Бульба максим cms


Юридический бизнес - единственный деловой журнал для юристов

Максим Бульба назначен на должность главы практики по вопросам защиты конкуренции международной юридической фирмы CMS. На этом посту он сменит Евгения Воеводина, возглавлявшего практику на протяжении пяти лет.

Максим Бульба имеет два высших образования по специальностям "юрист" и "лингвист-переводчик", полученных в МГУ им. Ломоносова и Московском лингвистическом университете. Свою профессиональную карьеру Максим начал в 2000 году юристом в московском представительстве французского офиса CMS и уже через пять лет занял позицию старшего юриста. С 2008 года Максим является партнером CMS.

Максим специализируется на вопросах корпоративного права, включая аспекты слияний и поглощений, антимонопольного законодательства; на вопросах, связанных с открытым размещением ценных бумаг и иными операциями с ценными бумагами, а также корпоративным управлением. В рамках сделок слияний и поглощений, а также сделок по корпоративной реструктуризации он консультировал иностранных инвесторов по вопросам российского антимонопольного законодательства и получения разрешений антимонопольной службы в связи с поглощениями компаний и активов, находящихся на территории Российской Федерации.

Московская команда CMS на протяжении 18 лет консультирует клиентов по различным вопросам антимонопольного регулирования в России и других странах СНГ. В 2008 и 2009 годах компания была признана лучшей в области защиты конкуренции в России по версии издания Chambers Europe.

"Исходя из потребности наших клентов в глубоких знаниях и опыте во все более сложной работе по вопросам конкуренции в международной правовой среде, мы намерены и далее инвестировать в это стратегически важное для нас направление, – говорит Жан-Франсуа Макер, управляющий партнер CMS в России. – Благодаря новому назначению Максима и поддержке второго партнера практики, Елены Жигаевой, CMS сможет продолжить развивать свою успешную юридическую практику в области защиты конкуренции".

old.legal-business.ru

CMS, Russia

CMS, Россия | Грядущие изменения российского законодательства о защите конкуренции: «Четвертый антимонопольный пакет»

Грядущие изменения российского законодательства о защите конкуренции: «Четвертый антимонопольный пакет»

Федеральный закон «О защите конкуренции» и связанные с ним законодательные акты в ближайшее время ожидают существенные изменения, основная часть которых вступит в силу с 5 января 2016 года.

«Четвертый антимонопольный пакет» был подписан Президентом Российской Федерации 5 октября 2015 года. Он знаменует очередной этап в эволюции российского законодательства о защите конкуренции, имеет большое практическое значение и, в значительной мере, направлен на устранение ряда административных барьеров и формальностей. Широко обсуждаемые поправки (далее – «Изменения») призваны заполнить некоторые существующие пробелы. Они затрагивают практически все направления антимонопольного регулирования и подразумевают, среди прочего, изменение существующих правил контроля за экономической концентрацией.

Соглашения конкурентов о совместной деятельности

Для бизнеса одной из наиболее значимых новелл является необходимость получения предварительного согласия ФАС России (далее – «ФАС») на заключение конкурентами соглашений о совместной деятельности при превышении определенных порогов: если суммарная стоимость активов их групп превышает семь миллиардов рублей либо суммарная выручка их групп за предыдущий год превышает десять миллиардов рублей. Под определение соглашений о совместной деятельности будет в частности подпадать создание совместных предприятий.

Ранее в данной сфере отсутствовали специальные нормы. Соглашения о совместной деятельности / создание совместных предприятий могли подпадать под общие правила о согласовании сделок экономической концентрации в зависимости от структуры проекта (например, при приобретении акций (долей) или активов). Однако во многих случаях создание совместных предприятий не требовало разрешения ФАС. Изменения представляются логичным и в целом позитивным этапом в развитии российского антимонопольного законодательства, во многом воспринимающего опыт Европейского Союза.

Объединение бизнесов конкурентами действительно может приводить к появлению более крупного игрока на рынке и, таким образом, влиять на конкуренцию. Кроме того, согласование внесет большую ясность в регулирование указанных отношений и позволит сторонам - конкурентам иметь определенную уверенность в том, что их соглашение / проект по созданию совместного предприятия не приводит к ограничению конкуренции, о чем будет свидетельствовать его согласование антимонопольным органом. Соответственно риски привлечения к ответственности в связи с заключением такого соглашения существенно снижаются. Участникам рынка, реализующим такие проекты, следует обратить внимание на Изменения и своевременно обращаться в ФАС за получением согласования. Предполагаем, что с учетом данных изменений и широкого определения понятия «соглашение о совместной деятельности» количество ходатайств о согласовании сделок, подаваемых в ФАС, возрастет.

Антиконкурентные соглашения

Изменения также затрагивают ограничивающие конкуренцию соглашения.

Картели

Так, существующий запрет на заключение картельных соглашений будет применяться не только к конкурентам - продавцам, но и к конкурентам - покупателям.

Вертикальные соглашения

Уточнен один из критериев допустимости для «вертикальных» соглашений (между продавцом и покупателем). Они допускаются, если доля каждой стороны только на том рынке, который является предметом соглашения, не превышает 20 %. Ранее, в отсутствие данного уточнения, буквальное прочтение закона приводило к тому, что указанный критерий мог быть применим, если доля каждой из сторон на любом товарном рынке не превышает 20 %.

Недобросовестная конкуренция и доминирование.

Нормы закона о недобросовестной конкуренции получили существенную детализацию и были дополнены новыми положениями (например, положения о дискредитации и смешении с деятельностью или товарами конкурента).

Иные заметные изменения затронут вопросы доминирования. По общему правилу, больше не может быть признано доминирующим положение субъекта, доля которого на соответствующем рынке составляет менее 35 %.

Прекращается ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 %, и отменяется отдельное основание для предварительного согласования сделок с их участием. Данные сделки необходимо будет согласовывать с ФАС только в случае превышения установленных финансовых показателей.

Изменения предусматривают возможность установления Правительством РФ правил недискриминационного доступа к товарам доминирующих субъектов, не являющихся субъектами естественной монополии, рыночная доля которых при этом составляет более 70 % (факт злоупотребления должен быть установлен решением антимонопольного органа).

Процессуальные вопросы и административная ответственность

Вступление в силу «четвертого антимонопольного пакета» приведет к ряду процессуальных изменений:

–  более активное использование антимонопольным органом предупреждений и предостережений;
   
–  создание коллегиального органа ФАС России для дачи разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства и пересмотра решений территориальных органов;
   
–  детализация процедурных аспектов рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускают возможность назначения антимонопольным органом минимального размера административного штрафа в отношении лиц, вторым и третьим добровольно заявивших в антимонопольный орган о заключении антиконкурентного соглашения (картеля). До настоящего времени предусматривалось лишь освобождение от ответственности того лица (группы лиц), которое первым заявило о заключении запрещённого соглашения.

Комментарий

Несмотря на безусловную важность Изменений для правоприменительной практики, в большинстве случаев они не потребуют от участников рынка немедленных действий. В то же время компаниям-конкурентам, предполагающим заключение соглашений о совместной деятельности (создании совместных предприятий) в 2016 году следует принять во внимание Изменения и планировать такие проекты с учетом возможной необходимости получения предварительного согласия ФАС.

Если у вас возникнут какие-либо вопросы в связи с настоящим информационным бюллетенем, просим вас связаться с экспертами CMS, Россия Максимом Бульба и Марией Ермолаевой или с вашим постоянным контактным лицом в CMS, Россия.

 

www.cms-russia.info

CMS, Russia

Уведомительный контроль за сделками экономической концентрации вскоре будет отменен

Законопроект об отмене уведомительного контроля за сделками экономической концентрации со стороны российских антимонопольных органов (ФАС России) был принят Государственной Думой во втором чтении 17 декабря 2013 года.

При этом законопроект не затронет установленных пороговых величин активов, при превышении которых требуется предварительное согласование ФАС России.

После принятия и вступления в силу законопроекта в его действующей редакции, согласованию с антимонопольными органами (в виде предварительного согласия) будут подлежать только сделки экономической концентрации, превышающие следующие пороги:

ПОРОГИ ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСОВАНИЯ СДЕЛОК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ
Cуммарная стоимость активов покупателя (и его группы) и объекта экономической концентрации (приобретаемого лица) > 7 миллиардов рублей и Стоимость активов объекта экономической концентрации (приобретаемого лица) > 250 миллионов рублей
ЛИБО
Суммарная выручка от реализации товаров покупателя (и его группы) и объекта экономической концентрации (приобретаемого лица) за последний календарный год

> 10 миллиардов рублей

и Стоимость активов объекта экономической концентрации (приобретаемого лица) > 250 миллионов рублей
ЛИБО
Какое-либо из задействованных лиц включено в Реестр хозайствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35 %.

Данный законопроект снимает определенные административные барьеры для инвесторов и является позитивным шагом в развитии инвестиционного климата в России.

Полагаем, что отдельные аспекты применения данного нововведения могут требовать дополнительных разъяснений на практике. Мы будем следить за дальнейшим развитием событий и информировать Вас о вступлении в силу и практике применения данного закона.

Если у Вас возникнут какие-либо вопросы в связи с настоящим информационным бюллетенем, просим Вас связаться с Максимом Бульбой и Еленой Андриановой или с Вашим постоянным контактным лицом в CMS.

 

www.cms-russia.info

CMS, Russia

Ипотечное кредитование: Новые условия допустимости соглашений между банками и страховщиками в отношении страхования рисков заемщиков

Новые антимонопольные требования к соглашениям между банками и страховщиками вступили в силу 21 декабря 2010 года и будут действовать до 19 мая 2013 года. Отныне разрешено сотрудничество между данными организациями в рамках ипотечного кредитования, а также усилена позиция страховщиков при взаимодействии с банками по страхованию рисков заемщиков.

Уважаемые дамы и господа!

Как мы сообщали ранее (см. Информационный бюллетень за август 2010 года), Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) выступила с инициативой расширить круг допустимых соглашений между банками и страховщиками, разрешив сотрудничество в рамках ипотечного кредитования. Проект был подготовлен с учетом практики применения антимонопольного законодательства и ставил целью улучшить положение сторон, взаимодействующих в ходе страхования рисков заемщиков при оформлении ипотечного кредита.

В развитие инициативы ФАС, новые правила допустимости соглашений между банками и страховщиками были приняты Правительством РФ в конце 2010 года. С практической точки зрения они содержат 3 важных нововведения:

1) 

появилась возможность сотрудничества между банками и страховщиками в рамках страхования рисков заемщиков на весь срок ипотечного кредитования, так как на случаи ипотечного кредитования более не распространяется общий запрет заключать договоры страхования на срок более 1 года;

2) 

ограничены сроки проверки банком страховой организации перед заключением договора о сотрудничестве по страхованию рисков заемщиков и введено требование ограничить список предоставляемых сведений и документов;

3) 

некоторые условия соглашений между банками и страховщиками пополнили список недопустимых.

Появление новой возможности для сотрудничества между банками и страховщиками в рамках ипотечного кредитования является, пожалуй, важнейшим из нововведений. Однако другие изменения антимонопольных требований (см. пп. 2) и 3) выше) также заслуживают внимания, тем более что они распространяются не только на случаи страхования в рамках ипотеки, но и на другие случаи страхования рисков заемщиков.

Возможность страхование рисков заемщиков на весь срок ипотечного кредитования

По общему правилу банк не вправе обязать заемщика застраховать риски по предоставлению кредита на срок, превышающий 1 год. Однако отныне данное правило не действует в отношении страхования рисков заемщиков в рамках ипотечного кредитования. Так, теперь в рамках сотрудничества между банками и страховыми компаниями допускается страхование рисков заемщика на весь срок ипотечного кредитования.

Исключение из общего правила не распространяется на случаи страхования ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по возврату кредита. При страховании других рисков, чтобы договор считался допустимым, необходимо предусмотреть в нем возможность внесения страховой премии в рассрочку с уплатой очередного страхового взноса не реже одного раза в год.

Ограничение банков в проведении процедур проверки страховой организации

Перед тем как вступить в сотрудничество, банки осуществляют проверку страховой организации на предмет соответствия определенным требованиям, которые каждый банк устанавливает индивидуально.

Так как на практике банки могли затягивать подобные проверки, запрашивая неограниченное количество сведений и документов, возникла необходимость на законодательном уровне исключить возможность злоупотреблений. Новые антимонопольные обязуют банк:

— 

ввести «закрытый» перечень сведений и документов, которые страховая организация должна представить в кредитную организацию для проведения проверки;

— 

закрепить максимальные сроки процедуры проведения такой проверки: не более 60 рабочих дней для проведения проверки и не более 10 дней со дня принятия решения для направления мотивированного ответа страховой организации о ее соответствии или несоответствии установленным требованиям.

Расширение перечня недопустимых условий соглашений между банками и страховщиками

Был также пересмотрен и расширен перечень недопустимых условий в соглашениях между кредитными и страховыми организациями по страхованию рисков заемщиков.

Во-первых, банки больше не могут ограничивать страховщиков в сотрудничестве с другими кредитными организациями. Таким образом, прекращено необоснованное ограничение прав страховщика на сотрудничество с различными банками для продажи страховых продуктов.

Кроме того, некоторые условия признаны недопустимыми как ограничивающие конкуренцию на банковском рынке. Отныне в рамках сотрудничества по страхованию рисков банк не вправе обязывать страховую организацию:

— 

размещать денежные средства на депозитах и в ценные бумаги данного банка,

— 

поддерживать остатки средств на счетах в данном банке в определенном размере,

— 

а также поддерживать обороты средств по расчетным счетам в данном банке в определенном размере.

В случае нарушения данных правил антимонопольный орган вправе признать соглашение между банком и страховой организацией противоречащим российскому законодательству о конкуренции и выдать предписание о частичном или полном прекращении такого соглашения. Виновные в нарушении также могут быть привлечены к ответственности согласно действующему законодательству.

Заключение

Новые условия допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями значительно расширяют возможности для их сотрудничества при страховании рисков заемщиков.

В особенности меняется к лучшему положение страховых организаций, которые долгое время на практике являлись менее защищенной, «зависимой» стороной при заключении подобных соглашений. Отныне банки ограничены в возможностях давления на страховщиков как посредством усложнения или затягивания процедур предварительной проверки перед заключением договора, так и посредством навязывания дополнительных, невыгодных для страховых организаций условий.

Если у Вас возникнут какие-либо вопросы в связи с настоящим информационным бюллетенем, просим Вас связаться с партнерами CMS Леонидом Зубаревым и Максимом Бульбой, или с Вашим постоянным контактным лицом в CMS.

www.cms-russia.info


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта