Использование моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. Моделирование и оптимизация процесса речевого развития детей


Моделирование как средство развития речи дошкольников

Автор:

Павлова Любовь Александровна,воспитательМАДОУ центр развития ребенка-

детский сад № 105 города Тюмени

Исследование влияния обучения  на умственное развитие ребёнка занимает важное место в детской психологии и дошкольной педагогике. Эффект  воздействия обучения ставится в прямую зависимость от его содержания и средств.   Многочисленные исследования  отечественных педагогов и психологов (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перспективные  интеллектуальные и практические действия.

«МОДЕЛИРОВАНИЕ» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

«МОДЕЛЬ» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

В дошкольной педагогике моделирование используют при ознакомлении детей с природой, в процессе развития речи, усвоения элементарных математических представлений, развитии музыкальности детей. Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям.  Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

В дидактике выделяют 3 вида моделей:

1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).

2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания  существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов  -    заместителей и графических знаков.

3. Графические модели (графики, формулы, схемы).

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

- Облегчать познание (М.И.Кондаков, В.П.Мизинцев).

В психолого-педагогической литературе выделен ряд закономерностей формирования моделирования у дошкольников:

- Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни;

- Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер;

- Следует начинать с иконических моделей, т.е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений;

- Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д;

- Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения;

- Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план;

Приведённые факты направили моё внимание на разработку и применение предметных моделей в обучении, что,

безусловно, служит средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное построение моделей свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования, представляющих собой ядро умственных способностей. Усвоение логических форм мышления необходимо в дальнейшем, в ходе школьного обучения.

Одним из основных задач дошкольного учреждения является обучение детей связной речи, т.е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Основными задачами занятий по развитию речи являются следующие: расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюдательности детей на основе систематических упражнений; освоение языка, его грамматического строя, коммуникативной функции общения.

Основными принципами организации занятий с детьми дошкольного возраста наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность преподавания, развивающая направленность обучения. Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый предмет был по возможности воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Предметность предполагает последовательное замещение живого, натурального объекта на предметно-схематическую модель. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению Л.В. Эльконина, является наглядность. Наглядность обучения предполагает использование на занятиях, помимо натуральных объектов, различных вариантов изобразительных средств: картины, рисунки, таблицы, схемы, технические средства обучения.

Развивающая направленность обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка: восприятия, памяти, внимания, мышления и т.д. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания. На значимость этого факта указывал известный психолог Л.С.Выгодский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться следующим.

Но у детей возникают затруднения в следующем:

- самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;

- установлении последовательности изложения выявленных признаков;

-  удержании в памяти  этой последовательности, которая является планом рассказа-описания;

 Во-избежании этих затруднений, я использовала модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т.д.

Остановлюсь подробнее на принципах составления и использования схем-моделей. Лист картона размером 45х30 см. разделён на 6 квадратов (по количеству характерных признаков предмета или объектов, о которых надо рассказать).

 

1.Цвет. В первом квадрате нарисованы красное, жёлтое, синее и зелёное цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смещения понятий цвет-форма.

2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, луноход), этот пункт опускается, а соответствующая часть схемы закрывается листом белой бумаги.

3.Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что, кроме понятия «большой - маленький», надо использовать понятия «высокий - низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий».

4. Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево». Они изображают соответственно материал.

5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не делится, то этот пункт опускается.

6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приёмы расширения глагольного словаря детей.

 

 

1. Цвет.

2. Материал.

3. Части одежды.

4. Сезонность одежды.

5. Для кого предназначена одежда.

6. Действия с одеждой.

 

1. Цвет.

2. Форма.

3. Величина.

4. Материал.

5. Части посуды.

6. Действия с посудой.

 

1. Цвет.

2. Форма.

3. Величина.

4. Вкус.

5. Место произрастания.

6. Как употребляется в пищу. В предварительной работе с детьми уточняется, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят, консервируют, квасят, маринуют и т.д.

 

Составлению рассказа по этой схеме предшествовала подготовительная работа, которая проводилась мною на прогулках и в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например, пасмурное небо, моросящий дождь, увядающая трава и т.д., необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребёнка.

1. Солнце.

2. Небо.

3. Земля.

4. Деревья.

5. Люди (сезонная одежда).

6. Звери (сезонные изменения в жизни диких животных).

7. Птицы (сезонные изменения в жизни птиц, классификация).

8. Занятия детей (игры, труд).

Анализируя результаты своей работы, могу сказать, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Схемы-модели использовала не только для составления описательных рассказов, но и для обучения детей пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительность, произношение, углубляется умение строить предложение и текст в целом.

Схемы пересказа сказок «Как собака друга искала» С.Фетисова, «Вершки и корешки» К.Д.Ушинского.

 

Заметила, что многим детям тяжело даётся заучивание стихотворений наизусть. Этот процесс значительно упрощается, если дети сами придумывают и рисуют к стихам схемы. Так, например, мои дети выучили сложные стихи: И.Бунин «Льёт дождь холодный…»,

 « Лес, точно терем расписной…»

 

Хочу отметить, что эти и аналогичные им схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок и ребусов о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

tmndetsady.ru

Использование моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи ребенка дошкольника является важнейшим условием его речевого и общего психического развития. Язык и речь выполняют психическую функцию в развитии речевого общения, мышления, в планировании и организации деятельности ребенка, в формировании социальных связей. Язык и речь – это средство проявления психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития коммуникативной и эмоционально – волевой сфер.

Актуальность использования моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста состоит в том, что:

-во-первых, в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. В связи с этим актуальность использования различных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной связной речи принимает глобальный характер.

-во-вторых, ребенок дошкольник легко обучаем, но для детей с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование моделей в развитие связной речи вызывает интерес у детей и помогает решить эту проблему.

-в-третьих, использование моделей в развитие связной речи, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.

-в-четвертых, использование моделей в развитии связной речи дошкольников позволяет эффективно решать задачи образовательных областей  ФГОС ДО «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Формирование связной речи ребенка старшего дошкольного возраста - область речевого развития, на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных исследователей лингвистики и психологии, как А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж.С. Брунер, С.Л. Рубинштейн. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым. Заключался он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. 

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком. А именно: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознания состава слов, развитие коммуникативных умений, формирование грамматических категорий, умения и навыков связной речи.

Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов очень разнятся между собой. В современной отечественной методике нормой считается 2500-3500 слов в старшем дошкольном возрасте 5-6 лет. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды.

Л.С. Выготский считает, что связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, так как мышление детей дошкольного возраста отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Моделирование - это метод исследования объектов на их моделях, аналогах определенного фрагмента природы или;

Моделирование - это построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений, и конструируемых объектов.

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создания его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, считают целесообразным применение наглядного моделирования, так как он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнению и обобщению. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это важно для детей дошкольного возраста, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

В теории и методике развития речи детей дошкольного возраста технология моделирования тоже нашла свое применение.

Одна  из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений - обучение детей связной течи, т. е. уметь четко, последовательно излагать свои мысли.

Т.А. Ткаченко, автор трудов по использованию моделирования в целях развития связной (описательной) речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Одним из них является использование наглядности. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго фактора Т.А. Ткаченко выделяет создание плана высказывания.

Наше  внимание привлекли схемы модели для составления описательных рассказов. Схемы модели рассматриваются как основа для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, диких и домашних животных и птицах, временах года, профессиях. Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия с объектами, части объекта).

Т.А. Ткаченко  рекомендует усложнять выбор описываемых предметов. Сначала можно предлагать детям описать пирамидку, матрешку, коробочку с мозаикой, коляску для кукол. После того, как  дети хорошо освоят схему, можно предлагать им игрушки, при описании которых используются не все пункты, например, мяч, скакалку, кубик, мишку, куклу.

Моделирование в своей практике используют и Н. Малетина, Л. Пономарева. Они отмечают, что описательная речь детей с тяжелыми речевыми нарушениями требует значительной корректировки с целью развития умений, необходимых для построения описательного текста:

- умения вычленять и называть признаки объекта;               

- умения перечислять признаки в определенной последовательности;

- умения связывать слова, фразы и периоды в целостный текст.

Обучению связной речи должна предшествовать подготовительная работа, направленная на устранение лексико - грамматических недостатков с помощью словарных и грамматических упражнений. Эти упражнения сопровождают рассматривание и предназначены для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка, а также для усвоения подчинительных связей между существительными, прилагательными и глаголами, способов словообразования, построения описательных предложений. В сочетании с подготовительными упражнениями педагоги - практики рекомендуют учить детей действиям замещения (обозначать каким - либо символом выделяемый признак обследуемого предмета). Они отмечают, что основная трудность заключается в обучении детей осознанному использованию различных способов межфразовой связи. Вместо нее дети используют повтор, реже – местоименную связь, при этом практически не используют синонимы.

Педагоги отмечают, что, проанализировав рекомендации по использованию моделирования в развитии связной речи дошкольников, обнаружили ряд пробелов, и дополнили существующие схемы (Т.А. Ткаченко), спроектировав последовательность применения моделирования. Недостатки в лексико-грамматическом оформлении речи обусловили необходимость подготовительных упражнений, таких, как:

- Упражнения в наблюдательности;

-  Словарные грамматические упражнения.

Таким образом, использование моделей для развития связной речи позволяет раскрывать детям саршего дошкольного возраста существенные особенности объектов, закономерные связи, формирование системных знаний и наглядно – схематического мышления. С помощью моделирования можно повысить эффективность речи дошкольников. Модели могут быть использованы в работе с детьми как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития,  навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

e-koncept.ru

Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Хаустова С. С. Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 132-134. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1498/ (дата обращения: 09.11.2018).

Овладение родным языком, развитие речи - самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве и сложнейшая задача дошкольного воспитания. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей. «Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (Ф.А.Сохин). Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и общением с окружающими людьми.

Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка - моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности: для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Проанализировав свою работу, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные методы обучения детей связному рассказыванию, пересказыванию близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Ребёнку надо помочь осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание. Из всех существующих приёмов, помогающих в овладении связной речью, самым эффективным оказался приём моделирования.

Поставила перед собой следующие задачи:

  1. Развивать у детей простейших формы символизации.

  2. Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, заместителей.

  3. Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по схеме.

  4. Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки.

  5. Развивать понимание текста на основе построения наглядной модели.

В работе с детьми использовала заместители-кружки по заданным признакам (величина и цвет) и картинно-схематические планы, которые содержали последовательность высказывания. В схеме отображалось детальное содержание текста, с помощью которого малыши учились составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. Дети самостоятельно подбирали кружки к каждому сказочному герою и объясняли свой выбор. С помощью схем и заместителей дети легко и без пропусков рассказывали сказки, составляли описательные рассказы по сказочным персонажам.

В младшей группе к концу года дети активно стали отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, занятия проходили в более живой форме, где каждый ребёнок принимал участие в нем: если не рассказывал, то читал схему, проговаривая строки из текста в соответствии с картинкой. Дети научились сопереживать, оценивать действия и поступки сказочных героев, большинство детей стали с легкостью использовать схемы вне занятий.

Таким образом, систематически применяя на занятиях по развитию речи модели (схемы), добились важных результатов в речевом развитии детей. Программа средней группы предполагает продолжение работы, начатой во второй младшей группе.

Главная задача развития умственных способностей, начиная со средней группы, определяется авторами программы как развитие способностей к наглядному моделированию. Для того чтобы правильно выстроить свою работу в средней группе, провела диагностику детей по развитию речи на начало года по следующим критериям:

  1. Умение пересказывать и рассказывать знакомые произведения.

  2. Умение составлять описательные рассказы, опираясь на наглядный материал.

  3. Умение рассказывать из личного опыта.

  4. Участие в играх, инсценировках по литературным произведениям.

Проанализировав результаты диагностики, поставили перед собой следующие развивающие задачи:

В средней группе дети передают своё эмоциональное отношение к сказке не только с помощью таких элементарных средств, как цвет и форма, но и используют характерные атрибуты персонажей, их действия, т. е. происходит усложнение осваиваемых символических средств. При этом в качестве средства, помогающего ребёнку при пересказе, выступает наглядная пространственная модель сериационного или двигательного типа.

Занятия по пересказу русских народных сказок строю по определённой структуре:

При знакомстве со сказкой «Смоляной бычок» показала детям большой фланелеграф с вырезанным из бумаги домиком - «Это домик, в котором жила Танюша с дедушкой и бабушкой. А вместо бычка и тех зверей, которые к нему приходили, будут вот эти кружки (черный, коричневый, серый и белый), давайте подумаем, какими кружками мы будем обозначать наших сказочных зверей». После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у фланелеграфа, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.

При знакомстве со сказкой «Рукавичка» дети выбирали заместители не по цвету, а по величине. На фланелеграфе в центр прикреплялась бумажная рукавичка, в угол семь полосок разной длины, дети подбирали заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступала наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).

Таким образом, в процессе занятий у детей развивается умение пересказывать сказки, опираясь на заместители; они осваивают действия построения наглядной модели сказки как основы для её пересказа.

Важную роль в развитии связной речи детей играют дидактические игры на описание предметов: «Скажи, какой», «Кто больше узнает и назовёт», «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек».

Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию детей высказывать своё мнение; формируют умение связно и последовательно описывать предмет.

Дидактические игры на формирование представлений о последовательности действий персонажей путём разгадывания соответствующих картинок-схем: «Расскажи сказку по картинкам», «Скажи, что сначала, что потом», «Я начну, а ты закончишь», «Кто знает, тот дальше продолжает».

Такие игры способствуют связному рассказыванию, последовательному описанию сюжета произведения.

Очень интересно проходили занятия по развитию речи, где дети сочиняли свои истории с опорой на заместители и передавали своё отношение к придуманному персонажу при помощи символических средств. На такие занятия приносила чудесную шкатулку со сказками: дети получали из шкатулки героев своей сказки - кружки разного цвета и придумывали интересные истории про них. В процессе этих занятий у детей развивалось воображение, совершенствовалось действие «опредмечивания» заданных элементов действительности.

Анализируя результаты проделанной работы, можно сделать вывод, что использование наглядных схем при пересказе и составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа помогают ребёнку определять главные структурные компоненты сказки при пересказах.

Таким образом, усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, сказка, развитие речи, заместитель, двигательный тип, наглядное моделирование, наглядная пространственная модель, младшая группа, родной язык.

Похожие статьи

Использование метода наглядного моделирования в речевом...

ребенок, связная речь, сказка, развитие речи, заместитель, двигательный тип, наглядное моделирование, наглядная пространственная модель, младшая группа, родной язык.

Наглядное моделирование как эффективное средство развития...

наглядное моделирование, вид деятельности, ребенок, модель, связная речь, коррекционный процесс, коррекционная педагогика, наглядно-образное мышление, использование заместителей, детский сад.

Технология наглядного моделирования в коррекции общего...

При обучении связной речи метод наглядного моделирования используется в работе над всеми видами связного высказывания: ‒ пересказа; ‒ составление рассказов по картине и серии картин; ‒ описательный рассказ

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями...

Обучение пересказа с использованием наглядного моделирования включает в себя несколько этапов работы.

связная повествовательная речь, системное недоразвитие речи, связная речь, ребенок, развитие, рассказ

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Сущность и возможности метода наглядного моделирования как...

Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступает наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).

Роль наглядного моделирования в развитии связной речи...

связная речь, наглядное моделирование, языковая организация, ребенок, развитие, цель формирования моделирования, последнее время, связная монологическая речь.

Использование метода моделирования в процессе обучения...

В статье рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Автор данной работы предлагает применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию...

Использование мнемотехнологии в развитии речи детей...

наглядное моделирование, вид деятельности, ребенок, модель, связная речь, коррекционный процесс... Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Использование метода наглядного моделирования в работе по...

связная речь, наглядное моделирование, ребенок, составление рассказов, вид моделирования, речевое развитие, наглядный материал, пейзажная картина, творческий рассказ, серия картин.

moluch.ru

Использование технологии наглядного моделирования в речевом развитии детей раннего возраста

«Использование технологии наглядного моделирования в речевом развитии детей раннего возраста»

«Учить  ребёнка  каким – нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…»

                                                                                     К. Д. Ушинский

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие.

В раннем возрасте ребёнок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Речь ребёнка является важным показателем его психического развития. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Слом, речь вроде бы развивается достаточно успешно и сама по себе, если жизнь ребёнка наполнена интересными  и разнообразными событиями и делами, а рядом с ребёнком – педагоги с богатой правильной речью и желанием общаться с детьми.

Проблема развития детей раннего возраста, в частности,  развития речи, обусловила выбор педагогической технологии: «Технологии наглядного моделирования».

Что такое моделирование, модель?

Моделирование – это исследование каких – либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Модель – это любой образ ( мысленный или условный, изображение, описание, схема, чертёж, график) какого – либо процесса. Наглядное моделирование используют при ознакомлении детей с природой, усвоения элементарных математических представлений, развитии памяти, воображения, развитии речи, развитии коммуникативных навыков.

В своей педагогической работе я хочу использовать технологию наглядного моделирования  в речевом развитии детей раннего возраста. Активная и целенаправленная работа по развитию речи методом моделирования форм устного народного творчества ( сказок, потешек)  будет способствовать:

- воспитанию у детей интереса к «художественному слову»;

- развитию, обогащению пассивной и активной речи, формированию знаний об окружающем мире, развитию памяти и воображению, формированию умения у детей вслушиваться в речь взрослого;

- развитию коммуникативных навыков: развитию свободного общения взрослого и детей, практическому овладению нормами русской речи, воспитанию интонационной выразительности речи детей;

- развитию художественного восприятия, эмоционального отклика при восприятии художественного материала, развитию элементов творчества: участвовать в инсценировках народных сказок, умению рассказывать сказки, потешки, используя картинки, символы – заместители наглядного моделирования.

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования: заместители, пиктограммы, мнемотаблицы.

ЗАМЕЩЕНИЕ – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве  заместителей удобно использовать бумажные квадратики, круги, овалы. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин, характера персонажа сказки.  Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка Ряба», а дети выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, т. е., каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на фланелеграф  в процессе чтения. Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами – заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Например, сказка «Теремок» - маленький круг серого цвета – это мышка, большой круг коричного цвета – медведь.

Отработка приёма происходит в результате повторяющихся заданий, содержание которых постепенно расширяется, обогащается. В дальнейшем можно придумать с детьми и новые сказки, используя готовые заместители. Этот вид моделирования можно использовать при чтении потешек – рассказывание потешки по картинке.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – это вид моделирования, направленный на развитие двигательной активности и на понимание слов.

Например, сказка «Лиса, кот и петух» , воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия, используя модели (ушёл, пришёл).

ПИКТОГРАММА – символическое изображение, заменяющее слова. Например, использование пиктограмм по сказке В. Сутеева «Под грибом».

В игру входят пиктограммы с изображением:

- слов – предметов: гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка;

- слов – действий: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растёт, светит, покажи;

- слов – признаков: большой, маленький, грустный, веселый;

- слов – предлогов: под, за, на, над, около, к.

МНЕМОТАБЛИЦА. Мнезис в переводе с латинского означает память. Особенность приёма – применение не изображения предметов, а символов. Заучивание стихотворений, потешек.

infourok.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта