Содержание
Сведения об общеобразовательной организации
Школа № 8 г. Черемхово – старейшее образовательное учреждение города, которое в феврале 2017 г.
отметило свое 80-летие.
История школы № 8 началась в далеком 1936 году.
В марте 1937 года по инициативе педагогического ученического коллективов и родительской общественности, по решению Облисполкома школе присвоено имя А.С. Пушкина. Первым директором школы был Георгий Александрович Радомский. С 1941 года в школе было размещено1-е отделение эвакогоспиталя № 3916. Оно просуществовало до весны 1945 года. 1 сентября 1945 года двери школы опять распахнулись для черемховской детворы. Директором школы в эти годы была Елена Петровна Игнатьева. Школа была женской.
Во второй половине 50-х годов (дата точно не установлена) перед школой был установлен памятник А.С. Пушкину (единственная копия памятника поэту на Пушкинской площади в Москве скульптора Опекушина). С 1956 года директором школы стал Павел Васильевич Хороших, возглавлявший школу в течение 25 лет. В это время школа становится «средней» и одной из лучших школ в городе. С 1986 года школу возглавляет Бархатов Валерий Александрович.
Школа имеет звания «Образцовое учреждение образования — 2002», «Школа – территория здоровья — 2004», «Лучшее муниципальное общеобразовательное учреждение — 2010», победитель ПНПО — 2008».
В школе трудится 47 педагогов и 762 ученика. 6 педагогов – победители конкурса «Лучший учитель России»; 8 лауреатов премии губернатора Иркутской области «Первый учитель»; 2 творческих коллектива явились лауреатами премии губернатора в 2011 году. Учащиеся школы – неоднократные победители и призеры муниципального, регионального и заключительного этапов Всероссийской предметной олимпиады.
Вехи истории школы:
1987 год — впервые в городе в школе открыты классы углубленного изучения предметов (математика, русский язык).
1996 год — открытие первого в городе компьютерного класса (ПК)
1997 год – открытие нового корпуса школы
1998 год – начало обучения в школе воспитанников детского дома
2000 год – внедрение сквозных учебно-методических комплексов «Школа 2100», «Гармония».
2003 год – открытие городской экспериментальной площадки по проблеме «Формирование здоровьесберегающей среды в условиях общеобразовательной школы».
2002 год – впервые в области школе присвоено звание «Образцовое образовательное учреждение»
2004 год – дипломант конкурса «Школа – территория здоровья»
2003 год – открытие мемориальной доски директору П.В.Хороших, стоявшему у руля школы 25 лет.
2006 год – победа во Всероссийской олимпиаде по истории
2006 – 2008 год – четыре педагога победили в конкурсе в рамках приоритетного национального проекта «Образование», им присвоено звание «Лучший учитель России».
2005 год – победа в городском конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы.
2006 год — участие в областном образовательном форуме
2006 год – победители городского конкурса «Образцовое образовательное учреждение», конкурса печатных методических материалов.
2006 год – школа – участник Международной конференции «Страны Европы и тихоокеанского региона в исторической судьбе Сибири»
2006 год – дипломанты Всероссийского фестиваля «Портфолио».
2006 год – 70 лет школе.
2006 — 2009 год – победители регионального этапа Всероссийской олимпиады по истории
2007 год – победа в областном конкурсе учебно — методических комплексов
2007 год – открытие региональной экспериментальной площадки по реализации пилотного проекта «Деятельность ИМЦ как основного узла сети школ личностно-профессионального развития»
2008 год –победа в Приоритетном национальном проекте «Образование»
2008 год – школа вошла в национальную систему развития научной, творческой, инновационной деятельности молодёжи России «Интеграция»,победитель Всероссийского открытого конкурса «Национальное Достояние России»
2008 год – школа – участникI Международного съезда общественного движения «Дети мира»
2010 год – школа – региональная пилотная площадка по опережающему введению ФГОС НОО
Учреждение 31 год возглавляет Валерий Александрович Бархатов – Почетный работник общего образования, депутат городской Думы, председатель муниципального Совета руководителей образовательных организаций, член областного Совета руководителей образовательных организаций, участник I Международного съезда общественного движения «Дети мира».
Школа № 8 имеет статус образцового учреждения образования Иркутской области, в 2009 г. вошла в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России», является победителем в Приоритетном национальном проекте «Образование» среди общеобразовательных учреждений Иркутской области, активно внедряющих инновационные образовательные программы; региональных конкурсов: «Лучшее образовательное учреждений «Школа качества», «Школа — территория здоровья». Образовательная организация входит в национальную систему развития научной, творческой, инновационной деятельности молодёжи России «Интеграция», является членом Ассоциации обшественно — активных школ региона.
Образовательное учреждение входит в число ведущих школ города, обеспечивающих качество образования, имеет высокое признание общественности.
Дважды учащиеся щколы становились призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, ежегодно среди учащихся имеются призеры регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию. Дважды школьники и педагоги явились участниками общероссийского проекта «Энциклопедия «Одаренные дети России».
В учреждении наблюдается позитивная динамика результатов обучения и воспитания школьников: ежегодно 3 выпускника заканчивают школу с медалями «За особые успехи в учении», среди обучающихся – победители и дипломанты городского конкурса «Ученик года», команда-победитель регионального чемпионата по дебатам «В зоне особого внимания», г. Ангарск, победитель Золотой Лиги научно-практической конференции «Эврика» Сибирский федеральный округ г. Новосибирск, призер научно-практической конференции «Шаг в будущее» Сибирский федеральный округ г. Красноярск, лауреат Всероссийская НПК «Интеграция» «Меня оценят в 21 веке» г. Москва.
Восемь педагогических работников учреждения – победители конкурсного отбора лучших учителей Российской Федерации в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», 11 педагогов начальной школы стали лауреатами премии губернатора Иркутской области «Первый учитель». Два творческих коллектива стали победителями конкурсного отбора на присуждении премии губернатора Иркутской области, один победитель премии губернатора Иркутской области за разработку УМК «Я живу в Прибайкалье», один победитель областного конкурса «Молодежь Иркутской области в лицах» в номинации «Профессиональные достижения в сфере образования».
На высоком профессиональном уровне руководит процессом создания новых образовательных практик, которые распространяются на территории Иркутской области и имеют признание в профессиональных кругах.
С 2011 г. школа № 8 является Ресурсным узлом сети распределенной стажировочной площадки по распространению позитивного опыта обеспечения современного качества образования (Б(О)П).
Деятельность школы № 8 в качестве базовой опорной площадки интересна и многогранна:
Презентация опыта работы, проведение круглого стола на региональном установочном обучающем семинаре «Распространение на всей территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования»
Проведение стажировки по интегрированному модулю для 14 стажеров из республики Саха (Якутия).
Проведение стажировки по интегрированному модулю для 6 стажеров из Иркутска, Усолья-Сибирского, Черемховского района.
Презентация опыта работы по организации группового взаимодействия. «Журнал «Педагогический имидж» № 2 апрель-июнь 2012 г. — ОГАОУ ДПО ИРО. Статья «Групповое взаимодействие как инструмент развития социальной компетентности старшеклассников»
Участие в семинаре по теме: «Базовые (опорные) площадки: опыт проведения стажировок» (г. Иркутск, Сибэкспоцентр. Презентация методической продукции тьюторов Б(О)П.
Презентация опыта работы по организации группового взаимодействия. «Журнал «Педагогический имидж» № 2 апрель-июнь 2012 г. — ОГАОУ ДПО ИРО. Статья «Групповое взаимодействие как инструмент развития социальной компетентности старшеклассников».
Выступление на форуме «Образование Приангарья 2013» по теме: «Базовые (опорные) площадки: опыт проведения стажировок».
Мастер-класс на форуме «Образование Приангарья 2013» по теме: «Организация взаимодействия в проектной деятельности».
Участие в Международном телемосте «Стажировка в распределенной стажировочной площадке образовательной сети: опыт, идеи, перспективы».
«Методы индивидуализации образования в регионе в соответствии с требованиями ФГОС». Методическое пособие./Под редакцией Немовой Н.В., Тарасовой Н.В. – Москва: изд-во РАО – 2013г.
Участие в региональном туре сетевого проекта «Дебаты»: «В зоне особого внимания» (2012 г.- команда-победитель, 7 лучших спикеров, 2013 г.-команда-призер, 6 лучших спикеров).
Педагогическая гостиная на X форуме «Образование Прибайкалья-2014». «Мастер-класс «Технология «Мировоззренческое кино»
Участие в бренч-ярмарке на X форуме «Образование Прибайкалья-2014»-презентация результатов деятельности Б(О)П, распространение методической продукции Б(О)П.
Мастер-класс на открытой интерактивной площадке ФЦПРО «ФГОС. Индивидуализация и образовательные результаты. Тьюторство» на XI форуме «Образование Прибайкалья-2015». Санникова М.А., зам.дир. по ВР, Сульгина С. В., зам. дир. по НМР.
Участие в межрегиональной конференции «Индивидуализация и тьюторство: взгляд в будущее». Мастер-класс «Индивидуализация контрольно-оценочной деятельности школьников в условиях введения и реализации ФГОС».
Участие в межрегиональной научно-практической педагогической конференции «Реализация ФГОС общего образования как механизм инновационного развития образовательной организации и профессионального развития педагога». Публикация «Создание единой оценочной политики в ОО в условиях введения и реализации ФГОС»,
Публикация «Организация практико-ориентированных модулей в ходе стажировочной практики педагогов» в журнале «педагогический имидж», № 2, 2014 г.
Участие в XIV Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций в г. Братск Иркутской области. Презентация дидактических средств, способствующих поэтапной отработке и формированию познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД».
Участие в Диалоговом клубе «Встреча» или «Летопись развития индивидуализации и тьюторства в Иркутской области», 2016 г. Презентация опыта создания практик индивидуализации и тьюторства»
В рамках X Форума «Образование Прибайкалья — 2014» на мероприятии «Интерактивная бренч-ярмарка» руководитель экспертного направления межрегиональной тьюторской ассоциации федеральный эксперт С.А. Степанов оценил результаты деятельности БОП разных муниципалитетов Иркутской области (в том числе Б(О)П МОУ Школа № 8, в части индивидуализации и тьюторства. Как достоинства тьюторской практики Иркутской области Сергеем Анатольевичем Степановым были отмечены: системность и масштаб реализации, работа с адресным запросом ОО, исследовательский потенциал региона. Таким образом, деятельность Б(О)П признана педагогическим сообществом Иркутской области, достаточно высоко оценена экспертом из г. Новосибирска и сотрудниками стажировочной площадки ИРО и получила высокую оценку Министерства образования Иркутской области за распространение на территории РФ новых моделей образования. Педагогический коллектив имеет благодарность министерства образования Иркутской области за значительный вклад в реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
В 2016 г. школа вновь стала участником реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по направлению «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» для проектирования и апробации региональных рамок и для формирования метапредметных компетенций педагогов.
За годы обучения из нашей школы было выпущено 3135 учащихся, из них 51 выпускник окончил школу с медалью.
За долгие годы в школе сложились свои традиции. Это проведение общенародных и общекультурных праздников: День защиты детей, День матери, День науки, Вахта памяти, День защитника Отечества, День Конституции, Дни памяти А.С.Пушкина, Пушкинский поэтический праздник, День борьбы со СПИДом, День здоровья.
Система воспитательной работы в школе направлена на становление социально успешной личности.
Результаты работы школы достаточно известны широкой общественности
Наши выпускники обучаются в ВУЗах г. Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Томска, Москвы, Санкт – Петербурга, в высших учебных заведениях Министерства Обороны и Министерства Внутренних дел. Выпускники школы конкурентоспособны на рынке труда. В целом поступление в вузы за последние годы колеблется от 80% до 95%.
Среди наших выпускников есть стипендиаты мэра города: 3 ученика.
Школа дает возможность развиваться и в других направлениях: эстетическом, спортивном, информационном.
На протяжении многих лет школа активно сотрудничает с ИПКРО, кафедрой информатики, кафедрой экспериментальной психологии, кафедрой всеобщей истории ИГПУ, кафедрой регионоведения ИГУ, педагогическим колледжем, горно-техническим колледжем, учреждениями начального и среднего профессионального образования.
Под руководством ведущих специалистов ИПКРО учителями школы разработано 27 программ и учебных пособий, получивших статус адаптированных и авторских.
Ежегодно педагоги школы проводят муниципальные мастер-классы с целью обмена опытом.
Педагоги участвуют в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах муниципального, регионального, межрегионального, Всероссийского, Международного уровня.
Из воспоминаний вожатой Гавриковой Геры Михайловны
В годы войны в здании нашей школы был организован госпиталь. В 1946 году в конце лета – начале осени мы – ученики 9 класса мыли, готовили после госпиталя школу к встрече с учениками. Помню, что в 1947 году в нашей женской школе в моем 10 классе было 22 девочки. Преподавателями у нас были эвакуированные ленинградцы. Особенно хорошо помню артистку Соколовскую Марию Федоровну, она учила нас русскому языку и литературе. Мы заслушивались её чтением стихотворений.
В те годы школа
для нас была вторым домом, школой жизни. Любили всех: учителя – учеников, ученики – учителей. Классов было много. Директором в то время была Игнатьева Елена Петровна – учитель географии.
Мои собственные дети – Юра и Лена тоже учились в восьмой школе.
В 1954 году пришла старшей пионерской вожатой. Дружина славилась тимуровскими делами, походами и другими полезными делами. 15 лет я была вожатой.
В 1955 году пришёл директором Хороших Павел Васильевич.
Когда работали, трудностей не ощущали. У нас был в школе свой вокальный ансамбль, танцевальный кружок в расписании уроков.
Позже я закончила педагогическое училище и стала заместителем директора по производственному обучению в нашей школе. Мы давали профессию делопроизводителя (или секретаря), пионервожатого.
Потом работала учителем в школе №3. Уже позже вновь вернулась в родную школу в качестве руководителя кружка прикладного искусства. И ещё 15 лет отдала любимой школе.
Очень хорошо помню, что к 100-летию Ленина наша пионерская дружина заняла 3 место по области за работу Пионерской организации имени З. А. Космодемьянской.
Мой муж Гавриков Николай Григорьевич, закончив в 1958 году горный техникум, пришёл работать в школу учителем трудового обучения. Имея заводской опыт работы, он вёл кружок технического труда. Вместе с ребятами по чертежам журнала «Юный техник»изобретали разные модели, которые двигались и работали: мини железная дорога, экскаватор, копия Братской могилы в уменьшенном виде и многое другое.
Школа работала, все дела организовывали все вместе — дружный коллектив учителей и детей. Все на костры ходили, на металлолом, на художественную самодеятельность.
Старались работать все. Завуч Мария Михайловна Молчанова – учитель русского языка и литературы – любила всех организовывать на спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол, хоккей.
Наша школа была в передовых. Нам доверили в летний отдых пионерский лагерь «Смена» – лагерь для детей учителей города. Я и мой 10 А класс, где я была классным руководителем, решили учиться опыту работы в лагере «Артек», чтобы потом самим организовать отдых детей в «Смене». Каждое воскресенье в течение учебного года мы с классом работали, чтобы приобрести билеты на поездку. Съездили и летом попытались этот опыт перенести на наш лагерь. У нас было 6 отрядов по 30 человек. Как было здорово. Только представьте, что в лагере работало только пятеро взрослых: наш директор Хороших П.В., я – старшей вожатой, учительница с нашей школы — фотографом и повар. Мой дружный любимый 10 А. Многие из них стали педагогами и промто замечательными людьми.
Авторитетом учителя-мастера для нас с мужем была Нина Петровна Матвеева – учитель начальных классов, парторг школы. Она ученица Н.К. Крупской. Была награждена орденом Ленина. Это талантливый педагог. Её ученики были всегда одними из лучших. Интересно, что у неё наказание было мгновенное фото. Всегда на её рабочем столе стоял фотоаппарат. Опоздал ученик – сфотографирован, подрался – сфотографирован. Любое событие было запечатлено на снимке. А когда выпускались её дети, то все стены спортзала были в этих фотографиях. Можно было по снимкам увидеть, как жили дети в начальной школе. Сколько было и смеху, и радости, глядя на фотографии!
Школа в моей жизни действительно дом родной и любимый…
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Пояснительная записка Федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии (базовый уровень) и примерной программы для среднего ( полного) общего образования по географии (базовый уровень) Сборник нормативных документов География М. , «Дрофа», и в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004г.) Использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10-11 класса при организации изучения предмета на базовом уровне). Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей. Программа рассчитана на изучение курса в 10-11 классах . Базовый уровень предусматривает изучение географии в 10 – 11 классах по одному часу в неделю, 68 часов в течение двух лет обучения. Для базового уровня тематическое планирование составлено к учебнику В. П. Максаковского . Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы. Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал (см. табл.). При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета. Изменения, внесенные в программу: Сокращено количество часов на темы: «ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ», «СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА», «ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА», так как в авторской программе не предусмотрено изучение раздела «Россия в современном мире», изучение которого предусматривается в Стандартах и примерной программе. На этот раздел выделено 3 часа, что меньше чем в примерной программе, так как в основных разделах общей географии в 10 классе, вопросы о России рассматривались в темах «Политическая карта мира», «ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА», «ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА». Цели и задачи курса : — освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; — овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений; — развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; — воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде; — использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. Используемый УМК:
Организация образовательного процесса: В данной программе используются следующие педагогические технологии: 1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы. 2. Технология проектной деятельности. 3. Технология личностно-ориентированного обучения. 4. Новые информационные технологии. 5. Нетрадиционные формы организации уроков. 6. Различные источники географической информации. Формы текущего и итогового контроля (поурочный, тематический, итоговый). Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: — предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, — исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, — индивидуального уровня каждого ученика. — текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными. — итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа. Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003. СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Раздела 1. Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа). Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. Практические работы Анализ карт различной тематики. Обозначение на контурной карте основных географических объектов. Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме. Тема 2. География мировых природных ресурсов (5 часов) Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций. Практические работы Оценка ресурсообеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов. Тема 3. География населения мира (6 часов). Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения. Практические работы Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (6 часа). Научно-техническая революция. Ее составные части и черты. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство в эпоху НТР. Отраслевая и территориальная структура хозяйства стран разного типа. Региональная политика стран . Факторы размещения и их роль в современном хозяйстве. Международная экономическая интеграция. Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (11 часов). Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны — экспортеры основных видов продукции. ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. Раздел 2. Регионы и страны мира (26 часов) Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда. Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). Понятие о географическом регионе. Различные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии. Тема 6. Зарубежная Европа (7 часов) Страны и народы зарубежной Европы. Географические особенности стран и народов Северной, Восточной и Южной Европы. Сравнительные географические характеристики отдельных европейских стран ЕС и значение этой интеграционной группировки в развитии европейских стран. Тема 7. Зарубежная Азия . Австралия. ( 9 часов) Страны и народы зарубежной Азии. Географические особенности стран и народов Юго-Западной, Южной, Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Страны и народы Австралии и Океании. Страны члены ОПЕК, АТЭС и АСЕАН. Тема 8. Африка (3 часа) Страны и народы Африки. Особенности и географические различия в жизни и населении различных стран Африки. ОАЭ. ЮАР. Тема 9. Северная Америка(4часа) Страны и народы Северной Америки. Качество жизни населения. Хозяйственные связи региона. НАФТА. Тема 10. Латинская Америка( 3 часа) Страны и народы Латинской Америки. Природные и хозяйственные особенности Бразилии и Аргентины. ЛАИ.. Практические работы Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики. Раздел 3. Россия в современном мире (3часа) Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. Практические работы Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (3 часа) Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТСТАЛОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества. Практические работы Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций. Тематика обязательных оценочных практических работ в 10-11 классе по курсу «Экономическая и социальная география мира»
Учебно — тематический план
Каталог: dep -> mouoilinsk -> ilinskiyrn ilinskayasosh жүктеу/скачать 1.05 Mb. Достарыңызбен бөлісу: |
Страны, по прогнозам, прибавят и потеряют больше всего людей к 2100 году
Новорожденные в больнице Мумбаи во Всемирный день народонаселения 2017 года. По прогнозам ООН, к 2027 году Индия превзойдет Китай и станет самой густонаселенной страной мира. (Кунал Патил/Hindustan Times через Getty Images)
Четыре из 10 самых густонаселенных стран мира больше не будут входить в первую десятку в 2100 году — и все четыре будут вытеснены быстро растущими странами Африки, согласно недавно опубликованным данным о населении. прогнозы ООН.
Бразилия, Бангладеш, Россия и Мексика сегодня входят в десятку самых густонаселенных стран мира. По прогнозам, к 2100 году их обгонят Демократическая Республика Конго, Эфиопия, Танзания и Египет, ни одна из которых в настоящее время не входит в первую десятку. следующие восемь десятилетий в Мексике (+10% к 2100 г.) и человек населения, потери человек в Бразилии (-15%), Бангладеш (-8%) и России (-14%). Напротив, ожидается, что население каждой из четырех африканских стран увеличится более чем вдвое: в Демократической Республике Конго — на 304%, в Эфиопии — на 156%, в Танзании — на 378% и в Египте — на 120%.
Вот как изменился список 10 самых густонаселенных стран мира с 1950 года и как он, по прогнозам, снова изменится к 2100 году:
Быстрый рост населения Африки — одна из главных историй, вытекающих из прогнозов ООН. Из шести стран, на которые, по прогнозам, к 2100 году будет приходиться более половины всего прироста населения мира, пять находятся в Африке, как отмечалось в предыдущем анализе Pew Research Center. К 2100 году половина детей в мире будет рождаться в Африке, по сравнению с сегодняшними тремя из десяти.
Еще один способ подумать о демографическом буме в Африке — это посмотреть на 10 стран — из более чем 200 юрисдикций в данных ООН — которые испытают наибольший прирост и сокращение населения к 2100 году, как в абсолютном, так и в процентном выражении. .
Восемь из 10 стран, которые, как ожидается, прирастут к 2100 году, находятся в Африке: Нигерия (с наибольшим приростом, 527 миллионов), Демократическая Республика Конго, Танзания, Эфиопия, Ангола, Нигер, Египет и Судан . (Эта недавняя анимация данных ООН показывает долгосрочный рост численности населения африканских стран). млн человек соответственно.
На другом конце спектра ни одна из 10 стран, которые, как ожидается, увидят самые большие потери населения к 2100 году, не находится в Африке. Вместо этого эти страны, как правило, находятся в Азии и Европе, причем наибольшее снижение прогнозируется в Китае. Ожидается, что к 2100 году в Китае будет на 374 миллиона человек меньше, чем сегодня; Прогнозируемое сокращение численности населения Китая на самом деле больше, чем все нынешних человек населения Соединенных Штатов. Ожидается, что к 2027 году Индия обгонит Китай и станет самой густонаселенной страной мира9.0003
В процентном отношении все 10 стран, в которых прогнозируется наибольший прирост населения к 2100 году, находятся в Африке, во главе с Нигером (прирост 581%), Анголой (473%) и Танзанией (378%). Наибольшее процентное сокращение населения ожидается в странах Восточной Европы, во главе с Албанией (-62%), Сербией (-52%), Молдовой и Боснией и Герцеговиной (обе -50%).
Подробнее о прогнозируемых изменениях численности населения в странах и регионах мира читайте в нашем недавнем анализе данных ООН.
В какой стране самое старое население? Это зависит от того, как вы определяете «старость».
Япония, Италия и Германия возглавляют список старейших стран мира, если данные основаны на доле населения в возрасте 65 лет и старше. 1 Но изменим определение «старых» как долю населения, которое, как ожидается, проживет 15 лет или меньше, и Болгария, Латвия и Украина возглавят список. Япония и Италия даже не входят в первую десятку (см. таблицу).
Что, если «старость» не измеряется хронологическим возрастом?
Наши показатели старения статичны, но старость меняется, утверждали Уоррен Сандерсон и Сергей Щербов из Международного института прикладного системного анализа (IIASA) на международной конференции в начале этого года и в своей книге « Перспективное долголетие: новый подход». Видение старения населения . 2
По их мнению, использование возраста 65 лет в качестве порога старости преувеличивает влияние старения на общество. Предполагается, что люди становятся зависимыми и перестают быть экономически активными в возрасте 65 лет.
Табл. Топ-10 стран с самым старым населением зависит от используемого измерения
Доля населения в возрасте 65 лет и старше, 2015 г. | Доля населения с ожидаемой продолжительностью жизни 15 лет или менее | ||||
Ранг | Страна | % | Ранг | Страна | % |
1 | Япония | 26,0 | 1 | Болгария | 18,1 |
2 | Италия | 22,4 | 2 | Латвия | 16,5 |
3 | Германия | 21,1 | 3 | Украина | 15,6 |
4 | Португалия | 20,7 | 4 | Хорватия | 15,6 |
5 | Финляндия | 20,3 | 5 | Сербия | 15,2 |
6 | Болгария | 20,1 | 6 | Германия | 15,0 |
7 | Греция | 19,9 | 7 | Литва | 14,9 |
8 | Швеция | 19,6 | 8 | Венгрия | 14,4 |
9 | Латвия | 19,3 | 9 | Румыния | 14,4 |
10 | Дания | 19,0 | 10 | Грузия | 14,4 |
Источник: Международный институт прикладного системного анализа (IIASA), Таблица демографических данных по старению, 2018 г. (Лаксенбург, Австрия: IIASA, 2018).
Новые меры могли бы лучше отразить динамику старения населения и в конечном итоге стать основой для политических изменений, которые сделают государственные пенсии, такие как социальное обеспечение, более устойчивыми. 3
Сандерсон и Щербов разработали показатель, основанный на ожидаемой продолжительности жизни, называемый предполагаемым коэффициентом демографической нагрузки в старости (POADR) , который рассчитывает количество людей в возрастных группах с ожидаемой продолжительностью оставшейся жизни 15 лет или менее, деленное на количество взрослых (в возрасте 20 лет и старше) в возрастных группах с ожидаемой продолжительностью жизни более 15 лет.
В отличие от этого обычно используемый коэффициент зависимости пожилых людей (OADR) основан исключительно на хронологическом возрасте и обычно представляет собой соотношение людей в возрасте 65 лет и старше к людям в традиционном трудоспособном возрасте (от 15 до 64 лет).
Использование скользящего порога POADR для определения пожилого возраста означает, что во многих странах меньше людей классифицируются как пожилые, а соотношение пожилых людей и людей трудоспособного возраста увеличивается гораздо медленнее в течение следующих нескольких десятилетий, показал Щербов. 4
POADR и OADR доступны для параллельного сравнения для всех основных стран на веб-сайте Отдела народонаселения Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам (UNDESA), Profiles of Aging 2017 .5 A PRB Население Бюллетень «Переосмысление возраста и старения» подробно исследовал этот показатель. 6
Призывает к новым измерениям и более качественным данным
Сандерсон и Щербов являются частью растущего хора ученых, организаций и экспертов ООН, призывающих как к новым измерениям старения, так и к более точным данным о пожилых людях — всестороннему изучению в феврале 2019 годаконференция «Измерение старения населения» в Бангкоке, организованная UNDESA, IIASA и Чулалонгкорнским университетом.
Большинство альтернативных показателей старости и зависимости основаны на группах характеристик людей, а не на хронологическом возрасте — не только ожидаемая оставшаяся продолжительность жизни, но и физическое здоровье, когнитивные функции и участие в рабочей силе — которые дают более детальную картину жизни пожилых людей. потребности и вклад в общество. Например:
Национальные переводные счета (NTA): Этот набор множества показателей иллюстрирует сложные способы передачи ресурсов из поколения в поколение, в том числе от пожилых людей к их детям и внукам. Проект NTA предлагает подробные данные по 60 странам о взаимодействии между поддержкой семьи, государственными программами и сбережениями на разных этапах жизни (в среднем на душу населения). 7
Такие меры, как NTA, позволяют исследователям изучить степень экономической зависимости в обществе и ожидаемые изменения, связанные со старением населения, пояснила Алексия Фюрнкранц-Прскавец из Венского института демографии и IIASA. 8 Добавление показателя перевода времени, который учитывает неоплачиваемый уход, к экономическим данным подчеркивает взаимозависимость между поколениями и несопоставимый вклад женщин всех возрастов, показала она.
Здоровое старение и зависимость от ухода: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) работает над усовершенствованием показателей здорового старения в рамках своих 10 приоритетов на Десятилетие действий по здоровому старению . 9 Основное внимание уделяется способности пожилых людей функционировать (функциональным возможностям) в окружающей их среде, а не их возрасту или состояниям или заболеваниям, которые у них есть, пояснила Риту Садана из ВОЗ. 10 Критерий функциональной способности ВОЗ основан на взаимодействии физических и когнитивных способностей человека (называемых внутренними способностями) и их окружением (как физическими, так и социальными аспектами их дома, района и сообщества).
Вместо того, чтобы использовать хронологический возраст, зависимую часть населения можно лучше оценить, сосредоточив внимание на зависимости от ухода, утверждает Садана. Измерение ВОЗ зависимости от медицинской помощи отслеживает трудности с шестью повседневными действиями — купание, одевание, прием пищи, вставание с кровати, пользование туалетом и ходьба по комнате — связанные со снижением функциональности.
Участники конференции также рассмотрели более эффективные способы отслеживания прогресса в достижении согласованных на международном уровне Целей устойчивого развития (ЦУР), поскольку они связаны с благополучием пожилых людей, включая доступ к медицинскому обслуживанию и экономическую безопасность. В отличие от более ранних Целей развития тысячелетия, глобальные задачи на 2030 год предусматривают обеспечение достижения ЦУР для всех слоев общества, включая уязвимых пожилых людей. Данные о пожилых людях во многих странах ограничены и часто не отделены от данных о других членах их домохозяйств, состоящих из нескольких поколений, что затрудняет оценку благополучия пожилых людей во многих странах, сообщила Амаль Абу Рафех, Отдел инклюзивного социального развития/ДЭСВ ООН; Storey Angele, Управление национальной статистики, Соединенное Королевство и городская группа Титчфилда по проблемам старения; и Патрисия Конбой, HelpAge International. 11
60 становится новым 50, поскольку люди во всем мире живут дольше
В основе этого интереса к новым способам и лучшим данным для измерения старости лежит резкое увеличение ожидаемой продолжительности жизни, которое ДЭСВ ООН назвал глобальной революцией в области долголетия.
ДЭСВ ООН сообщает, что новые 60-летние в странах с высоким уровнем дохода могут рассчитывать прожить еще как минимум 25 лет, исходя из их отдела народонаселения World Population Prospects 2017 . 12 Еще в 1950-х годах 25 лет дополнительной продолжительности жизни были ограничены в этих странах теми, кому 50 лет и меньше, показывают они.
«В самом реальном, демографическом смысле, 60 — это новые 50», — предполагает агентство, далее объясняя сдвиг следующим образом:
«В Эфиопии новый 60-летний может рассчитывать прожить как минимум еще 18 лет. Это также верно для 50-летних эфиопов в 1950 году. В Ирландии новый 60-летний может рассчитывать прожить еще как минимум 24 года. Это также относилось к 50-летним в Ирландии в 1950-х годах.
«Прогресс был самым быстрым в Азии, где 60 — это новые 48 [средняя продолжительность жизни 60-летнего человека — это продолжительность жизни 48-летнего в 1950]. Латинская Америка демонстрирует средний прогресс — где 60 — это новые 50. А в Африке и Европе прогресс был медленнее — где 60 — это новые 54».
В отчете PRB 2018 World Population Data Sheet подчеркивается растущий сдвиг в сторону увеличения продолжительности жизни и пожилого населения, показывая, что в 82 странах, по прогнозам, в 2050 году будет не менее 20 процентов населения в возрасте 65 лет и старше, по сравнению с 13 странами в 2018 году. 13 Население большинства африканских стран относительно молодое, но ожидается, что в их всего человек пожилого возраста в период с 2018 по 2050 год, что имеет глубокие социальные последствия.
Более точные данные помогут нам ответить на ключевой вопрос: ведут ли пожилые люди как , так и более здоровую жизнь? Авторы статьи Demography «Являются ли 60 новыми 50? Изучая изменения биологического возраста за последние два десятилетия», скажите: «Да, для американцев, особенно для мужчин». 14 Морган Э. Левин из Йельского университета и Эйлин М. Кримминс из Университета Южной Калифорнии находят биологические доказательства того, что американцы стареют медленнее, чем два десятилетия назад. Они отмечают, что замедление старения и отсрочка развития возрастных заболеваний и инвалидности может улучшить качество жизни отдельных людей и иметь серьезные экономические последствия.
Но исследование Вашингтонского университета выявило большие различия в том, насколько хорошо или плохо стареют люди среди стран мира. 15 Их анализ, опубликованный в The Lancet , показывает, что 30-летний разрыв разделяет страны с самым высоким и самым низким возрастом, в котором люди испытывают проблемы со здоровьем в среднем в 65 лет. Анжела Ю. Чанг и ее коллеги сообщают, что 76-летние в Японии и 46-летние в Папуа-Новой Гвинее имеют такой же уровень возрастных проблем со здоровьем, как и средний 65-летний человек. По этой шкале, связанной со здоровьем населения страны, Соединенные Штаты заняли 53-е место из 19.