная характеристика моделей поведения, используемых экономическими агентами в ходе рационализации использования своих ограниченных ресурсов для определения того, каким способом их использовать, неявно предполагает, что индивиды либо пользуются внутренними образцами (привычками), либо сами выбирают какие-то внешние образцы для подражания (для следования им). При этом они, следуя образцам и шаблонам, в полном соответствии с положения экономической теории, ведут себя рационально, максимизируют свою полезность (ценность, сти мость и т. п.).

Однако непосредственное наблюдение показывает, что в жизни есть и другие шаблоны и образцы поведения, следование которым мешает человеку максимизировать свою функцию полезности.

Рассмотрим еще один пример, имеющий на этот раз не условный, а вполне конкретный характер. В западных университетах при проведении письменных экзаменов зачастую в аудиториях нет преподавателей или других сотрудников факультета. Казалось бы (с точки зрения типичного отечественного студента), созданы идеальные условия для списывания, пользования шпаргалками и т. п. Однако никто из экзаменуемых не ведет себя так. Объяснение (точнее, его первый, поверхностный слой) очень просто: если кто-то из сдающих экзамен решится на такое, его коллеги немедленно сообщат от этом преподавателю («донесут» или «настучат», как принято говорить), и нечестный студент получит заслуженный нулевой балл (если вообще не будет изгнан).

Со стороны студентов, честно пишущих свои работы, такое поведение («доносительство») будет простым следованием привычке, которая, как многие другие привычки, имеет вполне рациональное основание. Ведь в зависимости от результатов экзаменов студенты получают соответствующий рейтинг, а в зависимости от рейтинга формируется спрос на выпускников со стороны работодателей. Следовательно, студент, пользующийся шпаргалкой или списывающий на экзамене, получает необоснованное конкурентное преимущество при приеме на работу и определении его оклада. Сообщив о его неправильном поведении, другие студенты устраняют, тем самым, недобросовестного конкурента, что является вполне рациональным действием.

В то же время для того из экзаменующихся, кто обладает недостаточными знаниями для успешной сдачи экзамена, упомянутая привычка других явно мешает совершить действие, способное принести ему пользу. Вместе с тем, будучи уверенным в том, что обман обязательно раскроется (что грозит значительной утратой полезности), такой студент, несмотря на искус, все же воздержится от попытки получить неадекватно высокий балл.

В этой ситуации можно сказать, что он также следует образцу или шаблону поведения, — однако вопреки своему желанию, рационально сопоставляя выгоды и издержки отклонения от этого, фактически навязанного ему другими образца.

Модели или образцы поведения, говорящие о том, как следует себя вести в той или иной ситуации, принято называть правилами или нормами.

Обобщая сказанное, мы можем заключить, что в реальной жизни, кроме известных из экономической теории ресурсных, временных и информационных ограничений на выбор направлений действий и способов использования ресурсов, существуют и другие типы ограничений, связанные с существованием норм или правил1.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Курс институциональной экономики

Раздел 1. Основы институциональной экономики

Как бы нибыла развита современная экономическая наука, однако предвидеть нынешний мировой экономический кризис она не смогла. На встрече год назад с профессорами Лондонской школы экономики английская королева спросила «Как же так случилось?» Пытаясь ответить на этот вопрос, десять профессоров заявили, что причина провала науки коренится в сложившейся системе экономического знания, в том, что экономисты отдают предпочтение математической технике в ущерб глубинному пониманию экономических явлений. По их мнению, экономистам не хватает профессиональной мудрости, опирающейся на глубокое знание психологии, институциональных структур и исторических прецедентов.

Тема 1. Институциональная теория: от Т. Веблена до сегодняшних дней

1.1 Основные предпосылки неоклассической экономической теории

К середине XX века основным течением экономической мысли являлась неоклассическая экономическая теория. Ее базовой моделью стала модель Вальраса1, которая рассматривает взаимоотношения экономических агентов, построенные на основе обмена экономическими благами.

Агенты действуют, исходя из своих собственных интересов. Товары, представленные на рынке,однородны. Предполагается, что сам рынок сконцентрирован в одной точке пространства, иобмен происходит мгновенно. Всеагентычеткоосознают свои предпочтенияи одновременно меняются своими товарами и деньгами. Они располагают полной исовершенной информацией о товарах, предлагаемых друг другу, и об условиях обмена. Наличие такой информации дает им уверенность, чтоони не будут обмануты. А если их и обманут, то они найдут эффективную защиту в суде. Следовательно,осуществление обмена не требует других усилий, кроме расходования некоторой суммы денег.Цены являются основным инструментом оптимального распределения ресурсов. Иными словами, чтобы выбрать оптимальную линию поведения, не нужно знать ничего, кроме цен.Преследуя собственные интересы, индивиды, тем не менее, способствуют достижению эффективного равновесия.Таким образом, действует невидимая рука рынка.

Любая научная теория основывается на ряде фундаментальных предпосылок, образующих еетвердое ядро, а также на ряде менее значимых для ее целостности предпосылок, которые образуют своего родазащитный поясданной теории3. Твердое ядро — это аксиоматика научной теории, она служит отправной точкой исследований.

Твердое ядро неоклассической экономической теории образуют фундаментальные предпосылки, характеризующие поведение экономических агентов:

- совершенная рациональность,

- индивидуализм,

- экзогенность и стабильность предпочтений,

-концепция невидимой руки рынка.

Защитный же пояс данной теории составляют предпосылки, характеризующие среду,в которой действуют агенты:

- совершенная информация,

- однородность товара,

- полная спецификация прав собственности(рис. 1.1). Проанализируем все эти предпосылки.

Характеристики агентов

а) совершенная рациональность. В неоклассической экономической теории поведение всех экономических агентов предполагается совершенно рациональным, т. е. предполагается, что все экономические агенты осознают свои цели и способны выбирать лучшие решения для их достижения мгновенно, безошибочно и без каких-либо издержек. Это означает следующее.

Во-первых, когда человек рациональный осуществляет выбор, он знает структуру и все параметры ситуации, в которой находится (такое знание экономисты называютпараметрическим), способен определить все возможные альтернативы и, проранжировав их, выбрать наилучшую.

Рис. 1.1. Фокус исследований неоклассической теории

Во-вторых, человек рациональный при поиске наилучшей альтернативы учитывает связанные с поиском издержки. Эти издержки выступают ограничением в задаче максимизации индивидом собственной функции полезности.

В-третьих, для человека рационального определение доступных альтернатив и определение системы предпочтений — вещи независимые. Например, если человек с низким уровнем дохода предпочитает товарАтоваруВ, то с ростом дохода, влекущим расширение возможностей, это предпочтение сохраняется. И если человек, получавший низкую зарплату, ел, в основном, макароны, то его отказ от мучных продуктов в пользу свежих овощей при устройстве на новое, высокооплачиваемое место работы обусловлен не сменой предпочтений, а расширением множества доступных альтернатив.

Схема рационального выбора, отвечающего таким предположениям, изображена на рис. 1.2.

По предположению неоклассиков, в основе поиска наилучшего решения лежит принцип оптимизации: сталкиваясь с ограниченностью ресурсов, индивид способен распределять их так, чтобы достичь максимального (с учетом издержек принятия решений) удовлетворения своих потребностей. Однако экономисты-неоклассики не утверждают, что люди действительно рациональны. Они исходят из того, что экономический агент ведет себя так, как будто бы он рационален, и строят свои модели на этой предпосылке. В ее основе лежит принципкак если бы (As If Principle).

Рис. 1.2. Модель рационального выбора

б) индивидуализм - Индивид всегда преследует свою собственную, а не чью-то еще выгоду, свои собственные, а не навязанные ему извне цели, т. е. его поведение индивидуалистично. При этом никакие внешние факторы не способны оказывать воздействие на его цели. Данная предпосылка отражает суть неоклассической теории, основанной на принципеметодологического индивидуализма. Согласно емуименно отдельные индивиды формируют вид и порядок экономической системы в целом, поэтому любые социальные явления можно объяснить через поведение отдельных индивидов и взаимодействие их индивидуальных мотивов.

Хотя еще во времена Адама Смита отдельный потребитель находился в центре анализа, особое внимание к проблеме индивидуализма обычно ассоциируется с австрийской школой экономической мысли. Ее основатель Карл Менгер писал о том, что любые социальные правила изменяются в результате мириад индивидуальных действий, и в качестве примера рассматривал формирование практики денежного обращения. Наиболее явно пишет о принципе методологического индивидуализма Йозеф Шумпетер7, который выдвигает индивида с его частными интересами как базовую единицу экономического анализа.

в) экзогенность и стабильность предпочтений - Считается, что у каждого индивида есть устойчивые критерии выбора, что он не меняет их каждый раз при выходе на рынок. Это важнейшая предпосылка микроэкономического анализа. Для чего она нужна в экономической теории? Не все ли равно, устойчивы предпочтения людей или неустойчивы?

При неустойчивости предпочтений, при постоянной хаотической смене предпосылок равновесие тоже возможно, однако оно не будет стабильным и предсказуемым, поскольку люди не смогут предвидеть реакцию друг друга. Устойчивость предпочтений означает, что большинство сделок на рынке — сделки повторяющиеся, и именно эти сделки описываются как основные в микроэкономической теории.

Кроме того, система предпочтений является экзогенной по отношению к взаимодействиям индивидов, т. е. она определяется вне модели этих взаимодействий. И это уже следствие предпосылки методологического индивидуализма: предпочтения индивида не должны меняться при незначительных колебаниях внешней среды.

Итак, стабильность предпочтений обуславливает анонимный характер рыночных сделок: продавец учитывает лишь те характеристики покупателя, которые позволяют ему назначить наиболее выгодную для себя цену. Аналогичным образом ведет себя и покупатель. Соответственно, при сходных начальных условиях заключаемые сделки также являются идентичными. То есть эти повторяющиеся сделки носят типовой характер.

Характеристики среды

А) совершенная информация -В условиях совершенной информации рыночное взаимодействие (согласие на сделку или отказ от нее) происходит автоматически. При этом отсутствуют затраты времени и ресурсов на сбор информации, на заключение сделки. Кроме того, любые действия одной стороны мгновенно становятся известны другой, и, следовательно, никакие безнаказанные нарушения обязательств невозможны. Такая информация обеспечивается, и причем бесплатно, самим рынком за счет функционирования механизма цен. Цены являются совершенным показателем отношения к любому товару или услуге, гибко меняясь при малейших колебаниях спроса и предложения.

Б) Однородность товара -Любые товары, по допущению неоклассиков, имеют только два измерения — цену и количество, т. е. являютсяоднородными. Неоклассические модели рассматривают товары с различными качественными характеристиками как отдельные товары. Это одно из тех упрощений, за которые больше всего критикуют неоклассическую теорию. Но именно оно позволило ее приверженцам утверждать, что рынок подает совершенные ценовые сигналы: в каждый данный момент времени на нем устанавливается равновесная цена на тот или иной товар, которая служит сигналом, надо ли данный товар покупать, или надо подождать, когда на рынок придут другие его производители; и при этом вся информация о количестве участников на рынке, о цене, за которую они продают свои товары, и пр. существует, она наглядна и в равной мере доступна всем участникам рынка.

В) Полная спецификация прав собственности.Неоклассические модели предполагают, что на каждый представляющий ценность объект рыночной торговли четко определеныправа собственности. Утверждение владельца товара, что данный товар принадлежит именно ему, не оспаривается окружающими. Характер первоначального распределения собственности задан извне и не подвергается сомнению со стороны участников рынка. Таким образом, распределительный конфликт отсутствует9, и получить благо можно лишь в результате обмена. Чисто технические проблемы, связанные с установлением частной собственности на ресурс, тоже отсутствуют. Соответственно, его владелец извлекает все выгоды и несет все издержки, связанные с данной собственностью. Это, в свою очередь, является основой для принятия им экономически эффективных решений10. И, кроме того, права собственности не нуждаются в защите: они не нарушаются (во многом это обусловлено информационной прозрачностью рынка) и могут быть полностью реализованы.

Г) Концепция невидимой руки рынка.Достигаемое в модели Вальраса равновесие обладает свойством Парето-эффективности11. Это значит, что оно характеризуется таким распределением товаров между участниками, при котором внесение любых изменений приводит к снижению благосостояния некоторых из них. Иными словами, Парето-эффективное равновесие — это равновесие, при котором ресурсы распределены так, что невозможно увеличить благосостояния любого из участников, не уменьшив благосостояния кого-либо из остальных.

Такое эффективное равновесие достигается независимо от изначального распределения ресурсов само по себе, без принуждения, как равнодействующая человеческих волеизъявлений в результате отношений свободного обмена между индивидами или фирмами. Рыночный механизм цен является совершенным. Его функционирование не связано с издержками и не нуждается в регулировании. Последнее необходимо разве что для обеспечения соблюдения правил обмена.

studfiles.net


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта